Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

Школа как модель гражданского общества
Грицай Ю.В. [about]

«Опишите ваши технологии, мы их тоже внедрим…»
Реплика из зала на конференции

Исходная позиция педагогов Школы Самоопределения состоит в том, что мы строим образование, идя от ребенка и к ребенку. Для нас изменение – это норма. Изменения рождаются постоянно – в ситуациях обнаружения и разрешения противоречий. Например: пришел новый ребенок (или взрослый) – возникла новая ситуация, привнесенная извне. Естественно,  меняется многое и в детско-взрослом сообществе в целом. Если это реализуется целенаправленно и последовательно, то все процессы в школе постоянно изменяются – вместе с изменениями, которые происходят в детях и с детьми. Школа – живой организм,  а не статичная модель, которая из года в год технологически воспроизводится и переносится в другую школу в неизменном виде.

У Александра Наумовича Тубельского была идея создать школу как модель гражданского общества, в которой каждый человек смог бы приобрести опыт взаимодействия с разными людьми, проявить свою гражданскую позицию и влиять на ситуацию решения проблемы2.

Вектор диалога и соуправление в школе. Демократия, о которой мы в школе много говорим, выстраивая определенный уклад жизни, это в первую очередь диалог, при котором важно не только уметь заявить о своей позиции, но и сделать усилия к пониманию жизненной ситуации и позиции собеседника.

Все начинается с понимания и «оборачивания» этого понимания человеком на себя, осознания внешних условий своего поведения. Мир устроен так, что с нами  должно что-то случиться, должно прийти понимание противоречия, проблемы, сути ситуации. Когда ребята получают все в готовом виде, они принимают это как должное и не задумываются над своими поступками.

Наша задача – «развернуть» каждую ситуацию так, чтобы она «работала» на развитие детского сообщества и каждого ребенка.

Я разделяю мнение Д. Дьюи о том, что  социальная жизнь протекает в общении, а это общение имеет социальную направленность. Быть субъектом общения означает иметь постоянно расширяющийся и изменяющийся опыт. Когда человек разделяет мысли и чувства другого, это всегда в большей или меньшей степени меняет его собственную позицию.3

Например, первый наш школьный закон «О чести и достоинстве» родился когда-то в лагере, во временном коллективе, в ситуации совместной жизнедеятельности как выход из некоторых конфликтов, проявившихся в жизни лагеря. Тогда, в результате длительных обсуждений и споров, мы  пришли к пониманию, что мы – разные. И для того, чтобы разные люди в сообществе могли жить и действовать совместно,  нам надо научиться договариваться. В данном случае школьный закон  есть одна из форм фиксации договоренностей.

Мне  приходилось сталкиваться с разным отношением педагогов к практике Школы Самоопределения. С одной стороны, критическим  –  «У вас тут сплошная свобода, все разрешается»; с другой стороны, прагматическим – «Дайте нам ваши технологии и мы их легко воспроизведем». Водоразделом здесь было и остается понимания соотнесения смыслов и «технологии» внутри педагогики. И говоря о так называемой «трансляции опыта» нельзя забывать о том, что мы всегда работаем с людьми в самых разных жизненных ситуациях, многие из которых складываются как уникальные ситуации развития «здесь и теперь». На мой взгляд, образование есть, в первую очередь, человеческие взаимоотношения, в процессе которых рождается и развивается разнообразный жизненный опыт человека.

Ученик, приходя в школу, попадает в определенную систему отношений, в уклад жизни школы. Этот уклад влияет на его поведение, на становление его ценностей, незаметно для самого ученика формирует его ценностные установки и поведенческую ориентацию. Огромное влияние уклад оказывает на становление отношений ученика к окружающим, к учебе и образованию как таковому, на стиль и манеру его поведения, на то, что он начинает считать для себя важным и допустимым, а что – нет.

Пока мы не осознаем, что живем в системе определенных укладных отношений, мы не учитываем влияние уклада на ребенка. Уклад остается скрытым элементом образования, воздействуя на учащихся помимо нашего желания и нашей воли. Но когда наличие уклада признается, тогда, во-первых, мы можем выстроить эти отношения так, чтобы они соответствовали нашим целям и ценностям, а, во-вторых, мы получаем в свои руки мощное средство воспитательного воздействия.

Мы с педагогами школы находимся в постоянном поиске наилучшего способа выстраивания таких укладных отношений, которые бы наиболее эффективно решали поставленную нами задачу –  создание условий для «выращивания» ребенком своих, но наиболее желательных с нашей точки зрения,  смыслов и ценностей. Иными словами, пытаемся найти ответ на вопрос: как можно осознанно использовать уклад учебного заведения в качестве инструмента образовательного процесса. Деятельность Совета Школы и соуправление детей и взрослых – это  одно из средств сознательного движения к тому, чтобы общность школы становилась субъектом, автором возникающих в ней отношений.

Итак,  уклад для нас – это система отношений и совокупность ценностей той или иной общности. Можно ли описать его как технологию или модель, готовую к тиражированию? У меня довольно большие сомнения на сей счет...

Многие школы заявляют, что у них есть и Школьные Советы, и демократия. Однако нередко, когда начинаешь расспрашивать педагогов о подробностях деятельности Советов, понимаешь, что они скорее играют роль «потемкинской деревни», не оказывая никакого реального влияния на устройство школьной жизни.

Например, подобная демократия, соуправление, деятельность Советов чаще всего распространяется на  внеурочные пространства школы, а на уроках демократические процессы чаще всего отсутствуют. Но демократия не может заканчиваться со звонком на урок. Тогда это не демократия, а игра в нее, и дети очень быстро начинают ощущать эту фальшь.

В законодательной деятельности, которая обеспечивает соуправление, ребенок должен быть соавтором, иначе он не будет встраиваться в образовательные процессы, и они не станут его процессами развития. Закон для нас – это договорные отношения в ситуации общения детей, родителей, педагогов, выпускников.

Правила принимаются школьным сообществом для того, что регулировать общую деятельность, имеющую образовательную ценность, а не для того, чтобы угрожать наказанием в случае их нарушения. В образовании вообще не могут действовать наказания как система унижения личности. Только принимаемые всеми и разделяемыми всеми правила общежития могут воспитывать.

Формулируя законы нашей школьной жизни, мы понимали, что стандартных ситуаций не бывает, и каждая новая ситуация – это повод для диалога с ребенком, поле для новых разнообразных образовательных отношений. Здесь будет рождаться новый опыт демократического поведения.

Случается, что старые законы и правила в новых ситуациях перестают работать, и тогда мы меняем законы под новые ситуации. В практике некоторых школ бывает, что «Законы» вывешиваются на стендах и висят годами, и потому не воспринимаются детьми как выработанные ими правила. На деле законы  рождаются людьми в определенных ситуациях. И вот они уходят из школы. Или законы на смысловом уровне присваиваются детьми и взрослыми и становятся общепринятыми нормами – и тогда конкретный закон становится неактуальным. Так получается, что законы приходится периодически пересматривать через 3-5 лет, и этим, в основном, как раз и занимается Школьный Совет.

Но обновление законов – не экстренная, формальная или поверхностная работа. Это всегда открытие. Если подобная работа проводится на основе демократических норм учета всеобщего мнения, то она может занять от нескольких месяцев до одного-двух лет.  Здесь важно, чтобы сообщество его действительно приняло, а не просто проголосовало «за». По опыту знаю, что в некоторых школах проект закона пишут педагоги или администрация, совет автоматически голосует, а дети и не знают ничего о таком «законе». В результате закон перестает быть средством регулирования отношений, а является простой декларацией, не имеющей никакого отношения к жизни общности.

В нашей школе может возникнуть ситуация, когда Совет школы отмечает, что какой-то закон перестал действовать, не выступает более фактором саморазвития сообщества, то есть для детей и взрослых он не стал нормой и нарушается все чаще. Мы  собираемся и анализируем причины – это «оборачивание» на себя очень важно. Обсуждения проходят в разных форматах – от классных часов и сборов проблемных групп до общего сбора. В прошлом году мы  ввели новую практику – экспериментальное действие закона. В таком случае обсуждения по итогам эксперимента более содержательны, так как у членов сообщества имеется опыт, на который они могут опираться.

Сейчас наступил особый, переломный момент в жизни нашей школы. Он связан с Конституцией и законами школы.  Многие из них принимались давно, и формулировки, а подчас и содержание, требуют серьезных корректив, поскольку не отвечают нынешним реалиям. Кроме того, сегодняшние ученики школы, да и многие учителя, практически не участвовали в создании этих законов. Проблему эту обнаружил еще прошлый Совет, и новый  полгода пытался  подступиться к ней. В  марте этого  года состоялся пленум педагогического коллектива школы.

Вопрос, который первоначально встал перед Советом – как сделать работу по изменению законов не только делом Совета, но и привлечь к этому школу в целом? Обсуждая эти вопросы, вышли на более существенные: «Живет ли вообще школа сегодня по законам? Что делать с незнанием законов гражданами? Что для нас законы? И даже: «Нужны ли нам законы сегодня? А если нужны, то почему законы не работают?». Совет предложил организовать Общий сбор, чтобы попытаться «погрузить» ребят в эти проблемы, поискать вместе с ними пути дальнейшего движения.

Стали думать о его подготовке, о предваряющих его шагах. Но тут членами коллегии был предложен необходимый и едва не пропущенный шаг: прежде чем выходить к детям, нужно  самим разобраться в этих вопросах, прояснить наши позиции, посмотреть на школьные законы с точки зрения педагогических задач. Так  родилась идея пленума.

В этот момент  главной целью работы педагогов стало прояснение позиций педагогического коллектива по поводу Конституции и Законов школы, выявление смыслов школьного закона сегодня, а также планирование  шагов по привлечению внимания  «жителей» школы к ее законам.

В работе пленума приняли участие около шестидесяти педагогов. Обсуждение длилось целый день. По итогам долгих споров постановили: «...начать серьезную работу вместе с ребятами и родителями по актуализации проблемы, связанной с законами и правовым пространством школы,  и приступить к изменению действующего законодательства согласно сегодняшнему дню».

Впоследствии появилось много идей и форм, как  осуществлять эту работу. Что из этого получится,  пока не знаю. Главное, чтобы это было по-настоящему и без фальши.

Размышляя о взаимоотношениях школы с вышестоящими инстанциями, пришла к выводу, что те начинают пристально интересоваться нашей жизнью в трех случаях:

Первый, когда жалуются родители (инстанции боятся конфликтов: много конфликтных ситуаций, значит, школа недостаточно хорошо работает).

Второй признак «хорошей» школы – высокие показатели по результатам сдачи ЕГЭ и других итоговых тестовых форм.

Но саморазвития и самоопределения тестами не замеришь. Этот результат часто сильно растянут во времени и определить его не так просто. ЕГЭ фиксирует только конкретный объем памяти. Например, в тестах по литературе важным стало запоминание малозначимых деталей. Смыслы, которые ребята обретали на уроках литературы, уже не нужны. Неужели смысл чтения книг теперь сводится к фотографированию деталей?!

Третий показатель – участие школы в содержательных проектах, городских и федеральных экспериментальных площадках, конференциях, семинарах и круглых столах. На мой взгляд, это единственный показатель, который довольно относительно (не всегда понятно, где декларация, а где дело) может говорить о содержательной работе школы.

Для нас ребенок  успешен, если он выходит на уровень: «Я сделал это!» Школа Самоопределения постоянно меняется, сегодня она не та, что была вчера – это процесс объективный и естественный. Мы каждый день приходим в новую школу. Мы пытаемся жить в ней, не зная точно, как надо… Поэтому мы в постоянном поиске. А нас упрекают: вы – опытные педагоги, и не можете ответить на возникающие вопросы; вы даже гордитесь тем, что постоянно выискиваете проблемы. Некоторые говорят: «Да что это за школа, у которой каждый год  новая проблема».

Школа Самоопределения никогда не была иерархической организацией, у нас нет привычной для многих школ «вертикали власти»: директор – заместители –  методисты (хотя, конечно, номинально они у нас есть). Все, в том числе, дети  равноправны как субъекты образования. И есть пространство общих дел, идей, смыслов, людей. Оно возникает благодаря деятельности каждого педагога (примерно двести педагогов и двести дел разного масштаба). Вокруг дел образуются группы, сообщества – получается своеобразная сетевая структура управления. В такой модели выстраивать связи и взаимоотношения педагогов, родителей и детей достаточно сложно, поскольку каждый пытается удержать свое поле деятельности. Но мы стараемся держать эти поля в равновесии, делать их открытыми.

Нам в школе важно знать об успехах и проблемах педагогов. Это объединяет нас. Мы знаем, чем силен каждый. Кто-то – замечательный инициатор дела, кто-то успешен в организационных делах, кто-то мастерски обеспечивает договорные отношения с детьми. Мы должны понимать эти особенности каждого, пытаться умножить свой ресурс и способствовать успехам других педагогов в усилении их ресурсов.

Я верю в педагогическую копилку. Она сама по себе не «технология». Скорее, это  общий банк методов, методик и приемов. Проблемных ситуаций в жизни больше, чем мы можем решить, опираясь на свои ресурсы, и касаются они каждого ребенка, с которым взаимодействует педагог. Иногда ситуации знакомы нам, иногда мы сталкиваемся с какими-то ситуациями впервые, именно поэтому педагогическая копилка нужна нам всем. Она – наш общий педагогический опыт,  которым может воспользоваться каждый из нас.

При постоянном поиске важна постоянная рефлексия, готовность анализировать и проблематизировать ситуации; нужна способность описать свой опыт, составить авторскую программу, заметить новые ситуации. Нам важно зафиксировать: что хотели, что делали, что получили, что происходит с детьми, что надо сделать еще, и т.д. На конференциях многие учителя говорят наукообразно, не раскрывают сути происходящего, в результате совершенно не понятно, как они получают те или иные результаты.

В нашей школе педагогическая рефлексия – часть работы. Кто-то из учителей работает давно, кто-то пришел недавно. Но мы стремимся всем обеспечить условия для творческого осмысленного поиска.
В этом году нам очень помог известный психолог Александр Михайлович Лобок, который как содержательный внешний эксперт занялся интерпретацией и описанием педагогических практик учителей «Школы самоопределения».

Здесь важно  и то, как человек смотрит и как интерпретирует нашу практику. Иной сторонний наблюдатель-педагог и не увидит существенное, увидит совсем другое, а многое и не заметит, потому что ему главное не явлено. Поэтому оценки нашей педагогической практики всегда неполны и субъективны. И вот почему я не принимаю так называемую «технологичность». Педагогика не «рецептурна», она прецедентна.

Когда мы придумали детско-взрослую экспертизу и стали ее широко применять, мы с самого начала использовали ее для  понимания развития демократического уклада жизни нашей школы. Принципиальной особенностью было то, что мы «экспертировали» содержание деятельности, а не ее следы, отображенные на бумаге и в докладах. Позднее в рамках многих проектов нам приходилось участвовать в экспертизе программ развития. Прочитаешь иную программу – как прекрасно все звучит: хочется поехать, посмотреть, приобщиться к их опыту. В нашем воображении рождается множество картин, или вообще многое становится непонятно: «Как же они это делают?». Нужен открытый диалог и совместная рефлексия.

Педагогические практики многозначны, поэтому их трудно описать и еще труднее адекватно перенести на другую почву. Только «поварившись» достаточно долго в разных образовательных средах, начинаешь понимать их сложность. Поэтому меня порой удивляет та легкость, с которой иные завучи или учителя просят кратко описать «технологию», для того, чтобы ею воспользоваться.

Школа – это не просто вход в культуру. Школа – это не просто  путь к другим. Школа – это важнейшее в человеческой жизни пространство, в котором взрослеющий ребенок осуществляет трудный опыт восхождения к самому себе, трудный опыт понимания того, что есть его «Я» в постоянном диалоге с другими  «Я».

Освоение взрослеющим ребенком  культурных языков – это лишь самая внешняя,  поверхностная задача, которую решает школа. Неизмеримо труднее и драматичнее работа по определению и возделыванию границ своей самости в различных культурных пространствах.

И сама школа – если это настоящая школа –  находится в непрерывном и трудном процессе восхождения к себе, поиска своей самости, напряженного понимания того, что же она делает. И оттого сама школа подобна  не бюрократическому  четко отлаженному механизму, сущность которого всем известна заранее, а человеческому существу, проживающему себя в ситуациях экзистенциального выбора и самоопределения.

1 Грицай Юлия Владимировна, директор Центра образования № 734 «Школа Самоопределения»  г. Москвы.

2 См.: Тубельский А.Н. Легко ли быть директором// Российско-американский форум образования: электронный журнал.  2009. Том 1. №  1. www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=aut&aut=2000009&iid=1

3 См.: Dewey, J. (1934). Art as experience. New York: Perigee; Dewey, J. (1916). Democracy and education. New York: Macmillan;  Dewey, J. (1938). Experience and education. New York: Collier.

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

vans sko

canada goose black friday

nike shoes

oakley sunglasses

uggs outlet

coach outlet

pandora jewelry

ysl outlet

nike trainers

coach outlet online

adidas shoes

canada goose outlet

rayban sunglasses

ralph lauren polo

mulberry sale

polo outlet

lakers jerseys

christian louboutin outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

canada goose jackets

coach outlet online

ferragamo outlet

tory burch outlet

nike foamposite

dansko shoes

oakley sunglasses

michael kors outlet

prada shoes

ralph lauren outlet

mbt shoes

ugg outlet

ugg outlet

yeezy boost

christian louboutin outlet

nhl jerseys

pandora jewelry

uggs outlet

tory burch shoes

polo ralph lauren

michael kors outlet

uggs outlet

tory burch outlet

ralph lauren outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses

toms sko

air huarache

kevin durant shoes

michael kors outlet

nike outlet

uggs

burberry outlet

nike roshe

mulberry bags

vans shoes

ugg boots

ugg outlet

mont blanc pens

nfl jerseys

polo ralph lauren

ugg boots

fitflops sale clearance

swarovski outlet

uggs outlet

jordan shoes

ralph lauren polo

soccer shoes

mont blanc pens

ugg outlet

cheap nfl jerseys

supreme clothing

ugg boots

fitflops

michael kors outlet

jordan shoes

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

swarovski outlet

coach outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

michael kors uk

canada goose jackets

coach outlet

oakley sunglasses

canada goose outlet

swarovski outlet

ed hardy clothing

chicago blackhawks jerseys

ray ban sunglasses

nike shoes

michael kors outlet

coach outlet online

michael kors outlet online

moncler outlet

coach outlet

michael kors handbags

christian louboutin shoes

michael kors bags

oakley sunglasses

toms sko

nike store uk

fitflops

michael kors outlet

nike outlet

jordan shoes

ugg outlet

coach outlet

oakley sunglasses

mulberry outlet

oakley sunglasses

michael kors outlet

kicks nice

pandora outlet

pandora charms

polo ralph lauren

coach outlet

birkenstock sandals

reebok outlet store

adidas nmd

swarovski crystal

coach factory outlet

adidas uk

nfl jerseys

coach outlet

christian louboutin outlet

uggs outlet

fitflops shoes

prada sunglasses

puma shoes

ugg outlet

coach outlet

air huarache

cheap jordans

michael kors outlet

oakley sunglasses

fitflops sale clearance

adidas sko

ray ban sunglasses

kobe 9

pandora charms

nfl jerseys

christian louboutin outlet

toms sko

nike air max

ugg outlet

polo outlet

ray ban sunglasses

canada goose outlet

reebok trainers

ferragamo outlet

michael kors outlet online

true religion jeans

michael kors outlet

canada goose jackets

soccer jerseys

true religion jeans

coach outlet

mcm outlet

hogan scarpe

christian louboutin outlet

uggs outlet

timberland boots

michael kors outlet

hermes birkin

polo ralph lauren

polo ralph lauren

pandora charms

new balance shoes

canada goose outlet

ugg outlet

oakley sunglasses

oakley sunglasses

nike sko

links of london

michael kors outlet

coach outlet online

polo ralph lauren

adidas trainers

coach outlet

montblanc pens

mac cosmetics

oakley sunglasses

polo outlet

longchamp handbags

ray-ban sunglasses

polo ralph lauren

ugg outlet

ray ban sunglasses

kate spade outlet

coach outlet store online

canada goose parka

michael kors handbags

coach outlet

canada goose outlet

cleveland cavaliers jersey

canada goose jackets

true religion outlet

salomon sko

ray ban sunglasses

polo ralph lauren

coach outlet online

ray ban sunglasses

mulberry outlet

nike sko

michael kors outlet online

ugg outlet

nike trainers

mont blanc pens

canada goose jackets

longchamp solde

true religion jeans

ferragamo shoes

20171226caihuali
linmangmu (Dec. 25, 2017)

golden goose sneakers

adidas stan smith sneakers

led shoes

adidas nmd

hermes belt

balenciaga sneakers

adidas nmd runner

nike polo shirts

vibram five fingers

adidas stan smith shoes

roshe run

hogan outlet online

nike huarache

fitflops

adidas yeezy

adidas nmd r1

cheap nfl jerseys

tom ford sunglasses

yeezy boost 350

curry 4

lebron james shoes

atlanta falcons jersey

vans shoes

adidas ultra boost

nike roshe run

michael kors uk

adidas outlet

cartier bracelet

mlb jerseys

100% real jordans for cheap

yeezy boost 350 v2

reebok shoes

air force 1

fitflops sale clearance

lacoste online shop

kyrie 3 shoes

yeezy boost

yeezy boost

michael kors outlet online

lacoste outlet

yeezys

michael jordan shoes

yeezy shoes

real jordans for sale cheap

air jordans

yeezy shoes

kevin durant shoes

pandora bracelet

true religion jeans

balenciaga shoes

golden goose

birkin bag

adidas shoes

yeezys

kobe 9

prada glasses

air force 1

kobe basketball shoes

balenciaga sneakers

yeezy boost 350

cheap jordans

yeezy shoes

chrome hearts online

chrome hearts

adidas outlet

longchamp handbags

yeezy boost 350 v2

kobe 11

nike air max 2018

authentic jordans

chrome hearts

nike mercurial

asics running shoes

jordan retro

nike roshe run

hermes handbags

van cleef

goyard bags

adidas superstar

air max

adidas tubular shadow

longchamp longchamps

dior sunglasses

ferragamo belt

jordan retro 12

air yeezy

kyrie 4

yeezy shoes

led shoes for kids

adidas gazelle

vans outlet

nike roshe one

golden goose outlet

longchamp handbags

nike huarache

ysl handbags

fitflops

kd shoes

tory burch outlet

vibram fivefingers

curry 4

retro jordans

cheap jordans

lebron 13 shoes

longchamp bags

michael kors outlet

hermes belt

kate spade outlet

adidas neo

kyrie shoes

longchamp

tory burch shoes

supreme hoodie

moncler outlet

nike zoom running shoe

michael kors outlet

ysl bags

adidas stan smith

kate spade handbags

hogan outlet

yeezy

michael kors handbags

adidas yeezy

nike air zoom

nfl jerseys

vans shoes

adidas superstar shoes

kyrie irving shoes

nhl jerseys

balenciaga shoes

jordan 13

yeezy shoes

ferragamo belts

air jordan

air jordan shoes

golden goose sneakers

michael kors handbags

air jordan

tory burch shoes

nike air max 2017

adidas superstar shoes

van cleef arpels

kobe 9

longchamp bags

nike polo

gucci belt

roshe shoes

michael kors outlet

kyrie 3

adidas tubular

Kanye West shoes

air max 90

http://www.kobebasketballshoes.us.com

golden goose

nba jerseys

nike free

air max 2016

links of london

goyard bags

true religion

asics shoes

yeezy boost 350

james harden shoes

adidas tubular

links of london

adidas yeezy boost

adidas tubular

adidas nmd

michael kors outlet

yeezy boost 350

adidas ultra

nike air zoom

lebron 14

longchamps

curry 3 shoes

reebok outlet

jordan 4

converse outlet store

pandora charms

links of london outlet store

nike roshe uk

harden shoes

dior glasses

yeezy boost 350 v2

tom ford eyewear

kobe basketball shoes

bape hoodie

true religion

longchamp bags

nike air force 1

nike air huarache

adidas nmd

timberland outlet

air max 90

nike zoom

yeezy boost 350 v2

longchamp outlet

christian louboutin

stephen curry shoes

adidas tubular

michael kors outlet store

nike air max 90

jordan 11 retro

kate spade outlet online

kobe 11

jordan shoes

kobe sneakers

air max 2018

links of london sale

yeezy boost 350

nike dunks

cheap jordans

michael kors outlet online

hermes belt

jordan 12

louboutin shoes

curry shoes

michael kors factory outlet

timberland boots

kobe shoes

christian louboutin shoes

louboutin shoes uk

pandora charms

prada sunglasses

gucci belts

jordan shoes

air jordan 13

http://www.kobeshoes.uk

longchamp outlet

michael kors outlet online

bape hoodie

adidas ultra boost

retro jordans

michael kors handbags

birkin bag

goyard handbags

nike air huarache

basketball shoes

ultra boost

nmd

falcons jersey

adidas nmd

adidas superstar

curry 3

nike air max

lacoste polo

longchamp sale

yeezy boost

adidas outlet online

nike free run

cheap jordans

lacoste outlet

100% real jordans for cheap

jordan shoes

adidas nmd

adidas ultra boost uncaged

lebron 14 shoes

nike football boots

nike air max

cheap nba jerseys

longchamp handbags

led shoes

yeezy boost 350 v2

cheap jordans

air max 2017

longchamp bags

true religion outlet

adidas tubular shadow

kobe shoes

nike zoom

adidas online shop

birkin bag

goyard handbags

pandora jewelry

nike basketball shoes

air jordan shoes

light up shoes

adidas ultra boost

jordan shoes

converse shoes

hermes belts for men

chrome hearts

chrome hearts online

converse outlet

adidas outlet

adidas eqt

cheap mlb jerseys

ylq (Dec. 19, 2017)

talk about bottega veneta our father! michael kors outlet In nets jerseys this roshe run special cheap jerseys festival, I michael kors am ralph lauren factory store actually watches not happy. replica handbags Because my falcons nfl jersey father was roshe run a christian louboutin workaholic, ferragamo shoes one adidas man reebok shoes had ralph lauren to handbags outlet manage nike shoes outlet the adidas yeezy shoes two bcbg max factories. ray-ban sunglasses Each oklahoma city thunder jerseys time bucks jersey I roshe runs watched prada my father's luggage mk outlet online out charlotte hornets jersey of bills nfl jersey his home, adidas tracksuits I calvin klein always beats by dr dre restrained my cheap jerseys tears nike air max and burberry uk reluctantly true religion outlet store bid nike air max farewell to kate spade outlet him. cleveland cavaliers jersey My lacoste outlet father ralph lauren outlet online looked skechers at kate spade outlet me, my mcm backpack outlet heart was very sad, prada outlet never eyeglass frames go back! oakley sungalsses outlet At that burberry time I think pandora his packers nfl jersey father kate spade outlet was northface so chiefs nfl jersey cruel, in birkenstock order adidas schuhe to work, michael kors outlet online sale left me. basketball shoes Whenever birkenstock my oakley sunglasses outlet partner christian louboutin shoes envious woolrich outlet of birkenstock outlet the nike shoes outlet words: "You have bengals nfl jersey a capable father, titans nfl jersey really oakley outlet happy!" At polo ralph lauren outlet that christian louboutin time, I feel hollisterco proud cheap nike shoes to miami heat jerseys have barbour jackets outlet a burberry handbags outlet capable new balance father. wizards jersey Have coach outlet usa not coach outlet online seen mbt shoes my raptors jersey father los angeles lakers jerseys for many days, how much burberry I philipp plein want michael kors outlet to hear michael kors bags the michael kors taste beats by dre headphones of nike store my burberry outlet father, vans how much burberry I burberry handbags want longchamp to hear my pacers jersey father's polo outlet online amiable pelicans jersey language, how relojes much michael kors outlet online I want jaguars nfl jersey to see prada shoes my beats by dre father's adidas shoes good face, salvatore ferragamo how nike I pandora uk want to ... rolex watches Here cheap jerseys I nike air can new balance not huarache help but think cheap nhl jerseys of michael kors childhood The funny iphone cases thing: burberry outlet online I burberry canada remember swarovski jewelry my father hilfiger often michael kors outlet put ray ban my little ravens nfl jersey fist kings jersey into red bottoms my salomon mouth, soccer outlet I quickly boston celtics jerseys took out a fist, ralph lauren "Wow ..." and cried. burberry outlet An jazz jersey unpleasant nike free harsh nike roshe run smell thomas sabo of nostrils, I hogan kept coach outlet rolling polo ralph lauren on ray ban the ground, nfl jerseys his feet nba jerseys outlet kept to pandora jewelry his father, hilfiger online shop my mother looked tommy hilfiger outlet at ray ban outlet me, making dumbfounding, one picked mcm bags up ray ban my los angeles clippers jerseys hand panthers nfl jersey to wash. After polo ralph lauren washing eagles nfl jersey hands, atlanta hawks jersey I converse desperately broncos nfl jersey nose nba shoes sniffing, or a flat iron little weird nike free 5.0 taste, cried out hilfiger outlet loud, michael kors outlet my mother polo ralph lauren outlet online had air max 90 to barbour jackets sprinkle nike a ray ban wayfarer little steelers nfl jersey with north face jackets dew in my hand, cheap ray ban I asics will jimmy choo give true religion up this. christian louboutin Side air max 2015 of giants nfl jersey the father ray ban sunglasses looked at occhiali ray ban me handbags outlet and michael kors australia smiled, instyler so sweet smile! eyeglasses online So vans shoes beautiful! nike mercurial Whenever michael kors outlet I longchamp handbags outlet recall baseball bats this, I ralph lauren outlet could ed hardy not oakley sungalsses outlet help but laugh, hugo boss online up jordan to soccer shoes now also ray ban sunglasses outlet developed a new balance outlet habit barbour jacket outlet of like barbour jackets to hoodies outlet smell. bottega His father's nike air holiday without givenchy antigona a father's softball bats figure, ferragamo nor nfl jerseys laughter, under armour even the tommy hilfiger clock long champ on fendi outlet the "ticking, ray ban ticking ... ..." tommy hilfiger voice heard clearly. reebok I am ralph lauren polo sitting michael kors outlet alone coach outlet in thomas sabo charms the michael kors uk flower giuseppe shoes beds, philadelphia 76ers jersey enjoy nike the swarovski canada beautiful ferragamo uk flowers. air jordans Look, timberland shoes those flowers burberry outlet have ray ban their own companionship, happily ecco shoes together. Listen! prada handbags In dallas mavericks jersey the oakley outlet online blue rolex montre sky, "twitter" ... kate spade the jordan retro bird sounds, the redskins nfl jersey original oakley sunglasses outlet three ralph lauren uk birds singing replica watches cheerful. I looked at them enviously! adidas Deep pandora jewellery in nhl jerseys the dead of longchamp handbags night, I was lying in tommy hilfiger front hollister of the oakley vault window nike roshe looking michael kors outlet online at the coach outlet dark nba jersey night, but chi flat iron only coach outlet online a mcm backpack twinkling star seahawks nfl jersey blinked coach outlet online at coachfactory.com/shop me, jordan shoes they seem skechers shoes to air max understand vikings nfl jersey my heart. michael kors I texans nfl jersey could timberwolves jersey not help coach outlet humming the adidas song "Thanksgiving". converse shoes Humming, spurs jersey humming ... adidas shoes ... I thomas sabo see, suns jersey when I nike store miss my swarovski father, my michaelkors.com father converse sneakers must also miss oakley me. I swarovski know christian louboutin outlet how supra shoes important rolex watches it ralph lauren is to michael kors bags me c.c beanies in womens clothing my chicago bulls jerseys father's levi's jeans heart, swarovski crystal because tory burch outlet I am skechers shoes outlet the north face only one in marc jacobs my juicy couture outlet father! true religion outlet "Thanksgiving heart, hogan shoes thank you, cheap shoes with trail blazers jersey my fred perry outlet life cheap mlb jerseys ..." ralph lauren outlet Father, versace outlet I wish nike free you oakley sunglasses outlet a philipp plein outlet happy air max holiday burberry uk because of longchamp outlet your dsquared2 excellent composition 900 ray ban words the north face eight: You are mont blanc pens A person working silently, ray bans but your oakley sungalsses outlet work air max shoes is very ray ban little timberland to pay adidas attention, giuseppe zanotti but air force it hermes outlet is five finger shoes because of your hard work, coach purses outlet it nike makes hollister the nike store road air max between cities adidas clean designer handbags and tidy. I pandora charms usually come detroit pistons jerseys to school earlier, so fidget spinner I can oakley sunglasses always see the people ray ban working on ralph lauren online shop the road, omega watches that is, michael kors outlet sanitation oakley sungalsses outlet workers on the saints nfl jersey road. They celine handbags can 49ers nfl jersey always polo outlet clean the the north face jackets streets lunette oakley in coach factory outlet the raiders nfl jersey early oakley vault morning, beats headphones making converse it browns nfl jersey a michael kors day ray ban sunglasses The ray ban sunglasses outlet road looks clean. When warriors jersey people burberry outlet go to work retro jordans or coach outlet go coach factory outlet online to school pandora in nike free run the rolex watches morning, valentino they stone island see nike roshe that azcardinals nfl jersey the new balance road iphone case is nike canada very oakley sungalsses outlet clean hollister clothing store and fred perry their salvatore ferragamo moods nike free run are getting better. mizuno running However, nike in a horloges good

HIV merupakah jenis virus yang mengakibatkan sakit HIV AIDS. Virus HIV AIDS kebiasaannya menyerang manusia dan menyerang sistem imun seseorang, pada akhirnya menyebabkan tubuh menjadi lemah dalam melawan infeksi. obat herbal hiv aids terbaru telah ditemukan Banyak survey baik medis maupun non medis masih belum berhasil mendapatkan ramuan obat yang cocok untuk menyembuhkan Kanker Prostat yang masih menjadi bayang-bayang bagi kaum pria ini. obat herbal ampuh kanker prostat stadium lanjut Obat Herbal Alami Penyakit Lemah Jantung herbal sejagat adalah Obat Herbal lemah jantung yang begitu aman diminum & tanpa efek samping. obat herbal mengatasi jantung lemah ampuh

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum