Volume: 5, Issue: 4

15/12/2013

Коррекция нарушений у детей раннего возраста – основная задача социализации ребенка и поддержки семьи
Зубарева, Т. Г. [about]

Введение в проблему

В настоящее время коррекция нарушений в развитии детей раннего возраста во всем мире является одним из приоритетных направлений работы специалистов медицинского и педагогического профилей.

Значимость и необходимость такой деятельности определяется, с одной стороны, уменьшением доли рождения здоровых детей, что приводит к росту количества детей-инвалидов и числа социальных сирот, а с другой стороны – увеличением затрат на специальное дошкольное и школьное образование [3].

В России сегодня необходимость создания системы ранней диагностики и коррекции отчетливо ощущается специалистами органов управления образования, здравоохранения и социальной защиты, семейной и демографической политики, понимающих важность этой задачи и готовых осуществлять в этой сфере активное междисциплинарное взаимодействие.

Проведение мер по диагностике и коррекции особенностей в развитии детей раннего возраста связано еще и с наличием, как в стране, так и в Курском регионе, тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости здоровых, но и прогрессирующим уменьшением доли рождения физиологически зрелых детей, повышением показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или перинатального генеза.

По статистическим данным комитета здравоохранения Курской области доля здоровых новорожденных в течение последних 7 лет снизилась с 48,3% до 26,5 %. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений. [5]. Первичные нарушения в развитии ведут к выпадению ребенка из социальной и культурной среды, либо его связь с социумом, культурой, как источником развития, грубо нарушается. Столь же грубо, на самых ранних этапах, нарушается связь родителей и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может и не знает, каким образом общаться с проблемным ребенком, как передать ему тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных, дополнительных и специфичных средств, методов и путей обучения.

Как сделать психолого-педагогическую помощь эффективной?

Для обеспечения эффективности психолого-педагогической помощи проблемному ребенку раннего возраста необходимо чтобы:

  • первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
  • специальная помощь начиналась сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка;
  • в содержание коррекционно-реабилитационных мероприятий были включены специальные разделы, направленные на решение проблем развития ребенка, которые его нормально развивающимся сверстником естественным образом решаются в ходе развития и не требуют применения специальных методик.

Ребенок с особенностями в развитии, получивший адекватную медицинскую поддержку в первые месяцы жизни, имеет серьезные  шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для его уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения.

Большинство медицинских и педагогических специалистов, работающих с детьми раннего возраста, считают, что целостную картину развития ребенка можно получить только при проведении всестороннего, комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования, в процессе которого выясняется как исходный уровень его развития  в разных направлениях – физическом, нравственном, социальном, познавательном, так и уровень его психофизического развития в целом.

Центр раннего вмешательства в г. Курске

В конце 2012 года, в рамках реализации программы «Мир равных возможностей» в Курской области, был создан Центр раннего вмешательства (ЦРВ) – структурное подразделение Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения.

Создание в регионе Центра раннего вмешательства было обусловлено:

  • увеличением числа новорожденных с тяжелой патологией  и важностью раннего выявления детей с проблемами в развитии и раннего обнаружения детей группы риска;
  • практическим отсутствием в Курской области учреждений для оказания ранней психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детям, имеющим тяжелые нарушения в развитии, в возрасте от 0 до 3-х лет;
  • неподготовленностью родителей к воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития;
  • отсутствием системы психолого-медико-педагогических консультаций семей, методических центров для специалистов, работающих с детьми раннего возраста;
  • необходимостью распространения педагогических, медицинских, социальных знаний в области оказания помощи детям с ОВЗ от до 0 до 3 лет.

Главной целью Центра раннего вмешательства является оказание профильной медицинской и педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) раннего возраста, имеющим тяжелые нарушения в развитии или риск возникновения таковых нарушений и нуждающимся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении.

Инициативу создания и деятельности Центра раннего вмешательства поддержал комитет здравоохранения Курской области. В настоящее время налажено тесное сотрудничество между специалистами Центра и сотрудниками комитета. Издан совместный приказ об обмене информацией о детях раннего возраста с тяжелыми нарушениями в развитии между учреждениями здравоохранения  и ЦРВ (распоряжение Губернатора Курской области от 09.11.2012 г. № 868-рг, приказ комитета образования и науки Курской области от 14.11.2012 г.  № 1-1186).

Комитетом здравоохранения направлено соответствующее письмо в родильные отделения, перинатальный центр, детские поликлиники с рекомендациями о выявлении детей с тяжелыми патологиями и направлении их для консультаций в ЦРВ. Осуществляется тесное информационное сотрудничество главного врача Центра и ответственного за эту работу специалиста комитета здравоохранения. Специалисты Центра раннего вмешательства участвуют в ежемесячных собраниях педиатров области.

С момента открытия ЦРВ консультативную помощь в этом структурном подразделении получили более 100 детей.

В Центр раннего вмешательства обращаются родители, имеющие на руках поликлиническую «Маршрутную карту ребенка». В ней отражаются, кроме анкетных данных, диагноз, факторы риска и медицинские назначения ребенка, которые передаются из поликлиники по месту жительства специалистам ЦРВ.

На консультацию в Центр направляются дети, имеющие проблемы со здоровьем и относящиеся к следующим группам риска:

  • дети с выявленными нарушениями в психофизическом развитии — с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, генетическими синдромами, наследственно-дегенеративными забо­леваниями, врожденными аномалиями развития, органическим поражением ЦНС, эпилепсией, подозрением на ран­ний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями;
  • дети биологической группы рис­ка — недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекци­онными или вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.), дети, у которых матери страда­ли токсикозом беременности; дети, рож­денные в асфиксии и перенесшие родо­вую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного;  дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице, проводился курс интенсивной терапии, реанимационные мероприятия; младенцы, полу­чившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар и т.п.;
  • дети социальной группы риска – дети родителей, имеющих психические за­болевания, страдающих алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних ро­дителей; дети из семей, направленных социальными службами; дети из семей беженцев и переселенцев и другие.

С пришедшей на первый прием семьей проводится консультация несколькими специалистами медицинского (неврологом, педиатром, физиотерапевтом, ортопедом, врачом ЛФК) и педагогического (логопедом, дефектологом, психологом) профилей. Осуществляется многофакторная оценка физического развития ребенка, оценка психомоторного, эмоционального, речевого развития, даются рекомендации родителям по лечению, питанию, физическому развитию, проведению массажа, лечебной гимнастике, рассказываются правила поведения, отношений родителей с ребенком, необходимые для успешного психо-эмоционального развития, предлагаются упражнения по развитию речи, моторики и т.д.

 

Роль родителей и специалистов в оказании помощи детям раннего возраста

Особую роль в реабилитации детей раннего возраста с проблемами в развитии Центр отводит родителям. По данным различных исследований, только около 40% родителей играют с маленькими детьми, поют колыбельные песенки младенцам, читают и обсуждают прочитанное, интересуются мнением своих малышей [4]. В большей мере это относится к «особым» детям. Родителям необходима поддержка специалистов, верящих в возможность помощи ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания проблемного ребенка.

Именно родители (или законные представители) являются основными «заказчиками» коррекционно-развивающей работы с малышом, что предполагает их осведомленность в имеющейся проблеме и высокую заинтересованность в результатах оказания помощи.

Учитывая то обстоятельство, что психологическая компетентность большинства родителей невелика, возникает необходимость проведения соответствующих информационно-просветительских мероприятий в этой области, с привлечением различных средств массовой информации. Своевременно полученная родителями информация о специалистах, которые знают, как помочь их ребенку, об учебных организациях, где он может воспитываться, способна существенно улучшить психологическое состояние родителей.

Роль родителей и медицинских работников в раннем развитии детей трудно переоценить. Именно они налаживают оперативный контакт с педагогами и психологами, которые берут на себя психолого-педагогическую коррекцию нарушений в развитии ребенка и психологическую поддержку его семьи.

Необходимым условием эффективной реализации стратегии ранней помощи детям с особенностями в развитии является подготовка и обучение специалистов, работающих с детьми раннего возраста, повышение их квалификации.

В 2012 году с целью внедрения инновационных технологий в работу специалистов медицинской и психолого-педагогической служб, сотрудники  ЦРВ повысили квалификацию в Институте раннего вмешательства в г. Санкт-Петербурге. Обучение прошли врач-невролог, педагог-психолог и врач-физиотерапевт.

Центр оснащен современным демонстрационным, игровым, спортивным, компьютерным оборудованием. Приобретены и внедрены в практику работы Центра раннего вмешательства  диагностические методики, в том числе компьютерные, такие как  программный комплекс «Программы точной оценки уровня развития детей KIDR/RCDI-2000», разработанный Институтом раннего вмешательства (г. Санкт-Петербург).

В Центре раннего вмешательства начата работа по организации клуба «Компетентные родители». Предполагается, что  в клубе родителей будут обучать методам и приемам ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

Заключение

Специалистами педагогического и медицинского профиля ЦРВ разработаны рекомендации (памятки, буклеты) по следующим направлениям работы:

  • развитие внимания, памяти, мышления у детей раннего возраста.
  • развитие предпосылок понимания речи у детей первого года жизни;
  • организация лечебной физической культуры с детьми до 3-х лет;
  • необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии раннего возраста.

                      

Врачи и педагоги Центра раннего вмешательства считают, что оказание коррекционной помощи в максимально раннем возрасте смягчит остроту проблемы, сгладит имеющиеся нарушения, позволит исправить основные недостатки в развитии ребенка,  и подготовить его к жизни и обучению со своими нормально развивающимися сверстниками.

Специалисты Центра раннего вмешательства едины в понимании необходимости комплексной помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии и семьям, их воспитывающим. Мы уверены, что объединение усилий всех заинтересованных людей, занимающихся проблемами раннего возраста, принесет свои плоды. Остановить и повернуть вспять эту деятельность невозможно, поэтому мы с уверенностью двигаемся по выбранному пути.

 

Использованная литература

  1. Верещагина, Н.В. Если ребенок отстает в развитии…[Текст] / Н.В. Верещагина. – СПб.: ООО Изд-во «Детство-пресс», 2012. – 64 с. (Советы специалистов родителям).
  2. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке) [Текст] / Н.Н. Малофеев. – М.: ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. – 98 с.
  3. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. – М.: Права человека, 2003. – 252 с.
  4. Служба раннего вмешательства. Методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи / Л.В. Блохина, С.В. Калинина, Н.И. Морозова и др. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 200 с.
  5. Создание Службы ранней помощи в муниципальной системе здравоохранения. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. – 2006. – 272 с. – (Российский опыт: инновации в практике).

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum