Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

“Антикризисная модель” образования: первая реакция на cтатью
Брайан П. [about]

Читая статью, я не уставала восхищаться храбрости автора, который взялся за решение такой сложной задачи. В то же время я испытывала скептические чувства в отношении возможности столь простого решения столь сложных и многоплановых экономических дилемм. Я предлагаю свое видение и свою реакцию на данную статью в надежде узнать больше о содержании и опыте использования данной модели в практике школы. В качестве «первого реагирующего» (то, что мы в США называем первой командой помощников в ситуации кризиса), я также задумываюсь над вопросом, насколько моя реакция спровоцирована словами, выбранными для перевода статьи, или содержанием статьи как таковой. Возможно, мы придерживаемся единого мнения по ряду вопросов, но в силу конкретных языковых форм, во мне как в читателе, эти слова вызывают другие чувства. Я отдаю себе отчет в том, что статья переведена с русского на английский язык, и что слова – это лишь символы содержательных образов, а последние могут вызывать личностную, эмоциональную и культурно-окрашенную реакцию.

Например, есть разница между моральным старением и моральной зрелостью. Старение относится лишь к хронологическому времени. Джон Дьюи говорил о детях как о существах, незрелых в обществе, а потому нуждающихся в более зрелых взрослых, способных физически, эмоционально, интеллектуально и нравственно руководить ими. Он подчеркивал, что взрослые должны поддерживать «пластичность» детского сознания, его способность быть открытым и адаптироваться к новому и постоянно меняющемуся окружению. Необходимое качество образования существенно отличается от простой технической подготовки, которая приводит лишь к умелому повторению привычного поведения, вне постановки конкретных целей или проблематизации (в терминологии Пауло Фрейере), вне использования критического мышления или формирования суждений, рождающихся в результате приобретенного опыта и позволяющих легче решать новые проблемы. Обучение, которое в результате приводит к формированию моральной зрелости, а иногда и к самоотверженности во имя общего блага, составляет основу критических прогрессивных философий образования.

Интересен выбор слова “стабильность”. Мир, народы, организации и отдельные личности стремятся к стабильности, гомеостасизу, миру и гармонии. Однако, это лишь часть динамического цикла, необходимого для постоянного улучшения. Для того чтобы учиться, нам надо выходить из зоны комфорта и избегать гармонии. Для того чтобы узнать что-то новое, нам часто приходится намеренно рисковать. Вот почему, вместо того, чтобы пытаться установить стабильность в рамках государственного образования, нам представляется более реалистическим обучать целому комплексу неустойчивости, движению в неизведанные зоны и привлечению креативности для достижения нового, но всегда временного, состояния гармонии. Экономические системы, скорее, динамичны, нежели статичны. Образование должно готовить человека к жизни в условиях двусмысленности, неопределенности и постоянных изменений, к жизни, которая требует принятия решений и полна новых дилемм. Жизнь беспорядочна, а потому может быть беспорядочной и значительная часть нашего образования. Идея о том, что на каком-то этапе мы должны достичь «стабильного развития мира» представляется нам нереальной и даже нежелательной. А как тогда быть со свободой, разногласиями во взглядах и возможностями изменить будущее?

Нельзя не согласиться с тем, что многое в сегодняшнем образовании не срабатывает. Мне даже кажется, что главной причиной подобной ситуации является, по иронии судьбы, наша попытка найти наилучший вариант решения, в то время как в мире существует множество разных путей обучения. Да, нам нужен поиск наиболее эффективных парадигм глобального сообщества 21-го века. «Репродуктивная» система образования по определению дала трещину. Еще в 1916 году Дьюи призывал к реконструкции и реорганизации прошлого с целью принятия решений с «двойным» уровнем ответственности: поиском и использованием того, что «срабатывает» в уникальных условиях настоящего времени и постоянным поиском улучшения себя и общества для будущего. Вместо того чтобы считать нестабильность абсолютно негативным фактором, может быть лучше обучать школьников – будущих граждан воспринимать ее как неотъемлемую часть процесса изменений? Если каждый человек в обществе будет иметь доступ к образованию и свободе выбора, тогда мы сможем использовать обучение как процесс реконструкции и реорганизации нашего прежнего знания с целью восприятия нового и повышения качества и стандартов жизни для всех. Может быть лучше стремиться к такому идеалу?

Что касается трех названных в статье объективных угроз, то мне они представляются скорее субъективным состоянием напряжения, которое присуще каждому из нас и всем вместе внутри каждого общества. На мой взгляд, автор ошибочно называет их в качестве варианта «или-или». И снова, обращаясь к Дьюи, хочу напомнить, что он говорил о необходимости признания напряженности и попытки интеграции на зрелом уровне и использования «дополнительности», что звучит как прямые противоположности. Да, наука может служить и добру, и злу. Следовательно, мы должны изучать науку во всем ее разнообразии и в контексте принимаемых решений, осознавая духовные, исторические, политические, экономические и нравственные последствия использования науки и технологий. Да, Чернобыль – это серьезный пример того, что может случиться. Однако, на мой взгляд, вряд ли, как отмечает автор, «одна ошибка может привести к гибели всего человечества». Рассуждения подобного рода представляются нам экстремальными, а сценарий уничтожения всего человечества одним человеком вряд ли возможным. В то же время я согласна с Фрейере в том, что каждый из нас, педагогов, несет ответственность за свои действия, и должен поступать, сообразуясь со своей совестью.

Как раз сегодня лидеры разных государств собираются в Копенгагене, чтобы серьезно обсудить проблемы изменения мирового климата, что показывает, что люди мира осведомлены о подобной потребности и взаимозависимости народов. Более всего в современном образовании нашим учащимся нужно научиться умению вести демократическое обсуждение проблем вопреки самым глубоким различиям, а это нужно, чтобы возникла возможность участия в глобальной конференции и в трудных разговорах на разные темы. Как здесь в этих вопросах учебного процесса осуществляется руководящая роль любой системы государственного образования?

Я абсолютно согласна с оптимизмом автора в отношении серьезности и значимости роли образования в смягчении разных, противоположных сил, которые могут ограничивать возможности и сдерживать развитие как отдельных личностей, так и общества в целом. Однако, я никак не могу принять термин «саморазрушение нашей цивилизации» (я не вижу примеров иили ссылок на это), но я согласна с серьезностью описываемой проблемы.

Деятельность Центра образования № 1804 произвела на меня очень большое впечатление. Создается ощущение, что там создана целостная воспитательная система, направленная на целостное формирование не только личности ребенка, но и его семьи, начиная с пренатального состояния и заканчивая этапом взрослости. Причем делается это в условиях сложного городского микрорайона с присущим ему целым комплексом сложных социальных проблем «детской подростковой наркомании, преступности, алкоголизма и других”. Мне бы хотелось подробнее узнать о том, как эти результаты были достигнуты.

Наибольший интерес и позитивные эмоции вызывают два аспекта в курсе обучения в этой школе: роль искусства и ценностное развитие. Я очень трепетно отношусь к идее использования искусства как средства познания мира и ощущения себя в мире. Творческий процесс – это важный путь к развитию и выражению своей самости, а также к поиску решения сложных проблем. Это помогает нам, как отдельным людям, так и обществам в целом, стать неунывающими, творческими, нравственными и терпеливыми личностями. Мне хотелось бы узнать больше подробностей о том, как изобразительное и драматическое искусство стало неотъемлемой частью ориентированного на культуру учебного процесса.

Второе достоинство описываемой школы – это точное знание своих оснований, развития и самооценки ценностей как основы для размышлений и принятия решений. Это по праву стало важной частью учебного процесса. Здесь наблюдается дуалистическое развитие. Ценности постигаются и развиваются индивидуально, но изучаются в рамках социально-культурного контекста. Мы учимся в социальном окружении; ценности развиваются не в вакууме. По мнению Дьюи, демократия требует единства морального и социального. В рамках концепции развития лежит свобода узнавания, выбора из разных альтернатив и самоопределения своего будущего.

Меня все это очень трогает, тем более, что я вижу реальные временные рамки и критерии успеха: индивидуальные победы каждого ученика, в среднем, в семи разных соревнованиях в различных сферах и на разных уровнях. Но я глубоко разочарована тем, что победы в соревнованиях названы единственным критерием успеха. Ценность личностного и социального развития в условиях государственного школьного образования не может измеряться победами в соревнованиях. Не отрицая сложности повысить результаты тестов и экзаменов и добиться успеха в соревнованиях, все же сомневаюсь в том, что это и составляет существо успеха. Автор утверждает, что рассматривает образование с позиций новой парадигмы, которая предвосхищает будущие результаты и ищет пути поддержания физического благополучия и морального прогресса общества. Мне представляется, что в этой ситуации необходима также и новая парадигма оценивания результатов учебного процесса.

Может быть, подобное оценивание должно включать сотрудничество с другими, умение видеть проблемы в контексте, находить точки соприкосновения и вести диалог с людьми, разделяющими разные мнения, а в результате принимать решения, которые отражают развитие мышления и действий в мире, и которые приводят к мирным, моральным и социальным изменениям вопреки различиям? Знание того, что правильно, моральное осознание, размышление и делание, и моральное действие – это две разные вещи. Мы должны сознательно обучать тому, что знание необходимо, но недостаточно для безопасных и справедливых социальных изменений. Этика также требует, чтобы в мире предпринимались ряд действий.

Не могли ли бы мы использовать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН, как принципиальное основание системы государственного образования в любой стране? А тогда, возможно, мы сможем «взращивать» плюрализм и разницу во взглядах и использовать их как достоинства и источник образования. Меня беспокоит, что автор призывает в заключение к достижению и необходимости всемирного единства, ведомого «Капитанами истории», а это предполагает стандартизацию и наличие некоего сильного и значимого главы, обладающего властью и принимающего решения за других. Автор статьи задается вопросом: «Какова ‘наилучшая’ возможная система общечеловеческих ценностей?” Может ли образование отличаться на местном уровне, но основываться на едином наборе принципов?” Мне хотелось бы получить разъяснения по этому поводу.

Я с нетерпением жду ответа на свои комментарии и высоко ценю возможность лучше познакомиться с социально-культурным контекстом, принципиальными основаниями, опытом и оценкой деятельности этой школы. Я не верю в модели, которые становятся статистическими, равно как и не принимаю концепцию антикризисной модели, которая позволяет полностью избежать кризиса посредством стабильности, но я твердо верю, что деятельность автора статьи и ее коллег в этой школе подводит нас к лучшему пониманию и более зрелому решению проблем, напряженности и дилемм, возникающих в 21 веке. Я убеждена, что подобные школы позволят нам более профессионально отвечать на вызовы нынешнего столетия как на личностном, так и на местном и глобальном уровнях.

Профессор Пэнни Брайан
Педагогический факультет
Университет Чэпмен,
Г. Орэндж, штат Калифорния
США
pbryan@chapman.edu

Использованная литература

Dewey, J. (1916). Democracy and Education. NYC: Free Press.

Freire, P. (1998). Lantham MD: Rowan and Littlefield Publishers, Inc.

ylq (Dec. 19, 2017)

talk about bottega veneta our father! michael kors outlet In nets jerseys this roshe run special cheap jerseys festival, I michael kors am ralph lauren factory store actually watches not happy. replica handbags Because my falcons nfl jersey father was roshe run a christian louboutin workaholic, ferragamo shoes one adidas man reebok shoes had ralph lauren to handbags outlet manage nike shoes outlet the adidas yeezy shoes two bcbg max factories. ray-ban sunglasses Each oklahoma city thunder jerseys time bucks jersey I roshe runs watched prada my father's luggage mk outlet online out charlotte hornets jersey of bills nfl jersey his home, adidas tracksuits I calvin klein always beats by dr dre restrained my cheap jerseys tears nike air max and burberry uk reluctantly true religion outlet store bid nike air max farewell to kate spade outlet him. cleveland cavaliers jersey My lacoste outlet father ralph lauren outlet online looked skechers at kate spade outlet me, my mcm backpack outlet heart was very sad, prada outlet never eyeglass frames go back! oakley sungalsses outlet At that burberry time I think pandora his packers nfl jersey father kate spade outlet was northface so chiefs nfl jersey cruel, in birkenstock order adidas schuhe to work, michael kors outlet online sale left me. basketball shoes Whenever birkenstock my oakley sunglasses outlet partner christian louboutin shoes envious woolrich outlet of birkenstock outlet the nike shoes outlet words: "You have bengals nfl jersey a capable father, titans nfl jersey really oakley outlet happy!" At polo ralph lauren outlet that christian louboutin time, I feel hollisterco proud cheap nike shoes to miami heat jerseys have barbour jackets outlet a burberry handbags outlet capable new balance father. wizards jersey Have coach outlet usa not coach outlet online seen mbt shoes my raptors jersey father los angeles lakers jerseys for many days, how much burberry I philipp plein want michael kors outlet to hear michael kors bags the michael kors taste beats by dre headphones of nike store my burberry outlet father, vans how much burberry I burberry handbags want longchamp to hear my pacers jersey father's polo outlet online amiable pelicans jersey language, how relojes much michael kors outlet online I want jaguars nfl jersey to see prada shoes my beats by dre father's adidas shoes good face, salvatore ferragamo how nike I pandora uk want to ... rolex watches Here cheap jerseys I nike air can new balance not huarache help but think cheap nhl jerseys of michael kors childhood The funny iphone cases thing: burberry outlet online I burberry canada remember swarovski jewelry my father hilfiger often michael kors outlet put ray ban my little ravens nfl jersey fist kings jersey into red bottoms my salomon mouth, soccer outlet I quickly boston celtics jerseys took out a fist, ralph lauren "Wow ..." and cried. burberry outlet An jazz jersey unpleasant nike free harsh nike roshe run smell thomas sabo of nostrils, I hogan kept coach outlet rolling polo ralph lauren on ray ban the ground, nfl jerseys his feet nba jerseys outlet kept to pandora jewelry his father, hilfiger online shop my mother looked tommy hilfiger outlet at ray ban outlet me, making dumbfounding, one picked mcm bags up ray ban my los angeles clippers jerseys hand panthers nfl jersey to wash. After polo ralph lauren washing eagles nfl jersey hands, atlanta hawks jersey I converse desperately broncos nfl jersey nose nba shoes sniffing, or a flat iron little weird nike free 5.0 taste, cried out hilfiger outlet loud, michael kors outlet my mother polo ralph lauren outlet online had air max 90 to barbour jackets sprinkle nike a ray ban wayfarer little steelers nfl jersey with north face jackets dew in my hand, cheap ray ban I asics will jimmy choo give true religion up this. christian louboutin Side air max 2015 of giants nfl jersey the father ray ban sunglasses looked at occhiali ray ban me handbags outlet and michael kors australia smiled, instyler so sweet smile! eyeglasses online So vans shoes beautiful! nike mercurial Whenever michael kors outlet I longchamp handbags outlet recall baseball bats this, I ralph lauren outlet could ed hardy not oakley sungalsses outlet help but laugh, hugo boss online up jordan to soccer shoes now also ray ban sunglasses outlet developed a new balance outlet habit barbour jacket outlet of like barbour jackets to hoodies outlet smell. bottega His father's nike air holiday without givenchy antigona a father's softball bats figure, ferragamo nor nfl jerseys laughter, under armour even the tommy hilfiger clock long champ on fendi outlet the "ticking, ray ban ticking ... ..." tommy hilfiger voice heard clearly. reebok I am ralph lauren polo sitting michael kors outlet alone coach outlet in thomas sabo charms the michael kors uk flower giuseppe shoes beds, philadelphia 76ers jersey enjoy nike the swarovski canada beautiful ferragamo uk flowers. air jordans Look, timberland shoes those flowers burberry outlet have ray ban their own companionship, happily ecco shoes together. Listen! prada handbags In dallas mavericks jersey the oakley outlet online blue rolex montre sky, "twitter" ... kate spade the jordan retro bird sounds, the redskins nfl jersey original oakley sunglasses outlet three ralph lauren uk birds singing replica watches cheerful. I looked at them enviously! adidas Deep pandora jewellery in nhl jerseys the dead of longchamp handbags night, I was lying in tommy hilfiger front hollister of the oakley vault window nike roshe looking michael kors outlet online at the coach outlet dark nba jersey night, but chi flat iron only coach outlet online a mcm backpack twinkling star seahawks nfl jersey blinked coach outlet online at coachfactory.com/shop me, jordan shoes they seem skechers shoes to air max understand vikings nfl jersey my heart. michael kors I texans nfl jersey could timberwolves jersey not help coach outlet humming the adidas song "Thanksgiving". converse shoes Humming, spurs jersey humming ... adidas shoes ... I thomas sabo see, suns jersey when I nike store miss my swarovski father, my michaelkors.com father converse sneakers must also miss oakley me. I swarovski know christian louboutin outlet how supra shoes important rolex watches it ralph lauren is to michael kors bags me c.c beanies in womens clothing my chicago bulls jerseys father's levi's jeans heart, swarovski crystal because tory burch outlet I am skechers shoes outlet the north face only one in marc jacobs my juicy couture outlet father! true religion outlet "Thanksgiving heart, hogan shoes thank you, cheap shoes with trail blazers jersey my fred perry outlet life cheap mlb jerseys ..." ralph lauren outlet Father, versace outlet I wish nike free you oakley sunglasses outlet a philipp plein outlet happy air max holiday burberry uk because of longchamp outlet your dsquared2 excellent composition 900 ray ban words the north face eight: You are mont blanc pens A person working silently, ray bans but your oakley sungalsses outlet work air max shoes is very ray ban little timberland to pay adidas attention, giuseppe zanotti but air force it hermes outlet is five finger shoes because of your hard work, coach purses outlet it nike makes hollister the nike store road air max between cities adidas clean designer handbags and tidy. I pandora charms usually come detroit pistons jerseys to school earlier, so fidget spinner I can oakley sunglasses always see the people ray ban working on ralph lauren online shop the road, omega watches that is, michael kors outlet sanitation oakley sungalsses outlet workers on the saints nfl jersey road. They celine handbags can 49ers nfl jersey always polo outlet clean the the north face jackets streets lunette oakley in coach factory outlet the raiders nfl jersey early oakley vault morning, beats headphones making converse it browns nfl jersey a michael kors day ray ban sunglasses The ray ban sunglasses outlet road looks clean. When warriors jersey people burberry outlet go to work retro jordans or coach outlet go coach factory outlet online to school pandora in nike free run the rolex watches morning, valentino they stone island see nike roshe that azcardinals nfl jersey the new balance road iphone case is nike canada very oakley sungalsses outlet clean hollister clothing store and fred perry their salvatore ferragamo moods nike free run are getting better. mizuno running However, nike in a horloges good

Juice Kulit Manggis yaitu terobosan yang paling aman dalam mengobati sakit gondok, aromanya yang lezat dan terjamin dalam fase pengobatan tanpa ada efek samping. obat herbal gondok tiroid alami herbal sejagat merupakan jawaban bagi para kaum ibu dalam memerangi penyakit tumor serviks yang diidap dalam waktu yang efisien dan efektif untuk menghambat sel kanker serviks berkembang kembali. obat herbal kanker serviks rahim stadium awal Pada saat kondisi yang terpukul, Saya menerima informasi jika ada Obat Tradisional Penyakit gagal ginjal terbuat dari kulit buah manggis yang mana dapat proses penyembuhan sakit ginjalnya. Tidak pikir panjang lagi beliau segera mendatangi pusat herbal sejagat Alami bertempat Ibu Kota guna membeli obat tradisional tersebut. obat herbal gagal ginjal kronis tanpa cuci darah

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum