Volume: 4, Issue: 2

15/08/2012

Организация работы по оказанию помощи детям с особыми потребностями в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения
Зубарева, Т. Г. [about] , Петелина, Н. Г. [about]

По данным Комитета образования и науки Курской области, на 01.10.2011 года в регионе проживало 66 616 детей дошкольного и 102 446 детей школьного возраста, из них 3 273 – дети-инвалиды (около 2% от общего числа обучающихся). Из них получают образование 3 144 детей с ОВЗ (1 207 обучаются в общеобразовательных школах, 429 – на дому и только 392 ребенка в системе специального образования). И несмотря на то, что в нашей области представлены все виды специальных (коррекционных) учреждений, детям с ОВЗ в ряде случаев затруднительно получить доступное и качественное образование в профильных учреждениях по месту жительства.

Анализ региональной ситуации также показывает, что в области остро стоят вопросы образования учащихся с особыми потребностями, не успевающими за темпом обучения в современной школе, а ведь в поддержке педагогов и медицинских работников нуждаются не только дети-инвалиды.

Ключевыми, на наш взгляд, являются следующие проблемы:

  • организация обучения детей с ограниченными возможностями в массовых учреждениях, особенно в сельских;
  • использование разнообразных форм интеграции, в том числе, создание условий для инклюзивного обучения; 
  • придание новых функций специальным (коррекционным) учреждениям;
  • оказание методической помощи педагогам, осуществляющим обучение детей с ОВЗ.

В ответ на социальный запрос в 2004 году в регионе был создан Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения, который стал не только практико-ориентированной, но и научно-исследовательской экспериментальной «площадкой», где проблемы воспитания, обучения и развития детей решаются совместно группой профессионалов педагогического и медицинского профиля. Основная цель деятельности Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения – предоставление специализированной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, социальной адаптации и развитии, а также нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке.

На прием к специалистам Центра можно попасть по предварительной записи с помощью интегрированной информационной системы: «Сайт – локальная сеть – электронная регистратура». Со всей области приезжают дети на прием к педагогу-психологу, логопеду, учителю-дефектологу. Наиболее востребованными специалистами медицинского профиля являются офтальмолог, отоларинголог, ортопед, и особенно – детский невролог.

Несмотря на колоссальную загруженность, в учреждении существуют определенные правила, которые никогда не нарушаются. Каждому маленькому посетителю уделяется не менее 30-40 минут работы специалиста. Это дает возможность с первого посещения максимально вникнуть в суть проблемы и найти оптимальные пути ее решения.

Центр является образовательным учреждением, но направления его работы значительно шире традиционной педагогической помощи. Здесь осуществляется:

  • психолого-медико-педагогическая диагностика детей и подростков;
  • психолого-педагогическое, логопедическое, медико-социальное консультирование;
  • профессионально-методическое консультирование специалистов;
  • образовательная деятельность по индивидуально-ориентированным авторским коррекционно-развивающим программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
  • медицинская помощь, профилактика неврологических, психических и соматических заболеваний;
  • научно-методическая работа; методическая и организационная поддержка специалистов образовательных учреждений, территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, дошкольных и школьных ПМП-консилиумов, а также взаимодействие с учреждениями высшего профессионального образования в вопросах подготовки специалистов дефектологического профиля;
  • инновационно-исследовательская деятельность по освоению перспективных педагогических, консультативно-диагностических и медицинских технологий и т.д.;
  • информационно-аналитическая деятельность по вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей;
  • работа по созданию региональных банков данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании и о возможных вариантах оказания им помощи в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания Курской области.

За семь лет поддержку специалистов в Центре получили более двадцати тысяч детей, около восьми тысяч родителей, более трех с половиной тысяч работников системы образования, социального обеспечения и здравоохранения региона, множество студентов.

Реализация основных задач Центра достигается путем системного взаимодействия структурных подразделений учреждения: психолого-педагогического, медико-социального и психолого-медико-педагогической комиссии Курской области.

Одним из  стратегических направлений работы является многоуровневая диагностика, которая осуществляется как отдельными специалистами, так и в виде «бригадного» приема, а также в форме традиционной деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Специалисты проводят индивидуальное обследование детей, дают рекомендации по воспитанию, развитию, обучению, лечению и профилактике возможных осложнений; осуществляют наблюдение за этими детьми в динамике. При необходимости проводится дополнительное обследование, повторная консультация.

Особенно эффективной формой работы является бригадный прием, в котором участвуют четыре специалиста (педагог-психолог, врач-невролог, учитель-логопед, врач-психиатр), что привлекает многих родителей. Коллегиальность обеспечивает комплексный подход к процедуре обследования детей со сложной структурой дефекта и разносторонним  набором проблем, позволяет правильно определить вид помощи ребенку, рекомендовать стратегию и последовательность сопровождения в плане образовательного маршрута и получения медицинской помощи, а также обеспечивает конфиденциальность ситуации.

Комплексную многопрофильную диагностику детей и подростков с целью определения соответствующих образовательных условий, а также характера необходимой медико-социальной и психологической помощи в Центре осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) Курской области.

В области выстроена система взаимодействия Центральной (областной), территориальных (межрайонных) психолого-медико-педагогических комиссий и ПМП-консилиумов образовательных учреждений, которая четко организована и не менее четко работает. ПМПК взаимодействует с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) дошкольных, школьных образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания Курской области, оказывает им   консультативную, организационно-методическую и информационную поддержку. ПМПк учреждений региона подотчетны центральной и территориальным ПМПК.

Центральная ПМПК Курской области работает как единая команда специалистов, совместно планирующих и осуществляющих диагностическое обследование ребенка, формулирующих коллегиальное заключение. Обследование проводится по принципу включенного наблюдения, при необходимости используется кинокамера, аудио- и видеоаппаратура.

Основной принцип деятельности ПМПК – исключение определения ребенка как необучаемого – заключается в том, что все дети получают рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута в соответствии с психофизическими возможностями, особенностями и состоянием здоровья, способностями воспринимать и усваивать учебный материал. Семье и учителям предоставляются рекомендации каждого специалиста, выписываются назначения врачей, обращается внимание на то главное, что стоит учитывать при составлении индивидуальных программ обучения ребенка:

  • возрастные и индивидуальные особенности развития,
  • выносливость к интеллектуальным и другим психическим нагрузкам,
  • соотношение времени продуктивной работы и индивидуального режима дня обучающегося,
  • интересы ребенка.

Уникальность работы Центра психолого-медико-социального сопровождения состоит в преемственности его служб, в возможности обеспечить каждому обратившемуся ребенку не только оперативную диагностику, но и пролонгированное комплексное сопровождение, контроль динамики его развития с целью возможной корректировки образовательных условий. Дети, прошедшие обследование на ПМПК, посещают логопедические, психологические, коррекционно-педагогические занятия в Центре, наблюдаются у специалистов медицинского профиля, получают дальнейшую консультативную помощь. Обязательным являются систематические консультации для специалистов образовательных учреждений, в которые поступают дети с рекомендациями ПМПК.

Главная задача психолого-педагогической службы Центра – сохранение психического и социального благополучия детей, содействие их оптимальному личностному развитию, социальной адаптации. С этой целью педагоги  Центра внедряют в практику новейшие разработки: комплексную медико-педагогическую коррекцию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, агрессии, страхов, нарушений детско-родительских отношений, логопедическую коррекцию широкого спектра тяжелых нарушений речи, педагогическую профилактику трудностей в усвоении образовательных программ.

Работа с семьей прекращается только тогда, когда проблема практически полностью решена или близка к разрешению.

Педагогические, психологические и логопедические коррекционные занятия в Центре проводятся с использованием не только традиционных форм, но и компьютерных методов диагностики и коррекции, интерактивных программ по развитию высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, речи. Одним из наиболее востребованных направлений работы специалистов является коррекция различных нарушений методом биологической обратной связи (программно-аппаратный комплекс коррекции психоэмоционального состояния). Причем специалисты педагогического профиля решают проблемы обратившегося ребенка в тесном сотрудничестве с врачами учреждения.

Деятельность медицинского персонала направлена преимущественно на диагностику различных заболеваний, сохранение соматического здоровья детей, определение оптимальных форм медицинского обслуживания. Детские врачи (неврологи, психиатры, врач-офтальмолог, врач-отоларинголог, врач-ортопед, медицинский психолог) проводят индивидуальное обследование и дают рекомендации по лечению и профилактике широкого спектра заболеваний в детском возрасте.

Офтальмологом и отоларингологом используется современное оборудование: авторефрактометр, щелевая лампа, периметр, цветотест, галогенный офтальмоскоп, риноскоп, отоскоп и т.д.

При диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата детским ортопедом применяется устройство для контроля формы поверхности сводов стопы «Подоскоп», а врачом-неврологом для лечения широкого спектра заболеваний - аппарат квантовой медицины.

Практика работы учреждения обозначила проблему оказания адекватной коррекции и эффективной терапии нарушений в раннем возрасте, решение которой стало приоритетной задачей Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения.

Анализ статистических данных показывает, что за последний год население региона приросло на 4 %. Количество первых детей увеличилось на 1%, вторых – на 7%. Увеличилось число рожденных двойняшек и тройняшек, а также снизилась младенческая смертность населения. Соответственно увеличивается число обращений к специалистам медицинского профиля по проблемам развития детей до 3 лет. Из общего числа обратившихся в Центр треть – дети в возрасте до трех лет. Основное количество обращений с детьми первого года жизни  – к детскому врачу-неврологу по проблемам перинатальной энцефалопатии. Только за последний год в Центр обратились 820 родителей с детьми раннего возраста, из них к неврологу – 584 человека.

Ранняя комплексная помощь реализуется в Центре на основе адаптированных программ ранней помощи детям от 0 до 3 лет («Растишка» (от 0 до 1 года), «Рядом с тобой» (от 1 года до 2 лет), «Развитие» (от 2 до 3 лет). Программы предназначены для организации индивидуальной работы с детьми, как нормально развивающимися, так и с нарушением в развитии, а также оказания консультативной помощи родителям. Для родителей и специалистов постоянно выпускаются памятки и буклеты по проблемам раннего развития, воспитания, обучения и оздоровления ребенка, выпущен сборник практических советов и рекомендаций.

Особое внимание специалисты уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, живущим на территории Курской области. Только в 2010-2011 учебном году Центр посетили 6793 ребенка с особыми потребностями, в том числе с ОВЗ, из них 297 детей-инвалидов.

Родителям и учителям, обучающим детей с ОВЗ, специалисты Центра помогают в выборе формы обучения, в разработке индивидуально ориентированных программ в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями детей, медицинскими показаниями. Поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, способствует расширению их возможностей, полноценной интеграции в общество.

Анализ ситуации показывает, что в наших школах учится немало проблемных детей, а в массовых ДОУ воспитываются дети с различными нарушениями в физическом и психическом развитии. Однако не каждое образовательное учреждение готово принять таких детей, так как не имеет квалифицированных специалистов, методического обеспечения, в конечном итоге, нормативных документов.

С первых лет существования Центра мы определили для себя приоритетную задачу в аспекте взаимодействия с образовательными учреждениями: оказание помощи в формировании инклюзивной образовательной среды (ИОС). В регионе развернута широкая сеть специальных (коррекционных) школ. Однако в настоящее время родители детей с ОВЗ настаивают на их обучении в массовых учреждениях, так как не видят перспектив для своих детей после окончания спецшкол, особенно в плане социальной адаптации и интеграции.

Системообразующая роль в вопросе создания ИОС принадлежит психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) образовательного учреждения. На сегодняшний день в Курской области насчитывается более 170 психолого-медико-педагогических консилиумов. Центром заключены договоры о сотрудничестве и методическом сопровождении команд специалистов ПМПк.

Пропаганда среди педагогов знаний о современных подходах к обучению различных категорий детей – важная часть работы Центра. С этой целью организовываются научно-практические конференции, семинары, круглые столы. Изданы методические пособия и сборники рекомендаций «Психолого-медико-педагогический консилиум: технология организации диагностической и коррекционно-развивающей деятельности», «Организация деятельности ПМПК», «Проектирование инклюзивной образовательной среды», «Организация индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья» и другие. Материалы о деятельности Центра, а также советы и рекомендаций специалистов постоянно публикуются в периодических печатных изданиях.

Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения является звеном комплексной региональной системы помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью Центр осуществляет межведомственное взаимодействие с учреждениями образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральным бюро медико-социальной экспертизы, департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, институтом непрерывного профессионального образования специалистов системы образования, Курским государственным университетом  и другими организациями.
Основной целью такой деятельности является создание системы взаимодействия различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми.

Во главу угла ставится проблема конкретного ребенка с особыми потребностями, решение которой направлено на развитие его личности, раскрытие потенциала и своеобразия, нивелирование негативных последствий влияния социальной среды, его реабилитацию и адаптацию.

Помощь в обеспечении успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов и других детей с особыми образовательными потребностями, предоставление каждому ребенку права иметь достойное детство – главная задача специалистов Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения.

Многопрофильность Центра с полифункциональной структурой помощи позволяет решить многие вопросы, отвечающие социальному заказу современного общества, а также способствовать оптимизации регионального компонента системы сопровождения в соответствии со спецификой области, запросом родителей, детей и специалистов, работающих с ними.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum