Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

Размышления о воспитательных системах и воспитательных пространствах
Демакова И.Д. [about]

До тех пор, пока обсуждаются вопросы – нужна ли каждой школе воспитательная система; связано ли качество школьного воспитания с ее наличием или отсутствием; сколько компонентов может быть у воспитательной системы и в каких «отношениях» они должны состоять друг с другом, чтобы создать необходимые условия для творческой и радостной жизни детей, – все в порядке, потому что пока идут поиски ответов на эти вопросы, ясно, что речь идет о деле живом. Я обращаю внимание на этот аспект потому, что для многих практиков понятие «воспитательная система» ассоциируется именно с неживым делом, с догмой. «Вклад» в формирование такой точки зрения вносят и чиновники от образования, которые любят 25 августа разослать приказ о создании во всех школах города, а то и области, воспитательных систем к 1 сентября…

И это в то время как разработчики теории воспитательных систем (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский и др.) уже много лет разъясняют, что на создание воспитательной системы необходимо много лет, что воспитательная система создается не раз и навсегда, что у нее, как у человека, есть время рождения, развития, достижения апогея, а затем угасания и смерти. «Смерть» связана с уходом из школы (нередко из жизни) носителя идей, на которых она была выстроена, устареванием идей, отставанием их от жизни и т.д. Все это, однако, не страшно, потому что через какое-то время в школу придет новый человек с новыми идеями, и снова начнется замечательный цикл развития воспитательной системы, которая будет другой, но от этого не менее нужной для дела.

С чего начинать: с «думанья» или с «делания»?

Принимаясь за написание этой статьи, я впервые осознала, что за 40 лет педагогической деятельности мне пришлось участвовать в создании воспитательных систем только три раза. 

Из опыта создания воспитательной системы школы № 630 г. Москвы (1960–1980). Педагогический коллектив московской школы №630 создал воспитательную систему, в основе которой  лежали идеи А.С. Макаренко. На изучение, анализ, внедрение в практику и развитие этих идей ушла без остатка жизнь ее директора – талантливого педагога С.Э. Карклиной. Она увлекла нас – молодых, начинающих, только закончивших педагогические вузы людей идеями обожаемого ею А.С. Макаренко о перспективных линиях и завтрашней радости, о коллективе и личности, о производительном труде, которые прекрасно сочетались с задачами, стоявшими перед первой в СССР школой продленного дня, организованной на окраине города для детей рабочих ткацких фабрик им. М.В. Фрунзе и М.И. Калинина. Дети проводили в школе все время, домой уходили только ночевать. Воспитательная система понадобилась нам для того, чтобы школьная жизнь наших ребят была им интересна, чтобы они были успешны в той или иной деятельности, чтобы в школе они узнали все самое лучшее о себе и чтобы они, в конечном счете, полюбили школу, друг друга и нас, учителей. Стратегической целью воспитательной системы было создание условий для самореализации наших учеников. 

В течение учебного года каждый воспитанник имел возможность участвовать в деятельности кружков, студий, секций, школьного радио и стенной печати, в школьных театральных, музыкальных коллективах, киностудии, работать в мастерских, где получал зарплату за свой нехитрый, но все же производительный труд, реализовывать себя, участвуя в самоуправлении, во множестве школьных праздников. В каникулярное время каждый воспитанник становился участником многочисленных поездок по стране, зимних и летних туристических походов, лагерей труда и отдыха. Эта разветвленная сеть укреплялась традициями, которые целенаправленно создавались, развивались и удерживались детско-взрослым коллективом  школы.

А начинали мы с того же, что и все, кто достиг на этом пути успехов – с моделирования и проектирования воспитательной системы. Модель воплощала нашу мечту о будущей воспитательной системе, которую мы были намерены создать с постепенным все более активным привлечением к этому процессу школьников, ибо не случайно замечательный педагог  Януш Корчак писал, что в педагогике «ничего не может быть построено без детей». Следующим шагом было проектирование – пошаговое практическое воплощение основных идей, заложенных в модель.

Очевидно, что начальным моментом создания воспитательной системы является приход в школу носителя идеи. И чем сильнее «носитель» ею увлечен, чем ярче способен о ней рассказать, воодушевить других, тем быстрее идею примут, подхватят и начнут реализовывать.

Как и другие воспитательные системы, наша представляла собой развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: 

  • исходной концепции, в которую были включены не только наши представления о том, как должна жить школа продленного дня – она была обогащена, как уже отмечалось, макаренковским опытом, его мыслями о воспитании, что стимулировало наши поиски, давало возможность сравнивать полученные нами результаты с опытом других, шедших в том же направлении. Замечу, что когда директор школы С.Э. Карклина перешла на другую работу, идеи, выдвинутые ею в концепции, продолжали реализовываться в школе продолжительное время;
  • организация разнообразной деятельности, обеспечивающей реализацию данной концепции в специфических условиях школы продленного дня. Заметим, что в школе было множество направлений воспитательной деятельности, каждую из которых возглавлял педагог, влюбленный в то, что он делал с детьми. Это были многолетние творческие дела: художественная студия, киностудия, Музей «Летопись выпускников нашей школы» и т.д. Так, например, я 18 лет руководила Эстрадным комсомольским театром, через него прошли все наши выпускники, которые принимали участие в написании и постановке капустников на школьные темы. На этом фоне системообразующей деятельностью было создание условий для творческой деятельности, в какой бы сфере она ни осуществлялась;
  • субъекты воспитывающей деятельности. В силу специфики контингента, такими субъектами у нас, в первую очередь, являлись педагоги и дети, а также многочисленные друзья школы и выпускники. Заметим, что наименьшая роль в развитии воспитательной системы у нас принадлежала родителям;
  • отношения, интегрирующие всех субъектов в общность. Теплота этих отношений – главное достижение школы. О теплоте этих отношений писали в своих сочинениях все ее ученики, выпускники, ее ценили и берегли как зеницу ока учителя. Эти отношения обеспечили многолетнее существование истинного братства, которое не раз выручало наших выпускников во времена послешкольных испытаний;
  • среда, освоенная субъектами, сегодня получила название «воспитательное пространство». Оно в нашей школе было необъятным, простиралось по всему Советскому Союзу. За годы учебы наши ученики «освоили» десятки городов, обошли в туристических походах все климатические пояса, плыли по рекам, шли по зимним лесам на лыжах, мчались на велосипедах. Все это давало им ощущение причастности к жизни своего народа, расширяло стены школы, увеличивало круг друзей, влияло на формирование позитивной самооценки, а позже помогало в выборе профессии; 
  • управление и самоуправление, обеспечивающие интеграцию всех компонентов системы в целостность. 

Так с чего же начинать процесс создания воспитательной системы школы – с «думания» или с «делания»? Отвечаю на этот вопрос так: одновременно с того и другого. Особенно важно подумать, какая деятельность в вашей воспитательной системе является системообразующей. 

Что такое системообразующая деятельность?

Системообразующая деятельность – это деятельность, на которой держится воспитательная система, стержень, которая укрепляет всю конструкцию. Она, более чем все остальные виды деятельности, способна решать концептуальные задачи. Как ее распознать? Как она возникает? Откуда она берется? Как не ошибиться в выборе – ведь ее выбирают из множества важных и полезных деятельностей. Я хочу показать, как идет поиск такой деятельности, на примере одной истории.

Из опыта развития класса в воспитательной системе (1962–1966). Когда я впервые стала классным руководителем, меня поразило, что даже в условиях школьной воспитательной системы высочайшего уровня, которая давала широкие возможности выбора, многие ученики моего класса, особенно мальчики, не находили своего места в школьном сообществе. Они неплохо учились, буквально наводняли собой органы школьного самоуправления, были активными «трудовиками», общественниками, шефами малышей, спортсменами и туристами, они рисовали, пели, играли в школьном театре, участвовали во всех школьных праздниках… И в то же время я видела, что чем старше они становились, тем все менее удовлетворяла их вся эта деятельность. То ли она была для них слишком легкой, то ли не давала возможности проверить или проявить себя всерьез. Это подтолкнуло меня к мысли о  создании «малой» воспитательной системы, и я поставила перед собой задачу создать воспитательную систему класса, которая бы строилась вокруг системообразующей деятельности, адекватной потребностям моих физически сильных, суперактивных, суперэнергичных,  неугомонных, расположенных к риску, критически все оценивающих ребят. 

Я пыталась найти такую деятельность в классе, в школе, в Москве – ничего не удавалось. И все же с помощью коллег мы с ребятами такую деятельность нашли. Это были две (после 9-го и после 10-го классов) геологические экспедиции, где я и 20 учеников моего класса в течение летних каникул сначала в Калмыкии, потом в Казахстане работали помощниками топографов, взрывников, электроразведчиков. 

Смыслом этой деятельности для меня как классного руководителя было использование экстремальных ситуаций и отслеживание процесса их преодоления ребятами. Экстремальными были принципиально новые по сравнению со школой условия бытия: жара, привозная вода, скромный рацион питания, участие в борьбе с пожаром, работа вместе и наравне с рабочими геологических отрядов и т.д. В этих условиях ребята узнавали свои сильные и слабые стороны, учились принимать решения, проявлять лидерские качества. После экспедиций мои ребята стали абсолютными лидерами школьной жизни, они брали на себя самые трудные дела, они не боялись жизни, были готовы к встрече с ее сложностями. Этот класс не распался после окончания школы. В постоянном взаимодействии, взаимопомощи, дружбе прожита целая жизнь. 9 апреля мы всегда отмечаем наш традиционный праздник – День рождения класса. 

Воспитательная система не развивается в замкнутом пространстве 

Понятие «воспитательное пространство» введено в научную терминологию сравнительно недавно. «Воспитательное пространство» понимается учеными как специально организованная педагогами совместно с детьми «среда в среде» (Л.И. Новикова). Эта среда создает не только дополнительные (по отношению к уже имеющимся), но и принципиально новые возможности развития личности школьника. 

Анализ научных публикаций о воспитательном пространстве позволяет отобрать несколько «опорных» представлений об этом феномене: 

  • пространство – это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач; 
  • понятия «среда» и «пространство» не идентичны: если среда – это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство есть результат педагогического освоения этой данности; 
  • воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности; 
  • воспитательное пространство становится фактором гуманизации детской жизни при условии, если является пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые им необходимо найти ответы, если дети воспринимают его как собственную территорию, за которую они несут ответственность, по-хозяйски готовы оберегать от разрушений; 
  • создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды;
  • основной характеристикой воспитательного пространства является его активность.  Под активностью понимается способность поддерживать на этой «территории» некоторый (достаточный для всех участников взаимодействия) уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности, стимулировать вопросительное отношение ребенка к миру и творческий поиск ответов на вопросы, возникающие у него в процессе жизнедеятельности. Активное воспитательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями, высокой вероятностью возникновения случая, который может возбудить личный интерес участников взаимодействия к происходящему. 

 Из опыта создания воспитательного пространства корчаковского лагеря «Наш Дом» с 1993 года. Лагерь «Наш Дом» организован Российским обществом Януша Корчака (РОЯК) – общественной некоммерческой организацией, основанной в 1991 году. Это интеграционный лагерь, где под одной крышей живут дети-инвалиды и здоровые дети, дети-сироты и дети из нормальных семей, дети разных рас, национальностей и стран. В основе концепции лагеря «Наш Дом» – идеи Я. Корчака о правах ребенка, о диалоге между взрослыми и детьми как доминанте их взаимоотношений, о прощении как основном принципе педагогической деятельности. 

В 1993 году лагерь был назван «Наш Дом», сделан флаг, повторивший корчаковский (золотой клевер на зеленом поле). Здесь впервые праздновались День рождения Корчака и отмечался День его памяти, были освоены знаменитые корчаковские «доска объявлений», газета-дневник, «списки драк». 

Одновременно рождались формы работы, адекватные специфическим условиям интеграции: «одомашнивалась» среда (дети жили не в отрядах, а в «семьях» численностью 10–12 человек. Каждая семья имела двух «мам» и одного «папу», фамилию которого носили все дети. В «семьях» старшие помогали младшим, здоровые – больным, взрослые – детям, а дети – педагогам. Действовал гибкий режим, обеспечивающий высокую степень свободы – например, ребенок мог в любой момент перейти в другую «семью», переселиться в другую комнату, решить, хочет ли он участвовать в том или ином мероприятии и т.д. Дети занимались в многочисленных кружках, которые вели вожатые, начала складываться система праздников и традиций. Так, например, для детей каждый день заканчивался «орлятским песенным кругом», для вожатых – ночной планеркой, похожей на заседание педагогического клуба. Лагерь не заканчивался с возвращением в Москву: в течение года шла обработка и анализ его материалов, готовились фотоальбомы, писались отчеты. 

За прошедшие годы сложилась система деятельности, основными направлениями которой стала интеграция детей – инвалидов и здоровых детей в их совместной деятельности, физическая реабилитация детей путем вовлечения их в посильные спортивные мероприятия, развитие правовой культуры, построение в лагере отношений демократического общества, где дети и взрослые имеют равные права. 

В лагере открыто говорят об ошибках, о непонимании и конфликтных ситуациях. По образцу корчаковских детских домов здесь работает самоуправление – детский парламент; выпускается газета, осуществляется уборка и дежурство. Как у Корчака, в лагере действуют  почтовые ящики, в которые дети могут анонимно опускать письма и записки, доска объявлений, проводятся плебисциты по поводу самых важных событий – все это обеспечивает педагогов «обратной связью», помогает оперативно принимать выверенные решения. 

Популярны в лагере ролевые игры, психологические тренинги, проводимые вожатыми или приглашенными специалистами. Еще одно направление – знакомство с культурой и традициями других стран. Привлечение в лагерь вожатых и детей из других стран стимулирует изучение иностранных языков, а знакомство с культурой и традициями других народов расширяет кругозор детей, воспитывает терпимость к людям других рас, национальностей, религиозных конфессий…   

Очевидно, что освоение среды не механический процесс, а конструирование и внедрение в воспитательную практику новых позитивных возможностей, способных повысить качество жизни детей и взрослых. Одной из самых важных характеристик воспитательного пространства является его открытость, которая обеспечивается особым психологическим климатом, атмосферой доверия, принятием каждого члена сообщества таким, какой он есть. В этих условиях преодолеваются напряженность, страх ребенка, его неуверенность в себе, ребенок снимает защиты, становится готовым как к влиянию на себя других людей, так и к обогащению собой пространства взаимодействия. Вершиной такого взаимодействия является возникающее у его участников чувство успешности, очищенности, размягченности, свободы – того, что в культуре получило название катарсиса.

Список используемой литературы

1. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Пед. общество России, 2002. – 32 с.
2. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: Материалы всерос. науч.– практич. конф. Ч. 2.– Йошкар-Ола: Марийский ин-т образования, 1999. – 96 с.
3. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М.: Школа, 1994. – 184с. 

Демакова Ирина Дмитриевна, док. пед. наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии АПК и ПРО, г. Москва.

ylq (Dec. 19, 2017)

talk about bottega veneta our father! michael kors outlet In nets jerseys this roshe run special cheap jerseys festival, I michael kors am ralph lauren factory store actually watches not happy. replica handbags Because my falcons nfl jersey father was roshe run a christian louboutin workaholic, ferragamo shoes one adidas man reebok shoes had ralph lauren to handbags outlet manage nike shoes outlet the adidas yeezy shoes two bcbg max factories. ray-ban sunglasses Each oklahoma city thunder jerseys time bucks jersey I roshe runs watched prada my father's luggage mk outlet online out charlotte hornets jersey of bills nfl jersey his home, adidas tracksuits I calvin klein always beats by dr dre restrained my cheap jerseys tears nike air max and burberry uk reluctantly true religion outlet store bid nike air max farewell to kate spade outlet him. cleveland cavaliers jersey My lacoste outlet father ralph lauren outlet online looked skechers at kate spade outlet me, my mcm backpack outlet heart was very sad, prada outlet never eyeglass frames go back! oakley sungalsses outlet At that burberry time I think pandora his packers nfl jersey father kate spade outlet was northface so chiefs nfl jersey cruel, in birkenstock order adidas schuhe to work, michael kors outlet online sale left me. basketball shoes Whenever birkenstock my oakley sunglasses outlet partner christian louboutin shoes envious woolrich outlet of birkenstock outlet the nike shoes outlet words: "You have bengals nfl jersey a capable father, titans nfl jersey really oakley outlet happy!" At polo ralph lauren outlet that christian louboutin time, I feel hollisterco proud cheap nike shoes to miami heat jerseys have barbour jackets outlet a burberry handbags outlet capable new balance father. wizards jersey Have coach outlet usa not coach outlet online seen mbt shoes my raptors jersey father los angeles lakers jerseys for many days, how much burberry I philipp plein want michael kors outlet to hear michael kors bags the michael kors taste beats by dre headphones of nike store my burberry outlet father, vans how much burberry I burberry handbags want longchamp to hear my pacers jersey father's polo outlet online amiable pelicans jersey language, how relojes much michael kors outlet online I want jaguars nfl jersey to see prada shoes my beats by dre father's adidas shoes good face, salvatore ferragamo how nike I pandora uk want to ... rolex watches Here cheap jerseys I nike air can new balance not huarache help but think cheap nhl jerseys of michael kors childhood The funny iphone cases thing: burberry outlet online I burberry canada remember swarovski jewelry my father hilfiger often michael kors outlet put ray ban my little ravens nfl jersey fist kings jersey into red bottoms my salomon mouth, soccer outlet I quickly boston celtics jerseys took out a fist, ralph lauren "Wow ..." and cried. burberry outlet An jazz jersey unpleasant nike free harsh nike roshe run smell thomas sabo of nostrils, I hogan kept coach outlet rolling polo ralph lauren on ray ban the ground, nfl jerseys his feet nba jerseys outlet kept to pandora jewelry his father, hilfiger online shop my mother looked tommy hilfiger outlet at ray ban outlet me, making dumbfounding, one picked mcm bags up ray ban my los angeles clippers jerseys hand panthers nfl jersey to wash. After polo ralph lauren washing eagles nfl jersey hands, atlanta hawks jersey I converse desperately broncos nfl jersey nose nba shoes sniffing, or a flat iron little weird nike free 5.0 taste, cried out hilfiger outlet loud, michael kors outlet my mother polo ralph lauren outlet online had air max 90 to barbour jackets sprinkle nike a ray ban wayfarer little steelers nfl jersey with north face jackets dew in my hand, cheap ray ban I asics will jimmy choo give true religion up this. christian louboutin Side air max 2015 of giants nfl jersey the father ray ban sunglasses looked at occhiali ray ban me handbags outlet and michael kors australia smiled, instyler so sweet smile! eyeglasses online So vans shoes beautiful! nike mercurial Whenever michael kors outlet I longchamp handbags outlet recall baseball bats this, I ralph lauren outlet could ed hardy not oakley sungalsses outlet help but laugh, hugo boss online up jordan to soccer shoes now also ray ban sunglasses outlet developed a new balance outlet habit barbour jacket outlet of like barbour jackets to hoodies outlet smell. bottega His father's nike air holiday without givenchy antigona a father's softball bats figure, ferragamo nor nfl jerseys laughter, under armour even the tommy hilfiger clock long champ on fendi outlet the "ticking, ray ban ticking ... ..." tommy hilfiger voice heard clearly. reebok I am ralph lauren polo sitting michael kors outlet alone coach outlet in thomas sabo charms the michael kors uk flower giuseppe shoes beds, philadelphia 76ers jersey enjoy nike the swarovski canada beautiful ferragamo uk flowers. air jordans Look, timberland shoes those flowers burberry outlet have ray ban their own companionship, happily ecco shoes together. Listen! prada handbags In dallas mavericks jersey the oakley outlet online blue rolex montre sky, "twitter" ... kate spade the jordan retro bird sounds, the redskins nfl jersey original oakley sunglasses outlet three ralph lauren uk birds singing replica watches cheerful. I looked at them enviously! adidas Deep pandora jewellery in nhl jerseys the dead of longchamp handbags night, I was lying in tommy hilfiger front hollister of the oakley vault window nike roshe looking michael kors outlet online at the coach outlet dark nba jersey night, but chi flat iron only coach outlet online a mcm backpack twinkling star seahawks nfl jersey blinked coach outlet online at coachfactory.com/shop me, jordan shoes they seem skechers shoes to air max understand vikings nfl jersey my heart. michael kors I texans nfl jersey could timberwolves jersey not help coach outlet humming the adidas song "Thanksgiving". converse shoes Humming, spurs jersey humming ... adidas shoes ... I thomas sabo see, suns jersey when I nike store miss my swarovski father, my michaelkors.com father converse sneakers must also miss oakley me. I swarovski know christian louboutin outlet how supra shoes important rolex watches it ralph lauren is to michael kors bags me c.c beanies in womens clothing my chicago bulls jerseys father's levi's jeans heart, swarovski crystal because tory burch outlet I am skechers shoes outlet the north face only one in marc jacobs my juicy couture outlet father! true religion outlet "Thanksgiving heart, hogan shoes thank you, cheap shoes with trail blazers jersey my fred perry outlet life cheap mlb jerseys ..." ralph lauren outlet Father, versace outlet I wish nike free you oakley sunglasses outlet a philipp plein outlet happy air max holiday burberry uk because of longchamp outlet your dsquared2 excellent composition 900 ray ban words the north face eight: You are mont blanc pens A person working silently, ray bans but your oakley sungalsses outlet work air max shoes is very ray ban little timberland to pay adidas attention, giuseppe zanotti but air force it hermes outlet is five finger shoes because of your hard work, coach purses outlet it nike makes hollister the nike store road air max between cities adidas clean designer handbags and tidy. I pandora charms usually come detroit pistons jerseys to school earlier, so fidget spinner I can oakley sunglasses always see the people ray ban working on ralph lauren online shop the road, omega watches that is, michael kors outlet sanitation oakley sungalsses outlet workers on the saints nfl jersey road. They celine handbags can 49ers nfl jersey always polo outlet clean the the north face jackets streets lunette oakley in coach factory outlet the raiders nfl jersey early oakley vault morning, beats headphones making converse it browns nfl jersey a michael kors day ray ban sunglasses The ray ban sunglasses outlet road looks clean. When warriors jersey people burberry outlet go to work retro jordans or coach outlet go coach factory outlet online to school pandora in nike free run the rolex watches morning, valentino they stone island see nike roshe that azcardinals nfl jersey the new balance road iphone case is nike canada very oakley sungalsses outlet clean hollister clothing store and fred perry their salvatore ferragamo moods nike free run are getting better. mizuno running However, nike in a horloges good

herbal sejagat Alami dapat menurunkan tingkat kolesterol total dan kolesterol jahat dan bisa meningkatkan kolesterol HDL sehingga penyakit jantung koroner mampu dilawan. obat herbal jantung koroner tanpa operasi ampuh xanthone menjadi inspirasi lahirnya suatu jus herbal herbal sejagat. herbal sejagat jus kulit manggis mampu mencegah sakit Kanker otak yang mengakibatkan hidup manusia tersiksa. obat herbal tumor otak ganas ampuh Pulihkan Penyakit Stroke dengan herbal sejagat Obat Alami dengan Khasiat yang manjur dalam menyembuhkan kondisi pengidap yang memilukan sebab penyakit Stroke obat herbal stroke ringan berat ampuh
Адамова Инна Семеновна (Jan. 11, 2010)
Спасибо. Я не педагог, но мне было очень интересно почитать Вашу статью.И привествую такое воспитание детей. Это здорово!

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum