Volume: 1, Issue: 1

1/05/2009

Программа развития на 2006-2010 годы «Школа практического гуманизма как институт мировоззренческого и социо-культурного самоопределения молодого поколения»
Караковский В.А. [about] , Григорьев Д.В. [about]

1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

1.1. Ключевая проектная идея

Создание открытой образовательной среды, стимулирующей и поддерживающей мировоззренческое и социокультурное самоопределение всех субъектов образования (школьников, родителей и педагогов) в ценностях практического гуманизма.
При этом под образовательной средой мы понимаем школьную среду, в которой гармонично сорганизованы процессы обучения, воспитания, социализации и взросления. Открытость среды предполагает институциональную включенность школы в формирование гражданского общества столицы.

1.2. Обоснование ключевой проектной идеи

Коллектив педагогов, детей и родителей Центра образования г. Москвы в своем настоящем и будущем ориентирован на идею построения Школы практического гуманизма.

Педагогика практического гуманизма держится не на «помочах» руководства, назидания и наставления, а на поддержке собственных усилий человека по взращиванию, культивированию Человеческого в себе, иными словами, на поддержке самоопределения личности. Смещение акцента гуманизации на массовую школу может способствовать «выходу» гуманистического образа жизни за пределы культивирующих его элит, в широкие слои общества.

В реализации концепции Школы практического гуманизма коллектив Центра образования № 825 сотрудничает со школой № 1274 им. В.В. Маяковского г. Москвы и Центром образования № 18 г. Йошкар-Олы.

Нас объединяет стремление воспитать в наших детях гуманистическое ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе. При этом мы осознаем и призываем других осознать реальную сегодня опасность формирования антиценностных отношений личности к важнейшим сферам бытия.

Ценностное и антиценностное отношение
личности к миру, к людям, к самому себе

Объекты
отношения
(ценности)

В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста)

В чем выражается антиценностное отношение личности
к данным объектам (показатели личностного регресса)

Отношение к миру

Семья

Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

Социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

Отечество

гражданственность, патриотизм

Обывательство и социальное иждивенчество

Земля

Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам

Потребительское отношение к природе и ее богатствам

Мир

Миротворчество и неприятие насилия

Милитаризм

Труд

Трудолюбие, стремление к творчеству

Лень

Культура

Интеллигентность

Бескультурье, хамство и вандализм

Знания

Любознательность

Невежество

Отношение к другим людям

Человек как таковой (такой же, как Я сам)

Гуманность

Жестокость

Человек как Другой, как альтер-Эго
(не Я)

Альтруизм

Эгоизм

Человек как Иной (не такой, как Я)

Толерантность

Ксенофобия, национализм, расизм

Отношение к самому себе

Я – телесное

Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

Пристрастие к вредным привычкам, негативизм по отношению к собственному здоровью

Я – душевное

Самопринятие и душевное здоровье

Недоверие к своей самости, комплекс неполноценности

Я – духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

Несвобода личности, превращение ее в «социальную пешку»

Для проектирования будущего российского образования принципиальное, на наш взгляд, значение имеет предложенное В.И. Слободчиковым понимание образования как единства четырех процессов:

  1. воспитания(целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека);
  2. обучения (целенаправленное влияние на развитие знаково-операционной сферы человека);
  3. социализации (ребенок в образовательной системе подвержен не только управляемой, но и стихийной социализации);
  4. взросления (каждый ребенок в рамках той или иной образовательной системы проходит определенные возрастные этапы).

Указанные образовательные процессы осуществляются в любом образовательном учреждении, но для инновационной школы необходим выбор ведущего, «прорывного» процесса, который подобно локомотиву повел бы за собой остальные «вагоны» образовательного «поезда». И это уже происходит в практике современного московского образования. Независимо от своего организационно-правового статуса (общеобразовательная школа, гимназия, лицей, центр образования и т.д.) инновационные образовательные учреждения могут быть отнесены к одному из типов: «школа обучения», «школа воспитания», «школа взросления», «школа социализации».

Центр образования № 825 относится к типу «школы воспитания», то есть представляет собой школу, в которой ведущей формой образовательного процесса является воспитание, а другие формы образовательного процесса – обучение, взросление и стихийная социализация – дополнительны по отношению к нему (обусловлены им и влияют на него).

Теория воспитательных систем, разрабатываемая научной школой академика Л.И. Новиковой, является концептуальной основой развития Центра образования как Школы практического гуманизма.

1.3. Приоритетные цели программы развития

Приоритетными целями деятельности Центра образования являются:

  1. воспитание у каждого школьника чувства уважения человека, его прав и свобод, готовности защищать честь и достоинство свое и других людей, противостоять деструктивным контрсоциальным процессам и явлениям;
  2. формирование у школьников универсальных познавательных способностей и компетентностей, обеспечивающих интеграцию знаний в целостное гуманистическое мировоззрение;
  3. формирование у школьников полноценной российской идентичности (гражданского самосознания, патриотизма, толерантности), способности к ответственному самоопределению в современной культуре;
  4. развитие у школьников способности к свободному и ответственному социальному действию, формирование опыта демократического поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности.

1.4. Стратегические направления изменений

Для реализации указанных выше целей необходимо:

  1. усилить мировоззренческий потенциал воспитательного процесса, акцентировать проблему формирования российской идентичности как приоритетную в воспитательной деятельности педагогов;
  2. осуществить преобразование учебного процесса в школе на основе принципов личностного знания, интеграции знаний в целостное мировоззрение;
  3. обеспечить создание в школе открытого и доброжелательного к инициативам школьников пространства ответственного социального действия.

1.5. Ожидаемые результаты

Новообразования в развитии детей:
Положительная динамика личностного роста школьников; освоение школьниками способов ненасильственного действия и демократического поведения, критического мышления, навыков самоорганизации, самоуправления, проектной деятельности; формирование ценности школьного патриотизма, толерантного сознания; формирование личностных мотивационных механизмов учения; формирование опыта самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития в учебно-познавательной деятельности; умение работать в команде, навыки групповой кооперации.
Новое в содержании, формах и методах педагогической деятельности:
совершенствование профессионального мастерства педагогов школы, развитие их профессионального сознания, позиции воспитателя; метапредметная система заданий, описание коммуникативной картины уроков по различным учебным предметам; выявление ценностного содержания современных естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов; формы гуманизации контроля и оценки учебной деятельности школьников на различных возрастных ступенях образования.
Новообразования в управляющей системе школы:

  1. повышение эффективности принимаемых управленческих решений при сохранении качества гуманистических отношений между субъектами воспитательной системы;
  2. каталогизация возможностей и рисков, связанных с диверсификацией образовательного процесса в школе;
  3. создание концепции и технологии управления развитием школы как гуманистической воспитательной системы.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

 

2.1. Краткий анализ исходного состояния

Средняя общеобразовательная школа № 825 (с 2006 года – Центр образования № 825) существует с апреля 1970 года. Это типичная массовая школа, работающая в спальном районе юго-восточной окраины столицы.
В течение 29 лет школа функционирует в творческом режиме и является авторской школой. Все годы педагогический коллектив показывает устойчивые высокие результаты профессиональной деятельности.
Школа представляет собой образовательное учреждение смешанного типа: в ней, наряду с традиционными классами, существуют классы повышенной сложности, профильные, работающие по разнообразным учебным программам.
Научно-педагогический уровень педагогов очень высокий. Кадровые проблемы школа решает сама: около половины учителей – бывшие ученики школы.

Год выпуска

Количество
выпускников

Всего поступило
в вузы

МПГУ и другие пединституты

2001/02

72

66

22

2002/03

76

74

28

2003/04

80

75

18

2004/05

74

65

11

2005/06

70

57

14

Школа на протяжении 29 лет является экспериментальной площадкой Института теории и истории педагогики РАО, на базе которой разрабатываются инновационные подходы, программы и проекты в области воспитания детей и молодежи. На опыте школы защищено 5 докторских и 27 кандидатских диссертаций, издано 10 книг, более 70 публикаций в стране и за рубежом, проведено 4 международных, 12 всероссийских, 8 московских научно-практических конференций.

В школе создана эффективная воспитательная система гуманистического типа, основанная на общечеловеческих и национальных ценностях, известная у нас в стране и за рубежом. Воспитательная система обеспечивает устойчивую положительную динамику личностного роста школьников, широкие возможности самореализации через разнообразные формы внеурочной деятельности и дополнительного образования.

 

Основные проблемы в деятельности Центра образования:
1. Усложнение взаимоотношений с семьей. Прагматичные установки ряда семей вступают в противоречие с ценностями и духом школы.
2. Проникновение в детское сообщество школы ценностей «общества потребления» (во многом благодаря информационной политике масс-медиа и современному укладу столичной жизни).
3. Подготовка учеников начальных классов к переходу в среднюю школу. Раздельное существование начальной и средней школы (они находятся в разных зданиях) затрудняет период адаптации для выпускников младшей школы.
4. Снижение в структуре выбора старшеклассниками профильного обучения доли педагогического профиля (особенно среди юношей).
5. Благоустройство территории, которое постоянно откладывается из-за строительства многоэтажных домов вокруг школы. В результате Центр образования не имеет ни нормальных спортплощадок, ни пешеходных дорожек.

На решение этих и ряда других проблем и усиление институциональной роли школы и направлена настоящая программа развития.

2.2. Модель реализации концепции

Реализация приоритетных целей и стратегических направлений изменения жизнедеятельности школы предполагается в рамках трех взаимосвязанных проектов: 
1. Проект «Актуализация мировоззренческого потенциала воспитательного процесса и усиление его влияния на формирование российской идентичности школьников».
2. Проект «Организация учебного процесса в формах, обеспечивающих интеграцию знаний учащихся в целостное мировоззрение».
3. Проект «Преобразование пространства социального действия и ответственной заботы школьников».
Каждый проект будет представлен ниже в следующей логике:

  1. Имеющийся задел по проекту.
  2. Предполагаемая инновационная деятельность в рамках

   проекта.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта.

 

2.2.1. Проект «Актуализация мировоззренческого потенциала воспитательного процесса и усиление его влияния на формирование российской идентичности школьников».

1. Задел по проекту.

Уже много лет воспитательный процесс в Центре образования № 825 основывается на системе школьных ключевых дел. Содержание этих дел, общение и отношения, возникающие в процессе их подготовки, во многом обеспечивают усвоение школьниками ценностей практического гуманизма.
Эти дела носят комплексный характер, охватывая как учебную, так и внеучебную сферу, проходят один раз в месяц. В них принимают участие в той или иной форме все учащиеся с 1-го по 11-й класс, все учителя школы, многие родители и выпускники школы.
Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этих этапах взрослые и дети действуют вместе, как равноправные инициативные партнеры, что способствует формированию у детей субъектной позиции, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений, развивает творческие способности и чувство ответственности.
Главная действующая единица ключевого дела – школьный класс. Подготовительная работа внутри класса может строиться по методике КТД или на основе групповой кооперации, но в любом случае за счет многообразия ролей и позиций каждый школьник получает реальные возможности для самореализации.
Взаимодействие классов в процессе подготовки, реализации и рефлексии общешкольных дел создает ситуацию их взаиморазвития: коллективы, находящиеся на стадии формирования, быстрее преодолевают болезни роста, сформировавшиеся коллективы получают стимулы к совершенствованию и обновлению.
На настоящий момент система школьных ключевых дел Центра образования № 825 включает:

  1. Туристско-экскурсионный день;
  2. Пушкинский месяц;
  3. Праздник песни;
  4. КВН выпускников;
  5. Подростковый сбор;
  6. Праздник знаний;
  7. Лагерный сбор старшеклассников;
  8. Праздник чести школы;
  9. Рассвет Победы.

Особое место в системе ключевых дел занимает Лагерный сбор старшеклассников. Несмотря на солидный возраст, эта форма не демонстрирует признаков старения. Напротив, каждый год мы открываем ее новые возможности в формировании гуманистического мировоззрения личности.
В течение года проводятся два сбора: однодневный школьный – в январе, и трехдневный выездной лагерный – в марте.
На сборах представлены следующие возрастные группы:
1) юные сборовцы – учащиеся 5–8-х классов;
2) старшие сборовцы – учащиеся 7–11-х классов;
3) сборовцы-«старики» – выпускники школы (студенты, молодые специалисты), по решению Большого совета сбора удостоенные чести быть помощниками и консультантами сборовских отрядов и образующие на выездном лагерном сборе особый отряд «стариков»;
4) сборовцы-педагоги – педагоги школы, утвержденные Большим советом сбора в качестве старших наставников и консультантов сбора и образующие на выездном лагерном сборе особый педагогический отряд.
Сбор влияет на развитие личности, в том числе на ее мировоззрение через:

  1. жизнедеятельность разновозрастных отрядов, которые формируются примерно за месяц до сбора и в течение этого времени интенсивно готовятся к его проведению;
  2. общие коллективно-творческие дела сбора, в которых участвуют разновозрастные отряды (Главное философское дело, Главное творческое дело, социально значимые сборовские акции, спор-клубы, творческие экспромты, спортивные игры и марш-броски и т.д.);
  3. соблюдение всеми участниками сбора его законов, обычаев и традиций;
  4. знаково-символическую среду (у сбора свои символы и атрибуты, свои песни);
  5. многообразие ролей, в которых может себя попробовать участник сбора (идейный вдохновитель, режиссер, сценарист, актер, организатор, специалист, активный зритель и т.д.; комиссар, дежурный командир отряда, дежурный у знамени, разводящий знаменной группы и т.д.);
  6. постоянную рефлексию событий и отношений на сборе (формы рефлексии – вечерние отрядные «огоньки», общие сборовские «огоньки», обсуждения и дискуссии по итогам конкретного дела);
  7. институты сборовского самоуправ-ления (Большой совет, в котором принимают участие все сборовцы и который гласно и открыто, на основе демократических процедур принимает решения по важнейшим вопросам, осуществляет стратеги-ческое планирование, подводит итоги и дает оценку деятельности всего объединения, сборовских отрядов и ответственных лиц; Малый Совет, куда входят комиссары и дежурные командиры отрядов, представители отрядов «стариков» и учителей; советы отрядов).

 

2. Предполагаемая инновационная деятельность в рамках проекта

Несмотря на проверенную временем способность педагогического коллектива вести системную работу по формированию гуманистического мировоззрения и российской идентичности школьников, последнее время мы обостренно осознаем (под возрастающим давлением СМИ и СМК, распространением жизненного уклада «общества потребления») необходимость усиления деятельности в этом направлении.

Это предполагается осуществить через:
1. Повышение уровня событийности каждого ключевого дела.
Событие воспитанияэто момент реальности, в котором происходит личностно развивающее со-бытие взрослого и ребенка. Оно возможно при условии, что взрослые, «встречаясь» с детьми, удерживают в своем сознании и деятельности цели и ценности воспитания подрастающего поколения, а дети самостоятельно выбирают «быть вместе со взрослым» в качестве способа существования здесь-и-теперь.
Проектирование ключевых дел как вероятных событий воспитания принципиально отлично от привычных планирования и программирования воспитательных мероприятий. Такое проектирование основано на том, что педагог выстраивает свою деятельность, желаемое качество общения, отношений с воспитанником, обязательно предполагая (а по возможности – инициируя) личностное самоопределение ребенка в общении, отношениях, взаимодействии с педагогом. Такие педагогические ситуации являются открытыми, имеющими поле путей развития (множество вариантов-сценариев реализации).
В рамках проекта предполагается разработать методику обучения педагогов сценированию воспитательных событий.

2. Содержательное преобразование патриотического воспитания (переход от патриотизма гордости к патриотизму великодушия).
Наличие российской идентичности у нашего соотечественника предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя страна», «мой народ», «мой город». Задача формирования российской идентичности объединяет в себе и по-новому связывает традиционные вопросы развития гражданского самосознания, патриотизма и толерантности школьников, владения ими родным языком и понимания национальной культуры.

Патриотизмважнейший аспект самоопределения человека. Потому что ставит вопрос ребром: или твое самоопределение – это определение себя, границ своего Я по отношению к тому целому, частью которого ты являешься, или оно – замыкание в себе и на себя, отказ от своей частности по отношению к целому и утверждение своей исключительности.

Многие из ныне реализуемых подходов и моделей патриотического воспитания являются безнадежно устаревшими, поскольку основываются на императиве нерефлексивной гордости за «свое», в принципе чуждой современному глобализированному молодому человеку. Другие, более адекватные духу времени, проникнуты идеологией постлиберализма. Патриотизм рассматривается ими как своеобразная избирательная гордость, чувство причастности только к «светлым», с точки зрения идеологов постлиберализма, событиям и явлениям в жизни страны, и стыдливое умолчание, или даже ироничная критика в адрес «темных» событий, явлений, лиц.

На наш взгляд, в патриотизме дело не в гордости, а в ином, гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа – великодушии как «способности души вместить весь мир, как он есть и быть недовольным в этом мире только самим собой… Великодушие – это свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому что ничто другое нам не принадлежит» (М.К. Мамардашвили). В великодушии нет бессилия, это сила участвующего принятия мира во всей его полноте.

Если патриотизм гордости избирателен, он делит историю и культуру страны на достойное и недостойное его, то патриотизм великодушия ничего не делит, он всепричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается темным.

Воспитание патриотизма великодушия, по нашему мнению, строится на следующих основаниях:

  1. патриотизмэто причастность ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что так или иначе мешало и мешает своим и чужим;
  2. главный принцип патриотического воспитания – проблемность: необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными позициями;
  3. диалоговые, дискуссионные формы играют ведущую роль в воспитании патриотизма. При этом акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении. Педагог, организуя диалог, должен постоянно думать: действительно ли школьники знают, что выбирают, осознают ли они достаточно полно, что стоит за каждой стороной двойственности? Педагог в дискуссии должен сосредоточиваться на информатизации и проблематизации выбора школьников;
  4. патриотическое воспитание должно быть диверсифицированным: не только военно-патриотическое, но и художественно-патриотическое, научно-патриотическое, спортивно-патриотическое, «земский патриотизм» и т.д.;
  5. патриотизм великодушия – глубинный источник толерантности: умение признавать и переживать несовершенство «своего» рождает терпимое отношение к несовершенству «чужого».

3. Разработку и реализацию технологий педагогической поддержки личностного самоопределения подростков и юношества.
В Центре образования начата разработка и апробация технологии поддержки развития толерантности у подростков, технологии поддержки смысложизненного поиска старшеклассников, технологии поддержки культурного самоопределения подростков и юношества. К 2010 году планируется, что эти технологии не только будут освоены педагогами Центра образования, но и получат распространение в российском образовании.
Принципиальное отличие педагогической поддержки от других стратегий педагогической деятельности состоит в том, что «проблема обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого» (О.С. Газман).
В основу разрабатываемых в Центре образования технологий педагогической поддержки положен принцип проблематизирующей работы с культурными текстами: во-первых, текстами искусства (литература, кино, музыка), во-вторых, текстами масс-медиа (телевидение, газеты, молодежные журналы и пр.), в-третьих, текстами молодежных субкультур.
Поддерживающее взаимодействие педагога и школьников строится в рамках пошаговой модели.
1. Педагог посредством внесения культурного текста в сферу взаимодействия с группой (классом) школьников конструирует ситуацию, носящую проблемно-ценностный характер и требующую от школьников понимания ее смысла.
2. Подросток (старшеклассник) строит собственное исходное понимание– непонимание смысла текста.
3. Педагог проблематизирует его понимание в целях выхода школьника в рефлексивную позицию по отношению к собственному пониманию и стимулирует проявление данной позиции.
4. Возникающий содержательный конфликт позиций используется педагогом как основа организации полипозиционного общения школьников. Средствами организации подобного общения выступают со-бытийная общность школьников и личностно-профессиональная позиция педагога как Взрослого и рефлексивного управляющего. В процессе сравнения и обмена позициями школьники приходят к необходимости кооперации или конкуренции с другими позициями, понимания всех и принятия близких позиций.
5. Рефлексия итогов полипозиционного общения завершает процесс непосредственного взаимодействия школьников друг с другом и с учителем.
Однако, завершившись в действительности, данный процесс находит продолжение в сознании участников взаимодействия. Покидая реальный процесс взаимодействия с педагогом и одноклассниками, подросток (старшеклассник) уносит с собой попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах собственной жизни. Теперь он способен к самоопределению, ибо освоил его важнейшие процессы (понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию) и средства (текст, со-бытийную общность, позицию Взрослого).
Вероятность овладения старшеклассниками способностью к самоопределению возрастает, если описанная модель позиционного взаимодействия неоднократно воспроизводится в различных педагогических событиях, проектируемых на основе указанных типов культурных текстов.

3. Ожидаемые результаты реализации проекта.

Личностный рост школьников,  формирование гуманистических мировоззренческих установок, формирование черт позитивной российской идентичности. Освоение педагогами способов педагогической поддержки личностного самоопределения старшеклассников, технологий формирования гуманистических мировоззренческих установок, методик воспитания «патриотизма великодушия». Развитие профессиональной позиции как воспитателей.

 

2.2.2. Проект «Организация учебного процесса в формах, обеспечивающих интеграцию знаний учащихся в целостное мировоззрение».

Современное российское образование объективно диверсифицируется, то есть увеличивается разнообразие форм и методов, способов и средств, применяемых в образовательном процессе, количественно и качественно изменяется его содержание. С одной стороны, это создает новые возможности для воспитания, обучения, развития детей в школе. С другой стороны, возрастает опасность дезинтеграции образовательного процесса, потери его системного качества, разрыва процессов обучения и воспитания, социализации и взросления.

  1.  
  2. 1. Задел по проекту.
  3.  
  4. За более чем двадцать лет работы по проблеме интеграции воспитания и обучения нам удалось собрать действующий «арсенал» форм, методов и приемов, соединяющих воспитание и обучение в единый процесс. Это:
  5. групповые формы учебной работы;
  6. общественный смотр знаний;
  7. межпредметные, интегративные уроки;
  8. межвозрастные уроки;
  9. разнообразные творческие работы учащихся, исследовательская деятельность школьников;
  10. создание ситуации выбора в учебной деятельности;
  11. партнерство учителя и ученика в проведении учебно-познавательных занятий;
  12. интегративные зачеты;
  13. деловые и ролевые игры;
  14. «мозговая атака»;
  15. научная конференция, брифинг;
  16. использование потенциала КТД в совместной учебной деятельности школьников;
  17. «Час вопросов и ответов»;
  18. устный журнал «Удивительное рядом»;
  19. «Что? Где? Когда?»;
  20. дидактические сказки;
  21. «Путешествие в предмет»;
  22. «Аукцион знаний»;
  23. дидактический театр;
  24. «Азбука человеческих знаний»;
  25. учебно-познавательные экскурсии, поездки, походы, экспедиции;
  26.  «Читай-город»;
  27. исторические игры;
  28. «Защита фантастических проектов»;
  29. Праздники Знаний;

2. Предполагаемая инновационная деятельность в рамках проекта.

Для современного этапа работы Центра образования по проблеме интеграции знаний учащихся в целостное мировоззрение является важной реализация следующих способов:
1. Некопирующее воспроизводство некоторых из ранее разработанных образовательных форм как ретроинноваций.
В ходе реализации проекта предполагается восстановление на новом качественном уровне таких форм, как дидактический театр, общественный смотр знаний, «погружение в эпоху», образовательные экспедиции.
2. Актуализация педагогами ценностного аспекта знаний в контексте того или иного учебного предмета.
В рамках проекта планируется систематизировать основные способы и средства актуализации ценностного аспекта знаний в учебном предмете.
3. Межпредметная интеграция на основе модульного построения учебного содержания предметов (значимость возрастает в связи с профилизацией старшей школы и необходимостью удерживать универсальность общего образования).
В рамках проекта предполагается разработать каталог учебных модулей, открытых к межпредметной интеграции.
4. Развертывание в пространстве урока процессов самопознания, самоопределения, самореализации, со-развития (совместного развития) и саморазвития школьников. В контексте учебного процесса перечисленные «само-» приобретают свою специфику. Самореализация – проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и шире – в учебных ситуациях.

Условиями «запуска» этих процессов на уроке предположительно являются:

  1. во-первых, использование учителем соответствующих тому или иному «само-» приемов организации учебной работы;
  2. во-вторых, поддержание им личностно-ориентированного коммуникативного контекста урока;
  3. в-третьих, обеспечение педагогом своего позитивного личностно-профессионального имиджа (образа учителя в глазах учащихся).

В рамках реализации данного направления проекта будет осуществлена разработка метапредметной системы заданий, направленных на обеспечение в пространстве урока процессов самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности школьника.

3. Ожидаемые результаты.

Формирование у школьников личностных мотивационных механизмов учения; формирование опыта самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития в учебно-познавательной деятельности; формирование умений вести учебный диалог, проблематизировать собственную деятельность; развитие навыков учебного самоконтроля и самооценки. Разработка метапредметной системы заданий, направленных на обеспечение в пространстве урока процессов самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности школьника; описание коммуникативной картины уроков по различным учебным предметам; выявление ценностного содержания современных естественно-научных и гуманитарных учебных предметов; инвентаризация форм гуманизации контроля и оценки учебной деятельности школьников на различных возрастных ступенях образования.

 

2.2.3. Проект «Преобразование пространства социального действия и ответственной заботы школьников».

В настоящий момент остро стоят социальные вызовы, адресованные сфере образования. Нарастание негативных проявлений в молодежной среде, инфантилизм, неспособность к ответственному участию в социальной жизни – все это проявление того, что формирующее воздействие на подрастающее поколение оказывает в первую очередь не школа, а иные социальные институты: СМИ, окружающая ребенка социальная среда, организация жизни в социуме
и пр. При отсутствии у системы образования эффективных средств социализации, молодежная среда становится предметом манипулирования со стороны активных социальных агентов, молодежь утрачивает вкус к участию в жизни школы, муниципалитета, города, страны.

1. Задел по проекту.

В опыте Центра образования мощнейшим фактором включения детей и подростков в ответственное социальное действие всегда являлся коммунарский лагерный сбор старшеклассников (см. раздел 2.2.1), в рамках которого было возможно проведение различных социально значимых акций, «трудовых десантов», спор-клубов и т.д. Потенциал сбора в этом плане и сегодня остается сохранным.

Еще одним мощным ресурсом «неадаптивной социализации» в Центре образования № 825 служила и продолжает служить работа по развитию педагогической культуры старшеклассников, их педагогическая профориентация и допрофессиональная подготовка. Старшеклассники выступают при этом как подлинные «социальные педагоги», партнеры учителей в воспитании и обучении младших сверстников.

В рамках этой деятельности задействованы следующие механизмы:
1. Обучение старших школьников умениям и навыкам кураторской и тьюторской деятельности в отношении подростков и младших школьников (в рамках разновозрастных сборовских отрядов).
2. Системная допрофессиональная подготовка старшеклассников в рамках профильных групп (классов) педагогической направленности, включающая:

  1. преподавание специальных психолого-педагогических курсов («Становление и развитие школы в истории человечества», «Великие педагоги России», «Основы общей и возрастной психологии», «Эстетика повседневности», «Психология личности», «Человек в современной культуре»);
  2. публичную защиту итоговых курсовых работ;
  3. проведение тренингов, ролевых и деловых игр, «круглых столов», других интерактивных форм взаимодействия старшеклассников как будущих педагогов;
  4. учебную педагогическую практику в классах начальной школы;
  5. работу старшеклассников в исследовательских группах;
  6. индивидуальное и групповое шефство;
  7. пробные уроки, уроки-замещения;
  8. работу в летних оздоровительных, трудовых и спортивных лагерях.

3. Работа учащихся 8–11-х классов в психолого-педагогической секции Научного общества учащихся.

2. Предполагаемая инновационная деятельность в рамках проекта.

Важным технологическим условием «неадаптивной социализации» в современных условиях выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный общественный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности детей.
Эти среды предполагается создавать в контексте:
1. Реализации событийного подхода к детскому самоуправлению.
В философском плане самоуправление – это вопрос о возможности (и мере) подлинной детской самостоятельности в мире взрослой жизни.
В прагматическом плане самоуправление рассматривается нами как один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением.
В режиме самоуправлениявзаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия (со-бытия) в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные со-бытийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности. Более того, как показывают исследования психологов, со-бытие людей в общности развивает их как самобытных личностей, творческих индивидуальностей.
Жизнь развивающейся школы насыщена событиями. На наш взгляд, подготовка, реализация, рефлексия этих событий могут эффективно осуществляться самими школьниками в режиме самоуправления.
При этом вначале должно состояться осмысленное принятие педагогами принципиальных основ детского самоуправления. Вот они в нашей формулировке:
1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
2. Детское самоуправление – режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей.
3. Создание системы детского самоуправления не является самоцелью; это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов
в детской среде. Возникновение такой системы – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов, связей, качеств системы. Органы самоуправления с определенными полномочиями – это еще не система, а лишь ее «каркас». Необходимо, чтобы между ними возникли практические связи и отношения, чтобы они решали реальные проблемы учащихся и являлись формой реализации учащимися своей субъектной позиции в школе.
Далее можно запускать организационные механизмы самоуправления. Здесь предполагается осуществить несколько ключевых шагов.
Шаг первый. Диагностирование внутришкольного пространства отношений.
На этом этапе проводится диагностика межличностных, внутри- и межвозрастных, других отношений детей в рамках школы. Вокруг инициативной педагогической группы могут объединиться ребята, готовые встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы. Они составляют ученическую диагностическую службу школы. Возникновение подобной службы как коллективного исследователя, а затем и проектировщика деятельности в режиме самоуправления – главная задача начального этапа.
Шаг второй. Проектирование и реализация «прецедентов самоуправления».
На этом этапе детской диагностической службой школы инициируются изменения в событийной жизни школы. Появляются «прецеденты самоуправления» – события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно само-деятельно и само-управляемо.
Шаг третий. Детское самоуправление как вектор развития школьной и социальной событийности.
Теперь все общешкольные события, потенциально открытые к развертыванию в режиме самоуправления, должны стать предметом заботы детей. Разворачиваться событие может в несколько этапов:

  1. объявление конкурса на лучший проект коллективно-творческого дела;
  2. создание временных творческих групп по разработке проектов;
  3. определение экспертным советом старшеклассников лучшего проекта или – в случае невозможности подобного – лучших проектировщиков по результатам внутригруппового рейтинга в творческих группах;
  4. складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь;
  5. работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.

На этом уровне развития детского самоуправления уже необходимо принятие некоторых формальных демократических принципов: личной ответственности, стремления к согласию, свободы мнения, сменяемости управленческих позиций, равенства возможностей и т.д. Принятие принципов закрепляется в «Положении о школьном самоуправлении».

2. Создания педагогического музея-клуба «Школа воспитания».
Цели и задачи педагогического музея-клуба:

  1. формирование педагогической культуры школьников как важнейшей составляющей общей культуры современного человека;
  2. приобщение педагогов, школьников, родителей к истории педагогической мысли и практики, наследию великих педагогов прошлого и настоящего;
  3. формирование поисковых, исследовательских, коммуникативных умений и навыков школьников, содействие их творческой самореализации;
  4. обобщение передового педагогического опыта прошлого и настоящего;
  5. организация контактов и взаимодействия с российскими и зарубежными «школами воспитания»;
  6. формирование позитивного отношения родителей к школе как социальному институту, уважения к учительскому труду.

3. Социальных проектов детского общественного объединения «Содружество сборовцев».
Детское общественное объединение «Содружество сборовцев» – это добровольное объединение учащихся, выпускников и педагогов Центра образования № 825 г. Москвы, ориентированное на практическое воплощение
в жизнь гуманистических ценностей, на образ жизни порядочных людей.
В течение года деятельность объединения делится на два периода.
1-й период – с января по апрель – период Сбора. Включает в себя подготовку, проведение и анализ школьного подросткового сбора и выездного лагерного сбора. В этот период объединение живет и работает по отрядному принципу. Во главе каждого отряда стоят комиссар, выбираемый и утверждаемый на Большом совете, и дежурный командир, выбираемый отрядом на определенный срок. Отряды инициируют социально значимые дела и проекты на уровне школы и микросоциума.
2-й период – с мая по декабрь – период Междусборья. Предполагает распространение сборовских инициатив, дел, отношений, методик и способов работы на школьную действительность и ближний социум. В этот период объединение живет и работает на основе самоопределения и самостоятельной деятельности его членов, сборовские отряды сохраняются, но собираются вместе только по мере необходимости для реализации социальных проектов.

3. Ожидаемые результаты
Опыт самостоятельных социальных проб школьников, положительная динамика личностного роста школьников; освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, коммуникации с другими социальными субъектами, ненасильственного действия и демократического поведения, критического мышления и рефлексии, навыков самоорганизации, самоуправления, проектной деятельности, формирование ценности школьного патриотизма, установок толерантного сознания; опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности, умение работать в команде, навыки групповой кооперации.

Такой тип социализации, в отличие от социальной адаптации, предполагает образовательное обеспечение возможности создания ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum