Volume: 6, Issue: 1

1/05/2014

Семейная медиаграмотность: что нужно сегодняшним детям
ДиГаэтано, Глория М. [about]

В середине 1980-х я была разведенной, выбивавшейся из сил работающей матерью с двумя маленькими сыновьями двух и четырех лет. Как и любая вынужденная рассчитывать только на свои силы мать-одиночка, я сажала своих детей перед телевизором, чтобы успокоить их и удержать от разных опасностей, а также, в какой-то мере, чтобы самой не сойти с ума, – ведь как только они отходили от голубого экрана, то становились неуправляемыми. Я смирилась с тем, что мои дети были предоставлены сами себе.

Затем случилось нечто любопытное. Мой бывший муж захотел забрать наш телевизор. Чтобы не разрушать и без того хрупкий мир, я согласилась, но при этом внутри содрогалась от мысли, как смогу прожить хотя один день без столь «важного» предмета быта. А потому приняла твердое решение купить новый телевизор, как только получу ближайшую зарплату.

Пока же приготовилась к тому, чтобы продержаться хотя бы до конца месяца, и при этом, чтобы и я, и дети остались целыми и невредимыми. Первые несколько дней были сущим адом. Дети  капризничали, слонялись без дела, ворчали, жаловались, ныли и без конца дрались друг с другом. После окончания напряженного рабочего дня в качестве администратора школьного округа, я забирала детей из сада, приводила домой и мучительно пыталась сообразить, чем бы с ними заняться. В итоге решила делать то, что, по моему разумению, должно было быть весело. Я стала придумывать разные ролевые игры и приходила на кухню, чтобы готовить ужин, одетая, то как пират, то как принцесса Лея, вымышленный персонаж вселенной «Звёздных войн». Детям это нравилось, и они включались в игру, на ходу выдумывая свои собственные образы. Мы слушали классическую музыку, и я рассказывала им о звучащих инструментах. По вечерам моей палочкой-выручалочкой становились магнитофонные записи с аудиокнигами, помогающими и развлекать, и одновременно успокаивать детей. А спустя две недели случилось чудо. Мои «маленькие чертенята» превратились в любознательных, отзывчивых и творческих малышей. Понятно, что и теперь случалось всякое, но разница была просто невероятной! Честное слово, я просто поражалась произошедшим положительным переменам.

Так родился мой интерес к исследованию проблемы чрезмерного использования и злоупотребления экрана и компьютерных технологий, а также их влияния на развивающийся мозг. Пока еще не было интернета, мои изыскания ограничивались источниками в библиотеке местного университета. Я делала фотокопии журнальных статей, которые поражали воображение и приводили к пониманию того, что, чем больше дети проводят время у телевизора, тем выше риск развития у них трудностей в обучении, тем ниже мотивация в школе и выше шанс быть агрессивными, и, наконец, ниже уровень сотрудничества с другими детьми в группе сверстников (Macbeth Williams, 1986). К своему изумлению я обнаружила, что к выводу относительно вредного воздействия ТВ на ребенка пришли еще в 1976 г.: сцены насилия действительно приводят к развитию агрессивного поведения, страха и снижению чувствительности к подлинному насилию (Bouthilet and Lazar, 1982).

В те времена соблазны голубого экрана, конечно же, не шли ни в какое сравнение с сегодняшними, когда родители практически не в состоянии оторвать детей от телевизора, чтобы пообедать. Когда же родителям хочется побыть наедине, то опять же телевизор – их верный друг (!) Мы наблюдаем сегодня бесчисленные варианты притягательного экрана: благодаря им дети в современных внедорожниках не произносят ни слова на протяжении всей поездки в школу, небольшие экраны видеоигр притягивают внимание детей в любое время дня, особенно, когда им «скучно», мобильные телефоны в руках маленьких детей, пристегнутых в автомобильных детских креслах, пока мама отправляет сумки с покупками в багажник автомобиля… Фактически, в период между своим первым и вторым днями рождения, 64% грудничков и малышей, только учащихся ходить, уже смотрят телевизор и видео в среднем больше 2-х часов в день (Rideout, 2011). Пока родители отдыхают в ресторанах, внимание малышей отвлекают различные программы на DVD дисках, что постепенно убивает любознательность и стремление детей к общению. В этом смысле школы отнюдь не облегчают родителям задачу контролировать время, проведенное их чадами у экранов. Многие школьные советы обязывает родителей покупать планшетные компьютеры дошкольникам. И, возвращаясь из детского сада, дети не расстаются со своими планшетниками и с головой погружаются в двухмерную реальность вместо того, чтобы жить и наслаждаться жизнью в реальном, трехмерном измерении. Многих родителей подхватывает этот современный ураган технологий, и они не могут ни минуты провести без текстовых сообщений, загрузки и обмена  данными, общения в социальных сетях, тем самым, пусть и неосознанно подавая пример экранного помешательства своим детям. И ведь нельзя отставать от сверстников в погоне за модными компьютерными гаджетами. В конце концов, мы – цифровое поколение!

Шесть сложнейших трудностей, с которыми сталкиваются родители

Почему же так много родителей не видят ничего плохого в чрезмерном просиживании их детей у экранов? И даже хотя современная наука о человеческом мозге буквально взорвалась потоками соответствующей информации, родители не соотносят эти факты с теми последствиями, которые неизбежно ожидают их детей на всех возрастных этапах развития. Не облегчая, а только усложняя ситуацию, наш «информационный век» ставит перед родителями шесть сложнейших препятствий, с которыми никогда не сталкивались предыдущие поколения.

1. Глобальные конгломераты влияют на детей уже с раннего возраста, в целях развития которых их родителей убеждают в необходимости постоянного приобретения все новых и новых цифровых устройств и компьютерных продуктов.

С годами международные корпорации все сильнее прибирают наших детей к своим рукам. Журналист издания «Материнство» (Mothering) Джудит Рубин (Judith Rubin) напоминает нам, что «профессиональные маркетологи постоянно исследуют рыночные возможности, вводят и засоряют рынок новыми развлекательными устройствами, навязывая их нам. Намеренно размывая границы между продуктами, развлечением, школьным образованием и рекламой, коммерсанты успешно пользуются ограниченной способностью детей разобраться во всем этом потоке» (Rubin, 2003).

2. Общественные нормы и правила разрушаются посредством ассимиляции различных социальных институтов.

Родители больше не могут рассчитывать на поддержку со стороны социальной системы в передаче детям своих традиционных ценностей. Пожалуй, одна из самых больших трудностей, с которыми сталкиваются родители, заключается в том, что слишком много факторов общественного влияния представляют собой корпоративные клоны. К примеру, многие государственные школы в США, транслируют на уроке образовательные передачи первого общенационального  канала (Channel One). Таким образом, они, хоть и неявно, но участвуют в рекламе нездоровой пищи и жестоких компьютерных игр, и эта реклама ежедневно обрушивается на детей. Во многих школьных автобусах без перерыва звучит радио Диснея; сети ресторанов быстрого питания  выступают спонсорами школьных мероприятий и крупных событий, как, например, зимних Олимпийских игр, и все меньше людей замечают в этом противоречия и иронию.

3. Корпорации подрывают авторитет и ответственность родителей.

Корпорации намеренно вбивают клин между родителем и ребенком. Родители, говорящие «нет» и пытающиеся установить ограничения, часто изобличаются как глупые и несправедливые. Сегодня детские возрастные группы прочно связаны с глобальными конгломератами, что дает последним серьезную власть над судьбами подрастающего поколения. Родителям приходится воспитывать в себе воистину бойцовский дух, чтобы успешно противостоять детскому хныканью и нытью, которые подпитываются постоянным шквалом рекламы из всех средств массовой информации. Родителям предстоит вести упорную ежедневную борьбу за установление первичного контроля над своими собственными детьми. Кэй Хаймовиц из Института американских ценностей, напоминает нам о том, что сегодня «родители вынуждены предпринимать то, что от них не требовалось никогда ранее: намеренно и осознанно подвергать сомнению многие доминантные идеи своей собственной культуры» (Hymowitz, 2003).

4. Недостаточная информация наряду с потоком дезинформации повергают родителей в состояние смятения.

Ежедневно корпорации тратят миллионы долларов на то, чтобы направить наше внимание в определенное русло, часто не посвящая родителей в критически важную для них информацию. Например, большинство родителей, которых я встречаю, даже не знают о том, что Американская академия педиатрии рекомендует проводить перед любыми экранами (включая телевидение, видео игры, компьютеры, смартфоны, планшетные компьютеры и т.д.) не более часа в день детям от 3 до 6 лет и ни одной минуты  –малышам до 2 лет (2011).

Более того, некоторые эксперты полагают такие ограничения Американской академии педиатрии недостаточно жесткими. Исследователи Роберт Хилл (Robert Hill) и Эдуардо Кастро (Eduardo Castro) в своей книге «Избавляясь от Риталина: как нейронная обратная связь может успешно справляться с синдромом дефицита внимания без лекарств» рекомендуют вообще не смотреть телевизор детям до пяти лет. Они подчеркивают: «Мы уверены, что злоупотребление телевизором, особенно у детей младшего возраста, вызывает неврологические патологии. Просмотр телевизора замедляет активность головного мозга, в котором создаются постоянные низкочастотные волны, вызывающие синдром дефицита внимания». Звучит резко, но, несомненно, заслуживает внимания, и поскольку головной мозг малышей чрезвычайно хрупок и уязвим, – это очень серьезная информация, которой многие сегодняшние родители просто не обладают. А доказательств становится все больше. Исследование 2004 г., проведенное Димитрием А. Кристакисом (Dimitri A. Christakis) в Университете штата Вашингтон и университетской детской клинике, недвусмысленно показало, что уже семилетние дети на 10% больше подвержены проблеме дефицита внимания пропорционально каждому часу просмотра телевизора в день. Ученики начальной школы, проводящие четыре часа и более перед экраном телевизора, тратят меньше усилий на учебу, демонстрируют худшие навыки чтения, хуже играют с детьми, испытывают ограниченный интерес к  хобби и другим внешкольным занятиям, чем те, кто меньше смотрит телевизор. Любители длительных телевизионных просмотров меньше читают, больше страдают проблемами внимания, демонстрируют худшие способности к языкам, а также испытывают больше эмоциональных и социальных трудностей (1992). Хотя результаты этого исследования известны не одно десятилетие, большинство родителей о них никогда не слышало. 

5. Экранно-машинная культура обращает массовое сознание к сенсационному и бессмысленному содержанию, одновременно снижая активность и часто высмеивая аналитические и иные мыслительные процессы высокого порядка.

Некий механизм в участках головного мозга человека, ответственных за процессы низкого уровня, побуждает нас обращать внимание на искаженную и странную информацию. Это означает, что наше внимание привлекает скорее доступное по телевизору насилие, приятно возбуждаемая сексуальность и стремительно развивающиеся события, чем некоммерческое телевещание, исторический канал или учитель на уроке. Когда доминируют сенсационная информация и образы, невозможно нормально развивать избирательные процессы внимания или способности мозга сортировать поступающую информацию и решать, что же действительно важно. А родителям нелегко направлять внимание своих детей на важные вещи, когда молодые головы заранее запрограммированы реагировать только на тривиальное.

6. Культура, сконцентрированная на экранах, формирует «машинно-подобное» мировоззрение, относится к людям как к предметам и развивает единственную форму познания – форму «быстрой фиксации».

Герои комедийных телесериалов решают любые проблемы за 30 минут. Реклама лечит любое недомогание покупкой новой машины, а депрессию – новым цветом помады. Фармацевтические компании насаждают образ человека, получающего больше радостей жизни простым приемом пилюли. Постоянные образы быстрой фиксации могут повлиять и на наше понимание того, что лучше для наших детей. Например, абсолютно естественно, что развитие всех живых существ допускает некие вариации. Окружающая же культура, однако, заставляет родителей тревожиться и мучительно искать ответы, в «правильное» ли время мой ребенок овладевает навыками чтения, письма и т.д. Цифровые устройства еще более обострили эту проблему, предлагая мгновенную обратную связь и мгновенные награды в компьютерных играх, а также мгновенное соединение с собеседниками через социальные сети. Учить детей жить и ценить жизнь в условиях медленно развивающейся реальности со всеми ее проблемами, трудностями, неуверенностью и неудачами становится все сложнее. Во многом реальность просто не может состязаться с мгновенно доставляемыми удовольствиями экранных технологий.

Семейная медиаграмотность – эффективное решение

Беспрецедентные перемены требуют новых способов сосуществования семьи и технологии. Осведомленность, решимость и тщательная продуманность своих действий должна взять верх над бездумным использованием технологии и формальных правил. Уделяя внимание вопросам медиаграмотности, родители смогут активно справиться с возникающими трудностями и при этом помочь своим детям стать разумными потребителями медиа и просвещенными гражданами цифрового века.

Что понимается под медиаграмотностью? Слово грамотность связано с высокой компетентностью и обычно означает, что человек умеет читать и писать. Грамотный же человек, с другой стороны, прекрасно начитан, использует и применяет на практике интеллектуальные навыки высокого порядка по широкому ряду вопросов. Соответственно, компьютерная грамотность означает хорошее владение компьютером, а медиаграмотность – способность использовать все формы систем, связанных с медиа, такие как телевидение, фильмы, DVD диски, компьютеры и специализированные видеоигры, подобно тому, как грамотный человек может читать книгу или журнал, учебный текст или газету в силу различных причин.

Первым и важнейшим составным элементом медиаграмотности является целенаправленное использование всех экранных технологий. В конце концов, как родители мы хотим, чтобы дети и подростки контролировали использование своих небольших экранов, а не наоборот. Исследования подтвердили и эксперты знают, что ребенок, бездумно проводящий много времени у экрана телевизора или играющий в видеоигры, будет обладать более низким  уровнем способности грамотного использования медиа. Медиаграмотный ученик, напротив, будет учиться самостоятельно контролировать свое время у экрана, будет способен дозировать подобное пребывание, а не превращать его в привычку просиживать у экрана по 4-5 часов в день. Такой ребенок захочет также заняться и чем-нибудь другим, ведь думающие и творческие дети являются любознательными созданиями, которым предстоит осваивать открывающийся перед ними мир, где экранные технологии – лишь небольшая его часть.

Помимо способности контролировать собственное использование медиа, медиаграмотные дети и подростки знают разницу между различными формами медиа. Аналогично тому, как грамотный человек может отличить сказку от биографии, медиаграмотный знает, как использовать различные типы техники для передачи смысла сообщения. К примеру, комедийные телесериалы – это не документальные фильмы, и хотя музыкальные видео быстрой сменой кадра могут быть очень похожи на рекламные ролики, у рекламных и музыкальных видео своя собственная аудитория, и каждый кадр тщательно создается для того, чтобы «завлекать» именно эту целевую аудиторию.

Правильное распознавание и критическое понимание содержания телевизионных шоу, фильмов и видеоигр составляет третий важный компонент медиаграмотности. Подобно тому, как грамотный человек читает и понимает смысл слов, медиаграмотный читает и пытается понять образы. С помощью анализа, оценки и мыслительных навыков высокого порядка медиаграмотный человек интерпретирует скрытые и явные визуальные послания. Мы хотим, чтобы именно в этом направлении развивались наши дети, чтобы у них вошло в привычку тщательно анализировать все ежедневно поступающие медиаобразы – от рекламы до компьютерных и телефонных приложений.

На мой взгляд, основы обретения медиаграмотности детьми и подростками можно свести к шести базовым умениям:

  • Осознанное, обоснованное и ограниченное использование всех форм экранных технологий.
  • Способность критически оценивать визуальные послания, осознавать их намерение, а также интеллектуальное и эмоциональное воздействие.
  • Способность обмениваться фактами, идеями и осмысленными мнениями о медиа образах.  
  • Глубокое понимание технологий производства медиа, чтобы разбираться в том, как приемы типа ракурс камеры, освещение, монтаж и т.д., влияют на восприятие передаваемых посланий.
  • Способность использовать все экранные технологии целенаправленно и, в конечном счете, грамотно.
  • Мета-уровень понимания, заключающийся в том, что устройства, гаджеты, большие и малые экраны могут способствовать созданию полноценного обмена информацией и передаче нашего личного отношения, если используются грамотно – иначе это может лишь ограничить все человеческое, привести к зависимости и даже аддикции.

Исследования показывают, что медиаобразование в школах способно эффективно снижать негативное воздействие «экранной» жестокости и рекламного обмана на мировоззрение и поведение детей и подростков (Bickham and Slaby, 2012). Следовательно, медиаобразование в семье может быть таким же эффективным. За годы моей работы с родителями я вывела четыре основных постулата, которые могут служить полезными советами:

  1. Установите некое количество правил и стремитесь последовательно претворять их в жизнь.
  2. Создайте медиаграмотное окружение дома: никаких телевизоров в детских спальнях; компьютеры должны находиться в таких местах, чтобы их могли контролировать взрослые; задумайтесь над вопросами: «Какую эмоциональную атмосферу я хочу иметь в моем доме?» и «Что привносит жизнь в наш дом?»
  3. Задавайте вопросы, заставляющие детей задумываться, чтобы они учились критически анализировать то, что видят на экране.
  4. Сами стремитесь к творчеству; используйте экранные технологии в качестве инструментов создания здоровой среды и значимого познавательного опыта.

Важно помнить, что никакое правило или задание на формирование медиаграмотности не принесет результата, если мамы и папы сначала не разберутся в своих собственных ценностях и приоритетах и не будут пытаться ежедневно вовлекать своих детей в разговоры об экранных технологиях. Эти устройства готовы нас поглотить, они во многом уже стали частью нашей повседневной жизни. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы беседы с нашими детьми, обмен идеями и тревогами, и приглашение к откровенному разговору становились частью ежедневной деятельности по использованию информационных технологий, чтобы наши дети, продвигаясь по «минному медиа-полю», знали, где существует безопасный проход.

Родителям нет необходимости сдаваться и опускать руки в отчаянии или мучиться над решением проблемы, как эффективно противостоять экранным технологиям. Первый и самый важный шаг успешного формирования у детей медиаграмотности – это правильно пользоваться своим родительским авторитетом, чтобы установить здоровые взаимоотношения со своими детьми. По словам писательницы Маргарет Витли, «если власть есть сила, порождаемая нашими отношениями, тогда нам стоит заняться установлением здоровых взаимоотношений. А еще очень полезно помнить, что любовь есть самый мощный источник силы» (Margaret Wheatly, 1999).

Литература

  1. American Academy of Pediatrics Council on Communications, “Media use by children younger than 2 years,” Pediatrics, 128(5), 2011, pp. 1040-1045.
  2. Bickham, David and Ronald Slaby. “Effects of a media literacy program in the US on children’s critical evaluation of unhealthy media messages about violence, smoking, and food,” Journal of Children and Media, Vol. 6, Issue 2, 2012, pp.255-271.
  3. Christakis, Dimitri A., MD, MPH; Frederick J. Zimmerman, PhD; David L. DiGiuseppe, MSc; and Carolyn A. McCarty, PhD, “Early television exposure and subsequent attentional problems in children,” Pediatrics, Vol. 113 No. 4 April 2004.
  4. Hill, Robert and Eduardo Castro. Getting Rid of Ritalin: How Neurofeedback Can Successfully Treat Attention Deficit Disorder without Drugs, Hampton Roads Publishing Company, 2002, p.151.
  5. Huston, A. C., Donnerstein, E., Fairchild, H., Feshbach, N. D., Katz, P. A., Murray, J. P., Rubinstein, E. A., Wilcox, B. L., and Zuckerman, D. Big World, Small Screen: The Role of Television in American Society. Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press, 1992.
  6. Hymowitz, Kay. “The Contradictions of Parenting in a Media Age,” in Kid Stuff: Marketing Sex and Violence to America’s Children, edited by Diane Ravitch and Joseph P. Viteritti, The John Hopkins University Press, 2003, p. 228.
  7. McBeth Williams, Tannis. The Impact of Television: A Natural Experiment in Three Communities, New York: Academic Press, 1986.
  8. National Institute of Mental Health Report: Pearl D. Bouthilet, L. Lazar, J. Eds. National Institute of Mental Health, Television and Behavior: Ten Years of Scientific Progress and Implications for the Eighties, vol. 1, Summary Report. Washington D.C.: United States Government Printing Office, 1982.
  9. Rideout, Vicky. Zero to Eight: Children’s Media Use in America, San Francisco, CA: Commonsense Media, 2011, p. 44.
  10. Rubin, Judith. “No more junk toys: rethinking children’s gifts,” Mothering, November-December, 2003, pp.47-48.
  11. Wheatley, Margaret J. Leadership and the New Science: Discovering Order in a Chaotic World, Berrett-Koehler Publishers, 1999, p. 40.

 

bliherbal (Jan. 12, 2018)
Your article had provided me with another point of view on this topic. I had absolutely no notion that things can possibly work with this fashion as well. Thank you for sharing your opinion. obat herbal jantung koroner I would really like to thank you for your properly written content its useful and your writing concept helped me to that with absolutely no difficulty. Many thanks obat herbal kanker payudara I found useful information on this topic as I will be implementing a business project. Cheers posting relative information and its now becoming easier to finish this project obat herbal miom

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum