Volume: 5, Issue: 1/2

1/05/2013

Педагогика культуры и свободы С. И. Гессена
Богуславский М.В. [about]

В отечественной педагогической традиции есть личность, самой судьбой призванная связать Россию и мир, Восток и Запад,  педагогику с философией, психологией, культурологией, этикой, социологией и политологией. Объединить в себе прошлое, настоящее и будущее российского образования. Это Сергей  Иосифович Гессен (1887 – 1950).

В развитии образования случается, правда очень редко, когда книга, написанная десятилетия, а то и века назад оказывается при ее «открытии», намного более актуальной и значимой чем современные разработки.

Все это в полной мере относится к фундаментальному труду российского философа, этика, политолога, педагога и психолога Сергея Иосифовича Гессена «Основы педагогики». Ее повторная публикация в 1995 г. вызвала в педагогических кругах настоящий культурный шок. В ситуации, когда прежние «основы педагогики» базирующиеся на марксистско-ленинской идеологии оказались дискредитированы, а новых «основ» не появилось, да и в прежнем смысле вообще появиться не могло, книга Гессена стала подлинной основой для педагогических исследований, а имя автора чрезвычайно популярным.

А ведь речь шла о переиздании книги вышедшей в свет еще в 1923 г. в Берлине, но, как и другие работы  Сергея Иосифовича на долгие десятилетия заточенные в СССР в спецхране.

Неудивительно, что и имя Гессена мало говорило, даже научно-педагогическим работникам, об учительстве и речи не шло. В то время как на Западе было издано многотомное собрание сочинений, опубликованы десятки статей о его вкладе в философию, социологию, политологию, этику, педагогику. Действует общество исследователей творчества С.И. Гессена.

Воистину нет пророка в своем Отечестве. 

Вместе с тем, такая судьба педагогического наследия Гессена в России объясняется его жизненным путем. А он был, прямо скажем, непрост, драматичен, а иногда и по-настоящему трагичен.

Сергей Иосифович родился 16 августа 1887 г. при необычных, но нередких в тогдашней России обстоятельствах. Его отец был сосланный в Усть-Сысольск Вологодской губернии студент-юрист Иосиф Владимирович Гессен, а мать – дочь хозяина квартиры, где  проживал ссыльный студент Анна Макарова. Под давлением семьи молодая мать отказалась от ребенка. Мальчик переходит из одной семьи ссыльных в другую пока, наконец, отец не забрал его в свою большую семью, где Сергея приняли как родного.

Это в значительной степени определило его дальнейший путь. Учеба в Первой Петербургской гимназии, общение с друзьями – единомышленниками отца по кадетской партии – П.Н. Милюковым, В.Д. Набоковым обусловили демократическо-либеральное  мировоззрение юноши. Очертили первоначальный круг его интересов – философия, история, литература.

Обозначившиеся способности получили свое развитие и обогащение  во время учебы в Германии на философском отделении Гейденбергского, а затем Фрейбургского университетов.

После защиты диссертации и получении степени доктора философии С.И. Гессен начинает в 1914 г. свою педагогическую деятельность в Петербургском университете. Среди читаемых им курсов значится и «История педагогических систем в связи с общей историей философии», положившей начало построению системы философской педагогики.

Дальнейшее становление и развитие педагогической системы С. И. Гессена происходило уже в драматической обстановке Гражданской войны.

Сначала коловращения жизни не мешали творчеству Сергея Иосифовича – он руководит историко-философским факультетом Томского университета, который называли «Сибирскими Афинами» за его благодатную научную и  культурную атмосферу. Создает не потерявшую свою актуальность систему университетского педагогического образования, дополняющую классический университет. Публикует первые главы будущих «Основ педагогики». Особенно в этом плане значим очерк «Педагогика как прикладная философия» опубликованный в колчаковском «Журнале Министерства народного просвещения». Здесь в сжатом виде изложена педагогическая концепция С.И. Гессена. Не случайно этот очерк почти без изменений был опубликован в качестве введения к книге «Основы педагогики». Затем после кратковременного пребывания в Петрограде, где Гессен являлся профессором кафедры педагогики, он не вписывается в реалии военного коммунизма. В декабре 1921 г. по льду залива вместе с семьей перебирается в Финляндию.

Так для Гессена началась эмиграция, из которой он вернулся на Родину только своими трудами.

Можно выделить три периода зарубежной жизни Сергея Иосифовича. И связаны они с городами и странами, где ему пришлось волею судьбы жить: Берлинский (1922-23), Пражский (1923-1935) и последний пятнадцатилетний – Польский (1936-1950).

И каждый из этих периодов знаменовался не просто спецификой, но крупной вехой в становлении и развитии педагогической системы  С. И. Гессена.

Вырвавшись из «большевистского рая» и, оказавшись в переживавшей тоже очень  тяжелые времена Германии, Сергей Иосифович, не взирая на скромное материальное положение и бытовые условия, самозабвенно погружается в научную деятельность. Два года, проведенные в берлинских библиотеках и насыщенные напряженной интеллектуальной деятельностью принесли свои плоды. В 1923 г. в издательстве «Слово» вышли в свет фундаментальные «Основы педагогики», которые сразу сделали имя скромного эмигранта широко известным не только в Русском зарубежье. Позднее книга была издана в авторском переводе  на польском, чешском, болгарском, итальянском и других языках. Получила очень хорошую прессу. Например, известный философ Ф.Степун отметил, что Гессен «составил себе в Европе в особенности в славянских странах, крупное имя своими философско-педагогическими трудами». Появилась и обстоятельная рецензия в Советской России. В полу-оппозиционном журнале «Педагогическая Мысль» была дана высокая оценка книги. В качестве единственного замечания высказывалось сожаление, что «Основы педагогики» изданы не на Родине.

Кроме чисто научных результатов «Основы педагогики» привели и к переменам в судьбе Гессена. В 1923 г. его пригласили в Прагу в качестве профессора педагогики   создававшегося Русского высшего института им. Я.А. Коменского. Именно Прага вслед за Берлином становится центром Русского зарубежья. Здесь благодаря проводимой президентом Чехословакии Масариком «Русской акции», включавшей финансовую поддержку российской профессуры, на некоторое время были созданы благоприятные условия для научной и преподавательской деятельности.

Прага становится столицей Русского педагогического зарубежья. Здесь действует «Педагогическое бюро по делам средней и низшей школы за границей», издается содержательный журнал «Русская школа за рубежом», проходят педагогические съезды и совещания, организовываются десятки русских школ: от высших до начальных.

Во всей этой деятельности самым активным и плодотворным образом участвовал С.И. Гессен, ставший признанным лидером Русского педагогического зарубежья и очень заметным человеком в эмигрантских кругах вообще.

Наряду с педагогическими проблемами в 1920-е годы Гессен занимался философскими, политологическими исследованиями, литературоведением  и структурной лингвистикой. О масштабе и значимости научной деятельности  Сергея Иосифовича в это время красноречиво свидетельствует проблематика его выступлений. На международной конференции в Праге он делает доклад «Мир через школу», на VIII Международном философском конгрессе – «Принцип всеобщности в педагогике». Гессен участвовал в конгрессах  по вопросам образования взрослых в Англии. Он становится профессором Варшавского университета, Русского научного института, Немецкого университета в Праге и ряда других вузов.

После прекращения в 1926 г. деятельности Русского педагогического института в Праге С.И. Гессен целиком погружается в редакторскую, литературную и лекционную деятельность. Он почти заново создает чешский вариант «Основ педагогики», совершает трехмесячное лекционное турне по Англии, где выступает в различных центрах внешкольного образования. Прочитанные им доклады, например, «Государство и школа во Франции и Англии» на Всенемецком педагогическом съезде в Висбадене в 1929 году,  о ступенях преподавания родного языка в школе, сделанный в 1931 году в пражском лингвистическом кружке,  «Ценности свободы» в Пражском философском кружке (1934), «О начале целостности в педагогике», «О существе и ступенях нравственного воспитания» на международном конгрессе по моральному воспитанию в Кракове, не только становятся основами для его дальнейших книг, но и усиливают европейское признание С. И. Гессена как выдающегося ученого, педагога, философа, оратора (1) Такой значительный международный авторитет был обусловлен глубиной трудов Гессена, их подчеркнуто междисциплинарным характером, всесторонним знанием состояния и перспектив развития образования в различных странах мира. Но не только – С.И.Гессену как мало кому удавалось сочетать глубокий академизм с яркой публицистичностью. При этом педагог никогда не открывал свое политическое кредо. Он был убежденным сторонником либеральных ценностей и правового социализма. Для Гессена был, равно не приемлем, и тоталитаризм в его фашистской форме, и «государственный социализм» большевиков.     

С 1936 года начинается завершающий, пятнадцатилетний период жизни С.И. Гессена в Польше. Переезд был обусловлен  рядом обстоятельств: сокращением финансирования русской профессуры чешским правительством; распадом семьи. Но была и более общая причина затронувшая все эмигрантское сообщество. Окончательное крушение надежд на возрождение Родины настоятельно требовало интеграции в Западную цивилизацию. Резко сокращается количество русских учебных заведений, журналов, книг. Сергей Иосифович оказался к этому готов. Уже с 1929 г. он все больше и больше публиковался на иностранных языках (за 1930 г., например, нет ни одной публикации на русском). После же переезда в Польшу Гессен вообще больше не публикуется на русском языке. Все его основные работы выходят на польском, итальянском, немецком.

В Польше С.И. Гессен обретает свое второе Отечество. Он получил кафедру философии воспитания в Свободном университете в Варшаве, кроме того, преподавал в Варшавском университете  и Институте специальной педагогики. Складывается его новая семья, в которую вошел и его младший сын Дмитрий, ставший позднее известным польским русистом, одним из авторов польско-русского словаря.

Жизнь С.И. Гессена в Польше разбивается на три этапа: довоенный, военный и послевоенный. По-настоящему счастливым и плодотворным оказался первый из них. Публикуются две новые книги «Школа и демократия на переломе», «О противоречиях и единстве воспитания», готовится к публикации фундаментальная книга «Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики». Как можно судить уже по названиям, в центре внимания Гессена находится комплекс проблем связанных с общими тенденциями и механизмами демократизации образования, возможности противодействия тоталитарным тенденциям. Упор делается на философские основы педагогики, прежде всего приоритет нравственного воспитания.

Из других работ С.И. Гессена 30-х годов следует выделить цикл фундаментальных книг по сравнительной педагогике: «Политика образования в Советской России», «Современная педагогика за рубежом», «Судьба метода Монтессори», «Педагогика Дж. Джентиле».  

Из очень интересного и значимого цикла историко-педагогических очерков о Л. Толстом, И. Песталоцци, Дж. Дьюи и других, выделим оценку Гессеном русской педагогики ХХ века с аксиологических позиций  «педагогики культуры». Оригинальным явился за­мысел той трактовки, которая была положена в основу ос­мысления ее генезиса - трансформация коммунистического идеала в образовании.

В целостном виде оценку развития отечественной педагоги­ки Гессен дал в работе «Русская педагогика в XX веке». В ней он выделил и предметно охарактеризовал основные педагоги­ческие течения, действовавшие на протяжении первой трети XX столетия. Заслугой Гессена является то, что он существен­но расширил привычный круг имен, а известным концепциям дал свежую оригинальную трактовку.             

Значительное место при характеристике направления «педа­гогика культуры» Гессен уделил своеобразному «автопортре­ту», выделив основные черты своей педагогической системы. В частности он отметил, что «педагогику Гессена мы могли бы назвать интегральной педагогикой, ее отличие от педаго­гики тоталитарной состоит в том, что он целостность понима­ет как внутреннюю форму или структуру образования, а не как готовый взгляд на мир, который обладает правом поста­вить клеймо обязательного единообразия на все содержания образования».

Итак, как правомерно отмечает наиболее компетентная  исследовательница философско- педагогического наследия Гессена  Е.Е.Седова, научная деятельность С. И. Гессена в предвоенный польский период сосредотачивается на нескольких основных направлениях: философия воспитания и роль системы образования в современном демократическом обществе.

Первое направление представлено в работах «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (1939), «О понятии и цели нравственного образования» (1936), «О памяти морального воспитания». Наиболее полно взгляды ученого по данной проблематике должны были быть представлены в книге «Философия воспитания», подробный конспект которой был готов в 1937 году. Но, уже почти готовая рукопись, погибла вместе со всем архивом во время Варшавского восстания.

Вторым направлением в педагогических работах С.И. Гессена, представленным в статьях «Школа и хозяйство» (1938) и «Школа и демократия на переломе» (1938),  было определение миссии школы в современном обществе. Как можно судить уже по названиям, в центре внимания Гессена находился комплекс проблем связанных с общими тенденциями и механизмами демократизации образования, возможностями противодействия тоталитарным тенденциям. Упор делался на философские основы педагогики, прежде всего, на приоритет нравственного воспитания.

Третьим направлением научно – педагогической деятельности С.И.Гессена явилась теорию обучения. В фундаментальной монографии «Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики» (1939, издана 1947), которая стала выдающимся вкладом в дидактику излагаются сформированные ученым принципы единой школы, ее цели и задачи, базовые основы организации учебного процесса (1).

   Но главное, что в монографии всесторонне обоснована  сердцевина философско-педагогической концепции С.И. Гессена, его «критическая дидактика», в основе которой находится трактовка образования как «педагогики культуры», приобщающей личность к культурным ценностям нации и человечества через творческое разрешение сверхличностных задач. Цель «критической дидактики»   – образование свободной критически мыслящей личности.   

В сфере содержания общего образования для С.И. Гессена базовым выступало органичное (целостное) содержание образования, выстроенное на идее самостоятельного и творческого труда. По утверждению ученого, ценности становятся достоянием личности, только в результате самостоятельного творческого поиска и активной работы. В данной связи главный акцент критической дидактики С.И. Гессена смещается с поиска способов передачи знаний на изучение и создание условий для активного самостоятельного и творческого познания личностью окружающей действительности (2).

  В целом можно констатировать, что предложенная С.И. Гессеном концепция «критической дидактики» явилась наиболее философско, психологически, педагогически, дидактически и методически обоснованной теорией общего образования в отечественной педагогике ХХ века. В данной связи характерно, чтов советской педагогике 60-х - 70-х годов ХХ столетия широко использовались труды ученика С.И. Гессена - известного польского педагога В. Окуня, творчески воспринявшего его концепцию «критической дидактики», в которой содержалась глубокая и оригинальная теория проблемного обучения. Можно утверждать, что советская дидактика в рассматриваемом аспекте (И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин и др.) базировалась на подходах этого польского ученого. Так в опосредованном и «анонимном» виде концепция С.И. Гессена оказала продуктивное воздействие на процесс формирования советской дидактики, более того, в некоторых аспектах, определила его развитие.

Начавшаяся с нападения на Польшу Вторая мировая война, резко изменила жизнь С.И. Гессена. Он преподавал в подпольных учебных заведениях организованных Сопротивлением, участвовал в Варшавском восстании. Лишь случай спас его сначала от отправки в концлагерь, а затем и расстрела. К его близким судьба оказалась менее благосклонна: в концлагерях погибли его первая жена и старший сын, друзья в различных странах. Сгорели рукописи книг, которые С.И. Гессен писал на протяжении всей войны. Вот почему список основных работ Гессена по педагогике обрывается 1939 годом.

Однако Сергей Иосифович нашел в себе силы в послевоенное время вернуться к активной научной и преподавательской деятельности. Он заведует кафедрой педагогики Лодзинского университета, где собирает вокруг себя молодых талантливых ученых, ставших затем цветом польской педагогической науки – В.Оконь, Т. Новацкий, А. Каминский, В. Щерба. Пишет свои последние педагогические  работы «В защиту педагогики» и «Образование и экономика». Но наиболее значимым являлось участие С.И. Гессена в разработке «Всеобщей декларации прав человека». С этим связана его заключительная прижизненная публикация «О правах человека в либерализме, социализме и коммунизме».

Последние годы жизни Гессена оказались омрачены новой встречей с коммунистическим режимом, который утверждался в Польше. Его как «реакционного эмигранта» отстранили от руководства кафедрой, а затем и преподавания в университете.

Новых гонений натруженное сердце С.И. Гессена (в 1947 г. он перенес инфаркт) не выдержало. Он скончался 2 мая 1950 года в Лодзи, здесь же похоронен «по православному образу», а затем перезахоронен в Варшаве. Провожая мыслителя в последний путь, известный философ Т. Котарбиньский сказал: «Нас оставил человек редкостного благородства, и мудрец, мудрец без сомнения».

После смерти С. И. Гессена долгое время его работы переиздавались только в Италии. Вышло несколько томов сочинений в серии «Проблемы педагогики». В 1970-е годы в г. Вадо-Личуре при учительской семинарии была создана педагогическая библиотека имени Гессена с постоянным центром информации о его творчестве. С конца 1950-х годов становится возможным публикация работ С.И. Гессена в Польше. Были переизданы его основные труды. Наиболее фундаментальным изданием стал сборник «Философия. Культура. Воспитание».

Более долгим оказался путь педагогического наследия Сергея Иосифовича на Родину. Это произошло только в начале 90-х годов. Но зато уже навсегда.

В целом, безусловно, Сергей Иосифович Гессен предстает как Исполин на фоне развития отечественной педагогики ХХ века. В мировой педагогике первой половины двадцатого столетия его можно соотнести только с Джоном Дьюи. Им в равной степени были присущи и методологическая глубина,  и мощный междисциплинарный контекст, и истовая вера в то, что образование и воспитание способны усовершенствовать и гуманизировать политические системы, государственные устройства, и, конечно, человеческую природу. Вывести мир из тупиков тоталитаризма и авторитаризма к подлинным демократическим и либеральным ценностям.    

Список использованной литературы

1. Седова Е.Е. Философско-педагогическая концепция С.И. Гессена. http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=214&binn_rubrik_pl_articles=109

2. Дерюга В.Е. Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С.И. Гессена (1887-1950). Дисс …. канд.пед наук. - Казань, 1999.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum