Volume: 3, Issue: 1

1/03/2011

Программа «Адаптивный туризм» как способ социокультурной реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья
Пикалов В.И. [about]

Введение

В современной системе мер социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья преобладают активные формы, наиболее эффективными из которых являются физическая реабилитация и социальная рекреация средствами физической культуры и спорта. Последние представляются нам наиболее актуальными во всей совокупности "здорового образа жизни", объединяющего сферы жизнедеятельности личности, коллектива и социальной группы. Вообще физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают все группы лиц, имеющих физические и психические нарушения различных степеней тяжести. Универсальный  характер физической рекреации проявляется в ее  направленности на развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, на организацию общественно-полезной деятельности, досуга,  физической и психо-эмоциональной реабилитации и коммуникации всех участников группы.     

В предлагаемой статье представлено содержание оздоровительно-познавательной деятельности с группой  лиц юношеского и старшего возраста с нарушениями развития личности средствами адаптивного туризма в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Курчатова Курской области.

Содержание и основные направления Программы

На всех этапах разработанной нами «Программы физического воспитания и обучения воспитанников реабилитационного центра»  реализуются общие задачи, прежде всего развитие их собственной активности, формирование интереса к окружающему миру, приобретение базовых навыков ведения здорового образа жизни. Решению этих задач и посвящены занятия туристской направленности, ориентируемые на индивидуальные возможности каждого, реализующие личностный подход в формировании базовых навыков в сферах жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.

Программа предполагает такую организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами адаптивного туризма под руководством специалистов, чтобы можно было оказывать преимущественное воздействие на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу молодых людей в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой.

Программа включает в себя следующие основные аспекты работы с воспитанниками реабилитационного центра:

Спортивно-познавательная деятельность – туризм

В процессе занятий адаптивным туризмом молодые люди знакомятся с правилами безопасного поведения человека, а также со средствами, способами и методами его выживания в природных условиях. При встрече с окружающим миром специалисты помогают им разобраться в многообразии форм, правил, названий, признаков природных явлений, использовать условия природной среды для всестороннего и гармоничного развития личности. Туризм – это один из компонентов обучения; в своей практике он предметно связывает упражнения по выработке жизненно–практических навыков и ориентиров. В естественных природных условиях открывается огромная возможность для создания различных форм физической и динамической деятельности (преодоление препятствий, выполнение различных заданий, наблюдение природных явлений), которые приносят радость и жизненную уверенность, формируют поведенческие реакции ребят во взаимоотношениях.  

Спортивно – коммуникативная среда – соревнования

Участие в соревнованиях способствует более полному раскрытию физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для более полного их раскрытия, позволяет испытать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей. Спортивные состязания содействуют интеграции лиц с ограниченными возможностями различной степени тяжести в общественную жизнь, позволяют включиться в контакты с другими людьми. В соревновательном процессе молодые люди получают возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения и самоопределения. Кроме этих психологических аспектов участия в спортивном движении, адаптивный туризм способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций, что является существенным фактором социальной реабилитации.     

Туристические соревнования – школа адаптивного поведения

В естественных условиях предлагаются различные виды отношений: дисциплина, партнерство, взаимодействие, взаимопомощь, ответственность и т.д. Всё это представляет собой школу адаптивного поведения и, в конечном счете, моделирует поведение юношей и девушек в ситуации максимально самостоятельного времяпрепровождения, самостоятельной организации двигательной деятельности и досуга,  умению планировать и организовывать свое свободное время и пространство с наибольшей пользой.

Социальная адаптация людей с проблемами развития существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых первичным дефектом, провоцирующим различные ограничения жизнедеятельности. В результате этого человек с ограниченными возможностями, как правило, оказывается в условиях социальной и психологической изоляции.

Для нормально развивающегося ребенка характерна игровая активность, посещение детского сада, школы, спортивных учреждений, учреждений культуры, воспитание в семье, где ребенок получает первичные знания, умения и навыки, приобретает определенные культурные ориентиры, необходимые для дальнейшего нахождения своего места в социуме.

У ребенка с ограниченными возможностями развития при наличии социально ограниченной среды подобные контакты ограничены или невозможны.  В большинстве случаев у таких детей нет  достаточного опыта взаимодействия со сверстниками на игровой площадке или в общественных учреждениях (детский сад, школа, кинотеатр, спортивные сооружения, творческие студии и т.д.), то есть в тех местах, где и когда как раз и закладываются основные знания об окружающем мире. Дети с  ограниченными возможностями развития плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в повседневной жизни. Их знания об окружающем мире поверхностны, неточны, а любая нестандартная ситуация может обернуться серьезными проблемами, или более того, стать опасной для жизни ребенка. В процессе взросления возникшие «детские» проблемы переходят в  разряд проблем «взрослых».
Реализация программы «Адаптивного туризма» направлена на формирование у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на более полную реализацию его физического потенциала. И, наконец, на становление, сохранение и использование имеющихся в наличии психических и двигательных качеств личности.

При составлении данной программы методически конструктивным подходом может быть отнесение всех категорий людей с отклонениями в состоянии здоровья к трем группам:

  • социально и физически адаптированные;
  • преимущественно социально не адаптированные;
  • преимущественно физически не адаптированные.

Основополагающие принципы построения и особенности реализации программы
В ходе составления программы мы ориентировались на следующие ведущие принципы, сформулированные рядом ведущих российских специалистов:

  • поддержание интереса к двигательной и познавательной активности;
  • единство физического и психического развития;
  • принцип целостности личности, при котором приоритетными компонентами деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, необходимость регулярной  двигательной активности, получение удовлетворения от собственной успешности;
  • принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности;
  •  принцип дифференцированного подхода к организации занятий и проведению спортивных мероприятий по адаптивному туризму;
  • обязательный учёт психо-физических особенностей участников в определении содержании учебного материала;
  • наглядность и доступность предлагаемой деятельности.

Реализация программы «Адаптивный туризм» направлена на формирование у воспитанников культуры здорового образа жизни, что включает в себя:                    

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
  • культуру физическую (способность управлять естественными физическими движениями);
  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
  • культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительных мотиваций, направленных на занятия адаптивной физической культурой и спортом;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Прогнозируемая модель личности и ожидаемые результаты

Мы утверждаем, и это подкрепляется нашими многолетними наблюдениями, что в результате занятий адаптивным туризмом формируется личность, адаптированная к условиям нестабильного социума; приходит осознание себя как биологического, психического и социального существа, а также осознание необходимости ведения здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности как главных условий благополучного существования человека; формируется стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности и устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом; появляется потребность в самостоятельной двигательной активности; развивается самоконтроль и личностное саморазвитие; а в результате, повышается творческая продуктивность.  

В качестве конечных результатов мы видим повышение:

  • функциональных возможностей организма;
  • уровня физического развития и физической подготовленности;
  • приоритета ведения здорового образа жизни;
  • мотивации к двигательной деятельности;
  • уровня самостоятельности и активности  в двигательной деятельности;
  • интереса, проявляемого родителями к деятельности собственных детей и вовлечение их в совместную физкультурно-оздоровительную  деятельность.

Некоторые наблюдения и выводы из практического опыта работы

На протяжении 12 лет на базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Курчатова проводилась физкультурно-оздоровительная работа с воспитанниками по различным направлениям.  В настоящее время занятия адаптивной физической культурой и спортом по программам Специальной Олимпиады являются одной из форм социальной реабилитации и интеграции молодых людей в общество.    

С декабря 2006 года воспитанники реабилитационного центра и учащиеся специальной коррекционной школы № 7 VIII вида г. Курчатова занимаются и участвуют в соревнованиях по программе Специальной Олимпиады. В следующем, 2007 году, силами администрации и  специалистов Центра, при финансовой поддержке Курской АЭС и Курчатовской городской общественной организации – родительский клуб «Содействие», были организованы регулярные учебно-тренировочные занятия по  программам Специальной Олимпиады. В результате анализа двигательной деятельности воспитанников, с учетом их возможностей, были определены в качестве доступных восемь видов спорта:

  • плавание,
  • легкая атлетика,
  • зимние виды спорта (лыжи, снегоступы),
  • настольный теннис,
  • велоспорт (на трехколёсных велосипедах),
  • боулинг,
  • бочче,
  • адаптивный туризм.

Выделяя адаптивный туризм как приоритетное направление физкультурно-оздоровительной работы, мы руководствовались в первую очередь следующими принципами:

  • доступность – в естественных природных условиях открываются безграничные возможности для создания физической динамической деятельности;
  • демократичность – в реальной туристической деятельности группы спортсменов всегда найдется место для всех категорий людей с отклонениями в состоянии здоровья;
  • возможность проведения занятий адаптивным туризмом круглый год;
  • организация походов разного уровня и направлений – тренировочных, оздоровительных, спортивных, краеведческих, прогулочных и т.д.;
  • практическое применение навыков и умений безопасной жизнедеятельности человека.

Занимаясь адаптивным туризмом на протяжении ряда лет, воспитанники реабилитационного центра достигли определенных успехов: участвовали в областных (первое место) и российских соревнованиях (два раза воспитанники занимали  третьи  места и  один раз были вторыми).

Таким образом доказывается возможность и необходимость рассматривать включение  человека с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство как личность, имеющую потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни социума, успешному взаимодействию и партнерству, трудовой, рекреационной  и других видах деятельности.

Опыт участия в проведении спортивно-массовых мероприятий различной направленности показал, что молодые люди с ОВЗ выступают в качестве  не только объектов, но и субъектов социальной реабилитации. Как субъекты они усваивают социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе. Иными словами, они не только адаптируются к обществу, активно участвуя в процессе социализации, но и влияют на самих себя и свои жизненные обстоятельства.

Общество должно признать тот факт, что во все времена была и будет существовать категория людей с особыми потребностями и долго еще будет ощущаться необходимость в выявлении и устранении барьеров, препятствующих получению ими всего необходимого для полноценной жизни, включая доступ ко всем видам социальной реабилитации и интеграции, прежде всего, в форме физической культуры и спорта. 

Список используемой литературы

  • Бастрыкина А. В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. - М., 1999.
  • Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995.
  • Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. - М.: Логос. - 1996.
  • Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).
  • Коррекционная помощь лицам с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра малого города. Уч. пособие / Под ред. доцента Н.В.Ялпаевой – Курск. Изд-во КГУ, 2003.
  • Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №.4, 1997.
  • Столяров В.И., Губарева Т.И., Лубышев Е.А., 1997. Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. восьмой.
  • Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2002.
  • С надеждой на будущее и верой в успех: спец. Образование в России и США. Под ред. Цырлиной Т.В., Кицул Н.С. и др. – Курск: Издательство РОСИ, 2008.

1 Пикалов Виктор Иванович,  инструктор лечебной физкультуры Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Курчатов, Курская обл.

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum