Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

Интеграция учебной и клубной деятельности в воспитательной системе общеобразовательной школы
Паладьев С.Л. [about]

Вряд ли найдется сегодня педагог или руководитель образовательного учреждения, который не утверждал бы, что важнейшим условием успешности работы в сфере образования является интеграция педагогических усилий всех ее субъектов. Слово «интеграция» стало одним из самых распространенных в современном педагогическом лексиконе. И это  естественно, ибо интеграция напрямую связана с понятием «система», является важнейшей ее характеристикой, а, как известно, «никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний» (А.С. Макаренко). Именно интеграция является способом создания такой системы, способом организации целостного педагогического процесса. В повседневной практике ее организаторы зачастую не задумываются над смыслом понятия «интеграция», рассматривают этот феномен как само собой разумеющееся явление, считая очевидным фактом то, что «все должно быть интегрировано, взаимосвязано».

Между тем, такой интуитивный подход к пониманию интеграции зачастую приводит к тому,  что усилия, прилагаемые для организации интеграционных процессов, остаются малоэффективными.

Что же такое интеграция? 

Интеграцию можно понимать, во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Понятие «интеграция» близко к понятию «взаимодействие», которое можно рассматривать как механизм интеграции. Интеграция осуществляется как между учреждениями, организациями, так и между конкретными людьми. Она разнопланова, многоаспектна и, в конечном счете, ведет к созданию образовательного пространства учреждения, региона.

При рассмотрении вопроса интеграции учебной и клубной деятельности в условиях общеобразовательной школы мы исходим из концепции воспитательной системы школы (В.А. Караковский, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), которая, вслед за Х.Й. Лийметсом, трактует воспитание как наиболее широкое педагогическое понятие, как  процесс управления развитием личности. 
В связи с этим воспитательная система школы представляет собой единство дидактической подсистемы и подсистемы воспитательной работы, по сути – учебной и внеучебной деятельности. Интеграция учебной и внеучебной деятельности ведет к созданию целостного образования, которым и является воспитательная система. Она есть та среда, в которой живет и учится ребенок, и, таким образом, характер воспитательной системы, степень ее развитости могут в большей или меньшей степени влиять на его развитие.

Однако необходимо заметить, что в воспитательной системе, кроме интеграционных  процессов, всегда присутствуют противоположные им – дезинтеграционные, поэтому интеграцию следует рассматривать с позиций амбивалентного подхода, предполагающего ос мысление явления через «дуальную оппозицию», двусторонне, с двух противоположных, противоречащих друг другу сторон. 
Обе стороны целостного педагогического процесса не могут быть однозначно признанными ни положительными, ни отрицательными как для развития воспитательной системы школы, так и для развития личности ребенка. Если в ходе интеграции – специально организуемого процесса – учащийся преднамеренно, при помощи педагогических действий ставится в субъектную позицию с целью привлечения его к работе по улучшению жизни учреждения, и это лишь создает соответствующую среду для развития индивидуальности, то дезинтеграционные процессы, возникающие стихийно, сами по себе, позволяют человеку занять автономную позицию, проявить свою нестандартность, отличие от других, непосредственно развить свою непохожесть, индивидуальность. Таким образом, интеграционные и дезинтеграционные явления, всегда присутствующие в развивающейся воспитательной системе, одинаково важны для развития личности ее субъектов. 

Среди разнообразных видов деятельности детей, организуемых в школе, есть те, которые становятся системообразующими, определяющими «облик» воспитательной системы, ее тип. Наши многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что наиболее оптимальным  их вариантом будет сочетание такого, который является нормативным, обязательным для каждого школьника, дисциплинирует его, и такого, который предоставляет ему возможности для свободы выбора содержания деятельности и способа участия в ней. 

Опыт показывает, что такими видами деятельности чаще всего выступают (и это естественно для общеобразовательной школы) учебная и клубная.  Первая является ведущей, основной для учащегося в течение всей его школьной жизни. Однако в ней много нормативного и не всегда интересного для ребенка; участвуя в ней,  он не всегда имеет возможность самореализоваться, проявить и развить свою индивидуальность. В то же время учебная деятельность – база для организации всех остальных видов деятельности, она выступает своеобразным интегрирующим фактором в развитии воспитательной системы школы.

Клубная деятельность, организуемая по интересам учащихся при добровольном участии их в ней, призвана создать условия для развития творческих способностей и склонноcтей детей, их индивидуальности, удовлетворения их потребности в общении, самовыражении, самоопределении и самовоспитании. Эта деятельность менее программируема, более мобильна; не только ребенок приспосабливается к ней, но и она к нему тоже, а потому, по нашему мнению, клубную деятельность можно рассматривать в качестве фактора дезинтеграции в развитии воспитательной системы. 
По отношению к учебной клубная деятельность выполняет прежде всего компенсаторную и стимулирующую функции. Участвуя в работе объединений по интересам, массовых школьных делах клубного характера, учащийся может компенсировать неудовлетворенность  своим положением в классе, связанную зачастую с его неуспешностью в учебе либо с неудовлетворяющими его отношениями со сверстниками. Занятия в клубных объединениях могут стимулировать учащихся к активному участию их в учебной работе. Это связано с тем, что в процессе творческой деятельности у них развивается интерес к познанию, они приобретают те умения и навыки, которые не только помогут им в учебе, но и позволят показать  себя перед одноклассниками в новой ситуации. 

Основной формой интеграции учебной и клубной деятельности в школе могут стать так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А. Караковский) – совокупность воспитательных средств и организационных форм, в которых сочетаются и выступают в целостном единстве различные аспекты воспитания. Такими комплексами могут быть интегративные программы (внутрипредметные, межпредметные, общешкольные, межшкольные и др.), ключевые общешкольные дела, воспитательные (клубные) центры и др. Кроме  того, воспитательными комплексами должны стать сами объединения по интересам (система их работы) и, конечно, основная форма организации учебной работы в школе – урок. 

Воспитательным комплексом урок становится тогда, когда он – органичный компонент воспитательной системы школы. Это возможно решить двумя путями. Во-первых, через повышение воспитательной значимости урока (через его содержание, организацию, личность педагога); во-вторых, через включение в урок содержания и методов внеучебной, в том числе клубной, деятельности. 

Интеграция учебной и клубной деятельности в общеобразовательной школе может осуществляться на разных уровнях. Вслед за Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, охарактеризовавших уровни организации дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, мы выделяем четыре уровня интеграции учебной и клубной деятельности.

Первый уровень характеризуется случайным набором клубных объединений детей, которые создаются исходя, преимущественно, из кадровых и материальных возможностей школы. Эти объединения почти не связаны между собой, их связи с уроком как основной формой учебного процесса тоже ситуативны и обрывочны.

Второй уровень – более организованный. Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны.

Третий уровень характеризуется тем, что в школе, по сути, создано подразделение дополнительного образования, и разнообразные клубные объединения работают на основе единой образовательной программы, предполагающей координацию их деятельности с учебным процессом.

Четвертый уровень предполагает глубокую интеграцию учебной и клубной деятельности.
Определение их содержания и способов организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. В данном случае уровень развития воспитательной системы школы – высокий.
Сегодня можно говорить о различных типах общеобразовательных учреждений, в которых интеграция учебной и клубной деятельности организована на высоком (третьем или  четвертом) уровне. Коротко охарактеризуем некоторые из них, те, опыт которых нам хорошо известен.
 
Учебно-воспитательный комплекс (УВК)

Можно выделить несколько видов УВК, но все их характеризует то, что в них «под одной крышей» существуют учреждения основного и дополнительного образования. Концепцией таких образовательных учреждений изначально предполагается интеграция учебной и  клубной деятельности. Более десяти лет такой УВК существует в г. Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Этот экспериментальный учебно-воспитательный комплекс «Школа №18» (Генеральный директор – заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Г.Е. Пейсахович) включает в себя 6 структурных подразделений, обладающих достаточной автономией и в то же время связанных между собой единой концепцией и общей деятельностью. Это начальная школа, средняя школа, музыкальная школа, спортивная школа, центр допрофессиональной подготовки, медицинский центр. 

Школа-клуб

В воспитательной системе школы-клуба две составляющие («школа-академия» и «собственно школа-клуб») тесно связаны между собой, взаимопроникают друг в друга и представляют целостное единство. Учебная и клубная деятельность связаны не столько формально, сколько изнутри, предоставляя ребенку равные возможности для самоопределения, развития своей индивидуальности. Такая воспитательная система создана в средней школе № 11 г. Кирово-Чепецка Кировской области (с 2001 г. – гимназия № 2), директор – заслуженный учитель РФ В.В. Жуйкова. 

Школа коммунарского типа

В основе деятельности такой школы лежит концепция коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Методика организации коллективной творческой деятельности активно используется как во внеучебной деятельности, так и в учебном процессах. Большой акцент в использовании методики делается на организацию дел познавательного характера. В  значительной степени интегрирующим фактором выступают отношения сотрудничества, которые складываются между педагогами и детьми, между детьми разных возрастов в процессе участия их в коллективных творческих делах. Хорошо известной в стране школой, воспитательная система которой в значительной степени строится на идеях коллективного творческого воспитания, является средняя школа-лаборатория № 825 г. Москвы (директор – народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В.А. Караковский). 

1 Паладьев Сергей Леонидович – канд. пед. наук, доцент, зав. кафедры теории и истории педагогики,  Ярославский государственный институт им. Ушинского.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum