Volume: 2, Issue: 2

1/08/2010

Вопросы виртуального интервью с педагогами и руководителями системы дошкольного образования России
Ракитина Н.А. [about] , [about] , Головина М.Ф. [about] , Дурнаво Д.В. [about]

Вопросы виртуального интервью с педагогами и руководителями системы дошкольного образования России

На вопросы отвечали: Наталья Алексеевна Ракитина, зав. Центром развития ребенка – детским садом  №97 г. Курска; Татьяна Николаевна Богуславская, к.п.н., ст. преп. Московского городского педуниверситета, в прошлом, директор прогимназии № 226 г.Ижевска; Маргарита Федоровна Головина, заместитель директора по дошкольному воспитанию ГОУ ЦО «Школа самоопределения» №734 г. Москвы, заслуженный учитель России, преподаватель музыки и МХК; Дарья Викторовна Дурнаво, методист дошкольного отделения ГОУ ЦО №734 «Школа самоопределения» г. Москвы.

1. Каковы основные принципы, на которых строится деятельность педагогов в современном российском дошкольном образовательном учреждении?

Н.А.Ракитина: На протяжении десятилетий дошкольное воспитание осуществлялось по остаточному принципу. Государственный монополизм на образование привел к созданию стандартных дошкольных учреждений с единообразием форм, методов и содержания воспитательно-образовательного процесса. При этом ребенок рассматривался как некий унифицированный стандарт, индивидуальный подход не реализовывался, а лишь декларировался. Целью педагогического процесса являлось формирование у детей заданных идеологических установок и определенного объема знаний, умений и навыков на основе учебно-дисциплинарных способов общения. Все это привело к чрезвычайной заорганизованности и зарегламентированности жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении, нанося существенный ущерб эмоциональному благополучию ребенка, развитию личности, воображения, творческих способностей.

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и, прежде всего, на образование и культуру. Два десятилетия потребовалось, чтобы осуществить позитивные изменения в дошкольной системе.

Основные принципы деятельности педагога в дошкольном воспитании:

  1. Гуманизация – направленность воспитательно-образовательного процесса на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия.
  2. Деидеологизация воспитания и обучения, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  3. Свобода выбора как для родителей (законных представителей), так и для педагогов форм, методов и содержания образовательных услуг на основе их разнообразия.

Д.В.Дурнаво: Мне трудно говорить о «современном российском дошкольном образовательном учреждении» в целом, т.к. каждый детский сад нашей необъятной Родины уникален по своему (причем эта уникальность, к сожалению, не всегда со знаком плюс). Принципы работы нашего дошкольного учреждения предельно просты:

  • Доверие к ребенку, его возможностям, его индивидуальности.
  • Приоритет свободной игры как наиболее органичной для дошкольника деятельности.
  • Разновозрастность как пространство социализации и приобретения опыта разных позиций.

2. Какие программы дошкольного образования существуют в России и каковы их главные различия? Какие программы, на Ваш взгляд, наиболее эффективны и интересны? Есть ли образовательные программы, которым должны неукоснительно следовать воспитатели, или детские сады получили свободу выбора программ? Если так, то насколько эта свобода реально осуществляется?

Н.А.Ракитина: В современной дошкольной системе не существует программ, которым должны неукоснительно следовать воспитатели. Детские сады получили свободу выбора программ и эта свобода реально осуществляется в жизни.

Т.Н.Богуславская: Среди позитивных  результатов применения вариативных программ можно выделить следующие:

  • происходит развитие новых, нетрадиционных направлений содержания работы дошкольного образовательного учреждения, таких как обучение хореографии и ритмике, иностранному языку, новым разнообразным техникам изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре;
  • делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения;
  • интеграция разных видов деятельности, комплексность содержания способствуют раскрепощению образовательного процесса в детском саду;
  • предпринимаются попытки эмоционального насыщения атмосферы в процессе обучения, что позволяет успешно преодолевать учебно-дисциплинарные приемы и методы в работе педагога;
  • происходит овладение новыми педагогическими технологиями с учетом личностно-ориентированного взаимодействия – переход на новый стиль общения и игры с ребенком;
  • зарождаются новые формы и содержание сотрудничества педагогов с родителями, что способствует преодолению формализма в преемственности в обучении и воспитании ребенка в условиях детского сада и семьи;
  • использование новых моделей устройства помещения и его оборудования обеспечивает потребность ребенка в совместной деятельности со сверстниками, и вместе с тем создаются условия для индивидуальных занятий, что важно для осуществления реального действенного индивидуального подхода к детям.

М.Ф.Головина: В процессе становления педагогического коллектива возникли и утвердились два формообразующих начала: 1)праздник как базовый элемент организации жизни в группах и в детском саду в целом и 2) педагогический круг как основная форма рефлексии и обмена опытом, своего рода педагогическая мастерская.

20 лет назад первым праздником в нашем реорганизованном детском саду стал Новый год. Воспитатели очень волновались, что «ничего не подготовлено», не выучено; свободный, без регламента, похожий на домашний праздник (в гости к ребятам детского сада пришла труппа школьного театра) стал для воспитателей совершенно новым опытом. Возникла необходимость обсуждения: какие были ожидания, как все прошло, в чем отличие от обычного, куда двигаться и так далее. Так возник наш педагогический круг: раз в неделю все воспитатели и специалисты собираются вместе во время тихого часа, садятся в кружок и обсуждают события и планы, делятся друг с другом наблюдениями, размышлениями, вопросами, проблемами. Внутреннее возвращение педагога к самому себе и к своему детству, воспоминания о своих детских ассоциациях («что такое для меня-ребенка был Новый год?»), радостях и огорчениях – все это кажется нам очень важным.

Цепочка праздников сложилась в течение первых пяти лет и носит природно-календарный характер: Новый год, Масленица, Встреча птиц, Праздник осени; 19 октября – праздник Лицея, пришедший из школы: путешествие в 19 век, пушкинские сказки, детский бал… Кроме того, есть два праздника, маркирующих переход детей на новые жизненные этапы, – это Первое сентября и Прощание с первым классом (переход в школу). Еще один «некалендарный» праздник – это Цирк.

Разнообразие деятельностей, превращения пространств, спонтанность вместо заученности, свободное участие детей – вот основные принципы наших праздников. Праздники не «спускались сверху», а складывались в процессе обсуждений, и за все эти 20 лет ни один сценарий ни разу не повторялся в точности! (то же самое можно сказать про оформление). Также мы стараемся соблюдать тройной принцип «преддействие – действие – последействие», в котором длительная подготовка к празднику и как можно более детальные воспоминания о нем не менее важны, чем само праздничное действо.

Д.В.Дурнаво: Как мне кажется, пока детские сады вправе выбирать ту программу воспитания и развития, которую считают наиболее удачной и соответствующей тем основаниям, на которых строится педагогическая система отдельно взятого дошкольного учреждения. Программ великое множество. Я думаю, что нельзя огульно следовать ни одной из программ, тем более пользоваться несметным множеством методических приложений к программе. Любой текст должен быть пропущен через себя, через педагогическое сообщество людей, работающих с детьми в одном учреждении. Самый лучший вариант, на мой взгляд, когда пишется собственная программа детским садом.

3. Ваше отношение к частным детским садам? Каковы, на Ваш взгляд, основные плюсы и минусы подобных заведений?

Н.А.Ракитина: Муниципальные дошкольные учреждения в России находятся на балансе субъекта РФ. Частные детские сады находятся на самофинансировании.  Оплата за муниципальные учреждения составляет 20% от расходов на содержание ребенка. Существует компенсационная выплата родителям, а именно за первого ребенка в семье – 20% от стоимости 1 дня; за второго ребенка – 50%; за 3 ребенка – 75%. В частных учреждениях содержание ребенка не может быть доступно всем слоям общества. Потребность в частных детских садах в России невелика.

Т.Н.Богуславская: В связи с бумом рождаемости в начале ХХI века в нашей стране возник острый дефицит мест в детских образовательных дошкольных учреждениях. Ситуацию отчасти спасают частные детские сады. Согласно статье 11.1. закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Частный детский сад  – зарегистрированное должным образом дошкольное образовательное учреждение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с законом РФ "Об образовании", имеет государственную лицензию и помещение, соответствующее требованиям для ДОУ (как правило, собственное или арендованное отдельно стоящее малоэтажное здание с прилегающей закрытой территорией). В городе частные сады, как правило, занимают помещения бывших государственных или ведомственных детских садов, а за городом это небольшие коттеджи, построенные с учетом требований закона и особенностей детского проживания. Главные конкурентные преимущества частных садов в сравнении с домашними – безопасность (охрана, собственная закрытая территория для прогулок) и легальность деятельности (предполагается, что, давая разрешительную документацию, государство берет на себя ответственность за возможные последствия функционирования бизнеса). Домашний детский сад – это большая (трех- или четырехкомнатная) квартира, часть комнат в которой отдано под пребывание детей. 

Д.В.Дурнаво: Частные детские сады имеют такое же право на существование, как и государственные. Это всего лишь другой способ организации хозяйства. Однако безусловным преимуществом государственного сада можно назвать соцпакет.

4. Пожалуйста, поясните для наших зарубежных читателей, как выглядит сегодня традиционная группа детского сада. Как организована работа в ней? Осуществляется ли горячее питание детей? Есть ли возможность дневного сна? Чередуются ли занятия детей с игрой и отдыхом? Гуляют ли дети? Если да, то где?

Н.А.Ракитина: Каждое детское учреждение имеет утвердительный график работы. Каждый детский сад начинает работу с 7.00 утра, а заканчивает в 19.00. Детей начинают принимать с 7.00 до 8.30 воспитатели. Для каждой возрастной группы предусмотрены следующие помещения:

- приемная, где дети имеют личный шкаф для одежды и обуви. В данной комнате размещаются стенды с необходимой информацией для родителей;
- спальная комната, где дети бывают во время дневного сна;
- умывальная комната, где осуществляются гигиенические процедуры и туалет;
- буфетная, где обрабатывается посуда.

Каждая возрастная группа детей подчиняется в детском саду режиму дня в соответствии с возрастными особенностями. Прием осуществляется с 7.00. С 8.30 до 9.00 – завтрак. С 9.00 до 10.30 – занятия по различным видам деятельности. С 10.30 до 12.00 – организованная прогулка детей на свежем воздухе в любое время года. С 12.00 до 12.30 – обед. С 12.30 до 15.00 – дневной сон. С 15.00 до 15.30 – гигиенические процедуры. 15.30 – полдник. С 16.00 до 17.00 – занятия. В 17.30 – ужин. С 18.00 до 19.00 – прогулка, индивидуальная работа с детьми. Прогулка осуществляется на территории детского учреждения. Каждая возрастная группа имеет теневой навес, песочницу, стационарное игровое оборудование. Участок озеленен деревьями, кустарниками и клумбами. Имеется огород, где каждая возрастная группа детей сажает какую-либо овощную культуру, ухаживает за ней, рыхлит землю, поливает и т.д. Имеется спортивный стадион.

Д.В.Дурнаво: Ритм дня нашего детского сада выглядит следующим образом,  (содержание некоторых фаз может меняться в зависимости от уклада жизни группы):

  • начало дня, приход детей в группу: 8.00-8.30.
  • первая фаза ритма дня – «выдох»: 8.30-9.00.

Воспитатель в состоянии ожидания прихода детей – в ожидании встречи с настроением каждого ребенка. У каждой группы форма этой встречи разная. Одна из них – создание «сказок»: ребенок приходит, берет блокнот и рисует свое настроение, состояние, то, о чем он сегодня готов рассказать; воспитатель подходит  и записывает этот  рассказ; тем самым переживание ребенка переводится сначала в рисунок, а потом в словесный текст. Затем во время «утреннего круга» выбирается сказочник – тот, кто будет сегодня своеобразным «героем дня», чья «сказка» будет разыгрываться.

Затем - свободная игра.

  • вторая фаза ритма дня – «вдох»: с 10.00.

Работа детей в других пространствах  –  со специалистами (оркестр, музыкальное движение, художественная мастерская, опыты с водой, математические игры и т.д.).

  • третья фаза ритма дня – «выдох»:  с 11.30.

Прогулка. Свободная игра.

  • четвертая фаза ритма дня – «вдох»:  с 13.00.

Рассказывание сказки перед сном. 

  • пятая фаза ритма дня – «выдох»:  с 13.15-13.30.

Дневной сон.

  • шестая фаза – «вдох»: с 15.30.

Работа в группе или других пространствах.

  • седьмая  фаза – «выдох»:  с 17.00.

Вечерняя прогулка.

Ритмическая структура недели задается соотнесением определенных событий в жизни группы с фиксированными днями недели («чайные пятницы» – приготовление детьми угощения для родителей в конце недели; походы в лес в середине недели и т.п.), а также графиком занятий, т.е., по сути, чередой встреч с людьми, проводящими эти занятия.

5. Игра притягательна и для больших и, особенно, для маленьких. Насколько игра сегодня является частью работы детского сада? Насколько воспитатели готовы, во-первых, к организации интересных игр с детьми, а, во-вторых, к предоставлению детям возможности свободно играть в их собственные игры.

Н.А.Ракитина: О значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что в документах международного права (Декларация прав ребенка) игра провозглашена неотъемлемым правом ребенка. Правильная организация игровой деятельности с детьми предполагает создание благоприятных условий для самостоятельной игры и совместной игры воспитанников и педагога. А создание благоприятных условий – это, естественно, организация предметно-игровой, предметно-развивающей среды. Поэтому, соотносясь с программами, которые реализуются в нашем учреждении, мы постоянно работаем над условиями свободной самостоятельной деятельности. С самого начала – это ролевые элементы форменной одежды (колпаки, халаты, пилотки, фартучки и т.д.) и копии инструментов, которыми работают взрослые. При проектировании предметной среды очень важно учитывать возраст, уровень развития, способности, склонности, интересы, личностные характеристики и т.д. Поэтому игровые комнаты мы стараемся оформлять так, чтобы детям было комфортно, чтобы игровые уголки не были загромождены лишними предметами и игрушками. При переходе из одной возрастной группы в другую игровой опыт ребенка растет и в соответствии с этим изменяется предметно-игровая среда. И каждый раз, вновь и вновь взрослея вместе с детьми, мы понимаем, что нам предстоит освоить новые формы и методы руководства игрой детей. Потому что игра позволяет ребенку самовыражаться, самореализовываться, способствует становлению их личности. Именно поэтому мы всегда сопереживаем чувствам детей, помогаем овладеть способами ролевого поведения, поощряем режиссирование игры, игры-фантазии. И тем не менее, данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (родителями) значимости игровой деятельности, неумение руководить игрой и подбирать игровые материалы, а между тем мир детей невозможно представить без игры. Поэтому любое занятие наших педагогов начинается с создания игровой ситуации. Ведь как профессионалы, мы должны понимать, что существует множество причин, помимо удовольствия, по которым игровую деятельность следует признать полезной для ребенка: это возможность удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию (стать врачом, моряком, поваром и т.д.); возможность расширения горизонтов общения со сверстниками; развитие психических познавательных процессов: мышления, внимания, воображения, речи и т.д. И в конечном итоге, игра служит фундаментом перехода к новому виду деятельности – учебе. Понимая, что мы работаем на конечный результат – готовность ребенка к школе, нельзя забывать, что мы должны обеспечивать детям радостное, комфортное проживание дошкольного детства и учить, не уча, а учить, играя.

6. Какова роль музыкального и художественно-эстетического образования в детских садах? Если оно реально осуществляется, то как и на каких основаниях?

Н.А.Ракитина: В нашем учреждении работают с детьми 2 музыкальных руководителя, педагоги дополнительного образования по фольклору, по изобразительной деятельности, по художественному ручному труду. Данные специалисты позволяют детям  раскрывать свои таланты, помогают им найти привлекательное занятие, вложить силы, время, постепенно усложняя условия занятий и совершенствуя навыки.  Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

М.Ф.Головина: С моей точки зрения, занятия всеми видами творчества являются (наряду с игрой и праздниками) основой жизни детского сада. У нас есть самые разные формы: музыкальное движение, музыка (в основном как совместное пение и слушание), изостудия (плюс к художественным занятиям в группах). Важно, что ребенок имеет право не идти на занятие или прийти и не заниматься. Педагоги стараются организовать процесс так, чтобы вся эта художественная деятельность существовала не сама по себе, но чтобы ее плоды органично вливались в проведение и оформление праздников. Например, если ребенок разучивает танец, то он сможет станцевать его на балу, а если и не сможет – то просто приобщится к такому событию, как бал; иными словами, для нас важно не само по себе умение, но возможность превращения. И очень важно участие родителей! Например, в наших специальных «мастерских» они могут сделать костюм себе и ребенку.

Перечислю вкратце еще несколько «артистических» событий нашей жизни: «Композиторы мира – детям» (несколько «именных» концертов в год, каждый из которых посвящен творчеству какого-либо композитора, например «В гостях у Баха»); Праздник песни (инсценировка совместно выбранных песен); поэтический театр и многое другое.

Отдельного упоминания заслуживает цирк: этот вид искусства находится на пересечении творчества и физической культуры, речь о которой пойдет ниже. Это ежегодный праздник, для которого каждая группа готовит свои номера, после чего представления играются в большом зале несколько раз (несколько дней подряд) – так, чтобы все могли увидеть всех. Замечу, что цирк – это единственный из всех наших праздников, который предполагает специальные репетиции! Группы подолгу работают над своими выступлениями, оттачивая цирковое мастерство и стараясь сделать так, чтобы каждый ребенок нашел свое место в общем процессе и чувствовал себя полноценным участником, а не только зрителем.

7. Осуществляется ли религиозное воспитание в детских садах? Если да, то как и кем?

Т.Н.Богуславская: Начиная с 1992 г., в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которого должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. Это имеет большое значение при подготовке ребенка к поступлению в православные образовательные учреждения: гимназии, прогимназии и лицеи. Основными направлениями системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются:

  • духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;
  • развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;
    становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста;
  • возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.

Детский сад является начальной ступенью православного воспитания детей. Отличительной особенностью его от других детских садов явилось то, что все аспекты воспитания: умственное, физическое, эстетическое и прочие питаются от православного и служат ему. Вся программа в саду построена таким образом, чтобы дети получили первичные знания о Боге, об обязанностях человека слушаться Бога, подчиняться Его заповедям, законам, т.е. воспитывались активно верующими православными христианами.  Воспитание осуществляется путем ознакомления детей в доступной форме с христианским вероучением, библейской историей и богослужением, через участие в таинствах, посещение святых мест, чтение соответствующей художественной литературы, в посильном труде в группе, храме. В большинстве епархий Русской Православной Церкви сейчас открыты церковные детские сады и православные группы: в каждой из 130 епархий сегодня насчитывается от 2 до 15 таких учреждений. На базе государственных и муниципальных учреждений создаются группы с православной ориентацией, расширяется сеть учреждений с этнокультурным компонентом. В ряде детских учреждений появились кружки и факультативы по вопросам христианской культуры.

8. Естественно, что родителей в первую очередь волнует физическое и эмоциональное здоровье детей? Есть ли возможности и условия для укрепления здоровья детей в детских садах?

Н.А.Ракитина: В нашем учреждении имеется все необходимое для укрепления физического и эмоционального здоровья детей. Каждое утро наших детей начинается с гимнастики. Затем, в соответствии с режимом дня в каждой возрастной группе проводятся занятия по физической культуре; они проходят в спортивном зале, оснащенном спортивным комплексом, батутами, шведской стенкой, различными детскими тренажерами и т.д. Занятия проводит инструктор по физической культуре. Также физкультурные занятия проводятся на спортивном стадионе учреждения. Летом дети играют в баскетбол, футбол, зимой ходят на лыжах.

М.Ф.Головина: Первое, о чем нужно здесь сказать: сама жизнь ребенка – движение, освоение своего физического тела – постоянная и естественная потребность; именно движение является основой праздников и игр – и именно его катастрофически мало в жизни ребенка! В каждой группе нашего детского сада есть спортивный комплекс, доступный для самостоятельных занятий детей; кроме того, есть специальный зал с довольно сложным спортивным комплексом, где занятия проходят вместе с педагогом. Чтобы понять, как ребенок себя чувствует на комплексе, все воспитатели на семинарах сами проходят весь «тернистый путь» – это меняет их отношение к пресловутому вопросу безопасности: они начинают чувствовать возможности занятий на комплексе. Кроме того, мы проводим три олимпиады (осенняя, зимняя и весенняя), каждая из которых включает в себя три вида испытаний: индивидуальные, групповые и вместе с родителями. Вообще же в области физической (как и всякой другой) культуры мы считаем крайне важным доверие к ребенку и предоставление ему свободы двигаться и развиваться в собственном темпе, а не соответствовать неким безличным стандартам. Сергей Владимирович Реутский, наш бессменный инструктор по физкультуре, рассказал о своем многогранном опыте и его основаниях в книге «Физкультура про другое» (СПб., 2006). Полностью название этой замечательной книжки звучит так: «Физкультура про другое, зато для всех и обо всем: от простого к сложному», и она будет интересна всем, кто озадачен гармоничным развитием у ребенка телесного, эмоционального, логического и нравственного начал.

Д.В.Дурнаво: Под  физической культурой применительно к дошкольному возрасту в нашем саду   понимается  выращивание ребенком представлений о собственном теле, его возможностях  и ограничениях. Это пространство – одно из важнейших в детском саду в силу возрастных особенностей дошкольника: потребности в большом объеме двигательной активности, становления психических функций через развитие физических способностей. Именно в этом пространстве наиболее остро возникает проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности, решаемая нами, с одной стороны, с помощью доверия к ребенку, что позволяет ему самому больше доверять себе и лучше чувствовать свои возможности, а с другой – через введение (а отчасти – совместное выстраивание) правил безопасности. И главным для нас здесь оказывается то, что через физическую культуру возможно осознание себя и мира.

9. Попытайтесь в общих чертах представить портрет типичного воспитателя детского сада.

Н.А.Ракитина: Воспитатель дошкольного учреждения – это специалист, имеющий среднее или высшее педагогическое образование. Воспитатели, выполняя общепринятые должностные инструкции, за минимальную оплату своего труда, полностью отдают детям любовь и тепло своей души. Те воспитатели, которые не способны делиться с детьми до конца своей любовью, уходят из профессии.

Т.Н.Богуславская: К педагогу воспитателю сегодня предъявляются особые требования.  Если воспитатель соответствующим образом не будет подготовлен к работе с детьми, то никакого эффективного дошкольного воспитания не будет. Во-первых, педагог дошкольного образования должен владеть несложными методиками  педагогического и психологического мониторинга, педагогического наблюдения. Во-вторых, очень важно правильно выстроить взаимодействие  взрослого с ребенком в соответствии с ведущими мотивами и потребностями конкретного возраста. Важно также, чтобы педагог мог работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме, значима его готовность к саморазвитию, изменению, необходимо его умение вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.

М.Ф.Головина: В нашем случае можно говорить скорее о портрете нетипичного воспитателя. Один из сборников, вышедших в издательстве «Школы самоопределения», называется «Учитель, который работает не так»; схожим образом и воспитатель нашего детского сада работает «не так»: он получает удовольствие от игры и от собственного творчества, все время придумывает что-то новое и нестандартное, не боится быть смешным, уважает личное достоинство ребенка и прислушивается к его ощущениям, а не навязывает ему свои собственные в духе «я знаю, что и как тебе лучше».

10. Очевидно, что чем прочнее связь детских садов с родителями дошкольников, тем эффективнее будет работа. Есть ли позитивный опыт установления таких связей?

Н.А.Ракитина: Законом РФ «Об образовании» предусмотрена статья 18, которая гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон». У нас работа с родителями осуществляется ежедневно, в утренние и вечерние часы во время приема детей и во время ухода родителям даются рекомендации и консультации. Проводятся общие родительские и групповые собрания. Организуются совместные праздники, развлечения, дни открытых дверей, выставки и т.д. Убеждена, чем теснее контакт родителя и воспитателя, тем результативней процесс воспитания. Молодое поколение родителей сегодня в большинстве своем проявляет педагогическую безграмотность в вопросе преемственной связи «детский сад – семья».

Т.Н.Богуславская: Интеграция семейного и общественного воспитания  включает в себя несколько направлений деятельности:

  • создание медико-психолого-педагогической службы, предусматривающей проведение системы оздоровительных и профилактических мероприятий, а также диагностики семьи с целью  индивидуализации процесса взаимодействия, и организацию телефона доверия  и клуба « Молодая семья».
  • Трансляция  положительного опыта  семейного воспитания и концентрация  его  лучших образцов (проведение совместных интеллектуальных игр, выпуск радиогазеты, участие родителей в организации занятий, создании сценариев  детских праздников и развлечений).

Новые модели взаимоотношения семьи и детского сада. Взаимодействие  педагогов  и родителей осуществляется с помощью включения родителей в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста через родительские дневники, которые ведутся в каждой возрастной группе, где описываются достижения и индивидуальные успехи каждого ребенка, его переживания, динамика развития, различного рода рекомендации. Данный дневник, по словам родителей, позволяет проследить личностный рост ребенка. В дальнейшем, при поступлении в школу учителя для знакомства с детьми используют данные дневниковые записи. В некоторых педагогических  коллективах  отказались сегодня  от стереотипных форм работы: стационарных уголков, стендов для родителей, общих родительских собраний, заменив их на групповые и индивидуальные беседы за круглым столом с приглашением специалистов по интересующим родителей проблемам, проводятся тесты с детьми по самооценке, выставки детских работ и т.п.

11. Какие доводы в пользу детских дошкольных учреждений Вы могли бы привести в разговоре с родителями, которые отстаивают достоинства домашнего образования?

Н.А.Ракитина:Ребенок является полноценным членом общества. Воспитывая ребенка в домашних условиях, родители лишают его возможности общения со сверстниками, умения находить свою нишу в коллективе, завязывать межличностные отношения и т.д. На наш взгляд, ребенок должен пройти свой путь, начиная с дошкольного учреждения, где закладывается прочный фундамент коллективизма и самоутверждения в обществе детей и взрослых.

12. Используется ли зарубежный опыт в деятельности отечественных детских садов? Если да, то какой и насколько эффективно?

Н.А.Ракитина: Да, особенно элементы Монтессори-педагогики.

М.Ф.Головина: Мы открыты самым разным опытам, наработанным зарубежными (кстати, как и российскими) коллегами, и всегда рады поучиться: наши воспитатели принимали участие в семинарах и мастерских вальдорфских педагогов, педагогов школы Монтессори и других направлений. Но мы не стремимся перенести чужой опыт в готовом виде как продукт, а скорее стараемся творчески его преобразовать, пропустив через себя и через свою работу в детском саду.

13. Идеальный детский сад! Каким Вы его себе представляете и возможен ли он в принципе?

Н.А.Ракитина: Если бы мировые финансовые кризисы не обрушивались на государства и дошкольная система имела бы достаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса, то каждый российский детский сад можно было бы считать идеальным, а энтузиастов у нас хватает.

14. Если бы Вам дали возможность провести реформу дошкольного образования, что и как Вы изменили бы в первую очередь?

Н.А.Ракитина: Я бы изменила следующее:

  • Финансирование дошкольно-образовательных учреждений в полном объеме.
  • Заработную плату работников дошкольной системы.
  • Систему требований к родителям (законным представителям), призвала бы их выполнять свои прямые обязанности по воспитанию детей. Поменять их сознание в том, что не детский сад является первым педагогом, а отец и мать (Федеральный закон РФ от 21 июля 2007 г. №194-ФЗ). Дошкольная система призвана оказывать помощь семье в воспитании.

М.Ф.Головина: В первую очередь я бы не загоняла воспитателей в тиски стандартов (как говорил А.Н.Тубельский, стандарт может быть только на условиях: «государство обязуется создать необходимые условия для…»), поставив во главу угла уважение и доверие к педагогам. Вспоминаю слова Ф.М.Достоевского о том, что «человека нельзя усчитать», – тогда как все современные стандартизирующие технологии призваны как раз «усчитать» учителя и воспитателя, а стремление последнего во что бы то ни стало соответствовать стандартам приводит к подмене ценностей в профессиональной работе, иначе говоря – к вранью.

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum