Volume: 3, Issue: 2

1/12/2011

Применение современных форм «смешанного обучения» в вузе (на примере РОСИ)
Г.Ю. Шойтова [about]

Сегодня электронное обучение становится актуальной составляющей современной образовательной системы, обеспечивая принципиально новые возможности в доступе к образовательным информационным ресурсам и управлении ими, в организации управления образовательными процессами, в организации новых форм образования с использованием дистанционных форм обучения, таким образом значительно расширяя возможности традиционной образовательной системы.

Высокая эффективность образовательных процессов достигается при совместном использовании различных форм электронного обучения с традиционными формами обучения. Такая технология называется смешанным обучением (blended-learning).

НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт” имеет большой опыт использования электронного обучения с использованием технологии смешанного обучения. Достаточно сказать, что с 2002 года велась разработка банка тестовых заданий, выполняемых с применением авторской программной разработки “Репетитор” (авт. А.Н. Чурилов, Т.В. Ежова, Э.В. Власов), с 2003 года начались разработки авторских учебно-методических комплексов (“Информатика” - авторы Г.Ю.Шойтова, М.В. Борисова; “Вычислительная математика” - автор Г.Ю. Шойтова; “Структуры и алгоритмы обработки данных”- авторы Т.В. Ежова, Г.Ю. Шойтова, студент Е.В. Скоробогатый; “Математика” - автор Т.В. Шевцова, студент Е.В. Шамардин и др.). Активная работа преподавателей совместно со студентами факультета информатики и вычислительной техники была наиболее плодотворной. Однако опыт выявил и ряд недостатков такого подхода разработки:

  • средствами программной разработки указанных курсов являлись языки гипертекстовой разметки, среда разработки Delphi, язык С#, но поскольку программирование в основном осуществлялось студентами нашего факультета (совместно с отдельными преподавателями), то в результате после окончания разработки коррекция курса была затруднительна для тех преподавателей, кто не участвовал в непосредственной разработке.
  • Отсутствовала система мониторинга работы с курсами, т.к. не была создана  общеинститутская база курсов. Невозможно было отслеживать самостоятельную работу студентов вне учебного заведения.
  • Система тестирования “Репетитор”, хотя и имела базу тестовых заданий и базу контроля тестирования, но работа с ней была резко затруднительна для преподавателей, т.к. требовалась обязательная конвертация базы тестирования специалистом управления информатизации. Отсутствовала возможность интегрирования системы тестирования в уже имеющиеся курсы с возможностью гибкого мониторинга обучения.

Все указанные недостатки привели к необходимости проведения исследования о выборе методов решения существующей проблемы. Назовем отдельные составляющие:

1. Выбор платформы поддержки дистанционного обучения

Существует множество платформ комплексной поддержки дистанционного обучения, среди которых можно выделить как отечественные (Виртуальный Университет [www.openet.ru]; Доцент [www.uniar.ru]; Прометей [www.prometeus.ru]), так и зарубежные разработки (Blackboard [www.blackboard.com]; WebCT [www.webct.com]; IBM Lotus LearningSpace [www.lotus.com]; Its learning [its.solution.no]; eLearning [www.elearn.ru] и Moodle [www.moodle.org]).

С декабря 2009 года мы решили использовать для полноценной реализации процесса электронного обучения открытую среду Moodle (Modular Object Oriented Digital Learning Environment). Это свободно распространяемая под лицензией GPL, популярная, международная платформа поддержки дистанционного обучения, обладающая широким набором возможностей: опции формирования и представления учебного материала; опции проверки знаний и контроля успеваемости; реализация оценивания работ в баллах; легкая организация модульного подхода в обучении; удобная расширенная обратная связь между педагогом и студентами, которая позволяет студентам выкладывать работы в электронном виде на сервере, получать рецензии преподавателя, исправлять ошибки и вновь отправлять документы на проверку, получать необходимые консультации дистанционно. На наш взгляд, основными преимуществами среды Moodle являются:

  • простой, «легкий» web-интерфейс;
  • акцент на взаимодействие между студентами;
  • использование системы как для дистанционного обучения, так и для очного и смешанного;
  • разграничение режимов доступа в систему, установка различных прав (администратор, создатель курса, преподаватель, тьютор, студент);
  • возможность редактирования своего аккаунта (фотографии, личные данные, реквизиты);
  • поддержание различных структур курсов (календарный, форум, дерево);
  • широкий набор модулей-составляющих для курсов (форум, тетрадь, тест, ресурс, глоссарий, опрос, анкета, домашнее задание и др.);
  • возможность редактирования текстов (ресурсы, сообщения на форуме, записи в тетради и т.д.) встроенным текстовым редактором;
  • совокупность показа оценок на одной странице (либо в отдельном файле);
  • доступность полного отчета по вхождению пользователя в систему и работе над различными модулями;
  • поддержание любого контента в электронном виде (HTML-текст; ссылка – ссылка на статью, книгу; закачанный файл – отображается любой файл, который закачан для курса и др.);
  • определение сроков сдачи, количества попыток, максимальной оценки для заданий и тестов:
  • возможность создания базы данных вопросов для многократного использования в различных тестах;
  • автоматическая оценка тестов. Ответы студентов могут быть переоценены преподавателем вручную, что позволяет на этапе проверки электронного курса корректировать задания;
  • поддержание в тестах различных видов вопросов: да/нет, выбор одного, выбор нескольких вариантов, вопрос в открытой форме, соответствие и др. Виды вопросов легко добавляются путем установки новых плагинов.

2. Установка и настройка необходимого компьютерного оборудования

Система Moodle базируется на веб-платформе Open Source, веб-сервере Apache, а её программный код написан на языке PHP — всё это современные и популярные средства разработки программных продуктов, поэтому одним из важных свойств Moodle является универсальность, что даёт возможность устанавливать её под управлением любой из распространённых в настоящее время операционных систем. Доступ к курсам для студентов и преподавателей НОУ ВПО «РОСИ» был организован средствами удалённого доступа через Интернет.

3. Обучение работе с Moodle

Первоисточником информации о системе Moodle является её официальный сайт. Кроме того, имеется достаточное количество описаний системы Moodle и рекомендаций по работе с ней, в том числе и переведённых на русский язык. Следует также отметить, что система обладает достаточно интуитивно понятным дружественным графическим пользовательским интерфейсом, переведённым на 61 язык, включая русский. Самостоятельное изучение Moodle организаторы проекта начали в 2008-2009 году. На этапе запуска общеинститутского проекта в 2010 году возникла необходимость  разработки учебных пособий по обучению работе в среде Moodle, и тогда для преподавателей был разработан учебник «Преподавание в Moodle». Учебник основан на личном практическом опыте реализации первого учебника в Moodle в НОУ ВПО «РОСИ» по дисциплине «Вычислительная математика». Учебное пособие постоянно дорабатывается руководителями проекта, ведется активная переписка с преподавателями в форуме. Проводятся семинары и индивидуальные консультации для преподавателей института. Также были подготовлены 3 референта, которые могли оказать методическую помощь преподавателям и вносили материалы в Moodle.

4. Возможности Moodle по поддержке и разработке электронных курсов

Система Moodle позволяет создавать сложные интегрированные курсы по выбранным дисциплинам таким образом, что студенты смогут их использовать и без контакта с преподавателем в реальном времени.

Материалы курсов могут быть представлены в любом виде: картинки, графики, карты, видео, flash-анимация, аудио, таблицы и текст. Можно разрабатывать разнообразные учебно-методические материалы: рабочие тетради, лекции, практические задания, уроки, диагностические материалы в виде тестов, контрольных работ и рефлексивных анкет, для организации обратной связи с обучающимися.

В системе Moodle реализованы следующие базовые возможности:

  • разработка и публикация учебно-методической информации в различных формах от простого текста до гипермедийного контента;
  • встроенный WYSIWYG редактор учебных материалов;
  • общение в реальном и отложенном времени между участниками образовательного процесса через форумы и чаты, e-mail, комментарии;
  • встроенная система тестирования, контроля и оценивания;
  • встроенная система разработки тестов с вопросами различных типов;
  • решение организационно–административных задач;
  • календарный план;
  • воспроизведение пакетов SCORM;
  • встроенные роли: администратор, создатель курса, преподаватель, студент;
  • поддержание авторизации через каталог LDAP или любую БД, пакетное добавление пользователей и авторегистрация;
  • гостевой доступ к курсам и доступ с ключом;
  • персональные профили;
  • различные виды отчётности и журнал действий пользователя;
  • управление выводом различных информационных модулей;
  • изменение цветовой схемы и представления интерфейса пользователя.

Дистанционные технологии могут быть ориентированы на разные категории обучаемых в разных предметных областях, при этом для повышения эффективности обучения могут быть использованы разные формы и способы его организации.

В качестве средства разработки для преподавателей мы используем разработку курсов на локальном сервере преподавателя, т.к. не все имеют возможность высокоскоростного доступа к нашему сайту Moodle. В 2009 году при создании первого учебного пособия мы использовали локальный сервер Denwer для размещения Moodle, однако при настройке сервера требуется подготовка высококвалифицированного web-программиста. Такую помощь преподавателям мы могли оказать далеко не всегда, поэтому в 2010 году в начале реализации проекта решили остановиться на портабельной версии Moodle – Poodle. Программа включает:

  • Portable Apps. Пакет с открытым исходным кодом, который позволяет запускать портативные приложения непосредственно с флэш-диск. http://portableapps.com/
  • Mozilla Firefox ®, Portable Edition . Популярный Mozilla Firefox веб-браузер в комплекте с пусковой PortableApps.com. http://portableapps.com/apps/internet/firefox_portable
  • Sumatra PDF Портативный. Sumatra PDF, упакованные в портативное приложение, позволяет просматривать PDF-файлы в этой же оболочке. http://portableapps.com/apps/office/sumatra_pdf_portable;
  • MiniServer. Сокращенная версия единого сервера предназначена для портативного использования. Server представляет собой интегрированный пакет сервер Apache, MySQL, PHP и Perl, которые запускаются с диска. http://www.uniformserver.com/
  • Moodle. Система управления обучением. http://moodle.org/

5. Внедрение системы Moodle в НОУ ВПО «РОСИ».

Первое внедрение сайта дистанционного образования было проведено в начале 2010 года, но тогда проект включал лишь один учебный курс «Вычислительная математика», подготовленный автором данной статьи. Курс применялся при обучении студентов дневного и заочного обучения факультета информатики и вычислительной техники специальностей «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Прикладная информатика (в менеджменте)». Результат эксперимента показал, что данная система является удобным средством поддержки учебного процесса как для преподавателей, так и для студентов, которые обратились с просьбой реализовать и другие дисциплины учебного плана в рамках данного проекта. Информационное наполнение пособия по дисциплине было реализовано в течение одного месяца. Пособие состояло из 9 лекций, 8 лабораторных работ, базы тестирования из 500 заданий, списка источников, форума по дисциплине.

Рисунок 1. Электронное учебное пособие "Вычислительная математика"

С сентября 2010 года НОУ ВПО «РОСИ» приступил к полномасштабному применению системы для поддержки смешанного обучения студентов по всем специальностям. Обучение ведется по дисциплинам всех циклов учебного плана. Созданы курсы по 58 дисциплинам. В настоящее время систему используют около 20 преподавателей и более 600 студентов.


Рисунок 2. Сайт электронного обучения НОУ ВПО "РОСИ"

Сайт активно посещают пользователи, на рисунке 3 представлена статистика просмотров за май-июнь 2011 года.

Кроме того, мы создаем проекты для школьников в рамках «Академии информатики». Последний раз в проводимом нами конкурсе приняли участие 16 команд из города Курска и Курской области.


Рисунок. 3 Конкурс по информатике

А в заключение добавим, что в 2011-2012 году в НОУ ВПО «РОСИ» планируется начало приема студентов на обучение с использованием дистанционных технологий.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что современные информационные технологии позволяют быстро развернуть систему смешанного обучения в ВУЗе. Проведенный нами эксперимент внедрения системы Moodle в НОУ ВПО «РОСИ» показал эффективность применения технологий смешанного обучения.

Использованные источники

  • http://www.moodle.org
  • http://www.maflt.org/products/poodle
  • Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle Издательство: ТТИ ЮФУ, 2008-146 с.
  • Мясникова Т.С., Мясников С.А. Система дистанционного обучения MOODLE.- Харьков, 2008.-232 с.
  • Шойтова Г.Ю., Борисова М.В. Информатика - электронное учебное пособие. 2003-2005.
  • Шойтова Г.Ю. Вычислительная математика Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 7289 от 26 ноября  2006 года.
  • Шойтова Г.Ю., Ежова Т.В. Скоробогатый Е.В. Программа «Алгоритмы сортировки» Свидетельство обо отраслевой регистрации разработки № 8542 от 22 июня 2007 года, Номер ВНИТЦ 50200701301 от 26 июня 2007 года
  • Шойтова Г.Ю. Вычислительная математика (электронный курс Moodle) – 2009.
  • Шойтова Г.Ю. Дискретная  математика (электронный курс Moodle) – 2010.
  • Шойтова Г.Ю. Языки гипертекстовой разметки (электронный курс Moodle) – 2010.
  • Шойтова Г.Ю. WEB-дизайн (электронный курс Moodle) – 2010.
  • Шойтова Г.Ю. Web-программирование (электронный курс Moodle) – 2010.
  • Шойтова Г.Ю. Преподавание в Moode (электронный курс Moodle) – 2010.

1 Шойтова Галина Юрьевна - доцент кафедры программного обеспечения, к.п.н, заместитель декана факультета информатики и вычислительной техники, НОУ ВПО “Региональный открытый социальный институт”, г.Курск.

 

Ежова Татьяна Владимировна (Dec. 13, 2011)
Материал статьи достаточно убедительно позволяет получить полное представление об используемом подходе и технологиях. Хотелось бы пожелать автору успехов в развитии системы и новых публикаций по тематике дистанционного обучения.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum