Volume: 3, Issue: 1

1/03/2011

Ковчег - нетипичная школа для нетипичных детей
Борисова Н.В. [about]

Государственное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1321 «Ковчег» была создана в 1990 году при Центре лечебной педагогики г. Москвы по инициативе специалистов Центра  и группы родителей, чьи дети получали реабилитационные и образовательные услуги в данном негосударственном образовательном учреждении. Социальный состав этих семей, в основном, характеризовался  занятостью родителей в сфере интеллектуального труда. Многие из родителей и специалистов Центра были достаточно хорошо  знакомы с различными моделями  образовательных систем ряда европейских стран, в которых  дети, имеющие нетипичный путь развития, имеют специально  организованную возможность обучаться вместе со своими обычно развивающимися сверстниками.  Такая модель  школьного обучения была, безусловно, очень привлекательной для родителей и специалистов и с точки зрения  дальнейших социальных и образовательных перспектив включения  «особого» ребёнка в обычный  социум, и  в плане развития новой для пост-советского пространства  гуманистической идеи образовательной и социальной интеграции.

С  самого первого дня своего создания школа  приступила к  реализации  инновационной  для России модели обучения, при которой дети с особенностями развития (в частности, с  нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами аутистического спектра, поведения)  обучаются в среде здоровых сверстников.  Весь первый год создания школа работала как частная школа, и управлялась общественным советом, состоящим из родителей и специалистов Центра лечебной педагогики. В 1991 году по приказу Департамента образования города Москвы школа «Ковчег» приобрела статус  общественно-государственной школы, а с 1993 года – статус государственного образовательного учреждения с бюджетным финансированием.

Таким образом, школа №1321 «Ковчег» создавалась как «родительская» школа, концепция которой вырабатывалась в ответ на новую общественную потребность в создании такой образовательной среды, в которой будет место не только так  называемым «обычным» детям, но и  детям с очень нетипичным ходом развития. Очень важно, что эти идеи получили поддержку и понимание в Департаменте образования города Москвы.

Образовательное пространство школы задумывалось как адаптивное, учитывающее разнообразные образовательные и социальные  потребности как обычных учеников, так и учеников «особых». Важным качеством образовательной среды такой новой школы была также адаптивность не только по отношению к социальным и образовательным потребностям ребёнка, но  и семьи в целом, особенно семьи, находящейся в кризисной ситуации в силу появления в ней ребёнка с инвалидностью или другими нарушениями развития, с чем, как правило, были связаны изменения социального статуса семьи,  семейного уклада, появления необходимости в постоянных реабилитационных и коррекционно-развивающих занятиях с ребёнком, и т.д.

В результате совместной деятельности всего школьного сообщества была выработана миссия школы №1321 «Ковчег», которая состоит в том, чтобы  создать условия для успешного образования, социального развития и социальной адаптации  любого ребёнка, независимо от  уровня его психофизического развития, состояния здоровья, происхождения и социального статуса семьи.

Важно отметить, что идея такой  новой школы была тесно связана с пониманием неизбежной ограниченности специального образования, не способного обеспечить равный доступ к образованию некоторых групп детей в силу существенного сужения возможностей их социальной адаптации и перспектив дальнейшего получения образования, несмотря на все созданные в этих школах  специальные условия, использование специальных методов обучения и профессиональную подготовку учителей. К тому же, специальных школ, успешно осуществляющих  реабилитацию, психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (например, с синдромом Аспергера) в России на тот период просто не существовало.  

В декабре 2008 года средняя общеобразовательная школа № 1321 «Ковчег» прошла процедуру государственной  аккредитации с присвоением государственного аккредитационного статуса по типу «общеобразовательное учреждение» и виду «средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег».

Идеи образовательной и социальной  интеграции являются важнейшей составляющей не только концепции школы «Ковчег» на протяжении двадцати лет, но и программы развития образовательного учреждения. Одним из важнейших направлений развития интеграции в образовательной программе школы на период до 2013 года является переход  к инклюзивным формам образования. Такой трансформационный переход  диктуется не только новой образовательной политикой Департамента образования города Москвы,  но и внутренней тенденцией развития школы, хотя нельзя не отметить, что этот  переход  является  достаточно противоречивым и сложным социальным изменением.

Инклюзивная школа – новый для России  тип образовательного учреждения. Созданию инклюзивных школ предшествовал период развития образовательной и социальной интеграции, при которой школьная образовательная среда остаётся относительно неизменной, а у   детей с особыми образовательными потребностями/инвалидностью появляется возможность обучаться вместе со своими типично развивающимися сверстниками на общих для всех условиях (единый для всех учебный план, единая образовательная программа,  единый образовательный стандарт, отсутствие дополнительного штата ассистентов педагога – тьюторов, неприспособленная архитектурно среда).

Наша школа «Ковчег»  и была создана как интеграционная школа, и многие годы реализовывала концепцию интеграции, поскольку предпосылок для развития инклюзивных образовательных процессов все эти годы просто не существовало. В результате, преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе. Учитель массового класса, а не специальный педагог-дефектолог является «главным» специалистом по отношению к ребёнку с особенностями. Иными словами, при инклюзивном образовании школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, в  школе имеются достаточные ресурсы всех видов, чтобы соответствовать имеющимся у некоторых учеников особым образовательным потребностям, и все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.

При существующем в настоящее время в России переходном периоде возможности осуществления инклюзивного образования в «чистоте» воплощения концепта  во многом ограничены:

  • законодательно (есть закон города Москвы №16 от 28.04.2010г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», где вводится норма «инклюзивное образование», но федеральный закон «Об образовании» не имеет поправок или отдельных статей об инклюзивном образовании, соответственно, московский закон ограничен рамками федерального законодательства).
  • Финансово (деньги по-прежнему не следуют в общеобразовательную  школу за ребёнком с особыми потребностями. Финансирование идет по типу образовательного учреждения, соответственно, у школ нет заинтересованности в обучении особых детей, зачастую  требующих создания «финансово затратных» специальных условий обучения.
  • Профессионально (педагоги не всегда готовы работать в разнородных средах, с разнообразным контингентом учеников, имеющих как особые образовательные потребности, так и  типично развивающихся).

За последнее время в Москве предприняты значительные усилия  по решению этих проблем  и устранению ограничений: создание окружных и городского ресурсных центров по инклюзивному образованию, запуск программ повышения квалификации на базе Института проблем интегрированного/инклюзивного образования МГППУ, разработка и принятие стратегии развития инклюзивного образования в городе Москве, финансовое обоснование введения дополнительных штатных единиц при создании инклюзивных форм обучения в общеобразовательных школах. Школа «Ковчег» работает по развитию системы инклюзивного образования в городе как ресурсный центр, а также сотрудничает с рядом  российских регионов по распространению опыта интегрированного/инклюзивного образования.  На наш взгляд, основным противоречием современного переходного периода в  системе московского образования является «политическая» и «идеологическая» декларация принципов  инклюзии в образовании, при сохранении достаточно инертных  образовательных технологий, характерных для  интеграции. Особенно наглядно это можно видеть на примере отечественной концепции  интегрированного образования.
Авторы концепции -  директор института коррекционной педагогики РАО, академик Н.Н. Малофеев, и к.п.н. Н.Д. Шматко выделяют несколько видов интеграции в образовательном процессе в тех  дошкольных и школьных учреждениях, где открыты как обычные классы и группы, так и специальные (коррекционные) подразделения:

1) комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются и воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога  специальной группы (класса).

2) частичная интеграция, при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека.

3) временная интеграция, при которой все дети специальной группы (класса) вне зависимости от психофизического  и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

4) смешанная интеграция, при которой в дошкольном образовательном учреждении создаются смешанные группы, при уменьшении общего состава обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых детей и детей с особенностями развития не менее 2:1. При таком типе интеграции  в группе обязательно работает учитель-дефектолог, он же является ведущим специалистом, осуществляющим образовательный и воспитательный процесс.

Авторы концепции выделяют также тип полной интеграции, при которой «особый» ребёнок с высоким уровнем психо-физического развития, близким к норме,  посещает дошкольное учреждение или школу наравне со своими типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних  учреждениях (ППМС-центры, логопункты, сурдокабинет и т.д.).

Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции (за исключением полной интеграции) предполагается наличие в образовательном учреждении  некоего специального подразделения (специальной коррекционной группы, класса) со своим штатом педагогов-дефектологов, а широкой образовательной интеграции подлежит только небольшая группа детей, близкая к норме, и готовая усваивать общий стандарт безо всяких изменений (в варианте комбинированной и полной интеграции). Смешанная, (а тем более частичная и временная) интеграция не предполагает работу только с «нормативно-приближенными» детьми,  и она,  безусловно, даёт возможность  более широкого доступа к системе общего образования для большей группы детей с особенностями развития. Кроме того, в таких условиях получают  дополнительную поддержку те дети, которые «условно типичны», хотя и  испытывают определённые трудности: дети из семей неслышащих родителей, дети из двуязычных семей, семей беженцев и переселенцев. Авторы концепции не сообщают о том, имеются ли  практики смешанной интеграции в условиях школьного обучения, в дошкольных же учреждениях Москвы (ГОУ №1365 ЮВАО,  ГОУ №1513 ЮАО, №1537 СВАО) в рамках  экспериментальной работы эта практика стала достаточно устойчивой и модельной.

Школа №1321 «Ковчег» своей миссией по созданию  оптимальных условий для успешного образования, социального развития и социальной адаптации любого ребёнка, независимо от уровня его психофизического развития, состояния здоровья, происхождения, и социального статуса  семьи, безусловно, выражает философию инклюзии. При этом, школа существует в рамках интеграционного образовательного процесса – и в этом заключается достаточно выраженная  противоречивость ситуации.  Структура и существующий уклад школы отражает различные  типы образовательной интеграции и  определённый переход к инклюзивным формам образования. Это выражается в следующем:

Контингент учащихся: В школе обучается 446 учащихся. Среди них есть типично развивающиеся дети,  дети имеющие различные особенности развития, бесстатусные и статусные дети-инвалиды (96 человек). Среди детей, имеющих особенности развития, наибольшее количество детей – с нарушениями эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности и нарушения внимания, ряд других особенностей), а также детей с органическими расстройствами центральной нервной системы.

Структура школы: в школе функционируют три различных типа классов: интеграционные  общеобразовательные классы, общеобразовательные  классы компенсирующего обучения и классно-урочные или групповые формы обучения в отделении надомного обучения школы. Это структурное подразделение, в котором обучаются дети с инвалидностью на основании специального медицинского заключения. Обучение ведётся в разных формах по общеобразовательной программе. Ученики  могут обучаться как у себя дома, так и приходить в школу. Выбор формы обучения (классно-урочная в малом классе, групповая или индивидуальная) для ребёнка осуществляется школьным  медико-педагогическим консилиумом). Средняя наполняемость общеобразовательных классов – 21 человек, классов компенсирующего обучения – 11 человек, в отделении надомного обучения, в зависимости от формы, обучается от 2 человек (при  групповой форме), до 8 человек (при классно-урочной форме обучения). 58 учащихся отделения надомного обучения находятся на индивидуальной форме обучения, из них 7 человек по состоянию здоровья обучается индивидуально на дому, остальные индивидуально в школе.  Школа работает в одну смену в режиме полного дня с группами продленного дня в начальной и основной школе. Школа имеет развитую сеть кружков, секций и студий системы дополнительного образования, которые посещают все учащиеся, независимо от формы обучения.

Иными  словами, образовательное пространство школы представляет собой  «каскад сервисов»: от групп и классно-урочных форм отделения надомного обучения, в  которых учащиеся с инвалидностью и особыми образовательными потребностями находятся на частичной (социальной) интеграции, участвуя вместе со своими нормально развивающимися сверстниками во всех мероприятиях второй половины дня и системы дополнительного образования. Часть классов компенсирующего обучения можно рассматривать как один из вариантов смешанной интеграции, поскольку в таких  классах контингент обучающихся примерно соответствует предложенной выше типизации интеграции, и классы с комбинированным типом интеграции, которые по своему укладу очень близки к инклюзивным формам обучения, и в настоящих условиях могут относится именно к этой категории. Важным мы считаем наличие в школе системы психолого-педагогического сопровождения, которая обеспечивает необходимую специализированную помощь детям с особенностями развития.  Штатное расписание отделения надомного обучения школы предполагает работу значительного количества помогающих специалистов (психологов, логопедов, дефектологов), которые работают со всеми детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. Учащиеся, которые обучаются по индивидуальной форме обучения,  находятся  в режиме частичной интеграции, и им обеспечивается помощь всех специалистов  школьной службы поддержки.

Специально выделенных позиций  ассистентов педагога в школе нет. Роль сопровождающих для детей, нуждающихся в этом, выполняют родители или приглашённые семьей специалисты, в некоторых случаях в этой роли частично  работает воспитатель группы продлённого дня.

Таким образом, расширение образовательной и социальной интеграции, переход к инклюзивным формам образования отражает особое качество образовательной среды школы «Ковчег»  - её адаптивность, под которой мы понимаем создание системы условий для успешного присвоения культурного опыта каждым ребёнком с учётом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, состояния здоровья  и индивидуальных возможностей.

Образовательные программы, которые используются в школе, соответствуют типу  нашего образовательного учреждения, во всех подразделениях используются общеобразовательные программы при дифференцированном подходе в обучении. В отделении надомного обучения используется учебный план для школ надомного обучения, разработанный на основе московского базисного учебного плана, но в связи с тем, что общее количество часов в зависимости от формы обучения сокращается, соответственно, образовательные программы подлежат определённой модификации. Учащиеся выпускного класса отделения надомного обучения, а также учащиеся с инвалидностью из общеобразовательных классов  сдают государственный выпускной экзамен в традиционной форме, или ЕГЭ (по выбору). В классах компенсирующего обучения и общеобразовательных классах используется московский базисный учебный план в полном объёме с проведением государственной итоговой аттестации в различных формах  - традиционной или ГИА (9 класс),    ЕГЭ (11 класс). Система дополнительного образования, созданная в школе, очень многообразна, и обеспечивает возможность проведения самой широкой интеграции как во второй половине дня в кружках, секциях, студиях, так и в многочисленных спортивно-туристических, экспедиционных выездных мероприятиях. Кроме того, эта система дает возможность проведения дополнительных реабилитационных и арт-терапевтических занятий (лечебная верховая езда, музыкальная, театральная арт-терапия).
Есть все основания утверждать, что уклад школы «Ковчег» отражает развитие  концепта образовательной и социальной инклюзии в современных переходных  условиях города Москвы через осуществление,  преобразование и развитие образовательной интеграции, придание ей нового вектора движения.

Школа  №1321 «Ковчег» имеет специально организованную образовательную среду, позволяющую ученикам раскрыть  свои способности. Расположенные среди учебных помещений музыкальные залы, мастерские (художественная, керамическая, ткацкая), мастерская журналистики, театральных кукол, выставочный зал, музей кочевой культуры  интегрируют интеллектуальные и образные представления учеников школы в разнообразных областях  знаний. Подобная образовательная среда, с одной стороны, создает у ребенка ощущение защищенности, дома, которого многие современные дети оказываются лишены, с другой стороны  изменяет роль педагога  в школе: учитель для наших детей - это мастер, открывающий путь в жизнь, влюбленный в свое дело и передающий его ученикам. В такой ситуации ученик перестает работать ради оценивания  взрослыми, для него становится гораздо более важным получение истинных знаний, снимается состояние стресса, возникает  «великое чувство посвященности».

Данное устройство образовательной среды школы приводит к инновационным формам организации образовательного процесса, таким как проектная и исследовательская деятельность (дети проектируют новый район Москвы, жилище будущего, средства передвижения, музей, изучают новые подходы к охране здоровья, совершают математические и филологические открытия), использование дистанционных форм обучения для детей, находящихся дома во время болезни, или уехавших из школы в научную экспедицию  (раз в полгода  классы  уезжают в экологическую, краеведческую или фольклорную экспедицию в Тверскую или  Ярославскую область).

Поскольку в школе учатся дети с особенностями развития,  в школе работает ЦЕНТР здоровья, активно занимающийся не только поддержанием и укреплением здоровья, но и реабилитацией детей, имеющих ослабленное здоровье. Используются такие реабилитационные технологии, как иппотерапия (в школе организованы занятия по лечебной верховой езде), тревелл-терапия (организуются интеграционные оздоровительные экспедиции), АРТ –ТЕРАПИЯ. В конце учебного года проводятся международные АРТ-фестивали). Несмотря на то, что в школе 40% детей имеют те или иные проблемы со здоровьем, количество детей, не посещающих школу по болезни (вирусные, инфекционные, простудные заболевания), ежегодно снижается.

Большое внимание школа уделяет физическому развитию детей, кроме основных, установленных по учебному плану уроков физкультуры, все дети до 12 лет  занимаются гармонической гимнастикой и пластикой. Для организации этих занятий используется авторский курс Л. Алексеевой по гармоническому движению. Созданная в школе служба психолого-педагогического сопровождения включает в себя специалистов по возрастной психологии, нейропсихологии и психотерапии, логопедов и педагогов специального образования и позволяет эффективно содействовать осуществлению образовательного процесса, оказывать диагностическую и консультативную помощь ученикам школы, педагогам и родителям.

Все используемые школой авторские методики арт-терапии, дидактические и методические  материалы  применяются многими школами Москвы и других регионов России в своей педагогической деятельности.

Уже сейчас прослеживаемая необходимость усиления коммуникационных возможностей каждого человека привела к обновлению содержания образования в области иностранных языков. Большое внимание уделяется не только увеличению количества языков, изучаемых детьми, но и освоению особенностей современной коммуникации. Для этого в школе постоянно действуют многочисленные совместные программы со школами из разных стран. Благодаря этому,  дети имеют возможность не только общаться со сверстниками из других стран, пользуясь информационными технологиями, но и общаться в экспедициях, на фестивалях, в совместных театральных проектах. Так, в этом учебном году наши ученики  работали в международном сетевом он-лайн проекте по изучению свойств  пресной воды “Water Challenge” совместно со школьниками США, Ямайки и  Грузии. В рамках деятельности Британского Совета, наши ученики участвуют в проекте  “Connecting Classrooms in Europe”, задачей которого является  поддержка  непосредственного общения  и взаимодействия  российских и британских  школьников – учащихся инклюзивных школ.

Опыт  двадцатилетней работы школы «Ковчег» по осуществлению  интеграции учащихся в социум свидетельствует о том, что одной из наиболее актуальных и острых проблем является жизнеустройство выпускников с особыми образовательными потребностями после школы, получение ими  дальнейшего качественного профессионального образования  и  обретение  собственного места в жизни. Философия инклюзивной школы, принципы её деятельности и уклада предполагают обеспечение процесса подготовки всех выпускников школы, в том числе и выпускников с ограниченными возможностями здоровья к активной социальной жизни,  максимально возможное включение их в профессиональную деятельность по окончании школы.

Возможность такого социального включения является одним из критериев успешной деятельности инклюзивной школы. Для решения этой задачи в 2008 году в школе №1321 «Ковчег» был создан  специальный Учебный центр «Ковчег-Волконский» совместно с кондитерским предприятием «Волконский - Кейзер». По инициативе владелицы предприятия, Стефании Гарес и под руководством господина Лорана Бурсье, одного из лучших шеф-кондитеров Франции, для учащихся с особенностями развития в школе Ковчег  открыто подразделение, где ученики старших классов могут овладеть основами профессии кондитера. Подготовка ведется с использованием французских  производственных кондитерских  технологий и оборудования, которые используются непосредственно на производстве в пекарнях и кондитерских «Волконский». По окончании Учебного центра,  школьники с особенностями развития, которые успешно прошли квалификационные испытания, могут быть приняты на работу на предприятие «Волконский». Сейчас на предприятиях «Волконский» трудятся восемь  выпускников школы «Ковчег», ещё двенадцать  ребят  продолжают свою подготовку в Учебном центре.

Школьный Учебный центр «Ковчег-Волконский»  решает очень важные задачи социализации и социальной адаптации учащихся инклюзивной школы. Ценность этой инициативы в том, что овладение профессией в стенах школы  может оказать существенное влияние на повышение качества жизни выпускников с ограниченными возможностями здоровья, поскольку даёт им возможность полноценного  включения в социальную жизнь и  обретение уверенности в будущем.


1 Борисова Наталья Владимировна - заместитель директора по развитию организации, школа “Ковчег”, г. Москва.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum