Volume: 2, Issue: 2

1/08/2010

Дошкольное образование: мнения пермских воспитателей,  заведующих детскими садами и руководителей муниципальных служб
Гаджиева Л.А. [about] , Дворак Т.П. [about] , Ершова О.С. [about]

Дошкольное образование: мнения пермских воспитателей, 
заведующих детскими садами и руководителей муниципальных служб

Отдельным блоком мы публикуем ответы на некоторые вопросы нашего виртуального интервью и размышления о дошкольном образовании, любезно предоставленные журналу представителями г. Перми – Л. А. Гаджиевой, начальником департамента образования администрации города,  Т.П. Дворак, начальником управления стратегического планирования департамента образования администрации города и О.С. Ершовой, главным специалистом департамента образования администрации города, а также  заведующими и воспитателями муниципальных ДОУ № 49, 55, 77, 175, 195, 233, 268, 298, 358, 390 и 415. Надеемся, что эта подборка не только вызовет интерес читателей, но и породит желание поделиться своим мнением. Ждем ваши отклики, комментарии и суждения.

Прежде всего, редакцию интересовало отношение пермских педагогов к частным детским садам, к плюсам и минусам их создания?

Власова Татьяна Васильевна, воспитатель, учитель-логопед ДОУ № 55: В целом, положительное. Основные плюсы: сокращение очередности в детские сады, возможность выбора для родителей детского сада для ребенка. Минусы: отсутствие должного контроля за деятельностью ДОУ со стороны вышестоящих инстанций, отсутствие прогулочной территории в соответствии с требованиями.

Воспитатели ДОУ № 77: Положительное. Основные плюсы: малая численность детей в группах, а отсюда индивидуальный подход. Минусы: нет определенной программы, родители не имеют возможности проверить качество знаний педагогов; как правило,  условия содержания детей в частных детских садах  не соответствуют  нормам надзорных органов. 

Воспитатели ДОУ № 175: Неоднозначное. Плюсы: малое количество детей, хорошо оборудованное помещение на современном уровне, богатая наполняемость дидактическими материалами. Минусы: не приспособленные здания, внешний контроль снижен, перегруженность детей занятиями, разнобой в программах.

Воспитатели ДОУ № 195: Положительное. К минусам можно отнести высокую родительскую плату и невозможность контроля со стороны муниципалитета. К плюсам можно отнести создание условий для индивидуализации образования через малую наполняемость групп.

Пупырева Вера Геннадьевна, зав. ДОУ № 233: Положительное. Появилась возможность выбора для родителей и стимул для развития муниципальных ДОУ. Минус один – отсутствие нормативно-правовой базы для деятельности частных мини - садов.

Воспитатели ДОУ № 298: В настоящее время существует разнообразное количество частных детских садов, школ, центров развития ребенка. С одной стороны, это хорошо, так как у родителей есть право выбора  учреждения, организации, но с другой стороны возникает вопрос: кто  контролирует и регулирует деятельность этих организаций? Ведь детский сад, в отличие от школы, не дает документа государственного образца, а дает детям определенный набор представлений, знаний, умений и навыков. По какой образовательной программе работают данные учреждения? Каков уровень профессионализма у педагогов данных организаций? Как отслеживаются результаты работы? Соответствуют ли условия, созданные для детей, нормам пребывания в данном учреждении?

Воспитатели ДОУ № 358: Плюс – индивидуальный подход к ребенку, а минус – высокая оплата.

Потапова Вера Николаевна, воспитатель ДОУ № 415: Скорее отрицательное. Система дошкольного воспитания в России складывалась не один год и не имеет аналогов в мире. Система частных детских садов еще молода, нет достаточного контроля за качеством образования и кадрами. Возможно будущее за частными дошкольными учреждениями, но нужно брать все хорошее из сложившейся системы.

А вот как представлен в ответах педагогов портрет типичного воспитателя детского сада:

Воспитатели ДОУ № 49: Энергичный,  профессионал своего дела, добрый,  артистичный, творческий, оптимист, предан своему делу,  внешне и внутренне привлекателен,   толерантен,  адаптирован к условиям жизни в России, на  все руки мастер.

Власова Т.В., воспитатель, учитель-логопед ДОУ №55: Доброжелательно относится к детям, создает психологический комфорт в группе, знает образовательную программу, владеет набором методик и технологий и  применяет их в соответствии с возрастными особенностями детей своей группы, владеет средствами диагностики развития детей, учитывает их индивидуальные особенности, создает и корректирует предметно-развивающую среду в группе.

Воспитатели ДОУ № 77: Образованный, харизматичный, энергичный, большой оптимист, который любит и уважает детей.

Воспитатели ДОУ № 175: Женщина, скромно одетая, со средним специальным образованием, от 30 до 60 лет, любящая детей и стрессоустойчивая.

Воспитатели ДОУ № 195:Образованный, инициативный, обладающий коммуникативными навыками и любящий детей, осуществляющий творческий подход к деятельности, стремящийся к знаниям, к саморазвитию и развитию детей.
Воспитатели ДОУ № 390: Это педагог, владеющий современными программами и технологиями и строящий педагогический процесс на этой основе.

Потапова В.Н., воспитатель ДОУ № 415: Это человек, любящий детей, грамотный, творческий, умеющий работать с родителями, инициативный.

А теперь «идеальный детский сад» в описании пермских педагогов.

Власова Т.В., воспитатель, учитель-логопед ДОУ № 55: Идеальный детский сад в принципе возможен. Необходимые составляющие: бассейн, спортивные и игровые комплексы на территории, прогулочные участки по сказочно-тематическому принципу, зимний сад, исследовательские центры-мастерские для мальчиков и девочек.

Воспитатели ДОУ № 77: Идеальный детский сад  - это такой сад, куда дети бегут с удовольствием и откуда неохотно уходят домой. Он возможен благодаря профессиональным воспитателям.

Тимофеева Людмила Геннадьевна, старший воспитатель ДОУ № 268: В идеальном детском саду должна быть идеальная материально-техническая база и передовые педагогические технологии, там должны работать самые лучшие педагоги, которые способны душу отдавать детям. Из обычного детского сада, на мой взгляд, не получится сделать такой детский сад, его нужно специально создавать, соответственно таких учреждений будет не так много.

Воспитатели ДОУ № 390: Это, прежде всего, крепкая материально-техническая база, компьютеризация, квалифицированные, компетентные педагоги.

Потапова В.Н., воспитатель ДОУ № 415: Идеальный детский сад - это, наверное, такой детский сад, где ребенка ждут любящие педагоги, где тепло и уютно, как дома.  Стопроцентный успех – это надежный, грамотный и стабильный, профессиональный коллектив, ответственные родители, грамотный руководитель.  

И, наконец, ответы на вопрос: «Если бы Вам дали возможность провести реформу дошкольного образования, что и как Вы изменили бы в первую очередь?»

Воспитатели ДОУ № 49: Создание  материальных условий в детских садах для комфортного и  безопасного   пребывания  детей.  Достойная заработная плата педагогов.

Власова Т.В., воспитатель ДОУ № 55: В детском саду в первую очередь, воспитание, а потом образование! Больше дети должны играть, меньше организованной деятельности. Для этого должна быть создана другая развивающая среда – больше игровых модулей, центров сюжетно-ролевой игры.

Воспитатели ДОУ № 195: Необходимо наличие педагогов только с высшим профильным образованием, наличие всех узких специалистов, в том числе медицинских сотрудников в штате детского сада, повышение качества медицинского обслуживания, повышение заработной платы педагогическим работникам, уменьшение количества детей в группах.

Тимофеева Л.Г., старший воспитатель ДОУ № 268: В первую очередь, оснастить учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, обеспечить педагогов достойной заработной платой, тогда они и сами не пожалеют  своих сил  и будут достойно заниматься своим любимым делом. 

Воспитатели ДОУ № 298: Создание условий для методического обеспечения детских садов, решение задачи кадрового  и технологического обеспечения системы дошкольного образования, разработка единых требований к воспитанию дошкольников. Еще одной важной задачей является обеспечение государственного заказа на детскую литературу, музыку, фильмы, на которых дети могли бы учиться. Как известно, большинство информации ребенок получает в игровой форме, но современные информационные продукты не носят воспитательного характера, а, наоборот, зачастую наносят непоправимый вред психике ребенка. В идеальном детском саду этот вопрос должен быть решен.

Воспитатели ДОУ № 358: Увеличение новых зданий детских садов.

Воспитатели ДОУ № 390: Детский сад не должен быть платным, так как основные потребители – люди со средним достатком, он должен финансироваться в больших объёмах, чтобы дети имели возможность играя, развиваться, а родители со спокойной душой могли оставлять ребёнка в детском саду.

И наконец, свой вариант реформирования предлагают: Людмила Анатольевна Гаджиева, начальник департамента образования администрации города Перми,  Татьяна Павловна Дворак, начальник управления стратегического планирования департамента образования администрации города Перми, и Ольга Станиславовна Ершова, главный специалист департамента образования администрации города Перми:

Анализ организации дошкольного образования  в г.Перми позволяет выделить на сегодняшний день две основные проблемы:  неразвитость рынка образовательных услуг и несоответствие их качества ожиданиям потребителей. Причин, на наш взгляд, несколько, и среди них мы бы назвали следующие: сохранение жесткой централизации управления; ориентация контроля только на конечный результат без учета особенностей самого процесса; монополия государственных и муниципальных учреждений и соответственно отсутствие реального выбора у потребителей.

Давно назрела потребность в создании новых моделей организации дошкольного образования на муниципальном уровне. Одна из таких моделей, разработанная администрацией нашего города, связана с использованием рыночных механизмов в сфере управления образованием. Кратко суть этой модели можно выразить в следующих положениях:

  • Государство, устанавливая рамочные образовательные стандарты, размещает заказ на образовательный результат.
  • Этот заказ исполняет сеть как государственных, так негосударственных учреждений.
  • Потребитель обладает реальной (а не декларативной) возможностью выбора образовательной услуги и ее поставщика.
  • Государственные и негосударственные образовательные учреждения на равных основаниях конкурируют за потребителя. 
  • Конкуренция становится главным инструментом повышения качества образования.
  • Государство осуществляет независимый контроль качества результата за счет усиления  в этом процессе роли общественности.

Описанные характеристики так называемой «рыночной» модели имеют свою специфику применительно к тому или иному типу образования: дошкольному, школьному, дополнительному. Эта специфика во многом определяется используемым механизмом размещения заказа на образовательную услугу. По сути, можно выделить два таких механизма в зависимости от заказчика образовательных услуг:

1. Заказчиком является орган управления образования – краевое министерство образования, городской департамент. Бюджетные средства поступают от заказчика поставщику образовательной услуги в зависимости от количества потребителей, выбравших данного поставщика, и норматива стоимости услуги. 
2. Заказчиком выступает сам потребитель. Бюджетные средства в размере норматива стоимости услуги поступают на счета потребителей, и те самостоятельно осуществляют выбор образовательной услуги и ее поставщика.

В реальной практике управления образованием применение того или иного из указанных механизмов может зависеть от различных факторов: целей образования, вида образовательной услуги, обеспеченности бюджета и т.д. Возможно комбинирование этих механизмов. 

Описанные механизмы, на наш взгляд, создают реальные предпосылки для развития рынка образовательных услуг, конкуренции поставщиков за своих потребителей и, как следствие, обеспечивают рост качества образования.

А теперь рассмотрим эти подходы применительно к разработке модели дошкольного образования. На муниципальном уровне составляется реестр образовательных услуг. Эти услуги дифференцируются по длительности их предоставления в часах (12; 10,5; 3,5), по возрастным группам (5-7 лет, 3-5 и т.д.) и по направленности (общеразвивающая, оздоровительная и т.д.). Затем описывается стандарт и оформляется в виде паспорта услуги, на основании чего производится расчет норматива ее стоимости.

В размере данного норматива денежные средства поступают родителям, которые осуществляют выбор как самой услуги, так и ее поставщика (муниципального или частного). Для детей в возрасте от 5 до 7 лет  выплаты носят целевой характер (в виде субсидий из местного бюджета юридическим лицам), а с 1,5 до 5 лет они имеют форму денежного пособия родителям.

Для обеспечения реального выбора поставщика услуги департамент реструктурирует сеть образовательных учреждений путем перевода бюджетных учреждений в статус автономных и создания условий для развития негосударственного сектора. Основным механизмом  такого развития является передача на конкурсной основе муниципального имущества на длительный срок (до 25 лет) по договорам аренды или концессии под создание частных образовательных учреждений.

Роль муниципалитета в рамках данной модели заключается в создании системы независимого контроля качества. Особенность этой системы заключается в предоставлении возможности потребителю услуги (родителям, управляющим и наблюдательным советам, представителям других организаций) получить квалифицированную оценку ее качества.

Способы внедрения новой модели условно можно разделить на две группы. Первая предусматривает разработку  механизмов передачи денежных средств  поставщику услуги (когда заказчиком услуги выступает орган управления образования) или потребителю услуги (когда заказчиком услуги является сам потребитель). Вторая группа – разработку механизмов реструктуризации муниципальной сети  дошкольных образовательных учреждений и развитие частного сектора.

К первой группе относится:

  • Стандартизация услуги дошкольного образования (фиксация ее структуры и содержания, требований к качеству образовательного результата и условиям предоставления услуги; при этом услуга должна описываться языком, доступным для потребителя).
  • Расчет норматива стоимости услуги (структура норматива должна включать полный объем расходов на ее оказание: затраты на оплату труда, содержание здания, капитальные расходы и т.д.).
  • Технология размещения муниципального задания в образовательные учреждения (муниципальное задание должно отражать требования не только к объему услуг, но и ожидаемые параметры качества).
  • Технология размещения на конкурсной основе муниципального заказа на образовательные услуги частным учреждениям (эта технология включает процедуры  формирования технического задания, конкурсной документации, подписания муниципального контракта и т.д.).
  • Технология «передачи» средств потребителям (целевых выплат, денежных выплат).

Во вторую группу входит:

  • Перевод части бюджетных учреждений в статус автономных; передача нефункционирующих зданий по концессионному соглашению на длительный срок для создания негосударственных образовательных учреждений (конкурсная документация, механизмы работы с потенциальными концессионерами и т.д.).
  • Передача муниципального имущества в аренду, в том числе для создания мини-садов (пакет конкурсных документов, механизмы работы с поставщиками услуг дошкольного образования и т.д.).

Успешное внедрение рыночной модели позволит модернизировать городскую систему дошкольного образования, создать конкурентную среду в сфере предоставления образовательных услуг, повысить их качество и обеспечить реальный выбор родителям детей дошкольного возраста.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum