Volume: 4, Issue: 1

1/04/2012

Возможности песенно-поэтических текстов в формировании межкультурного общения в международном интеграционном корчаковском лагере «Наш Дом»
Н.Н.Акчурина [about]

Первое десятилетие XXI века было объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. В рамках этой программы была разработана глобальная концепция образования, целью которой являлось обеспечение продвижения в обществе ценностей и идеалов культуры мира, формирования у молодого поколения толерантности, способности к межкультурной коммуникации и готовности к международному сотрудничеству [4]. 

Сегодня мы реально можем наблюдать, как под влиянием процессов глобализации усиливается культурное многообразие мира, а использование современных информационных технологий дает возможность людям разных национальностей и стран приобщаться к культурным ценностям других народов. Однако многие исследователи отмечают, что хотя это и расширяет возможности обмена научными и культурными достижениями, международного сотрудничества между государствами, но одновременно может приводить к утрате социокультурной идентичности человека. Вот почему российская образовательная система видит одной из своих целей формирование личности, которая должна не только обладать “глобальным видением мировых процессов” и воспринимать себя гражданином мира или субъектом полилога культур, но и осознавать свою принадлежность к определенной культуре, знать ее корни, разделять ее ценности и традиции.

Такие условия, на наш взгляд, созданы в Московской региональной общественной организации «Молодежный центр «Наш Дом», главным проектом которого  является Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш Дом».

Цели проекта: социальное и эмоциональное развитие детей; адаптация и интеграция детей разных социальных групп в единое сообщество; приобретение опыта жизни в гуманной, доброжелательной атмосфере  тепла и уважения. Задачи проекта: создание условий для самореализации каждого ребёнка и переживания им чувства успешности; воспитание у детей толерантности по отношению к другим людям и к другим культурам; расширение границ внутреннего мира за счёт знакомства с другими культурами и субкультурами [5].

Работая вожатой в рамках данного проекта, мне приходится разрабатывать и организовывать мероприятия, которые носят не только развлекательный, но и воспитательный, познавательный и деятельностный характер. Как исследователь, изучающий феномен использования пенно-поэтических текстов в работе с детьми, мне также важно выяснить, насколько успешно их можно применять в ситуации, когда на небольшой период времени собираются дети разного социального уровня, с ограничениями в здоровье, а также дети разных национальностей, этносов и стран.  

Большое значение в достижении этих целей, на наш взгляд, имеет вид деятельности, который с успехом и широко применяется в лагере – это пение песен и чтение стихотворений. К примеру, на вечернем сборе, когда все участники лагеря, обнявшись за плечи, становятся в круг, подводятся итоги дня, делаются объявления, каждый, кто хочет, говорит “спасибо” товарищам и вожатым за то или иное дело. Здесь вместе поются песни, вместе переживаются радости и огорчения. Сбор помогает “новичкам” почувствовать себя частью большого сообщества. Также трудно обойтись без песенно-поэтического слова в традиционных лагерных и “семейных свечках”, когда “семья” собирается вместе, чтобы пообщаться, обменяться впечатлениями о прошедшем дне, поиграть и попеть.

Не случайно основной структурной единицей лагеря является “семья”. Выбор этой формы работы адекватен идее лагеря как дома (“Наш Дом”). В семье 10-12 детей примерно одного возраста и 2 вожатых, которых дети называют “мама” и “папа”. Большое внимание в “семье” уделяется поощрению взаимопомощи и созданию доверительных отношений. В “семье” создаются условия для хорошего эмоционального самочувствия каждого ребёнка. А  совместное пение любимых песен хорошо способствует этому.

Последние годы популярным мероприятием стала “Поэтическая свечка”, для проведения которой ребята заранее подбирают дома стихи, чтобы поделиться со всеми своим восторгом или печалью от любимого стихотворения, и все это перемежается песнями или различными историями. Так как лагерь является международным, и кроме представителей различных этносов России (русских, украинцев, татар, армян и т.д.), в лагерь вместе со своими вожатыми приезжают ребята из Голландии, то традиционными мероприятиями стали “День Голландии” и “День Татарстана”. В эти дни дети стремятся поделиться самыми дорогими и интересными праздниками и традициями, и, как показывает опыт, наиболее доступно и эмоционально помогает им в этом исполнение своих национальных песен. Можно сказать, что именно песня становится неким “мостиком”, соединяющим представителей разных культур, проживающих под одной крышей в лагере “Наш Дом”.

Так почему же песня?

Основой культуры нации является Язык – духовный, интеллектуальный и волевой потенциал нации, стержень и почва национального существования и развития. Эту мысль подтверждает высказывание немецкого философа  М. Хайдеггера: «Сущность человека произрастает из языка».

Одной из форм существования языка является поэзия, обладающая наивысшей творительной способностью и максимальной концентрацией национального духа. Кроме того, поэзия у всех народов есть первичная форма познания. Ю.М. Лотман дает следующее соотношение: «стихотворная речь (равно как и распев, пение) была первоначально единственно возможной речью словесного искусства». Он также решительно ставит поэзию впереди прозы и, давая типологическую лестницу от простоты к сложности, пишет о расположении жанров следующее: «…разговорная речь – песня (текст + мотив) – «классическая поэзия» - художественная проза» [2].

Вот высказывания некоторых философов, языковедов и поэтов:

  • «Поэзия – колоссальный ускоритель мышления и возможностей сознания». (И. Бродский).
  • «Язык, организованный поэтически – поэтический язык – есть инструмент духовного и интеллектуального созидания нации» [3].
  • Во все времена, у всех народов таким инструментом обретения поэтического языка, генерирующего нравственные устои общества, была песня. Все дописьменные культуры были песенными: Ригведа, Одиссея, саги, былины, фольклор и т.д. Аристотель говорил: «Певец – есть воспитатель народа».
  • «При помощи прекрасных песен мы станем добродетельными и достойными процветания». (Ригведа);
  • «Поэзия, песня есть учитель взрослых. Душа именно в силу своей природы высказывается с помощью музыки. Это ее естественное выражение…» (Аристотель).
  • Многие ученые подтверждают тот факт, что песня мощно воздействует на подсознание человека, «кодируя» его в соответствии с ее содержанием: «Пережитое через песню становится личным опытом» [1].

Таким образом, песенно-поэтические тексты, будучи используемыми в образовательном процессе, являются мощным инструментом интеллектуального, этического и эстетического развития обучаемого.

Поэтому многие исследователи, занимающиеся проблемой эстетического воспитания школьников, обращаются к национальному, народному искусству, народным песням, которые впитали в себя высшие ценностные приоритеты, ориентированные на добро и счастье человека. Ведь все события жизни – праздники, труд, игры и т.д. во все времена сопровождались песней, которая, воздействуя через чувства человека на его сознание и поведение, вырабатывает у него нравственные установки и эстетические вкусы.

Эти соображения я принимала во внимание при организации досуга, работая вожатым в лагере «Наш дом». Учитывая многонациональный характер лагеря, где языком общения становится английский, а так же тот факт, что язык музыки понятен всем, мы решили провести концерт английской песни. Однако для того, чтобы в этом действии участвовали не только дети и вожатые, умеющие хорошо петь, но и все остальные, мы предложили “семьям” поставить “клип” на одну из своих любимых англоязычных песен. Результат превзошел все ожидания, так как ребята показали не только свое индивидуальное творческое видение песен, театрально их преподнесли, но и поразили умением работать с аудиовизуальными техническими средствами, подготовив оригинальные компьютерные презентации своих “клипов”. Кроме того, сольные выступления не ограничились исполнением только английских песен. Например, мальчик из Голландии исполнил свою любимую песню на родном языке, а совместный номер русской и голландской девочек совместил в себе два языка – английский и русский.  По итогам лагеря, заполняя анкеты, многие ребята отметили это мероприятие как наиболее понравившееся и запомнившееся.  

Нам представляется, что включение в процесс воспитания детей в лагере «Наш Дом» песенно-поэтических текстов позволяет успешно справиться с задачей формирования полилога культур, толерантного мышления, приобщения к духовным ценностям как собственной культуры, так и культур различных народов, а потому изучение этого явления относится к насущным проблемам педагогики, требующим своего отдельного исследования. 

Список литературы

  1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. – с.116-146.
  2. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. СПб., 1996. с. 18–252.
  3. Мирзаян А. З. В начале была песня. М.: АПАРТ, 1996. № 1, с.2-4.
  4.  Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. – Париж, 1997.
  5. http://mcnd.ru  - Официальный сайт Московской региональной общественной организации «Молодежный центр «Наш Дом».           

1 Акчурина Наиля Наильевна - учитель английского языка ГОУ СОШ № 756  г. Москвы, аспирантка АПК и ППРО, г. Москва.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum