Volume: 2, Issue: 3

1/11/2010

Василий Порфирьевич Вахтеров
Богуславский М.В. [about]

В начале XXI века педагогическое наследие Василия Порфирьевича Вахтерова (1853–1924) продолжает привлекать к себе внимание педагогов, решающих   проблемы   совершенствования   учебно-воспитательной работы начальной школы, поскольку оно отражает яркую страницу прогрессивного развития педагогики и школы, демократизации всей системы народного образования России.

Страстной пропаганде знаний, подвижнической идее «ученье свет, а неученье - тьма» Вахтеров и посвятил свою яркую жизнь русского интеллигента из народа. Его имя неотделимо от высших достижений педагогической науки «серебряного века» – составной части всей культуры эпохи.

Говорят, что талант трудно объяснить, но тайну его зарождения надо искать в творческих возможностях ребенка, его радостях и страданиях. Детство Вахтерова прошло в Арзамасе. Он родился 13(25) января 1853 г. в бедности и лишениях, в семье Пестровских, выходцев из сельских дьячков (Вахтеровыми их прозвали по должности отца-вахтера (сторожа) здания Духовного правления).

С детства Василий Порфирьевич обладал блестящей памятью, наблюдательностью, любознательностью и практическим подходом к приобретенным знаниям. И даже при отупляющей атмосфере обучения в духовном училище живой ум мальчика дал хорошие ростки. Он самостоятельно за короткий промежуток времени, не дожидаясь, когда закончится изучение грамматика в училище, «одолел» ее по учебнику, поставив перед собой цель научиться правильно говорить и писать. И сразу же попытался применить полученные знания в сочинительстве «проповеди на тему о подаянии милостыни, выучил ее наизусть и, славя Христа, декламировал ее в каждом доме».

Приобретенные им знания по грамматике он применял, составляя сочинения об окружающей жизни, о своих товарищах и соседях. Жители окраины Арзамаса Бутырок специально собирались по вечерам у дома Вахтеровых, чтобы послушать Васины сочинения. Слушая их, они узнавали самих себя, удивляясь литературным способностям мальчика. Он так же за короткий срок изучил самостоятельно училищный курс арифметики, а, освоив, полюбил ее и однажды решил задачу такой сложности, которую ни один из его товарищей по классу, ни сам учитель не могли  решить.

Мудрые древние философы и писатели-классики стали также друзьями Вахтерова в период обучения в Арзамасском духовном училище. Приобщается он здесь и к великому богатству русской словесности и родного Слова. В 1867 году непреодолимая тяга к самообразованию заставит 13-летнего подростка пешком отправиться в большой город — Нижний Новгород, чтобы поступить там в Духовную семинарию. Но уже во время учебы, юноша присоединится к движению народников и станет «народным заступником» в духе Гриши Добросклонова — героя поэмы  Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Он беззаветно предан идее, что грамота и культура помогут изгнать из жизни крестьян беспросветную нужду и невежество. «Хождения в народ» закончились немалыми разочарованиями.

В 1871 г. Вахтеров пытается усовершенствовать свои профессиональные возможности. Он выдержал экзамен на домашнего учителя и в 1872 г. получил назначение учителем в Василь-Сурск, а затем в Ардатов Нижегородской губернии. Характерно, что 12 рублей, чтобы выкупить дипломное удостоверение, у него так и не оказалось...

В 1874 году Вахтеров оканчивает одногодичные курсы при Московском учительском институте. С 1875 г. он учитель и одновременно заведующий Духовщинским городским училищем Смоленской губернии. Увлеченный своей работой, В.П.Вахтеров стремился овладеть педагогическим мастерством, и многое изменил в школе. В учительской деятельности он опирался на демократические и гуманистические принципы организации учебного процесса, пытался использовать новые методы и формы обучения.

Новаторская деятельность В.П.Вахтерова в Духовщине была также связана с открытием в 1878 г. женской прогимназии, в организации которой он принял активное участие и председателем которой был вскоре назначен. Яркой страницей в жизни В.П. Вахтерова являлась его инспекторская деятельность. С 1881 по 1890 гг. он был инспектором народных училищ Смоленской губернии, а с 1890 по 1896 гг. Москвы.

Несмотря на реакцию 1880-х гг., время школьных контрреформ, ущемления деятельности земских школ и полицейский произвол, именно на Смоленщине у В.П. Вахтерова формировались и практически воплощались демократические и гуманистические идеалы на развитие и образование человека. Его общественная, педагогическая деятельность была направлена на распространение начального образования в губернии, на изменение материального, общественного и юридического положения учителей, повышение их профессиональной компетентности и мастерства.
Для учителей В.П.Вахтеров являлся не начальником, осуществляющим строгий надзор за деятельностью школ в соответствии с циркулярами Министерства народного просвещения, а мудрым наставником, другом, помощником. Он всегда находил удачные приемы в работе учителя, помогал в решении методических вопросов, давал показательные уроки, где демонстрировал пример новой методики занятий.

Большой размах приобретает деятельность В.П.Вахтерова как инспектора в Москве. Он являлся членом комиссии по народному образованию Московского губернского земства, членом комитета грамотности, организатором многочисленных библиотек, школьных музеев, воскресных школ. Кроме того, педагог постоянно выступает с докладами, издает книги для народного чтения, руководит студенческим кружком по подбору и рассылке книг для крестьян, содействует в создании частной библиотеки «Образование» для рабочих.
Итак, служение делу просвещения «всеми способами, какие представлялись»  таково было главное содержание жизни В. П. Вахтерова в эти первые годы московской жизни.

Постепенно его деятельность приобретает широкую популярность. Большой резонанс вызывает выступление в 1896 г. на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде, куда съехалось много учителей. Не случайно на выставке именно Вахтеров выступил перед многочисленными педагогами с идеей организации учительского союза и профессионального Общества Взаимопомощи. Известный в то время учитель М.И. Обухов вспоминал: «Пожалуй, здесь же на выставке и выявилась впервые  карьера Вахтерова, как мощного педагога, который затмил выступлением все педагогические силы того времени, собравшееся со всех концов России учительство здесь впервые услышало живое слово новатора в педагогическом мире. Его эрудиция, взгляды на дело народного образования, знание природы ребенка и новые взгляды на вопросы преподавания приковывали внимание аудитории. Лекции Вахтерова на выставке перевернули наши умы и заставили, по разъезде с выставки, сразу во всех концах России подходить к ребенку с иной стороны, применять новые методы в обучении, отбросив рутину».

Ученый стремился изменить взгляды учителей на ребенка, ориентируя их на гуманистические и демократические идеалы в образовании. И когда в конце декабря - начале января 1896 г. II московский съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в составе 1756 делегатов бурно обсуждал предложенный В.П. Вахтеровым уникальный проект введения в стране всеобщего бесплатного начального обучения, стало ясно, что в России появился смелый и талантливый деятель начального образования.

Его идеи взволновали тогда всю передовую общественность страны. Ведь состояние грамотности народа было одним из самых наболевших вопросов русской жизни. Правительственной поддержкой пользовались, прежде всего, церковно-приходские школы. А земские школы, после отмены крепостного права призванные научить народ грамоте, чаще всего влачили жалкое существование. Но именно они, как доказывал Вахтеров, и решали судьбу массового образования, а значит и России в целом: «Величие, благосостояние, промышленность, финансы, мирное культурное развитие страны, правильный ход всех ее общественных учреждений зависит от количества знаний в народе».
Ученый своими передовыми идеями и новаторской деятельностью вызывает настороженность со стороны Министерства народного просвещения, которое обвиняет его в неблагонадежности и в «крамольных намерениях». В сентябре 1896 г. он был вынужден уйти в отставку. Уволенный со службы В.П.Вахтеров не оставляет научно-педагогической и общественной деятельности и вносит значительный вклад в формирование гуманистической парадигмы воспитания и образования.

Даже перечислить трудно все начинания и заслуги Вахтерова, которыми он вошел в историю России. Пять лет он председательствует в Московском комитете грамотности и во всероссийских масштабах находит отклик его обращение к москвичам помочь народной школе в создании библиотек, музеев, наглядных фондов. Входит в комиссию Московского губернского земства и ходатайствует о пенсионном обеспечении учителей, организует работу их профсоюзов, способствует открытию многих частных воскресных школ. При инициативе Вахтерова проходят все первые всероссийские съезды по народному образованию, преподавателей русского языка, даже съезд обществ взаимопомощи учащихся.

На рубеже XIX – XX веков В.П. Вахтеров создает комплекс учебников и учебных пособий для начальной школы инновационной и гуманистической направленности. В 1897 г. выходит его «Букварь», затем «Новый букварь», «Первый шаг».

Одним из самых крупных достижений Вахтерова как педагога и методиста является его книга для классного чтения «Мир в рассказах для детей». Если бы Вахтеров ничего не создал и ничего не оставил нам, кроме этих замечательных книг, то их одних вполне достаточно, чтобы увековечить имя Вахтерова в истории педагогики.

Книги «Мир в рассказах для детей» представляли собой несомненный шаг вперед. Они были построены на основе предметного обучения, принципа наглядности и содержали в себе не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся, проведения опытов, применения разнообразных методических приемов. Помимо разработки проблем общей методики начального обучения, В. П. Вахтеров многое сделал и для продвижения вперед методики обучения по отдельным учебным предметам начальной школы.

Особенно велик его вклад в методику обучения грамоте. Являясь сторонником звукового метода, которому так много внимания уделял Ушинский, он, развивая положения Ушинского, вносит новое содержание в методику обучения грамоте. Вахтеров научно обосновал звуковой метод обучения и взял его за основу при составлении букваря («Русский букварь», «Первый шаг», «Новый русский букварь») и методического руководства к нему «На первой ступени».
Из всех книг для чтения в начальной школе учебники Вахтерова заслуженно пользовались наибольшей популярностью и получили в дореволюционное время самое широкое распространение. До революции «Букварь» издавался 118 раз.

Можно без преувеличения сказать, что они вытеснили все другие учебные книги. По его букварю и книгам для чтения «Мир в рассказах для детей» ни одно молодое поколение усвоило грамоту, приобщилось к русской культуре и приохотилось к науке. И в первые годы строительства советской школы  (1918—1925) книги Вахтерова «Мир в рассказах для детей» рекомендовались Наркомпросом как одни из самых лучших. Таким образом, четверть века по книгам Вахтерова учились молодые поколения нашей страны.

В это же время Василий Порфирьевич руководил редакцией школьной и народной литературы в издательстве Сытина. О личном вкладе Вахтерова – просветителя лучше всего скажет следующий факт. За 19 лет (с 1893-1912 г.г.) с его помощью Сытиным было выпущено 350 названий учебников и учебных пособий для средней и начальной школы.

В начале ХХ века Вахтеров все мощнее заявляет о себе не только как о методисте, лидере общественно-педагогического движения, но и как о самобытном и глубоком ученом-педагоге. В трудах, отражающих проблемы нравственного воспитания, была обоснована стройная система взглядов педагога на цель, задачи, содержание, средства и методы нравственного воспитания в начальной школе. Он исходил из того, что образование и воспитание должны носить научный, светский характер. При этом, по его убеждению, духовно-нравственное развитие личности невозможно без опоры на приоритетные национальные ценности в их неразрывной связи с ценностями общечеловеческими. Процесс обучения педагог рассматривал в качестве средства развития умственных и нравственных сил, а формирование личности связывал с ее внутренним стремлением к развитию и влиянием окружающей среды.

Отводя основную роль в нравственном воспитании учащихся учителю, Вахтеров утверждал, что педагог начальной школы в первую очередь должен изучать своих воспитанников, их наклонности, интересы и способности. К решению проблемы нравственного воспитания Вахтеров подходил с позиции всестороннего изучения ребенка, позволяющего учителю получить полное знание о существенных чертах личности ученика, целостное представление о нем. Вахтеров обосновывал необходимость индивидуального подхода в воспитании. Такой новый, научный подход к изучению личности воспитанника преследовал гуманистическую направленность процесса воспитания.

Идеал нравственного воспитания Вахтеров выводил из идеала общественного, потому что нравственность человека формируется на основе приспособления к общественному идеалу. Нравственное воспитание, по глубокому убеждению Вахтерова, состоит в том, чтобы, направляя развитие растущего человека, влияя на формирование способностей и на духовное совершенствование, создать наиболее благоприятные условия для его социального общежития, для приготовления к жизни в обществе на гуманно-демократических принципах.
Вахтеров свято верил в установление в России демократического государства, построенного на основах свободы, равенства и братства. Педагог справедливо считал, что орудием борьбы за установление нового демократического строя является просвещение, в частности, всеобщая грамотность народа и его нравственное воспитание. Он отстаивал широкий круг реальных знаний, «последнее слово науки» для народа, а также трудовое обучение, связанное с освоением наук.

В 1913 году он издает книгу «Основы новой педагогики», где предпринял плодотворную попытку разработки новой педагогической теории, сразу привлекшей внимание общественности.  

В.П.Вахтеров знаток и исследователь психических и возрастных особенностей младших школьников. Высшей ценностью гуманистической педагогики для него всегда являлась личность ребенка, ее индивидуальность и неповторимость. В данной связи педагог считал важным изучение личности школьника и знание его особенностей. Определяющим в формировании и развитии личности ребенка, ученый считал единство биологических и социальных начал воспитания, но особо подчеркивал значение саморазвития, самовоспитания, собственной активности и самодеятельности в развитии личности, т.е. того, что в современной педагогике и психологии называется «Я-концепцией».

В.П.Вахтеровтакже создатель целостной личностно-ориентированной дидактической системы обучения в начальной школе, которую он назвал «предметный метод обучения». В центре этой системы находится личность ребенка. Компоненты его дидактической системы (содержание образования, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы, деятельность преподавания, деятельность учения) подчинены ее гуманистической цели гармоничному развитию личности растущего человека.
Развитие В.П. Вахтеров рассматривал как комплексную задачу, включающую в себя развитие совокупности качеств личности (развитие ума, воли, чувств, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и др.). Данное направление ученый называл  «эволюционной педагогикой». Подчеркивая актуальность идей гуманистической педагогики, Вахтеров сформулировал главный принцип гуманистического подхода к воспитанию уважение природы ребенка, предоставление ему возможности свободного, нормального развития, недопустимость средств воспитания, унижающих человеческое достоинство, травмирующих психику ребенка. В силу этого он призывал учителей и родителей уважать человека в ребенке, не оскорблять его достоинство, деликатно относиться к его чувствам.

У него было много творческих планов. Василий Порфирьевич хотел писать статью в защиту сказки, и кое-какие наброски остались в его рукописях. Остались в рукописях и другие начатые и неоконченные работы: собирался написать популярную педагогику для широких масс, но уже не успел.

В. П. Вахтеров умер 3 апреля 1924 г. и похоронен на Дорогомиловском кладбище в Москве, и — символично, что  могила его окружена целым кольцом маленьких детских могилок, точно и после смерти он захотел быть среди детей, которых он всегда любил и о которых так много думал…

1 Богуславский Михаил Викторович – член–корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, г.Москва.

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum