Volume: 3, Issue: 2

1/12/2011

Методические приемы изложения учебного материала в электронном формате
С.П. Шоленкова [about]

В связи с переходом российских вузов на образовательные стандарты третьего поколения в учебных планах происходит изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов в сторону увеличения доли самостоятельной работы. Рекомендуемый объем аудиторной нагрузки на младших курсах составляет 23-25 часов, на старших курсах – 18-20 часов1. В числе основных мероприятий, направленных на усиление самостоятельной работы студентов, названы оптимизация методов обучения и широкое использование информационных технологий. Учебно-методические комплексы в новых условиях должны содержать, по крайней мере, элементы курсов в электронном виде или ссылки на ресурсы Интернет. Электронные учебные материалы могут использоваться как во время аудиторной работы студентов, так и во время самостоятельной работы в компьютерном классе и дистанционно. Новые требования к организации учебного процесса порождают новые способы взаимодействия студентов и преподавателя. Если во время традиционной лекции или практического занятия преподаватель по реакции аудитории может корректировать ход занятия (обратная связь в режиме реального времени), то при изучении электронного курса обратная связь, а, следовательно, и корректировка методов обучения будут отсроченными. Поэтому для разработки учебно-методического обеспечения в электронном формате от преподавателя потребуется не только освоение программных и технических средств, но также применение имеющегося у него педагогического (методического) мастерства для разработки новых методов, изучение опыта других педагогов, использующих информационные технологии в своей деятельности.

На наш взгляд, при изложении в виде электронных курсов дисциплин, связанных с языками программирования, эффективным приемом повышения методической ценности разработки является применение комментариев в программах и фрагментах программ. Комментарий в программе выполняет чисто информационную функцию, он служит для описания и пояснения отдельных подпрограмм, операторов, данных и т.п. Большинство специалистов сходятся во мнении, что комментарии должны объяснять намерения программиста. Так, разработчик концепции грамотного программирования  Д.Кнут2 в своей ранней статье «Грамотное программирование» («Literate Programming»)  предлагает изменить основную парадигму: «Вместо того, чтобы полагать своей главной задачей инструктирование компьютера, давайте сконцентрируемся на объяснении того, чего мы хотим от компьютера, человеку».3 С методической точки зрения применение комментариев позволяет понять, как перейти от предложений естественного языка, на котором описывается алгоритм решения задачи, к предложениям формального языка программирования, на котором алгоритм реализуется.

Проиллюстрируем применение комментариев в учебных целях при изложении курса «Информатика и программирование», который изучают студенты-бакалавры по направлению «Прикладная информатика».

Электронный учебный курс «Информатика и программирование» разработан в свободно распространяемой среде Moodle. В состав курса входят лекции, задания, тесты и др. Лекции и задания содержат программы и фрагменты программ. Рассмотрим методику изложения темы «Рекурсия» в электронном учебном курсе «Информатика и программирование». При составлении электронных учебно-методических материалов по данной теме использовалось учебное пособие Марченко А.И. «Программирование в среде Borland Pascal 7.0».4

Использование рекурсии для реализации метода быстрой сортировки К. Хоара.

Задача: выполнить быструю сортировку одномерного массива, используя самовызывающуюся  рекурсивную процедуру.
Вначале в словесной форме описывается алгоритм быстрой сортировки и приводится его графическая иллюстрация, а затем  дается текст программы с подробными комментариями. В приводимом тексте программы комментарии предшествуют операторам.

ProgramSort;
UsesCrt;
Const
n = 20;   {       количество элементов массива            }
Var
                A : array [1..n] of integer;
                i: word;

{       Процедура быстрой сортировки        }
procedure Qsort ( L, R : word );
{              L и R – параметры-значения,                                                                                                         }
{              L-индекс левого элемента массива, R – индекс правого элемента массива     }
var
B, Tmp : integer;
{              переменная В используется для хранения центрального элемента массива    }
{              переменная Tmp используется для перестановки элементов массива                              }
i, j : word;                            
begin
{              выбираем центральный элемент массива и записываем его в В                         }
B := A [(L+R) div 2];          
{              просматриваем массив поочередно слева направо и справа налево                 }
i := L;  j := R;                       
                while      i <= j       do
                begin
{если при движении слева направо найден элемент >=B, то запоминаем его позицию}
while A[i] < B do i := i+1;
{если при движении справа налево найден элемент <=B, то запоминаем его позицию}
while A[j] > B do j := j-1;
{              найденные элементы меняем местами и так далее, пока при очередной         }
{              итерации встречные индексы i и j не пересекутся                                                 }
if i <= j then
                                begin
                                                Tmp := A[i];
                                                A[i] := A[j];
                                                A[j] := Tmp;
                                                i:= i + 1;
                                                j := j-1;
end;
end;
{              закончен первый этап сортировки;                                                                                             }
{              массив разделен на две части относительно В – все элементы, которые       }
{              меньше или равны В будут располагаться слева от пересечения индексов i }
{              и j, а все элементы, которые больше или равны В, будут располагаться       }
{              справа от границы; таким образом, относительно В массив отсортирован,}
{              но его левая и правая части еще не упорядочены.                                                   }

{              Сортировка левой части массива                               }
ifL < jthenQsort ( L, j );
                {              Сортировка правой части массива            }
ifi < RthenQsort ( i, R );
end;

{              Главная программа           }
Begin
ClrScr;
Writeln (‘Введите элементы массива:’);
For i:= 1 to n do Read ( A[i] ); Readln;
{              Вызов процедуры сортировки                                      }
               {               В процедуру передаются фактические значения левого и правого    }
{               индексов массива                                                                                                                              }
Qsort ( 1,n )
{              Вывод отсортированного массива на экран            }
Writeln (‘Отсортированныймассив:’);
                For i := 1 to n do Write ( A[i] : 8);
                Writeln;
End.

Рассмотрим еще один интересный методический прием, который можно использовать при изучении студентами языков программирования. Он также основан на комментариях, и суть его заключается в следующем. Студент получает исходный текст программы, в котором нет комментариев. Его задача – дополнить программу комментариями, сформулировать задачу, для решения которой составлена программа, и описать в словесной форме алгоритм решения. Задания такого типа могут быть реализованы в Moodle в форме эссе. Приведем небольшой пример такого задания.

Студент получает  следующее задание: Дан  исходный текст программы, дополните текст комментариями, сформулируйте условие задачи, для которой составлена программа и приведите словесное описание алгоритма.

Program                Pr;
Uses Crt;
Const
                n = 20;
Type
                Tvector = array [1..n] of real;
Var
                Vector : Tvector;
                X : real;
                L, R : integer;
                i : integer;
Begin
                ClrScr;
                Writeln (‘’);
                For i := 1 to n do read (Vector[i]); Readln;
                Write (‘’);
                Readln (X);
{-------------------------------------------------------------------------------------------------------------}
                L := 1; R := n;
                while ( L <= R ) do
                begin
                                i := ( L+R ) div 2;
                                if Vector [i] = X then
                                                Break
                                else
                                                if Vector [i] < X then L := i + 1
                                                                                   else R := i – 1;
                end;
                if Vector [i] = X then
                                Writeln (‘’)
                                                Else Writeln (‘’,i);
{-------------------------------------------------------------------------------------------------------------}
End.

Заметим, что текст в процедурах вывода на экран опущен сознательно.
Решение данной задачи начинается с попытки понять действия, выполняемые операторами, затем формулируем задачу и приводим словесное описание алгоритма. В данном случае решение может иметь следующий вид:

ProgramPr;
UsesCrt;
Const
n = 20;                   {              размерность массива       }
Type
                Tvector = array [1..n] of real;
Var
                Vector : Tvector;
                X : real;
                L, R : integer;
                i : integer;
Begin
                ClrScr;
                Writeln (‘Введитеэлементымассива’);
                For i := 1 to n do read (Vector[i]); Readln;
                Write (‘Введите искомый элемент’);
Readln (X);
{-------------------------------------------------------------------------------------------------------------}
L := 1; R := n;                       {L – левый индекс, R –правый индекс            }
while ( L <= R ) do
begin
i := ( L+R ) div 2;                 {находим индекс среднего элемента            }
ifVector [i] = Xthen{если средний элемент массива равен X, }
Break{ то выход из цикла, т.к.элемент найден    }
else{ иначе продолжаем поиск             }
ifVector [i] < XthenL := i + 1         { в левой части массива  }
elseR := i – 1;   {в правой части массива                }
end;
                if Vector [i] = X then
                                Writeln (‘Искомый элемент находится на позиции’,i)
ElseWriteln (‘’);
{-------------------------------------------------------------------------------------------------------------}
End.

Данная программа выполняет поиск заданного числа в упорядоченном по возрастанию одномерном массиве.

Разумеется, что рассмотренные методические приемы можно использовать и в традиционных формах обучения, но не следует забывать, что традиционные формы обучения предполагают непосредственный контакт обучаемого и учителя. Преподаватель владеет ситуацией и может корректировать объяснение. Если же учебный материал представляется в электронном формате, то все должно быть продумано до мелочей, так как студент не может сиюминутно обратиться к преподавателю за разъяснениями.

Иногда высказывается мнение о том, современные информационные технологии вытеснят традиционные методы и методику из учебного процесса. На наш взгляд, дело обстоит не совсем так. Информационные технологии представляют собой в руках преподавателя мощный инструмент, овладев которым можно разрабатывать методики обучения, адекватные современным условиям. Сами по себе они не исключают ни методику, ни преподавателя. Так же, как когда-то компьютерные технологии заменили счеты, но не бухгалтера, в учебном процессе компьютерные  технологии заменят доску и мел, но не преподавателя. Функции обучения, такие как изложение теоретического материла, формирование практических навыков, промежуточный и итоговый контроль и т.п., в условиях применения информационных технологий пусть и опосредованно, но все-таки сохраняются за преподавателем. Роль методики и педагогического мастерства,  если подходить к созданию электронных учебных курсов неформально, скорее возрастает, чем снижается. Информационные технологии как средство обучения дают новый стимул для развития методики обучения.

i Шоленкова Светлана Павловна - канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной информатики Регионального открытого социального института, г.Курск

  1. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Письмо Минобразования России от  27.11.2002  № 14-55-996ин/15
  2. http://www.computerra.ru/offline/2001/387/7737/page4.html
  3. Donald E. Knuth. Literate Programming // The Computer Journal, 27(2):97{111, May 1984.
  4. Марченко А.И. «Программирование в среде Borland Pascal 7.0 / Марченко А.И. – К.: ВЕК, К.: ЮНИОР, 1996. – 480 с., ил.

 

chenjianwei (Jan. 17, 2018)

balenciaga shoes

new england patriots jerseys

yeezy boost

adidas tubular

nike dunk low

huarache shoes

true religion jeans

lebron 14

adidas tubular x

ultra boost

nike polo

100% real jordans for cheap

lacoste polo

kate spade handbags

moncler outlet

moncler jackets

nike air max

true religion outlet

cheap mlb jerseys

hermes birkin

nike air force

lebron james shoes

retro jordans

bape hoodie

adidas tubular UK

lacoste online shop

kobe shoes

jordan 6

adidas yeezy boost

air jordan shoes

christian louboutin shoes

cheap nfl jerseys china

vans outlet

adidas stan smith

cheap jordan shoes

ferragamo belt

yeezy boost 350

kyrie 4

adidas tubular

adidas yeezy

yeezy

adidas stan smith

nike lebron 11

timberland outlet

harden shoes

curry 3

adidas yeezy boost

birkin bag

lebron soldier 11

adidas ultra boost 3.0

retro jordans

nike air force 1

adidas yeezy

adidas superstar

links of london

gucci belts for men

longchamp bags

links of london sale

led shoes

pg 1

longchamps

adidas stan smith uk

longchamp

hermes handbags

longchamp bags

adidas nmd

ysl handbags

golden goose

kate spade outlet

yeezy boost 350 v2

nike hyperdunk

air max 90

hermes belts

tom ford glasses

nike air max 90

michael kors factory outlet

jordan 13

lebron 15

basketball shoes

dior sunglasses

kobe 11

jordan shoes

jordan retro

nike huarache

air max 95

irving shoes

nike hyperdunk 2017

nike free run

air jordans

adidas online shop

patriots jersey

longchamp longchamps

nike air max 2018

adidas gazelle sale

kd shoes

nmd

hermes birkin

cheap nba jerseys

nike air max

yeezy sneakers

real jordans for sale cheap

adidas superstar UK

nike roshe run

paul george shoes

vibram fivefingers

converse outlet

michael kors outlet

balenciaga shoes

adidas outlet

nike lebron 14

curry 3

goyard handbags

yeezy boost

air jordan

chrome hearts

hyperdunks

adidas nmd r1

adidas outlet

james harden shoes

true religion outlet

chrome hearts

air jordan 11

adidas yeezy

adidas nmd

nike kyrie 3

golden goose outlet

nike air zoom pegasus 32

jordan shoes

gucci belt

cheap nfl jerseys

adidas ultra boost

yeezy boost 350

adidas superstar

kobe shoes

nike dunks

kyrie irving shoes

light up shoes

yeezy shoes

links of london

kate spade outlet

kobe basketball shoes

yeezy boost 350

nike huarache sale

golden goose sneakers

nike air force 1 high

yeezy boost 350 v2

nike air zoom structure 19

off white clothing

air max 90

longchamp handbags

jordan 12

adidas yeezy

stephen curry shoes

nike lebron 15

nike zoom

moncler

michael kors

lebron 13 shoes

michael kors handbags

curry 4

mlb jerseys

foamposites

hogan outlet

supreme hoodie

lebron shoes

bape clothing

pandora charms

adidas outlet online

balenciaga sneakers

reebok outlet

patriots jerseys

nike roshe run one

jordan retro

adidas ultra boost

huarache shoes

nike hyperdunk

michael kors purses

longchamp outlet

supreme clothing

cheap jordans

nike basketball shoes

chrome hearts outlet

adidas nmd

converse outlet store

longchamp

adidas stan smith women

adidas yeezy boost

prada sunglasses

hermes belts

cheap jordans

adidas neo online shop

kobe basketball shoes

jordan shoes

yeezy boost 350 v2

calvin klein outlet

michael kors handbags

air max

vans store

nike air zoom

jordan shoes

hermes belt

air force ones

longchamp handbags

nike air max 90

nmd r1

nba jerseys

off white hoodie

falcons jersey

nike mercurial

adidas tubular

balenciaga sneakers

cheap jordans

michael kors outlet handbags

cheap nhl jerseys

ultra boost 3.0

ferragamo sale

nike roshe run

huaraches

hermes belt

adidas eqt support adv

air max 90

converse shoes

kevin durant shoes

adidas shoes

under armour curry 3

tom ford sunglasses

kate spade outlet online

atlanta falcons jersey

hermes belt

adidas store

yeezy boost 350 v2

lebron soldier 10

bape hoodie

lacoste outlet

fitflops

michael kors outlet online

kobe byrant shoes

adidas nmd

michael kors handbags

jordan 4

adidas ultra boost

yeezy shoes

adidas gazelle

yeezy

michael kors outlet online

true religion

vans shoes

hermes bag

air jordan 12

curry 4

birkin bag

chrome hearts online

fitflops sale

kyrie 4

tory burch shoes

true religion jeans

nfl jerseys

calvin klein underwear

timberland shoes

nhl jerseys

goyard tote

louboutin shoes

nmd

yeezys

nike roshe run

lebron 13 low

longchamp bags

air jordan

michael kors outlet

curry shoes

golden goose

longchamp handbags

nike air max 2017

basketball shoes

kobe 9

moncler sale

tory burch shoes

roshe run

nike air force 1 low

air jordan 6

light up shoes

kobe byrant shoes

van cleef arpels

kobe sneakers

yeezy shoes

cartier love bracelet

nike huarache

kobe 9

yeezy shoes

vans shoes

yeezy

pandora bracelet

yeezy boost

golden goose sneakers

longchamp

jordan retro

kobe 11

off white hoodie

supreme clothing

nike zoom

converse shoes

curry 2

adidas neo

cheap jordans

jordan shoes

christian louboutin shoes

prada eyeglasses

pandora bracelet

michael kors outlet

nike huarache

hogan outlet online

paul george shoes

nike huarache

goyard handbags

adidas ultra boost 3.0

led light up shoes

yeezy boost 350

air max 2018

nike air max 2016

yeezy

gucci belts

michael kors outlet

pandora jewelry

nike air max95

pandora charms

lebron 13

lebron 15

yeezy boost

adidas stan smith men

christian louboutin

michael kors outlet

adidas eqt

yeezy

yeezys

kyrie 3

nike air force 1

asics sneakers

vanvan cleef and arpels

adidas nmd

lebron 15 shoes

cartier bracelet

yeezy shoes

pandora jewelry

nike air max 90

fitflops sale clearance

asics running shoes

jordan retro 13

nike air force

nike roshe one

nike mercurial vapor

jordan 11

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

vans sko

canada goose black friday

nike shoes

oakley sunglasses

uggs outlet

coach outlet

pandora jewelry

ysl outlet

nike trainers

coach outlet online

adidas shoes

canada goose outlet

rayban sunglasses

ralph lauren polo

mulberry sale

polo outlet

lakers jerseys

christian louboutin outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

canada goose jackets

coach outlet online

ferragamo outlet

tory burch outlet

nike foamposite

dansko shoes

oakley sunglasses

michael kors outlet

prada shoes

ralph lauren outlet

mbt shoes

ugg outlet

ugg outlet

yeezy boost

christian louboutin outlet

nhl jerseys

pandora jewelry

uggs outlet

tory burch shoes

polo ralph lauren

michael kors outlet

uggs outlet

tory burch outlet

ralph lauren outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses

toms sko

air huarache

kevin durant shoes

michael kors outlet

nike outlet

uggs

burberry outlet

nike roshe

mulberry bags

vans shoes

ugg boots

ugg outlet

mont blanc pens

nfl jerseys

polo ralph lauren

ugg boots

fitflops sale clearance

swarovski outlet

uggs outlet

jordan shoes

ralph lauren polo

soccer shoes

mont blanc pens

ugg outlet

cheap nfl jerseys

supreme clothing

ugg boots

fitflops

michael kors outlet

jordan shoes

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

swarovski outlet

coach outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

michael kors uk

canada goose jackets

coach outlet

oakley sunglasses

canada goose outlet

swarovski outlet

ed hardy clothing

chicago blackhawks jerseys

ray ban sunglasses

nike shoes

michael kors outlet

coach outlet online

michael kors outlet online

moncler outlet

coach outlet

michael kors handbags

christian louboutin shoes

michael kors bags

oakley sunglasses

toms sko

nike store uk

fitflops

michael kors outlet

nike outlet

jordan shoes

ugg outlet

coach outlet

oakley sunglasses

mulberry outlet

oakley sunglasses

michael kors outlet

kicks nice

pandora outlet

pandora charms

polo ralph lauren

coach outlet

birkenstock sandals

reebok outlet store

adidas nmd

swarovski crystal

coach factory outlet

adidas uk

nfl jerseys

coach outlet

christian louboutin outlet

uggs outlet

fitflops shoes

prada sunglasses

puma shoes

ugg outlet

coach outlet

air huarache

cheap jordans

michael kors outlet

oakley sunglasses

fitflops sale clearance

adidas sko

ray ban sunglasses

kobe 9

pandora charms

nfl jerseys

christian louboutin outlet

toms sko

nike air max

ugg outlet

polo outlet

ray ban sunglasses

canada goose outlet

reebok trainers

ferragamo outlet

michael kors outlet online

true religion jeans

michael kors outlet

canada goose jackets

soccer jerseys

true religion jeans

coach outlet

mcm outlet

hogan scarpe

christian louboutin outlet

uggs outlet

timberland boots

michael kors outlet

hermes birkin

polo ralph lauren

polo ralph lauren

pandora charms

new balance shoes

canada goose outlet

ugg outlet

oakley sunglasses

oakley sunglasses

nike sko

links of london

michael kors outlet

coach outlet online

polo ralph lauren

adidas trainers

coach outlet

montblanc pens

mac cosmetics

oakley sunglasses

polo outlet

longchamp handbags

ray-ban sunglasses

polo ralph lauren

ugg outlet

ray ban sunglasses

kate spade outlet

coach outlet store online

canada goose parka

michael kors handbags

coach outlet

canada goose outlet

cleveland cavaliers jersey

canada goose jackets

true religion outlet

salomon sko

ray ban sunglasses

polo ralph lauren

coach outlet online

ray ban sunglasses

mulberry outlet

nike sko

michael kors outlet online

ugg outlet

nike trainers

mont blanc pens

canada goose jackets

longchamp solde

true religion jeans

ferragamo shoes

20171226caihuali
diherbal (Dec. 19, 2017)
Hello there, I found your web site by means of Yahoo whilst looking for a comparable subject, your site got here up, it appears to be like good. I have added to my bookmarks thank you obat herbal kanker kelenjar getah bening Hi there, simply become aware of your weblog through Google, and located that it's really informative. I am going to be careful for brussels. obat herbal kanker otak I will be grateful in case you proceed this in future. A lot of people will probably be benefited out of your writing. Cheers! obat herbal batu ginjal
Селиванова И.В. (Dec. 13, 2011)
В статье описаны методические приемы обучения рекурсии. предложенные подходы позволят сделать плавный переход от императивных языков программирования к рекурсивным.
Ежова Татьяна Владимировна (Dec. 13, 2011)
Логика новых образовательных стандартов в системе высшего профессионального образования в России предполагает использование новых педагогических технологий, основанных, в первую очередь на информационных технологиях. Вызывает интерес материал статьи и опыт автора по практическому использованию дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза.
Переверзева А.П. (Dec. 10, 2011)
Автор затрагивает интересную тему. Новые средства обучения требуют и новых методик их применения, опирающихся знание психологии обучаемых.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum