Volume: 5, Issue: 3

15/08/2013

Воспитание межкультурной толерантности у школьников-подростков
Степанов П.В. [about]

Проблема толерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России – стране многонациональной и многоконфессиональной, стране со множеством проблем в межкультурных отношениях. Традиционный подход к решению проблемы воспитания детей в духе уважения иных культур предполагает введение в содержание образования специального этнокультурного материала, дающего школьникам информацию о различных культурах, и формирование представлений учащихся о правах человека и культурном плюрализме как нормах современного общества. Однако при этом мало учитывается вопрос о том, как педагогу работать с такими сдерживающими развитие толерантности явлениями как социальные стереотипы, культуроцентризм, ксенофобия. Какие условия необходимо создать для преодоления ребенком этих внутренних барьеров? Расширение этнокультурного кругозора детей, углубление их знаний в области прав человека, увы, не решают эту проблему.

Попробуем предложить иной путь, иную методику, предполагающую работу педагога именно с упомянутыми внутренними барьерами. Это путь создания и реализации в образовательной практике четырех основных педагогических условий развития межкультурной толерантности подростков. Добавим при этом, что данная методика была апробирована в двух разнотипных школах – небольшой поселковой школе в пригороде Калуги и крупном центре образования города Москвы.

1. Исходным условием  является организация встреч школьников с иными культурами в специально подготовленной, педагогизированной среде, привлекательной и ценной для подростка. Организуя такие встречи, педагог как бы «перемещает» контакты школьника с другой культурой из стихийной социальной среды в некое ограниченное педагогическими рамками пространство, внутри которого можно произвольно создавать необходимые условия для успешного в плане воспитания протекания этих встреч: выбирать «собеседника» и предмет взаимодействия; регулировать их продолжительность и интенсивность; организовывать специальную работу – дискуссии, рефлексию.

Эти встречи могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию (что, конечно, требует от них основательной подготовки к игре), вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Здесь в игровой форме учащиеся смогут познакомиться с культурным многообразием мира, выявить наиболее очевидные культурные различия, увидеть возникающие вследствие этих различий межкультурные конфликты. Приведем несколько примеров из практики.

Игра «Законы для Хрисламоленда», моделирующая переговоры представителей христианского и мусульманского населения вымышленной страны «Хрисламоленд». Здесь обсуждались проблемы, которые могут возникать в подобном государстве, и способы решения этих проблем.

Сюжет игры «Слушается дело о кавказской войне» разворачивался как судебный процесс над войной, в котором принимали участие «представители» враждующих сторон в конфликтах на Кавказе в XIX и XX вв.

Игра «Встреча миров» позволила смоделировать встречу жителей Старого и Нового света в так называемую «эпоху великих географических открытий» и развернуть межкультурный диалог, отражающий различие взглядов европейцев и местных жителей на эти открытия.

Рассмотрим на примере одной из таких социально-моделирующих игр, как проходят подобные встречи и что они дают подростку.

При подготовке игры «Законы для Хрисламоленда» педагог, ознакомив школьников с игровой ситуацией (…в некоей стране Хрисламоленд с давних пор проживают два народа, исповедующих различные религии – ислам и христианство), предлагает им выбрать одну из игровых ролей: христиан или мусульман. Затем учащимся предлагается сделать еще один выбор. Если кто-то из них считает, что совместное проживание в одном государстве представителей двух разных конфессий не только возможно, но и выгодно для тех и других, и он готов вести переговоры о правилах такого проживания, то дома ему предлагается подготовить аргументы в защиту своего мнения. Во время игры таким ребятам придется вести переговоры. Если же кто-то полагает, что пребывание христиан и мусульман в одном государстве вызовет преимущественно проблемы и конфликты, что существование такого государства бесперспективно, и он готов критиковать позицию переговорщиков, то ему предлагается дома поработать над вопросом о том, какие именно проблемы могут возникнуть в таком государстве. Во время игры эти ребята будут показывать тем, кто сидит за столом переговоров, какие проблемы им предстоит решать.

Шестиклассниками одной из школ стали инициаторами дискуссии по поводу таких проблем многоконфессионального государства как «смешанные браки и религиозное воспитание детей в смешанных семьях»; «соотношение разных религиозных традиций и чрезвычайной опасности оскорбления религиозных чувств друг друга»; «светскость власти и невмешательство церкви в государственные дела» и т.п. Это помогло школьникам разработать некоторые правила (хотя, и во многом наивные), призванные, по их мнению, предупредить возникновение религиозных конфликтов. Вот некоторые из них.

…Править государством должны 2 человека (их выбирают все взрослые жители страны), но обязательно христианин и мусульманин. Возникающие между ними спорные вопросы разрешаются выборной Думой.

Также и суды будут вести двое судей: христианин и мусульманин, а окончательное решение вынесут присяжные заседатели.

Власть не должна отдавать предпочтение какой-либо религиозной группе. Правители не должны вмешиваться в церковные дела ни христиан, ни мусульман. Церковь также не имеет права вмешиваться в государственные дела.

Образование в школах будет одинаковым для всех. Обучение будет совместным.     

В нашем государстве приветствуются смешанные браки. Мужчина и женщина по взаимному согласию могут принять веру будущей супруги или супруга или сохранять свое вероисповедание. В этом случае они должны проявлять уважение к традициям, обычаям, праздникам друг друга.

Дети, родившиеся у таких родителей, изучают основы религии мамы и папы. Дети должны уважать веру обоих родителей. При достижении совершеннолетия они сами могут выбрать – какому Богу поклоняться, но могут отказаться от религии вообще. Родители не должны влиять на выбор ребенка.

Ношение женщинами чадры, как это требует их религия, в нашем государстве допускается по согласию самой женщины. Принуждение запрещено.

Крестовые походы и джихад с оружием в руках в нашем государстве запрещены. Борьбу за веру можно вести только без насилия.

За преступления, связанные с оскорблением религиозных чувств (например, осквернение мечетей или храмов), наказание будет более строгим, чем за обычные преступления, так как это может привести к взаимной вражде и распаду государства. Дети не несут строгих наказаний, так как не всегда могут осознать и понять то, что делают плохо....

При всех плюсах таких игровых занятий, следует заметить, что далеко не всегда они приводят к положительным изменениям в отношении школьников к иным культурам – особенно это касается тех подростков, у которых сильно развиты негативные социальные стереотипы, ксенофобия, этноцентризм. Из этого следует, что педагогам нужно создавать и какие-то иные условия формирования толерантности.

2. Вторым таким условием является проблематизация отношения подростка к представителям иных культур. Проблематизация здесь – это искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть свои собственные стереотипы, предрассудки, культуроцентризм, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Цель проблематизации – усомнение кажущихся очевидностей. Бывает, что подростки высказывают вполне безобидные, на их взгляд, мнения, которые могут носить дискриминационный характер, или дают унизительные/оскорбительные оценки иным людям. Сложность самостоятельного обнаружения подростками подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, многими школьниками, которые представляют доминирующую культуру, оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся. Иными словами, наличие этой несправедливости попросту не проблематизировано в сознании подростка. Иногда наблюдается даже противоречие между декларируемой школьником приверженностью гуманистическим принципам и его реальными установками, часто содержащими элементы нетерпимости, отсутствия толерантности. Это явление требует особого внимания педагога и организации особой работы по проблематизации подобных установок.

Одним из таких проблематизирующих приемов является игровая процедура «План Ост». Так, на уроке всеобщей истории ХХ века, посвященном германскому фашизму, девятиклассникам было предложено ознакомиться с наиболее одиозными планами лидеров нацистской Германии относительно России и ее населения, а также высказать свое мнение по поводу прочитанного. Как правило, это вызывает у ребят сильные эмоциональные переживания, будоражит патриотические чувства, активизирует  антифашистские настроения. Ощущая себя в позиции объекта расистских высказываний, школьники инициируют разговор о правах человека, социальном равенстве, неприятии всякого рода дискриминации. В этот момент педагогу следует задать, пожалуй, самый важный вопрос: «Скажите, а когда вы слышите расистские высказывания в чужой адрес, вы испытываете похожие чувства или несколько иные? Как вы думаете, почему?» Этот вопрос ставит детей уже в противоположную позицию, позицию доминирующего большинства, что дает им возможность осмыслить собственное отношение к культурным меньшинствам.

Элементы проблематизации педагог может  встраивать и в сценарии тех игровых занятий, которые он проводит со школьниками. Опишем прецедент использования такой формы проблематизации (игровая процедура «Чья религия истинна?») в упоминавшейся уже игре «Законы для Хрисламоленда».

В самом начале игры, когда участники «переговоров» от «христианского» и «мусульманского» населения Хрисламоленда заняли свои места, им было предложено высказаться по поводу тех причин, которые побудили их сесть за стол переговоров. Ребята говорили о желании «жить в мире со своими соседями», об «общих корнях обеих религий», «сходствах многих моральных заповедей христиан и мусульман», о возможности «придумать равные для всех и никого не обижающие законы», о том, что «это очень важно и для нашей настоящей страны – России» и т.п.

После этого педагог задал участникам переговоров следующий вопрос: «Вы правы, христианство и ислам действительно близки друг другу, но мне хочется узнать ваше мнение о том, какая из религий все-таки в большей мере отражает истину?» Этот вопрос, а тем более обсуждение с подростками последовавших ответов на него очень важен. Если школьники придут к выводу о том, что вопрос учителя некорректен и в их ситуации нельзя говорить о преимуществах той или иной веры, чтобы избежать конфликта на переговорах, это означает действительную настроенность ребят на диалог и возможные взаимные уступки – игру можно продолжать. Так, одна из участниц игры, Даша К., сумела остановить едва начавшиеся споры своих одноклассников и, обращаясь к учителю, сказала: «Вы не должны были нам задавать такой вопрос, это не честно, мы тут сейчас все перессоримся...». Если же школьники не сумеют переступить через заданные границы своей игровой роли и начнут дискуссию по этому вопросу, то педагогу необходимо остановить ее на пике обсуждения и попросить кого-либо из ребят прокомментировать возникший конфликт.

Эта искусственно созданная в процессе игры проблемная ситуация позволила подросткам увидеть противоречие между собственным желанием вести равные переговоры в целях установления уважительных взаимоотношений между представителями двух конфессий и своими  же авторитарными установками на доминирование, презумпцией собственной правоты. 

3. Третье  важное условие – организация проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге ролей, а о межличностном общении по той или иной проблеме современного поликультурного общества. Дискуссии позволяют подростку соотнести собственное отношение к иным культурам с отношениями других детей, а могут способствовать и коррекции этих отношений – ведь весомое для школьников мнение сверстников часто становится источником изменения их  взглядов. Вот некоторые из тем таких дискуссий, которые так же, как и игровые занятия, могут быть встроены в учебный процесс: «Понятие «национальная принадлежность» – необходимо ли оно в современном мире?»; «Маргиналы и люмпены: общественное отношение и государственная политика»; «Существует ли фашизм в современной России?»; «Для кого написан учебник истории Отечества?».

Для успешного ведения продуктивной дискуссии и поддержания ее на высоком эмоциональном уровне педагогу надо запастись набором вопросов. Чтобы вскрыть, обнаружить какие-то новые грани проблемы и тем самым дать новый импульс учебному диалогу, педагог может предлагать подросткам следующие вопросы для обсуждения.

Например, дискуссия по теме: «Понятие «национальная принадлежность» – необходимо ли оно в современном мире?» разворачивалась вокруг таких вопросов:

  • Насколько важно это понятие для современного человека?
  • Как вы ответите на этот вопрос, если мы будем говорить о чувстве национальной принадлежности нацменьшинств и чувстве национальной принадлежности доминирующей национальности?
  • Для кого из них это чувство будет более значимым и почему?
  • Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом и насколько она прочна в реальной жизни?
  • Всегда ли верны национальные стереотипы?
  • Кто должен определять национальную принадлежность и что вы думаете о смешанных семьях?

4. Наконец, четвертое условие – организация осмысления школьниками своих игровых действий, ощущений и своего мнения по обсуждаемой проблеме. Ведь собственная позиция должна быть осознана, отрефлексирована. Наиболее распространенными приемами здесь являются высказывания по кругу, прием незаконченного предложения, ответы на вопросы анкет, написание сочинений-размышлений. Вот некоторые примеры:

  • После занятия ваше первоначальное мнение по данной проблеме: утвердилось, немного изменилось или полностью поменялось? Что этому способствовало?
  • Насколько вы лично разделяете идею политического и культурного единообразия ради сплочения нашего общества?
  • Как, на ваш взгляд, нужно преподавать историю в классах, где обучаются представители разных национальностей или религий?
  • Как вы считаете: нужны ли составленные вами или похожие на них законы (речь идет о составленных ребятами так называемых «законах Хрисламоленда») в современной России?

Как видим, подростку предлагаются вопросы, позволяющие ему еще раз воспроизвести в собственном сознании происходившее в классе обсуждение проблемы; еще раз задуматься над ней, но уже оставшись наедине со своими мыслями и впечатлениями; позволяющие ему отрефлексировать свою позицию по данной проблеме, возможные корректировки или существенные изменения, произошедшие в ней.

Завершая описание методики воспитания толерантности у школьников-подростков, необходимо сказать следующее: нельзя полагать, что в ходе ее реализации у всех школьников непременно и обязательно сформируется толерантная позиция по отношению к другим людям. Понятно, что это чересчур идеальный и потому малореальный вариант. Любая жизненная позиция складывается с годами, и процесс этот, видимо, следует считать в принципе не способным к завершению. Скорее здесь стоит говорить о начале формирования такой позиции и о педагогическом сопровождении этого процесса.

Литература

  • Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М., 2001. – с. 24-32.
  • Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования. Вып. 4. – М., 1996. – с.15-19.
  • Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. № 6.
  • Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. – М., 2002.
  • Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.,1999.
  • Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 1999.
  • Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы. // Педагогика. 1999. № 4.
  • Сыродеева А.А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.
  • Уолцер М. О терпимости. – М., 2000.

1 Степанов Павел Валентинович,  кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории теории воспитания ФГНУ ИТИП РАО, г. Москва.

 

20180108yuanyuan (Jan. 07, 2018)

uggs outlet

adidas outlet online

coach factory outlet online

columbia sportswear outlet

michael kors bags

nike outlet store

adidas outlet store

ray ban sunglasses discount

philipp plein outlet

fitflops sale

ray ban sunglasses outlet

nmd adidas

louboutin outlet

adidas yeezy boost 350

cheap nike shoes

kate spade outlet

canada goose jackets

nike outlet online

yeezy shoes

ugg boots

cheap air jordans

coach factorty outlet online

ugg outlet online

fitflop shoes

red bottom

fitflops sale

coach outlet online

michael kors handbags

ugg outlet

coach factory outlet

fred perry shirts

adidas sneakers

michael kors outlet store

fitflop sandals

ugg boots sale

polo ralph lauren outlet online

burberry outlet online

ugg boots

coach outlet store online clearance

michael kors outlet store

ralph lauren sale

pandora jewelry

canada goose jacket

canada goose jackets

cheap jordans free shipping

nfl jerseys

adidas store

canada goose coats

uggs outlet

oakley sunglasses outlet

coach outlet online

louis vuitton outlet online

pandora charms sale clearance

ugg outlet online

cheap air jordans

canada goose sale

louis vuitton factory outlet

fred perry polo shirts

michael kors outlet online

coach outlet online

michael kors outlet

ugg boots

ralph lauren uk

coach outlet online

ugg outlet

canada goose

canada goose sale

adidas nmd runner

ugg outlet store

coach factory outlet

hermes bags

north face jackets

nfl jerseys

cheap oakley sunglasses

ugg outlet store

ray ban sunglasses discount

coach factory outlet online

oakley sunglasses for women

coach factory outlet online

michael kors outlet clearance

longchamp bags

mulberry

michael kors

nike air max 97

cheap oakley sunglasses

harden vol 1

nike outlet online

valentino

coach outlet online

ferragamo outlet

moncler sale

polo ralph lauren

coach outlet store

discount ray ban sunglasses

ugg outlet

polo ralph lauren

kate spade outlet online

ugg canada

michael kors

pandora charms outlet

adidas outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses outlet

moncler outlet online

jordans

cheap nfl jerseys wholesale

coach factory outlet online

coach factorty outlet online

cheap uggs

mulberry uk

ralph lauren uk

pandora charms

toms shoes

nike sneakers

red bottoms

uggs outlet

ralph lauren outlet online

pandora jewelry store

canada goose outlet

timberland outlet

pandora charms sale clearance

birkenstock outlet

canada goose jackets

cheap jordan shoes

nike shoes

hermes outlet

yeezy shoes

pandora uk

canada goose jackets

canada goose sale

polo ralph lauren outlet

ugg outlet

polo ralph lauren outlet online

uggs outlet

uggs on sale

oakley sunglasses outlet

adidas ultra boost

kate spade handbags

canada goose jackets

canada goose jackets

canada goose outlet

michael kors outlet clearance

ralph lauren sale

cheap jordan shoes

the north face jackets

ugg boots

cheap ugg boots

coach factory outlet online

mbt shoes sale

cheap air jordans

ugg boots

yeezy boost

caterpillar boots

polo ralph lauren outlet online

hermens

adidas superstar shoes

canada goose outlet store

christian louboutin shoes

supreme clothing

pandora charms outlet

cheap nfl jerseys wholesale

michael kors outlet online

canada goose outlet online

nfl jerseys

louis vuitton handbags

burberry outlet online

mulberry handbags

air max

yeezy boost 350

michael kors

pandora jewelry

coach outlet online

kate spade outlet

cheap jordans for sale

nike outlet

ray ban glasses

canada goose outlet online

polo outlet online

uggs outlet

canada goose outlet

hermes handbags

michael kors outlet online

cheap ugg boots

pandora jewelry

uggs outlet

north face sale

michael kors outlet store

uggs outlet

burberry handbags

canada goose coats

pandora charms sale

ralph lauren outlet online

coach outlet online

pandora jewelry outlet

ralph lauren outlet online

kate spade outlet online

christian louboutin shoes

nike air max 97

ralph lauren uk

louis vuitton outlet online

gucci outlet

uggs outlet

the north face outlet

adidas yeezy

coach outlet online

mlb jerseys

ralph lauren

mbt

ralph lauren

polo ralph lauren outlet

pandora charms outlet

cheap jordan shoes

louis vuitton outlet store

coach factory outlet online

michael kors outlet canada

pandora outlet

fitflop sandals

canada goose jackets

jordan shoes for sale

nike outlet store online

ugg boots

longchamp outlet

adidas yeezy boost

moncler uk

mlb jerseys

moncler uk

ugg boots

fitflops sale clearance

tory burch outlet online

christian louboutin shoes

pandora uk

adidas superstars

moncler jackets

coach outlet store online

adidas yeezy boost

ralph lauren outlet online

canada goose

philipp plein

michael kors outlet online

cheap oakley sunglasses

louis vuitton factory outlet

yeezy shoes

yeezy boost 350

cheap jordan shoes

north face outlet

uggs on sale

uggs outlet

coach outlet

canada goose

pandora charms sale

supreme shirts

ralph lauren uk

north face outlet

polo ralph lauren outlet

adidas outlet online

timberland boots

uggs outlet

nike outlet store

canada goose sale

coach outlet canada

salvatore ferragamo shoes

adidas nmd r1

ugg boots

michael kors outlet store

cheap ugg boots

cheap jordans

moncler jackets

adidas yeezy

nike air max 2018

coach factory outlet online

birkin handbags

longchamp sale

polo ralph lauren outlet online

ralph lauren outlet online

ugg outlet online

timberland outlet store

canada goose jackets

uggs outlet

north face jackets

longchamps

ray ban sunglasses outlet

tory burch outlet online

ugg outlet

coach factory outlet online

coach factory outlet

burberry outlet

ugg sale

coach factory outlet

ugg boots

canada goose jackets

red bottom heels

canada goose jackets

michael kors outlet online

burberry handbags

air max

kate spade handbags

canada goose coats

bottes ugg

cheap ugg boots

louboutin outlet

polo ralph lauren outlet

michael kors outlet store

moncler coats

coach factory outlet online

coach outlet online

air max shoes

mbt

michael kors outlet online

coach outlet store

kate spade outlet online

adidas campus shoes

ralph lauren outlet online

retro 11

adidas shoes

timberland outlet

ugg boots women

burberry outlet online

michael kors

valentino outlet

ugg canada

coach purses

ralph lauren

hermes bags

mulberry outlet uk

ugg boots outlet

yeezy boost 350

coach outlet canada

moncler jackets

air jordan retro

coach handbags outlet

michael kors outlet online

coach outlet online

polo ralph lauren outlet

burberry handbags

nike sneakers

michael kors outlet store

ralph lauren outlet

the north face outlet

michael kors outlet canada

adidas yeezy shoes

canada goose jackets

adidas nmd r1

longcha

jinyizhixia (Jan. 02, 2018)

nike free run

nike kyrie 3

adidas shoes

jordan shoes

pandora charms

cartier love bracelet

yeezy boost 350 v2

nike air force 1

pandora jewelry

adidas gazelle sale

lebron james shoes

nhl jerseys

adidas stan smith women

nike huarache

adidas tubular

air max 90

kobe shoes

kate spade outlet

nike dunk low

nike air max95

kobe 9

hermes belt

ysl handbags

prada eyeglasses

nike air force

curry 4

christian louboutin

adidas yeezy

michael kors handbags

adidas superstar UK

lacoste polo

pandora jewelry

curry 4

hogan outlet online

lebron 13

nike mercurial

cheap nfl jerseys china

nike air zoom

air jordan

nike air max 2016

michael kors factory outlet

jordan 4

balenciaga sneakers

calvin klein underwear

adidas eqt

adidas yeezy boost

nike huarache

adidas stan smith uk

hermes belts

supreme clothing

cheap jordan shoes

adidas outlet online

nike mercurial vapor

curry 3

balenciaga shoes

air jordan 6

adidas store

basketball shoes

kate spade outlet online

adidas superstar

lebron 15

gucci belt

cheap mlb jerseys

kobe 9

lacoste outlet

cheap jordans

curry 2

adidas neo

longchamp bags

kobe byrant shoes

goyard tote

bape hoodie

led light up shoes

michael kors outlet

lebron 13 shoes

yeezy boost 350 v2

yeezy boost 350

huaraches

adidas ultra boost

fitflops sale clearance

air force ones

adidas nmd

air jordan 11

lebron 14

supreme hoodie

vans shoes

adidas stan smith

yeezy boost

james harden shoes

yeezy boost

nike air max 2018

nike air max 2017

yeezy boost

nike air max 90

nike air max 90

longchamp handbags

nike air zoom structure 19

ferragamo belt

adidas nmd r1

led shoes

lebron 15

jordan retro

longchamp bags

links of london sale

nmd

adidas gazelle

lebron 13 low

hermes belt

michael kors outlet handbags

vans store

adidas nmd

nike roshe run one

golden goose

christian louboutin shoes

adidas outlet

goyard handbags

jordan 6

adidas neo online shop

nike roshe run

vibram fivefingers

hermes belts

chrome hearts

michael kors outlet

adidas superstar

yeezy shoes

yeezy

kyrie 3

yeezy

nike huarache

adidas ultra boost

adidas nmd

kobe shoes

yeezys

dior sunglasses

harden shoes

nmd

true religion jeans

light up shoes

jordan retro

michael kors outlet

air max 2018

yeezy boost

jordan retro

lebron 15 shoes

light up shoes

adidas tubular x

air jordans

converse outlet store

hermes belt

atlanta falcons jersey

christian louboutin shoes

longchamp handbags

yeezy

nike lebron 15

ultra boost

tom ford glasses

nba jerseys

falcons jersey

jordan 12

nike air force

air jordan

under armour curry 3

michael kors handbags

adidas ultra boost

cheap nhl jerseys

longchamp

nike roshe one

jordan shoes

moncler jackets

adidas yeezy

converse shoes

longchamp

michael kors purses

yeezy boost 350 v2

nike air force 1 low

huarache shoes

golden goose outlet

nike lebron 14

air max 90

goyard handbags

michael kors

reebok outlet

michael kors outlet online

converse outlet

hermes birkin

hermes handbags

true religion jeans

kyrie 4

patriots jerseys

adidas yeezy

moncler outlet

nike dunks

timberland outlet

adidas online shop

kobe sneakers

yeezys

vans shoes

true religion

curry shoes

yeezy sneakers

fitflops sale

yeezy shoes

birkin bag

michael kors handbags

stephen curry shoes

cheap jordans

gucci belts for men

jordan shoes

real jordans for sale cheap

yeezy boost 350

adidas nmd

kevin durant shoes

adidas nmd

foamposites

air max 95

nike basketball shoes

air jordan 12

curry 3

yeezy shoes

balenciaga sneakers

nike polo

air max

supreme clothing

yeezy

hermes birkin

kd shoes

cheap jordans

adidas ultra boost 3.0

moncler outlet

cheap jordans

chrome hearts outlet

adidas stan smith

jordan shoes

basketball shoes

adidas outlet

kyrie irving shoes

adidas tubular UK

nfl jerseys

vans outlet

nike air max 90

kobe 11

longchamps

golden goose sneakers

huarache shoes

links of london

jordan shoes

pandora bracelet

lebron shoes

vanvan cleef and arpels

longchamp longchamps

cheap nba jerseys

true religion outlet

retro jordans

roshe run

cheap nfl jerseys

lacoste online shop

nike air force 1 high

new england patriots jerseys

calvin klein outlet

longchamp bags

gucci belts

timberland shoes

irving shoes

jordan retro 13

tory burch shoes

golden goose

yeezy boost 350 v2

ultra boost 3.0

longchamp handbags

retro jordans

tom ford sunglasses

pandora charms

kobe byrant shoes

moncler

longchamp outlet

michael kors outlet

hermes bag

yeezy shoes

adidas eqt support adv

chrome hearts online

jordan 13

nike zoom

yeezy shoes

chrome hearts

yeezy boost 350

air max 90

tory burch shoes

adidas tubular

adidas tubular

nmd r1

Robinjack (Dec. 04, 2017)

ASD (Dec. 03, 2017)
Please continue this great work and I look forward to more of your awesome blog posts. difference between refinance and home equity loan
chanyuan (Nov. 24, 2017)
chanyuan2017.11.24

moncler outlet

oakley sunglasses

coach outlet

polo ralph lauren

nfl jerseys wholesale

oakley sunglasses

nhl jerseys

air jordan 4

jordan shoes

kate spade outlet

ugg outlet

michael kors outlet

canada goose outlet

ray ban sunglasses

ray ban sunglasses

yeezy boost

canada goose outlet

michael kors outlet

ugg boots clearance

ugg boots clearance

vans shoes

supra shoes

prada shoes

nike shoes

oakley sunglasses

adidas outlet store

ralph lauren pas cher

ray ban sunglasses

coach outlet

canada goose jackets

polo ralph lauren

uggs outlet

cheap nhl jerseys

ugg outlet

michael kors outlet

ray ban sunglasses

new balance shoes

cartier outlet

louboutin shoes

uggs outlet

burberry outlet

adidas sko

christian louboutin outlet

mulberry bags

michael kors outlet

coach handbags

coach outlet online

oakley sunglasses

nba jerseys

true religion jeans

ugg boots

cheap jordans

reebok trainers

ray ban sunglasses

cleveland cavaliers jersey

ugg boots

air max 1

oakley sunglasses

canada goose jackets

true religion jeans

polo ralph lauren

burberry outlet

pandora charms sale clearance

christian louboutin outlet

longchamp outlet

fitflops shoes

oakley sunglasses

ugg outlet

michael kors outlet

canada goose jackets

canada goose outlet

michael kors outlet

nike shoes

canada goose outlet

longchamp solde

canada goose jackets

coach outlet store online

mulberry handbags

uggs outlet

coach outlet

polo ralph lauren

ray ban sunglasses

ugg outlet

moncler outlet

michael kors handbags

ugg outlet

coach outlet

cheap mlb jerseys

cheap snapbacks

polo ralph lauren

fitflops sale clearance

ugg outlet

uggs outlet

canada goose outlet

prada handbags

mulberry bags

ray bans

ray-ban sunglasses

ugg outlet

coach outlet

kicks nice

hermes outlet

canada goose jackets

polo ralph lauren

adidas shoes

adidas nmd

longchamp handbags

longchamp outlet

coach outlet

true religion jeans

coach factory outlet

chrome hearts

ralph lauren outlet

air max 90

michael kors outlet

polo ralph lauren

jordan shoes

uggs outlet

ralph lauren outlet

ugg outlet

ugg boots

fitflops sale

longchamp handbags

canada goose jackets

kobe shoes

coach outlet

ugg boots clearance

coach outlet

coach factory outlet

canada goose outlet

nike air max 90

longchamp pas cher

michael kors outlet

longchamp solde

hermes outlet

michael kors handbags

prada outlet

canada goose outlet

polo ralph lauren

true religion jeans

cheap jerseys

coach outlet online

ugg outlet

ferragamo shoes

nike outlet

polo outlet

tory burch outlet

kate spade outlet

michael kors

pandora jewelry

coach outlet online

ray ban sunglasses

coach outlet online

links of london

michael kors outlet online

michael kors outlet

true religion outlet

oakley sunglasses

ysl outlet

mulberry handbags

kate spade outlet

ferragamo outlet

uggs outlet

michael kors outlet

swarovski outlet

salomon shoes

christian louboutin shoes

coach outlet online

michael kors outlet

canada goose jackets

pandora jewelry

coach outlet

ugg boots

nike outlet

mont blanc pens

mulberry handbags

ugg boots clearance

nike air force 1

canada goose jackets

kate spade outlet

nike outlet

canada goose jackets

giuseppe zanotti outlet

pandora charms

ugg outlet

longchamp pliage

true religion jeans

tory burch outlet

oakley sunglasses wholesale

ugg outlet

jordan shoes

uggs outlet

coach outlet

canada goose outlet

canada goose outlet

tory burch outlet

true religion jeans

coach canada

polo outlet

michael kors outlet

oakley sunglasses

canada goose outlet

canada goose outlet

ugg boots

uggs outlet

uggs

ray ban sunglasses

tory burch outlet

coach outlet online

ralph lauren polo

michael kors

canada goose jackets

ugg outlet

ray ban sunglasses

kobe bryant shoes

tory burch outlet

ugg outlet

longchamp outlet

thomas sabo

uggs outlet

coach outlet online

swarovski outlet

christian louboutin shoes

ugg outlet

kate spade outlet

coach handbags

oakley sunglasses

fitflops sale clearance

true religion jeans

puma shoes

nike roshe

chicago blackhawks jerseys

hermes belt

longchamp handbags

ugg boots clearance

michael kors outlet online

nike factory outlet

canada goose outlet

christian louboutin outlet

longchamp bags

swarovski outlet

mont blanc pens

fitflops outlet

canada goose outlet

canada goose parka

canada goose black friday

cheap jordans

coach factory outlet

ed hardy clothing

michael kors outlet online

lebron james shoes

tory burch shoes

michael kors handbags

true religion uk

marc jacobs outlet

birkenstock sandals

air huarache

coach factory outlet

ugg outlet

ferragamo outlet

true religion jeans

canada goose outlet

michael kors outlet online

pandora jewelry

ralph lauren uk

polo ralph lauren

canada goose outlet

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum