Volume: 6, Issue: 1

1/05/2014

Опыт организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в российской сельской школе
Байбородова Л. В. [about] , Паутова, Л.Б. [about]

Сегодня в сельских общеобразовательных школах России обучается много детей с проблемами в развитии. В некоторых из них число учащихся VII вида (с задержкой психического развития) и 8 вида (умственно отсталых) достигает 30-40%. Естественная, а иногда просто вынужденная в силу разных обстоятельств, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников является сегодня распространенной [3; 8]. Причины такой интеграции чаще всего могут быть следующие: отсутствие специальных (коррекционных) учреждений на селе, их отдаленность от места проживания ребенка и в этой связи нежелание родителей обучать своих детей в специальных учреждениях в отрыве от дома.

В соответствии с Законом об образовании и Конвенцией о правах ребёнка общеобразовательная школа призвана подготовить детей с умственными, физическими и психическими отклонениями, как и нормальных детей, к жизни в условиях современного общества. Анализ опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в сельских общеобразовательных школах показал существование различных вариантов организационного решения этой проблемы [7, с.30-31].

  • Создается школа, в которой обучаются почти все дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в конкретном муниципальном районе.
  • Если в сельской школе достаточно много детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с задержкой психического развития, формируются специальные коррекционные классы.
  • В сельских школах часто создаются разновозрастные коррекционные группы, где работают специально подготовленные педагоги.
  • В большинстве сельских школ дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах вместе с другими детьми, нормально развивающимися сверстниками, но по своим индивидуальным планам и программам.

Выбор варианта организации обучения сельских детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих обстоятельств, при этом в ряде школ присутствуют несколько способов организации обучения таких детей. Во всех случаях важнейшая задача сопровождения детей с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь им успешно интегрироваться в общеобразовательную школу, в среду сверстников и дать почувствовать себя комфортно, а также развиваться с учётом своих возможностей [3, 8].

Выпускник, имеющий проблемы, связанные со здоровьем,  должен войти в общество, найти своё место в нем как полноценный и полноправный его член, способный к самостоятельной жизни, взаимодействию с окружающими людьми и полезной продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения целей социализации, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к социальному окружению обеспечивается целенаправленной деятельностью педагогов в двух направлениях: повышение личностного потенциала самих детей с ОВЗ и работа с окружающими их людьми (главным образом, сверстниками) с целью повышения их толерантности к детям, которые отличаются от них по темпу психического развития и уровню здоровья.

Рассмотрим один из вариантов организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. С 2005 года по решению департамента образования Тутаевского муниципального района в Емишевской школе были открыты специальные (коррекционные) классы для обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и диагнозом «умственная отсталость». Такие дети были выведены из средних школ города Тутаева с наполняемостью классов 25–30 человек и интегрированы в малочисленную сельскую общеобразовательную школу с наполняемостью классов до 12 человек.

В настоящее время в школе обучаются 102 человека, 10 из них - на дому, 10 имеют по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)  VII вид, 68 человек - VIII вид. Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие диагноз F – 70 (VIII вид), обучаются в специальных (коррекционных) классах и разновозрастных группах. Дети, имеющие диагноз F - 80 (VII вид), интегрированы в общеобразовательные классы.

Цель школы – помочь ребенку познать самого себя, свои возможности, самоопределиться, предоставить ему возможность для самореализации, чтобы ребенок почувствовал себя нужным для общества [3, с.10-11].

Учебный план школы состоит из трех частей: общеобразовательные предметы, трудовая подготовка, коррекционная работа. Обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида организовано следующим образом. В 1–4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В 5–9 классах  продолжается обучение по общеобразовательным предметам, с 5 класса вводится  трудовое обучение с профессиональной направленностью.

В процессе обучения учащиеся достигают уровня функциональной грамотности, овладевают навыками общения, учебного труда, культуры поведения. Из традиционных обязательных учебных предметов изучаются чтение и развитие речи, письмо, математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, физкультура. В 5 классе введено природоведение, в 8-9 классах – обществознание. В 5-9 классах один час математики отводится на изучение элементов геометрии.

В системе обучения и воспитания детей с ОВЗ важное место отводится трудовой подготовке, в про­цессе которой решаются образователь­ные, воспитательные и лечебные задачи, а также задачи социальной адаптации. В связи с этим в школе трудовому обучению детей уделяется большое внимание. Трудовая подготовка состоит из трудового обучения (1-4 классы) и профессионально-трудового обучения (5–9 классы).

Программа по трудовому обучению в начальной школе в специальных (коррекционных) классах VIII вида предусматривает следующие виды работ:

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами;
  • работа с проволокой и металлоконструктором;
  • работа с древесиной.

С 5 по 9 класс в специальных (коррекционных) классах VIII вида проводится  профессионально-трудовое обучение. Учитывая материально-техническую базу, возможности и интересы обучающихся, а также запросы родителей было решено выбрать два основных направления профессионально-трудового и производственного обучения:  швейное дело и столярное. В школе имеются  комбинированные мастерские для мальчиков, оборудованные слесарными станками и верстаками, и для девочек, оснащенные различными швейными машинами (производственными, ножными, ручными, с электроприводом и оборудованной зоной для домоводства). На основе обследования детей, изучения их индивидуальных возможностей, и с целью профессионально-трудового обучения обучающиеся делятся на две группы. Девочки и мальчики имеют возможность выбрать то, что их больше интересует. Так, с пятого класса Андрей          П. выбрал швейное дело, с удовольствием посещал эти уроки и по окончании 9 класса сдавал экзамен по данному курсу.

При организации самостоятельной работы дети учатся эффективно общаться в коллективе, решать возникающие вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Кроме того, у детей не развивается комплекс неумелого, неспособного ученика, поскольку  задания распределены так, чтобы они были посильны для выполнения учащимися с различным уровнем развития. Важно, чтобы планка возможностей ученика не была занижена или завышена – всегда должен быть простор для творчества, для самореализации. Таким образом, на уроках создаются ситуации успеха, которые  способствуют повышению познавательной активности учащихся, желанию трудиться. 

У каждого ребенка свои индивидуальные особенности. Одни выполняют задание быстро, другие медленно, поэтому старшие ученики оказывают помощь младшим.  Во время урока дети  подходят друг к другу, спрашивают, советуются, обращаются за помощью. Ученики  любят работать группами, выполняя мини-проекты, например: «Поселок моей мечты», «Корзина с овощами», «Дом из буквы моего имени» и др.

На  занятиях по трудовому обу­чению при выполнении заданий в различных видах деятельности (шитье, вышивание, резьба и др.) решаются про­блемы развития пространственных пред­ставлений, зрительно-моторной координа­ции, восприятия цвета, формы, величины, конструктивной деятельности; развиваются умения планировать свою работу, ориентироваться в задании, правильно оформлять свои действия речью. Для этого используется комментирование учащимися последовательности операций с опорой на инструкционную технологическую карту.    

В классе, где обучаются дети с ОВЗ VIII вида, каждый ученик имеет определенное поручение (уход за растениями, уборка закрепленного за учеником участка, хранение игрового материала и др.). В 5–9 классах предусмотрены факультативные занятия, которые проводятся с небольшими группами учащихся для получения ими дополнительно жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессий и свободной ориентировки в современном обществе и быту.

По окончании учебного года на базе школьных мастерских проводится летняя трудовая практика в 5-7 классах (в течение 10 дней), в 8-9 классах (в течение 20 дней). В конце 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ государственного образца об окончании учреждения.

В последнее время особое место отводится проектной деятельности. Для этого в учебный план  введен курс «Основы проектной деятельности» в общеобразовательных классах и специальных (коррекционных) классах - разновозрастных группах. Проектная деятельность позволяет учащимся активно взаимодействовать с социумом, формировать навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужными другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории [2]. 

В рамках уроков профессионально-трудового обучения дети с ОВЗ выполняют следующие проекты: «Изготовление мебели для квартиры», «Ремонт класса», «Школьный дворик» и другие. Активную помощь в реализации этих проектов оказывают родители. Они осознают, что те умения, которые дети приобретут в стенах школы, потребуются им для более успешной социализации во взрослой жизни.

Родители обучающихся уже с первых классов задумываются о том, кем будут их дети после окончания школы. По инициативе родительского комитета была составлена  программа по профориентации учащихся 7-9 классов, которая включает в себя посещение образовательных учреждений в Ярославле, Рыбинске, Гаврилов-Яме, где после окончания 9 класса могли бы продолжить свое обучение дети с ОВЗ. Родительский комитет оказывает помощь в предоставлении транспорта для таких экскурсий, в которых  участвуют дети и их родители.

Кроме трудовой деятельности коррекционные функции в развитии детей выполняют также специальные занятия: в 1-4 классах – ритмика, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, с 5 по 9 класс - социально-бытовая ориентировка.

Особенно важны для развития детей коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия, которые проводятся с 1 по 7 класс. Учащихся 1-4 классов с выраженными речевыми дефектами  посещают занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия лечебной физкультуры (ЛФК) —  в соответствии с медицинскими рекомендациями.

В школе предусмотрены  лечебно-оздоровительные мероприятия с учетом заболеваний школьников. Эти мероприятия повышают устойчивость организма к учебным нагрузкам. На базе специально оборудованного кабинета организованы как групповые, так и индивидуальные занятия, в зависимости от заболевания, массаж специалистом-медиком, утренняя гимнастика перед уроками, физкультминутки на уроках, проводятся подвижные игры на переменах и по возможности на свежем воздухе.

В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований общешкольного, районного и областного значения. Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, принимают в них самое активное участие, каждый по своим способностям. С целью сохранения здоровья учащихся школа проводит целенаправленную работу по профилактике табакокурения и употребления психотропных веществ.

Развитие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, обеспечивается всеми специалистами, которые тесно взаимодействуют с семьей ребенка. Социальный педагог и классный руководитель проводят постоянную индивидуальную работу со всеми членами семьи.

Специалисты-медики, гинеколог, педиатр, нарколог, стоматолог на базе учреждения ведут большую просветительскую работу с учащимися, педагогами и родителями, ежемесячно организуя различные мероприятия. Еженедельно на базе школы работает психиатр из Тутаевской детской поликлиники, ведущий осмотр и прием детей с родителями, индивидуальные консультации  с ними. Особенно возрастает понимание родителями важности систематических лечебно-корректирующих мероприятий после патопсихологического врачебного обследования детей в присутствии родителей. Родители вовлекаются в процесс обследования и убеждаются в том, что не лень ребенка является причиной когнитивных нарушений и школьных затруднений. Объяснение родителям механизма действия лечебных факторов на доступном их пониманию уровне вовлекает родителей в сотрудничество с врачом.

В рамках своей работы психиатр осуществляет просветительскую деятельность не только для родителей, но и для педагогов, расширяя их знания о специфике взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Психиатр активно участвует в работе школьного консилиума.

Классными руководителями ведутся дневники наблюдения  за развитием каждого ребенка. На основе диагностик психолога и дефектолога отслеживается, какими темпами ребенок может осваивать программу, вводятся дифференцированные задания, учитывающие индивидуальные особенности развития учащегося [3].

Педагоги стремятся проектировать индивидуальные  планы и программы обучения детей по некоторым темам и предметам, разрабатывать образовательные маршруты, учитывая индивидуальность ребенка, прогнозируя степень успешности обучения. Прежде чем выбрать индивидуальный маршрут развития ученика,  ребенок направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию, где проводится медицинская диагностика и обследование психологом. Каждый ученик имеет медицинскую карту развития, в которой отражены все его индивидуальные показатели.

Один из организационных способов решения вышеперечисленных проблем – консилиум, который является структурным подразделением службы сопровождения ребёнка. Это постоянно действующий, объединённый общими целями коллектив специалистов, разрабатывающий и реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка. В то же время консилиум – самостоятельная организационная форма методической работы педагогического коллектива, наделённого правом разрабатывать индивидуальные программы развития ученика, давать рекомендации по его  сопровождению и контролировать ход этого процесса [7, 9].

Важное место в социализации детей занимает внеурочная деятельность, в которую включаются учащиеся общеобразовательных и специальных (коррекционных) классов [1].  Педагоги стремятся   к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не были изолированы от учащихся общеобразовательных классов. Учителя и специалисты целенаправленно создают благоприятную психологическую атмосферу для комфортного пребывания в школе всех детей. Наблюдается уникальный процесс, когда интенсивное развитие учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет за счет взаимодействия и совместной деятельности с детьми общеобразовательных классов.

В отличие от учебного процесса, который определяется учебными планами, программами и организуется по классам или в разновозрастных группах,  воспитательный процесс строится более гибко с учетом интересов и потребностей детей, их возможностей, предложений родителей, что позволяет реализовать себя всем детям, имеющим различные способности. Трудовые дела, праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому  ученику участвовать в доступной и интересной деятельности, добиваться успеха. Педагоги обеспечивают совместную творческую деятельность, труд и отдых всех обучающихся: работа школьного лагеря в период осенних, весенних и летних каникул; совместные поездки в филармонию, цирк, музеи  и т.д. Проводится много экскурсий по городам области и России. Таким образом,  внеурочная деятельность в равной мере доступна всем детям, обучающимся в школе. Это дает свои положительные результаты: повышается уровень развития и социализации одних и формируются гуманизм, человеколюбие, толерантность у других.

Использованная литература

  1. Байбородова Л.В.Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
  2. Байбородова Л.В.,  Серебренников Л.Н. Проектная деятельность сельских школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
  3. Бурыкина Н.М. Социально-педагогическая поддержка учащихся с особыми проблемами в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук.  -  М., 2003. – 22 с.
  4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: под ред. В.А. Сластенина - 5 изд. стереотип. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
  5. Демьянов Ю.Г. Диагностика психологических нарушений: практикум. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 1999. – 224 с.
  6. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психологические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения //Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. - № 1 (25). – С.5-13.
  7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе: методическое пособие; под ред. Л.В. Байбородовой - Ярославль: Департамент  образования Ярославской области, 2009. – 172 с.
  8. Коноплева А.Н. Структурно-содержательные особенности интегрированного обучения детей с психофизическими нарушениями. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. 164 с.
  9. Консилиум – решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психологические материалы; авт.-сост. О.Б.Григорьева и др.- Волгоград: Учитель, 2009. – 255 с.
  10. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: под ред. М.Н. Назаровой. – 2 изд. Стереотип. – М.: Академия, 2002. – 400 с.
  11. Шевченко С.Г.Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 1990. – 78 с. 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum