Volume: 5, Issue: 3

15/08/2013

Манифест и концепция нашей новой школы
Лизинский, В.М. [about]

Что такое «Наша новая школа»?

По ключевым словам и смыслам и в идеальном представлении – это школа трепетного отношения к нравственному, духовному, психическому и физическому здоровью всех ее обитателей; это школа, где воспитание нацелено на создание наилучших условий для развития, творчества и продуктивной деятельности учащихся. Это школа, где превалирует такая концепция обучения, которая базируется на понимании процессов, сущностей и явлений, которая также не связана с вечным выжиманием соков памяти, это школа, пронизанная духом свободы и практикой демократизма, это школа толерантности.

Новая школа не берет на себя окаянство подменять собою родителей в деле воспитания их детей, она совместно с родителями формирует образ и эстетику жизни детей, формы, содержание и привлекательные формы занятости, ресурсы и взаимодействие. В этой школе родители являются по сути членами педагогического коллектива и у них в течение всей школьной жизни их детей формируется потребность, желание и способность идти вместе со школой, гордиться своей школой, учиться в этой школе самим, приводить сюда своих детей и внуков.

Это школа, еще со школьной скамьи готовящая из своих питомцев свою смену. Условием качественного и постоянного развития этой школы является двуединство: в этой школе хороший учитель и в ней хорошо учителю.

Это школа, где наличествует и развивается педагогическая среда, положительный психологический климат и пространство счастливого детства. В этой школе побеждает дух оптимистического, радостного, позитивного восприятия и отношения к миру, природе, людям и к себе.

В самой школе или при ней, или в малом социуме создаются ШЕСТЬ обязательных пространств:

  1.  Познавательное ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ОСМЫСЛЕНИЯ (учебное, научное, исследовательское пространство), ему соответствует создание Центра дополнительного учебно-исследовательско-научного образования, коммерческих или бесплатных вечерних школ и курсов предметно-научной подготовки, центр проектной деятельности, научно-технических лабораторий, разновозрастной академии (с включением родителей) или научного общества учащихся, группы селекции и тренерской группы подготовки учащихся к конкурсам и соревнованиям.
  2.  Культурно-творческое или КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ (рекреация, творческие студии, клубы, центр дополнительного образования, творческие и проектные мастерские), речь может идти о создании Центра творческих инициатив, охватывающего различные виды и формы гуманитарной деятельности детей и взрослых.
  3.   Спортивное или ПРОСТРАНСТВО ЗДОРОВЬЯ (спортивное ядро при школе, спортивный зал, спортивный клуб, стадион, каток, мото- и автодром, спортивные дорожки, игровые площадки, бассейн), все это вмещает в себя совместную с родителями работу по созданию условий для совместных занятий спортом и туризмом, краеведением, организацией экскурсий в форме спортивной школы или комплексного спортивного центра.
  4.  Природное или ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ (сад, огород, в школе и при ней оранжерея и зимний сад, тенистые аллеи, скамеечки, грот, скульптуры, пруд и японский сад, живой уголок, именные деревья и аллея славы, фонтан, вода из краника, зеленый мир во всех помещениях школы, экологический отряд и биологическая станция, охрана леса).
  5.  Производственное или ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (в районе и в школе должны быть созданы места и условия для получения теми детьми, которые совместно с родителями понимают и нуждаются в получении еще в школе рыночно важных профессий (офис-менеджер, сетевой администратор, программист, дизайнер, флорист, медсестра, бухгалтер, уверенный пользователь ПК, редактор, кулинар, сценарист и режиссер массовых действий, водитель, механик по ремонту техники, специалист по качественному ремонту жилых помещений и т.д.). В школе должен быть создан Центр профессиональной деятельности, выяснены пристрастия и предпочтения детей, их данные и затем заключены договоры с ДОСААФ, профессиональными организациями и при поддержке родителей и всех служб и общественных организаций района созданы условия для получения учащимися еще в процессе обучения современных профессий среднего звена.
  6.  Пространство социальной активности или СОБСТВЕННО СОЦИАЛИЗАЦИИ. Или пространство самодеятельности и самоуправления, открывающее широкие возможности для демократически ориентированного участия всех членов школьного детского и взрослого коллектива, как участвовать в делах управления школой, так и выдвигать и осуществлять новые полезные инициативы и дела, нужные участникам, каждому или всем.

Все эти пространства в диалектическом развитии являются системным полем воспитания, позволяющим каждому ребенку найти свое замечательное дело и возможности для самореализации в школьной жизни.

Школа в своей деятельности отталкивается от имеющихся и возможных ресурсов, а не витает в эмпиреях.

В новой школе инвариант образования заказывает государство, а вариативную его часть – родители, сам учащийся. Это, конечно же, школа интегрированных возможностей социума по насыщению детских потребностей и интересов в течение полного дня. Это школа, учитывающая гендерные особенности детей, а оттого создающая особенные возможности для их реальной социализации. Это школа, которая обязательно наряду с событийной педагогикой больших свершений неустанно работает над удовлетворением познавательных запросов учащихся через формирование индивидуальных программ и траекторий деятельности и развития учащихся.

Новая школа по факту и в памяти должна быть и оставаться светлой сущностью и образом, достойным любви и уважения. Новая школа ставит своей задачей обеспечение конкурентоспособности ее педагогов и ее питомцев и их нравственное совершенствование. Это школа любви, правды, достоинства и чести.

Это школа, которая для внутреннего пользования создает только работающие, нужные, полезные локальные акты и игнорирует ненужные заседания, любую отчетность, которая не используется для анализа.

Эта школа, находясь в настоящем, учит любить и заботиться о прошлом и работать ради будущего. В этой школе самосовершенствование учителя также естественно, как и его способность и желание всегда быть полезным своим коллегам. Это школа, где каждый учитель имеет замечательное отличительное свойство и является носителем какого-нибудь личного, но так привлекательного для детей предметного или не очень, таланта (путь он сочиняет стихи, или поет, или пишет статьи, или умеет решать звездочные задачи, или замечательный рассказчик, или собиратель, или экскурсовод, или спортсмен, или шахматист, или «походник», или художник и музыкант, или страстный любитель чтения и собирания книг, или талантливый краевед, или сказочник, или юморист, но главное, школе совершенно противопоказан безразличный, ни в чем не проявляющий себя учитель-урокодатель).

Это школа, в которую с удовольствием идут все 1 сентября и с не меньшим удовольствием ждут летних каникул.

Это школа, где у каждого ребенка есть любимый учитель, любимый предмет, любимое дело. Новая школа учит детей ставить вопросы, работать с проблемами и преодолевать трудности.

Это школа, директором которой гордятся все ее обитатели, потому что он знает больше других, видит дальше других, умеет и способен понимать, уважать всех и прощать.

Это школа, в которой каждый ребенок может быть победителем на избранной стезе и знает, что ему всегда помогут в этом. Это школа, где новое надежно уживается с традициями, где заслуженные учителя и талантливая молодежь одинаково приемлемы и дороги, и где любой успех будет замечен и вознагражден. Это школа, которая ни в коем случае не готовит детей только и именно к ЕГЭ, считая его побочным продуктом образования, поскольку настоящая, наполненная, насыщенная поисками, открытиями и самосовершенствованием жизнь и привлекательна, и полезна.

Как замечательно сказал Евгений А. Ямбург: «Натаскать к ЕГЭ хороший учитель может вне сетки часов за полгода, а все остальное время детства должно быть отдано собственно детству. Честь, правда, служение делу – вот что хорошо и важно делать в школе».

Содержание образования в такой школе, и в этом главная проблема и главный фокус, должно быть направлено на социализацию детей, то есть придание им таких свойств, качеств и умений, которые позволят им жить, творить и успешно общаться в большом мире, придерживаясь активной, созидательной, благородной и сознательной позиции.

Новая школа это, прежде всего школа, ее директор и ее коллектив, освобожденные от мелочной опеки и жесткой привязки ко всем структурам, паразитирующим и издевающимся над ней.

Критерии успешности «нашей новой школы»:

  1. Наличие, сформированность и качество шести школьных пространств.
  2. Правовая, информационная, социально-экономическая и психолого-медицинская защищенность педагогов.
  3. Защита прав и обеспечение безопасности детей.
  4. Удовлетворенность всех учащихся и родителей качеством образовательных услуг.
  5. Создание системы «деятельностей» во второй половине дня в форме Центров, школ, студий, клубов, мастерских, адекватно отвечающих потребностям, запросам и педагогически оправданным интересам учащихся.
  6. Наличие и рост учебных, деятельностных и творческих успехов учителей и учащихся.
  7. Участие родителей и членов семей в управлении делами школы через демократически избранные институты, обеспечивающие ресурсное наполнение образовательно-воспитательных программ в школе.
  8. Создание условий для диагностирования и защиты здоровья детей и педагогов.
  9. Создание условий и стимулов для качественной учебы и деятельности педагогов, учащихся и родителей.
  10. Ежегодно администрация и руководители общественных организаций школы выступают перед педагогами, родителями и выбранными представителями старших классов с отчетными докладами и программой работы в следующем году, по итогам обсуждения которых проводится голосование по 10-балльной шкале. Если отчетные доклады набирают менее 70–90% поддержки, то создается комиссия для выработки мер, необходимых для коррекции и разработки нового проекта программы работы, и проводится их повторное обсуждение и голосование.

1 Лизинский Владимир Михайлович – кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии АПКиППРО,  главный редактор Центра «Педагогический Поиск», г. Москва. 

Александр (Jan. 21, 2017)
Полностью согласен с мнением автора. Особое внимание хочется обратить на такие выделенные автором образовательные пространства, как природосообразное и производственное - к сожалению, про это стали забывать. Немаловажными являются и описанные в статье связи школа-родители (школа-семья) и школа-учитель. Конечно, предстоит затратить много сил и средств, но данная цель эти траты оправдывает. Спасибо автору за работу.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum