Volume: 3, Issue: 2

1/12/2011

Дистанционное образование – одно из направлений информатизации вуза
В.Н. Бутова [about]

Необходимость использования мультимедийных технологий в образовании

Разные периоды в жизни человечества характеризуются своими особенностями развития и, в частности, образования. Так, XXI век повсеместно признается веком информационных технологий. Новые информационные технологии в образовании, связанные с широким проникновением компьютерного и телекоммуникационного оборудования во все сферы деятельности человечества, поставили новые проблемы перед системой высшего образования. Если первоначально компьютеры в системе высшего образования появились как инструмент проведения научных исследований в области фундаментального естествознания и как предмет изучения, то технологический прорыв, связанный с созданием персональных компьютеров в начале 80-х годов прошлого века, привел к качественному перелому по отношению к информационным технологиям. С ростом персональных компьютеров в мире, компьютер стал использоваться в качестве средства поддержки процесса обучения. Вместе с тем создание глобальных информационных сетей, которые практические стерли границы между государствами в сфере потоков открытой информации, поставило образование перед фактом, когда источником получения новых знаний и обучающей информации стали не только образовательные учреждения, но и глобальные информационные ресурсы.

В результате перед системой образования возникла необходимость использования мультимедийных технологий и создания на их основе новых приемов и методов обеспечения образовательных процессов.

В соответствии с Концепцией информатизации высшего образования Российской Федерации основной стратегической целью информатизации образования является глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикального повышения эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т. е. за счет подготовки кадров с новым типом мышления. В частности, для бизнес-образования – это умение и навыки работы в глобальных виртуальных командах, способность быстро ориентироваться в информационном поле, навыки эффективной коммуникации с использованием современных технологий, самостоятельность, способность работать в условиях постоянного напряжения и выполнять проекты точно в срок. Набор компетенций, которыми должен владеть выпускник экономического вуза в наши дни, сводится, в основном, к следующим: необходимость постоянного обновления знаний и умений; повышение социальной активности и профессиональной мобильности; способность быстро и эффективно принимать решения в условиях неопределенности и информационного переполнения.

Целью данной статьи является рассмотрение и анализ процесса информатизации образования на примере Регионального финансово-экономического института (РФЭИ, г.Курск).

Программа информатизации РФЭИ

В 1997 году РФЭИ начал осуществлять Программу информатизации вуза, отдельные аспекты которой мы рассмотрим в данной статье.

В качестве основных компонентов, определяющих уровень информатизации Регионального финансово-экономического института (РФЭИ), были выбраны:

  • IT – стратегия;
  • электронный портал;
  • конвергентная гетерогенная информационная среда вуза;
  • электронные библиотеки;
  • системы дистанционного обучения (СДО);
  • системы электронного документооборота (СЭДО);
  • системы управления кадрами;
  • системы управления финансами и бухгалтерским учетом;
  • системы управления человеческими ресурсами;
  • аналитические системы управления деятельностью вуза.

Коротко о терминах. Под IT-стратегией мы подразумеваем использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах деятельности института, создание единой информационной образовательной среды вуза. Использование ИКТ потенциально позволяет, с одной стороны, обеспечить интенсификацию обучения и повышение его качества, с другой, реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Применительно к РФЭИ использование ИКТ в учебном процессе – это комплексная задача, включающая в себя несколько аспектов:

  • технологический, связанный с организационными особенностями функционирования учебного процесса;
  • технический, определяемый перечнем требований к средствам ИКТ;
  • дидактический, предполагающий изменение содержания обучения;
  • методический, определяющий формы и методы обучения.

Решение этой комплексной задачи – создание информационной образовательной среды РФЭИ, одной из составляющих которой являются информационные системы.

В настоящее время информационные системы РФЭИ представляют собой сложный организационно-инженерный комплекс, в котором можно выделить несколько направлений, задающих развитие. Прежде всего, это отделы узлов доступа в сеть Интернет и действий, связанных с организацией и построением систем телекоммуникаций, инженерные системы среды вуза, портальные службы, отделы разработки программно-аппаратных решений, которые при детальном рассмотрении также продолжают деление по функциональному предназначению и иерархии использования систем.

Административный портал РФЭИ

Высшим информационным компонентом образовательной среды Регионального финансово-экономического института является портал – мощное кроссплатформенное приложение, управляющее тонким механизмом функционирования всей образовательной системы вуза. Портал РФЭИ – это инженерная платформа, которая полностью берет на себя все аспекты взаимодействия студентов всех форм обучения, преподавателей, администрации и сотрудников института. Портал предлагает управление учебным процессом, мгновенный доступ к данным по процессу обучения, возможность изучения on-line-курсов и сдачи промежуточной отчетности, получения информации по финансовым взаимоотношениям с вузом, доступ к информации по службам почтовой доставки, службе обмена сообщений, электронным библиотекам, доступ к системе виртуальных классных комнат, форумов и многому другому.

Административный портал РФЭИ – это:

  • система сбора информации;
  • система выявления и формализации новых знаний (контента), которая опирается на весь накопленный и формализованный ранее потенциал знаний образовательной организации (на входную информацию), на коллективный интеллект и интуицию задействованных в процессе обучения людей (на совместную работу), на вычислительные приложения;
  • система выдачи накопленной и вновь созданной информации обучаемому в соответствии с принятой технологией обучения.

Образовательные технологии РФЭИ

РФЭИ осуществляет образовательную деятельность по очной и заочной формам обучения.

Относительно очной формы обучения следует отметить, что информационные технологии – ведущие технологии организации учебного процесса в РФЭИ и начинаются они с организации рабочего места студента – электронной карточки, позволяющей студенту «переносить» свой рабочий стол в любую аудиторию института и работать за этим столом, не привязываясь к конкретному рабочему месту. Это стало возможным благодаря системе «Sun Microsystems», внедренной в вузе в 2004 г. Такой инновационный подход к организации учебного процесса в вузе продолжается и на следующем этапе – этапе теоретической подготовки студента. Он заключается в том, что студентам традиционно не читаются лекции, они их изучают самостоятельно. Все учебные материалы – учебно-методические комплексы, разработанные профессорско-преподавательским составом РФЭИ, размещены на портале. Студент изучает их самостоятельно, а в отведенное в расписании учебных занятий по конкретной предметной области время студенты обсуждают рассмотренный материал с преподавателем. Это не только здоровьесберегающая образовательная технология, но и технология, сберегающая время студента и преподавателя.

Что касается проведения практических и семинарских занятий для студентов очной формы обучения, то они реализуются с помощью инструментальных технологий, т. е. технологий, представляющих собой конкретные программные продукты. К завершению первого года обучения в РФЭИ студент должен овладеть практическими навыками работы как минимум в десяти программных продуктах. Переход на двухуровневую систему – «бакалавриат – магистратура» изменил идеологию системы образования студентов РФЭИ очной формы обучения. По изучаемым дисциплинам преподавателями разрабатываются компьютерные практикумы и задания для самостоятельной работы студентов по всем разделам дисциплины, снабженные ответами. Такие задания позволяют за более короткие сроки существенно изменить качество подготовки бакалавров и способствуют формированию их профессиональных компетенций. Студенты имеют возможность обратиться за консультацией к преподавателю не только в часы консультаций, но и в другое удобное время, отправив свой вопрос на блог преподавателя.
Наставничество – образовательная технология, которую РФЭИ внедряет в учебный процесс в течение 6 лет.

Студенты очной формы обучения после первого года разбиваются на проектные группы, которые возглавляют не только преподаватели – руководители проекта, но и студенты старших курсов, добившиеся наилучших результатов в своей деятельности. Этот подход к практической подготовке студентов также полностью строится на применении информационных технологий в реализации заданий проекта. Работа в проектных группах способствует формированию тех профессиональных компетенций, которые в наши дни предъявляет к выпускникам работодатель.

Для организации промежуточного контроля знаний студентов в вузе также используются возможности портала. Студенты сдают зачеты и экзамены в виде тестовых заданий, которые разработаны преподавателями в различных формах: с выбором одного правильного ответа, с указанием последовательности или соответствия, тестовые задания с выбором нескольких ответов из предложенных. Следует заметить, что студенты и аспиранты института оказывают большую помощь преподавателям в наполнении портала учебным и информационным материалом.

Коучинг (от англ. coaching) – искусство решения задач. Эта образовательная технология только начинает первые шаги в институте, но определенно есть уверенность в ее продвижении.

Дистанционное образование в РФЭИ

Дистанционное образование принято связывать с развитием Интернета. Однако если говорить об истории развития дистанционного образования, то она начинается задолго до появления Интернета.

Из Библии известно, что Христос собирал учеников и, обучая их своей вере, хотел, чтобы они распространяли ее по всему миру. Апостолы, записывая слова Христа, эти записи передавали священнослужителям с целью чтения слов Христа в церковных приходах. Это являлось образцом своеобразного дистанционного образования в древности.

Что касается сегодняшней ситуации в России с ее огромными географическими пространствами, то дистанционное образование имеет особое значение. Как показывают исследования по данной проблеме, система дистанционного образования развивалась в России в два этапа. Первый этап завершился в конце 80-х годов XX века, когда студенты заочной формы обучения, получая учебные материалы на установочной сессии, приезжали сдавать экзамены в вуз на очередную сессию. Второй этап развития дистанционного образования России относится к началу 90-х годов и связан с принятием в 1995 году «Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России». Этот этап называют эпохой web’а.
Как мы уже отметили ранее, РФЭИ приступил к реализации дистанционного образования в 1997 г.

В институте дистанционное обучение наряду с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом – является одной из форм получения образования студентами. При осуществлении этой формы обучения используются как традиционные, так и специфические методы, средства и формы, основанные на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Одной из особенностей дистанционного обучения является то, что основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого. К другим особенностям следует отнести возможность учиться в удобном для студента месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, посредством блогов, в режиме онлайн.

Исследуя качественный состав студентов, получающих дистанционное образование в РФЭИ, было выяснено, что потребителями системы дистанционного обучения являются следующие группы населения:

  • лица, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;
  • специалисты, уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию или получить второе образование;
  • лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу невозможности совмещения учебы с работой;
  • лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
  • лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;
  • субъекты и объекты пенитенциарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);
  • иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам;
  • потребители образовательных услуг, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;
  • различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации;
  • лица, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран;
  • безработные, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости.

Анализ и опыт работы по организации дистанционного обучения в РФЭИ, отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного обучения позволил выделить его характерные особенности:

Гибкость. Обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе.

Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип, что позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой.

Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Асинхронность. В процессе дистанционного образования обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

Массовость. Количество обучающихся в системе дистанционного образования не является критичным параметром.

Квалификация. Требования к обучающемуся и преподавателю существенно отличаются от традиционных.

Новые информационные технологии. В системе дистанционного обучения используются все виды современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Социальность. Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания, профессиональной деятельности, состояния здоровья и материальных условий.

Интернациональность. Дистанционное обучение обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного обучения перед другими формами получения образования, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к обучаемому, в некоторых случаях увеличивая трудоемкость образовательного процесса.

Отмеченные особенности организации дистанционного обучения способствуют росту рынка дистанционного образования. Но вместе с этим тенденция такова, что на данном этапе глобальные перспективы развития дистанционных технологий определяет США (более 50% мирового рынка в 2010 г., доля России – 2%).

Несмотря на пока незначительную долю мирового рынка дистанционных образовательных услуг России она идет по пути создания и внедрения дистанционных технологий в образовании.

В настоящее время появляется конкуренция между вузами, осуществляющими дистанционное обучение. Студенты все чаще подходят к получению дистанционного образования продуманно и взвешенно. Изменились критерии оценки обучения. В настоящее время важна не только цена, но и качество учебных материалов, удобность интерфейса, скорость доступа к материалам и др.

Проблема качества дистанционного образования – одна из главных проблем, над решением которой работает профессорско-преподавательский состав РФЭИ.

В настоящее время нельзя говорить о качестве подготовки специалиста, не связывая это с владением специалистом современными прикладными программами. Поэтому институт работает над практикоориентированным дистанционным обучением, связанным в первую очередь с реализацией компьютерных практикумов по изучаемым дисциплинам направлений подготовки. Выполнение заданий компьютерного практикума чаще всего представляет конкретный продукт в зависимости от выбранного профиля подготовки студента. Вслед за выполнением компьютерных практикумов по дисциплинам обязательным условием является выполнение студентами контрольных компьютерных практикумов. Проверка их осуществляется как системами проверки рукомашинопечатных форм, так и возможностями электронных систем дистанционного обучения института.

Разработка заданий для самостоятельной работы по всем разделам изучаемых дисциплин, как мы уже говорили при рассмотрении образовательных технологий при очной форме обучения, при дистанционном обучении в РФЭИ также является одним из идеологических направлений. Эти задания направлены на поиск возможности получить оперативную консультацию преподавателя в блогах, созданных по всем профилям подготовки в РФЭИ.

В практику организации дистанционного обучения в РФЭИ вошло проведение «вебинаров» (от английских слов Web и seminar), онлайн-консультаций, защита курсовых и дипломных проектов в режиме онлайн. Отслеживая качество этих форм организации учебного процесса при дистанционном обучении, следует заметить положительную динамику.

Разрабатываемая и совершенствуемая система дистанционного обучения в РФЭИ позволяет осуществлять интерактивное взаимодействие между студентом, преподавателем и интерактивным источником информационного ресурса – порталом, отражая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Созданная информационная среда института с применением современных компьютерных и коммуникационных технологий позволяет осуществлять незамедлительную обратную связь между обучаемым и средством обучения. Компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработка результатов учебного эксперимента и др. – это лишь некоторые критерии, которые отличают дистанционное обучение от других форм обучения в РФЭИ.

Важным направлением в информатизации учебного процесса мы считаем разработку и создание студентами РФЭИ электронного портфолио, позволяющего оценить не только успеваемость студента, но и его реальные достижения в формировании профессиональных компетенций. В настоящее время на портале института ведется работа по созданию электронного портфолио для студентов всех форм обучения.

Перспективы развития дистанционного образования в РФЭИ

Если говорить о перспективах развития дистанционного образования в институте, то они связаны в первую очередь с технологическими тенденциями: увеличением пропускной способности каналов связи; использованием современных средств коммуникаций как ресурсов для распространения учебных продуктов; принципом кроссплатформенности и использования единых стандартов.

Следующее направление в развитии дистанционного образования в институте мы видим не только в повышении качества учебных материалов, но и в совершенствовании методологии этого процесса. Это и разработка интерактивных курсов и обучающих он-лайн-игр, моделирующих реальный производственный процесс, а также перенос средств взаимодействия со студентом на мобильные платформы.

В качестве важного направления для совершенствования дистанционного обучения мы считаем подготовку преподавательских кадров, способных осуществлять образовательную деятельность дистанционно. В связи с этим институт растит свои преподавательские кадры из числа выпускников, прошедших нашу систему обучения с широким использованием информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения.

Но дистанционное обучение требует наличия в вузе целого ряда вспомогательных служб, осуществляющих техническую поддержку этого процесса. Мы уже отмечали, что созданные раннее информационный центр и отдел информационных и телекоммуникационных технологий сегодня уже не в силах справиться с поставленными задачами. Это послужило причиной создания структурных подразделений института, специализирующихся на разработке и сопровождении систем электронного обучения и сетевого взаимодействия в процессе обучения. Все  сказанное позволяет заключить, что дистанционное обучение – одна из перспективных и мобильных форм образования, за которой будущее.

Использованная литература

  • Лемех Р. М. Деятельность специалиста в области организации дистанционного обучения / Р. М. Лемех // Ученые записки ИИО РАО. - 2005. - Вып. 17. - С. 60-65.
  • Смуров Н. VP Group [Электронный ресурс]: Современные тенденции развития дистанционного образования в мире. URL:http://www.verticalportals.ru (дата обращения 24.03. 2010).
  • Роберт И. В. Разработка системы дистанционного обучения для высшего и дополнительного образования в вузах / И. В. Роберт, Э. А. Манушин, Л. П. Мартиросян и др. – М.: ИИО РАО, 2004. - 295 с.
  • Чухломин В.Д. Применение новых информационных технологий в бизнес-образовании на примере Государственного университета Нью-Йорка (SUNY) / В. Д. Чухломин // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2009. - № 2.

1 Бутова Вера Николаевна - канд. пед. наук, доцент, проректор по научной работе Регионального финансово-экономического института, г. Курск.

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum