Volume: 1, Issue: 1

1/05/2009

Директор, которого ждут
Щуркова Н.Е. [about]

Hового директора давно ждет школа.

Его фигура всегда как-то выпадала из системы воспитания детей, потому что вопрос духовного становления личности в процессе школьного обучения отдавался на откуп организатору внеклассной деятельности, в последние годы преобразовавшейся в развлекательную деятельность.

Вчера с действительным отсутствием реального директора мы смирялись, (номинально, он всегда наличествовал в каждой школе!), потому что процесс воспитания вообще был выброшен за границы профессиональной заботы о человеке как личности, и вместо этого предложено было школьным работникам занятие по наполнению научной информацией будущего функционера общества. ..

Сегодня, оборотивши педагогический взгляд на плоды нашей глупой двадцатилетней беспечности, мы вернулись было к процессу воспитания как нашей основной профессиональной работе, но – сидим у разбитого корыта…

Остатки прошлого воспроизводятся, копируются, вспоминаются… – и не принимаются в итоге. А субстанция нового воспитания плохо улавливается на развалинах нашего профессионального сознания и идеологического вакуума школьной социальной среды.

Теперь вдруг остро и настойчиво стала ощущаться необходимость в лице чрезвычайной важности – ДИРЕКТОРЕ. Надоело топтаться в болоте – педагог жаждет профессионального плавания. Плывущему же кораблю нужен капитан.

Команда, возглавляемая директором, ожидает педагогической стратегии.

КУДА ПЛЫТЬ?

Новое время породило новую педагогику. Новая педагогика разрабатывает новое воспитание. Ключевым вопросом воспитания является именно вопрос цели воспитания как конечного результата педагогической деятельности. Стратегическую сторону работы школьных педагогов обеспечивает директор школы. Он должен вести за собой коллектив школьных педагогов, вооруженный высокой идеей формирования достойного человека, способного строить достойную жизнь.

Его педагогическая мысль постоянно направляется, как стрелка компаса, на образ выпускника школы, духовное развитие которого должно отвечать уровню современной культуры и непременно намного превышать уровень развития первоклассника...

И потому вся система деятельности подчиняется цели воспитания, и, что ни делается в школе, выверяется директором школы критерием цели воспитания. Он должен увидеть за разнообразием организуемой деятельности, чистотой пола, гигиеной туалетных комнат, тишиной учебных занятий, красивой одеждой учащихся, их речью и манерами, устройством кабинетов, гардероба, столовой, а также за обустройством собственного кабинета – образ юношества, выходящего из школы на самостоятельную дорогу жизни в роли достойного Человека.

Директор – это практический философ воспитания, а философия в качестве солнца, освещающего общие вопросы жизни, помогает обнаруживать и создавать основополагающие элементы системы подготовки ребенка к жизни. Наверное нескоро удастся избавиться директору школы от забот технических, экономических, бюрократических... Директор не может быть «хозяйственником», чиновником-холопом, ему как стратегу надо заглядывать в Гегеля, знакомиться заново с Марксом, осмысливать Бахтина, Кагана, положить на стол и читать Э. Фромма, В. Франкла, – и великих педагогов мира, начиная с Сократа.

Но вот что пишут дети одной школы в анкете «Если бы директором был я…»:

  • Оснастили бы кабинеты современным оборудованием – 34% учащихся.
  • Поменяли бы компьютеры на жидкокристаллические – 28% учащихся.
  • Ввели бы новые технологии в обучение – 29% учащихся.
  • Произвели бы евроремонт в школе – 24% учащихся.
  • Обновили бы школьный библиотечный фонд – 15% учащихся.
  • Повысили бы зарплату учителям – 8% учащихся.
  • Сначала мы умилялись при ознакомлении с результатами: такими милыми выступают дети, беспокоясь о повышении технического оснащения… Но кто-то сказал из педагогов: «Они думают, что материальные средства определяют характер школы…» Действительно, ни один не затронул межличностных отношений. Отношения располагаются вне сферы внимания и стремлений наших детей…

    В других школах дети в воображаемой роли директора школы вводили апельсиновый сок, избавляли всех от шума и стулья меняли на мягкие кресла.

    Нелицеприятные для директора пожелания.

    Центрированность внимания на материальных предметах и физических условиях существования вызывает подозрение на полное отсутствие воспитательного процесса в этих школах.

    А главное – дети нечаянно выразили отношение к директору как к лицу технического обслуживания, педагога в нем дети вовсе не видят. Получи они мягкие кресла, чистые туалеты, соки на завтрак, они забыли бы про его существование. Не странно ли, что приглашенный анкетой к фантазии беспредельной, школьник не фантазирует... Такова сегодняшняя реальность.

    В далекой школе поселка Барсово дети второго класса написали и повесили в учебном кабинете плакат с изречением Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Для них Сократ оказался близким помощником в конструировании собственного поведения. Если уж детям нужен философ, значит, пора руководителю школы поднять глаза от водопровода к звездам.

    И тогда дети станут ожидать встречи с директором. Не того минутного коридорного столкновения, когда появление директора разметает потоки детей по стенам, оставляя директору середину коридора, а той духовной встречи, когда ставится вопрос жизни и задается импульс для практического его решения каждым учеником самостоятельно.

    Такая встреча уже и название получила – «5 минут директора школы». Дети ожидают разговора «о жизни вообще». Они учителей просят: «Расскажите что-нибудь», но учитель не слышит зова помощи, он склонен подозревать злой умысел в этой просьбе. Каким бы был праздником жаждущей души школьника такой разговор о жизненных проблемах человека на земле – круг материальных интересов расширился бы и охватил мир души и проблем жизнеустройства.

    Если директор – философ, содержание воспитания взмывает вверх, обеспечивая духовное обогащение личностной структуры школьника.

    Однако основанное на новой педагогике, философски осмысленное воспитание организуется на иных механизмах становления личности, чем это нам казалось ранее. Искусство воспитания от века к веку утончается и усложняется. Житейско-бытовые позиции в подходе к воспитанию, столь привычно-традиционные, явно непродуктивны.

    Только основательная научно-педагогическая и психологическая подготовка является базой профессионализма школьных работников, потому как работа с людьми – а с детьми тем более – всегда творческая по природе своей: время бежит стремительно, мир на глазах меняется, дети развиваются очень быстро, педагогу приходится разрабатывать свои методики соответственно бегущему времени и росту детей. Он творит ежедневно при постоянно меняющихся обстоятельствах.

    Директор поддерживает установку на творчество, санкционирует всяческие проявления новаций, поисков, но обязательно озабочивается постоянным развитием... способности созидать новое. Для этого обеспечивается система всеобщего последипломного образования разными путями и формами.

    То, что учителя постоянно учатся, удивляет маленьких школьников: «Как,разве учителю надо учиться?», но является привычным для старших, им нравится, что их педагог куда-то ездит на учебу, они просят: «Расскажите, чему вас там учат…» Иногда учитель рассказывает и передает полученную информацию детям, на что они откликаются так: «А когда Вы еще поедете учиться?», и ожидают следующей встречи.

    Их измотал низкий уровень взаимного общения с учителями, которые изрекают банальные истины, общие места и мыслят все слабее и реже.

    Директор не может этого не видеть. Такое не может не озабочивать директора, как если бы капитан корабля стал замечать, что штурман теряет квалификацию, что работа боцмана не соответствует требованиям ситуации плавания.

    КАК ПЛЫТЬ?

    Вопрос «Как плыть?» не менее важен.

    Поэтому нужно лицо, концентрирующее всю совокупность социально-психологических факторов школьной действительности. Таким лицом должен стать директор в качестве ведущего педагога.

    Обеспечение профессиональной адекватности возлагается на организационную деятельность администрации школы. А директор – глава этой администрации. Поэтому он должен уметь сопрягать целевые идеи воспитания с профессиональной компетентностью школьных специалистов.

    Школьные педагоги ждут не монарха с указующим жезлом и незыблемыми императивами, а педагога-мыслителя, организующего безмерное и непрерывное повышение профессионального мастерства. А если точнее и грубее, то – помогающего обрести коллегам педагогический профессионализм, которым не оснастил педвуз, обучая студента лишь мастерству преподавательскому.

    И в этой роли директор становится помощником для всех членов коллектива. Его зовут на уроки: «Посмотрите, что у меня не так?» К нему приходят на консультацию: «Не устроить ли интеллектуальный марафон?» Ему несут предложения: «Нужна дискотека классической музыки»…
    И дети, и учителя нуждаются в директоре как лице, фокусирующем школьные вопросы и оказывающем помощь в силу своих полномочий
    и профессионализма.

    Он не допустит в День святого Валентина грязный зеленый ящик перед входной дверью и на нем неряшливый призыв: «Пишите любовные послания». Зато он с радостью примет идею творческого конкурса «Мастер на все руки», поддержит замысел «Урока в лесу», поспособствует проведению «Бала весеннего равноденствия», примет участие в Литературной гостиной, пригласит генерала-артиллериста, поможет оборудовать библиотеку для самостоятельной учебной работы детей. Всем предоставляется поле творческих выдумок: «состязания всех музицирующих», «всех поющих», «всех пробующих писать стихи», «чтецов», «танцоров», «рассказчиков», «шьющих платья», «вышивающих», «мастеров по ремонту электроприборов», «рисующих», «ремонтирующих одежду», «пекущих пироги» и т.д.; «добрые дела на земле: для маленьких и слабых, для стареньких и мудрых, для гуляющих рядом со школой, для живущих в школе, для того, кто рядом с тобой, а также ежедневные добрые дела – для твоих близких, тобою любимых»; «презентация моего «Я»: что люблю, что умею, что творю, чему учусь, что приемлю и чего принять не могу, о чем мечтаю, но про это молчу»...

    Общешкольные дела имеют огромное влияние на личностное развитие учащихся. В общешкольных делах ребенок – публичное лицо, он представительствует в обществе свое «Я», утверждая и развивая свое «Я», а главное – приобщаясь к созиданию, без которого инстинкт разрушения задавит его личность.

    От директора зависит система школьных традиций: культурных, этических, эстетических, гигиенических, учебно-познавательных, а значит, общественное мнение школы. Правда, надо только, чтобы рядом и вместе был школьный совет, педагогический совет, родительский совет, попечительский совет – создатели традиций, хранители традиций, кураторы традиций.

    Директор в общении с людьми в качестве главного лица школьного воспитания являет высокий пример обращения и общения с человеком...
    Научила ли его жизнь такому тонкому искусству, сам ли он подглядел за реальностью и овладел увиденным, на курсах ли шлифовали его умения общаться либо по книжкам он этому выучился – никто не спрашивает у директора об этом. Но все хотят видеть в его поведении эталон манер и стиля общения.

    Ему подражают дети, от него научаются тонким манерам учителя, и родители корректируют свои грубые формы поведения в процессе взаимодействия с этим главным лицом школы.

    Культивирование отношений «человек – человек» напрямую касается директора. Психологический климат – решающий фактор успешности школы. Капитан корабля знает, что корабль погибает, когда разваливается команда. Классическим примером тому служит история кругосветного плавания Магеллана... Чрезвычайно важно знать и формировать гуманистические взаимоотношения, они определяют, кто и с кем плывет.

    КТО И С КЕМ ПЛЫВЕТ?

    Ожидаемый директор практически владеет психологической этикой: наблюдает мимику и пластику детей, замечает позы и темпо-ритм движения учителей, слышит мелодику голосов и оценивает лексику, ловит улыбки и нервничает, когда не видит улыбающихся лиц в школе. К нему приходят с детьми не для того, чтобы он ругал и устрашал провинившегося ученика, а для того, чтобы помог в поиске решения возникшей проблемы. Он этик, потому что курирует в школе нравственные отношения. Он практический психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека, находящегося в вверенной ему школе.

    Директор и сам ищет приложения своих добрых сил:

  • кому-то бросил доброе слово мимоходом («Вы сегодня особенно красивы»);
  • кого-то переспросил, заставив призадуматься над тем, что было произнесено («Если я правильно понял, вы хотели бы иметь воспитанных детей? Но тогда зачем же Вам с ними работать?»);
  • этого пригласил на чашечку чая («Ваш любимый рулет с лимоном… Заходите на пять минут»);
  • к тому обратился с просьбой («Был бы счастлив, если бы кто-то взялся за это дело…»);
  • кому-то несет книгу для ознакомления («Не взглянете ли с точки зрения коллективного обсуждения?»);
  • а кого-то приглашает вместе с детьми («Не будете ли так добры, не заглянете ко мне вместе с вашим милым классом?»).
  • Директор утверждает в школе эталон обращения и общения с человеком. И он первый вводит новые – тонкие и нежные – формы прикосновения к личности. Дети видят, как он почтителен со старенькой школьной нянечкой, как он деликатен с молодой неопытной учительницей, как широко улыбается, наблюдая малышей, как галантен с девочками и прост с юношами. И дети видят также, что директор уважителен с их родителями – вне зависимости от их внешнего вида и социального статуса.

    Директор не страшный – просто неловко за свое недостойное поведение в школе при таком директоре. Дети подтягиваются. Учителя слегка корректируют свои действия. Родители смягчаются. А директор сам благодарен им всем за то, что они интересные и достойные люди.

    ... Дети и родители надеются, что директором окажется человек интересный, смелый, веселый, любящий жизнь во всем ее разнообразии. Душа подростка и юноши жаждет ярких впечатлений, пока не научится обнаруживать за повседневным течением обыденности удивительные краски жизни. Директор – всегда поэт, воодушевляет детей на одоление Монблана культуры, увлекает всех за собою, уверяя, что сил и духа хватит каждому, и никто еще не надрывался в процессе овладения культурой.

    Так немного надо детям: одно увлекательное дело, одна шутка на уроке, один красивый учитель, один ласковый взгляд, один триумф личности – и ученик уже готов приложить усилия, чтобы упорно восходить вверх.

    Разумеется, управленческие структуры, в первую очередь, смотрят на директора как на лицо, ответственное за материальные ценности: крышу, отопление, свет, окна неразбитые, полы чистые, питание, сантехническое оснащение, техническое обустройство и эстетическое оформление.
    Финансово-экономическое положение целиком зависит от ума и расторопности директора школы. Нищенствует школа, где бездеятелен и невежественен в финансовой сфере директор. Дом должен быть хорошо оборудован, согласно всем техническим достижениям. Точно так же, как корабль, совершающий свое бесконечное плавание.

    НА ЧЕМ ПЛЫТЬ?

    Отправляясь в путь, надо отдавать себе отчет – на чем плыть?

    На худой ли лодчонке, на богатом пароходе, на маневренном корабле или линейном крейсере?

    Все жители школы – ее хозяева: суровые охранники, технические работники, педагоги, администрация во главе с директором, дети, от первого до выпускного класса. В таком суждении нет игры, ибо каждый несет ответственность за свой строго определенный участок, исполняя должностные обязанности жителя дома.

    Но директор – первое лицо в системе хозяйствования, потому что несет ответственность за школьное здание в целом. Для исполнения такой возлагаемой на него обязанности он обязан иметь финансовую и экономическую компетентность. Это лицо, от которого зависит длинный спектр характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание всех материально-технических элементов, обеспечивающих физический комфорт как детей, так и взрослых этого учреждения.

    К сожалению, управленческий взгляд на директора школы возводит в ранг единственной профессионемы его управленческую компетентность, меру владения управленческими навыками. Директора прослушивают лекционные курсы, просиживают на заседаниях, участвуют в учебных семинарах, обучаясь документальному оформлению своей работы. Это они лихо делают. Их отчеты о работе – искусный маскарад реального положения дела воспитания, не столь безобидный, чтобы не встревожить общество: глянцевые бумаги скрывают тяжелое состояние личностного развития детей.

    И вместо того чтобы поддерживать философические, педагогические, психологические и этические способности директора, загоняют его в тесный коридор формализованных действий отчетности.

    Социально-педагогическая роль директора многолика, однако в этой многоликости нельзя не выявить центрального интегрального личностного образования, остро актуального для сегодняшней социальной ситуации общества.

    Приходится констатировать в обществе и в системе личностной структуры отдельного человека сегодняшнее неустойчивое противостояние материального и духовного: еще не задавлена окончательно духовность русского человека, еще нельзя констатировать окончательной победы материально-натуральных предпочтений над духовными, но нет и приоритета духовных предпочтений. Духовное начало выдавливается натиском рыночного мировоззрения.

    Школа – учреждение духовной культуры. Материальное есть средство для протекания школьной жизни. Духовное составляет содержание школьной жизни. .. Директор стоит на страже духовности. Отбросим сразу вероятность религиозной трактовки духовности. Первыми, кто произнес слово «душа», были древние греки. Они открыли в человеке способность иметь свой внутренний, автономный, живущий по индивидуальным закономерностям мир.

    Бесспорно, следует учитывать меркантилизм и утилитаризм сегодняшнего времени. И желание зарабатывать на школе велико. Директор охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка, где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений. Вот почему дети в его школе красивы: их лица светлы и чисты, манеры изящны и просты, речи умны и добры, они веселы и счастливы, созидательно активны. И поэтому учителя данной школы прекрасны: нежны и строги одновременно, открыты и вместе с тем сдержанны, свободны в индивидуальных проявлениях, но едины в предъявлении детям образа Человека.

    Директор культивирует в школе ценностные ориентации на Человека, Жизнь, Общество, Природу, а также на Добро, Истину и Красоту, содействует обязательной практической реализации ценностных идей в обыденных повседневных делах школьников:

  • переступили порог школы – «Здравствуйте!»;
  • заметили малыша в гардеробе – «Давай помогу!»;
  • увидели грустное лицо – «Есть проблемы? Что могу для тебя сделать?»;
  • пришли на урок – «Какое счастье – поработает наш интеллект!»;
  • приглашают на завтрак – «Какое удовольствие – вкусная еда среди друзей!»;
  • дорожки засыпало снегом – «Расчистим путь! Были бы лопаты!»;
  • в актовом зале звучит скрипка – «Душа поет, почему-то слезы на глазах!»;
  • на спортивной дорожке – «Держись! Мы за тебя! Победа впереди!»;
  • школьный театр – «Я прямо замер, когда открылся занавес…»
  • Чего же мы жаждем и ждем? Директора, который придет завтра в школу? Или новой школьной жизни на уровне жизни, достойной человека?
    Мы потому и ждем нового директора, рисуя воображением его портрет, что так, как мы сегодня живем, нельзя больше жить. А так как от центрального лица многое зависит в конструировании школьной яви, то наши мечтания перемещаются на ожидание этого центрального лица.

    Не идеальный ли портрет нами нарисован?
    Разве быть человеком человеку трудно?
    Разве быть homosapiens мыслящим трудно?
    Разве педагогу быть профессиональным трудно?
    Трудно только одно – отказаться от устарелой привычной роли Функционера.


    Школа № 1 пос. Барсово Сургутского района Тюменской области, директор Гудков Виктор Владимирович.

    Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum