Volume: 2, Issue: 2

1/08/2010

Маленькая школа – большие возможности
Уитт Дж. [about]

Маленькая школа – большие возможности
Джеки Уит1

Вирджиния Бич Френдз Скул, независимая квакерская школа, была открыта в 1955 году. В настоящее время в школе учатся ребята в возрасте от трех до восемнадцати лет. При приеме самых маленьких, трехлетних ребятишек, мы должны быть уверены в том, что они приучены ходить на горшок и готовы к общению в группе. Это, в основном, означает, наличие готовности участвовать в сензитивных их возрасту видах деятельности и к обучению.

Философия школы строится на основе четырех основных ценностей: община/сообщество, равенство, простота и гармония. Учащиеся всех возрастов, а также их родители, выпускники и педагоги школы актвно пропагандируют и реализуют эти ценности во время уроков и других занятий и видов деятельности.

В зависимости от возраста и степени подготовленности учащиеся дошкольного возраста (3-6 лет) могут быть распределены в одну из трех имеющихся программ дошкольного образования, которая наилучшим образом отвечает их потребностям и способностям. В возрасте 3-4-х лет они попадают в малышовую, так называемую «коттедж»-группу; в возрасте 4-5-х лет – в пред-подготовительную группу; и в 5-6-ти лет – в подготовительную группу.

Всем потенциальным учащимся мы предлагаем посетить дошкольное отделение заранее – причем если речь идет о трехлетних малышах, то они могут провести полдня в составе соответствующей их возрасту группе, а если им от четырех до шести лет, то мы разрешаем два свободных посещения по полдня каждое.  В ходе подобных визитов ребята оказываются в группе своих сверстников вдали от родителей или лиц, их заменяющих. Мы поощряем новичков к участию в групповых делах, но не возражаем, если они предпочитают лишь наблюдать, что происходит в группе.

Мы принимаем решение о приеме ребенка в школу исходя из следующих критериев:

  • Развитость общей и тонкой моторики
  • Объем внимания
  • Уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • Дата рождения
  • Способность работать самостоятельно
  • Способность следовать указаниям взрослых
  • Устные и письменные языковые умения (в случае, когда это уместно)
  • Соответствующие возрасту учебные умения
  • Уровень социальных умений.

Для приема в малышовую группу учащимся необязательно продемонстрировать какие-то академические умения или объем знаний. В этой ситуации мы руководствуемся тем, насколько ребенок: понимает простые данные ему указания; способен слушать воспитателя, не отвлекаясь на соседа; уважает физическое пространство класса и игровой площадки, и, наконец, независим в пределах своего возраста в ходе осуществления какой-то деятельности. (Кстати, для трехлетних ребятишек это может быть период менее пяти минут). Нам очень важно, чтобы первый опыт ребенка в школе оказался позитивным.

В этой программе воспитатели следуют за индивидуальностью ребенка, определяя возможный для него уровень академической нагрузки. Всех без исключения ребят мы включаем в разные виды деятельности, которые готовят их к чтению и счету, но если ребенок проявляет интерес к более серьезным видам работы, то воспитатель несомненно предоставит ему такую возможность в ходе индивидуальных занятий. Вполне нормально, если интересы ребенка поменяются со временем, или если он потеряет интерес к предмету и переключится на что-то другое. Воспитатели не заставляют детей читать, считать или заучивать на память. Однако, мы считаем естественным включение детей в процесс обучения посредством двигательной активности, музыки или игр на запоминание, причем эти виды деятельности используют все воспитатели, работающие с детьми данной возрастной группы.

В «коттедж»-группе мы признаем и уважаем индивидуальные особенности каждого ребенка. Если ребенок предпочитает прятаться в ванной комнате во время общения в кругу, воспитатель не будет воспринимать его поведение как нечто противоречащее порядку и не будет заставлять его выйти оттуда немедленно. Напротив, воспитатель даст малышу возможность вернуться в круг только тогда, когда он сам сочтет необходимым. Очень часто дети сталкиваются с организованной   и структурированной средой впервые лишь в детском саду и, понимая это, воспитатели главным своим приоритетом считают безопасность и самочувствие ребенка.  Мы убеждены, что в ситуации личной безопасности дети лучше усваивают учебный материал, легче откликаются на новые сложные задания, что в целом развивает их способность критически мыслить и ощущать ответственность за результаты своей учебы и за решение возникающих проблем.

Пожалуй, главной отличительной особенностью «коттедж»-группы является предоставление детям свободы в исследовании окружающего мира посредством самостоятельно направляемого и не регулируемого взрослыми свободного времени. Подключая свое воображение и становясь подлинными партнерами в решении любых возникающих проблем, дети учатся принимать на себя ответственность за свои и чужие действия. В этом возрасте чрезвычайно важно помочь ребенку в формировании чувства собственного достоинства. В групповой деятельности легче сформировать ощущение себя и уверенность в своих силах; вместе со сверстниками и педагогами дети «изучают» способность управлять своим эмоциональным и социальным развитием. Это значительно важнее, чем выучить буквы или научиться считать.

Наиболее подходящими для пред-подготовительной группы мы считаем ребят в возрасте приблизительно 4,5 лет в начале учебного года в сентябре, (но не позднее марта следующего года им должно исполниться 5 лет). Педагоги разделяют всю группу на микрогруппы по уровню способностей и тонко направляют учебную работу учащихся, поощряя их к выполнению сложных заданий, но не  доводя детей до изнеможения или состояния тревожности. По сравнению с более младшими ребятишками, дети из этой возрастной группы больше времени проводят в учебных комнатах, но при этом сохраняется возможность для неструктурированных и самостоятельных игр.

Подготовительная группа включает детей, которым уже исполнилось пять или шесть лет, и которые обладают высоким уровнем развития тонкой моторики. Мы стараемся не помещать в подготовительную группу 4-5-летних детей, отличающихся высоким уровнем интеллектуальных способностей, но не обладающих достаточно развитой моторикой для обучения письму и не умеющих сотрудничать с другими детьми в группе с целью достижения успеха. Дополнительный год в пред-подготовительной  группе, на наш взгляд, предпочтительнее, нежели обучение в более академически сложной обстановке, если она не соответствует эмоциональным и социальным потребностям ребенка. В подобной ситуации наш дошкольник остается в более комфортной для него группе сверстников, но педагог дает ему задания более высокого, по сравнению с другими детьми, уровня сложности.

Итак, сохраняя социальную и эмоциональную комфортность детей в «коттедж»-группе, мы предоставляем им свободу в изучении разных академических дисциплин. Языковая программа строится на основе уже имеющихся у ребят знаний в области языка. На всех возрастных уровнях мы используем междисциплинарный подход, и в рамках, соответствующих особенностям каждой группы мы допускаем вариации в работе, связанные с индивидуальными особенностями, потребностями в развитии и стилем обучения. Мы способствуем формированию уверенности в своих силах с целью развития собственных способностей и в соответствии со своими интересами. Мы используем самые разнообразные книги и виды деятельности, которые подготавливают детей к занятиям на более старших ступенях.

Например, изучение математики происходит в ходе непосредственного решения задач, а не выбора правильного ответа из предлагаемого набора вариантов. Это поощряет самостоятельность и развивает мыслительные способности учащихся. Ребята учатся распознавать цифры, выполнять несложные действия, предвосхищать получаемый результат и решать проблемы. Подобные виды деятельности пронизывают все учебные предметы и напрямую связаны с реальной жизнью. В преподавании математики мы исходим из сингапурских учебных планов и программ применительно ко всем возрастным этапам, начиная с пред-подготовительной группы.

Учебные планы и программы по общественным предметам выводят учащихся за пределы семьи, помогают осознать себя в рамках широкого социального пространства. Главная цель состоит в развитии самоуважения и формирования позитивного отношения к учебе. Ребята учатся разным формам взаимодействия в группе, принятию ответственности на себя, включаются в новые виды деятельности, понимают и признают различия между собой, своими сверстниками и педагогами. С целью укрепления культурных связей и сотрудничества с семьями учащихся педагоги всячески поощряют участие родителей в делах и событиях школы. Вопреки возрасту маленькие члены нашего школьного сообщества в равной степени включаются в выполнение социальных, ориентированных на помощь микрорайону проектов, наравне со старшими ребятами. Мы полагаем, что проявление заботы и доброты в отношении своих товарищей по группе или педагогов, или участие в сборе консервированных продуктов для обитателей ночлежек не менее важно, чем процесс обучения как таковой.

Изучение основ естествознания на этапе дошкольного образования ориентировано на исследование и наблюдение знакомых предметов, привычных событий и живых существ. Одна из отличительных особенностей нашего дошкольного образования состоит в предоставляемой педагогам свободе превращать любые возникающие ситуации и «случайные открытия» в обучающие и воспитывающие. Например,  интерес, проявленный к какой-то букашке на игровой площадке, может стать началом исследования мира насекомых. Мы поощряем учащихся к использованию научных методов на основе которых формируются умения критически мыслить и достигать более высоких уровней осмысления действительности. Детям предоставлена полная свобода в исследовании сезонных процессов, в наблюдении за сменой ритмов в природе и таким образом, в расширении их представления об окружающем мире. Благодаря наблюдениям и научным исследованиям природы у дошкольников формируются определенные мыслительные установки, которые приводят далее к пониманию сложности природных процессов.

Наряду с основными, названными выше учебными предметами, наши воспитанники изучают испанский язык и музыку, изобразительное искусство и гончарное дело, а также занимаются физической культурой. Эти дополнительные программы позволяют реализовать самые разные потребности детей. Кроме того, раз в неделю мы приводим ребят в библиотеку, где взрослые читают им вслух  сказки и рассказы, что неизбежно приводит к повышению уровня их грамотности и формирует любовь к чтению. Ежедневные игры на игровой площадке также чрезвычайно важны.

Учащиеся всех возрастов с первого по двенадцатый класс собираются вместе раз в неделю и проводят тридцать минут в молчании. Подобное молчаливое совместное времяпрепровождение  позволяет сформировать представление о духовном, уникальном для каждого человека предназначении, в основании чего лежит квакерское представление о “присутствии Бога в каждом из нас». Правда, самые маленькие дошкольники не участвуют в этом еженедельном событии, но тем не менее, приобщаются к нему, поскольку воспитатели начинают каждый день с момента тишины в группе и со слов ободрения, обращенных к каждому из них.

И, наконец, коротко о философии школы, которая также основывается на квакерской вере в то, что Бог есть в каждом человеке. Уникальность отдельной личности порождает уважение и заинтересованность людей друг в друге. Мы убеждены, что общее богослужение усиливает чувство гармонии, сообщества и духовности.

Мы поддерживаем и поощряем чувство собственного достоинства и эмоциональной безопасности, столь необходимые для развития и взросления детей. Мы убеждены в том, что образовательный процесс предполагает соединение ума и души. Мы ориентируемся на формирование целостной личности, которая бы объединяла в себе интеллектуальный рост с развитием физической, социальной, эмоциональной и духовной сферы.

Мы верим в то, что атмосфера сотрудничества и взаимного уважения учащихся, их родителей и педагогов укрепляет и каждую отдельную личность, и сообщество в целом. Мы признаем ответственность и более широкого сообщества, которое включает в себя семью, школу, Городское собрание, город, страну и весь мир. Школа, как живой, пульсирующий организм, представляет собой  частичку современного общества и потому обязана демонстрировать учащимся заботу о социальной ситуации и о проблемах, возникающих в обществе.

Мы считаем, что руководство со стороны взрослых, взаимодействие детей в группе и глубокие внутренние размышления позволяют детям понять и развить свой собственный «моральный закон».

Мы убеждены в том, что образование обеспечивает фундамент интеллектуального роста, который укрепляет индивидуальную способность и готовность к изменениям. Мы концентрируем внимание на развитии способности применять знания на практике, решать проблемы и оттачивать умения критически мыслить, что в результате позволяет добиться более высоких уровней понимания.

Мы верим в то, что  ориентация нашей школы на индивидуальное развитие учащихся, взаимодействие в группе и ответственность, уважение разнообразия и развитие целостной личности позволяет каждому ученику подняться до своих потенциальных высот.

Заключая, добавим еще раз, что наша ориентация на развитие личности ребенка в целом, обеспечивает ощущение ценности своего «Я», приобщает детей к активному участию в делах всего сообщества и к высказыванию своей точки зрения. Мы заинтересованы в формировании в равной степени добропорядочных людей и отличных учеников. Более старшие учащиеся прямо заявляют, что наиболее важный компонент их «образования» формируется не в силу времени, проведенного в классе, а благодаря значимому общению со взрослыми и между собой, благодаря осознанию собственной значимости в рамках сообщества.

1 Джеки Уит (Jacquie Whitt), директор по приему учащихся, Вирджиния Бич Френдз Скул, г. Вирджиния Бич, штат Вирджиния, CША. www.friends-school.org

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum