Volume: 1, Issue: 1

1/05/2009

Директор и его команда
Завельский Ю.В. [about]

Однажды (это было несколько лет тому назад) нашу гимназию посетила группа учителей из Эстонии. Это были учителя и завучи эстонских школ, готовящиеся стать директорами образовательных учреждений...

В ходе нашей беседы один из присутствовавших гостей задал мне вопрос, по-видимому, как человеку, наделенному достаточным опытом директорской деятельности:

– Что требуется лично от директора, чтобы выстроить по-настоящему хорошую школу? Сформулируйте эти качества по возможности предельно кратко.

Подумав, я ответил так:

– Чтобы выстроить хорошую школу, от директора требуется немного: не бояться окружить себя людьми, может быть, в чем-то умней и талантливей, чем он сам, и дать им направление. Тогда все, что он задумал, они сделают лучше, чем он это предполагал.

Конечно, в моем, с первого взгляда, простом ответе, было некоторое лукавство.

На самом деле за этой лапидарной формулировкой скрывается огромная работа директора, наполненная глубоким смыслом, выстроить которую, разумеется, не так просто.

С другой стороны, все то, что я сказал, было абсолютной правдой, но правдой, так сказать, в общих чертах.

Итак, о каких людях, окружающих директора, идет речь. Речь идет в первую очередь о его ближайшем окружении, о непосредственных помощниках директора, составляющих вместе с ним единую команду единомышленников. Единомышленников главным образом с точки зрения понимания тех целей и задач, которые эта группа людей ставит перед собой, но не с точки зрения путей их достижения.

В гимназии таких людей несколько. Каждый из них руководит конкретным содержанием образования. Есть заместители директора по гуманитарному, математическому, естественнонаучному, лингвистическому образованию.

Их должностные обязанности, определяемые соответствующими инструкциями, разработанными гимназией, сводятся в сущности к двум основным функциям: аналитико-контролирующей (планирование учебного процесса, его анализ и контроль за его состоянием) и методической (помощь учителю в совершенствовании его работы, внедрение в практику работы новых приемов и средств обучения, повышение педагогического мастерства).

В реализации работы, которую ведут эти люди, важную роль играют предметные кафедры. На этом стоит остановиться отдельно.

Что такое кафедра, чем она занимается?

Кафедра является структурным подразделением гимназии, занимающимся организацией и научно-методическим обеспечением образовательных процессов по конкретным областям знаний или учебным дисциплинам.

Она реализует подходы и стратегию, разрабатываемые педагогическим и административным советами, и строит свою работу в соответствии со стратегическими документами гимназии.

Заведующий кафедрой назначается директором гимназии из числа наиболее квалифицированных специалистов, имеющих творческие и организационные способности.

Кафедры занимаются:

  • обсуждением результатов административных работ, направленных на определение уровня усвоения учащимися знаний и сформированности общеучебных и специальных умений, выработкой рекомендаций по их усовершенствованию;
  • организацией обмена опытом работы учителей, его обобщения и распространения;
  • совместно с другими кафедрами решением проблем межпредметной координации;
  • разработкой и экспертизой концепции новых учебных курсов (как обязательных, так и дополнительных), соответствующих учебных программ, образовательных технологий и методик;
  • внедрением новых учебных программ в целостный учебный план гимназии;
  • обсуждением, рецензированием, оппонированием различных материалов, подготовленных на кафедре;
  • анализом хода и результатов инновационной деятельности;
  • проведением проблемного анализа результатов нововведений деятельности, непосредственно инициируемых кафедрой;
  • организацией и проведением научно-методической работы учителей;
  • разработкой и коррекцией стратегических документов гимназии в пределах своей компетенции;
  • внесением предложений по улучшению научно-методической работы в гимназии;
  • организацией работы по созданию и обогащению банков данных о сложившемся содержании и методике обучения, перспективных нововведениях и инновационных идеях в пределах своей компетенции и по своему профилю;
  • подготовкой и проведением вступительных, переводных и выпускных экзаменов;
  • руководством исследовательской работой учащихся;
  • организацией и проведением внеучебной работы учителей: различного рода конкурсов учащихся, интеллектуальных марафонов, предметных вечеров и т.д.;
  • развитием и укреплением учебно-материальной базы, разработкой методического инструментария обучения.

Кафедра согласовывает свою деятельность с административным советом гимназии (о нем речь ниже) и подотчетна заместителю директора. Кафедра несет ответственность за качественную и своевременную реализацию принятых ею решений, осуществляет контроль за их выполнением.

Кафедры, и это не трудно заметить, являются как бы прообразами методических объединений, существующих практически в каждой школе, только в гимназии, как видно из вышеприведенного текста, у них более широкие полномочия. Заместители директора, заведующие кафедрами и составляют ту команду единомышленников, о которой речь шла выше.

Задача директора – научить этих людей новой для них деятельности и через нее выработать вкус к ней, показать, что она, эта работа, может быть тоже по-своему интересной и полезной как для него самого, так и для учителей, более того, в чем-то даже увлекательной. Но при одном непременном условии – полном ее освобождении от какого бы то ни было формализма.

Итак, повседневная целенаправленная работа с учителем – вот главное направление деятельности членов этой команды.

В гимназии № 1543 заместителями директора, как и заведующими кафедрами, являются высокопрофессиональные специалисты, доктора и кандидаты наук, авторы школьных учебников и учебных пособий для учителя, люди, имеющие многолетний опыт работы в школе. В этом случае помощь, которую получает учитель, может быть достаточно квалифицированной.

Наконец, нельзя не сказать хотя бы коротко об административном совете, который в чем-то похож на совет при директоре во многих школах, хотя эта аналогия весьма отдаленная.

Вот эта команда людей, сгруппированных вокруг директора, и составляет в сущности административный совет.

Если к ним добавить двух заместителей директора – по воспитательной работе и по научно-методической и опытно-экспериментальной работе, – мы получим полный состав этого органа.

Административный совет:

  • планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами;
  • планирует текущую работу педагогического коллектива;
  • определяет формы промежуточной и итоговой аттестации, периодичность выставления оценок промежуточной аттестации;
  • вырабатывает нормативные документы, регламентирующие отдельные стороны работы педагогического коллектива;
  • рассматривает отдельные педагогические проблемы, дает рекомендации по их решению;
  • определяет количество классов в гимназии в каждой параллели, принимает решения об открытии новых профилей обучения, набора новых классов;
  • определяет продолжительность каникул, сроки начала и окончания учебного года;
  • предлагает директору гимназии расторгнуть договор с учителем в случае его профессиональной несостоятельности или нарушения дисциплины.

Для участия в работе административного совета могут приглашаться другие учителя и другие члены коллектива. Таким образом, у совета не только совещательные, но и административные функции.

Теперь вернемся к вопросу, который мне задавали эстонские педагоги.

Я, отвечая на их вопрос, сказал о том, что директор должен дать людям, которые его окружают, направление в работе. О каком направлении идет речь? Разумеется, о главном, кардинальном, если хотите, магистральном направлении. В этом смысле директор выступает в роли стратега, основного идеолога педагогического коллектива. И это очень важно в понимании им своей роли.

С чего мы начинали свою работу 15 лет тому назад, переходя в статус гимназии? Я, как директор, понимал: работа коллектива и каждого учителя в отдельности может быть разумной только в том случае, если люди понимают главный ее смысл. У коллектива таких людей должна быть выработана своя педагогическая идеология, своя философия.

Чего мы хотим? Какие цели мы ставим перед собой? Какое образование мы хотим дать нашим детям? В чем его особенности? И, следовательно, чем наша гимназия, именно наша, отличается от любого другого образовательного учреждения? На эти и другие вопросы мы должны были дать ясные и четкие ответы.

Для начала мы сформулировали для себя ведущие педагогические идеи, которыми должен руководствоваться коллектив в своей работе. Позволю их привести в этом тексте без раскрытия каждой из них.

Идея гуманизации и гуманитаризации образования в гимназии, ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.

Идея гармоничного, всестороннего образования, дающая возможность человеку понять мир как единое целое во всем его многообразии и противоречивости.

Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.

Идея вариативности и свободы выбора каждым учеником рода занятий, содержания и организационных форм образования.

Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас, педагогов, и наших воспитанников.

Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Разработка этих идей, в которых принимали участие все заместители и заведующие кафедрами, была первым шагом к пониманию смысла в чем-то новой для нас работы.

На основе этих идей на следующем этапе были разработаны концептуальные основы различных образовательных областей. Так, в течение ряда лет кафедрами под руководством заместителей директора были подготовлены концепции литературного, исторического, математического, биологического, химического, географического образования.

Все эти документы, разумеется, проходили через административный совет гимназии, который их тщательно анализировал и только после этого предлагал педагогическому совету как высшему коллегиальному органу для их утверждения.

Так, постепенно, шаг за шагом, складывалась та философия, в контексте которой работает коллектив уже много лет. Исходя из этой философии, можно рассматривать повседневную работу каждого учителя, с которым взаимодействуют и заместители директора, и кафедры.

Разумеется, для такой работы нужен учитель, который способен понять эту идеологию и принять ее как руководство в своей практической деятельности. Им может быть не каждый, а лишь тот, кто наделен умением креативного мышления, творческого подхода к своему труду. Подобрать таких людей, растить их – одна из самых сложных и трудных задач руководства школой. На это уходят годы.

Не секрет, что в наши дни учительская профессия в силу целого ряда причин переживает глубокий и, я бы сказал, системный кризис. Но, к счастью, в гимназии за многие годы сложился коллектив людей, мощным ядром которого являются именно такие неординарные учителя. А из тех, кто приходит к нам в последние годы, стараемся таких учителей растить, хотя это далеко не всегда завершается успехом.

В чем основные направления этой нелегкой работы, если говорить об этом предельно кратко?

  • В раскрытии перед учителем целей и задач его личной работы в контексте работы коллектива в целом, без понимания которых его работа во многом становится бессмысленной.
  • В нашем умении помочь ему выстроить свою работу в соответствии с таким представлением о ней.
  • В нашем стремлении дать учителю понять, что урок как основная форма учебно-воспитательного процесса есть не что иное, как самостоятельное педагогическое произведение, подобно литературной новелле – со своей завязкой, кульминацией, финалом; в нашей помощи учителю в создании такого урока.
  • В нашем умении научить учителя видеть перед собой не просто детей, а каждого ребенка в отдельности со своим, присущим только ему внутренним миром, быть абсолютно честным в работе с ним, что, в свою очередь, рождает взаимное доверие, которого подчас так нам не хватает, но без которого не может быть полноценной наша работа с ребенком.

Только такая работа с учителем поможет нам вырастить детей высокого нравственного развития и вооружить их знаниями, которые они смогут защитить где угодно, когда угодно и перед кем угодно.

ylq (Dec. 19, 2017)

talk horloges about mcm backpack outlet our father! designer handbags In coach outlet this eyeglass frames special festival, ferragamo uk I ralph lauren am relojes actually not ray ban sunglasses happy. jordan shoes Because ralph lauren polo my longchamp outlet father true religion outlet store was orlando magic jersey a soccer shoes workaholic, michael kors one coach outlet man had nike free to manage kate spade the titans nfl jersey two denver nuggets jersey factories. Each time oakley sungalsses outlet I north face watched new balance my father's luggage hollister out polo ralph lauren outlet of his home, I browns nfl jersey always restrained my colts nfl jersey tears bengals nfl jersey and adidas shoes reluctantly north face outlet bid prada sunglasses farewell versace outlet to adidas yeezy shoes him. chi flat iron My nba jersey father true religion outlet looked at air max 2015 me, salomon my heart coach outlet was very rolex watches sad, never houston rockets jersey go reebok shoes back! ed hardy At suns jersey that birkenstock outlet time c.c beanies I spurs jersey think retro jordans his hogan father warriors jersey was so cruel, vans in order to work, chargers nfl jersey left longchamp handbags outlet me. Whenever my burberry partner envious boston celtics jerseys of michael kors outlet online the words: woolrich outlet "You texans nfl jersey have a capable michael kors outlet father, really ralph lauren happy!" babyliss At that pandora charms time, I nets jerseys feel thomas sabo proud oakley outlet to barbour jackets outlet have a cheap jerseys capable ralph lauren outlet father. Have charlotte hornets jersey not skechers shoes outlet seen ferragamo shoes my occhiali ray ban father softball bats for michael kors many days, nike how the north face jackets much eyeglasses online I christian louboutin want oakley sunglasses outlet to hear raptors jersey the taste of burberry outlet online my lunette oakley father, fred perry how nfl jerseys much true religion jeans I oakley want oakley sunglasses outlet to hear my father's coach outlet store amiable language, burberry how much armani exchange I want coach outlet online to mcm handbags see adidas my father's ray ban sunglasses outlet good burberry face, how new balance outlet I ray ban want to adidas ... burberry handbags Here tory burch outlet I handbags outlet can los angeles clippers jerseys not buccaneers nfl jersey help kate spade outlet but oakley sunglasses cheap think of baseball bats childhood swarovski jewelry The ray-ban sunglasses funny jazz jersey thing: michael kors I mcm handbags remember jordan release dates my hollisterco father juicy couture outlet often oakley outlet online put vans shoes my oakley sungalsses outlet little fist iphone case into my prada mouth, ray ban wayfarer I oakley vault quickly michael kors bags took hilfiger online shop out a cheap oakley sunglasses fist, hollister "Wow ravens nfl jersey ..." birkenstock and cried. An red bottoms unpleasant longchamp handbags harsh smell fidget spinner of mlb jerseys nostrils, bcbg dresses I basketball shoes kept rolling on christian louboutin the hogan shoes ground, philipp plein his coach outlet usa feet tommy hilfiger outlet kept skechers shoes to pandora his father, coach outlet my mother looked at air max me, pandora jewelry making beats by dr dre dumbfounding, polo ralph lauren one picked up my supra shoes hand polo ralph lauren outlet online to jaguars nfl jersey wash. rolex watches After air max washing cheap jerseys hands, omega watches I adidas desperately ferragamo nose ralph lauren outlet online sniffing, or flat iron a michael kors outlet little weird taste, nike free run cried skechers out saints nfl jersey loud, my mother chiefs nfl jersey had to true religion jeans outlet sprinkle cheap nhl jerseys a oakley vault little burberry outlet with salvatore ferragamo dew nike free 5.0 in broncos nfl jersey my hand, I burberry uk will prada shoes give up handbags outlet this. coach factory outlet online Side of the father looked at levi's jeans me huarache and cleveland cavaliers jersey smiled, ralph lauren so sweet michael kors outlet online sale smile! thomas sabo charms So beautiful! giuseppe zanotti Whenever I recall jordan this, I could not michael kors australia help but laugh, rams nfl jersey up cheap ray ban to ralph lauren uk now also scarpe hogan developed trail blazers jersey a marc jacobs habit pandora jewellery of michael kors outlet like to philipp plein outlet smell. swarovski His father's michael kors holiday michael kors handbags without christian louboutin a adidas schuhe father's michael kors uk figure, nor laughter, timberland shoes even reebok the pacers jersey clock on longchamp the mcm bags "ticking, coach outlet ticking ... ..." jets nfl jersey voice coach black friday heard clearly. cheap true religion I am vikings nfl jersey sitting coach outlet alone air max in the beats headphones flower mcm backpack beds, enjoy ray ban the cheap shoes beautiful flowers. burberry outlet Look, those flowers have their instyler own dsquared2 outlet companionship, air max 2015 happily together. Listen! In the michael kors blue nike air max sky, "twitter" christian louboutin shoes ... 49ers nfl jersey the bird coach factory outlet sounds, replica watches the air max original cheap nfl jerseys three soccer shoes outlet birds coach outlet online singing swarovski crystal cheerful. longchamp I cheap oakley looked at nike canada them beats by dre headphones enviously! nike store Deep in the dead nike of night, I nike store was seahawks nfl jersey lying in bucks jersey front of nike air the philadelphia 76ers jersey window oklahoma city thunder jerseys looking chrome hearts outlet at the dark beats by dre night, but roshe run only a twinkling star jimmy choo blinked polo outlet online at me, they seem to understand iphone cases my heart. I los angeles lakers jerseys could tommy hilfiger not help barbour jackets humming the new balance song panthers nfl jersey "Thanksgiving". Humming, humming ... dsquared2 ... nike air max I mk outlet online see, when soccer outlet I miss nike huarache my father, my father nike mercurial must pandora also longchamp outlet miss barbour jackets me. I know how stone island important it michael kors outlet is air force to converse shoes me michael kors uk in my under armour father's celine handbags heart, roshe run because I adidas am burberry canada the only nike one versace outlet in my new balance shoes father! "Thanksgiving kate spade outlet heart, ray ban thank hermes you, mizuno running with giants nfl jersey my ray ban life kate spade outlet ..." nike shoes outlet Father, I hollister wish jordan retro you puma a happy burberry handbags outlet holiday because of tommy hilfiger your grizzlies jersey excellent tory burch sandals composition 900 words coachfactory.com/shop eight: You christian louboutin are oakley sunglasses outlet A adidas shoes person rolex watches working juicy couture silently, but fendi outlet your uhren work ray ban outlet is very little michaelkors.com to pay attention, but mont blanc pens it birkenstock is coach purses outlet because atlanta hawks jersey of your michael kors outlet online hard michael kors outlet work, bears nfl jersey it air max shoes makes packers nfl jersey the road between patriots nfl jersey cities nike roshe clean detroit pistons jerseys and timberland boots tidy. I north face jackets usually air max 90 come michael kors outlet to school coach factory outlet earlier, wizards jersey so I converse can ray ban always new york knicks jerseys see converse the timberland outlet people fred perry outlet working nike air max on hoodies outlet the ralph lauren road, womens clothing that is, omega watches sanitation the north face workers on the eagles nfl jersey road. oakley sunglasses They can always clean michael kors usa the pandora uk streets oakley sunglasses outlet in north face the early morning, making hermes outlet it a north face backpacks day ralph lauren online shop The polo outlet road looks cheap jerseys clean. When coach outlet online people christian louboutin shoes go ralph lauren factory store to work or go true religion to school converse sneakers in valentino the morning, swarovski they ray ban sunglasses outlet see mbt shoes that cheap mlb jerseys the dolphins nfl jersey road nfl jerseys is hollister clothing very clean steelers nfl jersey and their lacoste outlet moods givenchy antigona are nhl jerseys getting northface better. However, nike in barbour jacket outlet a swarovski can

bliherbal (Nov. 27, 2017)
I found useful information on this topic as I'm taking care of a small business project. Thank-you posting relative information and it's now becoming easier to complete this project obat herbal lemah jantung We are currently implementing an assignment and I have been exploring your page for several hours. Appreciate your it proved valuable for me. obat herbal ginjal bocor I likely appreciating each of this. is actually an incredible and very good impart. I must much obliged. Great employment! You all an incredible blog, and have some extraordinary substance. obat herbal gagal ginjal kronis

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum