Volume: 6, Issue: 2

1/09/2014

«Трудные» вопросы высшего образования в России
Ромм, Т.А. [about]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшее образование, постиндустриальное общество, профессионализм, социальное воспитание, гуманизм.

АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрены дискуссионные аспекты развития высшего образования в России в современных условиях (идеологии, методологии, целеполагания).


Трансформация высшего образования в современных условиях – предмет междисциплинарных и межсекторных обсуждений. При всех преимуществах подобного подхода видится, как минимум, три сложности. Первое – «доступность» темы. Обсуждение того, «как лечить», «как управлять государством» и «как учить», находится в сфере компетентности всех, зачастую сводя разговоры о происходящем в высшем образовании к его общественным аспектам, без осмысления глубинных причин и демаркации экономических, политических, психолого-педагогических, управленческих процессов. Как следствие, результаты таких обсуждений слабо конструктивны.

Второе – некоторая избыточность темы. Приблизительно с середины 1970-х годов, в западной науке проблемы образования в целом, высшего, в частности – одни из самых популярных и обсуждаемых (Ф. Кумбс и др.). Начиная с 1992 г., вопросы о том, каковы перспективы высшего образования в новых общественных условиях, широко обсуждаются и в российском обществе. Самый цитируемый в России журнал в разделе «образование и педагогика» по версии РИНЦ  (Российский индекс научного цитирования)2 – «Высшее образование в России» (и еще порядка 50-ти журналов, в которых обсуждаются вопросы высшего профессионального образования). Но иногда кажется, что активность дисскутантов по проблематике высшего образования носит характер «отчетов с мест» и вряд ли имеет смысл для кого-нибудь, кроме самих обсуждающих.

Третье. Существующая практика высшего образования очень сильно подвержена влиянию (если не сказать жестче) диктату многочисленных управленческих решений (в терминах «модернизации», «оптимизации», «реформирования», «форсайтов» и пр.), идущих сверху и усиливающих в современной ситуации неопределенность и стохастичность этой самой практики.

На наш взгляд, первый круг вопросов должен касаться осознания изменения идеологии высшего образования, которая вызвана сменой его методологической парадигмы. Принимая во внимание принципиальную многозначность и изменчивость общества постиндустриального типа, необходимо признать расширение образовательного пространства, увеличение его насыщенности и многообразия и, следовательно, постоянно изменяющийся вид высшего образования как части социальной реальности. Высшее образование сегодня может быть интерпретировано в различных контекстах, с точки зрения различных смыслов (антропологических, социальных, общественных, профессиональных, государственных и пр.), каждый из которых «схватывает» какую-то часть, сторону этого феномена. Говоря о высшем образовании, используют такие уточняющие характеристики, как «непрерывное образование», «профессиональное образование», «фундаментальное образование» и пр. Другими словами, расширяется сущность высшего образования, что в определенной мере растворяет его цели и задачи в «образовательном образе жизни» (LifelongLearning – «образование через всю жизнь»). Это отвечает запросам жизни современного человека, но и затрудняет представление о том, что именно несет собственно высшее образование, в чем его специфика в отличие от других. Например, сегодня степень бакалавра в России может быть присвоена и по окончании университета, и по завершении колледжа в отдельных направлениях подготовки. Недавно в системе высшего образования появилось понятие «прикладного» и «академического» бакалавра. Высшее образование предлагают университеты (классический, технический, педагогический), академии, институты и пр.

По мнению А. П. Огурцова и В. В. Платонова, образы образования историчны в различных исторических смыслах слова – историчны сами по себе, историчны в той мере, в какой они выявляют исторические особенности процесса системы образования, историчны в формах своей реализации [6]. Очевидно, что образ современного высшего образования исходит из необходимости ориентироваться, с одной стороны, на социальные запросы общества постиндустриального типа, которое утверждает ценности профессионализма, утилитаризма и пр. С другой, интеллектуальную основу высшей школы формирует комплекс обществоведческих, гуманитарных идей современности. К их числу относится культурологический, антропологический, феноменологический контексты, которые создают возможности представления высшего образования как смыслообразующей деятельности, что предполагает усиление значимости субъектной направленности всех его компонентов. Реализация данного аспекта содержания образования стала возможной благодаря развитию «феноменологического направления» в педагогике (И. Д. Демакова, А. Ф. Закирова, Л. М. Лузина и др.), которое связано с индивидуальной реализацией познавательных возможностей педагога и «ведет к формированию его образа мыслей, что гораздо важнее, чем усвоение правил, форм, фактов, дат» [1, с. 18]. В этом педагогическом направлении образование реализуется через идеи понимания и переопределения социальной ситуации. Для этого в процессе обучения акценты должны быть сделаны на эмоционально-личностную сторону, которая позволяет актуализировать субъективное переживание объективных ситуаций.

К сожалению, стиль отечественного педагогического мышления по-прежнему может быть охарактеризован как «однозначно-рецептурный, репродуктивный» (В.А. Сластенин). Для него свойственно доминирование позитивистских и сциентистских установок. Положения современного гуманитарного контекста по поводу сущности Человека и его развития, которые являются предметом пристального внимания со стороны социальной антропологии, феноменологии, когнитологии, культурологии, семиотики, информатики недостаточно проработаны на уровне теории и практики высшего образования. В результате наблюдается разрыв между декларируемыми установками, задающими ракурс представлений о высшем образовании, его целях и содержании, и их практическим осуществлением. Например, говорим о «понимающих методах в дидактике», о «человеке в совокупности всех его сущностей», о «центрации на личность» и пр., а на практике реализуем все тот же системно-деятельностный подход, который опирается на бихевиоризм, причинно-следственные связи, реактивное поведение обучающихся. Это свидетельствует о глубоко укоренившейся в сознании педагогов российских вузов приверженности к «субъект-объектной» (технократической, классической) парадигме (концепции) обучения.

Неопределенность с идеологией высшего образования не способствует обоснованному ответу на ключевой вопрос, имеющий исторический характер: каковы цели высшего образования. Высшее образование как «образование в культуре» или как «профессиональная подготовка»? Кого должен выпускать университет: образованного человека или профессионала? С одной стороны, налицо ориентация на овладение профессией. Постиндустриальная стадия цивилизационного развития вызывает необходимость не просто повышения уровня образования, но формирования иного типа интеллекта, мышления, отношения к быстроменяющимся производственно-техническим, социальным, информационным реалиям. Основной ценностью этой концепции является ориентация на профессионализм и организацию обучения во взаимосвязи с требованиями рынка и социальным заказом современного общества. С другой стороны, присутствует убеждение, что узкая специализация — это порок, что фундаментализация образования не исчерпала себя. Поскольку первый, и во многих отношениях решающий этап образования – это и особый период жизни человека, то исходить нужно из того, чтобы готовить молодежь к «универсальной» деятельности, которая ее ожидает в быстро меняющемся «практическом» мире. И, прежде всего, надо научить умению работать с постоянно меняющейся, далеко не всегда доброкачественной информацией. Решение данного вопроса заостряет проблему гуманитаризации высшего образования. По словам М. Мамардашвили, человек не может добиться серьезных достижений в одной области, если он равен нулю в других, то же самое относится и к обществу в целом. Невозможно разработать или воспринять развитые технологии на фоне, скажем, убогой гуманитарной или политической культуры.

Цели образования изменились и не только потому, что современное сообщество оказалось на рубеже веков радикально измененным и постоянно меняющимся. Вопрос об изменениях в образовании невозможен без осознания изменений, происходящих с главным субъектом педагогической реальности – Человеком. Если быть точным, то – с «Человеком обучающимся»: учеником, студентом. Неучтенность этих изменений, произошедших и происходящих на психофизиологическом и социальном уровнях становится основой многих противоречий сегодняшнего обучения и воспитания.

Мы вынуждены фиксировать факт того, что современный студент не в состоянии оценить, усвоить, освоить тот режим взаимодействия, который ему предлагает вуз, не способен соответствовать тому уровню образовательных целей, которые перед ним ставит общество, не готов к выполнению тех профессиональных ролей, которые ожидает профессиональное сообщество и т.д. Однако причины этого кроятся и в том, что изменился социально-психологический и возрастной статус детей и подростков: изменились рамки и нормы возрастного развития, они сдвигаются в сторону более старших возрастов, с другой стороны многие социальные, поведенческие модели, наоборот, значительно «молодеют», на что неоднократно обращают внимание современные психологи, физиологи [См., напр., 10]. Мы должны признать, что современный студент, как минимум, не соответствует тем нормам, которые были привычны для нас 10-20 лет назад. Он по своему психическому, социальному развитию иной не только на уровне становления психических процессов. Мы видим распространенность социально-психологического инфантилизма, социального ретреардизма, социальной регрессии. Это не может не сказываться на ценностном аспекте образования. Как минимум, мы наблюдаем разрыв ценностей образования с точки зрения сформированности в понимании разных субъектов образовательного процесса; зачастую тот уровень принятия целей образования, которые мы ожидаем, просто еще не вызрел. Анализ «страхов» студентов первого курса (Н. Н. Киселев) подтверждает это: молодые люди опасаются новой непривычной, неосвоенной среды; отсутствия специфических практических навыков обучения в ВУЗе; нового (студенческого) коллектива и необходимости освоения в нем; отсутствия опыта взаимодействия с вузовскими преподавателями; несформированности свой профессиональной, социальной и личностной идентичности; несоответствия ожиданиям и пр. [3, с. 194]. Все перечисленное усиливает дезадаптивность, как стабильное состояние первокурсника в вузе, от которого требуется не только эффективное «учебное» поведение, но и соответствие целям и стратегическим ожиданиям эпохи постиндустриальности: формирование чувства ответственности, успешности, рациональности.

Методология целеобразования и целеполагания предполагает актуализацию позиции всех участников процесса образования, осмысление целей и задач с точки зрения их потребностей, возможностей. В процессах целеообразования и целеполагания принимают участие, как минимум, «три силы»: общество, студент (обучающийся) и преподаватель (обучающий). Социальный заказ общества высшему образованию обсуждается достаточно широко (компетентностная модель, профессионализм, стандартизация, сетевизация, информативно-коммуникативная компетентность и т.д.). Замечу лишь, что зачастую интересы и потребности общества в высшем образовании ограничены или даже подменены доминирующими интересами государства. Но есть еще работодатель, есть научный подход, есть родители учащихся, есть общественность в самом широком смысле. Кроме того, в целеполагании должны быть учтены потребности и возможности преподавателя высшей школы, которые, как показывает историческая тенденция, занимают ключевое место в совершенствовании содержания высшего образования. Но исследования ожиданий и устремлений всех участников профессиональных школ свидетельствуют о том, что они совпадают редко [8]. Так, с одной стороны, высшее образование уже перешло на двухуровневую модель подготовки специалиста (бакалавр-магистр), а для представителя работодателя (например, директор школы) до сих пор неясны профессиональные различия (преимущества?) этих двух выпускников педагогического вуза.

Еще одна группа вопросов связана с состоянием методики высшего образования. Традиционно комплекс вопросов теории и практики профессиональной подготовки (Е.В. Андриенко, Е.П. Белозерцев, А.А. Деркач, В.А. Сластенин и др.) опирался на концепцию, согласно которой образование должно обеспечивать развитие личности путем организации его деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), и, прежде всего – учебной. (Хотя реальность вузовского образования и в советский период была различной. Так, уникальность подготовки педагогов на историко-педагогических факультетах в ряде вузов СССР (Кострома, Новосибирск, Курск, Челябинск, Воронеж), во многом, заключалась именно в ее направленности не столько на освоение учебных дисциплин, сколько на эмоционально-личностную сторону процесса профессионального самоопределения [9].) В современной ситуации развитие профессионализма должно быть связано с «работой» над ценностной картиной мира педагога, в которой самыми значимыми становится ценностная ориентация на понимание и личностное знание, диалог. Налицо актуальность разработки таких технологий, методик, которые позволяют решать данные задачи: кейс-методы, супервизия и др., ориентирующихся на повышение мотивации студента к обучению.

Все перечисленное, на наш взгляд, актуализирует важность социального воспитания в вузе, которое направлено на решение задач профессиональной социализации психолого-педагогическими средствами, к числу которых могут быть отнесены: сложившаяся система традиций в жизнедеятельности организации (факультетов), сотрудничество с учреждениями социальной и профессиональной сферы, активная социальная деятельность студентов (добровольчество, волонтерство), символическая культура, «педагогика событий», коллективное творчество и пр., – которые формируют субъективно значимую систему профессиональных, личностных, социальных ценностей [7].

Социальное воспитание в вузе решает следующие задачи:

  • адаптирует к новым условиям жизнедеятельности (среда обитания и обучения);
  • компенсирует недостатки первичной социализации (в том числе – недостатки социальности молодого человека);
  • развивает профессиональность (формирует навыки социального взаимодействия в рамках профессии, знакомит с нормами и правилами профессионального поведения);.
  • способствует инкультурации, позволяя осваивать культурный потенциал среды вуза и социума.

Эффективность подобного социально-воспитательного подхода подтверждает, например, существующая в течение 40 лет традиция проведения адаптационного сбора первокурсников в Институте истории, гуманитарного и социального образования-ИИГСО (ранее – историческом факультете) НГПУ [3]. Стратегия «упреждающей» адаптации (выездной сбор проводится до начала аудиторных занятий в университете), которая осуществляется демонстрацией коллективного и целостного образа (в виде деятельности, информации, стиля отношений) силами коллектива студентов-старшекурсников, преподавателей Института, способствует снижению возможности искажения информации, получаемой студентами от отдельных сверстников или сотрудников университета), формирует позитивный образ самой организации (вуза), процесса обучения в нем и своих будущих личностных перспектив.

Таким образом высшее образование в России развивается в глобальном процессе смены основной парадигмы образования (кризис классической модели и системы образования, разработка новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке, создание экспериментальных и альтернативных школ); сохраняя при этом актуальные с точки зрения современных задач традиции отечественной высшей школы (традиция воспитания и пр.).

… Достаточно посмотреть заголовки и тематику обсуждений названных вопросов в публикациях, очевидной становится их пессимистичная тональность через призму «кризиса высшего образования». Признание нестабильности мира и человека современной эпохи чрезвычайно усиливает «феномен риска». В связи с этим факт кризисного состояния образования и его структур, часто обусловленный дефицитом прежде всего финансового обеспечения, объективен. Однако исторический, сравнительный анализ позволяет утверждать, что редко какое общество было удовлетворено своей системой образования. Даже в относительно благоприятные времена разговоры о кризисе образования, об отставании образования от запросов жизни, о падении интересов к овладению знаниями были типичны. Более того, можно привести примеры, когда люди высоко оценивали систему образования в других странах, но были недовольны существующей системой образования в свой стране (рассуждения о «запущенности образования» в Японии, критика «растущей волны посредственности» в США). Такая слагаемая кризиса наблюдается и в нынешней России.

В словаре термин «кризис» определяют, как: суд, перелом, переворот, пора переходного состояния; перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. И в этой связи кризис в образовании не всегда следствие финансовой недостаточности; нередко он – результат непонимания роли образования, значения его в гуманистически ориентированном социальном прогрессе.

Возвращаясь к толкованию «кризиса», можно обратить внимание и на то, что в китайском языке данный термин записывается двумя иероглифами: «вэй» – «опасность», «страх», и «цзи» – «возможность». Можно ли рассматривать кризис высшего образования в России сегодня не только через призму недостаточности, опасностей, проблем, но и как ресурс, движущую силу?

Использованная литература

  1. Демакова И. Д. Междисциплинарный подход в теории воспитания: в поисках новой методологии // Вопросы воспитания. – 2012. - № 1 (10). – С. 14 – 19.
  2. Закирова А. Ф. Педагогическая герменевтика: социокультурный контекст и научно-образовательная практика // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. – 2010. - № 5. – С. 4 – 10.
  3. Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе института истории, гуманитарного, социального образования НГПУ как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 190 – 195.
  4. Кумбс Ф. Т.  «Кризис образования в современном мире. Системный анализ» / Пер. с англ.; Под ред. Г. Е. Скорова. М.: Прогресс, 1970. -  261 с.
  5. Лузина Л. М. Синтез методологий как система методов, позволяющая увидеть человека без редукций и упрощений // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 55. - № 1. – С. 4 – 7.
  6. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования ХХ век. – СПб: РХГИ, 2004
  7. Ромм Т. А. Социальное воспитание – ресурс развития социальности в человеке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – Т.16. - № 2. – С. 11-15.
  8. Ромм Т. А., Богданова Е. В., ХлытинаО. М.Совершенствование и развитие профессиональной педагогической школы: сборник материалов по итогам проведенного исследования. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 128 с.
  9. Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28 – 30 окт. 2009 г.) / под общей ред. Н. М. Рассадина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. – 324 с.
  10. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы  построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 47 – 56

1 Статья подготовлена в рамках гранта президента РФ по поддержке ведущих научных школ, проект НШ 2486-2014.6

2 http://elibrary.ru

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

vans sko

canada goose black friday

nike shoes

oakley sunglasses

uggs outlet

coach outlet

pandora jewelry

ysl outlet

nike trainers

coach outlet online

adidas shoes

canada goose outlet

rayban sunglasses

ralph lauren polo

mulberry sale

polo outlet

lakers jerseys

christian louboutin outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

canada goose jackets

coach outlet online

ferragamo outlet

tory burch outlet

nike foamposite

dansko shoes

oakley sunglasses

michael kors outlet

prada shoes

ralph lauren outlet

mbt shoes

ugg outlet

ugg outlet

yeezy boost

christian louboutin outlet

nhl jerseys

pandora jewelry

uggs outlet

tory burch shoes

polo ralph lauren

michael kors outlet

uggs outlet

tory burch outlet

ralph lauren outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses

toms sko

air huarache

kevin durant shoes

michael kors outlet

nike outlet

uggs

burberry outlet

nike roshe

mulberry bags

vans shoes

ugg boots

ugg outlet

mont blanc pens

nfl jerseys

polo ralph lauren

ugg boots

fitflops sale clearance

swarovski outlet

uggs outlet

jordan shoes

ralph lauren polo

soccer shoes

mont blanc pens

ugg outlet

cheap nfl jerseys

supreme clothing

ugg boots

fitflops

michael kors outlet

jordan shoes

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

swarovski outlet

coach outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

michael kors uk

canada goose jackets

coach outlet

oakley sunglasses

canada goose outlet

swarovski outlet

ed hardy clothing

chicago blackhawks jerseys

ray ban sunglasses

nike shoes

michael kors outlet

coach outlet online

michael kors outlet online

moncler outlet

coach outlet

michael kors handbags

christian louboutin shoes

michael kors bags

oakley sunglasses

toms sko

nike store uk

fitflops

michael kors outlet

nike outlet

jordan shoes

ugg outlet

coach outlet

oakley sunglasses

mulberry outlet

oakley sunglasses

michael kors outlet

kicks nice

pandora outlet

pandora charms

polo ralph lauren

coach outlet

birkenstock sandals

reebok outlet store

adidas nmd

swarovski crystal

coach factory outlet

adidas uk

nfl jerseys

coach outlet

christian louboutin outlet

uggs outlet

fitflops shoes

prada sunglasses

puma shoes

ugg outlet

coach outlet

air huarache

cheap jordans

michael kors outlet

oakley sunglasses

fitflops sale clearance

adidas sko

ray ban sunglasses

kobe 9

pandora charms

nfl jerseys

christian louboutin outlet

toms sko

nike air max

ugg outlet

polo outlet

ray ban sunglasses

canada goose outlet

reebok trainers

ferragamo outlet

michael kors outlet online

true religion jeans

michael kors outlet

canada goose jackets

soccer jerseys

true religion jeans

coach outlet

mcm outlet

hogan scarpe

christian louboutin outlet

uggs outlet

timberland boots

michael kors outlet

hermes birkin

polo ralph lauren

polo ralph lauren

pandora charms

new balance shoes

canada goose outlet

ugg outlet

oakley sunglasses

oakley sunglasses

nike sko

links of london

michael kors outlet

coach outlet online

polo ralph lauren

adidas trainers

coach outlet

montblanc pens

mac cosmetics

oakley sunglasses

polo outlet

longchamp handbags

ray-ban sunglasses

polo ralph lauren

ugg outlet

ray ban sunglasses

kate spade outlet

coach outlet store online

canada goose parka

michael kors handbags

coach outlet

canada goose outlet

cleveland cavaliers jersey

canada goose jackets

true religion outlet

salomon sko

ray ban sunglasses

polo ralph lauren

coach outlet online

ray ban sunglasses

mulberry outlet

nike sko

michael kors outlet online

ugg outlet

nike trainers

mont blanc pens

canada goose jackets

longchamp solde

true religion jeans

ferragamo shoes

20171226caihuali
linmangmu (Dec. 25, 2017)

golden goose sneakers

adidas stan smith sneakers

led shoes

adidas nmd

hermes belt

balenciaga sneakers

adidas nmd runner

nike polo shirts

vibram five fingers

adidas stan smith shoes

roshe run

hogan outlet online

nike huarache

fitflops

adidas yeezy

adidas nmd r1

cheap nfl jerseys

tom ford sunglasses

yeezy boost 350

curry 4

lebron james shoes

atlanta falcons jersey

vans shoes

adidas ultra boost

nike roshe run

michael kors uk

adidas outlet

cartier bracelet

mlb jerseys

100% real jordans for cheap

yeezy boost 350 v2

reebok shoes

air force 1

fitflops sale clearance

lacoste online shop

kyrie 3 shoes

yeezy boost

yeezy boost

michael kors outlet online

lacoste outlet

yeezys

michael jordan shoes

yeezy shoes

real jordans for sale cheap

air jordans

yeezy shoes

kevin durant shoes

pandora bracelet

true religion jeans

balenciaga shoes

golden goose

birkin bag

adidas shoes

yeezys

kobe 9

prada glasses

air force 1

kobe basketball shoes

balenciaga sneakers

yeezy boost 350

cheap jordans

yeezy shoes

chrome hearts online

chrome hearts

adidas outlet

longchamp handbags

yeezy boost 350 v2

kobe 11

nike air max 2018

authentic jordans

chrome hearts

nike mercurial

asics running shoes

jordan retro

nike roshe run

hermes handbags

van cleef

goyard bags

adidas superstar

air max

adidas tubular shadow

longchamp longchamps

dior sunglasses

ferragamo belt

jordan retro 12

air yeezy

kyrie 4

yeezy shoes

led shoes for kids

adidas gazelle

vans outlet

nike roshe one

golden goose outlet

longchamp handbags

nike huarache

ysl handbags

fitflops

kd shoes

tory burch outlet

vibram fivefingers

curry 4

retro jordans

cheap jordans

lebron 13 shoes

longchamp bags

michael kors outlet

hermes belt

kate spade outlet

adidas neo

kyrie shoes

longchamp

tory burch shoes

supreme hoodie

moncler outlet

nike zoom running shoe

michael kors outlet

ysl bags

adidas stan smith

kate spade handbags

hogan outlet

yeezy

michael kors handbags

adidas yeezy

nike air zoom

nfl jerseys

vans shoes

adidas superstar shoes

kyrie irving shoes

nhl jerseys

balenciaga shoes

jordan 13

yeezy shoes

ferragamo belts

air jordan

air jordan shoes

golden goose sneakers

michael kors handbags

air jordan

tory burch shoes

nike air max 2017

adidas superstar shoes

van cleef arpels

kobe 9

longchamp bags

nike polo

gucci belt

roshe shoes

michael kors outlet

kyrie 3

adidas tubular

Kanye West shoes

air max 90

http://www.kobebasketballshoes.us.com

golden goose

nba jerseys

nike free

air max 2016

links of london

goyard bags

true religion

asics shoes

yeezy boost 350

james harden shoes

adidas tubular

links of london

adidas yeezy boost

adidas tubular

adidas nmd

michael kors outlet

yeezy boost 350

adidas ultra

nike air zoom

lebron 14

longchamps

curry 3 shoes

reebok outlet

jordan 4

converse outlet store

pandora charms

links of london outlet store

nike roshe uk

harden shoes

dior glasses

yeezy boost 350 v2

tom ford eyewear

kobe basketball shoes

bape hoodie

true religion

longchamp bags

nike air force 1

nike air huarache

adidas nmd

timberland outlet

air max 90

nike zoom

yeezy boost 350 v2

longchamp outlet

christian louboutin

stephen curry shoes

adidas tubular

michael kors outlet store

nike air max 90

jordan 11 retro

kate spade outlet online

kobe 11

jordan shoes

kobe sneakers

air max 2018

links of london sale

yeezy boost 350

nike dunks

cheap jordans

michael kors outlet online

hermes belt

jordan 12

louboutin shoes

curry shoes

michael kors factory outlet

timberland boots

kobe shoes

christian louboutin shoes

louboutin shoes uk

pandora charms

prada sunglasses

gucci belts

jordan shoes

air jordan 13

http://www.kobeshoes.uk

longchamp outlet

michael kors outlet online

bape hoodie

adidas ultra boost

retro jordans

michael kors handbags

birkin bag

goyard handbags

nike air huarache

basketball shoes

ultra boost

nmd

falcons jersey

adidas nmd

adidas superstar

curry 3

nike air max

lacoste polo

longchamp sale

yeezy boost

adidas outlet online

nike free run

cheap jordans

lacoste outlet

100% real jordans for cheap

jordan shoes

adidas nmd

adidas ultra boost uncaged

lebron 14 shoes

nike football boots

nike air max

cheap nba jerseys

longchamp handbags

led shoes

yeezy boost 350 v2

cheap jordans

air max 2017

longchamp bags

true religion outlet

adidas tubular shadow

kobe shoes

nike zoom

adidas online shop

birkin bag

goyard handbags

pandora jewelry

nike basketball shoes

air jordan shoes

light up shoes

adidas ultra boost

jordan shoes

converse shoes

hermes belts for men

chrome hearts

chrome hearts online

converse outlet

adidas outlet

adidas eqt

cheap mlb jerseys

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum