Volume: 1, Issue: 2

1/09/2009

Профессиональное образование Пермского края – территория развития
Карпушин Н.Я. [about]

Системной особенностью проведения в г. Перми выездного заседания УМО Приволжского федерального округа в этом году является то, что время его проведения совпало с окончанием этапа первичной адаптации региональной системы образования к современным социально-экономическим условиям.

В настоящее время с уверенностью можно говорить, что накопленный в прошлые годы потенциал обеспечил устойчивое функционирование системы образования Пермского края и практически безболезненное преодоление кризисных явлений. Конечно, система образования как социальный институт, глубоко интегрированный в народно-хозяйственный комплекс, также испытывает негативное влияние ухудшения экономической конъюнктуры. Но при этом практически удалось сохранить все ключевые проекты и программы, определяющие динамику отраслевого развития, обеспечивающие непрерывность процессов модернизации как условия достижения нового качества и доступности образовательных услуг, эффективности сферы образования.

Региональная система образования демонстрирует устойчивое развитие всей уровней образования; более того, по отдельным направлениям удалось серьезно вырваться вперед, добиться качественных результатов, создать фундаментальные условия роста.

Итак, активы!

Успешное вхождение Пермского края в комплексный проект модернизации общего образования стало одновременно и катализатором ускорения развития образовательного кластера в целом. Проектная концепция КПМО, ориентированная на достижение значимых результатов в кратчайшие сроки, стала неким унифицированным способом достижения успеха.

В сфере начального и среднего профессионального образования системообразующим стал инновационный проект вовлечения работодателей в процесс формирования и размещения государственного задания в учреждения начального и среднего профессионального образования. Цель проекта – гармонизация функционирования динамично развивающихся рынков труда и профессий и формирующегося рынка образовательных услуг. Система заявок работодателей на подготовку квалифицированных кадров обеспечила повышение уровня обоснованности госзадания в сфере НПО и СПО на основе оценки потребностей реальной экономики в соответствующем персонале. Активная позиция кадровых служб предприятий, направленная на выбор учреждения образования по подготовке востребованных специалистов, способствует формированию конкурентной среды в сфере НПО и СПО и, как прямое следствие, повышению качества услуг и экономической эффективности отрасли.

Участие работодателей в форме заявок при формировании и размещении государственного задания подготовило необходимые условия и предпосылки для формирования региональной системы управления престижностью профессий, появления института сертификации качества образовательных услуг, независимой оценки деятельности учреждений НПО и СПО. Более того, представляется и возможным и целесообразным реализовать проект дальнейшего развития всей системы профессионального образования в регионе.

Задачами такого комплексного проекта могут быть:

  • создание условий для привлечения и закрепления в системе НПО и СПО высококвалифицированного персонала, в том числе амбициозных молодых людей, готовых и способных к профессионально-педагогической самореализации;
  • модернизация материально-технической базы профессионального образования, обеспечивающая возможность опережающего обучения на основе прогноза технологического развития соответствующих отраслей;
  • оптимизация сети учреждений НПО и СПО с одновременным внедрением вариативных организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций, формирование конкурентной среды, основанной на праве равного доступа к госзаказу и ресурсам для его реализации и, одновременно, повышение ответственности учреждений безотносительно принадлежности к определенной форме собственности за качество образовательных услуг;
  • информатизация системы профессионального образования, внедрение дистанционных образовательных технологий и высоко-технологичных моделей предоставления услуг в данной сфере;
  • переход к сертификации систем управления качеством образовательных услуг;
  • обеспечение получателей услуг объективной информацией о качестве подготовки, перспективах трудоустройства и профессионального роста на основе независимой оценки и публикации соответствующих рейтингов;
  • обеспечение реальной доступности высококвалифицированной профориентационной помощи выбирающим профессию, потенциальным абитуриентам независимо от места проживания;
  • организация конкурентного рынка образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО.

Отдельного внимания заслуживают вопросы целевой подготовки на основе социального заказа отдельных групп и категорий молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
А теперь об угрозах и рисках!

Во-первых, не осуществляя модернизацию системы профессионального образования сегодня, мы уже рискуем не успеть подготовить ее к следующему после кризиса этапу растущих рынков. Во-вторых, специалистам и экспертам образования очевидны непреодолимые без системной трансформации проблемы профессионального образования региона:

  • устаревшая материально-техническая база;
  • негативно мотивирующая система оплаты туда персонала;
  • неэффективное использование имеющихся ресурсов;
  • неясность тенденций необходимого развития человеческого потенциала;
  • отсутствие социально-экономических факторов сотрудничества работодателей и учреждений профессионального образования;
  • неразвитость конкурентных отношений в сфере производства услуг профессиональной подготовки.

Реализация в полном объеме инновационного потенциала проекта предполагает утверждение нормативных правовых актов регионального уровня. В этом направлении Министерство образования Пермского края уверенно движется вперед.

1 Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, министр образования Пермского края.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum