Volume: 4, Issue: 2

15/08/2012

О некоторых формах работы Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения
Петелина, Н. Г. [about]

Предоставление возможности получения качественного и доступного образования связано с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию каждого обучающегося, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В Курской области одним из таких учреждений, предоставляющим детям широкий спектр медицинских услуг стал Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения, причем его создание было встречено с надеждой как врачами, так и педагогами.

В Центр могут обратиться родители следующих групп детей:

- с психологическими проблемами, в том числе с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать образовательные учреждения;  с эмоционально-поведенческими проблемами (тревожность, страхи, агрессивность, застенчивость и т.п.); недостаточной готовностью к обучению; проблемами взаимоотношений с родителями (законными представителями), сверстниками, чужими взрослыми;
- с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, в том числе с  нарушениями интеллектуального развития, речи, эмоциональной сферы, а также с сенсорными и двигательными нарушениями и  с сочетанными нарушениями;

  • оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; подвергшиеся различным формам психического и (или) физического насилия; дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п.

Для оказания помощи таким детям в Центре проводится консультативная, диагностическая,  коррекционно-педагогическая и лечебно-профилактическая работа, психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам семейных, детско-родительских отношений,  консультирование семей, имеющих детей раннего возраста с отклоняющимся развитием и т.д. Кроме того, в учреждении оказывается консультативная помощь, профессиональная поддержка и сопровождение педагогов, психологов, дефектологов, медицинских, социальных работников, работающих с детьми, имеющими проблемы в развитии и обучении.

Продолжительность обучения детей в Центре определяется только сроками освоения индивидуально ориентированных программ, а также динамикой преодоления проблем в развитии. Для определения темпа и качественных характеристик динамики психологической, социальной, речевой и иной реабилитации проводятся промежуточные диагностические мероприятия, что отражается в журналах, протоколах исследований, картах сопровождения.

С 2012 года введена система первичной записи к специалистам с помощью интегрированной системы сайта и электронной регистратуры.

Вообще первичному приему специалистов в Центре уделяется большое внимание. Например, на подобный консультативный прием к психологу приглашаются только родители или законные представители, а при необходимости учителя, но без детей. Это происходит потому, что специалисту необходимо сначала выслушать жалобы родителей (педагогов), узнать о проблемах ребенка с точки зрения взрослых и составить «психологический анамнез». Обычно такой прием занимает около часа, поэтому ребенок приглашается уже на следующую встречу, чтобы провести диагностику и наметить пути дальнейшей работы с ним. И хотя основной формой коррекционно-педагогической работы остаются индивидуальные занятия, наш Центр находится в постоянном поиске разнообразных оптимальных методов и приемов для взаимодействия с каждым обратившимся ребенком.

Скажем, если в процессе первичной диагностики выясняется, что необходима помощь двух и более сотрудников Центра, подбирается время, когда эти специалисты будут работать в одну  смену и смогут поочередно принять ребенка и родителей. В более сложных случаях предлагается консультативно-диагностическая помощь не одного, а нескольких специалистов одновременно.

Сотрудниками Центра апробированы  новые формы работы и организации деятельности: проведение бригадного приема, в котором участвуют одновременно четыре специалиста (педагог-психолог, врач-невролог, учитель-логопед, врач-психиатр).

Конечно, все зависит от запроса родителей, и именно они определяют необходимость такого консилиума. Однако, инициатором бригадной формы приема может стать и работник Центра, если родителям требуется помощь нескольких специалистов, или если они проживают в дальних районах и не имеют возможности несколько раз приехать в Курск, или появляется  необходимость исключения психиатрического диагноза, или родитель, несмотря на очевидность и многогранность проблемы ребенка, так и не смог сформулировать запрос.

Задачей бригадного приема детей является, прежде всего, определение необходимого объема помощи: педагогической, психологической, диагностической и лечебной. Превосходство такого вида работы очевидно. Ребенок находится на приеме вместе с мамой, а потому легче адаптируется вновой для него среде. Пока мама рассказывает о причинах обращения в Центр, занимается с логопедом, неврологом, психиатром. Технология совместного консультативного приема такова: родители и ребенок приглашаются в кабинет. Они сидят близко друг к другу, чтобы в любой момент начать взаимодействовать между собой, но в тоже время и родитель, и ребенок находятся в поле зрения различных специалистов.

Обычно, логопед или психолог Центра взаимодействуют ребенком: разговаривают с ним с целью вхождения в контакт, привлекают его внимание к тому или иному игровому материалу, то есть помогают освоиться в новой ситуации. При работе с более старшими детьми ребенку предлагают выполнить те или иные рисуночные задания. В такой ситуации ребенок, занятый своими делами и разговорами со взрослыми, вступившими с ним в контакт, не отвлекается и не прислушивается к беседе, разворачивающейся между его родителями и другими специалистами. Одновременно с родителями работают специалисты медицинского профиля: психиатр и невролог. Задача этих специалистов заключается в том, чтобы выяснить основную причину обращения в Центр, понять, как и в чем родители видят проблему своего ребенка. Параллельно  с этим выясняется и история возникновения проблемы, а собственно и история развития ребенка. Одновременно специалисты способны произвести многоплановую оценку психофизического состояния ребенка, определеить уровень его активности, психического тонуса и многое другое.
Таким образом, одновременно происходит обширная разнообразная работа: врач собирает общий медицинский анамнез, психолог оценивает характер проблемы с точки зрения психологии развития, анализирует обоснованность родительских жалоб и их адекватность, поскольку одновременно имеет возможность наблюдать и за поведением ребенка, и за характером игры или какой-либо другой деятельности. Логопед оценивает состояние речевого развития ребенка не только по тем пробам, которые сам предлагает, но и слушая, и наблюдая за тем, что и как говорит ребенок при общении с другими специалистами и со своими родителями. Психиатр оценивает взаимодействие матери и ребенка, особенности и стиль их взаимоотношений.

Бригадная форма приема выявила такой факт: родители стали меньше бояться врача-психиатра, хотя по-прежнему еще сильно обывательское мнение, что это врач «для умственно отсталых детей». Не каждый родитель может «перешагнуть через мнение друзей и соседей» и обратиться за психиатрической помощью. Между тем, именно консультации психиатра помогают решить очень серьезные проблемы ребенка, которыми раньше безрезультатно занимался невролог в поликлинике по месту жительства.

Благодаря «бригадному» методу работы врачу-психиатру удается избежать основных проблем и трудностей, с которыми приходится сталкиваться во время индивидуального приема. Обычно в поликлинике или диспансере психиатр с целью обследования, лечения и реабилитации назначает консультации невролога, логопеда, психолога. В нашем Центре метод совместной работы позволяет решать эту проблему комплексно, подключая одновременно специалистов разного профиля.

И самое главное, родители во время «бригадного» приема получают у специалистов не только подробные рекомендации по дальнейшим занятиям с ребенком и медикаментозному лечению, но и вероятный прогноз его развития.

В заключительной итоговой беседе бригадного приема с родителями специалисты Центра в доступной, вежливой форме рекомендуют родителям возможные пути дальнейшей психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку: лечение, варианты будущего образовательного маршрута,  длительная углубленная диагностика в рамках Центра и дальнейшее обследование и консультации в различных учреждениях Курской области, а также по желанию,  коррекционные занятия в Центре.

Эта форма работы существует в Центре с момента его создания и позволяет эффективно оценить актуальную ситуацию развития и понять причины проблем, правильно определить вид той или иной помощи ребенку как в рамках Центра, так и в других учреждениях, рекомендовать стратегию и последовательность сопровождения ребенка в плане образовательного маршрута и получения медицинской поддержки.  

В 2007-2008 учебном году введено новое направление организации консультативно-диагностической помощи: совместный прием двумя специалистами: врачом-неврологом и педагогом-психологом, врачом-психиатром и педагогом-психологом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом, учителем-логопедом и врачом-неврологом.

Специалисты комбинируют свои приемы в зависимости от запроса родителей.

Коррекционная работа таких бригад и полубригад Центра определяется главным правилом, в нужное время и в нужном месте оказать комплексную помощь в зависимости от особенностей состояния и уровня развития всей структуры психической сферы ребенка. Это прямо противоположно привычной практике по принципу: все вместе, одновременно, и чем больше, тем лучше».

Опыт показывает, что большинство проблем, с которыми обращаются  родители на прием, можно решить уже на первых совместных консультациях. Часто опасения родителей по поводу тех или иных особенностей ребенка являются напрасными и не требуют серьезной специализированной помощи. Это обычно связано с тем, что родители не обладают необходимой информацией, или они педагогически неграмотны, иногда просто заблуждаются относительно проблем своего ребенка. В подобном случае беседа может быть ограничена подробными развернутыми рекомендациями.

В перспективе мы планируем введение логотерапевтического и опорно-двигательного комплексов биологической областной связи.

В заключение, еще раз подчеркнем, не всякий вид помощи, необходимой ребенку, может быть оказан в конкретном медицинском или образовательном учреждении, поэтому «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», являясь государственным, т.е. бесплатным для посещения учреждением, может оказаться более притягательным для большинства семей, в которых воспитывается ребенок с теми или иными проблемами.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum