Volume: 4, Issue: 2

15/08/2012

Впечатления американского педагога специального образования
Чиоффи, Кэтрин [about]

Эта статья несколько выходит за рамки обычных публикаций журнала и представляет собой скорее повествование на тему о прошедшем недавно в Курске российско-американском семинаре по проблемам специального образования. Начну с того, что первый раз я побывала в России 18 лет назад, и с тех пор отношение к этой стране стало для меня жизненно важным и эмоционально позитивным, что заставляло ни раз задумываться на тему, а в чем же дело? Нынешняя поездка помогла еще раз убедиться в прочности этих связей и позволила лучше понять себя и окружающий мир. Более того, она помогла определиться с направлением моих мыслей и жизни в целом.
Не случайно, когда президент АМЕРУС Джек Магерген обратился ко мне с предложением принять участие в мартовском семинаре в Курске, я была по-настоящему счастлива – я всегда верила, что когда-нибудь обязательно снова вернусь в Россию.

Профессор Татьяна Цырлина-Спэйди, главный редактор этого журнала, собирала группу американских педагогов для проведения семинара по специальному образованию в Региональном открытом социальном институте в г. Курске. В качестве участников с российской стороны были представлены педагоги из города Курска и Курской области, близлежащих регионов, а также Москвы и Сургута. Имея за плечами долголетний опыт работы педагогом специального образования, я планировала выступить с презентацией о практических аспектах программ по специальному образованию в моей школе.   

В силу прошлого опыта посещения России я могла только предполагать, что мне предстоит узнать и увидеть много нового и интересного. Конечно, по сравнению с 1994 годом ситуация в России изменилась кардинально, но у меня не было сомнений в том, что и в этот раз удастся почерпнуть массу интересного из опыта россиян и поделиться своими идеями и наработками. В данной статье я попытаюсь изложить отдельные идеи, мысли и впечатления, оставшиеся после посещения Курска.

Состояние специального образования в России

Готовясь к поездке, я постаралась найти какую-нибудь литературу на эту тему и обнаружила лишь истории, сродни фильмам ужасов, о том, как дети со специальными потребностями остаются дома под опекой родителей и практически оказываются за бортом системы образования, или как их помещают в закрытые школы-интернаты, поскольку государственная система не приспособлена для их нужд. Мы, американцы, знаем о таких случаях на собственном опыте жизни в двадцатом веке. Лишь сравнительно недавно наша отечественная система образования поставила задачу обеспечить всех учащихся, независимо от ограничений здоровья, равными и полноценными условиями развития. Однако и сегодня в США мы наблюдаем, как медленно государственная система поворачивается лицом к подобным детям, хотя прошло уже 50 лет. Так что приходится думать, что и в России это процесс будет идти медленно и сложно. Однако, есть учреждения, которые выступают в качестве флагманов любого движения, с двумя подобными учреждениями мне посчастливилось познакомиться в процессе этой поездки, и каждое из них может считаться моделью для организации услуг детям со средними и тяжелыми нарушениями здоровья.

Центр в г. Курчатове

Полное название учреждения – Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  (РЦ ДПОВ) в г. Курчатове Курской области. Центр основан Натальей Сергеевной Кицул, в прошлом инженером, специалистом по атомным станциям, мамой взрослого сына с ограничениями здоровья, которому уже далеко за двадцать. Многие специалисты курчатовского центра принимали участие в семинаре и пригласили нас посетить свое учреждение. Город, где находится Центр, достаточно новый и вырос благодаря строительству здесь атомной станции, сам же центр расположен во дворах больших многоэтажных домов.

По традиционному российскому обычаю нас встречала хлебом с солью одна из сотрудниц, одетая в национальный русский сарафан. А затем нам показали концерт, в котором приняли участие и педагоги, и учащиеся. Музыкальное и изобразительное искусство составляют неотъемлемую часть российского образования. Трудно было без слез наблюдать столь яркое представление, которому душу и сердце отдавали дети с тяжелыми нарушениями здоровья, многие в инвалидных креслах. 

Я вынесла для себя очень серьезный урок на будущее. Нет сомнения, что для гармоничного развития любого ребенка необходимо, чтобы он участвовал в танцевальных, музыкальных, художественных и иных представлениях, даже просто для того, чтобы научиться с достоинством представлять себя публике. Однако для учащихся со специальными потребностями значение подобных видов деятельности значительно серьезнее, для них это возможность сформировать человеческое достоинство, раскрыть свои творческие способности и научиться еще множеству других, абсолютно необходимых для будущего умений.

Американские педагоги со слезами на глазах наблюдали за педагогами и учащимися, и эти сцены навсегда останутся в наших сердцах. Я могу только пожелать, чтобы наши ученики также могли участвовать в подобных видах деятельности.

По мере экскурсии по Центру мы получали интересную информацию об образовательной составляющей его деятельности и об организации внеучебных видов работы, включая выращивание растений в теплицах, лепку,  изготовление керамических изделий и изделий из бисера, создание кукол и многое другое. Мы также узнали, что Центр осуществляет медицинскую, психологическую и юридическую поддержку семей с детьми со специальными потребностями.

У меня сложилось впечатление, кстати, подобное тому, что было и в 1994 году,  что российские педагоги уделяют много внимания развитию личности ребенка в целом. Заботой о детях, желанием реализовать их социальные, эмоциональные, психологические и физические потребности, равно как и развить интеллектуально, проникнута вся деятельность учреждения. Даже не понимая языка,  можно было по тону, манере и форме поведения догадаться, что интересы учеников всегда стоят на первом месте.

Кроме потрясающего банкета, данного в нашу честь в Центре, нас еще больше удивили показом квартир, специально организованных для обучения подростков и взрослых воспитанников навыкам самостоятельной жизни (2). Некоторые из старших учащихся, их родители и педагоги с готовностью проводили для нас этот тур по квартирам, угощали чаем и с гордостью делились своей жизнью. И снова возникло то же ощущение, что здесь по-настоящему уделяется внимание развитию и формированию личности каждого воспитанника с ограничениями здоровья.

Курский областной центр

Вторым учреждением, которое мы посетили, был Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения, главной целью которого является помощь в интеграции детей с ограниченными возможностями в обычные школы. Как рассказала нам директор Центра Татьяна Григорьевна Зубарева, работа всех педагогов и специалистов Центра направлена на поддержку каждого ребенка и оказанию помощи ему утвердиться в обществе и получить максимально возможное образование. Благодаря государственной поддержке Центр обеспечивает бесплатные консультации, диагностику и частично обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь принимают всех детей, нуждающихся в такого рода помощи без исключения, здесь оказывают поддержку и их родителям или опекунам.

Уникальная группа специалистов в составе врачей разных профилей, учителей, психологов и логопедов совместно с семьями пытается найти ответы на трудные вопросы, возникающие в ходе развития детей со специальными потребностями, и помочь в ситуации, когда школьные специалисты-медики оказываются бессильны. Бросается в глаза, что работа ведется в команде, разрабатываются индивидуальные планы для детей, оказывается медицинская помощь и разного рода консультативные услуги, и все это для достижения главной цели – реализации плана, намеченного в условиях обычной образовательной школы.

В ходе визита нам разрешили посетить любые занятия  и побывать в разных кабинетах, наблюдая за работой специалистов и поведением детей. Мне довелось присутствовать на приеме, проводимом детским неврологом, а пациентом был мальчик с синдромом дефицита внимания/гиперактивностью. Я наблюдала за работой логопеда с маленьким мальчиком, где логопед столь точно и бережно проводила ребенка через разные обучающие ситуации, причем как общего языкового развития, так и формируя специальные умения, что ребенок только что не прыгал от радости, видя свои успехи. Присутствовавшая там же мама мальчика могла наблюдать за занятием и учиться тому, как заниматься с ним дома. Она тоже явно испытывала чувство гордости от достижений своего сына и его успехов в формировании языковых навыков.

Я побывала и на других занятиях и приемах, видела, как педиатр определяла общее развитие семимесячного малыша, как оценивалось зрение и возможности общей и мелкой моторики ребенка.

Анализируя увиденное, я пришла к выводу, что Центр определенно ориентирован на помощь семье и детям. В ходе всех занятий присутствовали родители, а в некоторых случаях, бабушки и дедушки. Центр идет навстречу пожеланиям взрослых и старается в ходе одного посещения провести несколько консультационных встреч, не заставляя тем самым работающих родителей отпрашиваться и приезжать снова. Боюсь, что в США до сих пор мы не смогли решить эту проблему должным образом. Здесь же родители поистине участвуют в каждом этапе работы с детьми, начиная с определения диагноза и заканчивая изучением необходимых их ребенку упражнений и занятий.
Директор Центра Татьяна Григорьевна по-настоящему предана своему учреждению и реализации поставленной цели, и с готовностью выслушивала наши мнения по поводу работы Центра, а ее сотрудники вместе с ней принимали самое активное участие в работе нашего семинара. А уж обед и красочные подарки, врученные американским гостям, просто невозможно описать словами.

Русская душа

В заключение хочу поделиться еще одним очень важным, на мой взгляд, соображением – возможностью установить прочные связи с российскими коллегами. В этом смысле любая поездка в составе групп, так или иначе связанных с АМЕРУС, совершенно уникальна. Мне показалось, что россияне умеют глубоко заглянуть в глаза и в душу иностранцев и легко определяют, насколько их собственные надежды, мечтания и устремления совпадают с вашими. У нас была возможность показать, что такое подлинные американцы, насколько они отличаются от привычных стереотипных образов в кино, телевидении и на обложках глянцевых журналов. Мы были вполне убедительны в демонстрации своей готовности учиться у россиян, знакомиться с их культурой.

Нам также посчастливилось глубже узнать наших переводчиков, в основном, студентов Курского госуниверситета, поскольку они сопровождали группу практически всюду. Мы обсуждали с ними самые разные вопросы – религию, политику, знакомства и семейную жизнь. Все это навсегда останется в памяти и поможет нам лучше понять окружающий мир.

Как и прежде, в прошлый мой приезд, я жила в семье, что предпочтительнее и интереснее жизни в гостинице. Именно это позволило узнать много нового о традициях, питании и о замечательных сердцах и душах этих людей. Супруги Елена и Юрий Ткаченко знакомы с Джеком Магергеном много лет, и воспринимают его практически как члена семьи. Меня же, совершенно незнакомого им человека, приняли как родную, и через пять дней пребывания в Курске, я плакала, прощаясь с ними.

Небольшой камешек в воду…

Я искренне верю, что даже крошечный камешек, брошенный в пруд, создает такое количество кругов, что неизбежно полностью меняет водоем. В равной степени я убеждена, что обмен идеями и опытом, состоявшийся между американскими и российскими коллегами в марте 2012 года, приведет в чем-то к изменению ситуации в мире в целом. Мы узнали много новых замечательных методик, которые могут помочь детям, мы испытали воздействие высокой культуры, обсудили идеи демократии и равенства в образовании и несомненно, обрели множество новых друзей. Это, конечно, небольшой, но важный шаг, который поможет сближению граждан двух разных и по-своему уникальных государств. Я же бесконечно благодарна судьбе за эту уникальную возможность побывать снова в России.

herbal sejagat (Jan. 03, 2018)
Jus herbal sejagat telah terbukti mampu memberantas penyakit kanker limfoma hodgkin. obat herbal kanker limfoma hodgkin Jawaban tepat untuk mengobati penyakit miom, hanya dengan Obat Herbal herbal sejagat Penyakit Miom, yang secara alami bisa menyembuhkan penyakit miom tanpa efek samping obat herbal miom tanpa operasi ampuh herbal sejagat Obat Tradisional Alami Penyakit Stroke salah satu solusi terkini serta pertama di Asia Tenggara maupun Dunia. herbal sejagat Obat Tradisional Alami Penyakit Stroke mampu menolong sebagai pencegahan atau proses penyembuhan stroke. obat herbal stroke ringan berat ampuh

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum