Volume: 6, Issue: 2

1/09/2014

П.Ф. Каптерев - подвижник высшего педагогического образования
Богуславский М.В. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: П.Ф. Каптерев, педагогическая наука, педагогическое образование, учебно-методический комплекс, автономность педагогического процесса.  

АННОТАЦИЯ: В этой статье наш постоянный автор, известный ученый, историк педагогики М.В. Богуславский рассказывает о жизни и судьбе основателя российского педагогического образования П.Ф. Каптерева, которому в этом году исполнилось 165 лет, и идеи которого продолжают оставаться значимыми для современников как в области теории педагогики, так и подготовки педагогов,  и в решении вопросов семейного воспитания. 


Введение

Когда размышляешь о путях развития высшего российского образования и судьбах его подвижников, то становится ясно, что Петр Федорович Каптерев (1849-1922) – один из столпов отечественного просвещения, которого по праву можно считать основателем российского высшего педагогического образования.  Его более чем полувековая педагогическая деятельность – это беззаветное служение России, высшей школе, преподавателям педагогических институтов, учительству и детям.

Все, за что брался Петр Федорович, он делал капитально, по сути создав российскую педагогическую науку. Каптерев заложил в основание педагогики отечественной высшей школы свои фундаментальные труды «Педагогическая психология» (2), «Педагогический процесс» (7), «Дидактические очерки» (3), «История русской педагогии» (8). Все они не только новаторские для своего времени, но и до сего дня входят в золотой фонд отечественной педагогической мысли, являясь настольными для преподавателей педагогики и педагогической психологии. Поражает и  широта проблематики его творчества. Вот названия некоторых публикаций: «Значение христианства в постановке первоначального воспитания», «Характерные черты среднего образования в Англии», «Трагизм судьбы Гоголя», «О детской лжи», «Ответственность родителей перед детьми».

Коротко о жизни и судьбе Каптерева

Петр Федорович Каптерев родился 20 июля 1849 г. Его отец служил приходским священником в селе Кленово Подольского уезда Московской гу­бернии. Многодетная семья рано лишилась кормильца и находилась, несмотря на выплачиваемую епархией небольшую пенсию, в довольно тяже­лом материальном положении. Детям приходилось много работать в поле и на огороде. Петр, как и его братья - дети священнослужи­теля, мог получить бесплатное среднее образование только в ду­ховных учебных заведениях. Он окончил духовное училище в Подольске и в 1862 г. поступил в духовную семинарию. Как талантливый и дисциплинированный воспитанник, после окончания семинарии в 1868 г. Каптерев был принят уже в высшее учеб­ное заведение – на историческое отделение Московской духовной академии, готовившей кандидатов на высшие церковные должно­сти, образованных богословов, а также преподавателей духовных училищ и семинарий.

После окончания в 1872 г. духовной академии П.Ф. Каптерев, (поскольку он не принял монашество или священнический сан), дол­жен был шесть лет прослужить преподавателем в системе высших и средних духовных учебных заведений. Уже в августе того же 1872 года талантливый выпускник был избран Советом Санкт-Петербургской духовной семинарии пре­подавателем философских учений (логики, психологии, дидакти­ки, педагогики), быстро завоевав уважение коллег и се­минаристов. Ему доверили заведование воскресной школой, избра­ли в члены распорядительного совета правления семинарии. Всех покоряли личность  Петра Каптерева, сила его интеллекта, обширность и глубина знаний, и способность ясно их излагать.

Уже в то время у педагога проявилась склонность к общественной деятельности, и он был принят в Петербургское педагогическое общество. В 1874 г. П.Ф. Кап­терев стал членом совета Петербургского Фребелевского общест­ва, где читал лекции по педагогике и психологии слушательницам курсов - будущим воспитательницам детских садов. Работу на этих курсах он вел в течение четверти века.

Еще во время преподавания в Петербургской семинарии Каптерев постоянно печатался в различных педагогических журналах и приступил к созданию одного из главных своих науч­но- педагогических произведений «Педагогической психологии для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», которое увидело свет уже в 1876 г. в журнале «Народная школа» в виде ряда статей (2). А в следующем году эта книга вышла отдельным изданием. Впослед­ствии, уже значительно переработанная и дополненная, под названием «Педагогическая психология», она была опубликована дважды: в 1883 и 1914гг.

Однако научные интересы Петра Федоровича шли вразрез с уставом духовного за­ведения. Он тяготился службой в нем, но покинуть смог лишь в конце августа 1878 г., когда истек срок обязательной службы по ду­ховному ведомству за четырехлетнее бесплатное обучение в Мос­ковской духовной академии. Однако, сразу устроиться на государственную служ­бу, гарантировавшую постоянный заработок, не смог. Лишь через год ему удалось поступить преподавателем педагогики на Жен­ские педагогические курсы, принадлежавшие Ведомству учрежде­ний императрицы Марии; Ведомство было широко известно своей благотворительной деятельностью. В этой должности Каптерев прослужил около 6 лет. Когда же курсы были преобразованы в женский педагогический институт (1903), он получил разрешение на чтение в нем лекций по психолого-педагогическим дисципли­нам (психологии, дидактике, педагогике, все­общей и русской истории педагогики) на словесно-историческом отделении. В 1912 г. Каптереву было при­своено «в исключение из Закона и не в пример другим» ученое звание профессора по словесно-историческому отделению Акаде­мии наук России.

Все эти годы Каптерев продолжал свою необычайно разностороннюю научно-педагогическую деятель­ность. Он публикует статьи по детской психологии, педагогике, дидактике, логике и даже по русской литературе. В 1879 г. изда­ются его курсы лекций по педагогике и логике, очень востребованные всеми преподавателями педагогики России. В эти же годы он становится организатором и участником многих объединений психологов, педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге (педа­гогическая секция, отдел Я. А. Коменского, а потом К. Д. Ушинского, Родительский кружок), принимает активное участие в подготовке и проведении съездов  по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной психологии, народному образованию.

Без преувеличения можно констатировать, что уже к началу 90-х годов XIX столетия он был одним из самых популярных авторов, книги ко­торого читались не только педагогами и родителями, но и всеми, кто занимался самообразованием.

Более того, похоже, сама судьба благоволила Петру Федоровичу, уготовив ему особое место в развитии высшего педагогического образования и педагогической науки России. В данной сфере он дебютировал своей «Педагогической психологией» в 1877 году. К этому времени уже сошла с педагогической авансцены или даже покинула этот мир плеяда ученых педагогов 1850-60-х гг., которая была связана с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Новых же ярких имен всероссийского масштаба не появлялось. По сути, на протяжении без малого тридцати лет П.Ф. Каптереву, если не в одиночку, то с очень узким кругом педагогических мыслителей – К.Н. Вентцелем,  В.П. Вахтеровым и В.В. Розановым доведется разрабатывать широкие пласты педагогической теории и практики.

И здесь нельзя не поразиться той, по истине, исполинской миссии, на которую Петр Федорович себя обрек. На протяжении трех лет – с 1877-го по 1880-й – он создает комплекс капитальных трудов, заложивших фундамент учебно-методического комплекса высшего педагогического образования и посвященных педагогике, дидактике, истории педагогики, педагогической психологии (10).

В 1914-15 гг. приуроченные к 65-летию мыслителя эти труды были переизданы в существенно переработанном виде. Проанализировав в них широкий спектр основополагающих проблем педагогического образования, П. Ф. Каптерев сумел их связать с  решением таких насущных для того времени вопросов как общественная направленность педагогического процесса, соотношение общечеловеческих и национальных ценностей и пути создания народной школы. Кстати, именно ему принадлежит авторство таких привычных для нас понятий как «педагогическая психология» и «педагогический процесс».

Характеризуя особое место Каптерева в истории педагогической науки, следует обратить внимание еще на два важных аспекта. П.Ф. Каптерев был, по сути, первым в России профессиональным ученым-педагогом, который занимался теорией и историей обучения и воспитания не в виде хобби, а в качестве основной служебной обязанности. И еще, хотя Петр Федорович, несомненно, принадлежит к числу светских ученых-педагогов, причем давшему именно светские ответы на такие важнейшие вопросы как формирование мировоззрения, развитие ума, характера и воли ребенка, все же на его научном творчестве, несомненно, сказалось образование, полученное в Духовной академии. Это, прежде всего, проявляется в стиле его публикаций, который близок к проповедничеству и пасторству, глобальности замыслов и постоянному пристальному вниманию к широкому спектру вопросов духовно-нравственного воспитания.

В данной связи характерно, что среди его многогранного творчества есть тема, которая красной нитью проходит через всю деятельность замечательного педагога. Мы имеем в виду семейное воспитание. Участие Каптерева в Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного воспитания. С 1884 г. на протяжении многих лет он ежегодно делает до­клады о развитии личности и воспитании ре­бенка в семье. А с 1898 г. под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры "Энцик­лопедии семейного воспитания и обуче­ния" (6). Авторами брошюр были видные педагоги, психологи, врачи, ученые и литераторы: А.Н. Острогорский, И.А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П.И. Ковалевский, А.Ф. Кони и другие.

Издание такой серии, включившей около 60 отдельных небольших книг объемом в 60-70 стра­ниц, было посвящено вопросам воспитания и обучения детей, преимущественно дошкольного возраста, т.е. фактически речь шла о домашнем воспитании и обучении, а также о физическом развитии и сохранении здоровья детей младшего возраста.

Основная цель всей этой деятельности педагога – вовлечь отцов и матерей в гуманное воспитание детей, дать им необходимые психологические познания, объяснить, что на самом деле стоит за детской ложью, страхом, мужеством, подражательностью, радостями и печалями, играми и развлечениями.

Кстати, научные труды Родительского кружка при­влекли внимание западноевропейской обще­ственности. На выставке работ подобного рода кружков Франции, Англии, Германии, Бельгии и других стран Петербургский кружок получил в Льеже (Бельгия, 1906) первую премию.

Всегда особую боль вызывало у Каптерева тяжелое положение русского учителя и народной школы. Он стоял у истоков общественного педагогического движения, был редактором и сотрудником ряда журналов, активным участником педагогических съездов, много выступал перед учителями. Долгое время его голос не был слышен властями. Но именно Каптереву в 1915 году министр народного просвещения П.Н. Игнатьев поручил возглавить «мозговой центр» подготовки реформы образования. И то, что в итоге коллективом ученых и практиков были созданы, несомненно, лучшие в отечественной педагогике материалы по реформе образования, состоит его весомая заслуга.

С радостью восприняв Февральскую революцию, он настороженно встретил Октябрьскую. После Октябрьской революции П.Ф. Каптерев некоторое вре­мя живет в Петрограде, однако осенью 1918 г. после долгой бо­лезни и в связи со сложным продовольственным положением в городе он перебирается в г. Острогожск, один из уездных цен­тров Воронежской губернии. Впрочем даже здесь Каптерев не оставляет своего служения делу педагогики. Еще не оправившись от тяжелой болезни легких, он поступает на должность разъезд­ного инспектора уездного Отдела народного образования и вся­чески способствует реформированию школ, в том числе и сель­ских, в Острогожском уезде.

С начала 1919 г. П. Ф. Каптерев, несмотря на болезни и пре­клонный возраст, начинает преподавать сразу в трех учебных за­ведениях Острогожска: двух школах и учительской семинарии, которую скоро и возглавляет. В 1921 г. Каптерев перебирается в губернский центр – город Воронеж. Он становится профессором Воро­нежского университета и одновременно организует педагогиче­ский техникум. В последний год жизни П. Ф. Каптерев успевает сделать очень многое для развития педагогического образования в Воронеже. При техникуме им создаются подготовительные кур­сы, педагогический музей, образцовый детский сад. В ведение ад­министрации техникума передаются две общеобразовательные школы. Сюда же приглашаются читать лекции лучшие профессо­ра Воронежского университета.

«Педагогика и политика», или Вместо заключения

В 1921 году Каптерев публикует пронзительную статью «Педагогика и политика» (9). Это смело, страстно и убежденно высказанный призыв ни в коем случае не превращать учителей и учащихся в разменную монету в политической игре, а школу - в механизм осуществления идеологической диктатуры. В этой последней статье-завещании Каптерев развивает центральную для него идею, своеобразное кредо: педагогический процесс должен быть автономным, то есть свободным от каких бы то ни было влияний извне.

Вот эту статью советская власть так и не могла простить П.Ф. Каптереву. До 1980-х годов его работы не переиздавались, о педагогических идеях если и писали, то как бы сквозь зубы, не забывая подчеркивать, что он выражал «хорошо знакомые, типичные для буржуазной педагогики антинаучные теории аполитичности воспитания» (1, 83).

В настоящее время мы, к счастью, имеем возможность по праву оценить значение П.Ф. Каптерева, этого крупнейшего российского ученого педагога и основоположника отечественной педагогической школы.

Использованная литература

  1. Богуславский М.В. Петр Федорович Каптерев // Подвижники и реформаторы российского образования. М.: Просвещение, 2005. С. 79-83.
  2. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1876.
  3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. СПб., 1885.
  4. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1897.
  5. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб.,1898.
  6. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 4. СПб., 1898.
  7. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905.
  8. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1909. (2-е издание: СПб., 1915).
  9. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика // Педагогическая мысль. 1921. № 9—12.
  10. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические произведения. М., 1982.

     

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum