Volume: 1, Issue: 2

1/09/2009

НПО: все усилия на модернизацию
Погодин В.В. [about]

Совет директоров начального профессионального образования Пермского края - государственно-общественный орган управления системой НПО, учредителем которого является Министерство образования Пермского края. Создан совет таким образом: учебные заведения края по территориальному признаку разделены на четыре зоны: Северо-Восточную, Западную, Центральную и Южную. В каждую из них входит определенная группа образовательных учреждений, которые, согласно установленным квотам, избрали своих представителей в краевой Совет директоров начального профессионального образования. Эти представители стали заместителями председателя и тоже путем выборов сформировали весь совет директоров. Кроме руководителей образовательных учреждений, в этот орган вошли ветераны системы НПО, работодатели, представители Министерства образования края.

Основная цель деятельности краевого совета – содействие развитию, совершенствованию и модернизации системы начального профессионального образования, объединяя для реализации поставленных задач усилия администрации и сотрудников учебных заведений. Это довольно сложная и объемная проблема. Чтобы решить ее, мы активно взаимодействуем с советами директоров среднего профессионального образования и Приволжского федерального округа, общественными организациями, руководителями предприятий.

Заседания краевого совета проводятся ежеквартально. На них обсуждаются различные вопросы, касающиеся модернизации учебных заведений начального звена, предложения и директивы Министерства образования Пермского края. Принятые решения реализуются с помощью зональных советов и секций по различным направлениям деятельности и являются обязательными для выполнения всеми, без исключения, учреждениями НПО.

Осуществляя подготовку квалифицированных рабочих, система начального профессионального образования играет важную роль в обеспечении стабильного экономического развития края, а также выполняет социальную функцию, обеспечивая получение молодежью бесплатного образования. В настоящее время система НПО Пермского края объединяет 58 учебных заведений краевого подчинения и 6 – федерального. В них обучается более 30 тысяч молодых людей. Чтобы читатели лучше представляли, что это значит, приведу данные 2008 года, из которых следует, что в учебных заведениях НПО получают подготовку около 20% населения края в возрасте 15-18 лет, то есть 25 % выпускников девятых классов и 10% - одиннадцатых классов. Ежегодный выпуск специалистов составляет около 11 тысяч человек.

Однако в связи с изменением законодательства и введением обязательного среднего (полного) общего образования в структуре приема учащихся в учреждения НПО возможны значительные изменения.

В 2007 году губернатор Пермского края О. А. Чиркунов выдвинул идею, суть которой сформулировал так: «Мы должны принципиально изменить систему формирования и финансирования государственного заказа в начальном и среднем профессиональном образовании. Предлагаю правительству края запустить систему сертификатов, позволяющих бизнесу направлять абитуриентов на обучение за счет краевых средств». Это была совершенно новая задача. Министерство образования края, Советы директоров НПО и СПО совместно с работодателями разработали механизм внедрения сертификатов и в 2008 году запустили его в действие. Сертификаты, которые выдаются работодателям, позволяют регулировать потоки обучающихся, направлять их в нужное для экономики края русло.

Мониторинг нововведения показал, что подготовку рабочих по наиболее востребованным профессиям вполне можно привести в соответствие с требованиями экономики, так как механизм сертифицирования позволил более четко определить, сколько и каких специалистов нужно подготовить, какие профессии наиболее значимы для работодателей и учащихся. Таким образом, появилась возможность сделать обоснованной стратегию развития НПО региона. Естественно, данный механизм еще не во всем совершенен, но он позволяет разработать целевую программу развития начального профессионального образования края и решить возникающие проблемы.

Сеть учреждений НПО нуждается в реструктуризации, так как ее загруженность уменьшается с каждым годом, и это еще раз подтвердил механизм введения сертификатов. В настоящее время идет работа по объединению учебных заведений по отраслевому принципу. Цель этих мероприятий – не растерять материальную базу, сделать все возможное, чтобы система НПО обновилась и стала лучше выполнять свою основную задачу.

В учебных заведениях начального профессионального звена ведется подготовка по 113 профессиям и 253 специальностям, что свидетельствует о возможности выбора образовательных программ, и тоже работает на установление баланса между спросом и предложением. С каждым годом в связи с приоритетами развития экономики Пермского края увеличивается прием по строительным профессиям, профессиям «токарь-универсал», «станочник широкого профиля» и другим специальностям, востребованным на промышленных предприятиях края.

Оценивать качество обучения можно по многим критериям. Важнейший из них - уровень профессионализма инженерно-педагогических работников, а он в системе НПО достаточно высокий. Об этом говорят, к примеру, такие цифры: высшее образование имеют 90% преподавателей, на высшую категорию аттестовано 320. Повышению профессионализма педагогов способствует секция методической работы, созданная при совете директоров. Большую помощь ей оказывает факультет профессионального образования краевого института повышения квалификации.

В 2008 году Профессиональный лицей № 1 машиностроительного профиля стал победителем национального проекта «Образование». Возглавляет это старейшее учебное заведение края заслуженный учитель РФ А. Н. Наугольных. Это тоже свидетельство качественной работы.

Реорганизация учебных заведений НПО Пермского края направлена, прежде всего, на объединение усилий для достижения более высокого качества обучения при более эффективном использовании бюджетных средств.

1 Погодин Вячеслав Владимирович, председатель Совета директоров начального профессионального образования Пермского края, директор ГОУ НПО «Профессиональное училище № 39», заслуженный учитель профтехобразования РФ.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum