Volume: 3, Issue: 2

1/12/2011

Образование в области социального участия: учиться помогать себе и обществу в глобальной среде
Питер Ройцевич [about] , Шона Хорманн [about]

В течение многих лет Антиокский университет в г. Сиэтле является передовым инновационным центром высшего образования. Студентам здесь открыты широкие дороги личного и профессионального совершенствования благодаря реализации образовательных программ, поддержке профессорско-преподавательского состава и участию в общественно полезной деятельности, направленной на решение насущных проблем современного мира. Именно в сотрудничестве преподавателей, сотрудников, студентов и выпускников образуется уникальное образовательное и деятельное сообщество, которое поражает своей удивительной сбалансированностью теоретического идеализма и жизненного опыта.

Антиокский университет известен своими нововведениями в области образования, где почти с самого основания (в 1852 году) могли учиться и женщины, и афро-американцы. В 1850-е гг. немного университетов отваживались на такие радикальные, социально важные шаги. Сегодня Антиокский университет в г. Сиэтле (АУС) вместе с другими кампусами и двумя совместными межуниверситетскими программами образует единый Антиокский университет, который продолжает развивать передовые образовательные программы в социальном партнерстве с общественностью, предлагая дипломы бакалавров и магистров, а также расширяя межличностное общение, социальную мобильность, гражданское воспитание и программы защиты окружающей среды.

В целях укрепления университетских традиций и процветания в предстоящем десятилетии АУС корректирует свою миссию, основные компетенции, образовательные задачи и потребности на рынке труда и образовательном рынке, которые по своей природе становятся все более глобальными. Сложный и взаимозависимый мир требует от выпускников овладения новыми знаниями и практическими навыками. В силу постоянной смены ведущих сил в мире и условий труда, новым специалистам нужны новые  интеллектуальные и творческие умения. Новые академические программы должны помогать выпускникам находить свое место в текущей, основанной на современных знаниях  экономике, где можно преуспеть, только обладая  адаптивностью, креативностью, критическим мышлением и способностью к анализу и синтезу, а также умениями продуктивно работать в командных проблемно-ориентированных проектах. Эти образовательные задачи непосредственно соотносятся с текущими социальными потребностями и глобальными реалиями.

Общенациональный опрос, проведенный Американской ассоциацией преподавателей вузов, показал, что более 50% американцев убеждены в несоответствии  университетской научной деятельности и социальных потребностей. Более того, общественные форумы, проводимые в университетском городке АУС, указывают на то, что профессорско-преподавательский состав, сотрудники, студенты и выпускники АУС рассматривают социальную вовлеченность и изучение общественно-полезных дисциплин в качестве ключевых ценностей своего образования и карьеры. Участники опроса хотели бы получить возможности решать серьезные проблемы, связанные с образованием, лидерством и работой в государственном и частном секторах. Они стремятся к интеграции образования с саморазвитием, осмысленным поиском работы и служением обществу в глобальном контексте многообразия общественных отношений и социальной справедливости.

Респонденты форумов в университетском городке, который они называют «кипящим котлом», озвучили намерение выйти за пределы академических программ и вспомогательных курсов и создать новые междисциплинарные связи и общественные площадки, поддерживающие образовательное сотрудничество, не связанное традиционными границами отдельных дисциплин. Участники отметили, что передовые знания в области науки и производства, включая устойчивое развитие, глобальные вопросы продовольствия, расширения прав и свобод человека, требуют междисциплинарных исследований, анализа и практического применения. В качестве ответа на новые потребности, сформулированные на основе форумов, учебная часть АУС предложила программы и инициативы, получившие название «Проект подготовки социально активного гражданина». Этот проект можно рассматривать как средство нашего институционального обновления, политики оздоровления университета и воплощения всего того, что значит быть антиохийцем.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Проект подготовки социально активного гражданина смещает акценты учебного процесса в сторону активных форм социального участия (от студента к студенту) и ухода от пассивных форм передачи знаний (от знающего к обучающемуся).
  2. Студенты учатся в условиях решения возникающих в обществе проблем, причем не просто посредством усвоения фактов и автоматизации навыков. Они не только получают ценную учебную информацию, но и одновременно практически осваивают социальные и профессиональные нормы общественной активности.
  3. Преподаватели и студенты участвуют вместе с местным населением в социально значимой и проектно-ориентированной интеллектуальной деятельности. Студенты учатся понимать, как действует мир в свете процессов, взаимоотношений и путей развития, причем в их взаимосвязи, а не в отдельности.

ВЫБОР И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ВАЖНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Чтобы реализовать то видение, которое предлагает АУС как передовой, социально ориентированный университет, опирающийся на сознательную активность местного населения и осознающий глобальные перспективы, наш университет провел три форума и сосредоточил свое внимание на конкретной теме социальной справедливости. «Устойчивое развитие» было выделено как направление социальной активности, определяющее развитие АУС на 2011-2014 годы. Задачей первого года является оптимизировать и расширить академические программы, а также наладить устойчивое партнерство с местным населением. Во второй и третий годы преподаватели и студенты совместно с общественными партнерами будут проводить исследовательскую работу, направленную на решение вопросов устойчивого развития в области экологии и социальной среды.
АУС имеет в своем составе пять академических центров, или колледжей, которые включают в себя программы бакалавриата, педагогическое отделение, отделения прикладной психологии, консультирования и семейной терапии, Центр креативных изменений (с присуждением магистерских степеней по таким специальностям как коммуникация, экологическая и социальная среда, организационное развитие, а также менеджмент и руководство) и Центр образовательных технологий. Приоритетной задачей Центра образовательных технологий является повышение качества учебной деятельности и преподавания в АУС посредством разработки программ и оказания академической поддержки студентам, организации семинаров, форумов и консультативной поддержки профессорско-преподавательскому составу по вопросам инновационного сотрудничества, научной деятельности и эффективной инновационной педагогики.

Стоит отметить, что академические программы реализуются в разных форматах. Например, программы бакалавриата в области гуманитарных наук предлагают курсы как в течение недели, так и по выходным. Магистерские программы Центра креативных изменений (КИ) предусматривают очно-заочное обучение. Магистранты Центра КИ посещают трехдневные очные занятия (пятница-суббота-воскресенье) один раз в месяц, а в остальное время общаются с преподавателями и сокурсниками в режиме онлайн. Формат очно-заочного обучения подходит для взрослых учащихся, многие из которых заняты полный рабочий день, имеют семью и при этом обучаются в магистратуре. В этом случае работает система обучения в партнерстве, т.к. этот формат реализуется посредством коллективного общения, навыка работы в группе, сочетая очные формы передачи знаний и оценки успеваемости с дистанционным общением и преподаванием.

Несмотря на то, что такой формат охватывает только отдельные курсы, привлекаются определенные преподаватели и сотрудники из пяти вышеуказанных академических центров, «Проект подготовки социально активного гражданина» связан не только с одним из этих центров. Это, скорее, «плавающая» междисциплинарная программа, реализуемая АУС в целом. В первый год работы данной программы каждый академический центр отобрал из текущих курсов те, в которых подразумеваются элементы учебных/внешних стажировок, связанных с проблемами устойчивого развития, и расширение образовательных возможностей, выходящих за рамки академических центров. Приведем некоторые примеры:

  • степень магистра по специальностям «Устойчивое развитие продовольственных систем» и «Создание устойчиво развивающихся автономных сельскохозяйственных экосистем»;
  • индивидуальные курсы, такие как «глобальные экологические проблемы» и «устойчивое развитие»;
  • поддержка учителей начальных классов: «Поддержка в области окружающей среды и устойчивого развития»;
  • серия проблемных обсуждений по различным актуальным вопросам с участием преподавателей, сотрудников и студентов АУС;
  • курс по психологии с акцентом на «эко-психологию»;
  • ежемесячные лекции на тему «Глобальные проблемы и перспективы»;
  • семинары, направленные на устойчивое развитие личности, рассмотрение таких вопросов как «профилактика самоубийств», «расширение своих финансовых возможностей», «здоровое питание».

Постоянно организуются мероприятия с участием представителей бизнеса, культуры, образования, здравоохранения (особенно по вопросам охраны психического здоровья) и политики. Приглашаются известные люди г.Сиэтла и Тихоокеанского региона, которые знакомят слушателей с современной проблематикой и вокруг которых создаются исследовательские коллективы АУС. Члены попечительского совета АУС оказывают помощь в организации таких встреч и развитии партнерских отношений. Наконец, АУС стремится развивать сотрудничество с местными, региональными и национальными вузами в рамках проекта, о котором идет речь. АУС заинтересован в развитии сотрудничества на разных уровнях – местном, региональном и глобальном (включая зарубежные вузы) – для дальнейшего развития образования в области социального участия.

СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ

Вход в здание АУС венчает страстный призыв Гораса Манна, реформатора в сфере образования и государственного деятеля. Сегодня для Антиокского университета этот призыв так же актуален, как и 150 лет назад. В 1859 году, обращаясь к выпускникам Антиокского колледжа, Гoрас Манн говорил: «Живите так, чтобы умирая, вы могли сказать, что не испытываете стыда и сумели выиграть хотя бы одну битву на благо человечества». Главная цель проекта подготовки социально активного гражданина состоит как раз в том, чтобы ни один из антиокцев не стыдился своей жизни и вел активную борьбу с разными пороками и недостатками в мире. В этом направлении АУС будет укреплять свою репутацию инновационного образовательного учреждения, организуя специализированные, социально значимые исследования и академические программы, имеющие практическое применение на местном и глобальном уровнях ради решения насущных проблем человека и общества.

В ходе второго года проекта (2012-2013 гг.) преподаватели и магистранты будут организовывать междисциплинарные исследовательские коллективы, изучающие существующие проблемы местного сообщества. Преподаватели привнесут в проект свои знания в социальных вопросах, а вкладом студентов будет улучшение жизни населения одновременно с получением широкого образовательного опыта. Ход и результаты исследования будут освещаться как в среде АУС, так и в более широкой аудитории. Поскольку исследовательские коллективы будут решать вопросы устойчивого развития, АУС создаст региональную, национальную и глобальную сеть преподавателей, ученых, исследователей, деятелей культуры, практиков и активистов.

По завершении двух-трех лет исследовательского периода АУС проведет профессиональную академическую конференцию, основанную на результатах реализации проекта подготовки социально активного гражданина. Исследовательские коллективы представят результаты своей работы лидерам местной общественности и ученым вузов-партнеров, а также разработают практические рекомендации. Для выступления на конференции будут приглашены эксперты, участвовавшие в реализации проекта подготовки социально активного гражданина. Будут организованы видео конференции для обмена мнениями на национальном и международном уровнях.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Организуя исследовательскую инициативу в целях интегрированного междисциплинарного изучения проблем человека и общества, Антиокский Университет в г. Сиэтле смело берет на себя инновационное лидерство в области современного прогрессивного образования и утверждает свою непреклонную приверженность многообразию и социальной справедливости. Проект подготовки социально активного гражданина представляет собой инновационный, высоконаучный, практико-ориентированный образовательный подход к преподаванию, учению и совместным исследованиям. Такой подход способствует развитию инноваций в образовательной и научной деятельности, предоставляя возможность преподавателям и магистрантам проводить коллективные исследования (Исследования) в сотрудничестве с пятью академическими центрами АУС (Интеграция) и партнерами на местном, региональном, национальном и международном уровнях (Сотрудничество).

Профессорско-преподавательский состав привносит свой опыт в решение важных вопросов жизни общества, при этом сами преподаватели учатся, осваивают новые способы преподавания взрослым учащимся (Преподавание) и научного познания. Вкладом студенческих исследовательских коллективов является повышение качества жизни общества, а сами студенты одновременно приобретают ценный опыт жизни, профессиональной деятельности и лидерские навыки, что, в свою очередь, повышает уровень преподавания в учебной аудитории. Студенческие исследования в области помощи самим себе и обществу углубят их понимание педагогики социального участия, применяя на практике (Практическое применение) в жизни свои междисциплинарные знания, навыки и опыт в служении добру как в родном городе, так и на всей земле.

Использованная литература

Boyer, E. L. (1990). Scholarship Reconsidered: Priorities of the Professoriate. Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching.

Cantor, N. and Levine, St. D. (2006). Taking Public Scholarship Seriously. Chronicle of Higher Education,  June 9, B20.

College Learning for a Global Economy, A Report from the National Leadership Council and America’s Promise (2007). Washington, D.C.: Association of American Colleges and Universities.

Fender, A. (2005). A Subject for Those Who Want to Make a Difference. The New York Times, August 17, B9.

Freeland, R. M. (2006). University-Community Partnerships in Greater Boston. The Chronicle of Higher Education, March 24, A27.

Gross, K. (2005).  A New Approach to Saving Small Colleges. Chronicle of Higher Education, July 22, B12.

Ruffenach, Gl. (2011). Tools to Help the World. The Wall Street Journal, May 9.

Torbet, W. and Sherman Fr., Eds. (2000). Transforming Social Inquiry, Transforming Social Action. Kluwer Academic Publishers.

 

 

1 Питер М. Рожевич - доктор наук, проректор по учебной работе, декан по работе с профессорско-преподавательским составом, Антиокский Университет, г. Сиэтл, штат Вашингтон; Шона Хорманн – доктор наук, заместитель проректора по учебной работе, декан по работе со студентами Антиокский Университет, г. Сиэтл, штат Вашингтон.

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum