Volume: 6, Issue: 1

1/05/2014

Сотрудничество в ходе создания и ведения словаря с целью развития читательской компетентности будущих инженеров
Гейхман, Л.К. [about] , Ставцева, И.В. [about]

Введение

Традиционное инженерное образование направлено на максимальную профессионализацию, что предполагает фундаментальную подготовку студентов в области точных и узкоспециальных дисциплин. С одной стороны, не вызывает сомнений необходимость обучения студентов только тому, что им определенно понадобится в их будущей профессиональной деятельности. Однако, с другой стороны, именно эта сторона вопроса сегодня вызывает наиболее серьезное беспокойство педагогов, которые не способны предсказать, с чем именно будет работать будущий инженер.

Дело в том, что технологии и производство стремительно изменяются, мгновенно устаревают и обновляются сообразно потребностям социума. Невозможно знать наверняка, какие специальные знания будут востребованы даже в ближайшем будущем и пригодятся конкретному выпускнику вуза инженерной специальности. Именно поэтому образование и общество в целом продолжают искать точки опоры, которые бы помогли не захлебнуться в нескончаемом потоке информации, поджидающем людей где угодно, но особенно ощутимо в профессиональной области деятельности.

Помощь приходит из гуманитарной сферы. Несмотря на тот факт, что количество академических часов в университете строго ограничено, и многое необходимо вложить в непродолжительный временной ресурс, гуманитарные науки нельзя недооценивать. Более того, на них нужно всецело опираться, стратегически планируя их освоение студентами – будущими инженерами.

Анализ гуманитарных дисциплин в инженерном образовании [1, 3, 6, 8] позволяет выделить как минимум четыре ключевых аспекта, особенно значимых для профессионала любого технического направления. Важно развивать умения эффективного взаимодействия и сотрудничества, комплексные умения чтения, способность и готовность обучения в течение всей жизни и профессиональное владение иностранными языками. Сознательно объединяя перечисленные аспекты, в данной работе мы продемонстрируем возможность и необходимость их интегрированного формирования у студентов инженерных специальностей.

Теоретически вторая часть статьи описывает феномен читательской компетентности цифрового пользователя. Здесь приводятся причины, демонстрирующие значимость ее развития у будущих инженеров. С точки зрения практики в третьей части статьи раскрывается сущность технологии создания и коллективного ведения учебного пользовательского словаря, представляющего собой мощный инструмент формирования и оценивания обозначенной компетентности.

Часть 1. Чтение в инженерном образовании

Зачем будущему инженеру осваивать комплексные умения чтения?

Не секрет, что основное внимание чтению уделяется на этапе основного образования, но никак не высшего. Считается само собой разумеющимся, что человек поступает в университет, уже «умея читать». Однако суть вопроса заключается в том, что понимается под этим «умением». В частности, как показывают последние данные тестов PISA и ЕГЭ, с «читательской грамотностью» у современных выпускников российских школ проблемы. Что же тогда говорить о читательской компетентности как более высоком образовании по сравнению с грамотностью чтения?

Тем более актуальным становится этот вопрос в свете того, что основные задачи, стоящие перед инженерами современного информационно насыщенного производства, включают в себя запуск высокотехнологических проектов, разработку новых технических решений и модернизацию существующих. Профессия инженера требует творческого понятийного мышления и умений работать с постоянно обновляющейся информацией, что неизбежно связано с чтением.

Чтение объединяет в себе многое, и это позволяет авторам «Национальной программы поддержки и развития чтения» утверждать: «Чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего» [7: с. 6].

Владение читательскими умениями даёт огромное преимущество в мире клипового мышления и цифровых пользователей. Оно становится редкой и уникальной ценностью, позволяющей получать самые достоверные знания и эффективно с ними работать. Постоянное чтение, осмысление информации, ее фильтрация, интерпретация и присвоение тождественны неиссякаемым профессиональным возможностям. Когда информация становится важнейшим продуктом, профессиональное развитие напрямую связано с читательскими умениями, гарантирующими необходимое повышение квалификации и успешность обучения в течение всей жизни.

Чтение сегодня – процесс исключительно социальный, интерактивный, предполагающий межличностное взаимодействие, общение. Немаловажную роль в этом играет Интернет, эксплицирующий результаты деятельности чтения, предоставляющий все возможные средства для продуктивной реакции, следующей за рассматриваемой рецептивной деятельностью.

Однако, обогащая современный мир новыми возможностями, Интернет генерирует и новые потребности. В частности, будучи синонимом глобализации, Интернет диктует необходимость изучения иностранных языков, как минимум английского, языка бизнеса, науки и культуры, которого становится мало для удовлетворения насущных потребностей компетентных цифровых пользователей. В постоянных потоках данных зачастую информация, предлагаемая читателю в рамках разных национальных культур и на разных языках, неодинакова, что заставляет осваивать иностранные языки для адекватного понимания событий мировой значимости и анализа профессиональной области знаний.

Таким образом, чтение означает знание, обучение, коммуникацию, взаимодействие, что формирует основу любых профессиональных компетенций. Читательская компетентность – насущная необходимость, а не привилегия филолога, историка или психолога. Она более чем важна для инженера. Только человек с широким кругозором способен решать сложные проблемы современности, принимая творческие решения, которые иногда оказываются не только самыми правильными, но единственно возможными. Более того, когда речь идёт о комплексных сферах инженерной науки и практики, важно помнить о нетривиальных сложностях, разглядеть которые невозможно без хорошего уровня читательской компетентности цифрового пользователя как базовой составляющей информационной культуры личности.

Часть 2. Читательская компетентность цифрового пользователя

Читательская компетентность цифрового пользователя представляет собой способность субъекта современного информационного общества ставить и эффективно решать читательские задачи образовательного и профессионального характера, отражая внутренне переработанный концепт текста в авторском вторичном произведении [4]. Это интегративная характеристика автономной личности, способность по-новому организовывать деятельность чтения через совокупность умений, связанных с: 1) эффективным информационным поиском в Интернете; 2) оценкой источников с использованием стратегии смысловой обработки информации, адекватной выбранному типу текста и цели чтения; 3) воссозданием концепта текста и с его отражением во вторичном произведении.

Инженер с развитой читательской компетентностью цифрового пользователя обладает комплексным набором умений, которые условно можно разделить на пять компонентов компетентности:

  • мотивационно-целевой (точная постановка читательской цели, поиск и экспликация путей её удовлетворения в информационно насыщенном пространстве);
  • информационный (использование новых информационных технологий для решения читательских задач, действия по эффективному поиску информации в печатных и компьютерных источниках, её верификации, отбору в потоках неструктурированных данных);
  • когнитивный (полнота, точность и глубина понимания текста и гипертекста с извлечением из него ключевых элементов);
  • интерактивный (верная интерпретация смысла текста, компрессия прочитанного материала в целях создания социально значимого вторичного продукта и информационное взаимодействие с партнерами на основе обмена продуктивными результатами чтения);
  • рефлексивный (осмысление деятельности чтения и рефлексию собственного читательского опыта извлечения информации из печатных и электронных источников).

Будучи сложным системным образованием, читательская компетентность цифрового пользователя представляет собой единую способность к профессиональному выживанию в современной среде, наполненной неконтролируемыми информационными потоками, заставляющими инженеров учиться мгновенно и эффективно реагировать на ситуацию, а педагогов – разрабатывать новые стратегии управления процессом обучения студентов.

Часть 3. Учебный пользовательский словарь

А. Сотрудничество при ведении словаря

Сформировать способность описанной комплексности и многокомпонентности – неочевидно решаемая задача, усложненная тем, что педагогическую технологию, направленную на развитие читательской компетентности цифрового пользователя, целесообразно основывать на сотрудничестве студентов в совместном освоении данной способности.

Решение было найдено в науке, описывающей теорию и практику составления словарей и справочников, – лексикографии, подсказавшей нам возможную деятельность, которая, с одной стороны, имеет самостоятельную цель и результат (учебный пользовательский словарь), а, с другой, – при условии педагогически корректной организации – может служить проверкой сформированности читательской компетентности.

В качестве основы педагогической технологии мы исходим из тезиса, сформулированного В.В. Кондратьевым: «В широком смысле понятие «технология» смыкается с понятием реализации системного подхода, будучи в пределе не только информационно, но и материально реализованным алгоритмом, дающим при благоприятном исходе целевой «конечный продукт», возможно, виртуально содержащийся в начальной системной посылке» [5, с. 202]. При этом, конечным продуктом мы рассматриваем учебный пользовательский словарь, в то время как базовый алгоритм как предел технологии – это алгоритм по его созданию, включающий:

  • выбор тематики словаря, определение его структуры;
  • создание поисковой базы, банка данных для выбора текстов-источников словаря;
  • поиск основного и вспомогательных текстов по заданной тематике;
  • чтение найденных текстов;
  • выбор ключевых единиц;
  • построение схемы по прочитанному;
  • лексикографическая фиксация;
  • написание вторичного текста жесткой структуры на основе данного.

Данный алгоритм в своей сущности представляет собой деятельность по компрессии текста. Каждый его шаг помогает глубже понять текст как коммуникативную единицу и продемонстрировать понимание через последовательность продуктивных элементов, ведущих к созданию словаря и его использованию: ключевые слова – схема – словарная статья – словарь – вторичный текст. Выполняемый в сотрудничестве группой студентов, алгоритм цикличен и повторяется каждый раз при чтении новых текстов выбранной тематики.

Созданный и поддерживаемый учебный пользовательский словарь представляет собой результат лексикографической фиксации, справочный ресурс, создаваемый в индивидуальных учебных целях неспециалистами в области лексикографии [8].

Организуя деятельность студентов по ведению учебного пользовательского словаря [4], преподаватель обеспечивает контроль использования разных видов чтения и качества усвоения письменной информации с нескольких сторон одновременно. Точно отобранные тексты доказывают следование общей концепции словаря, демонстрируют умения поискового чтения. Адекватно выделенные ключе­вые единицы свидетельствуют о понимании смысла текста, о владении ознакомительным видом чтения. Верные характеристики ключевых слов, отобранные из лексикографических источников, гарантируют понимание самих единиц и говорят об умениях изучающего чтения. Объединяя в себе возможность последовательного анализа прочитанного материала с возможностью создания продукта чтения, полезного для последующих обращений к нему студентов, технология ведения учебного пользовательского словаря становится уникальным инструментом формирования читательской компетентности цифрового пользователя.

В. Результаты применения технологии ведения словаря в обучении чтению на иностранном языке

Описанная технология была апробирована в процессе проведения занятий по английскому языку для специальных целей у студентов очного отделения инженерных специальностей второго года обучения и продемонстрировала развитие читательской компетентности цифрового пользователя.

Результаты анкетирования показали, что студенты самостоятельно выявили следующие положительные эффекты создания учебного пользовательского словаря как результата учебного сотрудничества в освоении читательской компетентности: возможность обсудить преимущества и недостатки поисковых систем, существующих словарей и автоматических переводчиков; возможность узнать, экспериментально проверить и обсудить составление поисковых запросов; возможность использовать знания, приобретенные из лекционных курсов, читаемых на родном языке; возможность изучать тексты на родном и иностранном языках в сравнении; возможность оценивать работу студентов той же группы, вместе выявлять плюсы и минусы включенных в словарь статей; возможность составлять такие описания иностранных слов, чтобы ими пользовались другие студенты.

Таким образом, создание и ведение учебного пользовательского словаря помогает научиться искать информацию и оценивать ее достоверность, понимать свои и чужие тексты, использовать информацию для личных целей и целей других людей, ориентироваться в профессиональной сфере общения на иностранном языке, развивать читательскую компетентность.

Заключение

Обучение будущих инженеров – это большая социальная ответственность [1], обремененная огромной неуверенностью в завтрашнем дне. Однако это и кладезь возможностей, реализовать которые под силу гуманитарному знанию. В частности, последовательная и систематическая интеграция таких важных аспектов, как сотрудничество, чтение, иностранные языки и обучение в течение всей жизни, рождает практическую технологию коллективного ведения учебного пользовательского словаря, которая становится мощным средством развития читательской компетентности цифрового пользователя.

Использованная литература

  1. Вербицкий А. А. Подготовка преподавателя инженерного вуза в контекстно-компетентностном формате // Инженерное образование для новой индустриализации: программа и сборник докладов международной научной школы. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. С. 52-63.
  2. Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход). Дис. … д-ра пед. наук; 13.00.01 / Л.К. Гейхман. – Екатеринбург, 2003. – 426 с.
  3. Гейхман, Л.К. Педагог XXI века / Л.К. Гейхман, И.В. Ставцева // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. №7(49). – Пермь: Издательство ПНИПУ, 2013. – С.13-19.
  4. Гейхман, Л.К. Развитие читательской компетентности  цифрового пользователя посредством составления учебного пользовательского словаря / Л.К. Гейхман, И.В. Ставцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». Том 10. №2. Челябинск: Изд-во  "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет), 2013. – С. 65–70.
  5. Кондратьев В. В. Методология системного исследования: учебное пособие. Казань: РИЦ "Школа", 2007. 236 с.
  6. Малетина Л. В. Обучение иноязычному монологическому говорению во взаимосвязи с информативным чтением в процессе профессиональной подготовки будущего инженера: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 23 с.
  7. Национальная программа поддержки и развития чтения – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский книжный союз. Режим доступа [http://www.mcbs.ru/data/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf 30.10.2011].
  8. Geykhman, L.K., Stavtseva, I.V. From customized learners’ dictionary to digital user’s reading competence / L.K. Geykhman, I.V. Stavtseva // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2012». – Выпуск 2. Том 13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. – С. 47-53.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum