Volume: 3, Issue: 1

1/03/2011

Наше путешествие в сфере специального образования: представления, достижения, уроки на будущее
Чиоффи, Кэтрин [about] , Кэтлин Уайт [about] , Джеффри Коул [about]

В начале пути

Не правда ли, каждый из нас когда-либо приходит к мысли, что чем больше он знает, тем больше ему еще предстоит узнать. Будучи преподавателями в сфере специального образования, мы столкнулись с этой истиной достаточно рано. Мы быстро поняли, что практически ничего не стоит на месте даже тогда, когда кажется, что найдено верное решение или верная программа, которые позволят более разумно действовать в отношении детей с ограниченными возможностями. Мы уже давно поняли, что программы и методики реализации услуг для наших учащихся, имеющих  ограничения здоровья, должны постоянно развиваться и видоизменяться.

В процессе наших поисков мы всегда ориентировались на одну неизменную цель – как можно полнее и лучше соответствовать потребностям наших учащихся и неизменно действовать в их интересах.

В этой статье мы расскажем о пятнадцатилетнем  опыте работы в небольшой школе  города Чэтем в штате Нью-Йорк. Наша педагогическая команда гордится достигнутыми результатами и надеется, что  читатели так же сочтут наш опыт интересным и заслуживающим внимания.

Активное сотрудничество

В своей педагогической деятельности мы всегда ориентировались на принцип - делать все возможное во благо детей. Долгие часы мы просиживали вместе, пытаясь найти наилучшие решения внутри сложившейся школьной системы. Мы никогда не боялись рассматривать проблемы шире и глубже, чем предполагалось, выходить за рамки системы, прогнозировать возможные результаты и действовать в намеченном направлении. Мы старались быть гибкими и продумывать шаги на перспективу. Разработав некие идеи, мы обычно приходили с ними к директору школы, координатору программ специального образования округа, наконец, выходили на уровень управляющего и совета округа.

Мы всегда считали, что, находясь на «передовой» непосредственного общения с учащимися, мы глубже и лучше понимаем, что и как может обеспечить педагогический успех в работе с детьми со специальными потребностями. Неоднократно  мы обращались к управляющему округом со словами: «А что, если...» или «»У нас появились кое-какие идеи в отношении улучшения...» и т.п.  Обычно нас доброжелательно выслушивали, а в случаях непринятия наших предложений  мы продолжали работать над их улучшением.

Программа «ресурсной комнаты»

В начале 1980-х годов в нашей школе в г. Чэтеме сформировалась идея, реализованная в программе так называемой «ресурсной комнаты».  В соответствии с этой моделью учащиеся со специальными потребностями и ограниченными возможностями развития получали возможность заниматься  с педагогами специального образования в течение 30-60 минут в день в отдельной комнате. Для каждого подобного ученика мы разработали специальную индивидуальную программу.

С течением времени основные педагоги присылали нам все больше и больше детей, которые, по их мнению, не справлялись с учебной программой в условиях обычного класса. Программа «ресурсной комнаты» неизбежно развивалась, но мы отдавали себе отчет в необходимости перемен. Мы понимали, что короткого времени общения в ресурсной комнате явно недостаточно для достижения успеха.

Мультисенсорная программа по чтению

В результате многочисленных исследований, посещения конференций и обсуждений с коллегами мы пришли к выводу о необходимости внедрения мультисенсорного подхода к обучению  чтению, письму и орфографии. В качестве основы мы решили использовать опубликованную и запатентованную программу «Преодоление академических неудач» Айлин Перльман и  Филлис Бертин. Мы договорились об объединении учащихся в микрогруппы в соответствии с их уровнем чтения и учебными потребностями.

Наши занятия были очень хорошо структурированы и максимально отвечали поставленным целям с момента, когда ребенок перешагивал порог ресурсной комнаты. Основанный на фонетических методах обучения чтению,  каждый урок развивался по следующему сценарию: повторение и практические задания, введение нового материала, диктант, включающий новый материал с элементами пройденного материала, исходное письмо и чтение. В результате самые отстающие дети стали «расцветать» на наших глазах. В то же время мы заметили у учащихся явный рост уверенности  в себе и желание попробовать что-то новое. Мы все были в восторге.

Используя эту программу, мы одновременно испытывали чувство удовлетворения и удовольствия от достигнутых результатов и желание глубже понять собственные сильные и слабые стороны. С одной стороны, мы явно ощущали рост достижений наших учащихся в области орфографии и базовых навыков чтения. Ребята со специальными потребностями наконец обрели фонологические знания, овладели навыками грамотного письма и  другими базовыми интеллектуальными умениями. С другой стороны, мы отчетливо понимали, что те же самые ребята, возвращаясь в ситуацию обычного класса, снова испытывали сложности, пытаясь справиться с обрушившейся на них лавиной заданий. Срочно нужно было найти решение, которое позволило бы в условиях обычных классов  закрепить успех, достигнутый в ресурсной комнате.

Поддержка в процессе урока

Итак, наше путешествие продолжалось. Мы договорились о необходимости проводить хотя бы один урок совместно с учителями-предметниками. Это позволило бы организовать подлинное сотрудничество со всеми педагогами класса, но, прежде всего, с преподавателями естествознания, математики и общественных дисциплин. Мы договорились о совместном планировании уроков и о возможности работать по тому же учебному плану, но с малой группой детей внутри класса, оказывая помощь как группе, так и отдельным ребятам с ограниченными возможностями, не забывая и о других учениках класса.

На этом этапе началось наше подлинное сотрудничество с педагогами школы, когда и обычные учителя, и педагоги специального образования стали проявлять внимание и ощущать ответственность по отношению к ученикам со специальными потребностями. Мы убедились в необходимости дополнительного времени, которое  использовалось бы для совместной  с учителями-предметниками разработки  поурочных планов таких уроков, которые позволили бы нашим подопечным достичь наибольших успехов. Мы вносили изменения, которые отвечали бы потребностям каждого  ученика, и стремились создать такие условия, которые позволили бы детям с ограниченными возможностями использовать знания и мультисенсорные навыки, полученные в ресурсной комнате, на уроках чтения в традиционном классе.

В то же время, наблюдая успехи и удачи большинства детей с ограниченными возможностями, мы убеждались, что все равно остается несколько человек, которые практически не в состоянии справляться с обычной учебной программой. Тогда мы пришли к выводу о необходимости создать отдельную группу учащихся в количестве от четырех до двенадцати человек со своей отдельной программой обучения, где совместно преподавали бы педагог и его помощник. Эту группу и уроки в ней мы назвали «Языковые понятия».

Учитель-консультант

Одновременно с введением новой услуги в школе нашего города штат Нью-Йорк известил педагогов о введении нового подхода к решению проблем специального образования, названного «учитель-консультант».  Один из наших педагогов специального образования решил попробовать себя в этой деятельности. Эта учительница прошла все предлагаемые курсы, связалась с профессором местного университета и стала регулярно получать у него консультации; сама провела серьезную исследовательскую работу и в результате стала  подлинным экспертом в своей области. Таким образом, модель «учителя-консультанта» была успешно внедрена в условиях нашей школы для учащихся, которые могли получить от этого максимальную пользу.

Практически должность учителя-консультанта была специально введена для работы с учащимися с ограничениями здоровья лёгкой или средней степени, т.е. с учащимися, которым не требовалось отдельных занятий в ресурсной комнате, но явно требовалась дополнительная помощь в условиях привычного класса.

Предполагалось, что учитель-консультант будет работать  индивидуально с каждым из таких учащихся в течение  30-60 минут ежедневно до того момента, когда они смогут учиться самостоятельно без дополнительной педагогической помощи. Для того чтобы учителя-предметники «приняли» помощь и начали сотрудничать с учителем-консультантом, требовалась большая подготовительная работа и  тщательный выбор учащихся, которым  было необходимо внимание консультанта. Надо сказать, что наша учитель-консультант была очень осторожна в своих действиях и всячески старалась избежать конфронтации с  учителями-предметниками, преследуя главную цель – помочь отстающим учащимся добиться успеха. Одновременно учителя-предметники знакомились с новыми методиками и подходами, которые использовала консультант, что значительно обогащало их педагогическую палитру.

По мере «вхождения» учителя-консультанта в деятельность каждого конкретного учителя мы наблюдали позитивные сдвиги в успеваемости всех учеников класса, поскольку теперь двое, (а не один, как прежде) педагогов занимались решением проблем разных  типов учащихся, включая и особо одаренных. Были моменты, когда учитель-консультант занимался с самыми сильными учениками класса, в то время как основной учитель преподавал всем остальным. Случались и иные ситуации, когда консультант вел урок для всего класса, а основной учитель перемещался по комнате, помогая учащимся с ограниченными возможностями. Таким образом, ребята, которым требовалась помощь, своевременно получали ее, не привлекая к себе внимание остальных. Более того, оба педагога оказывали содействие всем учащихся без исключения, и только они знали, кто из ребят обучается по индивидуальной программе, требующей дополнительной помощи. Последнее обстоятельство явно способствовало повышению уровня самоуважения и уверенности в своих силах. Словом, благодаря принятой модели учителя-предметники  смогли значительно повысить свое педагогическое мастерство.

Континуум разнообразных услуг

К этому моменту Чэтемский гороской отдел по специальному образованию  предлагал уже целый континуум разнообразных образовательных услуг для учащихся с ограничениями здоровья. Мы всевозможными способами внедряли в  практику идеологию отдела образования штата Нью-Йорк, которая базировалась на принципе минимального ограничения пространства и общения с другими для учащихся со специальными потребностями. Это означало, что ребята с самыми тяжелыми умственными  ограничениями были помещены для занятий в отдельную группу, изучающую «языковые понятия». Другие ребята получали возможность поработать в условиях ресурсной комнаты и обратиться за помощью к учителю-консультанту непосредственно в процессе обычного урока. А дети с легкими ограничениями здоровья выигрывали от присутствия учителя-консультанта в обычном классе. Иными словами, наше путешествие по пути решения проблем детей с ограничениями здоровья было явно успешным.

Программа поддержки академической успеваемости

Заключительный этап нашего пути касается разработки программы поддержки академической успеваемости. Мы обнаружили, что чем чаще педагоги специального образования оказывались в условиях традиционных уроков, тем больше детей получали реальную дополнительную помощь. Мы стали подумывать о необходимости введения программы раннего вмешательства на этапе подготовительной группы и первого класса, что позволило бы предугадать возможные проблемы в обучении,  более эффективно помочь ребятам и, таким образом, избежать в будущем ярлыков типа «умственно отсталый».  Мы отлично понимали, что можем применить принципы мультисенсорной программы по чтению в работе с учащимися группы риска. Двое наших педагогов специального образования стали работать с учителями чтения, реализуя названную программу на ранних этапах обучения чтению и оказывая помощь ребятам, которые испытывали трудности в овладении соответствующими умениями. Таким образом, появились несколько небольших групп, с которыми преподаватели встречались  ежедневно  и оказывали помощь в обучении чтению с использованием фонетических методов.

Принцип ориентации на деятельность, которая бы приносила наибольшее благо каждому ребенку, привел нас к пониманию, что нужно как можно раньше начинать работать с каждым  школьником, испытывающим трудности в обучении. Благодаря длительным и успешным переговорам нашего директора, школьного психолога, координатора по специальному образованию наша школа начала успешно использовать услуги  педагога по специальному образованию в первом классе и учителя чтения в подготовительной группе. Таким образом, вся параллель дошкольников и первоклассников (шесть разных класов) были обеспечены дополнительным занятием на основе мультисенсорного обучения. Новая учительница работала в тесном сотрудничестве с учителями-предметниками, которые затем продолжали и углубляли начатый ею процесс. В свою очередь педагог специального образования и учитель чтения продолжали занятия с ребятами, которые серьезно не успевали и в большей степени нуждались в их помощи. В расписании занятий и внеклассной деятельности педагогов в рамках школы специально отводилось время на обсуждение и организацию подобного сотрудничества. Все учащиеся, которые прошли комиссию Окружного комитета по специальному образованию и получили диагноз «ограничения в обучении», затем непосредственно были окружены вниманием  и получили  поддержку со стороны нашего педагога по специальному образованию. Мы назвали эту модель «программой поддержки академической успеваемости», а педагоги по специальному образованию и учителя чтения стали называться «педагогами академической поддержки».

Учителя-предметники и педагоги специального образования, наконец, осознали простую истину, что «одна голова хорошо, а две лучше», и с тех пор стали проводить много времени вместе, пытаясь найти наилучшие варианты решения проблем учащихся с академическими, социальными и эмоциональными ограничениями.  Наши «педагоги академической поддержки» участвовали в родительских собраниях и индивидуальных встречах с родителями здоровых детей, помогали, когда это было необходимо, составить планы исправления поведения и далее работали с этими учащимися в течение короткого или более длительного времени в зависимости от потребности. Программа носила очень высокий уровень адаптивности, поскольку «педагог академической  поддержки» работал лишь с одной параллелью классов в течение всего учебного года. С момента начала этой программы она была значительно расширена и включила в себя все классы и все учебные параллели и дисциплины.

В результате, наша школа завоевала репутацию наиболее успешной в работе с учащимися со специальными потребностями. Не раз и не два семьи переезжали на жительство в наш город только для того, чтобы поместить своих детей со специальными потребностями в нашу школу, а информацию о нас они получали через школьный комитет штата, где чэтемская школа числилась как учебное заведение, способное отвечать потребностям каждого индивидуального ребенка.

Наше путешествие продолжается

 Достигли ли мы абсолютной цели, поставленной в начале пути в отношении учащихся с ограниченными возможностями? Нам посчастливилось получить поддержку и местной администрации, и округа для реализации этого весьма недешевого проекта. Мы узнали, что педагоги и администрация из разных школ штата проявляли большой интерес к нашей деятельности и стремились посетить нашу школу. Некоторые наши специалисты были приглашены в качестве фасилитаторов разных тренинговых программ в штате Нью-Йорк.

Понятно, что начиная свой жизненный и профессиональный путь в педагогической профессии, никто из нас не имеет на руках путеводителя или «карты местности». Наш успех объясняется преданностью и поддержкой каждого  «полевого» игрока команды, включая все руководство окружного отдела образования. Конечно, случались и сбои на нашем пути, но мы по-прежнему двигаемся в заданном направлении к поставленной цели. Даже с уходом на пенсию ветеранов и приходом новых учителей процесс остается стабильным: мы продолжаем действовать в рамках современной образовательной философии и исследований в области специального образования, мы постоянно изучаем меняющийся контингент учащихся, помним о финансовых сложностях и много работаем для того, чтобы поддерживать и развивать нашу программу, позволяющую отвечать потребностям учащихся с ограничениями здоровья разной степени тяжести.


1 Кэтрин Сиоффи – педагог сферы специального образования, адьюнкт-профессор Колледжа Св. Розы, г. Олбани, штат Нью-Йорк; Кэтлин Уайт - педагог сферы специального образования;
Джеффри Коул - педагог сферы специального образования.

 

ylq (Dec. 19, 2017)

talk about the north face our ravens nfl jersey father! new balance In this ferragamo shoes special browns nfl jersey festival, I am chicago bulls jerseys actually salomon not thomas sabo happy. celine handbags Because my father oakley sunglasses outlet was a oakley vault workaholic, christian louboutin one oakley sunglasses outlet man had to manage ralph lauren online shop the two christian louboutin factories. Each burberry outlet online time mcm bags I watched oakley sungalsses outlet my father's luggage longchamp out bears nfl jersey of under armour his jordan shoes home, I orlando magic jersey always cheap jordans restrained converse sneakers my tears cheap jerseys and air max 90 reluctantly swarovski canada bid coach outlet online farewell air max to lacoste outlet him. cheap nike shoes My coach outlet store father birkenstock looked at relojes me, my heart michael kors was ralph lauren uk very sad, never go ralph lauren back! kate spade outlet At that packers nfl jersey time cheap nhl jerseys I think his hogan father was cheap oakley sunglasses so nike cruel, adidas in trail blazers jersey order asics outlet to longchamp outlet work, rolex watches left uhren me. michael kors uk Whenever my partner adidas yeezy shoes envious giants nfl jersey of michael kors australia the words: adidas "You steelers nfl jersey have nike air max a valentino capable father, really redskins nfl jersey happy!" barbour At that time, ray ban sunglasses I burberry outlet feel nike huarache proud scarpe hogan to thomas sabo have eyeglass frames a longchamp handbags outlet capable ralph lauren father. Have not seen polo ralph lauren outlet my nike free run father coach purses outlet for air max many days, tory burch outlet how nike much charlotte hornets jersey I nba jersey want true religion outlet to miami heat jerseys hear dsquared2 the taste of my reebok father, how adidas schuhe much I raiders nfl jersey want to hear my lions nfl jersey father's amiable puma language, how oakley sunglasses cheap much I air max shoes want nike factory to burberry handbags outlet see adidas tracksuits my womens clothing father's beats by dre headphones good oakley sunglasses outlet face, how jets nfl jersey I oakley sungalsses outlet want to ... burberry outlet online Here I nike free 5.0 can suns jersey not true religion help but levi's jeans think of fred perry outlet childhood salvatore ferragamo The funny nike mercurial thing: detroit pistons jerseys I dolphins nfl jersey remember my father tommy hilfiger often hilfiger put air huarache my supra shoes little the north face outlet fist birkenstock outlet into softball bats my mouth, I quickly north face jackets took michael kors outlet out atlanta hawks jersey a ralph lauren polo fist, "Wow pacers jersey ..." and cried. panthers nfl jersey An unpleasant titans nfl jersey harsh air max smell of timberland boots nostrils, I mcm handbags kept red bottoms rolling michael kors outlet on the nike air ground, michael kors bags his five finger shoes feet nike free kept to oakley sunglasses his adidas father, my soccer shoes mother michael kors looked at fidget spinner me, giuseppe shoes making pandora jewelry dumbfounding, one picked up my spurs jersey hand huarache to ray ban sunglasses outlet wash. nike free After burberry uk washing denver nuggets jersey hands, adidas shoes I beats by dr dre desperately nose saints nfl jersey sniffing, nike store or cheap nfl jerseys a ralph lauren outlet online little burberry outlet weird taste, ray ban cried out vikings nfl jersey loud, philipp plein outlet my fred perry mother had to ralph lauren polos sprinkle a little oakley sungalsses outlet with true religion jeans dew in my hand, stone island I tory burch sandals will give up oakley outlet online this. Side broncos nfl jersey of the new balance shoes father kate spade looked true religion jeans outlet at nike air max me oakley outlet and smiled, so sweet longchamp smile! So baseball bats beautiful! timberland shoes Whenever calvin klein I nike store recall armani exchange this, I jaguars nfl jersey could not michael kors outlet online help christian louboutin but hilfiger online shop laugh, air max 2015 up to colts nfl jersey now also developed christian louboutin a timberland habit nba jerseys outlet of converse like to flat iron smell. barbour jacket outlet His chiefs nfl jersey father's holiday without a skechers shoes father's figure, jordan retro nor nike roshe laughter, horloges even prada shoes the kings jersey clock raptors jersey on the swarovski "ticking, ray-ban sunglasses ticking asics ... polo outlet ..." voice heard polo ralph lauren clearly. converse I am sitting timberland outlet alone chargers nfl jersey in the flower pelicans jersey beds, coach outlet usa enjoy the 49ers nfl jersey beautiful north face backpacks flowers. Look, mcm backpack outlet those flowers air jordans have nfl jerseys their own companionship, bengals nfl jersey happily patriots nfl jersey together. jazz jersey Listen! coach factory outlet online In adidas the woolrich outlet blue philipp plein sky, nike air max "twitter" ... air max 2015 the ed hardy bird nike air sounds, rolex watches the ralph lauren original givenchy antigona three michael kors outlet birds singing cheerful. I oakley sungalsses outlet looked adidas at ray ban them hollister clothing enviously! Deep hollister clothing store in the dead puma shoes of prada night, vans I new balance outlet was michael kors handbags lying in dsquared2 outlet front barbour jackets of the coachfactory.com/shop window looking nike at ralph lauren the prada sunglasses dark night, nike but only polo ralph lauren a twinkling star cheap jerseys blinked roshe run at me, versace outlet they swarovski crystal seem nike canada to nike shoes outlet understand vans shoes my cleveland cavaliers jersey heart. burberry outlet I barbour jackets outlet could soccer shoes outlet not cheap oakley help rolex watches for sale humming cheap true religion the dansko shoes song mlb jerseys "Thanksgiving". Humming, humming watches ... hollister ... I michael kors outlet see, versace outlet when I miss mcm backpack my father, my jimmy choo shoes father buccaneers nfl jersey must also oakley sunglasses outlet miss reebok shoes me. beats by dre I know tommy hilfiger how nets jerseys important it is nike to chrome hearts outlet me in my father's heart, because barbour jackets I jordan am cheap jerseys the ralph lauren outlet only christian louboutin shoes one texans nfl jersey in basketball shoes my ray ban sunglasses outlet father! eyeglasses online "Thanksgiving burberry canada heart, nike store thank thomas sabo charms you, northface with ralph lauren my life hogan shoes ..." Father, ray ban I wish prada handbags you bcbg dresses a happy michael kors holiday north face because iphone cases of your excellent composition hermes 900 words ray ban eight: swarovski jewelry You are A person iphone case working silently, babyliss but omega watches your soccer outlet work new balance is very chi flat iron little ralph lauren to kate spade outlet pay michaelkors.com attention, but it is longchamp outlet because michael kors outlet online of nfl jerseys your los angeles clippers jerseys hard work, it the north face jackets makes the bottega veneta road coach outlet between cities ray ban outlet clean and timberwolves jersey tidy. burberry uk I replica watches usually michael kors outlet come to school ray bans earlier, eagles nfl jersey so nike shoes outlet I can mbt shoes always oakley see occhiali ray ban the people boston celtics jerseys working handbags outlet on the road, bucks jersey that los angeles lakers jerseys is, sanitation grizzlies jersey workers rolex watches on christian louboutin shoes the cheap shoes road. mizuno running They can always hilfiger outlet clean marc jacobs the streets in oakley sungalsses outlet the ecco shoes early morning, pandora jewellery making it ray ban sunglasses a burberry handbags day The kate spade outlet road polo outlet online looks converse shoes clean. true religion outlet store When omega watches people ray ban wayfarer go to swarovski work or michael kors usa go jordan release dates to school nike free run in ray ban the coach outlet morning, they see hermes birkin that ray ban the supra shoes road new york knicks jerseys is replica handbags very clean nba shoes and hollister clothing store their christian louboutin outlet moods ferragamo uk are falcons nfl jersey getting houston rockets jersey better. new balance However, in a skechers shoes outlet good coach outlet online

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum