Volume: 4, Issue: 2

15/08/2012

Возможности одного региона: образовательные услуги лицам с ограниченными возможностями в округе Колумбия, штат Нью-Йорк
Магерген, Джек [about]

Округ Колумбия расположен на восточном берегу реки Гудзон в более чем ста милях от Нью-Йорка. Это вполне типичный для сельской местности район, каковых множество в США. Сравнительно небольшое население округа проживает, в основном, на фермах и в лесистой местности и представлено средним классом. Своеобразным торговым и медицинским центром округа, который с полным основанием можно назвать городом, считается г.Гудзон с пригородами и общим населением чуть меньше десяти тысяч человек. Столица штата, город Олбани, находится в часе езды.

Все учреждения округа Колумбия работают в соответствии с законодательством штата Нью-Йорк и федеральными законами, принятыми в США.

Оглядываясь на историю округа, можно с полным основанием сказать,  что его жители всегда внимательно относились к людям с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с государственными стандартами, департамент здравоохранения округа (www.columbiacountyny.com) собирает информацию обо всех новорожденных и состоянии их здоровья, и рассылает рекомендации родителям в случае выявления каких-либо проблем. Среди множества предлагаемых семьям с новорожденными услуг есть услуги непосредственно для детей, и отдельно – для всей семьи в целом.  К последним относятся федеральные программы, например, “Ранний старт” (“Head Start” www.headstart.com), направленные на предоставление помощи бедным семьям и семьям, живущим за чертой бедности. Так, после амбулаторного обследования ребенка и постановки диагноза врач или представители здравоохранения округа, или сотрудники программы “Ранний старт” проводят консультации для родителей с разъяснением необходимых их детям услуг.

По мере роста ребенок попадает в сферу деятельности местного школьного округа, и уже здесь более точно определяются ограничения его здоровья. В округе Колумбия таких школьных округов шесть.

В силу моей профессиональной деятельности, проходившей в основном в Чэтемском центральном школьном округе (Chatham Central School District, www.chathamcentralschools.com), где я проработал одиннадцать лет директором начальной школы им. Мэри И.Дардисс (Mary E. Dardess (MED) Elementary School), мне ближе и проще говорить о работе именно этого округа.  

В соответствии с федеральным законодательством (www2.ed.gov) каждый школьный округ обязан обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья “наименее ограничивающую среду”. С другой стороны, департамент образования штата Нью-Йорк (www.p12.nysed.gov) требует, чтобы каждый школьный округ создал Комитет по специальному образованию (КСО), а каждая школа имела “Команду по изучению детей” (КИД), необходимую для определения потребностей каждого конкретного ребенка и поиска наиболее приемлемого для него варианта обучения. Законы штата предполагают поэтапное выполнение пятиступенчатого процесса в отношении детей с подозрением на ограничение здоровья:

  1. Определение такого ребенка на консультацию в Комитет по специальному образованию (КСО).
  2. Оценивание возможностей ребенка каждые три года.
  3. Выбор необходимых ему услуг в соответствии с индивидуальным образовательным планом (ИОП) и следующей классификацией: аутизм, слепоглухота, глухота, эмоциональные нарушения, нарушения слуха, нарушения умственного развития, двигательные расстройства, специфические нарушения обучаемости/дислексия, расстройства речи/языка, множественные расстройства и расстройства вследствие черепно-мозговых травм.
  4. Разработка индивидуального образовательного плана, который бы включал сильные и слабые стороны ребенка и предписывал предоставление ему определенных услуг.
  5. Определение места обучения в соответствии с ИОП. По закону, ребенок должен посещать школу, “которую он посещал бы в случае отсутствия ограничений здоровья”. Однако случается, что ИОП предписывает иное место обучения. В этой ситуации округ должен предоставить транспорт и частного педагога, если так указано в ИОП. Родители принимают активное участие в судьбе своего ребенка, и в случае несогласия с решением округа они могут подать жалобу в арбитражный суд.

Понятно, что все школы работают в соответствии с законодательством штата и федеральным законом и создают команды по изучению детей (КИД). Однако в некоторых школах подобные команды лишь формальность, а в других они используются с максимальной выгодой для детей. Если следовать формальному варианту, то подобная команда должна включать лишь представителя администрации, психолога и педагога специального образования. В бытность директором школы я пришел к выводу, что КИДы могут сыграть решающую роль в профессиональном развитии персонала, в сближении детей и родителей. Совещательный совет школы, в который входили представители каждой параллели, директор и учителя-предметники,  единогласно принял решение, что все учителя могут посещать заседания КИДа, но как минимум, один представитель каждой параллели и учитель-предметник должны быть на каждом заседании. Приглашались также все педагоги специального образования и логопеды. И в результате, оправдались наши самые сокровенные мечты – эти заседания стали популярными среди педагогов и в особенности, среди педагогов специального образования.

Мы предоставили учителям больше прав и возможностей выдвигать кандидатуры конкретных детей для обсуждения на заседании КИДа. Любой ребенок, вызывавший какие-то вопросы или проблемы, мог стать предметом обсуждения. В результате мы столкнулись с необходимостью обсудить и найти варианты решения не только для детей с ограничениями здоровья, но и для слабоуспевающих учащихся, и для особо одаренных, и для детей с нарушениями в поведении, и для таких, кто теоретически не должен был бы испытывать сложности, но по какой-то причине их испытывал. С течением времени мы пришли к необходимости приглашать родителей учащихся на наши заседания и даже дали им возможность обращаться в КИД с просьбой проанализировать проблемы своего ребенка.

Подобный вариант использования КИДа привел к совершенно удивительным и неожиданным результатам. Наши утренние заседания становились все многочисленнее, а к концу учебного года мы уже встречались дважды в неделю причем в полном составе. Становилось все более очевидно, что КИД отвечает как потребностям педагогов, так и школьников. Во время подобных заседаний, когда один учитель представлял образ “проблемного ребенка” и рассказывал о трудностях работы с ним, все остальные присутствующие предлагали свои варианты решения проблемы, советовали, координировали усилия, говорили слова одобрения и даже впоследствии помогали в ходе уроков. Культура нашей школы становилась все более прочной и основательной благодаря растущей коллегиальной связи педагогов, а педагоги, ощущая поддержку КИДа, обретали большую уверенность в себе, находили более разумные решения в работе с проблемными детьми и их родителями. Отдельные члены КИДа по собственному желанию приходили на встречи какого-то педагога с родителями проблемных детей и оказывали ему поддержку, предлагая свои идеи и давая советы. В свою очередь родители все больше ощущали, что педагогическая поддержка детей исходит не только от одного, часто перегруженного работой учителя класса, но от скоординированной педагогической команды. Значительно реже стали применяться меры оставления детей на второй год; более того, в тех редких случаях, когда подобное решение все же принималось, оно было коллегиальным решением педагогов школы, а не одного конкретного учителя.

Педагоги стали более открыты в общении между собой и с директором школы, активнее применяли “новые” идеи, предложенные КИДом, причем теперь чувствовали себя защищенными в силу физического присутствия и конкретной помощи со стороны коллег. Росло доверие, а с ним и улучшалась общая обстановка в школе.
В качестве дополнительных позитивных последствий более полной реализации КИДа можно назвать отсутствие противодействия использованию методик инклюзивного образования, создание мини-команд в составе учителя начальных класов и педагога специального образования, угулубление знаний учителей в области специального образования, более вдумчивый подход к определению показателей ограниченных возможностей у школьников, увеличение возможностей в решении разных индивидуальных проблем учащихся, уменьшение количества слабоуспевающих и оставленных на второй год учеников, и наконец, разработка рекомендаций, переданных в Комитет по специальному образованию округа, продемонстрировавших подлинную ориентацию персонала на инновации и сотрудничество в принятии самых разных решений2Любой ребенок с подозрением на наличие того или иного ограничения здоровья направлялся в Чэтемский центральный школьный округ и там проходил через весь названный выше пятиступенчатый процесс причем в установленное законом время.

После определения ограничений здоровья ученика ему предоставляется множество возможностей для реализации составленного для него индивидуального образовательного плана.  Большинство детей с ограничениями здоровья могут получить полноценное образование непосредственно в Чэтеме, но в случае, когда это невозможно, они обращаются в агентство Questar (www.questar.org). Последнее объединяет усилия трех школьных округов, и в его рамках ребенок может получить помощь и поддержку, которую отдельная школа не способна ему предоставить. Это агентство работает со всеми учащимися, проживающими в округах Колумбия, Ренселлер и Грин. При необходимости агентство связывается с соответствующими службами в округах Олбани и Датчис, которые могут действительно предоставить уникальные возможности, но находятся на значительном расстоянии от Чэтема.
В качестве примера назовем дорогостоящую для одного округа (когда речь идет об одном-двух учениках) аппаратуру для глухих и слепых, для учащихся с эмоциональными расстройствами или для детей, которым требуются физиотерапевтические процедуры. Подобных детей определяют в программы Questar, и они получают образование в одном из трех округов, где были созданы нужные им классы. Порой агентство арендует пустующие комнаты в школьных зданиях и таким образом ребенок может оказаться в школе по месту жительства, но получать адресную, только ему необходимую помощь. Своеобразной штаб-квартирой Questar является здание технической школы для старшеклассников в г.Гудзоне.

К моменту окончания неполной средней школы и в процессе обучения в старших классах подростки с ограничениями здоровья попадают в поле деятельности комитетов по разработке индивидуальных образовательных планов (ИОП). В ходе заседаний таких комитетов обязательно учитывается мнение присутствующих там родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, особенно, когда речь идет о переводе ученика на другую, специальную программу. В соответствии с законами штата старшие учащиеся тоже приглашаются на заседания комитетов по мере сужения их будущих целей и устремлений.

По достижении двенадцатилетнего возраста подростки с ограниченными возможностями здоровья становятся субъектами изучения комитета ИОП, который прежде всего стремится узнать их профессиональные интересы, наклонности и способности. В возрасте 14 лет учащихся приглашают на заседания таких комитетов и исследуют возможные варианты на будущее. В возрасте 16 лет разные варианты перемещения заносятся в индивидуальный образовательный план. В возрасте от 16 до 18 лет учащиеся подают документы для получения разрешения на работу, занимаются изучением программ в разных колледжах и профессиональных школах/училищах, знакомятся с клубами и иными доступными им социальными и образовательными видами деятельности. Комитет вместе с учащимся анализирует разные программы социальной помощи, возможности трудоустройства, а также рассматривает разные варианты независимого проживания и расселения в специально организованных домах, равно как и обеспечение необходимого транспорта. В возрасте от 18 до 21 года молодые мужчины регистрируются в федеральной службе с возможностью последующего зачисления для прохождения службы. Все учащиеся регистрируются с целью голосования. В некоторых случаях решаются поднятые родителями вопросы назначения опекуна и/или вопросы обеспечения свободы от опекунской помощи. В это же время присходит медицинское освидетельствование и подготовка резюме. И наконец даже человек с серьезными ограничениями здоровья готов к осуществлению дальнейших шагов в жизни.

В период 1960-х и 1970-х годов институционализация лиц с умственными ограничениями здоровья рассматривалась как форма помощи. Прокатившиеся в то время по всей стране скандалы, связанные с такого рода помощью, а также высокий уровень затрат постепенно привели к снижению роли подобных учреждений, скорее напоминавших огромные складские помещения, нежели школы.    

В числе многих других округов страны округ  Колумбия вплотную занялся помощью детям с ограниченными возможностями в 1965 году, когда группа родителей таких детей объединила свои усилия с целью создания им более комфортных условий развития и обучения.  Первоначально объединение состояло из четырех  семей, которые зарегистрировали некоммерческую организацию под названием COARC (the Columbia County Association for Retarded Children, www.coarc.org) или Ассоциация для детей с умственной отсталостью округа Колумбия. Девиз этой организации звучит так: “Расширение возможностей каждого отдельного ребенка постепенно”. Сегодня здесь трудится 400 человек, имеется 20 помещений, разбросанных по всему округу, и оказывается помощь 500 детям и взрослым. Теперь подопечные Ассоциации, которым в свое время приходилось существовать в условиях огромных “образовательных складов” вдали от дома, могут жить, работать, проводить досуг и молиться внутри округа Колумбия. Некоторые из них могут также по-прежнему жить дома или в специально организованных домах COARC, или в своеобразных домах-коммунах, расположенных в маленьких городках типа Чэтема или в окрестностях Гудзона.

COARC обеспечивает все условия для работы и жизни равно как и временную передышку в случаях, когда человек с ограниченными возможностями продолжает жить дома с престарелыми родителями. Организация предлагает разнообразные программы отдыха, услуги адвокатов и иную юридическую помощь. COARC по праву гордится своими мастерскими и другими возможностями для организации работы своих подопечных, многие из которых трудятся в системе торговли и в других местах округа Колумбия. В этом смысле COARC объединяет усилия местных школьных округов и Questar по более плавной реализации переходного периода для учащихся с ограничениями здоровья, равно как и предоставления возможностей проживания и работы для взрослых с тяжелыми нарушениями здоровья.

Внутри округа есть еще несколько небольших организаций, которые оказывают помощь лицам с ограничениями здоровья. Самая значительная и наиболее известная из них является частью международного кэмпхиллского движения и представлена тремя отделениями, одно из которых находится в глубинке, в сельском районе Коупейк (Camphill Village Copake www.camphillcopake.org), другое, значительно более современное – на окраине Чэтема и называется Кэмпхилл Гент. И третье распололжено в городе Гудзоне в небольшом доме и предназначено для людей, которые лучше себя чувствуют именно в городских условиях. Все названные предлагают своим “постояльцам” и жилье, и работу.

Как известно, кэмпхиллское движение (The Camphill Movement, http://en.wikipedia.org/wiki/CamphillMovement) основывается на теософских идеях Рудольфа Штайнера, а формирование и поддержание духовности составляет значительную часть жизни этих сообществ. Кэмпхиллская философия зиждется на признании независимости, равенства и духовности каждого человека. Каждый имеет право и обязанность получить образование.

Заключая, подчеркнем, что округ Колумбия по праву гордится всеми созданными здесь организациями и учреждениями, позволяющими людям с любыми ограничениями здоровья достигать счастья и независимости. Округ поистине обеспечивает всех своих граждан широкими возможностями роста, используя разные государственные и частные каналы, и вполне имеет все основания считать миссию служения своим гражданам выполненной.

Более подробно с названными идеями можно познакомиться, обратившись к статье автора, опубликованной в этом же журнале в апреле 2010 года. Разнообразные технологии инклюзивного образования читатель сможет найти в статье Кэтти Чиоффи в номере журнала за январь 2011 года.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum