Volume: 2, Issue: 2

1/08/2010

Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста в процессе их знакомства с природой и культурой России
Кларина Л.М. [about] , Семерикова Т.А. [about] , Булатова Л.В. [about]

Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста
в процессе их знакомства с природой и культурой России

Кларина Л.М.1, Семерикова Т.А.2,  Булатова Л.В.3

В сентябре 2007 г. коллектив педагогов детского сада ГОУ ЦО № 1631 включился в опытно-экспериментальную работу, направленную на поиски условий, способствующих развитию субъектности детей старшего дошкольного возраста.

В основе наших поисков лежит модель субъекта деятельности, разрабатываемая Л.М. Клариной. Эта модель описывает субъектность с помощью следующих характеристик, тесно связанных друг с другом (эти характеристики не претендуют на исчерпывающую полноту определения субъекта, но являются его необходимыми атрибутами):

1)  Идентичность это «внутреннее ощущение тождества с самим собой и с частью окружающего мира» (Э. Эриксон4). Человек, пытающийся найти собственную идентичность, ищет ответ на вопрос:«Кто я, с кем и куда я иду?».

Маленький ребенок ощущает собственное тождество со своими родителями, стремится к нему, даже не задумываясь об этом (его не волнуют основания – он хочет быть таким же, как папа и/или мама, потому что любит их).  Далее по мере взросления ребенка необходимо создавать условия для расширения его идентичности: от нерефлектируемой идентичности ребенка с родителями (с близкими взрослыми) к идентичности с социальными взрослыми (педагогом, воспитателем, учителем и др.), а также – со  сверстниками. Именно это и происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

2) Автономия. Суть автономии как проявления субъектности кратко может быть выражена такими словами: «Я – как субъект – поступаю по закону, полагаемому мною» (ср. с изречением И. Канта: «Я – как этический субъект – поступаю по закону, полагаемому мною»).

Автономия предполагает не подражание уже известным способам, действиям, поступкам, «проторенным дорогам», а поиск своих,  создание «собственных законов», по которым следует жить.

В результате осознания собственной идентичности, а также выявления  и анализа той степени и характера автономии, на которую индивид способен в данных обстоятельствах,  происходит его самоопределение как субъекта деятельности, т.е. определение его позиции по отношению к этой деятельности. Для самоопределения необходимы рефлективные способности.

3) Рефлективность (от лат. reflexio – обращение назад) рассматривается как родовая способность человека, которая  проявляется в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

Рефлективность, являясь непременным атрибутом субъектности,  пронизывает все ее характеристики. Мы выделяем:

  • Рефлективность по отношению к собственному сознанию, самоопределению и его основаниям – к определению собственной позиции.
  • Рефлективность по отношению к собственной деятельности и мышлению  –  к их основаниям, средствам и способам.

Дошкольный и младший школьный возраст – это время освоения начальных уровней рефлексии средств и способов по отношению к разным видам деятельности:

  •  Уровня внешней рефлексии, в частности, полагающей рефлексии, которая проводится как рефлексия отдельных предметных  действий [«Что я (мы) сделал(и)?»,  «Каким образом?»]  и деятельностного опыта в целом [«Как я (мы) узнал(и)?» и «Как у меня (у нас) это получилось?»].
  • Уровня сравнивающей рефлексии, которая проводится как рефлексия собственных умений и достижений [«Вот такими средствами и способами (указываются конкретные) я владею, а такими – еще нет» и намерений (указываются средства и способы, которым  мне надо научиться)].
  • Уровня эмоциональной рефлексии: «Что меня сегодня особенно заинтересовало (удивило, заставило задуматься, обрадовало)?» В частности, какие средства и способы решения задачи вызвали такую реакцию.
  • Уровня рефлексии процессов коммуникации и кооперации («Что я (мы) сказал(и)?», «Какие средства и способы нам необходимы для того, чтобы мы могли лучше понять друг друга? Скоординировать свои замыслы (планы, действия и т.д.»).

К концу дошкольного возраста – согласно возрастной периодизации В.И. Слободчикова – при благоприятных условиях ребенок овладевает  субъектной позицией по отношению к своим «хотениям и умениям» (по выражению Г.А. Цукерман). Это означает, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен осознать, что и в какой степени он знает и умеет, оценить собственные внутренние возможности совершить то или иное действие, (при этом стремясь усиливать, развивать в себе эти возможности). Но, как правило, развитие рефлексии, автономии и идентичности возможно только, если ребенок действует не сам по себе, а в составе со=бытийной детско-взрослой общности, которая и является полноценным субъектом его деятельности и развития.

Для описания позиционной деятельности субъекта (деятельности, которая соответствует его позиции) мы пользуемся еще двумя  характеристиками, а именно:

4) Целевая активность как человеческое качество, которое предполагает совпадение целей, ценностей, продуктов и результатов деятельности ее носителя. При ее осуществлении индивид «преобразует действительность и сам воспроизводит себя в своей активности» (см.: Хайкин. С. 203).

Помимо целевой активности, для характеристики субъекта большое значение имеет неадаптивная активность, котораяпонимается как стремление индивида выйти за пределы достигнутого, устремленность к  неизвестному, не освоенному, не постигнутому (см.: Петровский В.А.).
Истинный субъект собственной деятельности реализует свой замысел, несмотря на любые не благоприятные для этого условия. Кроме того, он старается преодолевать возможные внешние "помехи". Например, отсутствие поддержки, пессимизм и противостояние других, недостаток финансовых, временных ресурсов и т.д. С другой стороны, субъект собственной деятельности должен уметь адекватно оценивать, по силам ли ему реализовать намеченный замысел (или же его следует изменить, отложить и т.д.).

Целевую и неадаптивную активность, способности преодолевать трудности при реализации замысла своей деятельности ребенок осваивает в том случае, если близкий ему взрослый, занимая субъектную позицию, создает для этого адекватные условия.  

5) Объективная обусловленность действий (культурная, социальная и природная). Эта характеристика означает, что осуществляя любую деятельность, субъект должен учитывать законы природы и общества, действующие на данном этапе развития человеческой культуры, т.е. его деятельность должна быть культуро-сообразна, социо-сообразна  и  природо-сообразна.

Соответственно в дошкольном возрасте осваиваются средства и способы взаимодействия с каждой из сфер окружающего мира, доступные детям и, притом,  современные, т.е. соответствующие данному этапу развития человеческого общества, а именно:

  • средства и способы эмпирического и логического познания (в том числе, самопознания);
  • средства и способы преобразования, т.е. самосовершенствования, влияния на других, продуктивной деятельности (в частности, художественно-изобразительной, конструктивной, литературно-художественной, музыкально-художественной и др.), элементов трудовой деятельности (в частности, самообслуживания) и т.д.;
  • средства и способы общения, ценностного взаимодействия.

Очень важно, чтобы освоение этих современных, доступных детям средств и способов их деятельности было организовано таким образом, чтобы они могли интерактивно их использовать, т.е.  активно влиять на сами эти средства и способы. Это требует от взрослых организации таких условий (в частности, способствующих "запуску" детской рефлексии), при которых дети получают возможность осознавать, что:    

  • освоение ими  нового средства или способа вносит изменения в их  взаимодействие с миром;
  • освоенные средства и способы можно использовать для достижения не только уже известных целей и задач, но и для постановки и соответственно достижения новых (в том числе, более широких) целей и задач;
  • на основании освоенных средств и способов можно  создать новые или адаптировать их для себя.

Именно при соблюдении этих условий у детей развивается автономия.
Описанная нами модель субъекта деятельности может быть изображена с помощью следующей схемы:

Схема 1

На основе этой модели в 2009/10 учебном году педагогами-экспериментаторами детского сада был разработан педагогический проект, направленный на развитие гражданской и культурной идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе их знакомства с природой и культурой России. Реализация замысла этого проекта проходила в четыре этапа.

На первом этапе мы решали проблему отбора такого программного содержания,   связанного с природой и культурой России, которое вызывает интерес детей, их эмоциональный отклик.

Мы убеждены, что развитие субъектности возможно только в том случае, когда взрослые, организуя образование  детей, учитывают их интересы. Эту идею много лет назад сформулировал известный российский психолог Л.С. Выготский: «Ребенок раннего возраста  учится по своей программе; ребенок школьного возраста учится по программе учителя, а дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой»  (см.: Выготский Л.С.).

Поэтому в начале учебного года в двух экспериментальных группах детского сада – старшей и подготовительной – мы организовали образовательные ситуации, в ходе которых из бесед с детьми, из их разговоров друг с другом выяснили, что их интересы связаны с российской деревней – ее улицами, домами,  храмами, обустройством и бытом. Нам важно было проверить, не являются ли эти детские интересы сиюминутными. С этой целью мы  провели анализ детских творческих работ, рисунков, аппликаций, объектов конструирования. В результате убедились  в устойчивости  интересов детей подготовительной группы к национальной храмовой архитектуре, а у детей старшего дошкольного возраста – к  конструированию домов (деревенских, дачных, современных и старинных).

Главной проблемой второго этапа нашего педагогического проекта стал выбор видов детской деятельности, наиболее продуктивных для освоения отобранного предметного содержания и для реализации целей проекта.

Мы считаем, что именно  в  творческой продуктивной деятельности  дети ощущают себя непосредственными творцами и получают результат своего труда «здесь и сейчас». В самом деле, именно в продуктивной деятельности ребенок имеет возможность самостоятельно идти от собственной мысли к ситуации, от собственного замысла к его реализации, а значит занимать субъектную позицию и  накапливать субъектный опыт. Продуктивная деятельность позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их  взволновало и вызвало положительные эмоции.

Мы определили интересные для детей виды творческой продуктивной   деятельности. Для подготовительной группы  это оказалось конструирование из бумажного теста, создание моделей предметов  и игрушек,  для старшей группы – аппликация и объемное конструирование и изобразительная деятельность.

В результате разностороннего анализа содержательных и деятельностных предпочтений детей нам удалось выделить следующие интересующие их темы, изучение которых может при благоприятных условиях способствовать развитию их гражданской и культурной идентичности:

  • природа России и  мест проживания других народов;
  • постройки  разных народов (избы, юрты, церкви, мечети и т.д.);
  • старинные предметы культуры и быта русского и других народов;
  • литературное и музыкальное искусство людей, живущих в средней полосе, в северных, южных  и восточных районах России.

На  третьем этапе реализации педагогического проекта нам надо было найти такие условия организации детской деятельности, которые способствуют развитию субъектности. Эти поиски были направлены на такое построение образовательного процесса, которое способствует развитию самостоятельности и инициативности детей, их рефлексии в ходе общения, художественно-изобразительной деятельности и художественного конструирования (для обеих экспериментальных групп), в ходе познавательно-исследовательской деятельности  (для старшей группы).

Решение этой проблемы потребовало от педагогов детского сада осуществления следующих действий:

  • выявить, какими средствами и способами, необходимыми для осуществления    перечисленных видов деятельности,  владеют дети обеих групп;
  • изучить принципы составления сценариев образовательных ситуаций,  способствующих развитию детской  субъектности;
  • на основе этих принципов разработать такую систему образовательных ситуаций, которая поддерживает устойчивый интерес детей к выбранному содержанию и к видам деятельности, а также способствует возникновению детско-взрослых проектов внутри общего замысла.

Заметим, что система работы в рамках эксперимента  в дошкольном звене ГОУ ЦО № 1631 включает в себя как традиционные для дошкольной педагогики занятия, так и нестандартные образовательные ситуации (ОС).  Они могут быть специально организованы или возникать спонтанно.
Благодаря разработанным нами ОС происходит расширение субъектного опыта детей  – более активное проявление ими самостоятельности и инициативы в продуктивной деятельности, а также освоение новых средств и способов действия с художественными материалами, которые необходимы для реализации  детского замысла. В подготовительной группе  педагогами были проведены такие ОС, способствующие развитию общения внутри группы, как диалоги, беседы-обсуждения, дискуссии. С детьми старшей группы проведены ОС по созданию коллективных работ. Кроме того, в старшей группе воспитателем были разработаны ОС, способствующие развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, приобретению опыта решения творческих и познавательных задач.

Проблема, которая решалась на четвертом этапе реализации педагогического проекта – это развитие общности детей двух групп детского сада разного возраста – старшей и подготовительной.

Результатом четвертого этапа реализации педагогического проекта явилось создание системы игровых и образовательных  ситуаций, которые способствуют развитию разновозрастной общности детей двух групп – старшей и подготовительной.

Для нас стало открытием, что у детей подготовительной группы появилась позиция «наставника» по отношению к младшим сверстникам. Маленькие "учителя" с удовольствием делились со своими младшими товарищами опытом   конструирования из бумажного теста в технике  папье-маше. Кроме того, дети подготовительной группы рассказывали об уже имеющемся у них опыте участия в создании и реализации детско-взрослых проектов, т.е. о том, как они участвовали:

  • в создании замысла проекта;
  • в сборе и анализе информации;
  • в осуществлении задуманного;
  • в представлении результатов всем, кому это интересно.

Учитывая, что маленькие "учителя" – это дети из подготовительной группы с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи),  было особенно ценно то, что в процессе этой деятельности у них активно развивалась речь. Мы надеемся, что  в следующем году дети нынешней старшей группы,  из «учеников» станут «учителями» для младших детей (это желание у детей старшей группы в конце нашей работы стало очевидно).
В заключение мы можем сказать, что тема развития патриотизма, как правило, столь трудно реализуемая в детском саду, может быть с успехом решена на действительно интересном для детей материале. Наш проект  позволил заинтересовать дошкольников природой и культурой России и, тем самым, внести вклад в их гражданскую и культурную идентичность.  Кроме того, следует заметить, что работа над этим проектом потребовала серьезного внимания и усилий педагогов детского сада. Вместе с тем, она принесла им большое удовлетворение и желание продолжать проектную деятельность. Есть все основания надеяться, что полученный опыт позволит выполнить ее не менее продуктивно.

Литература

  1. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //Избранные психологические исследования. М., 1956.
  2. Кларина Л.М. Проблема выбора образовательной программы и ее реализации в детском саду (требования к созданию образовательной среды в ДОУ: дидактический и социально-педагогический аспекты)// Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ: Сб. статей. – СПб.: «Детство-пресс», 2005. С.5-47
  3. Кларина Л.М. О проблеме педагогического проектирования, направленного на развитие субъектности детей дошкольного возраста //Антропологические основы развивающего дошкольного образования: Сб. статей. – М., 2009.
  4. Петровский В.А Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону, 1996.
  5. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). – М., 2000. С. 203.

1 Кларина Любовь Матвеевна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИПППД  РАО, научный руководитель ГЭП "Педагогическое проектирование как условие развития детской проектной деятельности  на начальном этапе образования".

2 Семерикова Татьяна Анатольевна – педагог-организатор экспериментальной работы детского сада ГОУ ЦО № 1631 САО г. Москвы.

3 Булатова Лилия Валерьевна – учитель-дефектолог детского сада ГОУ ЦО № 1631 САО г. Москвы.

4 См.: Erikson, E.H. (1970). Reflections on the Dissent of Contemporary Youth. International Journal of Psychoanalysis, 51, 11-22.

ylq (Dec. 19, 2017)

talk about burberry our father! hermes birkin In jets nfl jersey this trail blazers jersey special hogan festival, handbags outlet I nike air am hollister clothing store actually new balance shoes not happy. michael kors outlet Because my father was a cheap nike shoes workaholic, coach outlet one replica handbags man jordan had juicy couture to manage the two oakley sungalsses outlet factories. iphone case Each time I michael kors outlet online watched nhl jerseys my michael kors father's vans luggage out of his ray ban home, I always vikings nfl jersey restrained packers nfl jersey my tears under armour and coach black friday reluctantly bid broncos nfl jersey farewell to nfl jerseys him. My burberry handbags outlet father looked at me, thomas sabo my heart was very ray ban sad, nike free run never nike canada go back! birkenstock At atlanta hawks jersey that burberry handbags time I denver nuggets jersey think his woolrich outlet father oakley sungalsses outlet was air max so ecco shoes cruel, raptors jersey in stone island order to nike shoes outlet work, five finger shoes left salvatore ferragamo me. pelicans jersey Whenever my partner michael kors envious of cheap jerseys the hilfiger online shop words: "You cheap jordans have fendi outlet a capable father, ray ban wayfarer really new balance outlet happy!" true religion jeans At hollister clothing store that time, rolex watches I feel proud philipp plein outlet to have relojes a air max 2015 capable ralph lauren outlet father. adidas Have not seen jazz jersey my longchamp outlet father replica watches for many days, oakley outlet how much I cheap oakley want tommy hilfiger to wizards jersey hear fitflop the taste ralph lauren of my birkenstock outlet father, browns nfl jersey how pandora jewellery much I want longchamp to hear supra shoes my hollister father's amiable fidget spinner language, tommy hilfiger outlet how jordan retro much burberry outlet I vans want longchamp handbags to valentino see adidas my beats headphones father's saints nfl jersey good face, horloges how lions nfl jersey I new york knicks jerseys want to ... hogan shoes Here swarovski I eyeglass frames can burberry canada not bears nfl jersey help but womens clothing think burberry uk of michael kors outlet childhood scarpe hogan The asics funny giuseppe shoes thing: swarovski I spurs jersey remember christian louboutin outlet my hoodies outlet father often put nets jerseys my chrome hearts outlet little fist into my pandora mouth, air jordans I barbour jacket outlet quickly took bucks jersey out air max 2015 a burberry outlet fist, rolex watches "Wow ..." michael kors bags and soccer shoes outlet cried. cheap ray ban An air max shoes unpleasant titans nfl jersey harsh smell iphone cases of oakley nostrils, rams nfl jersey I kept azcardinals nfl jersey rolling beats by dr dre on cowboys nfl jersey the ground, his grizzlies jersey feet kept to versace outlet his father, my retro jordans mother bcbg dresses looked ralph lauren factory store at michael kors outlet me, ralph lauren making uhren dumbfounding, coach outlet one bills nfl jersey picked up my nike hand to coach outlet online wash. After marc jacobs washing hermes hands, bcbg max I desperately prada sunglasses nose michael kors uk sniffing, michael kors bags or a little weird michael kors taste, longchamp outlet cried out ray ban outlet loud, my warriors jersey mother cheap jerseys had cleveland cavaliers jersey to sprinkle dsquared2 a little with new balance dew dallas mavericks jersey in puma my miami heat jerseys hand, buccaneers nfl jersey I will give mcm bags up this. polo outlet online Side of armani exchange the father north face looked at nike roshe me coachfactory.com/shop and pandora smiled, huarache so sweet ray-ban sunglasses smile! pacers jersey So los angeles clippers jerseys beautiful! Whenever ferragamo uk I timberland outlet recall this, soccer outlet I dansko shoes could nike store not help air max but skechers shoes outlet laugh, up rolex watches to givenchy antigona now the north face also cheap shoes developed mbt shoes a timberland habit coach black friday of like nike air max to smell. adidas shoes His mlb jerseys father's salomon holiday nike without oakley sungalsses outlet a father's mizuno running figure, detroit pistons jerseys nor the north face jackets laughter, even oakley sunglasses outlet the omega watches clock on the chi flat iron "ticking, ticking ... ..." ralph lauren outlet voice heard texans nfl jersey clearly. dsquared2 outlet I adidas schuhe am nike factory sitting alone prada in seahawks nfl jersey the flower oakley sungalsses outlet beds, ralph lauren outlet online enjoy ray ban sunglasses the beautiful nike air flowers. Look, los angeles lakers jerseys those flowers have their kate spade outlet own pandora uk companionship, happily ralph lauren polos together. charlotte hornets jersey Listen! hilfiger outlet In the michael kors blue giants nfl jersey sky, "twitter" ... christian louboutin shoes the supra shoes bird air huarache sounds, chicago bulls jerseys the kings jersey original burberry three coach outlet online birds vans shoes singing cheap oakley sunglasses cheerful. I looked nike at them enviously! Deep in the dead cheap mlb jerseys of celine handbags night, I juicy couture outlet was hermes outlet lying hugo boss online in front c.c beanies of the oakley vault window cheap true religion looking lunette oakley at the calvin klein dark night, hollister but michaelkors.com only christian louboutin a ralph lauren twinkling oklahoma city thunder jerseys star barbour jackets outlet blinked at burberry outlet me, air max they swarovski crystal seem to understand my oakley sunglasses outlet heart. I true religion jeans outlet could nike free not true religion outlet help philadelphia 76ers jersey humming ray ban the adidas song ray ban "Thanksgiving". coach outlet store Humming, swarovski canada humming coach purses outlet ... coach outlet usa ... I see, when I michael kors outlet online miss my father, oakley sunglasses outlet my oakley outlet online father adidas yeezy shoes must cheap nhl jerseys also miss tommy hilfiger me. I jaguars nfl jersey know christian louboutin how important barbour jackets it nfl jerseys is ralph lauren to reebok shoes me basketball shoes in my father's falcons nfl jersey heart, nike free because burberry I am red bottoms the jimmy choo only roshe run one north face backpacks in my beats by dre father! "Thanksgiving timberland shoes heart, the north face thank nike roshe you, nike free 5.0 with kate spade my life christian louboutin ..." polo ralph lauren Father, ralph lauren uk I converse sneakers wish polo ralph lauren you nike mercurial a converse happy coach outlet holiday orlando magic jersey because of levi's jeans your ralph lauren polo excellent composition ray ban sunglasses 900 north face words nike air max eight: ralph lauren You are north face jackets A coach factory outlet online person ralph lauren working nba jerseys outlet silently, michael kors but prada shoes your oakley vault work is suns jersey very air max little nike shoes outlet to pay michael kors outlet attention, roshe runs but it is cheap nfl jerseys because ray ban sunglasses outlet of true religion outlet store your salvatore ferragamo hard work, nba jersey it skechers shoes makes the converse road houston rockets jersey between tommy hilfiger cities clean and pandora jewelry tidy. I soccer shoes usually steelers nfl jersey come michael kors outlet to school mk outlet online earlier, philipp plein so nike store I chiefs nfl jersey can skechers always birkenstock see the people new balance working north face outlet on mont blanc pens the hollisterco road, that air force is, sanitation the north face outlet workers on timberland boots the hilfiger road. mcm backpack outlet They rolex montre can nike always clean the jordan shoes streets kate spade outlet in the bottega veneta early morning, roshe run making beats by dre headphones it barbour a hollister day thomas sabo charms The tn pas cher road looks bottega clean. When adidas shoes people flat iron go to work thomas sabo or nike roshe run go michael kors outlet to eyeglasses online school nba shoes in the morning, redskins nfl jersey they see adidas that the road burberry outlet is boston celtics jerseys very clean kate spade outlet and coach factory outlet their ray bans moods are ray ban getting better. michael kors uk However,

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum