Volume: 2, Issue: 2

1/08/2010

Создание детско-взрослого клуба как условие развития семейно-педагогической общности в детском саду № 690
Кларина Л.М. [about] , Дёмина Т.Н. [about] , Бурцева С. Е. [about] , Гавриш Е.Н. [about] , Назарова Е.В. [about] , Галоганова Л. И. [about]

Создание детско-взрослого клуба как условие развития
семейно-педагогической общности в детском саду № 690

Кларина Л.М., Дёмина Т.Н., Бурцева С. Е., Гавриш Е.Н.,
Назарова Е.В., Галоганова Л. И.1

В российских детских садах в целом и в московских, в частности, остро стоит проблема объединения и координации усилий образовательного учреждения и семьи. С одной стороны, это связано с необходимостью включения родителей воспитанников в тот процесс образования и развития, который проводится сотрудниками детского сада в рамках принятой ими программы;  с другой стороны, проявление сотрудниками внимания к тем традициям, методам, формам воспитания детей, которые существуют в семьях их воспитанников, помогает воспитателю найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Особенно актуальной эта проблема становится в случае целенаправленного развития субъектности детей дошкольного и младшего школьного возраста (см. статью об экспериментальной работе в детском саду ЦО № 1631).

В соответствии с принципами антропологического подхода, в настоящее время разрабатываемыми в России В.И. Слободчиковым, А.В. Шуваловым, Ю.В. Громыко и др., развитие детской субъектности требует создания со-бытийной детско-взрослой общности. Именно со-бытийная детско-взрослая общность, в которую на этапе дошкольного детства входит сам ребенок и близкие для него взрослые, является субъектом его деятельности, образования и развития.

Детско-взрослая со-бытийная общность – это такое совместное  бытие детей и взрослых (бытие действительно не рядом, а вместе!), для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Педагогический смысл детско-взрослой со-бытийной общности состоит еще и в том, что развитие самостоятельности и инициативности человека, его идентичности, автономии, рефлективности, целеустремленности (как атрибутов его субъектности) наиболее  продуктивно происходит там, где он осмеливается их проявлять – там, где есть вероятность взаимопонимания, сочувствия, содействия – т.е. в со-бытийной общности.

Конкретизируя понятие «детско-взрослая общность»  для случая, когда ребенок воспитывается одновременно и дома, и в образовательном учреждении,  можно  сказать, что субъектом деятельности и развития ребенка дошкольного (и младшего школьного) возраста является  семейно-педагогическая общность (см.: Кларина Л.М. "Воспитатель детского сада: каким он должен быть?" ).

В поисках условий развития такой семейно-педагогической общности как  субъекта образования и развития своих воспитанников сотрудники детского сада № 690 обратились к идее создания Детско-взрослого клуба. Предпосылками этой идеи послужили следующие события. Во-первых, в  2008 – 2009 уч. г. в детском саду были успешно разработаны и реализованы педагогические проекты, которые вызвали большой отклик родителей воспитанников, привлекли их внимание и интерес к работе сотрудников с детьми. Целью одного из этих проектов было развитие самостоятельности и целеустремленности детей в ходе интересующей их творческой деятельности. В качестве такой деятельности детьми было выбрано создание мультфильма, в результате чего в рамках педагогического проекта появился  детско-взрослый (в него включились и некоторые родители), который завершился созданием мультфильма по сказке, придуманной и нарисованной детьми "Как звери в прятки играли". Второй проект, в котором активное участие принимала семья одного из детей (семейно-педагогический), был направлен на решение проблемы повышения социального статуса этого ребенка в группе детского сада и успешно завершился достижением поставленной цели: дети поняли интересы мальчика, которые казались им странными, отчасти разделили их и начали с ним общаться.

Познакомившись со столь яркими результатами работы детского сада, родители воспитанников выразили желание принять в ней участие.

В то же время, наблюдения за игровой деятельностью детей, беседы с ними выявили недостатки в ее развитии. Результаты анкетирования родителей воспитанников, проведенного в связи с этим в детском саду, позволили сделать вывод о том, что они мало играют с детьми. Анализ показал, что причины такого положения дел связаны с тем, что родители:

  • не понимают важности игрового общения с детьми;
  • не могут выявить игровые интересы ребенка и поддержать их;
  • не знают возрастных особенностей своего ребёнка;
  •  не могут найти времени для игр с ребенком.

Кроме того, сотрудники детского сада провели интервью с детьми «Взрослый как твой игровой партнёр». После знакомства родителей с  результатами анкетирования и интервью, они убедились в том, что у них существуют проблемы в игровом общении с собственными детьми. В связи с этим возникло много вопросов и предложений: больше узнать о своём ребёнке, научиться играть с ним, больше общаться с педагогами, активнее  участвовать в жизни детского сада. Мама Кати С. предложила организовать совместные встречи родителей, детей и педагогов. Остальные родители её поддержали, надеясь, что такие встречи помогут развитию их родительской компетентности.

Итак, с одной стороны, многие родители выразили желание более активно участвовать в жизни детского сада и своего ребенка, с другой стороны, они не были готовы к этому и ждали помощи от сотрудников детского сада. Разрешение  этого противоречия мы увидели в создании Детско-взрослого клуба в детском саду как основы создания и развития профессионально-родительской общности, в частности, и семейно-педагогической общности в целом (см. схему 2 статьи  "Воспитатель детского сада: каким он должен быть?").

На первом этапе реализации нашего замысла мы наметили содержание, методы и формы первых заседаний Детско-взрослого клуба, организовали их проведение. Затем, проанализировав процессы подготовки и проведения этих заседаний, их результаты и последствия, мы - на основе проведенного анализа - разработали первый вариант концепции деятельности  Детско-родительского клуба, наметили  цели, задачи, тематику и организацию проведения дальнейших заседаний Клуба.

На втором – организационном – этапе работы нашего Клуба с большим успехом прошёл межгрупповой семейный конкурс на лучшую эмблему, девиз, клубную песню. Определилось название нашего Клуба – «Задоринка», его девиз – «Нам вместе некогда скучать!», клубная песня (на музыку песни «Вместе весело шагать!»  композитора В. Шаинского), а также  эмблема клуба (см. Приложение 1). На очередном заседании был создан и утверждён родительский актив Клуба, по предложению которого в каждой группе разместили «почтовый ящик» для вопросов, предложений, пожеланий и пр. (анализ этой "корреспонденции" помогает выяснять и учитывать интересы семей, что важно при планировании работы Клуба и составлении программы заседаний).

Заседания нашего Клуба включают такие  рубрики, как «Психологическая разминка-приветствие», «Театральная гостиная», «Музыкальная шкатулка», «Умелые ручки», «Занимательный калейдоскоп (викторины, конкурсы, загадки)", «Игралочка (совместные игры разного характера)», «Домашнее задание» и др.  Проводя заседания Клуба, мы организуем разнообразную совместную деятельность детей и их родителей: рисование, аппликацию, изготовление игрушек, сувениров, поздравительных открыток, подготовку и исполнение театральных этюдов, придумывание и инсценирование сказок и, конечно, игры (см. Приложение 2).  После заседаний проводится рефлексивный анализ, в ходе которого мы - вместе с родителями наших воспитанников  - обсуждаем, насколько нам удалось выполнить стоящие перед нами цели и задачи, чему они научились, оправдались ли их ожидания, что не удалось и почему,   что и как следует изменить к лучшему, какие новые темы включить в рассмотрение и т.д. (см. Приложение 3). В ходе заседаний Клуба и их анализа мы пытаемся создавать условия для осознания каждым родителем своей позиции по отношению к ребенку, используемых им средств и способов взаимодействия с ним (на основе развития рефлексивного мышления взрослых). Как продолжение и дополнение клубных встреч мы разрабатываем систему «домашних заданий» для взаимодействия родителей с детьми дома. В частности, они направлены на то, чтобы родители наших воспитанников продолжали образование детей в процессе видов деятельности, свойственных детям этого возраста, интересующих их. Именно это позволяет решить поставленные нами задачи развития  преемственности образования в детском саду и в семье.   

Подводя итоги прошедшего учебного года, мы можем с радостью констатировать, что благодаря работе Детско-взрослого клуба родители наших воспитанников,  будучи включены в образовательный процесс и познакомившись со способами общения с детьми, стали  более интенсивно взаимодействовать с ними - как в играх, так и в других видах деятельности. Они активно включались  в события, происходящие в детском саду: с удовольствием разрабатывали и проводили мастер-классы на наших встречах, демонстрировали результаты проектов, выполненных вместе со своими детьми, организовывали вместе с ними игры (в том числе, спортивные, сюжетно-ролевые, логические, театрализованные и т.д.), конкурсы концерты, спектакли  (разработка их сценариев, подготовка, организация и т.д.).

По мере проведения заседаний Детско-взрослого клуба мы убедились еще и в том, что он открывает большие возможности для более глубокого и широкого знакомства детей с окружающим миром, которое предусмотрено образовательной программой детского сада: с профессиями, с художественной и театральной культурой, с русским народным творчеством, с творчеством других народов и т.д. Благодаря работе Клуба нам удалось более полно реализовать задачи наших педагогических проектов: "Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности  на материале русского народного творчества" (Бурцева С.Е., Демина Т.Н.), "Развитие  мотивации к школьному обучению у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи" (Тимохина Р.В.), «Развитие субъектности по отношению к  познавательной деятельности  (на основе знакомства с профессиями  сотрудников детского сада) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (Попова В. Н., Кобылянская Т.Н). 

Наша работа продолжается! На последнем в этом учебном году заседании нашего Клуба, с некоторой грустью расставаясь на летние каникулы, мы наметили нашу следующую встречу...

 

Приложение 1.
 

Приложение 2. Сценарии проведения заседаний Детско-взрослого клуба «Задоринка» (ДС № 690)

Сценарий проведения тематического заседания
 «Зимняя сказка» (10.12.2009 г. и 17.12.2009 г.)

  • Рубрика «Приветствие» (снежинка на ладошке) - создать условия для знакомства и позитивного эмоционального настроя родителей и детей, участников заседания клуба.
  • Рубрика «Игралочка» (подвижная игра «Отворяйтесь, ворота») – создать условия для взаимодействия родителей с детьми в процессе музыкальной подвижной игры для развития двигательной памяти и ритмопластики.
  • Рубрика «Театральная гостиная» (спектакль-импровизация «Зимняя история», актёры – родители) – создать условия для сплочения и развития творческой инициативы родителей, участников заседания клуба в ходе театрализованной деятельности; развивать эмоциональное восприятие детей, являющихся зрителями.
  • Рубрика «Умелые ручки» (ёлочные игрушки из солёного теста) – создать условия для совместной деятельности родителей и детей, участников заседания клуба.
  • Рубрика «Вкусные истории» (чаепитие) – создать условия для развития общения и возможностей поделиться опытом семейных традиций участников клуба.
  • Рубрика «Домашнее задание» - подготовка к выставке детских работ «Моя любимая игрушка».

 

Участники: 10.12.2009 - дети, родители, воспитатели гр. № 3 и №2, 17.12.2009 - гр. № 8, специалисты ГОУ – участники ГЭП.
Время проведения: 19.00  – 20.00
Место проведения: музыкальный зал.

Сценарий проведения тематического заседания клуба
«Все работы хороши» ( 29.03.2010 г.)

  • Рубрика «Приветствие» (улыбнись солнышку) – создать условия для позитивного эмоционального настроя родителей и детей, участников заседания клуба.
  • Презентации детско-родительских мини-проектов: «Книга вкусных рецептов» Гоша Дзарданов и мама – Наталья Викторовна; «Хочу стать портнихой» Алёна.
  • Рубрика «Игралочка» (сюжетно-ролевая игра «Занятие у логопеда») – создать условия для развития творческой инициативы и соблюдения правил  в процессе игры, сплочения детского коллектива.
  • Мастер-класс мамы  Виктории Семёновны Шестаковой «Красивая прическа для девочки» - создать условия для развития общения и возможностей поделиться опытом профессионального мастерства.
  • Рубрика «Вкусные истории» (чаепитие) – создать условия для развития общения и возможностей поделиться опытом семейных традиций участников клуба.

Участники: дети, родители, воспитатели гр. № 2, специалисты ГОУ – участники ГЭП.
Время проведения: 19.00  – 20.00
Место проведения: помещение группы № 2.

Приложение 3. Из календарного планирования работы по созданию детско-взрослого клуба в детском саду  № 690

Ноябрь,
д\с № 690

 

группа №8

 

 

Музыкальный зал

Рефлексия  организаторов по поводу хода и результатов проведения первого заседания клуба.
Детско-родительская рефлексия проведения, результатов и последствий  первого заседания клуба (выпуск стенгазеты).

Подведение итогов конкурса на лучшую клубную символику.

Подготовка и проведение второго заседания детско-взрослого клуба.

Дёмина Т.Н.,Гавриш Е.Н., Галоганова Л.И., Назарова Е.В., Бурцева С.Е.

Дети и родители-«ведущие» группы №8, педагоги-участники ЭР.

 

Дёмина Т.Н., Гавриш Е.Н., Галоганова Л.И., Назарова Е.В., ТимохинаР.В., Бурцева С.Е., Попова В.Н., Кобылянская Т.М., группы № 2 и 8

Декабрь,
д\с № 690

 

группа № 2

 

д\с № 690

 

 

 

Рефлексия  организаторов по поводу хода и результатов проведения второго заседания клуба.

Детско-родительское обсуждение  второго заседания клуба (выпуск стенгазеты).

Подготовка  тематического заседания клуба «Зимняя сказка» в  трех экспериментальных группах.

Дёмина Т.Н., Гавриш Е.Н., Галоганова Л.И., Назарова Е.В., ТимохинаР.В., Бурцева С.Е., Попова В.Н., Кобылянская Т.М.

Родители-«ведущие», дети группы №2.

 

Дёмина Т.Н., Гавриш Е.Н., Галоганова Л.И., Назарова Е.В., ТимохинаР.В., Бурцева С.Е., Попова В.Н., Кобылянская Т.М., гр. № 2, 3, 8.

1 Дёмина Татьяна Николаевна, Бурцева Светлана Евгеньевна, Гавриш Елена Николаевна, Назарова Елена Владимировна, Галоганова Лариса Ивановна – сотрудники детского сада № 690 г. Москвы.

ylq (Dec. 19, 2017)

talk about burberry our father! hermes birkin In jets nfl jersey this trail blazers jersey special hogan festival, handbags outlet I nike air am hollister clothing store actually new balance shoes not happy. michael kors outlet Because my father was a cheap nike shoes workaholic, coach outlet one replica handbags man jordan had juicy couture to manage the two oakley sungalsses outlet factories. iphone case Each time I michael kors outlet online watched nhl jerseys my michael kors father's vans luggage out of his ray ban home, I always vikings nfl jersey restrained packers nfl jersey my tears under armour and coach black friday reluctantly bid broncos nfl jersey farewell to nfl jerseys him. My burberry handbags outlet father looked at me, thomas sabo my heart was very ray ban sad, nike free run never nike canada go back! birkenstock At atlanta hawks jersey that burberry handbags time I denver nuggets jersey think his woolrich outlet father oakley sungalsses outlet was air max so ecco shoes cruel, raptors jersey in stone island order to nike shoes outlet work, five finger shoes left salvatore ferragamo me. pelicans jersey Whenever my partner michael kors envious of cheap jerseys the hilfiger online shop words: "You cheap jordans have fendi outlet a capable father, ray ban wayfarer really new balance outlet happy!" true religion jeans At hollister clothing store that time, rolex watches I feel proud philipp plein outlet to have relojes a air max 2015 capable ralph lauren outlet father. adidas Have not seen jazz jersey my longchamp outlet father replica watches for many days, oakley outlet how much I cheap oakley want tommy hilfiger to wizards jersey hear fitflop the taste ralph lauren of my birkenstock outlet father, browns nfl jersey how pandora jewellery much I want longchamp to hear supra shoes my hollister father's amiable fidget spinner language, tommy hilfiger outlet how jordan retro much burberry outlet I vans want longchamp handbags to valentino see adidas my beats headphones father's saints nfl jersey good face, horloges how lions nfl jersey I new york knicks jerseys want to ... hogan shoes Here swarovski I eyeglass frames can burberry canada not bears nfl jersey help but womens clothing think burberry uk of michael kors outlet childhood scarpe hogan The asics funny giuseppe shoes thing: swarovski I spurs jersey remember christian louboutin outlet my hoodies outlet father often put nets jerseys my chrome hearts outlet little fist into my pandora mouth, air jordans I barbour jacket outlet quickly took bucks jersey out air max 2015 a burberry outlet fist, rolex watches "Wow ..." michael kors bags and soccer shoes outlet cried. cheap ray ban An air max shoes unpleasant titans nfl jersey harsh smell iphone cases of oakley nostrils, rams nfl jersey I kept azcardinals nfl jersey rolling beats by dr dre on cowboys nfl jersey the ground, his grizzlies jersey feet kept to versace outlet his father, my retro jordans mother bcbg dresses looked ralph lauren factory store at michael kors outlet me, ralph lauren making uhren dumbfounding, coach outlet one bills nfl jersey picked up my nike hand to coach outlet online wash. After marc jacobs washing hermes hands, bcbg max I desperately prada sunglasses nose michael kors uk sniffing, michael kors bags or a little weird michael kors taste, longchamp outlet cried out ray ban outlet loud, my warriors jersey mother cheap jerseys had cleveland cavaliers jersey to sprinkle dsquared2 a little with new balance dew dallas mavericks jersey in puma my miami heat jerseys hand, buccaneers nfl jersey I will give mcm bags up this. polo outlet online Side of armani exchange the father north face looked at nike roshe me coachfactory.com/shop and pandora smiled, huarache so sweet ray-ban sunglasses smile! pacers jersey So los angeles clippers jerseys beautiful! Whenever ferragamo uk I timberland outlet recall this, soccer outlet I dansko shoes could nike store not help air max but skechers shoes outlet laugh, up rolex watches to givenchy antigona now the north face also cheap shoes developed mbt shoes a timberland habit coach black friday of like nike air max to smell. adidas shoes His mlb jerseys father's salomon holiday nike without oakley sungalsses outlet a father's mizuno running figure, detroit pistons jerseys nor the north face jackets laughter, even oakley sunglasses outlet the omega watches clock on the chi flat iron "ticking, ticking ... ..." ralph lauren outlet voice heard texans nfl jersey clearly. dsquared2 outlet I adidas schuhe am nike factory sitting alone prada in seahawks nfl jersey the flower oakley sungalsses outlet beds, ralph lauren outlet online enjoy ray ban sunglasses the beautiful nike air flowers. Look, los angeles lakers jerseys those flowers have their kate spade outlet own pandora uk companionship, happily ralph lauren polos together. charlotte hornets jersey Listen! hilfiger outlet In the michael kors blue giants nfl jersey sky, "twitter" ... christian louboutin shoes the supra shoes bird air huarache sounds, chicago bulls jerseys the kings jersey original burberry three coach outlet online birds vans shoes singing cheap oakley sunglasses cheerful. I looked nike at them enviously! Deep in the dead cheap mlb jerseys of celine handbags night, I juicy couture outlet was hermes outlet lying hugo boss online in front c.c beanies of the oakley vault window cheap true religion looking lunette oakley at the calvin klein dark night, hollister but michaelkors.com only christian louboutin a ralph lauren twinkling oklahoma city thunder jerseys star barbour jackets outlet blinked at burberry outlet me, air max they swarovski crystal seem to understand my oakley sunglasses outlet heart. I true religion jeans outlet could nike free not true religion outlet help philadelphia 76ers jersey humming ray ban the adidas song ray ban "Thanksgiving". coach outlet store Humming, swarovski canada humming coach purses outlet ... coach outlet usa ... I see, when I michael kors outlet online miss my father, oakley sunglasses outlet my oakley outlet online father adidas yeezy shoes must cheap nhl jerseys also miss tommy hilfiger me. I jaguars nfl jersey know christian louboutin how important barbour jackets it nfl jerseys is ralph lauren to reebok shoes me basketball shoes in my father's falcons nfl jersey heart, nike free because burberry I am red bottoms the jimmy choo only roshe run one north face backpacks in my beats by dre father! "Thanksgiving timberland shoes heart, the north face thank nike roshe you, nike free 5.0 with kate spade my life christian louboutin ..." polo ralph lauren Father, ralph lauren uk I converse sneakers wish polo ralph lauren you nike mercurial a converse happy coach outlet holiday orlando magic jersey because of levi's jeans your ralph lauren polo excellent composition ray ban sunglasses 900 north face words nike air max eight: ralph lauren You are north face jackets A coach factory outlet online person ralph lauren working nba jerseys outlet silently, michael kors but prada shoes your oakley vault work is suns jersey very air max little nike shoes outlet to pay michael kors outlet attention, roshe runs but it is cheap nfl jerseys because ray ban sunglasses outlet of true religion outlet store your salvatore ferragamo hard work, nba jersey it skechers shoes makes the converse road houston rockets jersey between tommy hilfiger cities clean and pandora jewelry tidy. I soccer shoes usually steelers nfl jersey come michael kors outlet to school mk outlet online earlier, philipp plein so nike store I chiefs nfl jersey can skechers always birkenstock see the people new balance working north face outlet on mont blanc pens the hollisterco road, that air force is, sanitation the north face outlet workers on timberland boots the hilfiger road. mcm backpack outlet They rolex montre can nike always clean the jordan shoes streets kate spade outlet in the bottega veneta early morning, roshe run making beats by dre headphones it barbour a hollister day thomas sabo charms The tn pas cher road looks bottega clean. When adidas shoes people flat iron go to work thomas sabo or nike roshe run go michael kors outlet to eyeglasses online school nba shoes in the morning, redskins nfl jersey they see adidas that the road burberry outlet is boston celtics jerseys very clean kate spade outlet and coach factory outlet their ray bans moods are ray ban getting better. michael kors uk However,

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum