Volume: 2, Issue: 3

1/11/2010

Обучение работе с книгой на уроках литературного чтения в начальной школе
Тихомирова Е.А. [about]

Ведущая цель обучения чтению в современной школе – формирование активного читателя, не только владеющего прочными навыками чтения, но и подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении и самообразовании.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования, и в первую очередь изменилась социальная ситуация развития современных детей. Если раньше основными источниками информации о мире, обществе, человеке и природе были для ребенка уроки в школе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира у подрастающего поколения. Расширение кругозора, рост эрудиции – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации порой оказывает  негативное влияние на формирование личности ребёнка, поскольку  поступающая информация часто бессистемна, чрезмерна и не учитывает возрастных и психологических особенностей детей. Телевидение, фильмы, Интернет явно вытесняют чтение. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Следствием этого становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Как и в эпоху борьбы с неграмотностью, лозунгом современной школы, к сожалению, становится требование «научить ребёнка читать» – читать целенаправленно, осмысленно, творчески [2].

Содержание обучения чтению определяет одну из важнейших задач воспитания и развития личности: не просто усиление воздействия книги на интеллектуальное развитие школьника, а создание системы непрерывного литературного образования, основы которого  необходимо закладывать уже в начальной школе.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется «владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания» [5].  Такое обучение тесно связано с реализацией деятельностного подхода в обучении, с решением задачи саморазвития, превращения ученика из объекта в субъект деятельности. Напомним, согласно С.Л.Рубинштейну, субъектность – «внутренний стержень» личности – предопределяет особую – событийную – представленность человека в мире: не только человек вступает в отношения с миром, но и мир не может не учитывать наличия в нём человека как субъекта познания, преобразования, общения, творчества [3].

По нашему мнению, программа Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» для четырёхлетней начальной школы как раз и ставит своей целью формирование основ литературного образования учащихся младших классов. Это не только обучение правильному, сознательному, выразительному чтению, но и формирование умения работать с книгой. Обучение осуществляется посредством системы упражнений с книгой, специально направленной на выработку читательских умений. Постоянно проводится корректирующая работа по формированию читательских возможностей в соответствии с индивидуальным темпом чтения каждого ребёнка.

Литературным материалом для работы учащихся являются учебники и учебные пособия: в 1 классе книги-тетради «Учимся читать», в 2-4 классах книги «Литературное чтение», «Хрестоматия по литературному чтению» и рабочие тетради, составленные Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой. В учебники вошли произведения русской и зарубежной классической литературы для детей, современной детской литературы, там также помещены литературные игры и задания творческого характера. Все это позволяет решить следующие проблемы, как заинтересовать учеников книгой и как помочь им познакомиться с миром книг, научиться слушать, читать и ориентироваться в них?

В пособиях дано большое количество разнообразных текстов и заданий к ним, которые устраняют дефицит учебного материала. Благодаря этому на уроках литературного чтения можно применять различные формы работы: индивидуальную, фронтальную и групповую, а также осуществлять дифференцированное обучение.

В работе над литературными произведениями используются разнообразные методические средства и приёмы обучения:

1. Формы чтения: чтение «цепочкой» (учащиеся, сменяя друг друга, читают текст по смысловым частям вслух), комбинированное чтение (одну из частей текста читает учитель, остальные части – ученики), самостоятельное чтение молча.
2. Составление плана: картинного или логического в виде установления «смысловых вех» или развёрнутой модели.
3. Пересказы прочитанного: подробные и сжатые, творческие и выборочные.
4. Творческие приёмы чтения: чтение в лицах, по ролям, выделение диалогов, реплик.

Выбор ведущего способа и конкретных приёмов работы над произведением определяется спецификой его содержания, жанровыми особенностями и целевой установкой урока.

В 1-2-х классах на уроках литературного чтения идёт обучение специальным навыкам работы с художественным текстом, развитие читательского интереса. Уже с первого класса дети овладевают такими литературоведческими понятиями, как «жанр» и «тема произведения».

В 3-4-х классах учащиеся получают первое представление о «родах» литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество писателей, о понятии «авторская позиция писателя».

Включить в активную работу каждого ученика на уроках литературного чтения помогает приём моделирования или составление схематического плана через систему заместителей (создание обложки произведения или модельного плана). Моделирование в данном случае выступает как средство, позволяющее сформировать конкретные практические действия-умения работать с книгой.

Например, в 1 классе моделирование позволяет формировать литературоведческие понятия  «жанр» и «тема» через активную познавательную игру. При знакомстве с литературным произведением на уроках вводится система заместителей:

Заместители [1]

Жанры:     Темы произведений:
Рассказ о родине – красный цвет;
Сказка о людях (детях) – жёлтый цвет;
Стихотворение о природе – зелёный цвет;
Басня о животных – коричневый цвет;
Загадка о волшебстве – синий цвет.

После чтения или слушания произведения учитель предлагает ученикам нарисовать модель обложки, используя данную систему заместителей. Такая работа позволяет учителю увидеть успехи детей, оказать помощь тому, кто не справляется или не понимает. Моделирование даёт возможность проверить работу всего класса в течение одной-двух минут. Каждый ученик выполняет задание в соответствии со своими возможностями.

Приём моделирования также помогает научить видеть структуру литературного произведения и составлять его план, что является основой при овладении учащимися различными видами пересказа. В 1-2-х классах при составлении плана используются элементы рисунка, а в 3-4-х классах – система заместителей.

Моделирование позволяет учителю:

─ включить каждого ученика в процесс познания;
─ дать возможность работать в соответствии со своими возможностями;
─ создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями (особенно это важно в первых классах);
─ научить подробно пересказывать произведение,
─ активно развивать устную речь детей.

Литературное образование опирается, несомненно, и на творческую деятельность младших школьников. Занимаясь художественным творчеством, ребёнок выражает себя, свой внутренний мир. Одна из задач программы по литературному чтению – создать условия для развития творческих способностей детей и преодолеть «барьер» между письменной и устной речью. Много письменных заданий, где дети высказывают свои мысли, суждения, доказывают свою точку зрения, даётся на уроках литературного чтения. Например: сравни произведения А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и народную индийскую сказку «Золотая рыба» или напиши свой конец «Сказки» Н.П.Вагнера (сказка написана без конца) [6].

Такие задания развивают интеллект детей, обогащают их словарный запас и читательский опыт.

Почему же мы рекомендуем обучение по программе Л.А.Ефросининой «Литературное чтение»? А потому что эта программа позволяет сформировать у учащихся высокий уровень начитанности, хорошо развитую устную и письменную речь, любовь и устойчивый интерес к чтению художественной и научно-популярной литературы.

Ниже мы предлагаем нашу разработку урока литературного чтения во втором классе на тему: рассказы о природе И.С. Соколова-Микитова.

Задачи урока:

  • отработать навык чтения;
  • формировать умение подробно пересказывать план-схему произведения;
  • расширять круг чтения учащихся.

Материал к уроку:

─ книга с рассказами И.С. Соколова-Микитова «Русский лес»;
─ «Зима в лесу» И.С. Соколова-Микитова (Ефросинина Л.А. «Литературное чтение», учебник для уч-ся 2 кл., М., 2004);
─ Ефросинина Л.А. «Литературное чтение», рабочая тетрадь для уч-ся 2 кл., М., 2004.

Ход урока:

1. Слушание произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес» (читает учитель).
2. Беседа:

  • Понравилось ли вам это произведение?
  • Что понравилось,  что запомнилось?

3. Построение  модели:

Что мы слушали: сказку, стихотворение или рассказ? О ком или о чём этот рассказ? Изображаем на модели: «Рассказ о природе».
Как зовут автора произведения? В модели дети пишут фамилию автора: Соколов-Микитов.

Как вы думаете, как озаглавил автор своё произведение? Автор назвал рассказ «Русский лес». Вписываем заголовок в модель.
У детей получается следующая модель обложки произведения:
 

4. Работа по содержанию произведения строится на основе следующих вопросов: «О чём рассказывается в произведении? Какой зимний лес? Почему автор пишет «Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься»? А как себя нужно вести в зимнем лесу, чтобы увидеть его красоту?» А вот как пишет об этом автор: «Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться».

5. Физминутка «Прогулка по лесу».

6. Работа по учебнику, рассказ И.С. Соколова-Микитова «Зима в лесу», задания:

  • Прочитайте заголовок, фамилию автора. Знакома ли вам фамилия автора?
  • Итак, какое  произведение вы будете сейчас читать?
  • Затем дети самостоятельно читают рассказ «Зима в лесу» и отвечают на вопросы: «Что вы читали? Какие слова были вам непонятны? О чём или о ком это произведение?»
  • После этого предлагается прочитать рассказ вслух по частям  и составить план-схему в рабочих тетрадях.

7. Выполнение задания по созданию собственной модели обложки произведения и сравнение моделей двух произведений.

8. В заключение предлагается снова ответить на вопросы: «Рассказы какого писателя мы сегодня слушала и читали? О ком и о чём пишет И.С. Соколов-Микитов?»

9. Домашнее задание. Дети по желанию выбирают один из вариантов задания:

  • пересказать по плану рассказ «Зима в лесу»  И.С. Соколов-Микитова;
  • выполнить творческое задание в рабочей тетради: «Написать продолжение рассказа, каких ещё животных можно увидеть в зимнем лесу»;
  • найти дома или в библиотеке книги с произведениями И.С. Соколова-Микитова, прочитать, принести в класс и рассказать о них.

Список использованной литературы

  • Ефросинина Л.А. Уроки чтения, слушания, письма и работы с детской книгой. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Потёмкина Т.В., Кравченко Н.С. Справочник начальной школы. М.: Айрис Пресс, 2006.
  •  Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
  •  Методические особенности обучения работе с книгой учащихся четырёхлетней начальной школы (Курсы повышения квалификации для педагогов начальной школы) Л.А.Ефросинина. – Москва, МИОО, 2009.
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. - 2 изд. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
  • Уроки обучения грамоте и литературного чтения в начальной школе. Из опыта работы. Составитель С.А. Денисова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

1 Тихомирова Екатерина Андреевна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №533, г. Москва.

chris (Jan. 06, 2018)
Just wish to say your article is as astonishing. The clarity in your post is just great and i can assume you are an expert on this subject. Fine with your permission let me to grab your RSS feed to keep updated with forthcoming post. Thanks a million and please keep up the rewarding work.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum