Volume: 3, Issue: 1

1/03/2011

Значение социокультурной деятельности в комплексной реабилитации лиц с ОВЗ
Токмянина М.С. [about]

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» комплексная реабилитация инвалидов определена как одно из важнейших звеньев в системе их социальной защиты. Реабилитация должна начинаться как можно раньше и быть последовательной, комплексной и непрерывной, что естественно требует координации и преемственности действий реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности. В основе взаимодействия субъектов реабилитации лежит реализация индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая представляет собой комплекс оптимальных для каждого конкретного случая мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, и на развитие способностей к выполнению определенных видов деятельности.    

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья города Курчатова Курской обл., оказывая различные социальные услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), использует ИПР для определения направления и структуры своей деятельности.

В индивидуальной программе реабилитации отражены медицинская, социально-средовая и профессионально-трудовая реабилитация – для взрослых, а для детей приоритетное значение приобретает социокультурная деятельность. В каждой из них выделены способы воздействия на личность с ОВЗ. Так, в частности, в рамках медицинской реабилитации используется медикаментозное лечение, а социально-средовая предполагает такие способы, как обучение навыкам, терапия средой и приспособление к новым условиям жизни. Несомненно, большими возможностями в плане способов воздействия на личность детей с ограниченными возможностями здоровья располагает социокультурная реабилитация, уникальность которой состоит в предоставлении возможности обеспечения взаимодействия с социумом, в формировании ощущения равноправности с другими членами общества, в приобретении коммуникативного опыта и установлении контактов, наконец, в получении положительных эмоций в связи с сопричастностью  к происходящей деятельности. Как известно, социокультурная деятельность обеспечивает индивиду обретение жизненно необходимых и социально значимых ценностей, способствующих гармоническому развитию и устойчивому состоянию организма и духовности человека.

Социальная реабилитация призвана с помощью рационально организованных социокультурных занятий, используя сохранные функции, природные физические ресурсы и духовные силы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, максимально приблизить психофизические возможности организма и личности к самореализации в обществе.         

Дети с ограничениями здоровья лишены доступных здоровым сверстникам каналов получения информации; скованные в передвижении и использовании сенсорных источников восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Такие дети часто испытывают затруднения в предметно-практической и игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Для подобных детей реабилитация и адаптация в социуме являются ключевыми в процессе формирования их внутреннего мира и определения будущей судьбы.

Осознание личности «особого» ребёнка как высшей ценности реабилитационного процесса требует создания такой социокультурной среды, где можно полноценно реализовать его существенные силы и способности.

Осуществление реабилитационной деятельности требует усилий над собой и не всегда дается легко. Поэтому необходимы подкрепляющие стимулы и положительная мотивация, внешнее подкрепление и удовольствие как «награда самому себе».

Важнейшей задачей социокультурной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашем реабилитационном центре состоит в том, чтобы были реализованы возможности выполнения ими различных ролей в процессе взаимодействия с окружающими (детьми и взрослыми), удовлетворены потребности в общении, стремление к овладению различными видами деятельности. Многочисленные мероприятия направлены на активизацию психологических и физических ресурсов детей, поддержание эмоционального тонуса,  установление межличностных отношений.

Известно, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Здоровые дети полностью отдаются игре, она занимает практически всё их свободное время. Детская игра является отражением впечатлений, получаемых ребёнком от окружающего мира. Игра даёт ему возможность моделировать и переживать различные жизненные ситуации и человеческие отношения. В этом смысле игра – важнейший элемент подготовки ребёнка - дошкольника к дальнейшей жизни. В своём развитии игра проходит несколько этапов от простых манипуляций с предметами, игрушками у самых маленьких детей до сложных сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников и школьников.

Формирование навыков игры у лиц с ОВЗ имеет свои особенности и в значительности степени зависит от участия взрослых. Собственная игра подобных детей состоит обычно из нецеленаправленных манипуляций с игрушками. Требуется большая помощь взрослых (родителей, воспитателей, специалистов и т.д.), чтобы помочь ребёнку организовать игру и научить его играть. Лишь после многократного повторения, совместного проигрывания простых сюжетов ребёнок может повторить их сам. Часть детей способна принимать участие в несложных сюжетно-ролевых играх, которые организуют взрослые. Однако самостоятельное привнесение в игру новых игровых действий для некоторых детей достаточно сложно. Но на занятиях целенаправленно разучиваются игровые действия, расширяется репертуар сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, пробуждается интерес к игрушкам и предметам. Неизбежно расширяется социальный опыт детей, развивается воображение, мышление, произвольность деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся действовать в условиях игровых ситуаций сначала под руководством и совместно со взрослыми, постепенно переходя к самостоятельным действиям.

В содержание занятий по развитию движений входят различные упражнения, направленные на развитие моторики и ориентировки в пространстве, моторно-зрительной координации. На развитие и коррекцию моторики направлены и занятия по логоритмике, которые включают речь, игру, общение, движение и музыку.

Большое значение в социокультурной деятельности придаётся формированию у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья конкретных навыков, обеспечивающих его бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами труда, что является предпосылкой дальнейшего трудового обучения.
Занятия по изобразительной деятельности  направлены на тренировку и развитие у ребят внимания, памяти, образных представлений, моторных возможностей, побуждает их к самостоятельной деятельности.

Во время музыкальных занятий важное значение имеет подбор музыкального и художественного материала, выразительность исполнения музыки, использование технических средств, яркого наглядного раздаточного материала, соответствующее оформление музыкального зала, внешний вид педагога, его артистичность и эмоциональность. Слушание музыки, пение песен вызывает у ребёнка интерес к окружающей жизни, к всенародным и православным праздникам, воспитывает любовь к отечеству, родной земле, природе. Пение песен не только обогащает детей новыми впечатлениями, развивает инициативу и самостоятельность, но и учит сдерживать активность, когда поют хором или под караоке, подчиняясь общим правилам. Ребёнок-«артист», проникаясь ответственностью  перед товарищами – зрителями, становится более собранным, серьёзным, внимательным к своему номеру и роли. На музыкальных занятиях мы имеем уникальную возможность формирования личности ребёнка путём воздействия на эмоциональную сферу: у ребёнка есть возможность почувствовать себя равноправным партнёром в игре и пении, а соответственно, и равноправным членом детского сообщества.

Использование театральной деятельности в форме драматизации в процессе социальной реабилитации лиц с ОВЗ не только позволяет ребятам приобрести те или иные навыки и умения, но и подключает элемент соревнования, ‘саморепрезентативности', свойственной публичным выступлениям. Кроме того, сценическая деятельность тренирует способности общения, позволяет устранить коммуникативные проблемы, свойственные большинству лиц с ОВЗ.
В рамках социокультурной деятельности специалисты нашего Центра регулярно проводят праздники и дискотеки, организуют театральные постановки и кукольные спектакли, а также устраивают интересные занятия с элементами игротерапии. Каждому ребенку отводится своя роль, исполнить которую ему помогают специалисты. Праздники не только объединяют детей и взрослых, но и дают определённые уроки поведения и культуры общения. Моделируя жизненные ситуации, в которые попадают герои сказок, у ребят есть возможность самим найти выход из затруднительных положений, преодолеть трудности, помочь в беде, победить зло и собственные страхи.

Такие мероприятия являются определённым этапом в социокультурной реабилитационной работе. Активизируя участие детей на празднике, специалисты Центра имеют возможность проследить динамику развития каждого ребёнка за определённый период времени и наметить следующие ориентиры. Кроме того, проведение праздников и других массовых мероприятий мобилизует включение в активную социокультурную деятельность и детей, и взрослых.

Одним из приоритетных направлений социокультурной реабилитации в реабилитационном центре является приобщение лиц с ОВЗ к православной культуре. Значимость и влияние этой культуры на духовно-нравственное воспитание ребенка очень велика и не исчерпывается только духовной сферой жизни. Закрепление полученных знаний происходит  через использование их в повседневной жизни, что формирует социально-приемлемое поведение с точки зрения христианской морали, т.е. позволяет знать, как вести себя в Храме и других посещаемых приходах, обителях и общественных местах.

В духовно-нравственном воспитании наших ребят немалая роль отводится паломническим поездкам по святым местам России и ближнего зарубежья. Для того чтобы путешествие было успешным и достигло воспитательной цели, оно должно быть подготовлено и проведено с учётом ряда обязательных условий (организационных, медицинских, педагогических и культурно-просветительских, а также обеспечения безопасности и т.п.).

Любая паломническая поездка подобного рода имеет ряд организационных особенностей:

  1. Формирование группы в количестве не более 25 человек, включая оптимальное количество сопровождающих специалистов и родителей воспитанников.
  2. Обязательное включение в число  сопровождающих медицинских работников.
  3. Учёт ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности  лиц с ОВЗ, участвующих в поездке;
  4. Определение возможности самостоятельного личного гигиенического обслуживания или потребность в  помощи сопровождающего лица;
  5. Тщательная проработка программы паломнической поездки в части обеспечения  транспортом, гостиницей, качественным питанием и организацией досуга.

Такие путешествия позволяют сформировать у каждого из участников представление о духовных ценностях, содействуют укреплению общей дисциплины воспитанников, интереса и доверия к педагогам, создают возможность приобретения навыков социального взаимодействия и коммуникативного опыта, а также навыков организации быта в полевых условиях, расширяют жизненный кругозор и повышают культуру межличностных отношений.

Заключая, повторим, что социокультурная деятельность в комплексной реабилитации  лиц с ОВЗ имеет чрезвычайно важное значение, позволяет решить основные социальные и психологические проблемы детей и подростков, способствуя тем самым становлению их в качестве полноправных членов общества.

1 Токмянина Маргарита Сергеевна - социальный педагог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Курчатова Курской области

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum