Volume: 4, Issue: 1

1/04/2012

Экзистенциальная педагогика А. И. Герцена: к 200-летию со дня рождения
Богуславский М.В. [about]

В истории педагогики бывают удивительные сближения ретроспективы и современности, когда мировоззрение, идеи и взгляды какого-то педагогического мыслителя прошлого мощно актуализируются и вступают в резонанс с новой эпохой. В данной связи для современной России и отечественного образования, вновь ищущих пути дальнейшего развития в направлении духовно – нравственного оздоровления, существенное и во многом путеводное значение обретает философия образования Александра Ивановича Герцена (1812 - 1870), чей 200-летний юбилей широко отмечается деятелями мировой и отечественной политики, культуры и науки.

За прошедший после смерти мыслителя исторический период произошло международное признание вклада А.И.Герцена в мировую науку и культуру. Подчеркивалось, что яркий дар писателя, блестящие способности полемиста, колоссальная эрудиция и выдающийся талант мыслителя дали возможность Герцену стать одной из центральных фигур русской и мировой общественной жизни. Бесспорным считается  его значительный вклад в литературу, философию, политологию и культурологию.

Однако намного менее изученными и оцененными являются идеи и взгляды А.И.Герцена в сфере воспитания и образования, его педагогическое мировоззрение в целом.

В развитии педагогического мировоззрения Герцена  можно выделить несколько периодов:

  1. 1840-е – первая половина 50-х годов, когда ведущая направленность  его педагогических размышлений была обусловлена проблематикой гражданского воспитания личности
  2. Во второй половине 1850-х – первой половине 60-х гг. в эмиграции  мыслителем была создана концепция национального воспитания.
  3. Во второй половине 1860-х годов приоритетной для Герцена сферой оказываются  ценности семейной педагогики, прежде всего, в плане национального и духовно – нравственного воспитания детей.

1840-е годы – первую половину 50-х годов можно обозначить как первоначальный период развития и осуществления педагогических взглядов Герцена,которые складывались под влиянием идеологии европейского Просвещения, немецкой классической философии и отечественной вольнолюбивой мысли. В этот период Герцен обращается к центральной для него проблеме гражданского воспитания.

Именно в это время Герцен создает свои насыщенные педагогическими проблемами и духовно–нравственными исканиями произведения -– роман «Кто виноват?» и рассказ «Сорока-воровка», где он поставил самые острые  вопросы тогдашней социально–педагогической реальности.  В них впервые зазвучала позднее центральная для Герцена педагогическая реминисценция – идеалы гражданского воспитания.

Эта проблема рассматривалась мыслителем в ракурсе воспитания  личности, несущей в себе стойкий нравственный стержень и не отступающей от своих идеалов под давлением обстоятельств. И, наоборот, сожаление о горькой судьбе тех, кто  не имеет такого внутреннего стержня, а потому легко ломается под давлением первых препятствий со стороны внешних сил.

В лице Герцена русское общество выступило «с критикой индивидуалистической концепции воспитания, стремления педагогики и педагогов удалять детей от общества для спасения их от якобы разлагающего влияния» (2, с.23). Бельтов, герой романа «Кто виноват?», показал всю несостоятельность абстрактного воспитания, оторванного от условий той жизни, в которой позже должен был действовать воспитанник.

В этом произведении Герцен рельефно раскрыл глубинный трагизм возможности утраты человеком смысла собственного существования (или же осознания человеком факта его отсутствия). В романе показано, какую тяжкую роль сыграло в судьбе его героя то, что он был воспитан честным и восторженным, но не понимавшим реальной жизни учителем (7, с.209). Человек широко и разносторонне образованный, с умом пытливым и созерцательным, страстно ищущим истины он оказался «неспособным бороться за свои идеалы, проявлять силу, закаленность, моральную стойкость» (2, с.23).

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности – гражданина, патриота Родины, который живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах (6, с.29). Гуманизм  проявлялся во внимании и деятельной любви к человеку. Символично, что В.Г. Белинский назвал Герцена «поэтом гуманности» во всех смыслах этого прекрасного слова!

По выражению историка педагогики Н.Ф. Познанского, «из герценовского понимания личности развертывалась целая педагогическая программа, подобно тому, как из увертюры развертывается опера» (6, с.26).

Мыслителем была разработана оригинальная типология личностей:

  • плоская натура, при первом жизненном толчке отказывающаяся от  прежней святыни своей души и идущая по обычному пути корысти и стяжательства;
  • благородная натура, но не реальная, на всю жизнь оставшаяся с юношескими мечтаниями, идущая наперекор событиям, всю жизнь, тянущая одну ноту;
  • действительная натура, которая отправляется в жизнь не с юношескими сентенциями, а с юношеской энергией, способной «раскрыть свою душу всему человеческому, страдать и наслаждаться страданиями и наслаждениями современности»  (6,  с. 26, 29).

Такая свободная, прежде всего, демократическая личность, не замыкается в свои эгоистические интересы, а живет общими интересами. Вся жизнь свободной личности освещается высоким идеалом,  дающим своеобразный тон судьбе человека. Постоянная активность, а не созерцательность – характерная черта свободной развитой личности. Свободная личность не поддается среде, а преобразует ее. Это « непокорная личность» (1, Т.8, с.149; 6, с.26).

Как видно, Герцен еще до знаменитых «Вопросов жизни» Н.И.Пирогова (1856) предвосхитил педагогический идеал «атлета жизненной борьбы», которого необходимо было готовить в гимназии из юношества, чтобы молодые люди, выйдя в жизнь и поступив на службу, не сломались при первых ударах судьбы по их идеалам. Воспитание, по Герцену, – это сознательный, целенаправленный процесс формирования человека, способного к «сознательному деянию», одухотворённому труду и служению обществу, осуществляемый под руководством педагога (7, с.209).

Характерно, что еще при рождении старшего сына Александра Герцен написал: «иди в жизнь, иди на службу человечеству; я тебя обрек на трудный путь» (2, с.10). Позднее  в «Письме к сыну» от 14 июня 1862 г. Герцен подчеркивал: если ты серьезно вызовешь силу воли, если ты имеешь то, что называется характер, упорство, ты начинаешь совершеннолетнюю жизнь …человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах, гласным, а не согласным» (4, с.384). В другом  «Письме к сыну» он подчеркивал, что «надобно быть готовым на всякую борьбу. Не придет она, - можно другое сделать. Но если придет, что бы то ни было, стой за свою истину, за то, что ты любишь, а там, что бы ни было вышло» (4, с.157).

В данной связи цель воспитания, по Герцену, заключалась в развитии сильной индивидуальности, в раскрытии всей полноты человеческой личности и в формировании у нее общественных взглядов (8, с.95). В силу экзистенциальной направленности воззрений, Герцен определял личность как живую силу, творящую культуру, и выделял ее основные характеристики: самопознание, мышление, волю, свободу и достоинство. А основой воспитания выступало приобщение к истинному знанию и развитию в человеке свободы, самодеятельности и достоинства (8, с.96).

Необходимой основой личности для Герцена являлось утверждение нравственной свободы, реализуемой в творчестве и являющейся защитой от мещанского образа жизни как выражения духовного оскудения человека и упадка культуры. Решая задачу соотношения нравственной свободы личности и общественной необходимости, Герцен приходит к выводу, что разумное, сознательное сочетание личности и государства приведет к истинному понятию о личности и ее важной роли в социокультурном процессе. Особое значение имеет то, что Герцен с поразительной силой поставил проблему культуры внутри самого человека. Он предлагал внутренний путь, в котором человек сам строит свою нравственность и осуществляет свободу с обязательной реализацией в практической жизни.

О предоставлении детям максимальной свободы Герцен писал неоднократно, горячо призывая к максимальной свободе мысли в  восприятии жизни, во всем росте и развитии человека: «дайте же хоть одному поколению, пресловутые просветители, воспитаться человеком, глядя всему в глаза, безбоязненно говоря свою мысль» (3, Т.10, с.194). По его убеждению «насильно образовывать – это одна из гибельнейших идей, в силу которой бездушной дрессировке и фельдфебельской выправке дается вид благодеяния» (3, Т.10, с. 5).

Итак, Герцен решительно выступал  против официальной образовательной политики николаевской России, направленной на воспитание конформиста, верного слуги режима, на человека, сервильно адаптирующегося к  социально- политическим обстоятельствам. Но он не приемлил и курс на исход личности от социальных обстоятельств, замыкание в своем семейном или идеалистическом мирке.  Для свободной личности, по Герцену, оставался один путь – борьбы с неблагоприятными социальными обстоятельствами.  Это в своем ракурсе отмечалось и историком педагогики М.Ф. Шабаевой: «Умение Герцена пронизать принципиальностью все отношения к людям и делам, а так же оттенить и показать детям принципиальный подход к обыденным вещам заслуживает самого пристального внимания советской педагогики» (2, с.27).

Однако такой подход Герцена был, конечно, намного глубже. Его антиконформисткая позиция всегда была оппозиционна любой официальной власти. Прекрасно понимая мощную  социальную значимость просвещения и образования,  Герцен, пока не поднялось общественно – педагогическое движение, в одиночку выражал его идейный потенциал и формулировал программу.

Он был глубоко убежден в наличии двух мало пересекающихся между собой линий в образовательной политике – государственной, объективно делающей из человека удобного и нужного конформиста, и общественной, ставящей целью воспитание человека, который выражает интересы развития страны, поскольку любовь к Родине это не любовь к начальству. Эти линии всегда носили даже разновременной характер – государственная была направлена на решение тактических целей и обслуживание конкретных политических задач и поэтому была близка и понятна населению, не живущему в «зоне ближайшего развития». А общественная линия – устремлена в будущее, образ которого объективно не до конца ясен. В своих произведениях Герцен явно обращался к человеку будущего: из 40-х - 50-х годов ХIХ века он готовил будущих «шестидесятников».
В ходе второго периода формирования педагогического мировоззрения А.И.Герцена – во второй половине 1850-х – первой половине 60-х годов мыслителем, что ранее не подчеркивалось исследователями педагогических взглядов Герцена, была создана концепциянационального воспитания, которая имеет фундаментальный и прогностический характер.

В развитии педагогических взглядов он шел своим, оригинальным  путем, бережно сохраняя лучшее из русских воспитательных традиций, используя то ценное, что он находил в европейской педагогике, одновременно подвергая глубокой критике ее слабые стороны (6,  с.27).

В данной связи симптоматично, что Герцен отмечал в качестве важного преимущества отечественной педагогики ярко выраженную восприимчивость к культурам  других народов, не исключающую самобытности русского национального характера. По выражению Герцена нет  воспитания более полиглотного чем наше» (цит. по 6,  с.24).

Исследователями, характеризующими философские и общественно-политические взгляды Герцена периода эмиграции, всегда особо отмечалось абсолютное неприятие им буржуазного общества. Его тонкий и проницательный ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из «непрекрасного далека» русской действительности 1840-х годов. Он последовательно и   страстно обличал духовную атмосферу западной цивилизации, особенно конформизм  мещанства, во многом предвосхитив критику современного « общества потребления» («С того берега»).

Герцен совершенно не идеализировал  и современную ему западную педагогику. Он прозорливо видел в ней такие опасности для формирующейся личности как социальное неравенство, распространяющееся и на сферу образования, ограничивающее доступ к качественному образованию для социально незащищенных слоев населения. Ему претила буржуазная педагогика, нацеленная на индивидуалистические, потребительские интересы, на развитие конкуренции, на подготовку дельцов (5).

В данной связи А.И.Герцен выдвигал планы «национального перевоспитания народа» в отдельных сословиях в духе общинности, который присущ русскому народу. Герцен считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. Иными словами, он противопоставлял внешний каркас государственной образовательной машины ее народному содержанию.

В этом аспекте всегда подчеркивалась народность герценовской педагогики. Но мыслитель вкладывал другое понятие в термин « народность» как составную часть идеологической триады николаевской эпохи. Николай I  делал ставку на патриархальность народа, его чистоту от «либеральных устремлений», а Герцен апеллировал к другой части архетипа. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к Родине.

В течение третьего периода развития педагогического мировоззрения во второй половине 1860-х годов А.И.Герцен – отец шестерых детей (всего у него родилось 10 детей) – концентрировался на проблемах семейного воспитания, родительской педагогики. Он сравнивал политическую борьбу с воспитанием своих детей: «для меня остались в мире две задачи: моя русская деятельность и ваше развитие» (4, с.219).

В свое время рождение первенца произвело на Герцена ошеломляющее впечатление, как он писал: «буйная радость овладела сердцем, будто в нем звон во все колокола, праздников праздник», я пребывал «в какой-то боли счастья» (4, с.332-333).

В повседневной воспитательной деятельности, по его убеждению, важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания.

Важнейшими задачами семейного воспитания Герцен считал развитие у детей самостоятельности мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности.

А.И.Герцен стремился дать детям домашнее воспитание, программу которого он сам разработал. Заботливый отец советовал своим детям читать Гете, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, заниматься естественными науками и историей, изучать конкретные труды.

А.И.Герцен делал все, чтобы дети не забыли о родине, жили её интересами, знали её заботы. В «Письме к сыну» (1851) он призывал отрока: «занимайся, как можно больше, русским языком. Никогда не забывай, что ты должен быть русским» (4, с.157). Он был убежден, что  "только понимание самобытности родины превращает индивида в личность с её неповторимостью". В письме сыну (1858 г.) Герцен восклицал: " Я верю в Россию и люблю её, я не хочу, чтобы дети мои были иностранцами"(5).

Поэтому особое внимание он придавал подбору преподавателей, стараясь привлечь к воспитанию крупных педагогов и ученых из своих друзей. Герцен требовал от наставников уделять больше внимания изучению русской культуры, истории, где «сокрыта гуманность, благородство, патриотичность». Подчеркивал, что при воспитании очень важен отбор книг по истории отечества, русской словесности, настаивал на чтении детьми произведений Пушкина и Крылова.

В семье Герцена устраивались литературно-музыкальные вечера, читались лекции, ставились спектакли, проводились диспуты. Понимая ограниченность своих возможностей русского воспитания в условиях эмиграции, Герцен с горечью писал сыну Александру: «От вашего развития я жду много; но тут я не сумел сделать то, что хотел. Из тебя вышел иностранец» (4, с.219).

Вместе с тем взгляды Герцена на родительскую педагогику не замыкались его собственной семьей. Так в известном «Письме императрице Марии Александровне» Герцен сформулировал свои взгляды на воспитание наследника престола, пронизанные ценностями общечеловеческого воспитания. Он призывал императрицу:  «Научите вашего сына носить фрак, перечислите его в гражданскую службу; вы сделаете ему великое благо. Займите его ум чем-нибудь более благородным, нежели вечная игра в солдаты; учеба наследника престола не должна походить на кордегардию». Осуществить это было возможно, если призвать к образованию наследника людей «русских, образованных, любящих отечество и не носящих эполет» ( 1.Т.10, с.353-361).

***

Рассматривая общественно – политические  процессы, происходящие в России началаХХI века  в их проекции на развитие образования, особенно понимаешь значимость, необходимость и своевременность нового обращения к педагогическим идеям Герцена. Педагогическое мировоззрение А.И.Герцена удивительно современно, оно, прежде всего, по своей целеценностной, аксиологической основе отвечает как сегодняшним реалиям России, так и перспективам развития отечественного образования.

Как, пожалуй, мало к кому из отечественных педагогических мыслителей при оценке взглядов Герцена на воспитание и образование подходит контекстный характер. При этом,  главное даже не то, что он конкретно писал на педагогические темы, а какие смыслы в этих своих размышлениях аккумулировал и что  предвосхитил. Роль Герцена в развитии отечественного образования совершено особая – он не выражал и осуществлял программу общественных преобразований в сфере просвещения, а формировал ее, определял корпус задач и проблем, который будет затем последовательно, хотя и не линейно – поступательно реализовываться на протяжении второй половины 1850-х годов – начала ХХ века.

На его педагогической концепции явный отпечаток личности Герцена, по сути, он писал ее с себя. В этом плане, несомненно, Герцен – предтеча и основоположник педагогического экзистенциализма. Предметом его философии образования последовательно выступал человек.

В целом, педагогическую концепцию Герцена можно трактовать как либерально и социально ориентированное педагогическое учение, наполненное гражданскими устремлениями и вместе с тем базирующееся на народной основе.

Литература

  1. Герцен А.И. Собр. соч. :  В 30 – ти тт.- М.: Изд – во АН СССР, 1958.
  2. Герцен о воспитании. Избранные педагогические высказывания / Сост.  М.Ф. Шабаева. - М.: Учпедгиз, 1948.-215 с.
  3. Герцен А.И. Полн собр. соч. и писем /под ред Лемке.- Пг, 1919-1925.
  4. Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания / Сост М.Ф.Шабаева. М.: АПН РСФСР, 1951.- 467 с.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/ А.И.Герцен
  6. Познанский Н.Ф. Педагогическое наследие А.И.Герцена // Советская педагогика 1945.- № 3. - С.23-32.
  7. Эйдельман Т.Н. Герцен А.И. // Педагогическая энциклопедия. Т.1. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993.- С.208-209.
  8. Ганелин Ш.И. Педагогические взгляды  А.И.Герцена // Народное образование.- 1962. - № 4.- С.94-96.

Богуславский Михаил Викторович – член–корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, г.Москва.

 

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum