Volume: 7, Issue: 2

1/08/2015

In This Issue
Письмо к читателям
Цырлина Т.В. [about]
Нынешний номер журнала не совсем обычен, поскольку полностью составлен из статей авторов, работающих в рамках системного подхода к воспитанию и социализации детей и молодежи, основы которого заложила известный российский ученый Людмила Ивановна Новикова. А в качестве приглашенного редактора номера выступила Наталья Леонидовна Селиванова, последователь и продолжатель идей Новиковой, нынешний руководитель Центра стратегии и теории воспитания личности «Института стратегии развития образования Российской академии образования».
Социально–личностное воспитание С.Т. Шацкого
Богуславский М.В. [about]
Без преувеличения можно сказать, что С. Т. Шацкий – это совесть российского учительства, хранитель и продолжатель его лучших традиций. Станислав Теофилович Шацкий родился 13 июня 1878 г. в селе Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии в многодетной семье мелкого военного чиновника. В 1881 г. семья Шацких переехала в Москву. В 1896 г. он окончил Московскую гимназию (1; с. 117). Один из лучших учеников гимназии, Шацкий отвергал далекое от жизненных потребностей образование, отчужденный характер отношений между учениками и учителями, формальный характер обучения. Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады. «Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали», – напишет Станислав Теофилович позднее. Из гимназии Шацкий вынес убеждение: «Так не надо ни учиться, ни учить» (1; 118). Дальнейшую биографию С.Т. Шацкого образно представил С.Л. Соловейчик в «Часе ученичества»: «Сначала Шацкий сам учился учиться. Он был типичным «вечным студентом». Обучался на естественном факультете Московского университета, затем учился в консерватории, потом поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию и стал любимым учеником Климента Аркадьевича Тимирязева.
Научная школа Л.И. Новиковой
Мудрик A.В. [about], Селиванова Н.Л [about]
Жизнь каждого человека во многом определяется встречами. Встречами с самыми различными людьми, которые играют ту или иную роль в том, как складывается семейное благополучие, профессиональная карьера, дружеские отношения. В жизни некоторых людей случаются встречи, которые определяют судьбу. Таким судьбоносным человеком была Людмила Ивановна Новикова (1918 – 2004), о которой мы и хотим рассказать. Л.И. Новикова родилась 22 января 1918 года в г. Горки, Белоруссия. В 1941 году окончила механико-математический факультет МГУ. Вся последующая жизнь Людмилы Ивановны была связана с народным образованием. Начинала она как учитель математики. В эвакуации во время Великой отечественной войны работала в одной из школ Алтайского края, вела математику, физику, астрономию, санитарное дело и немецкий язык. Все время стремилась на фронт, так как окончила курсы медицинских сестер, но в школах не хватало учителей, и ей было отказано в ее просьбе: послать на фронт. В 1944 году стала директором средней школы в Московской области.
Российское воспитание: эпоха перемен?
Селиванова Н.Л [about]
Существенные изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе в целом и в системе образования в частности, а также вызовы, которые диктует дальнейшая ситуация развития как мира, так и России, определили необходимость осмысления объективного состояния современной отечественной теории и практики воспитания и выбора стратегии их дальнейшего развития. Очевидно, что этот выбор не может быть случайным, а должен базироваться на разработке современных научных основ развития теории и практики воспитания. Последнее поможет существенно обновить теорию, которая, в свою очередь, станет основанием для внесения инноваций в практику воспитания и базой осмысления существующей практики с точки зрения ее воспитательной эффективности. В данной статье автор размышляет о состоянии российского воспитания на основе анализа более 2000 заявок и отчетов, поступивших в последние десять лет в различные фонды по самым разным аспектам воспитания. Автор также имеет возможность постоянно анализировать как массовую, так и передовую практику воспитания, используя для этого личные наблюдения; интервью с педагогами, сотрудниками органов управления образованием и с родителями учащихся; изучение школьной документации и материалов конференций различного уровня, посвященных проблемам воспитания. Все это, на наш взгляд, позволяет выявить основные характеристики развития российского воспитания и наметить его возможные направления.
Детско-взрослая общность: преемственность идей коллективного воспитания в современном образовании
Шустова И.Ю. [about]
В статье обозначены важные для современного образования идеи коллективного воспитания. Дана сравнительная характеристика понятий «детский воспитательный коллектив» и «детско-взрослая общность». Под детско-взрослой общностью понимается первичная контактная группа детей и взрослых, возникающая вокруг сходных потребностей и интересов и осуществляющая пересечение ценностей и смыслов участников в общем эмоциональном переживании, совместной деятельности и общении. Выделены возможные тенденции коллективного воспитания в современном образовании: введение понятия детско-взрослой общности, ее со-бытийной характеристики как качественного признака воспитания в общности; изучение процессов обособления и отождествления школьника в общности; видение путей управления детским коллективом как социальной системы, при со-действующей позиции педагога в нем.
Владимир Абрамович Караковский
Степанов П.В. [about], Степанова И.В. [about]
Говорят, есть такие люди, которые заставляют земной шар крутиться, которые вносят в этот мир такое, что остается в нем на десятилетия, которые, однажды встретившись с вами, могут изменить вашу жизнь. Если говорить о мире образования, то таким человеком в нем был Владимир Абрамович Караковский (1932-2015). Его имя известно многим специалистам в Америке, Европе, Азии, а в России о нем знают, пожалуй, все педагоги. Владимир Абрамович был одним из тех, кто привнес в образование не только новые методики работы с детьми, но и способствовал демократизации всей школьной жизни. Биография Владимира Абрамовича неразрывно связана со школой. По окончании в 1953 году Челябинского педагогического института он работал сначала учителем русского языка и литературы в школе № 48, с 1962 года – директором Челябинской школы № 1. Защитив в 1977 году под руководством Людмилы Ивановны Новиковой кандидатскую диссертацию, Караковский с этого же года возглавил среднюю школу № 825 г. Москвы2, директором которой, теперь знаменитой на всю страну «школы Караковского», он проработал 34 года.
Воспитательная деятельность педагога: принципы гуманизации пространства детства
Демакова И.Д. [about]
В Юбилейном издании «Институт теории и истории педагогики: 1944 — 2014 (М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014) в статье «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи. Научная школа Л.И. Новиковой» выделено 5 поколений ученых, научным руководителем которых была Людмила Ивановна Новикова. Читая этот текст, понимаешь, что каждое новое поколение, опираясь на принятые в научной школе основополагающие идеи, на труды предшественников, разрабатывало новые направления, которые в те или иные годы были особенно актуальны. В 80-ые годы под руководством Л.И. Новиковой началась разработка феномена «Воспитательная система школы». Воспитательная система школы Воспитательная система школы, по определению Л.И. Новиковой, это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которой она создается; деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию системы в целостность. Воспитательная система — это открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса — в форме противоречия между системой и личностью, традициями и инновациями (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Основная цель воспитательной системы — личностное развитие школьников (1, 16).
От Всемирной паутины к лесной паутинке: Педагогические размышления о работе с детьми мегаполисов
Степанов П.В. [about], Степанова И.В. [about]
Несколько лет назад в одной из самых обычных школ самого обычного города произошла весьма нелепая история, которая, в общем-то, могла произойти и в любой другой школе. Ученики второго класса, обсуждая вместе с учителем тему друзей и дружбы, к немалому удивлению последнего завели разговор о… компьютере как о ближайшем для многих из них друге. Сегодня такие истории стали вполне обычными и вызывают у взрослых разве что снисходительную улыбку. Но именно над этой «обычностью», на наш взгляд, и стоит призадуматься. Не является ли она признаком какого-то недуга, охватившего наше урбанизированное общество? И это отнюдь не компьютерная или интернет-зависимость, о которых уже давно говорят врачи, психологи, педагоги, родители. Думается, что проблема здесь в другом. Она намного шире и намного серьезней. Это проблема нашей излишней привязанности к технике вообще и связанного с ней отчуждения от природы.
Ценности дополнительного образования детей в создании воспитательного пространства социума
Алиева Л.В. [about]
Новый этап развития российского образования характеризуется возрастанием значения воспитания как его основного ценностного блока, процесса педагогически организованного развития человеческой личности. Приоритет воспитания в модернизируемой системе образования закреплен в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Система дополнительного образования занимает в нашей стране особое место. Это отечественная историческая, социально-педагогическая реальность и потребность в развитии общества через расширение образовательно-воспитательного пространства – среды позитивной социализации человека, его гражданского и культурного становления. В основе системы дополнительного образование лежит особая деятельность (индивидуальная и коллективная, трудовая и познавательно-интеллектуальная, культурологическая и социально значимая), интегрирующая в себе обучение и самообразование, воспитание и самовоспитание. Это пространство воспитания Человека, а не только личности; формирования новых качеств, компетенций, субъектных статусов, ролей, позиций в образовательной и общественно значимой деятельности.
Если школьники – члены современных неформальных молодежных объединений, что делать школе?
Беляев Г.Ю. [about]
Кто сегодня задает образцы поведения, навыки общения и жизненные ценности в школе? Предполагается, что педагог делает все, на что он профессионально способен как учитель и воспитатель, поскольку школа есть необходимая и неотъемлемая часть общества. На наш взгляд, некорректно ограничивать современного учителя лишь задачами обучения, и при этом делать вид, что ни учителю, ни обществу неважно, кто и как вовлечен в процесс обучения. Все чаще школа сталкивается с ситуацией, когда инициативу социализации перехватывают сомнительные по своим целям и ценностям неформальные объединения подростков и молодежи, а авторитетами в деле воспитания становятся молодежные вожаки, призывающие к антиобщественным выходкам. Возможно, подобное происходит, в том числе, и по причине непонимания происходящих с подростками событий, явлений и превращений. Сегодня заметно падает социальный авторитет учителей, он вытесняется сильным «антишкольным» влиянием неформальных молодежных группировок, социализирующие усилия, а также и последствия влияния которых часто не имеют ничего общего с усилиями учителей по воспитанию подростков. Это часто приводит к дополнительным трудностям в социализации, иногда к самым болезненным проявлениям конфликта поколений, к их «взаимонепониманию», а порой и к социальному насилию и прямым актам расовой и религиозной ненависти. Что же может сделать школа в таких условиях? Следует ли им немедленно призывать на помощь полицейских или стоит использовать какие-то новые, педагогически более адекватные методы? Должны ли учителя действовать импульсивно-жестко или реагировать более продуманно на складывающиеся ситуации, когда подопечные начинают реализовывать себя в стиле пресловутого «молодежного бунта»? Стоит ли школе репрессировать молодежную субкультуру или научиться грамотно реагировать на нее? Вот в чем, на наш взгляд, и педагогическая проблема, и социальная цена данного вопроса.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum