Volume: 6, Issue: 1

1/05/2014

Медиаобразование и медиа-грамотность на современном этапе развития российского образования
Бондаренко, Е.А. [about]

Термин «медиаобразование» в России до сих пор вызывает споры и дискуссии. Для профессионалов масс-медиа это в первую очередь профессионализация, раннее обучение профессиональному мастерству будущих журналистов, режиссеров, операторов и т.п. С появлением компьютерных мультимедиа технологий в среде непрофессионалов утвердилось мнение, что это использование информационных технологий в образовании.

Учитывая, что термин родился в педагогической среде, приходится признать, что оба толкования нуждаются в уточнении. Для педагогов медиаобразование – это в первую очередь использование текстов из СМИ как материала для анализа на уроках и освоение предметного содержания через создание собственных сообщений-медиатекстов. На первый план выходит развивающая и формирующая функции медиаобразования, оно одновременно выступает и средством постижения предмета, и способом формирования общей информационной культуры ученика, прежде всего, критического мышления и умения работать с информацией. Технологии медиаобразования, с одной стороны, являются прикладными, а, с другой, помогают объединить изучение предметов и отдельных учебных курсов в единый процесс образования, поскольку основная задача медиаобразования – формирование общих информационных умений, культуры работы с информацией, этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций.

В эпоху активизации PR-отношений нас окружает высоко-технологичная информационная среда, среда символов и знаков, где воздействие скрытых смыслов медиатекстов (рекламы, листовок, вывесок, прессы и т.п.) постоянно возрастает. В этих условиях чрезвычайно важно не только научить юное поколение основам критического мышления, но и помочь взрослым снять стресс, порождаемый агрессией медиатекстов.

Среди наиболее важных факторов, определяющих изменения в современном образовании, выделяется растущее влияние внешней медиасреды. А одним из наиболее значимых слагаемых информационной среды образования является медиа коммуникация (массовая печать; радио; кинематограф, телевидение, видео; компьютерные мультимедиа технологии).

Необходимо сориентировать школьника на жизнь в открытом информационном пространстве,  при открытом диалоге культур. Особый интерес в этой ситуации представляет одна из теорий происхождения и развития культуры – теория диалога культур В.С. Библера (2005). Только в творчестве, в диалоге, во взаимодействии человека и мира происходит развитие. Только в ситуации диалога возможно развивающее обучение. А медиакоммуникация – постоянный диалог, и современный школьник активно осваивает новые для него информационные пространства.

Рассматривая роль масс-медиа в жизни современного школьника, необходимо отметить, что современная медиакоммуникация выступает для подростка не только как источник информации, имеющей образовательное значение, но и как повод для формирования системы взглядов на мир и особого рода культуры – медиакультуры обучающихся. Это происходит не только при пассивном восприятии различных медиатекстов, но в первую очередь при попытке создать собственные тексты, используя язык массовой коммуникации. И если ранее для большинства школьников последнее было малодоступно, то благодаря современным техническим средствам  школьник  быстрее становится «писателем» (творцом медиатекстов), нежели «читателем».

Школьник сталкивается с медиатекстами ежедневно. Их восприятие, понимание, создание собственных текстов подразумевает наличие некоторого стартового уровня информационной культуры. Однако формирование информационной культуры возможно только в процессе целенаправленной работы учителя и ученика. Отсюда и возникает необходимость разработки и применения широкого спектра технологий медиаобразования в современном учебном процессе.

Что такое технологии медиаобразования?

В постиндустриальном обществе информационная культура становится не столько набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, сколько определенным критерием развития личности, характеризующим диалогичность восприятия, вариативность и открытость системы знаний. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми – наиболее общими – методами и технологиями. В терминах новых российских стандартов образования это соответствует формированию универсальных учебных умений.

Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности) на основе мировоззренческих позиций (развитие критического мышления, выработка собственных концепций на базе информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи). Использование современных технических средств обучения становится более интенсивным, активно формируется инновационная информационно-образовательная среда.

Сейчас, когда можно дать объективную оценку итогам первого этапа «информационного взрыва» конца ХХ века, большинство исследователей, занимающихся проблемами изменений в образовании, говорят о необходимости формирования информационной культуры школьников. Само понятие информационной культуры включает в себя наряду с информалогическим аспектом (совокупность умений, знаний и навыков поиска, отбора, анализа информации, направленных на удовлетворение потребностей в информации), такие аспекты, как культурологический (понимаемый как способ бытия человека в информационном обществе) и мировоззренческий (определяющий долю активного участия личности в преобразовании мира).

Таким образом, в современном обществе значительно изменяется представление об информационной культуре, а потому следует говорить как о формировании медиаграмотности (о грамотности в области восприятия, понимания и интерпретации текстов СМИ), так и  об информационной грамотности (комплексе наиболее общих умений и навыков работы с информацией).

В Европе были выделены четыре сферы, к которым общее среднее образование должно подготовить человека - постоянное обучение в процессе жизни, активная социальная жизнь, экономическая активность и профессиональная деятельность. С учетом национальных, социально-экономических, культурно-исторических особенностей эти подходы были отражены в системе образования всех европейских стран (2).

В рамках реформ  российского образования разрабатывается методология включения в систему образования внешкольных ресурсов (создание образовательной среды); развитие модели образования, ориентированного на будущее, и создание системы самообразования, способствующего формированию способов учения и развитию компетенций. Сам образовательный процесс в новых стандартах рассматривается как взаимодействие обучения и самообразования.

Что же необходимо в настоящий момент?

В первую очередь следует разобраться с терминологией. Если грамотность в широком понимании термина – не только умение читать и писать на предложенном языке, но еще и способность создавать тексты согласно установленным нормам грамматики и правописания, то медиаграмотность – это умение как понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их.

Информационная грамотность добавляет к этому комплекс умений работать с информацией – классифицировать ее по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами и пр. Медиаграмотность окрашена идеологией, в то время как информационная грамотность более инструментальна.

Не следует забывать и о цели формирования любого вида грамотности. Часто ее характеризуют как степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, что на самом деле есть часть общей культуры, т.е. цель формирования медиаграмотности – медиакультура, а если рассматривать этот процесс шире – информационная культура.

Медиаобразование – оптимальный способ достижения данной цели, а медиаобразование как основа педагогической деятельности становится гарантией эффективности формирования общих учебных умений, информационной культуры учителя и обучающегося.

Однако области, где наиболее эффективна реализация медиаобразования, постоянно меняются. Так, в настоящее время оптимальными областями, где необходима медиаобразовательная работа, являются следующие:

  • сфера обеспечения информационной безопасности личности (умение ориентироваться в медиапространстве, грамотно осуществлять навигацию, бороться с эффектами медиа вирусов и интернет-аддикции);

  • сфера поиска информации (умение составлять поисковые запросы, отбирать и фильтровать информацию, сохранять и изменять ее по заданным параметрам; здесь также важно осуществление и стимулирование потребности в новой информации);

  • сфера восприятия и интерпретации медиатекста (восприятия, понимания, освоения контекста, умения воспринимать концепцию и скрытый смысл /скрытые смыслы/ медиатекста, умение выстраивать свою концепцию по поводу полученной информации);

  • сфера медиатворчества (создания собственных медиатекстов – как самостоятельно, так и в соавторстве; от репродуктив-ного уровня – через креативный – к творческому);

  • практическое освоение медиапространства (умения соблюдать этику общения в медиапространстве, понимать направленность медиатизированного диалога; степень участия в создании и функционировании медиапространства на различных уровнях – от локального (например, школьного) медиапространства до общемировых информационных сетей). 

Разработка и практическая реализация педагогического комплекса формирования и развития информационной культуры – одна из наиболее актуальных задач современной школы. Медиаобразование позволяет делать более интенсивным процесс усвоения новых знаний. Разработка и использование медиаобразования в школе может идти по следующим основным направлениям:

  • формирование критического мышления на основе наглядного использования медиатекстов в преподавании отдельных предметов с целью интеграции медиаобразования и данного предмета [интегрированное медиаобразование].
  • Изучение практики современных медиа – работа над школьными печатными изданиями, изучение основ видеосъемки и монтажа в школьных кино- и телестудиях (что способствует как формированию собственной позиции по отношению к медиа информации через реализацию художественно-творческого потенциала личности, так и формированию медиаграмотности, необходимой для гражданина будущего общества), иначе говоря, специальное или социокультурное медиаобразование (Собкин, 2000).

Объединение этих направлений представляет собой комплексное медиаобразование, т.е. использование всего комплекса возможностей медиатехнологий для активизации процесса образования в целом. А его цель – объединить регулярную работу с медиатекстами на уроке с творческой практикой в области различных медиа вне урока. Учиться понимать и учиться излагать мысли на языке медиа так, чтобы тебя понимали другие. Достигать гармонии, равновесия знаний о мире, о душе, о человеке, – того самого «живого знания», о котором писал В.П. Зинченко: «Живое знание отличается от мертвого или ставшего знания тем, что оно не может быть усвоено, оно должно быть построено. Построено так, как строится живой образ, живое слово, живое движение, живое, а не мертвое, механическое действие» (Зинченко, 1998, с. 22).

С нашей точки зрения, в современных российских школах необходимо именно комплексное медиаобразование, поскольку оно объединяет преимущества формирования медиакультуры во всей деятельности учащихся (урочной, внеурочной, внеклассной).

В соответствии с концепцией комплексного медиаобразования, в качестве групповых показателей индикаторов медиаграмотности предлагается использовать: область обеспечения информационной безопасности личности; факторы восприятия, понимания, интерпретации медиатекстов/информационных сообщений; наличие собственных медиатекстов (творчество в мире медиа); а также критерии практического освоения личностью современного медиапространства.

Отметим, что одним из основных актов формирования информационной грамотности является развитие критического мышления. Критическое мышление – это не только критическое восприятие информации, но в первую очередь ее многосторонний анализ, который может брать в качестве исходных любые факторы, однако итогом процесса должно стать понимание общего смысла медиатекста, направленности коммуникации (Р. Солсо, 2009).

С точки зрения дидактики образовательного процесса применение технологий медиаобразования – гибкий и универсальный процесс, предоставляющий широкие возможности для развития критического мышления и реализации творческого потенциала личности. Однако следует учесть, что содержание педагогической деятельности при этом существенно отличается от традиционного образовательного процесса. Во-первых, значительно усложняется деятельность преподавателя, который должен не только иметь специальную подготовку в области освоения мультимедийных технологий, но и активно применять приемы педагогики, связанные с культурой использования технических средств обучения и со стимулированием самостоятельного творчества учащихся. Во-вторых, часть процесса обучения и воспитания переносится на самих учащихся, зависит напрямую от их активности, что способствует формированию индивидуальных образовательных траекторий. В этих условиях объяснение учебного материала требует гораздо более активных и интенсивных взаимодействий между учителем и учеником. Значительно усложняется и сама технология проведения занятий – преподаватель должен одновременно излагать материал, контролировать применение мультимедийных средств обучения и чутко реагировать на любое изменение состояния аудитории для организации эффективной обратной связи.

Таким образом, технологии медиаобразования становятся логичными элементами современной образовательной среды. И формирование критического мышления, и реализация художественно-творческого потенциала личности находятся в русле базовых направлений работы современной школы. Однако педагогические концепции медиаобразования шире узкопрофессиональных предметных методик – это направление педагогики не ограничивается поисками эффективного использования всех возможностей мультимедиа или телекоммуникаций. Это «идеология педагогической деятельности» (Журин, 2012, с.189), наиболее общая стратегия формирования критического мышления и информационной культуры на материалах СМИ.

Использованная литература

  1. Библер В.С. Мышление как творчество. – М.: Мысль, 2005.
  2. ИСИО РАО.  Анализ организации профильного обучения в системе общего среднего образования в зарубежных странах Доступно на: http://www.isiorao.ru/Progect/experience/profil/obraz.%20zarubegom.php
  3. Собкин В. С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2000.
  4. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998.
  5. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2009.
  6. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. – М.: Бином, 2012. 

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum