Volume: 5, Issue: 3

15/08/2013

Формирование у старших школьников интереса к способам конструктивного общения как важный аспект морального воспитания
Поляков С.Д. [about]

Как показывают исследования и наша педагогическая практика, одним из результатов морального воспитания является появление устойчивого интереса школьников к способам конструктивного общения и стремления овладеть этими способами. При определённых условиях  конструктивное общение старшеклассниками начинает восприниматься ими как важная ценность.

Начнем с определения. Под конструктивным общением мы понимаем  общение, позволяющее договариваться с различными партнёрами и,  в частности, находить такие выходы из конфликтов, которые устраивают обе стороны.

Проведенное нами исследование (Пётр Аверьянов, Елена Петренко, Сергей Поляков, Инна Шустова) отвечает на вопрос: как педагогу развивать этот интерес и это умение [1]. В своей экспериментальной работе мы исходили из предложенной известным российским психологом Даниилом Элькониным периодизации психического развития, а также опирались на основные положения теории развивающей учебной деятельности Василия  Давыдова.

 По Давыдову [3], развивающая учебная деятельность имеет следующую структуру:

  • учебно-познавательный мотив (как интерес школьников к способам учебной работы);
  • действие целеполагания как  порождение познавательной задачи в  процессе разрешения проблемной ситуации;
  • действие вычленение  существенных  характеристик и связей в изучаемом понятии, действие  создания графической модели, отражающей эти   характеристики и связи;
  • действие применения созданной модели;
  • рефлексия учащимися проделанной работы.

Но как же формируется такая учебная деятельность?

Индивидуальная учебная деятельность школьников  рождается и формируется в совместной деятельности школьника и учителя: в совместном анализе проблемной ситуации, в совместном создании графической модели изучаемого явления, в совместной выработке правил её применения и анализа свершившихся учебных действий.

Это положение в свою очередь основано на идеях выдающего российского психолога ХХ века Льва Выготского о превращении  интерпсихических образований в интрапсихические [2].

Возник вопрос и исследовательская проблема: «А нельзя ли в моральном образовании  подростков реализовать аналогичную эльконинско-давыдовской «деятельностную конструкцию»?

По Эльконину, ведущей деятельностью подросткового возраста, то есть деятельностью,  в которой происходит их основное психическое развитие, является общение со сверстниками [5].

 В нашем исследовании мы  преобразовали  структуру учебной деятельности по Давыдову в структуру  коммуникативной деятельности. В нашей интерпретации структура коммуникативной деятельности выглядит следующим образом:

  • интерес школьников к способам конструктивного общения как ведущий мотив развивающей коммуникативной деятельности;
  • действие целеполагания как  порождение  коммуникативной задачи  при разрешении проблемной ситуации;
  • действие вычленения существенных  характеристик и связей в конструктивном общении;
  • действие  создания графической модели, отражающей эти   характеристики и связи;
  • действие применения созданной модели в  коммуникативных заданиях;
  • рефлексия   школьниками проделанной работы.

Тогда организация морального образования с деятельностной точки зрения сводится к построению  педагогом совместной  коммуникативной деятельности, в которой школьникам интересно  открывать и использовать законы конструктивного общения. 

С целью «разворачивания» этого процесса педагог:  

  • создаёт во взаимодействии со школьниками проблемные ситуации,
  • выясняет в диалоге с ними причины возникновения проблем,
  • «рисует» с участием школьников образ успешного взаимодействия,
  • переводит вместе со школьниками этот образ в правила успешного общения,
  • создаёт ситуации, требующие использования этих правил,
  • ставит вопросы на осознание и осмысление школьниками «пройденного пути», побуждая тем самым школьников к рефлексии и самооцениванию.

Результатом подобной работы по моральному образованию становится  школьник  как субъект  коммуникативной деятельности. Однако субъектность школьника может  проявляться в разной степени.

В результате исследования мы выделили 4 уровня  развитости  субъектности школьников в коммуникативной деятельности[4]:

  • Нулевой уровень проявления коммуникативной деятельности, если школьник не видит и не замечает в проведённом совместном деле ситуаций обучения общению.
  • Первый уровень проявления коммуникативной деятельности, если школьник отмечает существовавшие факты обучения общению одноклассников в процессе коллективного дела, но свою активность при реализации соответствующих составляющих дела оценивает как низкую.
  • Второй уровень проявления коммуникативной деятельности, если ученик отмечает  факты обучения общению и взаимодействию  одноклассников в процессе коллективного дела, и свою активность при реализации соответствующих составляющих дела оценивает как высокую.
  • Третий уровень проявления коммуникативной деятельности, если школьник отмечает как значимые для обсуждения законы общения и применение законов в процессе дела.

В первой серии экспериментальной части нашего исследования 11 учителей реализовали экспериментальную программу в форме организации групповой деятельности, направленной на формирование соответствующей мотивации коммуникативной деятельности и освоение соответствующих действий.

Предварительно все учителя – участники исследования  прошли специальный учебный курс по освоению  теории и технологии формирования коммуникативной деятельности.

Цель первой серии экспериментальной части исследования состояла в том, чтобы проверить гипотезу возможности развития коммуникативной деятельности  старшеклассников (как их  умения поддерживать эффективную коммуникацию с партнёрами по общению) при определенных условиях ее организации.

Для  анализа результатов экспериментальной работы нами был разработан комплекс диагностических методик, позволяющих выявить степень сформированности у школьников ориентации на освоение способов конструктивного общения.

Позитивные изменения у школьников в их ориентации на освоение способов конструктивного общения были зарегистрировано в 10 из 11 экспериментальных классов.

Результат первой серии экспериментов: в 10 экспериментальных классах  из 11  выросло число школьников, выделявших как значимые для себя не только факты своей активности в совместном деле, но также и интерес к обсуждению законов общения и применению этих законов в процессе дела.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что моральное образование в аспекте формирования коммуникативной по аналогии с развивающимся обучением по Эльконину – Давыдову возможно.

Но в результате остался ряд нерешенных вопросов:

  • Насколько устойчив обнаруженный феномен  развития субъектной позиции школьников при реализации экспериментальной схемы совместного дела?
  • Каким образом меняются в контексте экспериментальной организации  коммуникативной деятельности ценностные ориентации школьников?

Вторая серия нашей экспериментальной работы была посвящена    анализу формирования ориентации школьников на конструктивное общение как ценности в условиях специально организованной групповой деятельности. В этой экспериментальной серии приняли участие 6 учителей.

Мы дополнили диагностическую составляющую эксперимента.  Теперь старшеклассники выполняли ряд диагностических заданий, позволяющих выявить  их интерес к четырём группам ценностей: связанным с содержанием и темой  дела, со способом организации деятельности, с типовыми ценностями одноклассников - старшеклассников и, наконец, с личными ценностями учителей.

Диагностика уровня субъектности школьников в коммуникативной деятельности и характер ценностных ориентаций старшеклассников проводилась в начале организуемого дела и после его окончания.

Каковы же результаты второго этапа?

Во-первых,  мы обнаружили устойчивость в проявлении  коммуникативной деятельности, во всех классах сохранилась положительная динамика.

Во-вторых, сравнение   рангов групп ценностных ориентаций до дела и после дела показало рост ранга группы ценностных ориентаций, связанных со способом организации коммуникативной деятельности. ( Четвёртый ранг до дела и первый после дела!).

Мы исходили из следующих определений рангов:

  • Ранг 1 - ценности одноклассников, 
  • Ранг 2 - ценности учителя,
  • Ранг 3 - содержание и тема  дела,
  • Ранг 4 – способ общения .

После дела:  способ общения – 1, ценности одноклассников -2  содержание, тема  дела – 3,  ценности учителя – 4 ранг.

Таким образом, результаты второй серии эксперимента подтвердили возможность формирования ориентации школьников на конструктивное общение как ценности в условиях экспериментальной организации групповой деятельности.  

Использованная литература

  1. Аверьянов П.Г., Петренко Е.Л., Поляков С.Д., Шустова И.Ю. Правила общения: история педагогического эксперимента. – М.: 2010.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: 1999.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: 1996.
  4. Шустова И.Ю., Поляков С.Д. Детско-взрослая общность в воспитании старшеклассников: учебно-методическое пособие – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
  5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971, №4 . С.6-20.

1 Поляков Сергей Данилович – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, г. Ульяновск.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum