Volume: 2, Issue: 3

1/11/2010

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на основе учебно-методического комплекта
Кондаков А.М. [about]

Кондаков А.М., Логинова О.Б., Плешаков А.А., Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Весной прошлого года в редакции одного из старейших российских педагогических журналов «Начальная школа» состоялся «круглый стол» «Учебно-методический комплект «Школа России» как инструмент реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения». В нем приняли участие руководители и редакторы издательства «Просвещение», авторы учебников комплекта «Школа России», сотрудники редакции, члены редакционной коллегии и редакционного совета журнала «Начальная школа», более 100 учителей и методистов Москвы и других городов России.

А.М.КОНДАКОВ, научный руководитель проекта по разработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук (Москва).

Мы обсуждаем Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. Отметим, что это «живой» механизм, который продолжает апробироваться и совершенствоваться. Назову направления, по которым продолжаются исследования, носящие фундаментальный характер, к которым издательство готовит прикладные материалы, доводит их до состояния, в котором они могут быть восприняты конечным потребителем — учителями, методистами, учащимися.

Одно из таких направлений — исследования современной информационно-образовательной среды, которая сейчас совершенно иная, нежели несколько лет назад, и вопрос заключается не только в том, чтобы понять, что это за среда, как она функционирует, каковы принципы ее организации, но и в осознании дидактики этой среды — каким образом использовать ее для достижения целей и задач образования. Задача, которая была поставлена перед коллективом ученых в самом начале работы над пакетом документов нового поколения стандартов, была предельно простой — новый вариант стандарта не должен быть революцией в образовании. С нашей точки зрения, слово «инновационность» в отношении образования должно употребляться очень аккуратно, т.е. то, что мы предлагаем, должно быть понятно, апробировано в широкой педагогической практике, построено с обязательным учетом потенциала современного образования. Сюда относятся и материально-техническая база, и кадровый потенциал, потому что любые, самые замечательные задумки ученых часто «разбиваются» об учителя, который либо не принимает того, что ему предлагается, либо не готов к этому.
Ключевые принципы построения стандартов второго поколения:

- опора на опыт российской и советской школы, лучший мировой опыт, учет предшествующих реформ образования, стандарта 90-х гг. ХХ в., стандарта 2004 г.;
- рассмотрение в качестве основных концепций развивающего обучения, теории деятельностного подхода, в итоге трансформировавшейся в системно-деятельный подход в обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов);
- принятие концепции «ядра» и «оболочки», которая закладывается в фундаментальное ядро содержания образования (А.И. Маркушевич);
- выдвижение принципа поликультурности.

В чем отличие ФГОСа второго поколения от предыдущих?

Во-первых, в том, что авторы создавали опережающую модель развития образования. На протяжении последних двадцати лет мы пытались копировать лучший зарубежный опыт, говорили об организационно-экономических механизмах, компетентностном подходе и многих других вещах, перенося их на российскую почву, таким образом реализуя «догоняющую» модель развития. В новом стандарте предложена опережающая модель, основанная на российских ценностях, на российской научной и культурной базе, на том, что принимается, что знакомо, узнаваемо в нашей стране.

Во-вторых, мы проектировали стандарт, входящий в важнейший системообразующий ресурс социокультурной модернизации, таким образом выводя само образование на иной качественный уровень жизни российского общества. Стандарт представляет не набор «примерных программ, требований к уровню подготовки ученика», как было раньше, а все области образовательной практики, что соответствует новой трактовке статьи 7 Закона «Об образовании».

Figure 1

 

Иннновационность разработанного стандарта проявляется, во-первых, в том, что впервые использована теория общественного договора. В данном случае это договор с семьей и государством относительно требований к результатам образования. Здесь заложено следующее. Общество рассматривается авторами нового стандарта как гражданское, и потому требования к результатам образования формулируют не партия и правительство (как было в советское время) и не педагогическое сообщество (как это было в постсоветское время); это результат согласования потребностей между семьей, обществом и государством — основными субъектами образования. Эта работа выполнялась Российской академией наук (результаты представлены на соответствующем сайте). В предыдущей трактовке стандарта говорилось, что стандарт — это обязательный минимум знаний и требования к уровню подготовки, соответственно предметом «замера» было, насколько выпускник показывает освоение этого минимального уровня. В новом варианте стандарта заложена солидарная ответственность прежде всего семьи, а также общества и государства за результат образования: одни должны финансировать образование,  другие — создавать для него условия, но и семья должна обеспечить ребенку возможность реализовать тот шанс, который дает общество и государство, предоставляя ему возможность получить образование.

Во-вторых, инновационность стандарта второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе к обучению. Авторский коллектив внимательно изучил ситуацию с так называемыми развивающими системами обучения, проанализировал причины, по которым они не стали массовыми (3% школьников обучаются по этим системам). Задача же состоит в том, чтобы разработать такой стандарт, который будет реализуем никак не менее 85% российских учителей, столько же учащихся должны усвоить его содержание. Ученые — последователи и ученики П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и других разработали концепцию системно-деятельностного подхода, который и реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился новый для нашей системы образования термин — планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности. В структуре базисного образовательного плана четко обозначена вторая половина школьного дня. Этим подчеркивается возвращение воспитания в общую систему образования, не де-факто, а де-юро как требование к результату. В начальной школе предполагается выделить примерно 10 часов еженедельно на внеурочную деятельность, которая позволит реализовать задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания, спортивно-оздоровительной работы и пр. Системно-деятельностный подход дает также ученику возможность уже в I классе осуществлять проектную деятельность.
В соответствии с новой системой требований создается система нормативов, обеспечивающих деятельность образовательных учреждений. Прежде всего, речь идет об ожидаемых результатах обучения. Мы рассматриваем школу как фундамент гражданского общества. В новом стандарте появился документ «Концепция духовно-нравственного воспитания», являющийся самым главным в пакете документов стандарта второго поколения. Он задает те параметры ценностных ориентиров, которые являются результатом общественного договора, согласия. Здесь мы возрождаем понятие национального воспитательного идеала.

Под общей целью образования мы понимаем воспитание личности, соответствующей идеальному представлению о человеке, на обучение и развитие которой направлены усилия семьи, школы и государства. В этом контексте цель образования — воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. Эта цель может быть достигнута только в том случае, когда общество опирается на отечественные традиции и соблюдает преемственность по отношению к воспроизводству идеалов предшествующих эпох. Национально-нравственный идеал предполагает формулировку системы ценностей, которая является основой нашего общества. Понятно, что выработать такой идеал в полиэтнической, поликонфессиональной стране — сложная задача. Национально-воспитательный идеал ушедшей эпохи приводил к отрицанию старого. До сих пор наше общество пожинает плоды деидеологизации 90-х годов, которая в итоге привела к разрушению системы ценностей,  консолидирующих общество.

Современный национально-педагогический идеал — это ответственный, инициативный, компетентный гражданин России. Впервые за постсоветский период перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на отечественные традициии, преемственна по отношению к воспроизводству идеалов прошлых времен, наши дети должны быть укоренены в традициях российского народа. Это идеологический фундамент нового стандарта.

Потребовалось и определение системы ценностей. О тех понятиях, которые предлагаются в стандарте, можно спорить, с ними можно не соглашаться, но авторы стандарта готовы отвечать за формирование российской идентичности, где ценностями признаются:

патриотизм, гражданственность (любовь к России, своему народу, малой родине, служение Отечеству). Эти понятия являются многоуровневыми, начинающими формироваться в семье и не заканчивающими свое формирование представлениями о великой России;
социальная солидарность (свобода личностная и национальная, доверие к людям и институтам государства и гражданского общества и т.д.);
труд и творчество (созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость);
научные представления (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (представления о вере и духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира).

Как формировать эти ценности? С помощью создания системы учебной и внеучебной работы. Обучающая и воспитывающая функции школы никуда не исчезают, но становятся другими ценности, идеалы.

Figure 2

Федеральный государственный образовательный стандарт — это конвенциональная норма, реализующая общественный договор о требованиях к результату общего образования. На схеме (см.: выше) видны требования, которые предъявляют семья, государство и общество к выпускнику. Каким в идеале должен быть ученик начальной школы?

Figire 3

В стандартах второго поколения заложена и новая система оценивания результатов. В основу разработки планируемых результатов легли требования к знаниям, умениям и навыкам комплекта «Школа России».

В новом стандарте разработчики постарались сформулировать, каким должен быть современный учитель. Во-первых, это профессионал, который:

— демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
— инициирует пробные действия учащихся;
— консультирует, корректирует их действия;
— ищет способы включить в работу каждого ученика.

Во-вторых, это воспитатель, который:

— создает условия для приобретения детьми жизненного опыта;
— является «соучастником» событий, третейским судьей.

Учитель также оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать. Кроме того, современный учитель должен быть «ИКТ-компетентен»: владеть основными инструментами пользователя компьютера, мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта) и ИКТ-средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом, цифровое и мультимедийное учебное оборудование).

О.Б.ЛОГИНОВА, эксперт-разработчик ФГОС, лауреат Премии Президента РФ в области образования, кандидат педагогических наук (Москва).

К результатам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы (в ходе контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов), относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

—  системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
— умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
— коммуникативных и информационных умений;
— системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
К результатам, которые не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
— ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
— характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
— индивидуальные личностные характеристики.

Планируемые результаты разработаны для всех учебных программ и двух сквозных междисциплинарных программ, которые реализуются на всех уроках.
На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты. Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале. Особое место в последнем занимают русский язык, математика, чтение и универсальные учебные действия.

А.А. ПЛЕШАКОВ, научный руководитель комплекта «Школа России», автор учебного курса «Окружающий мир», лауреат Премии Президента РФ в области образования, кандидат педагогических наук (Москва).

Обсуждая сегодня УМК «Школа России» в контексте требований нового образовательного стандарта, мы должны ответить на главный вопрос: может ли этот комплект служить инструментом реализации ФГОС? Ответ, без сомнения, будет утвердительным. Сравнение пакета документов, представляющих стандарт, с концепцией УМК «Школа России», его программами и учебниками показывает, что по всем основным позициям есть совпадение, в некоторых случаях требуется корректировка, которая в настоящее время осуществляется. При сравнении хорошо видно, что заложенная еще в 2000–2001 гг. концепция комплекта «Школа России» практически совпадает с идеологией стандарта второго поколения. Авторы комплекта уже тогда понимали, что с начала 90-х годов ХХ в. отечественное образование стало «выпадать» из культурно-исторического контекста, глубоко укорененного в российских традициях: доминантой в образовании у нас всегда было воспитание. Вот почему была обозначена первая принципиальная особенность комплекта «Школа России»: он носит личностно-развивающий характер с приоритетом духовно-нравственного развития. Сегодня мы видим, что в новом стандарте на государственном уровне закрепляется эта позиция.

Другая принципиальная особенность комплекта «Школа России» состоит в том, что он обеспечивает гражданско-ориентированное образование младшего школьника, иначе говоря, средствами УМК предлагается воспитывать гражданина России.

Ничего подобного в других комплектах в концептуальном плане в те годы не было. Создатели комплекта «Школа России» формулировали этот принцип уверенно, предвосхищая будущее: сегодня гражданско-ориентированное образование становится государственной нормой.

В концепции комплекта «Школа России» был обозначен и деятельностный характер образования, которому в стандарте уделяется очень большое внимание. Этот принцип реализован во всех учебниках комплекта, и сейчас при доработке учебников он усиливается за счет развертывания программы формирования универсальных учебных действий, являющейся одним из ключевых компонентов нового стандарта.

Одним из важнейших положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Условно его можно назвать «Познаем мир вместе». Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: совместное чтение познавательной литературы, совместные наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), совместные прогулки и путешествия (экскурсии в музеи, поездки по родной стране и т.п.) и множество других ситуаций. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для ребенка форме решает задачи формирования нравственных ценностей.

Особенно ярко ориентация на формирование семейных ценностей проявляется в учебнике для II класса, где с самого начала, с первого урока, ребенок вводится в мир семьи, которая представлена в виде действующих лиц учебника (мама, папа, сын Сережа, дочь Надя, а также домашние животные — собака Рыжик и попугай). Эти герои принимают участие в изучении всех тем курса. Таким образом, появляется возможность сюжетного построения уроков, при котором в учебных ситуациях моделируются взаимоотношения в семье. Представлены различные стороны семейных взаимоотношений: взаимопомощь, забота друг о друге, совместные занятия, игры, отдых, ведение домашнего хозяйства и т.д. При этом в ряде случаев привлекаются другие персонажи: бабушка и дедушка, которые живут в селе, друзья героев, которые живут в Санкт-Петербурге, и т.д., что позволяет показывать ценность родственных и дружеских отношений.
Специальная система заданий связывает учебник и рабочую тетрадь, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой и научно-популярной литературе.

Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например для предмета «Oкружающий мир» это интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.

Л.М.ЗЕЛЕНИНА, автор учебного курса «Русский язык», ведущий научный сотрудник РАО, кандидат филологических наук (Москва).

Рассмотрим организацию учебной деятельности на уроках русского языка. Психолого-педагогические модели построения всех тем в наших учебниках включают общие для всего комплекта подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:

— постановка проблемы, цели и ее анализ учащимися совместно с учителем;
— самостоятельная формулировка учениками открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д.;
— уточнение сформулированных учащимися обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику;
— введение соответствующей терминологии;
— выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.

Т.Е.ХОХЛОВА, автор учебного курса «Русский язык», заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 710, заслуженный учитель РФ (Москва).

Учебники направляют деятельность учителя, так как в них отражены цели и содержание работы по каждой теме, ее распределение во времени; представлены средства организации учебно-познавательной деятельности учащихся (условные обозначения, аналитические планы); сформулированы результаты, к которым должны прийти ученики (признаки и определения понятий, способы распознавания изучаемых фактов языка, алгоритмы действий, орфографические правила и т.д.).

Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках русского языка, значительное место занимает система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы; помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности; раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного результата; поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях; формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля; способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и того, почему предпочтительно действовать так, а не иначе.
Особую роль в учебниках выполняют сведения о языке, которые даются школьникам в основном для размышления, более глубокого понимания, осознания, в отдельных случаях — для запоминания. Методическая система учебников русского языка ориентирована на воспитание у младших школьников желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка; она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности.

1 Печатается в сокращенном варианте с письменного разрешения редакции журнала «Начальная школа». Впервые и в полном объеме материал опубликован в журнале «Начальная школа»,  № 9, 2009.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum