Volume: 4, Issue: 2

15/08/2012

О некоторых формах работы Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения
Петелина, Н. Г. [about]

Предоставление возможности получения качественного и доступного образования связано с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию каждого обучающегося, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В Курской области одним из таких учреждений, предоставляющим детям широкий спектр медицинских услуг стал Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения, причем его создание было встречено с надеждой как врачами, так и педагогами.

В Центр могут обратиться родители следующих групп детей:

- с психологическими проблемами, в том числе с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать образовательные учреждения;  с эмоционально-поведенческими проблемами (тревожность, страхи, агрессивность, застенчивость и т.п.); недостаточной готовностью к обучению; проблемами взаимоотношений с родителями (законными представителями), сверстниками, чужими взрослыми;
- с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, в том числе с  нарушениями интеллектуального развития, речи, эмоциональной сферы, а также с сенсорными и двигательными нарушениями и  с сочетанными нарушениями;

  • оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; подвергшиеся различным формам психического и (или) физического насилия; дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п.

Для оказания помощи таким детям в Центре проводится консультативная, диагностическая,  коррекционно-педагогическая и лечебно-профилактическая работа, психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам семейных, детско-родительских отношений,  консультирование семей, имеющих детей раннего возраста с отклоняющимся развитием и т.д. Кроме того, в учреждении оказывается консультативная помощь, профессиональная поддержка и сопровождение педагогов, психологов, дефектологов, медицинских, социальных работников, работающих с детьми, имеющими проблемы в развитии и обучении.

Продолжительность обучения детей в Центре определяется только сроками освоения индивидуально ориентированных программ, а также динамикой преодоления проблем в развитии. Для определения темпа и качественных характеристик динамики психологической, социальной, речевой и иной реабилитации проводятся промежуточные диагностические мероприятия, что отражается в журналах, протоколах исследований, картах сопровождения.

С 2012 года введена система первичной записи к специалистам с помощью интегрированной системы сайта и электронной регистратуры.

Вообще первичному приему специалистов в Центре уделяется большое внимание. Например, на подобный консультативный прием к психологу приглашаются только родители или законные представители, а при необходимости учителя, но без детей. Это происходит потому, что специалисту необходимо сначала выслушать жалобы родителей (педагогов), узнать о проблемах ребенка с точки зрения взрослых и составить «психологический анамнез». Обычно такой прием занимает около часа, поэтому ребенок приглашается уже на следующую встречу, чтобы провести диагностику и наметить пути дальнейшей работы с ним. И хотя основной формой коррекционно-педагогической работы остаются индивидуальные занятия, наш Центр находится в постоянном поиске разнообразных оптимальных методов и приемов для взаимодействия с каждым обратившимся ребенком.

Скажем, если в процессе первичной диагностики выясняется, что необходима помощь двух и более сотрудников Центра, подбирается время, когда эти специалисты будут работать в одну  смену и смогут поочередно принять ребенка и родителей. В более сложных случаях предлагается консультативно-диагностическая помощь не одного, а нескольких специалистов одновременно.

Сотрудниками Центра апробированы  новые формы работы и организации деятельности: проведение бригадного приема, в котором участвуют одновременно четыре специалиста (педагог-психолог, врач-невролог, учитель-логопед, врач-психиатр).

Конечно, все зависит от запроса родителей, и именно они определяют необходимость такого консилиума. Однако, инициатором бригадной формы приема может стать и работник Центра, если родителям требуется помощь нескольких специалистов, или если они проживают в дальних районах и не имеют возможности несколько раз приехать в Курск, или появляется  необходимость исключения психиатрического диагноза, или родитель, несмотря на очевидность и многогранность проблемы ребенка, так и не смог сформулировать запрос.

Задачей бригадного приема детей является, прежде всего, определение необходимого объема помощи: педагогической, психологической, диагностической и лечебной. Превосходство такого вида работы очевидно. Ребенок находится на приеме вместе с мамой, а потому легче адаптируется вновой для него среде. Пока мама рассказывает о причинах обращения в Центр, занимается с логопедом, неврологом, психиатром. Технология совместного консультативного приема такова: родители и ребенок приглашаются в кабинет. Они сидят близко друг к другу, чтобы в любой момент начать взаимодействовать между собой, но в тоже время и родитель, и ребенок находятся в поле зрения различных специалистов.

Обычно, логопед или психолог Центра взаимодействуют ребенком: разговаривают с ним с целью вхождения в контакт, привлекают его внимание к тому или иному игровому материалу, то есть помогают освоиться в новой ситуации. При работе с более старшими детьми ребенку предлагают выполнить те или иные рисуночные задания. В такой ситуации ребенок, занятый своими делами и разговорами со взрослыми, вступившими с ним в контакт, не отвлекается и не прислушивается к беседе, разворачивающейся между его родителями и другими специалистами. Одновременно с родителями работают специалисты медицинского профиля: психиатр и невролог. Задача этих специалистов заключается в том, чтобы выяснить основную причину обращения в Центр, понять, как и в чем родители видят проблему своего ребенка. Параллельно  с этим выясняется и история возникновения проблемы, а собственно и история развития ребенка. Одновременно специалисты способны произвести многоплановую оценку психофизического состояния ребенка, определеить уровень его активности, психического тонуса и многое другое.
Таким образом, одновременно происходит обширная разнообразная работа: врач собирает общий медицинский анамнез, психолог оценивает характер проблемы с точки зрения психологии развития, анализирует обоснованность родительских жалоб и их адекватность, поскольку одновременно имеет возможность наблюдать и за поведением ребенка, и за характером игры или какой-либо другой деятельности. Логопед оценивает состояние речевого развития ребенка не только по тем пробам, которые сам предлагает, но и слушая, и наблюдая за тем, что и как говорит ребенок при общении с другими специалистами и со своими родителями. Психиатр оценивает взаимодействие матери и ребенка, особенности и стиль их взаимоотношений.

Бригадная форма приема выявила такой факт: родители стали меньше бояться врача-психиатра, хотя по-прежнему еще сильно обывательское мнение, что это врач «для умственно отсталых детей». Не каждый родитель может «перешагнуть через мнение друзей и соседей» и обратиться за психиатрической помощью. Между тем, именно консультации психиатра помогают решить очень серьезные проблемы ребенка, которыми раньше безрезультатно занимался невролог в поликлинике по месту жительства.

Благодаря «бригадному» методу работы врачу-психиатру удается избежать основных проблем и трудностей, с которыми приходится сталкиваться во время индивидуального приема. Обычно в поликлинике или диспансере психиатр с целью обследования, лечения и реабилитации назначает консультации невролога, логопеда, психолога. В нашем Центре метод совместной работы позволяет решать эту проблему комплексно, подключая одновременно специалистов разного профиля.

И самое главное, родители во время «бригадного» приема получают у специалистов не только подробные рекомендации по дальнейшим занятиям с ребенком и медикаментозному лечению, но и вероятный прогноз его развития.

В заключительной итоговой беседе бригадного приема с родителями специалисты Центра в доступной, вежливой форме рекомендуют родителям возможные пути дальнейшей психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку: лечение, варианты будущего образовательного маршрута,  длительная углубленная диагностика в рамках Центра и дальнейшее обследование и консультации в различных учреждениях Курской области, а также по желанию,  коррекционные занятия в Центре.

Эта форма работы существует в Центре с момента его создания и позволяет эффективно оценить актуальную ситуацию развития и понять причины проблем, правильно определить вид той или иной помощи ребенку как в рамках Центра, так и в других учреждениях, рекомендовать стратегию и последовательность сопровождения ребенка в плане образовательного маршрута и получения медицинской поддержки.  

В 2007-2008 учебном году введено новое направление организации консультативно-диагностической помощи: совместный прием двумя специалистами: врачом-неврологом и педагогом-психологом, врачом-психиатром и педагогом-психологом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом, учителем-логопедом и врачом-неврологом.

Специалисты комбинируют свои приемы в зависимости от запроса родителей.

Коррекционная работа таких бригад и полубригад Центра определяется главным правилом, в нужное время и в нужном месте оказать комплексную помощь в зависимости от особенностей состояния и уровня развития всей структуры психической сферы ребенка. Это прямо противоположно привычной практике по принципу: все вместе, одновременно, и чем больше, тем лучше».

Опыт показывает, что большинство проблем, с которыми обращаются  родители на прием, можно решить уже на первых совместных консультациях. Часто опасения родителей по поводу тех или иных особенностей ребенка являются напрасными и не требуют серьезной специализированной помощи. Это обычно связано с тем, что родители не обладают необходимой информацией, или они педагогически неграмотны, иногда просто заблуждаются относительно проблем своего ребенка. В подобном случае беседа может быть ограничена подробными развернутыми рекомендациями.

В перспективе мы планируем введение логотерапевтического и опорно-двигательного комплексов биологической областной связи.

В заключение, еще раз подчеркнем, не всякий вид помощи, необходимой ребенку, может быть оказан в конкретном медицинском или образовательном учреждении, поэтому «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», являясь государственным, т.е. бесплатным для посещения учреждением, может оказаться более притягательным для большинства семей, в которых воспитывается ребенок с теми или иными проблемами.

herbal sejagat (Jan. 03, 2018)
Saya konsumsi Jus Kulit Manggis Obat Tradisional Penyakit Kanker Paru Paru sebanyak tiga puluh ml setiap pagi hari, siang, dan malam sebelum makan. herbal sejagat sangat efektif & aman jika diminum. obat kanker paru paru stadium 4 Jus Kulit Manggis merupakan Obat Herbal Alami untuk penyakit kanker hati tahap 1 2 3 4 yang terbuat dari bahan dari alam dengan komposisi sari kulit buah manggis, bunga roselle, buah anggur, buah apel dan menggunakan madu untuk sebagai pengawet alaminya. obat herbal kanker hati ampuh senyawa xanthone dapat memperlebar pembuluh darah & memperlancar peredaran darah sehingga herbal sejagat sangat tepat sebagai obat herbal lemah jantung. obat herbal mengatasi jantung lemah ampuh

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum