Volume: 4, Issue: 3

15/12/2012

In This Issue
Письмо к читателям
Цырлина Т.В. [about]
Дорогие друзья, постоянные читатели и новые посетители нашего сайта! Спешу порадовать – журнал набирает обороты, а число желающих прикоснуться к кладези российской и американской педагогической мысли перевалило за 25 000, что само по себе замечательно. Правда, у нас еще остались «белые пятна» в Латинской Америке и на африканском континенте, но все же педагоги, студенты и общественность из 114 стран нас читает, так что есть перспективы к развитию и интересные планы на будущее. Боюсь показаться чересчур пафосной, но представляемый вам выпуск журнала, действительно, особый – по эмоциональному накалу, по количеству и качеству статей, по личностной неравнодушной позиции авторов и по актуальности самой темы. Нет, речь пойдет не о реформе российской школы, не о новых образовательных стандартах и даже не о ЕГЭ, хотя все это, несомненно, важно. Мы сегодня попытаемся прикоснуться к более серьезным пластам воспитательного процесса и таинствам человеческой души, к теме, которая долгие годы замалчивалась в России и уж точно до недавнего времени не обсуждалась на уроках в российских школах. Вы, по-видимому, догадались –речь пойдет о Холокосте...
Константин Николаевич Вентцель: защитник прав свободного ребенка
Богуславский М.В. [about]
Русскому национальному духу всегда было присуще стремление к развитию до возможного предела, потребность поступиться имеющимся хорошим ради абстрактного лучшего, что нередко приводило к результатам, противоположным ожидаемым. Пожалуй, как никто другой, эту черту российского менталитета в педагогике воплотил Константин (полное имя - Константин Ромео Александр) Николаевич Вентцель (1857—1947), после Льва Николаевича Толстого крупнейший российский теоретик и практик свободного воспитания. Прожив почти век, он вынес вместе с Россией и редкие дни ее счастья, и десятилетия тяжести и невзгод. Его жизнь символизировала необычайную глубину и протяженность разрабатываемых им идей.
Таинство добра
Локк, Хьюберт [about]
Почти три четверти века отделяют нас от все разрушительных событий, которые вошли в историю под названием – Вторая мировая война. Неудивительно, что и сегодня это событие привлекает внимание множества самых разных ученых, пытающихся найти ответы на волнующие человечество вопросы, определиться с пониманием причин случившегося, а возможно, и дать объяснения произошедшему. Долгие годы мы, американцы, считали себя главными героями эпических победных маршей Второй мировой войны. Нас никак не смущал тот факт, что Америка вступила в войну лишь спустя несколько лет после ее начала, нам и сегодня нравится думать, что именно участие США стало отправной точкой в победе над Германией и освобождении Европы после открытия союзниками второго фронта в июне 1944 года. Однако, по свидетельству британского историка Нормана Дейвиса, по крайне мере, не менее (если не намного более) значительные бои происходили на восточном фронте между фашистскими и советскими войсками. Дейвис справедливо указывает, что и с точки зрения человеческих жертв в борьбе против Германии их число со стороны США составило 143 000 солдат, а со стороны Советского Союза – одиннадцать миллионов.
Попробуй походить в чужой обуви: личностно-ориентированный подход к изучению Холокоста и геноцида
Дженсен, Кимберли Дж. [about]
Холокост остается пугающим и страшным событием в истории, страшным не только своими ужасающими размерами, но и наглядным примером человеческой способности творить абсолютное зло. Холокост убедительно показывает, как путем изощренных манипуляций личные предубеждения и вражда превращаются в коллективную ненависть. И что более важно, Холокост – это еще и символ бездействия людей перед лицом кажущихся им «незначительными» случаев несправедливости (Wiesenthal, 1969/1998); это еще и вечное напоминание, что вина за случившееся лежит не только на власть предержащих, но и на обычных гражданах. Поистине Холокост олицетворяет всех и каждого из нас: наше прошлое, настоящее и будущее. Алкаладж (Alkalaj, 1998) считает, что каждый человек несет ответственность за геноцид, «поскольку каждая жертва есть частичка одного общего – собирательного образа нас» (стр. 104, выделено в первоисточнике). Единственной преградой, которую можно поставить на пути геноцида, является осмысление его истоков – индивидуального и общественного непризнания, поношения «иного, отличного от нас». Именно на педагогах лежит ответственность за воспитание учащихся в духе высокой морали и способности к рефлексивному мышлению (Dewey, 1933; Kohlberg, 1976; Purpel, 2010; Volf, 2011). Подобная деятельность, однако, предъявляет и особые требования к учителю, который должен быть предан истине и способен противостоять пристрастной риторике, ведущей к отчуждению людей друг от друга.
Проблемы в процессе преподавания и воспитания Холокостом и возможности их практического преодоления в классе
Бойер, Эрик [about]
Воспитание Холокостом уходит корнями в саму жизнь. Оно помогает понять ценность человеческой жизни и важность принадлежности к «роду человеческому» в исторической перспективе. На сайте Мемориального музея Холокоста Соединённых Штатов Америки приводится десять причин, по которым Холокост должен войти в программу преподавания общественных дисциплин. В основании названных причин лежит следующая идея: осмысление столь переломного момента в истории надо начинать с осмысления того, что значит быть человеком, и, в более широком смысле, что значит быть нравственным в условиях множества и разнообразия культур. Восьмая причина изучения Холокоста, заявленная на вебсайте, состоит в том, что «размышления об этих событиях помогут учащимся осознать ценность плюрализма и принять разнообразие культур в обществе» (www.ushmm.org/education).
Осознание истории: ежи и лисы
Роден, Уильям [about]
Хьюи рассказывал, что во время Первой мировой войны наши американские «пончики» высадились во Франции со своими ручками для метел. …Мне было девять или десять лет, а ирландец Хьюи был ветераном Первой мировой. Он воевал в составе орденоносного британского подразделения – Королевских Ирландских стрелков. История этого полка насчитывает несколько столетий, они и сейчас участвуют в боевых операциях за границей. Хьюи родился в 1896 году в Ирландии. Работал сварщиком на строительстве «Лузитании» и своими глазами видел, как Гарри Гудини закрыли в герметичном контейнере и сбросили с моста в его родном городе Белфасте. Молодой пехотинец Хьюи, прятавшийся под искореженным танком, наблюдал за воздушным боем легендарного немецкого военного аса по прозвищу Красный Барон на его ярко-красном трехкрылом истребителе из подразделения «Воздушный цирк». Хьюи рассказывал, что практически всегда мог определить, когда умирает солдат – он обычно перед смертью просит сигарету.
Культура памяти как условие формирования толерантности: феномен Холокоста и проблемы преподавания в российских школах
Каменчук, И.Л. [about], Листвина, Е.В. [about]
Задумываться над прошлым и будущим необходимо – и не только посредством факторов и предпосылок объективных, но и субъективных: каким образом человек осмысливает прошлое, с каких позиций, ради чего. История должна присутствовать в памяти современного человека, пробуждая его к размышлениям, к волнениям мысли и души, к поискам утраченного времени и вновь нарождающегося смысла. Без памяти не может быть ни человека, ни человеческого общества, ни культуры. Культура памяти представляется важной неотъемлемой составляющей гуманитарной культуры личности, служащей основанием формирования толерантности. "Лишая себя памяти о добре и милосердии, равнодушно, проходя мимо чужой беды или несправедливости, мы открываем в наш мир дорогу злу, насилию, ненависти. Мы убиваем в самих себе нашу человеческую сущность. Зло, равнодушие, которое мы впускаем в наш мир и собственные души, обязательно обернутся против нас самих! " – это слова ученика МОУ СОШ п. Бурный Энгельсского района Саратовской области К. Снхчян, победителя конкурса "Память о Холокосте – путь к толерантности".
Образовательный ресурсный центр Холокоста штата Вашингтон: о чем болит душа
Кеннеди, Илана Коун [about]
Я работаю в Образовательном ресурсном центре Холокоста штата Вашингтон, и каждый день мне приходится сталкиваться с самыми ужасными цифрами – количеством концентрационных лагерей, человеческих жертв, страданий и подвигов. В этом году исполнится десять лет моей деятельности в качестве директора Центра. Очень часто, встречаясь с разными людьми и называя им место своей работы, я сталкиваюсь или с жалостью к себе, или с желанием замолчать и сменить тему разговора. Пожалуй, главный вопрос, на который мне приходится отвечать все эти десять лет, звучит так: «Это, наверное, очень тоскливо и сильно Вас подавляет?» До недавнего времени, отвечая на подобные вопросы, я всегда говорила об удивительном вдохновении, которое черпаю от педагогов и воспитателей, работающих по теме Холокоста. Каждый учитель, взявшийся за преподавание этой темы, (не входящей в школьную программу), отличается творческим подходом к делу, высоким уровнем мотивации и глубиной проникновения в проблему. Все десять лет не перестаю изумляться усилиям и настойчивости этих педагогов.
Проведение уроков по теме Холокоста в Южной Калифорнии: образовательные перспективы и возможности
Пиерсон, М. [about], Мареска, Кэтти [about]
Лишь немногие учителя сомневаются в важности преподавания, содержание которого основано на основополагающих исторических событиях. Многие из нас приветствуют возможность организации нравственных дискуссий с учащимися, особенно в средней школе. Однако, преподавание темы Холокоста и конкретных уроков, которые можно усвоить в рамках такой непростой темы, несет в себе ряд сложностей. Прежде всего, подготовка таких уроков требует от учителя значительно большего времени, а их проведение осложняется еще и необходимостью высокого эмоционального накала. В настоящей статье предпринята попытка ответить на вопрос, почему все же так важно проводить уроки по теме Холокоста. Здесь также приводятся учебные материалы из опыта работы одного из авторов статьи и список полезных ресурсов и источников.
Почему я учу пятиклассников Холокосту
Адлер, Нэнс М. [about]
Когда в 2006 году, руководитель школьной программы по иудаизму, попросил меня начать преподавание Холокоста в пятых классах, я еще не очень представляла себе противоречивый характер воспитания и обучения детей этого возраста. Правда, я знала, что такие уроки велись и раньше, но не непосредственно до меня. Приступив к изучению вопроса, я обнаружила, что отношение к подобным урокам весьма неоднозначно. Такие оценки как «педагогически необоснованно» и «ошибочно с точки зрения развития ребенка» нередко звучали в ходе педагогических дискуссий. Однако, учитывая, сколько крови и жестокости наши учащиеся ежедневно видят на экранах телевизоров, в видеоиграх, кинофильмах и книгах, мне было сложно поверить, что якобы не существует никаких педагогически обоснованных и сензитивных данному возрасту способов обучения Холокосту. Вооружившись, с одной стороной, озабоченностью своих коллег, а, с другой, своей собственной решимостью, я начала составлять планы и программу уроков, которые бы дали детям представление об этом важном периоде истории еврейского народа и помогли бы воспитать в них такие убеждения и такую ответственность, которые не позволят допустить повторения подобных преступлений.
Тема Холокоста в контексте этнокультурного образования
Горских О. В. [about]
В современной социокультурной ситуации история Холокоста и проблема преподавания данной темы в школах вызывает глубокий интерес не только педагогического сообщества, но и общественности. Почему же так важно именно сегодня знать и изучать трагедию одного народа, когда в условиях глобализации, казалось бы, весь мир включен во всеобщий этнокоммуникационный процесс, а межкультурное взаимодействие между разными странами и этносами стало многомерным и постоянным? Дело в том, что глобализация заключает в себе как центростремительные, так и центробежные силы, остро обозначая тенденции к унификации культур, актуализируя тем самым проблему сохранения этнической идентичности и этнокультурной самобытности народов. К сожалению, открытое позиционирование этносами национального языка, культуры, религиозных взглядов зачастую ведет к противостоянию этнических сообществ и служит вызовом для проверки толерантности людей. Именно поэтому в наши дни, когда мир сотрясают межнациональные конфликты, распространяется ксенофобия, нетерпимость к представителям другой нации, другой культуры, носителям иной модели поведения и логики мышления, возникает опасность повторения геноцида народов.
Изучение проблемы Холокоста как один из способов формирования толерантности обучающихся (из опыта работы)
Сергеева М. В. [about], Чуркина М. В. [about], Чуркина М. В. [about]
В современном мире существует множество нерешенных проблем – экологических, политических, экономических и прочих. Но, на наш взгляд, особенно остро стоит проблема толерантного отношения к людям другой национальности, взглядов, культуры, расы и т.д. Причем данная проблема касается всего мира, а не только определенных стран. История XX века больше ставит вопросов, связанных с этой темой, чем дает ответы на нее или способы решения. Поэтому современному школьнику сложен для понимания и осмысления этот период. Особенно тяжело учителю на уроках истории объяснить и правильно растолковать обучающимся идеи таких политических течений как коммунизм, нацизм – то есть тех, которые во главу угла ставили ценности государства, а не отдельного человека с его правами и свободами, как это делается в привычном для сегодняшних учеников демократическом обществе. Как объяснить им, что политика нетерпимости страшна даже на бытовом уровне, а в масштабах государства она может перерасти в катастрофу мирового масштаба. Судьба еврейского народа во время Второй мировой войны является тому подтверждением.
Без прошлого нет будущего (из опыта работы школы по теме «Холокост»)
Бабич Э.А. [about], Корякова А.А. [about], Архипова В.А. [about], Бабич Э.А. [about], Корякова А.А. [about], Архипова В.А. [about]
МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбурга реализует программу «Школа –территория толерантности», целью которой является воспитание у учащихся необходимых каждому современному человеку качеств толерантной личности. На наш взгляд, именно толерантность способна предотвратить повторение в будущем трагических событий Второй мировой войны. Созданная нами модель формирования толерантных установок в школе комплексно наполняет толерантным содержанием главные «блоки» образовательной системы: обучение, воспитание и развитие. Активными сторонниками программы становятся все участники образовательного процесса – школьники, педагоги и родители, а также различные общественные институты, сотрудничающие со школой. За время реализации программы накоплен большой опыт проведения урочных и внеурочных мероприятий по воспитанию толерантной компетентности и просвещению обучающихся о Катастрофе, элементами этого опыта мы и хотим поделиться в данной статье. В рамках подготовки и проведения Международного Дня памяти жертв Холокоста в школе проводятся тематические уроки, классные часы, диспуты, закрытые показы и обсуждение художественных и документальных фильмов, внеклассные мероприятия.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum