Volume: 1, Issue: 1

1/05/2009

Критерии оценки имиджа директора школы
Шепель В.М. [about]

Эффективное управление школой как специфическим социальным социумом немыслимо без привлекательного облика того, кто по своему должностному положению призван этим заниматься. Руководитель школы в своей деятельности выходит по меньшей мере на четыре социальные группы: учащиеся, педагоги, технический персонал и родители. Ему необходимо еще умело поддерживать связь с общественностью своего региона. Исходя из столь обширного и неординарного социального плацдарма, на котором работает директор школы, сегодня очень сложно ему быть обаятельным и авторитетным руководителем. Понимая все это, многие руководители школ настоятельнее проявляют деловой интерес к имиджу как личностному инструментарию, с помощью которого они могут утвердиться в социальной среде своего общения, формировать доверительные отношения с детьми, родителями и работающим в школе персоналом. В конечном итоге закрепить свою профессиональную репутацию и личный авторитет.

Занимаясь проблемой возвышения престижа управленческой деятельности директора школы, выявляя, какие факторы работают на создание его позитивного имиджа как руководителя, мною было проведено социологическое исследование. Его суть состояла в том, чтобы на основании полученной целевой информации провести сравнительный анализ мнений директоров школ о своем имидже и мнений педагогов об имидже директоров своих школ.

В опросе приняли участие 30 директоров школ и 120 педагогов Подмосковья, из которых 95% – женщины. Абсолютное большинство респондентов имеют высшее образование. В исследовании были задействованы следующие методы сбора информации: анкетный опрос и интервью. Выборка не соблюдалась.

Результаты социологического исследования позволили сопоставить мнение педагогов о директоре с мнением руководителей о самих себе и получить весьма интересные и полезные сведения.

Какие данные социологического исследования оказались интересными и полезными для разработки практических рекомендаций в помощь директору школы по созданию своего позитивного имиджа?

Во-первых, полученные данные свидетельствовали о том, что директора школ проявляют склонность к завышению самооценки себя как профессиональных управленцев. Так, более 30% педагогов считают руководителей школ посредственными управленцами. Однако только 2,7% директоров школ признали факт своей недостаточной подготовки в области профессионального управления.

Во-вторых, педагогам было предложено назвать, какими личностными и деловыми качествами обладают их руководители. Подобный вопрос был задан и директорам школ.

Мнение о руководителе учреждения образования

Руководители о себе

%

Педагоги о руководителе

%

1. Большинство подчиненных обо мне высокого мнения как о руководителе

27,7

У меня очень хороший руководитель, лучше не надо

38,7

2. Некоторые считают меня
хорошим руководителем

58,3

Не могу сказать о руководителе
ничего определенного

15,0

3. Коллеги считают меня
посредственным руководителем

2,7

Наш директор – руководитель по-
средственный

30,0

4. Педагоги считают, что им
не повезло с руководителем

11,1

Мне очень не повезло с руководи-
телем

3,7

5. Затрудняюсь ответить

2,7

Затрудняюсь ответить

11,7

По результатам исследования руководители школ продемонстрировали завышенную самооценку почти по всем названных в анкете своим личностно-деловым качествам. Исключение составила лишь оценка ими такого качество как «эрудиция». По их мнению, им не хватает эрудиции. Но большинство педагогов признали своих руководителей более эрудированными по сравнению с тем, как они оценили самих себя.

В-третьих, тревогу вызвало расхождение мнений директоров школ и педагогов по двум важнейшим нравственным показателям – «справедливость» и «благородство». Так, 77,7% руководителей школ признали себя «справедливыми, и 52,7% – «благородными». Преподаватели оказались иного мнения: только 28,7% педагогов назвали своих руководителей «справедливыми» и 22,5% – «благородными».

Известно, что характер делового общения во многом определяет успешность деятельности школьного коллектива. Как оценивают состояние общения в школах руководители и педагоги?

Общение руководителя и подчиненных

Как часто директор школы и педагоги
общаются друг с другом

Руководители
%

Педагоги
%

1. Постоянно
2. По необходимости
3. Очень редко
4. Совсем не общаются

75,0
25,0
0,0
0,0

30,0
67,5
1,2
0,0

Личностно-деловые качества директора школы

Качества

Руководите-ли о себе –
положительная оценка
%

Педагоги о
руководителе –
положительная
оценка
%

Руководи-тели о себе –
негатив-ная оценка

%

Педагоги о руководителе –
негативная
оценка
%

1.Профессионализм
2. Общительность
3. Справедливость
4. Эрудиция
5. Культура речи
6. Благородство
7. Умение преодо-
левать трудности

66,6
75,0
77,7
41,6
61,1
52,7
80,5

41,2
67,5
28,7
51,2
41,2
22,5
57,5

2,7
2,7
0,0
2,7
2,7
0,0
2,7

17,5
8,7
20,0
12,5
16,2
26,2
12,5

Как свидетельствует опрос, директора школ в два раза превышают свое представление о постоянных контактах с педагогами. Так, по мнению директоров школ, они постоянно общаются с педагогами – 75%, и только 30% педагогов заявили о своих постоянных контактах со своим руководителем. Если принять во внимание, что школа – компактное учреждение, а учительская является местом постоянного сбора педагогов, то можно предположить, что руководители школ больше «засиживаются» в своих кабинетах и меньше уделяют времени «хождению в народ».

В-четвертых, исследование выявило «болевую точку» в организации современного образования: человековедческая компетентность многих руководителей школах не соответствует современным требованиям, о чем свидетельствуют суммарные упреки педагогов в адрес директоров школ в несправедливых решениях, в низкой культуре речи, в неумелом общении с детьми и взрослыми, что неизбежно отрицательно отражается на имидже директоров школ.

На что следует обратить особое внимание? Если негативную оценку своим личностно-деловым качествам директора школ оценили в среднем в пределах чуть более 2%, то педагоги выразили свое мнение об их личностно-деловых качествах в негативном свете в пределах 15%. То есть разница во мнениях-оценках директоров школ и их подчиненных очень значительна. Другими словами, директора школ или не знают о своих существенных недостатках как личностного, так и профессионального жанра, или проявляют «номенклатурную» самоуверенность.

Об актуальности проблемы «комфортизации общения» в школе свидетельствуют данные опроса по схеме «руководитель – друг, руководитель – авторитет». Так, 65,5% опрошенных руководителей школ считают, что коллеги часто советуются с ними по вопросам, не связанным с работой. Однако подобного мнения придерживаются 21,2% педагогов. Кроме того, 47,8% педагогов утверждают, что не имеют желания советоваться по каким-либо вопросам с директорами школ.

Однако многие директора школ, судя по опросу, склонны обольщаться в отношении дружеского расположения к себе педагогов, о чем свидетельствуют следующие данные: 99,9% директоров школ считают, что педагоги время от времени обращаются к ним по вопросам, не связанным с работой. Этой точке зрения директоров школ противоречат данные опроса: 47,5% педагогов утверждают, что у них нет желания посоветоваться с директором школы по вопросам, не относящимся к их профессиональной деятельности. В этой связи следует обратить внимание на такой факт: в школе известная в менеджменте формула «начальник – подчиненный» имеет в основном формальное значение, так как в любом образовательном учреждении общение его директора реализуется по формуле «руководитель – коллега». Вот почему в школьном социуме решающее значение имеют не субординационные, а коллегиальные и дружеские отношения между директором школы и педагогами. Такой стиль общения директора школы более продуктивен и в общении с учащимися. Как утверждал Конфуций: «Народ можно принудить к послушанию, но нельзя принудить к знанию».

Только в двух вопросах – актуальность владения человековедческими технологиями и значение личного обаяния – руководители учебных заведений и педагоги продемонстрировали равнозначную самооценку. Обе категории респондентов дали почти одинаковый процент желаемого в имидже директора школа: 45% учителей хотят видеть руководителя, владеющим технологией личного обаяния, и 47,2% руководителей школ полагают, что они владеют технологией личного обаяния. Конечно, всего этого явно недостаточно для управленческой деятельности директора школы. Личное обаяние – мощный фактор деловой репутации руководителя и его профессионального авторитета, а потому желательно, чтобы большая часть школьного коллектива испытывала симпатию к своим руководителям.

Результаты социологического исследования выявили и такой тревожный показатель, как значительный разрыв между желаемым и действительным в профессиональной компетентности директора школы. В этой связи следует иметь в виду, что в образовательном учреждении, где работают интеллигентные люди, постоянно озабоченные своим профессиональным уровнем и личностной выразительностью, директор школ для педагогов и учащихся является «лицом» их школы. Вот почему крайне важно директору школы помнить: престиж его должности – не гарантия его авторитета как руководителя, а потому чем привлекательнее для педагогов и учащимся его личностные данные, тем авторитетнее он для них как руководитель.

Почему мною сделан такой жесткий акцент? Так, 65% педагогов полагают, что руководитель школы должен владеть технологией упреждения и преодоления конфликтов, но только 19,4% руководителей школ считают, что они владеют этой технологией. Таким образом, значительная часть руководителей педагогических коллективов нуждается в квалифицированной конфликтологической подготовке.

Еще один примечательный показатель: это отношение педагогов к возможному уходу руководителя школы. Безразличными к уходу директора школы с работы оказалось 11% педагогов. Сожалеть будут об уходе 61% директоров и 51,2% педагогов. Это свидетельствует о привязанности педагогов школ к своим руководителям, о привязанности самих руководителей к своим школьным коллективам. Однако необходимо обратить внимание на то, что если к проценту педагогов, которых не волнует уход их директора со своей должности, прибавить процент тех педагогов, которые не будут сожалеть о данном факте, то многим директорам следует значительно прибавить усилий по завоеванию авторитета и симпатий у своих педагогов.

Так какой же он, современный директор школы по итогам социологического исследования?

Это профессионал, эрудит, общительный человек, добросовестный работник. Но общаются с директором школы педагоги в основном по необходимости. Риторическим искусством значительное большинство руководителей школ не владеет. Что особенно тревожно – 50% респондентов не имеют желания советоваться с руководителем по вопросам, не связанным с работой, что свидетельствует о преобладании в педагогических коллективах формальных отношениях с руководителями школ.

Результаты исследования обозначили необходимость проведения серьезной систематической работы по оказанию помощи директору школы по формированию привлекательного имиджа, о чем свидетельствуют следующие данные социологического опроса.

Внешний облик директора

Точка зрения

Руководители о себе:
как мои подчиненные
оценивают мой внешний
облик
%

Педагоги
о руководителе
%

1. Положительно оценивают внешний
облик
2. Некоторым он нравится
3. Не нравится
4. Не обращал на это внимания
5. Затрудняюсь ответить

80,2

8,3
0,0
2,7
0,0

50,0

40,0
5,0
2,5
1,2

Исследование подтвердило, что современный руководитель образования должен уметь располагать к себе людей, правильно определять цели, находить пути их достижения. В этой связи актуализируется значение профессиональной подготовки директоров школ как профессиональных управленцев, владеющих в обязательном порядке набором человековедческих технологий и обладающих выразительным привлекательным имиджем. Последнее имеет особое значение в формате образовательного учреждения. Директор школы – это Учитель-светило для педагогов и для учащихся. Вот почему так много значит в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения притяжение к нему со стороны тех, с кем он работает и общается, как к неординарной личности.

Директор школы должен уметь светиться людям доброжелательностью, вызывать доверие, заряжать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюдения здорового образа жизни.

Таким руководителем образовательного учреждения был А.С. Макаренко, внешне не броский, но это была магнетическая личность. Такой личностью была директор Удельнинской средней школы Раменского района, которая, будучи в преклонном возрасте, являла собой облик эстетически привлекательного руководителя и блестящего профессионального управленца. Меня восхищал ее строгий синий костюм с пепельно-белой блузой и кружевными манжетами. Но особенно удивляло ее «чутье» на талантливые кадры. Она сознательно создавала в школе неординарную «менталитетную среду», что доставляло ей по причине наличия в педагогическом коллективе десятка «буйных голов» немало проблем, но она бережно накапливала и разумно использовала этот мыслительный потенциал.

Сколько бы я не общался с директором гимназии г. Щелкова, постоянно учусь у нее. Она кладезь самых разнообразных знаний. Она в буквальном смысле слова страдает «наукоманией». Поэтому ее гимназия – это многолетняя площадка научно-экспериментальной работы, в которой задействованы все педагоги гимназии, немалое количество профессиональных ученых Российской академии образования и ряда других научно-исследовательских учреждений. У директора обостренный вкус к инновациям. В ее гимназии была создана первая в стране на общественных началах «конфликтологическая служба», в составе которой педагоги, учащиеся, родители. В ее гимназии были введены факультативные занятия по таким инновационным учебным предметам, как имиджелогия, ортобиотика и конфликтология. Для меня педагогический коллектив гимназии стал зрелым экспертом создаваемых мною новых направлений в гуманитарной сфере и в области менеджмента.

И добавлю, как всегда: личный имидж директора гимназии – безупречен.

Обобщая результаты проведенного социологического исследования и размышления, высказанные в связи с аналитикой полученного эмпирического материала, сделаю ряд деловых предложений:

- создать «Галерею имиджевых руководителей образовательных учреждений»;
- в педагогической прессе, а она многочисленна, и по телевидению постоянно позиционировать таких персон;
- проводить ежегодные конкурсы «Имидж руководителя образовательного учреждения» и, не скупясь, поощрять лучших.

Лига профессиональных имиджмейкеров готова оказать для воплощения в жизнь этих предложений соответствующую помощь.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum