Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

Воспитательная система школы № 260 г. Санкт-Петербурга
Чирина С.В. [about] , Елисеева Н.М. [about] , Кроль Л.Н. [about]

Концепция воспитательной системы

В 2000 году коллектив школы начал работать над созданием концепции воспитательной системы, которая поставила перед всем коллективом новые цели и задачи. Школа № 260 считает своей целью формирование креативной личности, имеющей социально-позитивную ориентацию и способной к адаптации в постоянно меняющемся окружающем социальном и природном мире. Для реализации данной цели предполагается осуществить решение следующих задач:

  • Создать условия для формирования инициативной, самостоятельной личности, открытой для постоянного самообразования, готовой к изменениям, что станет залогом нахождения каждым обучающимся своего места в жизни.
  • Ориентировать образовательный процесс на формирование поискового творческого мышления школьников.
  • Создать условия для формирования мотивации школьников к экологически целесообразному поведению.
  • Создать условия для формирования у учащихся опыта общения, основанного на взаимном уважении.
  • Привлекать учащихся к отдельным видам полезной деятельности с целью дельней-шей самоактуализации личности.

Важно отметить при этом, что школа не должна готовить для жизни - она сама должна быть особой жизнью, ведь каждый период человеческого существования (и детство в том числе) самоценен и самодостаточен.

Издавна в нашей школе сложилась традиция моделировать внеурочную деятельность согласно годовому кругу праздников. Подобная модель многие годы существовала и существует до сих пор во многих школах. Традиционные праздники стали общешкольными коллективными твор­ческими делами, объединяющими весь школьный коллектив - детей, учителей и родителей во­круг значимого для всех события.

Но со временем стало понятно, что этого не достаточно. И постепенно, руководству­ясь целями и задачами воспитания, провозглашенными в концепции педагогическим кол­лективом, было разработано несколько целевых программ.

Целевая программа охватывает все сферы деятельности школы:

  • учебный процесс;
  • систему дополнительного образования;
  • внеклассную работу;
  • соуправление.

Одной из первых появилась программа «Контакт». Эта программа решает задачу привлечения родителей к работе школы, к участию их в подготовке общественных меро­приятий, к работе Школьного совета. Важной составляющей программы «Контакт» стала и работа по формированию органов соуправления в школе, в первую очередь Школьного совета, а также Попечительского совета. Эта программа получила такое название не только потому, что она раскрывает главную ее цель - формирование единого коллектива взрос­лых и детей - коллектива сотрудников и единомышленников, но и в честь названия нашего уникального семейного клуба «Контакт», который работает уже около пятнадцати лет.

Свою работу он начал как место общения только учителей и родителей, но позже са­ми родители почувствовали необходимость приводить своих детей, увидев в учителях своих единомышленников и поняв, что в атмосфере Клуба может произойти сближение всех членов школьного коллектива: учеников - учителей - родителей. Тема заседания Клуба определяется заранее. Это могут быть очень серьезные темы: «Психология взаимоотношений между родителями и детьми», «Семейные традиции», «Ваш выход, учитель!» и т.д., а могут быть легкие и даже развлекательные - «Рыцарский турнир», «Мои домашние любимцы» и т.д.

В непринужденной обстановке, за чашкой чая происходит общение, выслушивается мнение каждого участника по самым острым и щепетильным вопросам. На заседаниях используются разные формы работы - это коллективные и индивидуальные выступления на заданную тему; поиск выхода из создавшейся ситуации, которая обязательно разыгрывается; дискуссии в группах, которые заканчиваются обязательной рефлексией. Многолетний опыт показывает, что такое общение дает возможность не только узнать друг о друге больше, но и решать важные проблемы школы.

Со временем стало ясно - то, что проживается на заседаниях Клуба, необходимо спроецировать на всю школьную жизнь ребят и взрослых. Так и появилась идея разработки программы «Контакт».

Цели программы:

  • Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение понимать себя и других.
  • Способствовать установлению положительного психологического климата в школе благодаря общей деятельности в содружестве с родителями.
  • Создать условия для развития инициативы и самостоятельности учащихся (в том числе через организацию работы Школьного совета).
  • Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей ребенка (в том числе через организацию клубных занятий по интересам).
  • Создать условия для формирования социального опыта учащихся в общении со взрослыми (в том числе через работу клуба «Контакт»).

По мере реализации данной программы дети стали влиять на организацию всей школьной жизни. Они с большим удовольствием стали вносить в нее свои коррективы, от­казываясь от каких-то дел, по их мнению, навязанных взрослыми и не интересных им самим, и взамен предлагая внести в план работы то, что было бы для них ценным. Тогда появилась идея, поддержанная ребятами, - создать орган соуправления, в состав которого вошли бы учащиеся, учителя и родители. При этом представителей детского коллектива должно быть значительно больше, чем взрослых. Так началась работа Школьного совета. В сентябре происходят выборы. Классы выдвигают своих кандидатов в члены Школьного совета, за которых ведут агитацию в самой разной форме - агитационных плакатов, лис­товок, пресс-конференций, интервью, творческих выступлений и т.д. Некоторые ребята самовыдвигаются, считая себя достойными представлять свой классный коллектив.

Можно себе представить, какой успех ощущают ребята, выбранные в Школьный совет. С каким достоинством они будут защищать интересы своего класса и учащихся школы в целом, получив доверие и со стороны детей и со стороны взрослых. Не менее ответст­венно к своему участию в заседаниях Совета относятся и взрослые. Учителей и работников школы выбирают при общем голосовании все члены коллектива, а родителей выбирает Попечительский совет школы.

В функции Школьного совета входит проектирование интересных дел, выработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих детскую жизнь в школе: Пра­вил для учащихся, Прав и обязанностей дежурного класса, Положения о Школьном совете. Это замечательное объединение детей и взрослых разрабатывает совершенно новые, об­новляет уже утвердившиеся в коллективе формы работы. По инициативе членов Школьно­го совета были созданы разновозрастные бригады дежурства по школе, создано творче­ское объединение - клуб «Абракадабра», разработаны игры «Самый! Самый!», спланиро­вана программа действий к 300-летию Санкт-Петербурга, а позже к 65-летию школы.

Программа «Достижение» ориентирована на реализацию индивидуального подхода в воспитательном процессе, так как, работая с большими группами (классами, объединениями и т.д.), педагог может не разглядеть индивидуальных особенностей каждого своего подопечного, что, возможно, повлечь за собой ощущение дискомфорта, неудовлетворенности и, как следст­вие, агрессию среди учащихся.

Цели программы:

  • Выработать школьную стратегию воспитания социально успешной личности.
  • Найти эффективные педагогические технологии, приемы и средства, позволяющие педагогу влиять на формирование социально успешной личности.

Эта программа тесно связанна с успешностью учащихся в учебной, общественно полезной, творческой деятельности. Для того чтобы эти успехи стали известными всей шко­ле, были придуманы общешкольные праздники - «Достижения» для учащихся начальной школы и «Эврика!» для 5-11-х классов. Праздник «Достижения» - это не только церемо­ния награждения ребят, окончивших учебный год на «отлично», но и демонстрация твор­ческих успехов классных коллективов, кружковых объединений, индивидуальных творче­ских достижений. Праздник «Эврика!» предполагает участие всех тех учащихся, которые достигли высоких результатов в Олимпиадах районного и городского уровней, в различных командных играх, выявляющих интеллектуальные возможности школьников. А совсем не­давно на празднике «Эврика!» классные коллективы стали представлять свои «Дневники достижений», оформление которых стало интересной и новой формой работы в классах всех возрастных ступеней. В «Дневниках достижений» можно прочитать о замечательных успехах не только целых классов, команд, групп, но и личных достижениях ребят.

Важная составляющая часть программы - игра «Самый! Самый!» Немного истории. Когда программа «Достижение» начала реализовываться и учащиеся почувствовали, что их успехи не только замечаются, но и приветствуются взрослыми и детьми, им захотелось продемонстрировать свои творческие, интеллектуальные, физические возможности в ат­мосфере соревнования. Идею игр предложил педагог. Но разработать игру взрослым не хватило ни времени, ни сил. Учителя обратились за помощью к детям. И на одном из за­седаний Школьного Совета были придуманы номинации, в которых все претенденты на звание «Самого-самого» могли бы соревноваться. И дети, и взрослые с удовольствием приняли активное участие в подготовке и проведении игр.

Еще одной из важных программ школы является целевая программа «Природа и мы».

Цели программы:

  • Формирование положительного отношения к природе.
  • Создание условий для воспитания у учащихся чувства гражданственности и люб­ви к Родине.

В рамках этой программы несколько раз в году все классы участвуют в акции «Природа и мы», которая предполагает однодневные и многодневные туристические походы, поездки на природу, тематические прогулки в сады и парки города, поездки в пригороды Петербурга, путешествия по рекам и каналам города. Главным в этой акции становится творческий итог -рисунки и плакаты, которые рассказывают о тех уголках природы, где побывали наши дети. Благоустройство школы, участие в районных экологических программах и акциях, конкурсы творческих работ и проектов, лекции и занятия с привлечением специалистов по гигиене, правильному питанию, профилактике вредных привычек (как для родителей, так и для де­тей) - это неполный список дел, которые направлены на реализацию программы «Природа и мы». Но вот еще неожиданная и, может быть, уникальная форма работы в рамках этой программы - День графики и граффити «Планета улыбается». 1 апреля на одном из уро­ков учащиеся всех классов рисуют в жанре графики и граффити рисунки, плакаты на эко­логическую тему. Этот урок становится удивительным событием и примером коллективной творческой деятельности, когда десятки ребят устраиваются вокруг развернутого много­метрового рулона бумаги (а работы такого масштаба, выполненные большими группами, ценятся больше всего) и творят все вместе. А в конце учебного дня все пространство шко­лы заполняется этими замечательными, полными юмора «полотнами», на которых отра­жен взгляд наших воспитанников на экологические проблемы планеты - дома, в котором мы живем.

Каждый петербургский учитель понимает, что петербуржца надо не просто вырастить, его надо воспитать. Воспитание патриота, который бы в будущем стал носителем культурного наследия и традиций своего уникального города - вот одно из направлений воспитательной работы школы, которое оформилось в целевую программу «Любимый город».

Цели программы:

  • Создание условий для формирования интереса к истории города.
  • Создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  • Воспитание чувства ответственности за школу, за свой город.
  • Организация общественно полезной деятельности на уровне школы, микрорайона, района.

Наша школа находится в самом центре города, что само по себе является важным фактором в воспитании юного петербуржца. Вместе с преподавателями истории учащиеся изучают историю города и школы, постигают культурную и историческую ценность и значение в жизни Петербурга того места, где они живут и учатся.

Уже малыши имеют возможность изучать свой родной город благодаря обширной экскурсионной программе, предлагаемой им педагогическим коллективом. Все классы на­чальной школы принимают участие в творческих занятиях по истории города. Обязатель­ными стали конкурсы и выставки рисунков на петербургскую тематику. Но только этого недостаточно, чтобы считать работу в данном направлении интересной и полной. Здесь становятся вполне уместными Коллективные творческие игры (КТИ), в которых маленькие пе­тербуржцы могут показать и знания по истории города и, конечно, любовь к нему.

Учащиеся средней и старшей школы еще больше охвачены экскурсиями, так как совершать продолжительные поездки по городу с ними, конечно, гораздо легче и программы, представленные экскурсионными фирмами для ребят старшего возраста, еще более разнообразны. Хочется обратить внимание на то, что наши ученики готовят и проводят экс­курсии по окрестностям школы самостоятельно, за что были награждены на районном уровне. Краеведческие чтения, конкурсы творческих работ в школе, районе и городе - вот неполный список тех событий, в которых принимают участие наши дети. Как сделать, чтобы впечатления детей зафиксировать, чтобы они могли высказаться о том, что увидели, узнали нового? В коллективе была придумана новая форма рефлексии - «Путевые замет­ки», которые ведутся в каждом классе и которые учащиеся пополняют своими рисунками, фотографиями, сочинениями по следам экскурсий, путешествий, прогулок.

Но все-таки, центром программы и для подростков становится игра, которая была спроектирована самими ребятами - членами Школьного совета. Назвали ее «Самый! Самый! Будущее Петербурга». Здесь на разных этапах необходимо проявить умение взаимодействовать в коллективе, продемонстрировать свои знания, творческие возможности и смекалку, а в финальной игре и свои личные достижения.
Все мы прекрасно понимаем, что без заботы нет любви. Поэтому программа «Любимый город» включает в себя акцию «Чистый район», организацию встреч с ветеранами войны и блокады. Одним из значительных событий стал «День добровольного служения городу», в котором принимают участие все классы школы. В этот день ребята пишут и распространяют плакаты - призывы к поддержанию чистоты в домах и на улицах района.

Необходимо отметить, что любое образовательное учреждение, претендующее на на­личие воспитательной системы, уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никоим образом не распространяет здесь свое влияние на учеников, то все попытки воспитывать детей не будут результативными. Так родилась еще одна программа -«Свободное время учащихся». Одна из главных задач нашей школы - распространение своего влияния на учащихся не только в пространстве школы, но и вне ее стен.

Цели программы:

1. Создание условий для:

  • многогранного развития ребенка в свободное от учебы время;
  • включения их в разностороннюю деятельность на благо города и его жителей;
  • воспитания культуры досуговой деятельности детей;
  • успешной социализации учащихся.
  • Усилить педагогическое влияние на жизнь детей и учащейся молодежи в свобод­ное от учебы время.
  • Осуществлять профилактику негативных социальных явлений в детской и моло­дежной среде педагогическими средствами.
  • Обогатить опыт созидательной жизни молодежи в свободное от учебы время.

Педагогический коллектив понимает, что школа должна стать центром культуры и досуга микрорайона. Школа должна не только предложить различные формы проведения досуга, но и научить детей и их родителей тому, как можно организовать свободное время вне стен школы. Подробнее о данной программе смотрите ниже.


ЧИРИНА С.В., директор, ЕЛИСЕЕВА Н.М., заместитель директора по воспитательной работе, КРОЛЬ Л.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, школа №260, г. Санкт-Петербург.
Татьяна Цырлина, главный редактор журнала (Jan. 20, 2010)
Дорогая Марина! В школу № 260 можно писать по адресу: school260@spb.edu.ru и инициировать переписку и иные формы общения между школьниками. Мне представляется, что и дети, и взрослые от этого только выиграют. Удачи, Т.Ц.
Татьяна Цырлина, главный редактор журнала (Jan. 06, 2010)
Дорогая Марина! Спасибо за отклик - нам очень важно, чтобы действительно устанавливались связи между педагогами и школьниками разных стран. Постараюсь после каникул связаться с авторами статьи непосредственно. Если я правильно понимаю,речь идет о Woodburn Elementary School? Замечательная школа.
Марина Рабимова (Jan. 06, 2010)
мНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ А ОСОБЕННО О ВОСПИТАНИИ ВСЕСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ, в 21 ВЕКЕ ДЕИСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО развивать не просто человека, любящего свою страну, а гражданина мира' заботящегося о Земле. Предлагаю переписку своих учеников из штата Орегона (у нас есть такая возможность) с 5ти классниками из вашего города. Пусть видят мир с позиций двух великих стран.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum