Volume: 3, Issue: 1

1/03/2011

Основные аспекты концепции и деятельности Центра лечебной педагогики
Битова А.Л. [about] , Дименштейн Р.П. [about] , Герасименко О.А. [about]

В последние годы в России растет интерес к лечебной педагогике и все больше организаций обращаются в своей работе к лечебно-педагогическому подходу. Но откуда это понятие появилось и что стоит за этими, ставшими уже почти привычными словами?

Лечебная педагогика в России имеет давнюю и драматичную историю. Появилась она, как и в странах Европы, во второй половине XIX в. Большой вклад в ее становление внесли Иван Васильевич Маляревский (1844–1915), врач, известный детский писатель, один из ведущих организаторов службы детской психиатрической помощи, создавший в 1882 г. первое в России врачебно-воспитательное заведение, и Александр Федорович Лазурский (1874–1917), работавший в педагогических учреждениях с психически больными детьми. Меры, направленные на обеспечение достойной жизни детям с психическими нарушениями, постепенно начинали складываться в систему, в которой применение современных медицинских и педагогических знаний сочеталось с гуманным отношением к ребенку. Бурный научный прогресс, с одной стороны, и исторические катаклизмы, пережитые Россией, с другой, привели к разделению единого направления, и возникло много разных дисциплин: дефектология, детская психиатрия, клиническая и возрастная психология и т.д., которые стали успешно развиваться. Однако целостный подход к ребенку был утрачен, его «разделили» между несогласованными областями науки и изучали проблему по частям, при этом практика безнадежно оторвалась от своих теоретических оснований.

Огромный потенциал, накопленный в научных школах Л.С. Выготского в области психологии и дефектологии, А.Р. Лурии в нейропсихологии и И.А. Аршавского в возрастной физиологии, в силу многих причин не мог реализоваться в рамках существовавших образовательных форм. Остро ощущалась необходимость вернуться к изначально свойственному лечебной педагогике комплексному подходу, который позволил бы синтезировать современные знания и выстроить целостную систему практической помощи детям с нарушениями развития.

Радикальные изменения, произошедшие в России в конце 80-х гг. XX в., сделали возможным создание организации, которая объединила накопленные наукой знания с реальной практической помощью детям.

В 1989 г. в Москве появилась общественная организация «Центр лечебной педагогики», которая с самого начала обладала всеми чертами профессиональной организации, была восприимчива к знаниям, как традиционным, так и самым современным, и при этом создавала для детей доброжелательную среду жизни и общения, обладающую терапевтическими свойствами.

Московский Центр лечебной педагогики — уникальное и знаменательное явление в российском образовании, и по своим задачам, и по структуре, и по методикам. Идея организации Центра принадлежит небольшой группе специалистов, в конце 1980-х работавших в детской психоневрологической больнице № 6 г. Москвы, и родителей, дети которых в период лечения занимались у этих специалистов. Когда детей выписывали домой, ситуация оборачивалась катастрофой: таким детям не были положены никакие занятия ни в каких учебных и медицинских учреждениях, и они частично, а чаще полностью, теряли свои с таким трудом обретенные умения. Для педагога это было не меньшей трагедией, чем для родителей: огромный кропотливый труд полностью обесценивался, приравнивался к нулю. Тогда и родилась идея создать Центр, где дети могли бы наблюдаться и заниматься со специалистами в течение продолжительного времени — до тех пор, пока в этом существует необходимость.

Центр появился на заре перестройки, в период бурного расцвета мелкого предпринимательства. Начиналась эпоха нового российского капитализма, характеризовавшаяся, кроме всего прочего, одним качеством: в это время можно было открыть что-то и попытаться реализовать свой самый немыслимый план. Только в отличие от кооперативов и торгово-промышленных объединений Центр лечебной педагогики был создан как некоммерческая организация. Всем своим клиентам он оказывал бесплатную помощь. А клиентами стали семьи, имеющие детей с тяжелыми психоречевыми нарушениями. Обычный сценарий жизни такого ребенка связан с интернатской жизнью. Там ему обещают квалифицированную помощь, которую он заведомо не получит (о чем родители чаще всего не знают), но расплатится за жизнь в интернате разрывом с семьей, потерей ежедневного внимания и заботы со стороны близких. Воспитание ребенка в семье — главная ценность, которую с самого начала отстаивали создатели Центра, равно как и убеждение, что только в семье малыш может рассчитывать на нормальное — или относительно нормальное — развитие. Для тех родителей, которые не хотели отдавать своих проблемных малышей в интернат, и был организован Центр.
В тот момент нас поддержали не только друзья и заинтересованные в проекте родители, но и представители серьезной науки . Что касается финансовых проблем, то к ним поначалу серьезно не относились. Налоговая система тогда еще не сложилась. Специалисты, пришедшие в Центр и увлеченные идеей социального подвижничества, согласны были работать даже не за зарплату, а за символическое вознаграждение. А вокруг было много знакомых, занявшихся бизнесом. Всего-то и требовалось, что попросить у одного-другого немножко денег на хорошее и доброе дело. Потом, правда, ситуация ужесточилась. Количество детей, посещающих Центр, резко возросло. Соответственно, выросли и расходы. Поэтому Центр стал усиленно осваивать систему грантов. На чем и до сих пор стоит.

От названия «Центр лечебной педагогики» долго отговаривали. Лечебная педагогика была забыта как нечто, принадлежавшее «старому» миру. Но дефектология, как ни велики ее заслуги, все-таки делает упор на корень «дефект-». Этого хотелось избежать, поэтому название «Детский дефектологический центр» не устраивало. Термин «коррекция» — более широкий, более комплексный и сегодня широко используемый, но и он не покрывал содержание концепции будущей организации: слишком уж он агрессивен в своей преобразующей активности. Термин «коррекция» не указывает прямо на наличие дефектов. Но мягко напоминает: есть неполадки, которые надо «починить» — «скорректировать», исправить. «Педагогика» же предполагает некое пространство, в котором живут дети. Оно создается для того, чтобы удовлетворить их фундаментальную потребность в познавании мира. Конечно, это пространство может быть устроено и неправильно. Но, тем не менее, изначально слово «педагогика» несет в себе некое положительное начало. А «лечебная педагогика» — та, которая помогает людям, имеющим сложности в удовлетворении этой самой фундаментальной потребности в получении знаний. Поэтому и остановились на несколько старомодном, но концептуально вполне продуманном названии «Центр лечебной педагогики».

Идеи же, положенные в основу всего предприятия, сначала были очень простыми. Во-первых, в Центре должны быть представлены все специалисты, требовавшиеся особому ребенку для решения его проблем: не возить же его по большому городу туда-сюда! Во-вторых, эти специалисты должны быть хорошими — очень хорошими. В-третьих, лечебными должны быть не только занятия, а все пространство, сам воздух того места, куда такой ребенок попадает. Это среда, развернутая навстречу ребенку, не требующая от него приспосабливаться и изменять свое внутреннее состояние согласно своим жестким требованиям, а вбирающая, принимающая его таким, какой он в данный момент есть. Изменение внутреннего состояния — это следствие развития, следствие взаимодействия мира и ребенка. Среда, тем не менее, устроена так, чтобы все время провоцировать ребенка на активность, предлагать ему возможные варианты включения в жизнь. Да, мир заметно «прогибается под него», но и ему предлагается сделать шаг навстречу миру.

Кроме всего прочего, перед сотрудниками Центра стояла очень прагматичная задача — «дотянуть» проблемного ребенка до школы, так как школьное обучение — необходимый и важнейший этап социализации и включения в нормальную жизнь общества. Это означало, что ребенка должны окружать не просто добрые, хорошие люди, а все-таки специалисты. И «раздобыть» таких специалистов оказалось нелегко.

Это на словах принцип «идти от ребенка» кажется элементарной аксиомой. На практике реализовать его невероятно трудно: от взрослых требуются глубочайший такт, внимание, умение «погружаться» в мир ребенка, чувствовать его психическое состояние, его неосознаваемые желания, его скрытые возможности. Такие умения не всегда являются следствием высокого профессионализма. Они требуют таланта.

Случалось, что пришедший специалист по всем формальным характеристикам должен был бы удовлетворить Центр, но работа у него не клеилась. Возможно, потому, что общение с детьми не являлось для него действительной ценностью. Причины могли быть самые разные. Но идея уважения ребенка и его человеческого достоинства для нас с самого начала была настолько существенна, что даже хорошие профессионалы, для которых это было не так важно, у нас не уживались.

С самого начала в Центре собралась замечательная команда. Здесь есть и дефектологи, и логопеды, и психологи, и психоневрологи, и арт-терапевты, и педагоги по лечебной физкультуре, педагоги мастерских, учителя. Кстати, внутри каждой специализации всегда можно выстроить некую шкалу, на одном конце которой окажется предметник, а на другом — так называемый «терапевт». Можно заниматься музыкой с детьми — обучать их предмету. А можно в рамках музыкальных занятий заниматься музыкальной терапией. Это вопрос сдвига задач и методов. Конечно же, в Центре есть и врачи. Причем врачи различных профилей. Тем не менее, Центр никогда не был «медикоцентрирован», что происходит, когда врач начинает играть главную скрипку в оркестре, а все остальные составляют лишь благоприятный, но второстепенный (а значит, и необязательный) фон. В зависимости от проблем ребенка, от его теперешнего состояния на первый план выдвигаются занятия с тем или иным специалистом. Сегодня это могут быть занятия с логопедом и медикаментозное лечение, прописанное психоневрологом, а завтра — занятия живописью или лепкой. Особенность врача Центра заключается в том, что он, кроме медицинского, владеет еще и педагогическим «языком», то есть может говорить о любом ребенке с педагогом, причем не только по поводу необходимости назначения ребенку лекарств или процедур. Врач является важным участником работы с ребенком и занимает свое уникальное место в партнерской команде специалистов.

Согласованность действий всех специалистов — один из основных принципов Центра. И в ряду таких специалистов Центр всегда хотел бы видеть родителей ребенка. Без сотрудничества и взаимопонимания с родителями помочь ребенку практически невозможно. Этот тезис был одним из главных посылов для образования Центра.

Когда ребенок только начинает заниматься в Центре, родители поначалу присматриваются к тому, что происходит, проявляют себя не всегда активно. Очень важно не упустить тот момент, когда родители оказываются готовыми к диалогу, разворачиваются к сотрудничеству. Рецептов тут никаких быть не может. Педагоги Центра в большинстве случаев полагаются на свою интуицию. И тогда бывает возможно выстроить отношения на партнерских основаниях: педагоги — это специалисты, имевшие дело с множеством разных случаев, разных детей; родители — специалисты, наиболее глубоко знающие проблемы данного конкретного ребенка. На этом пути достигаются сотрудничество и согласованность действий, которые делают возможным положительный эффект работы. При этом нельзя забывать, что, каковы бы ни были успехи ребенка в период дошкольного детства и обучения в начальной школе, в подростковом возрасте возникнут новые сложности, с которыми придется столкнуться, и к этому все должны быть готовы.

Есть и еще один аспект деятельности Центра — простраивание отношений с другими образовательными ступенями, со школами.

Школа сегодня представляет собой систему параллельно существующих платформ разной высоты: обычная общеобразовательная (с коррекционными классами внутри), над ней – школы для одаренных детей разного уровня подготовки. Ниже расположены вспомогательные (коррекционные) школы разных уровней и специализаций. К сожалению, в России сейчас это именно платформы, а не ступеньки. Казалось бы, система должна работать на то, чтобы помогать ребенку подниматься вверх со ступеньки на ступеньку. Но все устроено по-другому: если уж ребенка «вытеснили» с вышестоящего уровня вниз, обратно ему не забраться. Слишком велико расстояние между уровнями: слишком различаются образовательные стандарты, для этих уровней определенные.

Лечебная педагогика нацелена на то, чтобы в максимальной степени реализовать образовательный и социальный потенциал ребенка, постоянно повышать уровень его возможностей. Можно выше — будем помогать ему подняться выше. Конечно, самым желаемым результатом для педагогов Центра является открывающаяся для ребенка возможность поступить в общеобразовательную школу. И процент таких детей довольно высок. Но есть дети с очень сложными проблемами, для которых даже вспомогательная школа еще некоторое время назад была несбыточной мечтой. Они считались необучаемыми и переадресовывались вместе со своими проблемами органам социальной защиты, т.е. родители получали рекомендацию отдать ребенка в закрытое учреждение с отрывом его от семьи. Центр сейчас наладил отношения с рядом вспомогательных школ, куда берут его «выпускников» с такими тяжелыми проблемами, за решение которых в предшествующие времена школы даже не пытались браться.

Еще в самом начале пути мы сформулировали наше видение современной лечебной педагогики, которое легло в основу деятельности Центра и с тех пор мало изменилось.

Ребенок должен жить в семье. Только воспитание в семье дает ребенку возможность максимально развить свои способности. Воспитание вне семьи – в интернатном учреждении – ограничивает развитие ребенка и ухудшает его состояние, зачастую – катастрофически.

Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и помощи специалистов.

Залог успешной помощи ребенку – понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства. Даже весьма квалифицированный специалист без должного отношения к ребенку может нанести вред его личностному росту. Манипулятивные методы недопустимы.

Работа «в команде» значительно эффективнее работы специалиста-одиночки. Построение общего языка, плодотворное сотрудничество между педагогами, медиками, психологами и другими специалистами позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку.

Опора на собственную активность ребенка. Недирективные методы способствуют пробуждению самостоятельности и интереса ребенка к занятиям.

Все дети должны обучаться: необучаемых не бывает. Образование является наиболее адекватной формой социализации ребенка. Чем тяжелее состояние ребенка, тем более, (а не менее!) он нуждается в обучении. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое воздействие. Важное свойство такой среды – побуждение к усилию; излишний комфорт препятствует развитию.

Интеграция – базовый принцип организации образовательного пространства. Мы стремимся к тому, чтобы дети с разными возможностями – с нарушениями развития и без таковых – жили и взаимодействовали в едином социуме. Такой подход позволяет каждому ребенку максимально раздвинуть границы мира, в котором он может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Ступенчатость и вариативность образования – важные составляющие интеграционного подхода.

Вот уже более двадцати лет Центр лечебной педагогики занимает важную позицию в образовательном и реабилитационном пространстве города Москвы и всей России, последовательно простраивая этапы жизненного пути – образовательную и социальную траекторию особого ребенка, особого подростка, особого молодого человека.

Что удалось за эти годы? В Центре лечебной педагогики организована эффективная служба профессиональной помощи детям с тяжелыми нарушениями психического и речевого развития, воспитывающимся в семье. За счет интенсивной работы комплексной междисциплинарной команды специалистов удается достичь существенного улучшения состояния детей, обратившихся за помощью в Центр, сделать привычными результаты, казавшиеся раньше невозможными.

За годы деятельности Центра оказана эффективная комплексная помощь более чем десяти тысячам детей с тяжелыми нарушениями психического и речевого развития, существенно расширены сложившиеся представления о возможностях коррекционной помощи детям с тяжелой психической и речевой патологией.

Создана система активной передачи опыта – оказывается методическая и организационная поддержка коллегам во многих регионах России. Организации из регионов объединены общей информационной системой и системой повышения квалификации и все более широко развертывают помощь детям с тяжелыми нарушениями развития. Таким образом, создана межрегиональная система подготовки кадров для аналогичных служб как на негосударственной, так и на муниципальной основе, отработаны эффективные способы трансляции накопленного опыта, позволяющие развивать подобные виды помощи в любом регионе России. Более десяти лет назад Центр начал издавать литературу (5), специально предназначенную для родителей и педагогов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями развития. К настоящему времени издано (написано, переиздано, переведено) более 70 ценных книг и руководств для специалистов и родителей.

Особые дети вырастают. Выпускники Центра находят свое место в обычной жизни, но для многих из них социализация и интеграция сопряжены с серьезными трудностями. Некоторым ребятам поддержка нужна будет еще годы, кто-то без поддержки не сможет обойтись никогда. Одна из важных потребностей повзрослевшего человека – потребность в работе, в применении своего труда для того, чтобы приносить пользу другим людям. Не менее важной является потребность человека в максимально самостоятельной (автономной) жизни, жизни, отдельной от родительской семьи. Эти потребности не зависят от наличия или отсутствия у человека особенностей, но человек с особенностями развития нуждается в сопровождении в процессе труда и самостоятельной жизни.
С середины 1990-х гг. наряду с программами для детей раннего, дошкольного и школьного возраста Центр лечебной педагогики начал работу по предпрофессиональной подготовке, подготовке к независимой жизни и расширению навыков социально-бытовой самостоятельности группы подростков с особенностями развития. Отработанные в Центре формы профессионализации молодых людей с тяжелыми нарушениями развития послужили основой для создания совместно с Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования Технологический колледж № 21 при поддержке Департамента образования города Москвы нового подразделения «Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для подростков и молодых людей с тяжелыми интеллектуальными и психическими нарушениями».

Кроме того, уже несколько лет Центр лечебной педагогики последовательно и успешно реализует совместный проект с ГОУ Технологический колледж № 21 при поддержке Департамента образования Москвы «Модель социально-бытовой адаптации (поддерживаемого проживания) молодых людей с тяжелыми психическими нарушениями на тренировочной квартире» и проект «Социальная деревня для людей с особыми потребностями» (Московская обл., Волоколамский р-н, деревня Данилково) при поддержке самостоятельно привлекаемых фондов и благотворителей.

Результаты работы Центра широко известны в профессиональных кругах, он является организатором международных и межрегиональных конференций и семинаров по проблемам «особого» ребенка, специалисты Центра выступают с докладами на международных, российских и региональных семинарах и конференциях. Центром лечебной педагогики разработана экономическая основа реформирования системы реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам в России, способная служить базисом для реальных преобразований в этой области.

--------------

i Битова Анна Львовна, логопед, Президент и эксперт РБОО "Центр лечебной педагогики"; Дименштейн Роман Павлович, старший преподаватель, председатель Правления, эксперт РБОО "Центр лечебной педагогики"; Герасименко Ольга Анатольевна, член Правления РБОО "Центр лечебной педагогики".

 

Лев Семенович Выготский (1896—1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик советской психологии. Его наследие огромно (более 270 работ), а идеи неисчерпаемы, оригинальны и до сих пор актуальны. Он оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Известный американский философ С. Тулмин назвал его Моцартом в психологии. В сложных условиях, за очень короткое время ему удалось внести важный вклад в психологию искусства, общую психологию, детскую и педагогическую психологию, пато- и нейропсихологию, методологию психологии, дефектологию и педагогику. Его работы представляют лучшие страницы российской психологической науки. Идеи Выготского и его школы служат основой научного мировоззрения новых поколений психологов по всей России. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925–1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. Детей с дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества, – вот ведущая идея работ Л. С. Выготского.

Александр Романович Лурия (1902–1977)известный советский психолог, основатель советской школы нейропсихологии, коллега Л. С. Выготского. Развитие психологической системы Л.С. Выготского стало делом жизни этого выдающегося психолога А.Р. Лурии (1903—1977), как он сам писал в автобиографической книге «Этапы пройденного пути». Его исследования входят составной частью в школу, которая сейчас называется школой Выготского, Лурии, Леонтьева.

Илья Аркадьевич Аршавский (1903–1996) – российский физиолог, ученик А.А. Ухтомского. Выдвинул негэнтропийную (термодинамическую) теорию индивидуального развития организмов. Он обнаружил, что двигательная активность организма приводит к избыточности анаболических процессов, обеспечивая его рост и развитие. Внес вклад в педиатрию (раннее вскармливание грудью матери, критерии оценки физиологической зрелости новорожденных, оригинальная система закаливания и др.).

Антонина Андреевна Цыганок (1948–2007) – ученица А.Р. Лурии, кандидат психологически наук, нейропсихолог, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. Ломоносова. С первых лет существования Центра лечебной педагогики и до последних дней своей жизни она руководила всей научной работой Центра.

в 1994 году в Центре лечебной педагогики было создано подразделение, которое отвечало за издание литературы, написанной в ходе научно-практической деятельности Центра. На её основе в 2000 году была создана самостоятельная некоммерческая организация НОБФ «Теревинф» – Издательство «Теревинф». Основные направления книгоиздания — лечебно-педагогическое и религиозно-историческое.

Цель проекта «Социальная деревня Данилково» – создание центра социализации и интеграции, на территории которого люди с нарушениями развития смогут постоянно или временно жить и работать, максимальная реализация потенциала людей с особыми потребностями путем интеграции их в социум и создания условий для жизни, работы, спорта, творчества и общения.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum