Volume: 1, Issue: 1

1/05/2009

Директор, которого ждут
Щуркова Н.Е. [about]

Hового директора давно ждет школа.

Его фигура всегда как-то выпадала из системы воспитания детей, потому что вопрос духовного становления личности в процессе школьного обучения отдавался на откуп организатору внеклассной деятельности, в последние годы преобразовавшейся в развлекательную деятельность.

Вчера с действительным отсутствием реального директора мы смирялись, (номинально, он всегда наличествовал в каждой школе!), потому что процесс воспитания вообще был выброшен за границы профессиональной заботы о человеке как личности, и вместо этого предложено было школьным работникам занятие по наполнению научной информацией будущего функционера общества. ..

Сегодня, оборотивши педагогический взгляд на плоды нашей глупой двадцатилетней беспечности, мы вернулись было к процессу воспитания как нашей основной профессиональной работе, но – сидим у разбитого корыта…

Остатки прошлого воспроизводятся, копируются, вспоминаются… – и не принимаются в итоге. А субстанция нового воспитания плохо улавливается на развалинах нашего профессионального сознания и идеологического вакуума школьной социальной среды.

Теперь вдруг остро и настойчиво стала ощущаться необходимость в лице чрезвычайной важности – ДИРЕКТОРЕ. Надоело топтаться в болоте – педагог жаждет профессионального плавания. Плывущему же кораблю нужен капитан.

Команда, возглавляемая директором, ожидает педагогической стратегии.

КУДА ПЛЫТЬ?

Новое время породило новую педагогику. Новая педагогика разрабатывает новое воспитание. Ключевым вопросом воспитания является именно вопрос цели воспитания как конечного результата педагогической деятельности. Стратегическую сторону работы школьных педагогов обеспечивает директор школы. Он должен вести за собой коллектив школьных педагогов, вооруженный высокой идеей формирования достойного человека, способного строить достойную жизнь.

Его педагогическая мысль постоянно направляется, как стрелка компаса, на образ выпускника школы, духовное развитие которого должно отвечать уровню современной культуры и непременно намного превышать уровень развития первоклассника...

И потому вся система деятельности подчиняется цели воспитания, и, что ни делается в школе, выверяется директором школы критерием цели воспитания. Он должен увидеть за разнообразием организуемой деятельности, чистотой пола, гигиеной туалетных комнат, тишиной учебных занятий, красивой одеждой учащихся, их речью и манерами, устройством кабинетов, гардероба, столовой, а также за обустройством собственного кабинета – образ юношества, выходящего из школы на самостоятельную дорогу жизни в роли достойного Человека.

Директор – это практический философ воспитания, а философия в качестве солнца, освещающего общие вопросы жизни, помогает обнаруживать и создавать основополагающие элементы системы подготовки ребенка к жизни. Наверное нескоро удастся избавиться директору школы от забот технических, экономических, бюрократических... Директор не может быть «хозяйственником», чиновником-холопом, ему как стратегу надо заглядывать в Гегеля, знакомиться заново с Марксом, осмысливать Бахтина, Кагана, положить на стол и читать Э. Фромма, В. Франкла, – и великих педагогов мира, начиная с Сократа.

Но вот что пишут дети одной школы в анкете «Если бы директором был я…»:

  • Оснастили бы кабинеты современным оборудованием – 34% учащихся.
  • Поменяли бы компьютеры на жидкокристаллические – 28% учащихся.
  • Ввели бы новые технологии в обучение – 29% учащихся.
  • Произвели бы евроремонт в школе – 24% учащихся.
  • Обновили бы школьный библиотечный фонд – 15% учащихся.
  • Повысили бы зарплату учителям – 8% учащихся.
  • Сначала мы умилялись при ознакомлении с результатами: такими милыми выступают дети, беспокоясь о повышении технического оснащения… Но кто-то сказал из педагогов: «Они думают, что материальные средства определяют характер школы…» Действительно, ни один не затронул межличностных отношений. Отношения располагаются вне сферы внимания и стремлений наших детей…

    В других школах дети в воображаемой роли директора школы вводили апельсиновый сок, избавляли всех от шума и стулья меняли на мягкие кресла.

    Нелицеприятные для директора пожелания.

    Центрированность внимания на материальных предметах и физических условиях существования вызывает подозрение на полное отсутствие воспитательного процесса в этих школах.

    А главное – дети нечаянно выразили отношение к директору как к лицу технического обслуживания, педагога в нем дети вовсе не видят. Получи они мягкие кресла, чистые туалеты, соки на завтрак, они забыли бы про его существование. Не странно ли, что приглашенный анкетой к фантазии беспредельной, школьник не фантазирует... Такова сегодняшняя реальность.

    В далекой школе поселка Барсово дети второго класса написали и повесили в учебном кабинете плакат с изречением Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Для них Сократ оказался близким помощником в конструировании собственного поведения. Если уж детям нужен философ, значит, пора руководителю школы поднять глаза от водопровода к звездам.

    И тогда дети станут ожидать встречи с директором. Не того минутного коридорного столкновения, когда появление директора разметает потоки детей по стенам, оставляя директору середину коридора, а той духовной встречи, когда ставится вопрос жизни и задается импульс для практического его решения каждым учеником самостоятельно.

    Такая встреча уже и название получила – «5 минут директора школы». Дети ожидают разговора «о жизни вообще». Они учителей просят: «Расскажите что-нибудь», но учитель не слышит зова помощи, он склонен подозревать злой умысел в этой просьбе. Каким бы был праздником жаждущей души школьника такой разговор о жизненных проблемах человека на земле – круг материальных интересов расширился бы и охватил мир души и проблем жизнеустройства.

    Если директор – философ, содержание воспитания взмывает вверх, обеспечивая духовное обогащение личностной структуры школьника.

    Однако основанное на новой педагогике, философски осмысленное воспитание организуется на иных механизмах становления личности, чем это нам казалось ранее. Искусство воспитания от века к веку утончается и усложняется. Житейско-бытовые позиции в подходе к воспитанию, столь привычно-традиционные, явно непродуктивны.

    Только основательная научно-педагогическая и психологическая подготовка является базой профессионализма школьных работников, потому как работа с людьми – а с детьми тем более – всегда творческая по природе своей: время бежит стремительно, мир на глазах меняется, дети развиваются очень быстро, педагогу приходится разрабатывать свои методики соответственно бегущему времени и росту детей. Он творит ежедневно при постоянно меняющихся обстоятельствах.

    Директор поддерживает установку на творчество, санкционирует всяческие проявления новаций, поисков, но обязательно озабочивается постоянным развитием... способности созидать новое. Для этого обеспечивается система всеобщего последипломного образования разными путями и формами.

    То, что учителя постоянно учатся, удивляет маленьких школьников: «Как,разве учителю надо учиться?», но является привычным для старших, им нравится, что их педагог куда-то ездит на учебу, они просят: «Расскажите, чему вас там учат…» Иногда учитель рассказывает и передает полученную информацию детям, на что они откликаются так: «А когда Вы еще поедете учиться?», и ожидают следующей встречи.

    Их измотал низкий уровень взаимного общения с учителями, которые изрекают банальные истины, общие места и мыслят все слабее и реже.

    Директор не может этого не видеть. Такое не может не озабочивать директора, как если бы капитан корабля стал замечать, что штурман теряет квалификацию, что работа боцмана не соответствует требованиям ситуации плавания.

    КАК ПЛЫТЬ?

    Вопрос «Как плыть?» не менее важен.

    Поэтому нужно лицо, концентрирующее всю совокупность социально-психологических факторов школьной действительности. Таким лицом должен стать директор в качестве ведущего педагога.

    Обеспечение профессиональной адекватности возлагается на организационную деятельность администрации школы. А директор – глава этой администрации. Поэтому он должен уметь сопрягать целевые идеи воспитания с профессиональной компетентностью школьных специалистов.

    Школьные педагоги ждут не монарха с указующим жезлом и незыблемыми императивами, а педагога-мыслителя, организующего безмерное и непрерывное повышение профессионального мастерства. А если точнее и грубее, то – помогающего обрести коллегам педагогический профессионализм, которым не оснастил педвуз, обучая студента лишь мастерству преподавательскому.

    И в этой роли директор становится помощником для всех членов коллектива. Его зовут на уроки: «Посмотрите, что у меня не так?» К нему приходят на консультацию: «Не устроить ли интеллектуальный марафон?» Ему несут предложения: «Нужна дискотека классической музыки»…
    И дети, и учителя нуждаются в директоре как лице, фокусирующем школьные вопросы и оказывающем помощь в силу своих полномочий
    и профессионализма.

    Он не допустит в День святого Валентина грязный зеленый ящик перед входной дверью и на нем неряшливый призыв: «Пишите любовные послания». Зато он с радостью примет идею творческого конкурса «Мастер на все руки», поддержит замысел «Урока в лесу», поспособствует проведению «Бала весеннего равноденствия», примет участие в Литературной гостиной, пригласит генерала-артиллериста, поможет оборудовать библиотеку для самостоятельной учебной работы детей. Всем предоставляется поле творческих выдумок: «состязания всех музицирующих», «всех поющих», «всех пробующих писать стихи», «чтецов», «танцоров», «рассказчиков», «шьющих платья», «вышивающих», «мастеров по ремонту электроприборов», «рисующих», «ремонтирующих одежду», «пекущих пироги» и т.д.; «добрые дела на земле: для маленьких и слабых, для стареньких и мудрых, для гуляющих рядом со школой, для живущих в школе, для того, кто рядом с тобой, а также ежедневные добрые дела – для твоих близких, тобою любимых»; «презентация моего «Я»: что люблю, что умею, что творю, чему учусь, что приемлю и чего принять не могу, о чем мечтаю, но про это молчу»...

    Общешкольные дела имеют огромное влияние на личностное развитие учащихся. В общешкольных делах ребенок – публичное лицо, он представительствует в обществе свое «Я», утверждая и развивая свое «Я», а главное – приобщаясь к созиданию, без которого инстинкт разрушения задавит его личность.

    От директора зависит система школьных традиций: культурных, этических, эстетических, гигиенических, учебно-познавательных, а значит, общественное мнение школы. Правда, надо только, чтобы рядом и вместе был школьный совет, педагогический совет, родительский совет, попечительский совет – создатели традиций, хранители традиций, кураторы традиций.

    Директор в общении с людьми в качестве главного лица школьного воспитания являет высокий пример обращения и общения с человеком...
    Научила ли его жизнь такому тонкому искусству, сам ли он подглядел за реальностью и овладел увиденным, на курсах ли шлифовали его умения общаться либо по книжкам он этому выучился – никто не спрашивает у директора об этом. Но все хотят видеть в его поведении эталон манер и стиля общения.

    Ему подражают дети, от него научаются тонким манерам учителя, и родители корректируют свои грубые формы поведения в процессе взаимодействия с этим главным лицом школы.

    Культивирование отношений «человек – человек» напрямую касается директора. Психологический климат – решающий фактор успешности школы. Капитан корабля знает, что корабль погибает, когда разваливается команда. Классическим примером тому служит история кругосветного плавания Магеллана... Чрезвычайно важно знать и формировать гуманистические взаимоотношения, они определяют, кто и с кем плывет.

    КТО И С КЕМ ПЛЫВЕТ?

    Ожидаемый директор практически владеет психологической этикой: наблюдает мимику и пластику детей, замечает позы и темпо-ритм движения учителей, слышит мелодику голосов и оценивает лексику, ловит улыбки и нервничает, когда не видит улыбающихся лиц в школе. К нему приходят с детьми не для того, чтобы он ругал и устрашал провинившегося ученика, а для того, чтобы помог в поиске решения возникшей проблемы. Он этик, потому что курирует в школе нравственные отношения. Он практический психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека, находящегося в вверенной ему школе.

    Директор и сам ищет приложения своих добрых сил:

  • кому-то бросил доброе слово мимоходом («Вы сегодня особенно красивы»);
  • кого-то переспросил, заставив призадуматься над тем, что было произнесено («Если я правильно понял, вы хотели бы иметь воспитанных детей? Но тогда зачем же Вам с ними работать?»);
  • этого пригласил на чашечку чая («Ваш любимый рулет с лимоном… Заходите на пять минут»);
  • к тому обратился с просьбой («Был бы счастлив, если бы кто-то взялся за это дело…»);
  • кому-то несет книгу для ознакомления («Не взглянете ли с точки зрения коллективного обсуждения?»);
  • а кого-то приглашает вместе с детьми («Не будете ли так добры, не заглянете ко мне вместе с вашим милым классом?»).
  • Директор утверждает в школе эталон обращения и общения с человеком. И он первый вводит новые – тонкие и нежные – формы прикосновения к личности. Дети видят, как он почтителен со старенькой школьной нянечкой, как он деликатен с молодой неопытной учительницей, как широко улыбается, наблюдая малышей, как галантен с девочками и прост с юношами. И дети видят также, что директор уважителен с их родителями – вне зависимости от их внешнего вида и социального статуса.

    Директор не страшный – просто неловко за свое недостойное поведение в школе при таком директоре. Дети подтягиваются. Учителя слегка корректируют свои действия. Родители смягчаются. А директор сам благодарен им всем за то, что они интересные и достойные люди.

    ... Дети и родители надеются, что директором окажется человек интересный, смелый, веселый, любящий жизнь во всем ее разнообразии. Душа подростка и юноши жаждет ярких впечатлений, пока не научится обнаруживать за повседневным течением обыденности удивительные краски жизни. Директор – всегда поэт, воодушевляет детей на одоление Монблана культуры, увлекает всех за собою, уверяя, что сил и духа хватит каждому, и никто еще не надрывался в процессе овладения культурой.

    Так немного надо детям: одно увлекательное дело, одна шутка на уроке, один красивый учитель, один ласковый взгляд, один триумф личности – и ученик уже готов приложить усилия, чтобы упорно восходить вверх.

    Разумеется, управленческие структуры, в первую очередь, смотрят на директора как на лицо, ответственное за материальные ценности: крышу, отопление, свет, окна неразбитые, полы чистые, питание, сантехническое оснащение, техническое обустройство и эстетическое оформление.
    Финансово-экономическое положение целиком зависит от ума и расторопности директора школы. Нищенствует школа, где бездеятелен и невежественен в финансовой сфере директор. Дом должен быть хорошо оборудован, согласно всем техническим достижениям. Точно так же, как корабль, совершающий свое бесконечное плавание.

    НА ЧЕМ ПЛЫТЬ?

    Отправляясь в путь, надо отдавать себе отчет – на чем плыть?

    На худой ли лодчонке, на богатом пароходе, на маневренном корабле или линейном крейсере?

    Все жители школы – ее хозяева: суровые охранники, технические работники, педагоги, администрация во главе с директором, дети, от первого до выпускного класса. В таком суждении нет игры, ибо каждый несет ответственность за свой строго определенный участок, исполняя должностные обязанности жителя дома.

    Но директор – первое лицо в системе хозяйствования, потому что несет ответственность за школьное здание в целом. Для исполнения такой возлагаемой на него обязанности он обязан иметь финансовую и экономическую компетентность. Это лицо, от которого зависит длинный спектр характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание всех материально-технических элементов, обеспечивающих физический комфорт как детей, так и взрослых этого учреждения.

    К сожалению, управленческий взгляд на директора школы возводит в ранг единственной профессионемы его управленческую компетентность, меру владения управленческими навыками. Директора прослушивают лекционные курсы, просиживают на заседаниях, участвуют в учебных семинарах, обучаясь документальному оформлению своей работы. Это они лихо делают. Их отчеты о работе – искусный маскарад реального положения дела воспитания, не столь безобидный, чтобы не встревожить общество: глянцевые бумаги скрывают тяжелое состояние личностного развития детей.

    И вместо того чтобы поддерживать философические, педагогические, психологические и этические способности директора, загоняют его в тесный коридор формализованных действий отчетности.

    Социально-педагогическая роль директора многолика, однако в этой многоликости нельзя не выявить центрального интегрального личностного образования, остро актуального для сегодняшней социальной ситуации общества.

    Приходится констатировать в обществе и в системе личностной структуры отдельного человека сегодняшнее неустойчивое противостояние материального и духовного: еще не задавлена окончательно духовность русского человека, еще нельзя констатировать окончательной победы материально-натуральных предпочтений над духовными, но нет и приоритета духовных предпочтений. Духовное начало выдавливается натиском рыночного мировоззрения.

    Школа – учреждение духовной культуры. Материальное есть средство для протекания школьной жизни. Духовное составляет содержание школьной жизни. .. Директор стоит на страже духовности. Отбросим сразу вероятность религиозной трактовки духовности. Первыми, кто произнес слово «душа», были древние греки. Они открыли в человеке способность иметь свой внутренний, автономный, живущий по индивидуальным закономерностям мир.

    Бесспорно, следует учитывать меркантилизм и утилитаризм сегодняшнего времени. И желание зарабатывать на школе велико. Директор охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка, где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений. Вот почему дети в его школе красивы: их лица светлы и чисты, манеры изящны и просты, речи умны и добры, они веселы и счастливы, созидательно активны. И поэтому учителя данной школы прекрасны: нежны и строги одновременно, открыты и вместе с тем сдержанны, свободны в индивидуальных проявлениях, но едины в предъявлении детям образа Человека.

    Директор культивирует в школе ценностные ориентации на Человека, Жизнь, Общество, Природу, а также на Добро, Истину и Красоту, содействует обязательной практической реализации ценностных идей в обыденных повседневных делах школьников:

  • переступили порог школы – «Здравствуйте!»;
  • заметили малыша в гардеробе – «Давай помогу!»;
  • увидели грустное лицо – «Есть проблемы? Что могу для тебя сделать?»;
  • пришли на урок – «Какое счастье – поработает наш интеллект!»;
  • приглашают на завтрак – «Какое удовольствие – вкусная еда среди друзей!»;
  • дорожки засыпало снегом – «Расчистим путь! Были бы лопаты!»;
  • в актовом зале звучит скрипка – «Душа поет, почему-то слезы на глазах!»;
  • на спортивной дорожке – «Держись! Мы за тебя! Победа впереди!»;
  • школьный театр – «Я прямо замер, когда открылся занавес…»
  • Чего же мы жаждем и ждем? Директора, который придет завтра в школу? Или новой школьной жизни на уровне жизни, достойной человека?
    Мы потому и ждем нового директора, рисуя воображением его портрет, что так, как мы сегодня живем, нельзя больше жить. А так как от центрального лица многое зависит в конструировании школьной яви, то наши мечтания перемещаются на ожидание этого центрального лица.

    Не идеальный ли портрет нами нарисован?
    Разве быть человеком человеку трудно?
    Разве быть homosapiens мыслящим трудно?
    Разве педагогу быть профессиональным трудно?
    Трудно только одно – отказаться от устарелой привычной роли Функционера.


    Школа № 1 пос. Барсово Сургутского района Тюменской области, директор Гудков Виктор Владимирович.
    hac (Jan. 16, 2018)
    You are very brave focuses in this article. I would have never thought to be any of these in the event that I didn't run over this. Much appreciated!. biegert funk
    Atoren (Jan. 13, 2018)
    Enjoyed looking at this, very good stuff, regards . wireless bluetooth headphones
    Alanwalker (Jan. 13, 2018)
    I like what you guys are up too. Such smart work and reporting! Keep up the excellent works guys I have incorporated you guys to my blogroll. I think it’ll improve the value of my web site wireless phone charger 
    jk (Dec. 27, 2017)
    I'm happy I discovered this site, I couldn't discover any learning on this matter earlier to.Also work a website and in the event that you are ever keen on doing some guest composing for me if conceivable don't hesitate to tell me, im dependably search for individuals to look at my site. Buy automatic instagram likes
    hac (Dec. 25, 2017)
    An intriguing dialog is value remark. I feel that it is best to compose more on this matter, it may not be a forbidden theme however normally people are insufficient to chat on such subjects. To the following. Here's to you. Brian Holm Attorney San Diego
    hac (Dec. 23, 2017)
    A debt of gratitude is in order for setting aside an ideal opportunity to talk about this, I feel emphatically about it and adoration adapting more on this subject. moo moo io
    jk (Dec. 21, 2017)
    Fabulous web journal! Do you have any tips and clues for trying essayists? I'm wanting to begin my own particular site soon however I'm somewhat lost on everything. Would you propose beginning with a free stage like WordPress or go for a paid alternative? There are such a large number of choices out there that I'm totally overpowered .. Any proposals? Much obliged! lowes coupons
    Alanwalker (Dec. 20, 2017)
    I like this post,And I figure that they having a great time to peruse this post,they might take a decent site to make an information,thanks for sharing it to me. free walking tour stockholm
    Alanwalker (Dec. 18, 2017)
    This is my first time i visit here. I discovered such a large number of fascinating stuff in your web journal particularly its discourse. From the huge amounts of remarks on your articles, I figure I am not by any means the only one having all the satisfaction here! keep doing awesome dig this
    Ashwani kumar (Dec. 14, 2017)
    well there is need for some serious regulations in school. Definitely worth bookmarking for revisiting. RPF Recruitment 2018
    Alanwalker (Dec. 09, 2017)
    Your weblog provided us with treasured facts to work with. every & each hints of your put up are amazing. thanks lots for sharing. keep running a blog.. holm law group san diego
    jk (Dec. 04, 2017)
    Cool stuff you must you keep redesign every one of us. Bus Service Berlin
    judi poker (Nov. 25, 2017)
    juga akan muncul url atau link referral kita. Kita bisa menggunakan url tersebut untuk mengajak seseorang bermain di web tersebut dengan melalui media social seperti blogger ataupun website yang kita buat khusus untuk mengajak orang-orang bermain. judi poker
    judi bandarq (Nov. 25, 2017)
    Cara perhitungannya pun mudah saja kita hanya perlu masuk(login) kedalam ID yang sudah kita buat khusus untuk mereferralkan, setelah masuk kedalam akun kita bisa masuk ke menu referensi, kemudian kita bisa melihat bagian kolom komisi. judi bandarq
    agen judi sbobet terpercaya (Nov. 25, 2017)
    Pada jaman sekarang ini agen judi sbobet terpercaya bukanlah hal yang asing lagi di telinga kita, apalagi judi Poker Online yang memiliki begitu banyak peminat dari orang dewasa hingga anak remaja sangat menyukai permainan yang satu ini.
    agen casino terbesar (Nov. 25, 2017)
    Optimisme karena menguasai permainan agen casino terbesar adalah pencarian yang tidak pernah berakhir. yakin selalu bisa menjadi lebih baik. Seberapa banyak modal yang ingin kalian taruhkan di meja judi menentukan seberapa cepat kalian akan melipatkan modal kalian kembali. itulah serunya permainan bandarQ online.
    situs judi online (Nov. 25, 2017)
    Permainan situs judi online Ini semua tentang menemukan nilai terbaik. Entah itu harga yang tepat, nilai yang tepat atau bahkan saat terbaik untuk bertaruh, ikuti tips kecil agar dapat memaksimalkan hasil di game BandarQ gan.
    poker online (Nov. 25, 2017)
    Jika agan agan suka bermain poker, maka ente harus bermain fokus seperti pro gan, kebanyakan pemain poker terlalu fokus pada jangka pendek. Tidak masalah apakah Anda menang atau kalah, poker akan membuat rintangan besar. Ketika dating. poker online
    judi online (Nov. 25, 2017)
    Seorang pemain menang dengan satu dari dua cara. Ketika pemain melakukan fold, pemain yang tersisa mengumpulkan chips dan menambahkannya ke tumpukannya. Peserta juga bisa menang jutaan dengan kartu terbaik setelah semua ronde pertaruhan selesai. judi online
    situs qq (Nov. 24, 2017)
    cuan banget! Program ini tidak semua pemain judi online bisa memahaminya Gan. kalau ente mau bikin ID ref dan ID utama ente harus berani nanya sama situs qq nya. tapi TIPS nomor 2 tetap harus di jalankan gan.
    judi online (Nov. 24, 2017)
    Ini jelas penting gan, jika Anda ingin mendapat kesempatan untuk mendapatkan semua uang bonus hasil jerih payah ente di meja judi. Lihatlah bonus anda, kemudian di hitung gan, sudah berapa banyak terkumpul. Situs judi online menghasilkan pendapatan dari uang ente gan dan ente wajib mengumpulkan sebagian kecil atau besar dari setiap bonus. jangan main sikat ke meja saja gan, judi juga ada aturan mainnya. judi online
    bandarq online (Nov. 24, 2017)
    Bonus judi online adalah salah satu hal yang paling menyenangkan bagi pemain manapun, pemain amatiran atau pro. persaingan bandarq online memberikan bonus tunai kepada pemain baru untuk menarik mereka bermain di situs mereka begitu banyak. Jumlah yang diberikan pun bervariasi namun biasanya terdiri dari dua bagian. Bagian pertama adalah bonus cashback dan bagian kedua datang dalam bentuk afiliasi.
    situs judi online (Nov. 24, 2017)
    Satu-satunya cara untuk selalu mengikuti perkembangan saat ini adalah membaca strategi terbaru, meninjau permainan ente sendiri. Selain itu, memiliki teman yang kompeten di dunia judi gan, karena dapat membantu meningkatkan peluang kesuksesan ente di situs judi online.
    qq indonesia (Nov. 24, 2017)
    Karena qq indonesia adalah permainan individu dan dinamika yang selalu berubah, lebih tepat agan agan untuk menilai apakah Anda memiliki keterampilan yang diperlukan untuk benar-benar menghasilkan keuntungan di judi online.
    situs judi poker (Nov. 24, 2017)
    Perangkat lunak berkualitas membantu bermain situs judi poker dengan mudah dan menyenangkan, sementara perangkat lunak berkualitas buruk benar-benar dapat merusak keseluruhan pengalaman kalian gan.
    Agen Qq Indonesia (Nov. 24, 2017)
    Situs yang paling terkenal bisa saja dipercaya dan memiliki reputasi baik sampai batas waktu tertentu, namun ada beberapa situs tidak dapat menunjukkan tingkat integritas dan transparansi yang nyaman bagi kita. kalian benar-benar ingin menghindari hal ini gan, karena ada kemungkinan mereka akan mengecewakan kalian gan. Agen Qq Indonesia
    Ahliqq (Nov. 24, 2017)
    artikel kali ini, akan mempermudah segala sesuatunya untuk kalian dan kami akan menawarkan semua informasi dan saran yang diperlukan untuk memilih Ahliqq. Kami tidak merekomendasi ataupun promosiin sebagai tambahan ya, hanya beberapa tips tentang cara membuat pilihan yang tepat. langsung aja gan, ini tipsnya.
    situs bandarq online (Nov. 24, 2017)
    Gan, sudah pada bisa membuat keputusan bagus di meja agar bisa menang saat bermain poker online, domino online, atau bahkan situs bandarq online ? kalian bisa aja pro dalam permainan ini tapi ketika datang untuk bermain online ada satu keputusan yang harus kalian buat gan, itu sama pentingnya dengan keputusan yang akan kalian buat saat benar-benar bertaruh di meja judi.
    qq online (Nov. 24, 2017)
    Bila anda bermain permainan qq online anda jangan terpancing emosi dari permainan lawan . ketika ada lawan pemain yang menggertak anda , jangan anda biarkan diri anda untuk terbawa suasana hati anda . anda fokus saja dan perhatikan kartu yang anda miliki sebelum untuk memutuskan untuk Call atau Fold.
    situs judi domino99 (Nov. 24, 2017)
    Memang bagi setiap semua orang pasti kagum terhadap judi online tersebut jadi tidak perlu heran lagi dalam jenis permainan situs judi domino99 tersebut . dengan berbagai macam permainan judi online itu . diluar dari arti judi online itu.
    agen judi indonesia (Nov. 24, 2017)
    Dengan pada umunya seorang penjudi agen judi indonesia online akan merasa di kucilkan dan jika ia sedang bertemu dengan kerabat maupun teman anda .
    agen bandarq (Nov. 24, 2017)
    ini adalah hal paling sulit bagi para penjudi. Baik sedang menang atau kalah kita tetap memiliki emosi. Misalnya emosi pada saat menang adalah senang berlebihan yang membuat kita terlalu yakin akan keberuntungan kita sehingga langsung memasang taruhan besar yang berujung pada kekalahan. agen bandarq

    Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum