Volume: 1, Issue: 1

1/05/2009

Директор и его команда
Завельский Ю.В. [about]

Однажды (это было несколько лет тому назад) нашу гимназию посетила группа учителей из Эстонии. Это были учителя и завучи эстонских школ, готовящиеся стать директорами образовательных учреждений...

В ходе нашей беседы один из присутствовавших гостей задал мне вопрос, по-видимому, как человеку, наделенному достаточным опытом директорской деятельности:

– Что требуется лично от директора, чтобы выстроить по-настоящему хорошую школу? Сформулируйте эти качества по возможности предельно кратко.

Подумав, я ответил так:

– Чтобы выстроить хорошую школу, от директора требуется немного: не бояться окружить себя людьми, может быть, в чем-то умней и талантливей, чем он сам, и дать им направление. Тогда все, что он задумал, они сделают лучше, чем он это предполагал.

Конечно, в моем, с первого взгляда, простом ответе, было некоторое лукавство.

На самом деле за этой лапидарной формулировкой скрывается огромная работа директора, наполненная глубоким смыслом, выстроить которую, разумеется, не так просто.

С другой стороны, все то, что я сказал, было абсолютной правдой, но правдой, так сказать, в общих чертах.

Итак, о каких людях, окружающих директора, идет речь. Речь идет в первую очередь о его ближайшем окружении, о непосредственных помощниках директора, составляющих вместе с ним единую команду единомышленников. Единомышленников главным образом с точки зрения понимания тех целей и задач, которые эта группа людей ставит перед собой, но не с точки зрения путей их достижения.

В гимназии таких людей несколько. Каждый из них руководит конкретным содержанием образования. Есть заместители директора по гуманитарному, математическому, естественнонаучному, лингвистическому образованию.

Их должностные обязанности, определяемые соответствующими инструкциями, разработанными гимназией, сводятся в сущности к двум основным функциям: аналитико-контролирующей (планирование учебного процесса, его анализ и контроль за его состоянием) и методической (помощь учителю в совершенствовании его работы, внедрение в практику работы новых приемов и средств обучения, повышение педагогического мастерства).

В реализации работы, которую ведут эти люди, важную роль играют предметные кафедры. На этом стоит остановиться отдельно.

Что такое кафедра, чем она занимается?

Кафедра является структурным подразделением гимназии, занимающимся организацией и научно-методическим обеспечением образовательных процессов по конкретным областям знаний или учебным дисциплинам.

Она реализует подходы и стратегию, разрабатываемые педагогическим и административным советами, и строит свою работу в соответствии со стратегическими документами гимназии.

Заведующий кафедрой назначается директором гимназии из числа наиболее квалифицированных специалистов, имеющих творческие и организационные способности.

Кафедры занимаются:

  • обсуждением результатов административных работ, направленных на определение уровня усвоения учащимися знаний и сформированности общеучебных и специальных умений, выработкой рекомендаций по их усовершенствованию;
  • организацией обмена опытом работы учителей, его обобщения и распространения;
  • совместно с другими кафедрами решением проблем межпредметной координации;
  • разработкой и экспертизой концепции новых учебных курсов (как обязательных, так и дополнительных), соответствующих учебных программ, образовательных технологий и методик;
  • внедрением новых учебных программ в целостный учебный план гимназии;
  • обсуждением, рецензированием, оппонированием различных материалов, подготовленных на кафедре;
  • анализом хода и результатов инновационной деятельности;
  • проведением проблемного анализа результатов нововведений деятельности, непосредственно инициируемых кафедрой;
  • организацией и проведением научно-методической работы учителей;
  • разработкой и коррекцией стратегических документов гимназии в пределах своей компетенции;
  • внесением предложений по улучшению научно-методической работы в гимназии;
  • организацией работы по созданию и обогащению банков данных о сложившемся содержании и методике обучения, перспективных нововведениях и инновационных идеях в пределах своей компетенции и по своему профилю;
  • подготовкой и проведением вступительных, переводных и выпускных экзаменов;
  • руководством исследовательской работой учащихся;
  • организацией и проведением внеучебной работы учителей: различного рода конкурсов учащихся, интеллектуальных марафонов, предметных вечеров и т.д.;
  • развитием и укреплением учебно-материальной базы, разработкой методического инструментария обучения.

Кафедра согласовывает свою деятельность с административным советом гимназии (о нем речь ниже) и подотчетна заместителю директора. Кафедра несет ответственность за качественную и своевременную реализацию принятых ею решений, осуществляет контроль за их выполнением.

Кафедры, и это не трудно заметить, являются как бы прообразами методических объединений, существующих практически в каждой школе, только в гимназии, как видно из вышеприведенного текста, у них более широкие полномочия. Заместители директора, заведующие кафедрами и составляют ту команду единомышленников, о которой речь шла выше.

Задача директора – научить этих людей новой для них деятельности и через нее выработать вкус к ней, показать, что она, эта работа, может быть тоже по-своему интересной и полезной как для него самого, так и для учителей, более того, в чем-то даже увлекательной. Но при одном непременном условии – полном ее освобождении от какого бы то ни было формализма.

Итак, повседневная целенаправленная работа с учителем – вот главное направление деятельности членов этой команды.

В гимназии № 1543 заместителями директора, как и заведующими кафедрами, являются высокопрофессиональные специалисты, доктора и кандидаты наук, авторы школьных учебников и учебных пособий для учителя, люди, имеющие многолетний опыт работы в школе. В этом случае помощь, которую получает учитель, может быть достаточно квалифицированной.

Наконец, нельзя не сказать хотя бы коротко об административном совете, который в чем-то похож на совет при директоре во многих школах, хотя эта аналогия весьма отдаленная.

Вот эта команда людей, сгруппированных вокруг директора, и составляет в сущности административный совет.

Если к ним добавить двух заместителей директора – по воспитательной работе и по научно-методической и опытно-экспериментальной работе, – мы получим полный состав этого органа.

Административный совет:

  • планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами;
  • планирует текущую работу педагогического коллектива;
  • определяет формы промежуточной и итоговой аттестации, периодичность выставления оценок промежуточной аттестации;
  • вырабатывает нормативные документы, регламентирующие отдельные стороны работы педагогического коллектива;
  • рассматривает отдельные педагогические проблемы, дает рекомендации по их решению;
  • определяет количество классов в гимназии в каждой параллели, принимает решения об открытии новых профилей обучения, набора новых классов;
  • определяет продолжительность каникул, сроки начала и окончания учебного года;
  • предлагает директору гимназии расторгнуть договор с учителем в случае его профессиональной несостоятельности или нарушения дисциплины.

Для участия в работе административного совета могут приглашаться другие учителя и другие члены коллектива. Таким образом, у совета не только совещательные, но и административные функции.

Теперь вернемся к вопросу, который мне задавали эстонские педагоги.

Я, отвечая на их вопрос, сказал о том, что директор должен дать людям, которые его окружают, направление в работе. О каком направлении идет речь? Разумеется, о главном, кардинальном, если хотите, магистральном направлении. В этом смысле директор выступает в роли стратега, основного идеолога педагогического коллектива. И это очень важно в понимании им своей роли.

С чего мы начинали свою работу 15 лет тому назад, переходя в статус гимназии? Я, как директор, понимал: работа коллектива и каждого учителя в отдельности может быть разумной только в том случае, если люди понимают главный ее смысл. У коллектива таких людей должна быть выработана своя педагогическая идеология, своя философия.

Чего мы хотим? Какие цели мы ставим перед собой? Какое образование мы хотим дать нашим детям? В чем его особенности? И, следовательно, чем наша гимназия, именно наша, отличается от любого другого образовательного учреждения? На эти и другие вопросы мы должны были дать ясные и четкие ответы.

Для начала мы сформулировали для себя ведущие педагогические идеи, которыми должен руководствоваться коллектив в своей работе. Позволю их привести в этом тексте без раскрытия каждой из них.

Идея гуманизации и гуманитаризации образования в гимназии, ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.

Идея гармоничного, всестороннего образования, дающая возможность человеку понять мир как единое целое во всем его многообразии и противоречивости.

Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.

Идея вариативности и свободы выбора каждым учеником рода занятий, содержания и организационных форм образования.

Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас, педагогов, и наших воспитанников.

Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Разработка этих идей, в которых принимали участие все заместители и заведующие кафедрами, была первым шагом к пониманию смысла в чем-то новой для нас работы.

На основе этих идей на следующем этапе были разработаны концептуальные основы различных образовательных областей. Так, в течение ряда лет кафедрами под руководством заместителей директора были подготовлены концепции литературного, исторического, математического, биологического, химического, географического образования.

Все эти документы, разумеется, проходили через административный совет гимназии, который их тщательно анализировал и только после этого предлагал педагогическому совету как высшему коллегиальному органу для их утверждения.

Так, постепенно, шаг за шагом, складывалась та философия, в контексте которой работает коллектив уже много лет. Исходя из этой философии, можно рассматривать повседневную работу каждого учителя, с которым взаимодействуют и заместители директора, и кафедры.

Разумеется, для такой работы нужен учитель, который способен понять эту идеологию и принять ее как руководство в своей практической деятельности. Им может быть не каждый, а лишь тот, кто наделен умением креативного мышления, творческого подхода к своему труду. Подобрать таких людей, растить их – одна из самых сложных и трудных задач руководства школой. На это уходят годы.

Не секрет, что в наши дни учительская профессия в силу целого ряда причин переживает глубокий и, я бы сказал, системный кризис. Но, к счастью, в гимназии за многие годы сложился коллектив людей, мощным ядром которого являются именно такие неординарные учителя. А из тех, кто приходит к нам в последние годы, стараемся таких учителей растить, хотя это далеко не всегда завершается успехом.

В чем основные направления этой нелегкой работы, если говорить об этом предельно кратко?

  • В раскрытии перед учителем целей и задач его личной работы в контексте работы коллектива в целом, без понимания которых его работа во многом становится бессмысленной.
  • В нашем умении помочь ему выстроить свою работу в соответствии с таким представлением о ней.
  • В нашем стремлении дать учителю понять, что урок как основная форма учебно-воспитательного процесса есть не что иное, как самостоятельное педагогическое произведение, подобно литературной новелле – со своей завязкой, кульминацией, финалом; в нашей помощи учителю в создании такого урока.
  • В нашем умении научить учителя видеть перед собой не просто детей, а каждого ребенка в отдельности со своим, присущим только ему внутренним миром, быть абсолютно честным в работе с ним, что, в свою очередь, рождает взаимное доверие, которого подчас так нам не хватает, но без которого не может быть полноценной наша работа с ребенком.

Только такая работа с учителем поможет нам вырастить детей высокого нравственного развития и вооружить их знаниями, которые они смогут защитить где угодно, когда угодно и перед кем угодно.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum