Volume: 2, Issue: 3

1/11/2010

Когда наша школа научится учитывать уроки жизни?
Конышева Н.М. [about]

О неиспользуемых возможностях живой творческой
деятельности1

«Общая патологическая пораженность» отечественного образования

Впервые в статье педагогического содержания мы вынуждены использовать сугубо медицинскую терминологию. Факт «общей патологической пораженности» наших детей в системе отечественного образования отмечен в докладе доктора медицинских наук В.Р. Кучмы, директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, сделанного на Всероссийском семинаре по подготовке новых образовательных стандартов в октябре 2007 г. Его выступление, основанное на многолетней медицинской статистике, фактически подтвердило и обобщило тревожные наблюдения педагогов и родителей школьников за последние годы. Количество здоровых детей неукоснительно снижается. Причем на первые места сейчас вышли такие нарушения здоровья, как:

— нервно-психические и вегетативные расстройства;
— нарушения опорно-двигательного аппарата;
— нарушения зрения;
— заболевания желудочно-кишечного тракта.

В этом же докладе отмечено, что среди причин всех названных нарушений на первом месте стоит обучение, т.е. они имеют преимущественно дидактогенное происхождение! А самым агрессивным фактором при этом является вербализм в обучении — засилье вербальных сведений, которые вынуждены запоминать наши дети. В характеристике отечественной системы образования все чаще учеными упоминается такое угрожающее словосочетание, как «тотальный вербализм».

Еще раз о «главном» и «второстепенном» в образовании

Сегодня ситуация в нашей общеобразовательной школе такова, что требуется основательный пересмотр тех приоритетов, которые за последние годы в ней сложились. Прежде всего, имеет смысл задать вопрос: откуда взялся этот «тотальный вербализм»? Ответ очевиден: он заполнил нишу в обучении, которую еще совсем недавно занимали предметы, основанные на активной творческой деятельности самих учеников; наша образовательная система постепенно вытеснила их. Несмотря на медицинскую статистику и научные данные, в основной части образовательных стандартов по-прежнему отводится не так много места творчеству и продуктивной практике учащихся: всего по одному часу в неделю нашлось для уроков изобразительного искусства, технологии, музыки.

К сожалению, эта опасная тенденция зачастую не вызывает озабоченности и у педагогов-практиков, у администрации образовательных практике и вовсе подчас изгоняются, особенно из школ так называемого повышенного уровня — как недостойное занятие для детей с «повышенным» интеллектом.

Гимназии, лицеи откровеннее других образовательных учреждений пренебрегают этими уроками, которые, по их мнению, просто отнимают время от серьезных и нужных занятий.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на один интересный факт: согласно последним медицинским данным, именно учащиеся из таких школ более всего отмечены высокой степенью «общей патологической пораженности», т.е. наиболее заметным снижением физического и психического здоровья. Для большинства из них характерны повышенный уровень общего утомления и невротизации (В.Р. Кучма).

Что это, случайное совпадение или все-таки есть какая-то связь между этими двумя фактами? Увы, здесь отнюдь не случайное совпадение, а реальная, закономерная связь. При более внимательном изучении вопроса нетрудно заметить: в школах повышенного уровня образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, моделей и всякого рода абстракций; вербальные методы обучения имеют приоритетное значение в таких образовательных учреждениях.

Что касается уроков практического труда, то не существует и никогда не существовало никаких научных данных, на основании которых их следовало бы относить к предметам «низшего уровня». Более того, эти уроки могли бы реально решить целый ряд важнейших задач, которые в нашей образовательной системе не решаются десятилетиями, и составить ощутимый противовес угрозе вербального обучения. Отметим их наиболее яркие специфические возможности в системе общего образования:

1) возможность активизации познавательной деятельности и интенсификации развития интеллекта (за счет соединения различных форм познания и видов деятельности);
2) возможность социальной адаптации личности (через формирование практических умений, социально ценных качеств личности и развитие творчества);
3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учета в образовательном процессе функциональных возможностей ребенка и природных закономерностей развития).

Психологический механизм предметно-практической деятельности и ее роль в общем образовании

Из всех школьных предметов практический труд — это единственный учебный предмет, целиком основанный на преобразовательной предметно-практической деятельности самих обучающихся.

Психологический механизм предметно-практической деятельности идеальным образом отвечает особенностям познавательной деятельности школьников в целом (она находится у них в стадии формирования).

Ее необходимость в жизни растущего, развивающегося человека запрограммирована самой природой. Если практические фазы приобретения опыта и знаний об окружающем мире будут проигнорированы, дальнейшее развитие ребенка становится просто невозможным, поскольку у него не будет для этого соответствующей базы.

В свете современных научных данных познавательная деятельность человека едина,поэтому можно лишь условно рассматривать, изолированно друг от друга практическое, чувственное познание и, скажем, рациональное. Наглядно-действенное мышление — это отнюдь не «уровень» или «ступень» в развитии мыслительной деятельности, а одна из ее полноправных форм (наряду с наглядно-образной, вербальной, абстрактной и пр.). Давно доказано: отвлеченное мышление, хотя по определению и требует способности оторваться от жизни, оказывается наиболее продуктивным, когда сочетается с практическими действиями.

Важная роль ручного (физического) действия в обучении и в самом процессе формирования познавательной деятельности обоснована во многих научно-педагогических и психологических исследованиях. В частности, известно, что ведущим звеном познавательной деятельности является операционная часть. На стадии формирования она должна быть обязательно представлена в материальной форме (выполняться руками). Умственную форму действие приобретает только после прохождения материализованной и внешнеречевой форм. Если эта закономерность не будет учитываться в обучении, типичные трудности в учебно-познавательной деятельности будут напоминать о себе всегда.

Учителя отмечают, что свыше половины учащихся V–VII классов (а по нашим наблюдениям, и далее) демонстрируют низкий уровень владения основными логическими операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.). Но ни одна из логических операций не может надежно формироваться при отсутствии необходимой базы — сенсорного опыта. Сравнивать, классифицировать, обобщать, подводить под понятие и т.д. можно лишь на базе умения видеть и выделять свойства и признаки предметов или явлений. Механизм формирования этого умения, в свою очередь, также проходит ряд закономерных этапов, и, согласно данным психологических исследований, первым этапом также должны быть действия в материализованной форме. Лишь на базе хорошо усвоенных внешних, практических действий с материальными объектами ученик может переходить к действиям с моделями и только после этого — с их описаниями. Разумеется, этот механизм учитывается в организации обучения: овладение любыми действиями абстрактного характера предполагает на первом этапе действия с предметами и материальными моделями (например, при обучении счету или решению задач на уроках математики обязательно используется соответствующий реквизит). Однако и учителя, и родители учащихся очень хорошо знают, что при постоянном увеличении темпов обучения возможность для освоения учебных действий в материализованной форме используется все меньше и меньше. Проще и быстрее дать знания в словесном виде, чем «пропустить» учебный материал через опыт и практику. В результате в педагогическом обиходе в последние годы даже появилось понятие «сенсорный голод», весьма красноречиво характеризующее состояние дел в отечественной дидактике.

Между тем рекомендации психологов однозначно предписывают, чтобы каждый из базовых этапов познавательной деятельности был организован с необходимой степенью подробности. Так, действия с материальными объектами ученик обязательно должен осуществлять сам, своими руками и в течение достаточного времени! Совершенно очевидно, что для этого должны быть созданы соответствующие условия. И уроки практического труда (технологии), как никакие другие, могут обеспечить эти условия для школьников. Более того, в силу специфики этих уроков на них можно предлагать ученикам интеллектуальные задачи даже более высокого уровня, чем на любых других: здесь всегда есть возможность для трансформации абстрактных связей и зависимостей в наглядную, понятную для ребенка форму и как следствие возможность для более глубокого понимания этих связей и зависимостей. И это в полной мере отвечает психологическому механизму решения интеллектуальных задач. В ряде исследований, которые ныне уже являются классическими (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, А.К. Маркова, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина и др.), показано, что необходимость ручных операций зависит от сложности задачи, решаемой учеником: чем сложнее задача, тем выше потребность перевести заложенные в ней связи и закономерности из внутреннего, умозрительного плана во внешний, материальный план [3, 6–9].

Следовательно, все попытки поставить на первое место в начальном обучении абстрактные формы познания не соответствуют законам развития ребенка! «Фактически здесь имеет место нарушение классического принципа педагогики: последовательности обучения. Новые этапы знания строятся на непостроенных или недостроенных предыдущих» [9, 95]. Однако нарушаются не только принципы дидактики, но и гармония развития личности. Поскольку в сложном человеческом организме все взаимосвязано, однобоким развитием «выбранных» функций (например, интеллекта) в детстве можно значительно изменить будущий организм взрослого и самым отрицательным образом повлиять даже на анатомическое развитие и формирование жизненно важных органов [1, 9].

Особенность же уроков практического труда состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты мыслительной деятельности занимают равноправное положение, реально взаимодействуя между собой. Конечно, это не происходит автоматически, а определяется тем, как именно ставится задача перед учеником, в какой мере от него требуется соединять практические действия с выполнением мыслительных операций. Методически грамотно разработанная организация практической деятельности учеников, требующей активных умственных действий, способствует выработке таких важных качеств мышления, как конструктивность, гибкость, вариативность, активно формирует познавательные процессы и в результате, с учетом возрастных особенностей младших школьников, значительно эффективнее способствует их интеллектуальному развитию, чем сугубо абстрактное обучение.

Социальное значение уроков практического труда

Уроки практического труда имеют исключительное значение и в формировании у школьников социально значимых умений и творческих качеств личности. Дело в том, что только на этих уроках ученики приобретают реальный опыт практической преобразовательной деятельности, учатся мастерству в тех или иных видах рукоделия. Человек умелый в наших условиях, пожалуй, нуждается в специальном «культивировании». Значительное количество социальных проблем молодежи связано, в частности, с тем, что многие попросту ничего не умеют делать. Соответственно эти люди, не умея найти себе применения, «выключаются» из социума, что зачастую приводит их к антисоциальному образу жизни. И напротив, человек, умеющий что-то сделать своими руками, как правило, не склонен к праздности, умеет и стремится устроить свой быт творчески и оригинально, способен к яркому самовыражению. Отсюда — «гордое достоинство» (по выражению писателя В.И. Белова), которое всегда было присуще мастерам; отсюда — гармония с самим собой и с окружающим миром. Мастерство развивает вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности — со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями для развития личности. Неслучайно различные виды практического творчества в рукоделии так ценятся, поощряются и развиваются во всем мире.

Для многих наших школьников только общеобразовательная школа может стать реальным помощником в приобщении к полезному и интересному делу. Конечно, существуют и всевозможные творческие кружки, школы, клубы по интересам, однако далеко не для всех детей они сегодня доступны. Причины этого разные: от занятости родителей и недостаточно внимательного отношения к полноценному развитию своих детей до высокой стоимости занятий. Человек же, как известно, не может испытывать интереса к тому, о существовании чего он просто не подозревает. А если школа создаст необходимую базу, состоящую из некоторого уровня информированности (т.е. знаний о том, что существуют такие виды деятельности), и соответствующих умений, то на этой базе будет формироваться дальнейший интерес, желание найти и посещать тот или иной кружок и т.д.

Кроме того, не следует забывать, что занятия продуктивной деятельностью способствуют выработке у человека целого ряда личностных качеств, ценных в социальном плане: трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими людьми, уважительного отношения к человеку-творцу, а также созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции. Таким образом, совершенно очевидно, что уроки практического труда реально могут способствовать более продуктивной социализации и социальной адаптации личности.

Выводы

Итак, сама жизнь подсказывает нам, что назрела необходимость пересмотра места уроков, основанных на живой творческой деятельности детей, в общеобразовательной школе. Такой учебный предмет, как «технология», с учетом его образовательного, воспитательного и здоровьесберегающего потенциала, отвечающий современным социально-педагогическим потребностям, заслуживает более широкого внедрения в систему общего образования. Для проведения необходимых изменений в образовании нам в первую очередь нужно самим избавиться от распространенного заблуждения относительно роли этих уроков и их места в развитии личности. Напомним, что в мировых прогрессивных системах образования предмет, аналогичный курсу технологии, традиционно занимает более фундаментальное положение, чем у нас, и это оправдывается высокими результатами и высоким мировым рейтингом таких систем. В течение столетий в самых элитных школах Европы обучение практическим технологиям широко используется как средство развития творческой, инициативной личности. В системе отечественного образования в этом деле есть свои положительные традиции, вспомнить и возродить которые сегодня необходимо.

В новых образовательных стандартах предусмотрена такая возможность, но ее практическая реализация во многом будет зависеть от понимания проблемы на местах педагогами и администрацией образовательных учреждений. Имеется в виду выделение дополнительных оплачиваемых часов на внеурочную работу, из которых возможно разумное увеличение количества часов на творческие практические виды деятельности, необходимые для детей. В сложившейся ситуации это было бы одним из реальных шагов на пути оздоровления системы образования и приведения ее в соответствие с законами развития личности.

Использованная литература

1. Амосов Н.М. Ваш ребенок: Здоровье и воспитание. М., 2002.
2. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М., 1989.
3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
4. Конышева Н.М. Теория и практика преподавания технологии в начальной школе. Смоленск, 2008.
5. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., 1975.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
7. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
8. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.

9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

1 Статья впервые опубликована в журнале «Начальная школа», № 1, 2009. Публикуется здесь в сокращенном варианте и с письменного разрешения редакции журнала «Начальная школа».

2 Конышева Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

 

chenjianwei (Jan. 17, 2018)

balenciaga shoes

new england patriots jerseys

yeezy boost

adidas tubular

nike dunk low

huarache shoes

true religion jeans

lebron 14

adidas tubular x

ultra boost

nike polo

100% real jordans for cheap

lacoste polo

kate spade handbags

moncler outlet

moncler jackets

nike air max

true religion outlet

cheap mlb jerseys

hermes birkin

nike air force

lebron james shoes

retro jordans

bape hoodie

adidas tubular UK

lacoste online shop

kobe shoes

jordan 6

adidas yeezy boost

air jordan shoes

christian louboutin shoes

cheap nfl jerseys china

vans outlet

adidas stan smith

cheap jordan shoes

ferragamo belt

yeezy boost 350

kyrie 4

adidas tubular

adidas yeezy

yeezy

adidas stan smith

nike lebron 11

timberland outlet

harden shoes

curry 3

adidas yeezy boost

birkin bag

lebron soldier 11

adidas ultra boost 3.0

retro jordans

nike air force 1

adidas yeezy

adidas superstar

links of london

gucci belts for men

longchamp bags

links of london sale

led shoes

pg 1

longchamps

adidas stan smith uk

longchamp

hermes handbags

longchamp bags

adidas nmd

ysl handbags

golden goose

kate spade outlet

yeezy boost 350 v2

nike hyperdunk

air max 90

hermes belts

tom ford glasses

nike air max 90

michael kors factory outlet

jordan 13

lebron 15

basketball shoes

dior sunglasses

kobe 11

jordan shoes

jordan retro

nike huarache

air max 95

irving shoes

nike hyperdunk 2017

nike free run

air jordans

adidas online shop

patriots jersey

longchamp longchamps

nike air max 2018

adidas gazelle sale

kd shoes

nmd

hermes birkin

cheap nba jerseys

nike air max

yeezy sneakers

real jordans for sale cheap

adidas superstar UK

nike roshe run

paul george shoes

vibram fivefingers

converse outlet

michael kors outlet

balenciaga shoes

adidas outlet

nike lebron 14

curry 3

goyard handbags

yeezy boost

air jordan

chrome hearts

hyperdunks

adidas nmd r1

adidas outlet

james harden shoes

true religion outlet

chrome hearts

air jordan 11

adidas yeezy

adidas nmd

nike kyrie 3

golden goose outlet

nike air zoom pegasus 32

jordan shoes

gucci belt

cheap nfl jerseys

adidas ultra boost

yeezy boost 350

adidas superstar

kobe shoes

nike dunks

kyrie irving shoes

light up shoes

yeezy shoes

links of london

kate spade outlet

kobe basketball shoes

yeezy boost 350

nike huarache sale

golden goose sneakers

nike air force 1 high

yeezy boost 350 v2

nike air zoom structure 19

off white clothing

air max 90

longchamp handbags

jordan 12

adidas yeezy

stephen curry shoes

nike lebron 15

nike zoom

moncler

michael kors

lebron 13 shoes

michael kors handbags

curry 4

mlb jerseys

foamposites

hogan outlet

supreme hoodie

lebron shoes

bape clothing

pandora charms

adidas outlet online

balenciaga sneakers

reebok outlet

patriots jerseys

nike roshe run one

jordan retro

adidas ultra boost

huarache shoes

nike hyperdunk

michael kors purses

longchamp outlet

supreme clothing

cheap jordans

nike basketball shoes

chrome hearts outlet

adidas nmd

converse outlet store

longchamp

adidas stan smith women

adidas yeezy boost

prada sunglasses

hermes belts

cheap jordans

adidas neo online shop

kobe basketball shoes

jordan shoes

yeezy boost 350 v2

calvin klein outlet

michael kors handbags

air max

vans store

nike air zoom

jordan shoes

hermes belt

air force ones

longchamp handbags

nike air max 90

nmd r1

nba jerseys

off white hoodie

falcons jersey

nike mercurial

adidas tubular

balenciaga sneakers

cheap jordans

michael kors outlet handbags

cheap nhl jerseys

ultra boost 3.0

ferragamo sale

nike roshe run

huaraches

hermes belt

adidas eqt support adv

air max 90

converse shoes

kevin durant shoes

adidas shoes

under armour curry 3

tom ford sunglasses

kate spade outlet online

atlanta falcons jersey

hermes belt

adidas store

yeezy boost 350 v2

lebron soldier 10

bape hoodie

lacoste outlet

fitflops

michael kors outlet online

kobe byrant shoes

adidas nmd

michael kors handbags

jordan 4

adidas ultra boost

yeezy shoes

adidas gazelle

yeezy

michael kors outlet online

true religion

vans shoes

hermes bag

air jordan 12

curry 4

birkin bag

chrome hearts online

fitflops sale

kyrie 4

tory burch shoes

true religion jeans

nfl jerseys

calvin klein underwear

timberland shoes

nhl jerseys

goyard tote

louboutin shoes

nmd

yeezys

nike roshe run

lebron 13 low

longchamp bags

air jordan

michael kors outlet

curry shoes

golden goose

longchamp handbags

nike air max 2017

basketball shoes

kobe 9

moncler sale

tory burch shoes

roshe run

nike air force 1 low

air jordan 6

light up shoes

kobe byrant shoes

van cleef arpels

kobe sneakers

yeezy shoes

cartier love bracelet

nike huarache

kobe 9

yeezy shoes

vans shoes

yeezy

pandora bracelet

yeezy boost

golden goose sneakers

longchamp

jordan retro

kobe 11

off white hoodie

supreme clothing

nike zoom

converse shoes

curry 2

adidas neo

cheap jordans

jordan shoes

christian louboutin shoes

prada eyeglasses

pandora bracelet

michael kors outlet

nike huarache

hogan outlet online

paul george shoes

nike huarache

goyard handbags

adidas ultra boost 3.0

led light up shoes

yeezy boost 350

air max 2018

nike air max 2016

yeezy

gucci belts

michael kors outlet

pandora jewelry

nike air max95

pandora charms

lebron 13

lebron 15

yeezy boost

adidas stan smith men

christian louboutin

michael kors outlet

adidas eqt

yeezy

yeezys

kyrie 3

nike air force 1

asics sneakers

vanvan cleef and arpels

adidas nmd

lebron 15 shoes

cartier bracelet

yeezy shoes

pandora jewelry

nike air max 90

fitflops sale clearance

asics running shoes

jordan retro 13

nike air force

nike roshe one

nike mercurial vapor

jordan 11

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

vans sko

canada goose black friday

nike shoes

oakley sunglasses

uggs outlet

coach outlet

pandora jewelry

ysl outlet

nike trainers

coach outlet online

adidas shoes

canada goose outlet

rayban sunglasses

ralph lauren polo

mulberry sale

polo outlet

lakers jerseys

christian louboutin outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

canada goose jackets

coach outlet online

ferragamo outlet

tory burch outlet

nike foamposite

dansko shoes

oakley sunglasses

michael kors outlet

prada shoes

ralph lauren outlet

mbt shoes

ugg outlet

ugg outlet

yeezy boost

christian louboutin outlet

nhl jerseys

pandora jewelry

uggs outlet

tory burch shoes

polo ralph lauren

michael kors outlet

uggs outlet

tory burch outlet

ralph lauren outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses

toms sko

air huarache

kevin durant shoes

michael kors outlet

nike outlet

uggs

burberry outlet

nike roshe

mulberry bags

vans shoes

ugg boots

ugg outlet

mont blanc pens

nfl jerseys

polo ralph lauren

ugg boots

fitflops sale clearance

swarovski outlet

uggs outlet

jordan shoes

ralph lauren polo

soccer shoes

mont blanc pens

ugg outlet

cheap nfl jerseys

supreme clothing

ugg boots

fitflops

michael kors outlet

jordan shoes

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

swarovski outlet

coach outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

michael kors uk

canada goose jackets

coach outlet

oakley sunglasses

canada goose outlet

swarovski outlet

ed hardy clothing

chicago blackhawks jerseys

ray ban sunglasses

nike shoes

michael kors outlet

coach outlet online

michael kors outlet online

moncler outlet

coach outlet

michael kors handbags

christian louboutin shoes

michael kors bags

oakley sunglasses

toms sko

nike store uk

fitflops

michael kors outlet

nike outlet

jordan shoes

ugg outlet

coach outlet

oakley sunglasses

mulberry outlet

oakley sunglasses

michael kors outlet

kicks nice

pandora outlet

pandora charms

polo ralph lauren

coach outlet

birkenstock sandals

reebok outlet store

adidas nmd

swarovski crystal

coach factory outlet

adidas uk

nfl jerseys

coach outlet

christian louboutin outlet

uggs outlet

fitflops shoes

prada sunglasses

puma shoes

ugg outlet

coach outlet

air huarache

cheap jordans

michael kors outlet

oakley sunglasses

fitflops sale clearance

adidas sko

ray ban sunglasses

kobe 9

pandora charms

nfl jerseys

christian louboutin outlet

toms sko

nike air max

ugg outlet

polo outlet

ray ban sunglasses

canada goose outlet

reebok trainers

ferragamo outlet

michael kors outlet online

true religion jeans

michael kors outlet

canada goose jackets

soccer jerseys

true religion jeans

coach outlet

mcm outlet

hogan scarpe

christian louboutin outlet

uggs outlet

timberland boots

michael kors outlet

hermes birkin

polo ralph lauren

polo ralph lauren

pandora charms

new balance shoes

canada goose outlet

ugg outlet

oakley sunglasses

oakley sunglasses

nike sko

links of london

michael kors outlet

coach outlet online

polo ralph lauren

adidas trainers

coach outlet

montblanc pens

mac cosmetics

oakley sunglasses

polo outlet

longchamp handbags

ray-ban sunglasses

polo ralph lauren

ugg outlet

ray ban sunglasses

kate spade outlet

coach outlet store online

canada goose parka

michael kors handbags

coach outlet

canada goose outlet

cleveland cavaliers jersey

canada goose jackets

true religion outlet

salomon sko

ray ban sunglasses

polo ralph lauren

coach outlet online

ray ban sunglasses

mulberry outlet

nike sko

michael kors outlet online

ugg outlet

nike trainers

mont blanc pens

canada goose jackets

longchamp solde

true religion jeans

ferragamo shoes

20171226caihuali
linmangmu (Dec. 25, 2017)

golden goose sneakers

adidas stan smith sneakers

led shoes

adidas nmd

hermes belt

balenciaga sneakers

adidas nmd runner

nike polo shirts

vibram five fingers

adidas stan smith shoes

roshe run

hogan outlet online

nike huarache

fitflops

adidas yeezy

adidas nmd r1

cheap nfl jerseys

tom ford sunglasses

yeezy boost 350

curry 4

lebron james shoes

atlanta falcons jersey

vans shoes

adidas ultra boost

nike roshe run

michael kors uk

adidas outlet

cartier bracelet

mlb jerseys

100% real jordans for cheap

yeezy boost 350 v2

reebok shoes

air force 1

fitflops sale clearance

lacoste online shop

kyrie 3 shoes

yeezy boost

yeezy boost

michael kors outlet online

lacoste outlet

yeezys

michael jordan shoes

yeezy shoes

real jordans for sale cheap

air jordans

yeezy shoes

kevin durant shoes

pandora bracelet

true religion jeans

balenciaga shoes

golden goose

birkin bag

adidas shoes

yeezys

kobe 9

prada glasses

air force 1

kobe basketball shoes

balenciaga sneakers

yeezy boost 350

cheap jordans

yeezy shoes

chrome hearts online

chrome hearts

adidas outlet

longchamp handbags

yeezy boost 350 v2

kobe 11

nike air max 2018

authentic jordans

chrome hearts

nike mercurial

asics running shoes

jordan retro

nike roshe run

hermes handbags

van cleef

goyard bags

adidas superstar

air max

adidas tubular shadow

longchamp longchamps

dior sunglasses

ferragamo belt

jordan retro 12

air yeezy

kyrie 4

yeezy shoes

led shoes for kids

adidas gazelle

vans outlet

nike roshe one

golden goose outlet

longchamp handbags

nike huarache

ysl handbags

fitflops

kd shoes

tory burch outlet

vibram fivefingers

curry 4

retro jordans

cheap jordans

lebron 13 shoes

longchamp bags

michael kors outlet

hermes belt

kate spade outlet

adidas neo

kyrie shoes

longchamp

tory burch shoes

supreme hoodie

moncler outlet

nike zoom running shoe

michael kors outlet

ysl bags

adidas stan smith

kate spade handbags

hogan outlet

yeezy

michael kors handbags

adidas yeezy

nike air zoom

nfl jerseys

vans shoes

adidas superstar shoes

kyrie irving shoes

nhl jerseys

balenciaga shoes

jordan 13

yeezy shoes

ferragamo belts

air jordan

air jordan shoes

golden goose sneakers

michael kors handbags

air jordan

tory burch shoes

nike air max 2017

adidas superstar shoes

van cleef arpels

kobe 9

longchamp bags

nike polo

gucci belt

roshe shoes

michael kors outlet

kyrie 3

adidas tubular

Kanye West shoes

air max 90

http://www.kobebasketballshoes.us.com

golden goose

nba jerseys

nike free

air max 2016

links of london

goyard bags

true religion

asics shoes

yeezy boost 350

james harden shoes

adidas tubular

links of london

adidas yeezy boost

adidas tubular

adidas nmd

michael kors outlet

yeezy boost 350

adidas ultra

nike air zoom

lebron 14

longchamps

curry 3 shoes

reebok outlet

jordan 4

converse outlet store

pandora charms

links of london outlet store

nike roshe uk

harden shoes

dior glasses

yeezy boost 350 v2

tom ford eyewear

kobe basketball shoes

bape hoodie

true religion

longchamp bags

nike air force 1

nike air huarache

adidas nmd

timberland outlet

air max 90

nike zoom

yeezy boost 350 v2

longchamp outlet

christian louboutin

stephen curry shoes

adidas tubular

michael kors outlet store

nike air max 90

jordan 11 retro

kate spade outlet online

kobe 11

jordan shoes

kobe sneakers

air max 2018

links of london sale

yeezy boost 350

nike dunks

cheap jordans

michael kors outlet online

hermes belt

jordan 12

louboutin shoes

curry shoes

michael kors factory outlet

timberland boots

kobe shoes

christian louboutin shoes

louboutin shoes uk

pandora charms

prada sunglasses

gucci belts

jordan shoes

air jordan 13

http://www.kobeshoes.uk

longchamp outlet

michael kors outlet online

bape hoodie

adidas ultra boost

retro jordans

michael kors handbags

birkin bag

goyard handbags

nike air huarache

basketball shoes

ultra boost

nmd

falcons jersey

adidas nmd

adidas superstar

curry 3

nike air max

lacoste polo

longchamp sale

yeezy boost

adidas outlet online

nike free run

cheap jordans

lacoste outlet

100% real jordans for cheap

jordan shoes

adidas nmd

adidas ultra boost uncaged

lebron 14 shoes

nike football boots

nike air max

cheap nba jerseys

longchamp handbags

led shoes

yeezy boost 350 v2

cheap jordans

air max 2017

longchamp bags

true religion outlet

adidas tubular shadow

kobe shoes

nike zoom

adidas online shop

birkin bag

goyard handbags

pandora jewelry

nike basketball shoes

air jordan shoes

light up shoes

adidas ultra boost

jordan shoes

converse shoes

hermes belts for men

chrome hearts

chrome hearts online

converse outlet

adidas outlet

adidas eqt

cheap mlb jerseys

diherbal (Dec. 19, 2017)
Excellent post. I used to be checking continuously this weblog and I'm inspired! obat herbal penyakit tbc Very useful information specifically the closing section :) obat alami jantung bengkak I take care of such info much. I used to be seeking this certain information for a very lengthy time. Thanks and best of luck. obat herbal ginjal bocor
Зочин (Dec. 05, 2017)
Pandora Bracelets and a number of other natural supplies, We're incredibly excited to offer you a huge selection of for sale. Cheap Pandora Bracelets Cheap Pandora Sale Buy pandora charm

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum