Volume: 6, Issue: 2

1/09/2014

Основные направления и условия активности вузов в партнерских сетевых сообществах
Ромм, М.В. [about] , Ромм, Т.А. [about] , Заякина, Р.А. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: партнерское сетевое сообщество, научно-академическая партнерская сеть, профессиональная партнерская сеть, современный университет.

АННОТАЦИЯ: Статья анализирует партнерские сетевые сообщества, активно создаваемые с участием вузов. Сформулированы условия успешности сетевой деятельности вуза в научно-академических и профессиональных сетевых сообществах. 


Интенсификация всех сфер народного образования является ключевым приоритетом российского общества и государства. Для решения данной стратегической задачи создан в определенном смысле «реестр» внешних требований, которые профильное министерство (далее – административный регулятор) предъявляет вузам на государственном уровне. Эти требования сводятся к разнообразным внешним по отношению к вузам предписаниям, мониторингу качества работы последних сквозь призму довольно жестких критериев соответствия. Анализируя эти критерии, нетрудно заметить, что многие из них прямо или косвенно затрагивают различные аспекты социально-сетевой активности вуза. К таковым относятся совместные с зарубежными учеными научные проекты; проведение всевозможных международных симпозиумов, конференций, летних / зимних научных школ; реализация совместных образовательных программ; студенческая и академическая мобильность и др. Сетевая активность является не только неотъемлемой частью деятельности современного университета, но и показателем его успешности. Академический обмен, стажировки, программы двойных дипломов, создание и расширение консорциумов для реализации крупных научно-исследовательских проектов, которые могут объединять вузовские научные школы, научно-исследовательские центры, институты и отдельные лаборатории – вот неполный перечень взаимодействий, осуществляемых по сетевому принципу. Возникла насущная необходимость осмысления природы сетевого взаимодействия вузов и определения наиболее эффективных моделей сетевого сотрудничества.

По традиции социальные сети принято рассматривать в качестве структурных образований, устойчивых социальных связей и отношений, объединяющих находящихся в коммуникации социальных акторов. По сути «сеть представляет собой набор отношений» [Кадушин 2012, 14]. Под связями и отношениями, наряду с коммуникационными взаимодействиями, понимается также любой обмен ресурсами. Сетевые отношения и взаимодействия, согласно Р. Хойслингу, можно «символически изобразить в виде каналов, по которым протекают различные виды социальной активности участвующих в ней акторов» [Хойслинг 2003, 36]. В дальнейшем мы будем исходить из того, что социальная сеть – это совокупность формально-неформальных связей (отношений) между сетевыми акторами, которые позволяют последним в процессе сетевого взаимодействия добиваться увеличения  сетевого капитала. Любая социальная сеть относительно полезна и значима для ее участников с точки зрения повышения их адаптивного потенциала и коммуникативной компетентности, социальной устойчивости и функциональной результативности.

При попытке переноса базовых положений сетевой теории в отечественные реалии жизни вузов исследователь сталкивается с рядом известных затруднений. Например, в дополнительном уточнении нуждается тематический сюжет о том, почему активно создаваемые формальные социальные сети с участием вуза, несмотря на единство их базовых структурных оснований, на практике столь разнятся эффективностью сетевого взаимодействия?

Мы постулируем три всеобщих принципа, определяющих специфику и характер фоновых практик сетевых сообществ вообще и вузовских сетевых сообществ в частности:

1. Сетевое сотрудничество.

2. Сетевая конкуренция.

3. Сетевая симуляция.

Если сетевое сообщество функционирует на основе принципа сотрудничества, результатом реализации данного принципа выступает партнерское сетевое сообщество. Если сетевое сообщество функционирует на основе принципа конкуренции, следствием реализации данного принципа предстает конкурентное сетевое сообщество. И наконец, если сетевое сообщество функционирует на основе принципа имитации, итогом реализации данного принципа является симуляция сетевого сообщества.

Опуская весь спектр возможных моделей, остановимся на одной из наиболее успешных – сетевом партнерстве.

Сущность сетевого партнерства

Сегодня понятие партнерства является мультидисциплинарным: им оперируют экономика, юриспруденция, политология, социология. Более того, в широком смысле партнерством называют любые деловые отношения. Называя одну из моделей сетевого сотрудничества вузов «партнерством», мы, прежде всего, подчеркиваем такие ее существенные характеристики, как осознанность, активность, открытость сетевых акторов к взаимодействию, разделение общего круга ценностей, мотивированность на достижение общезначимых целей, взаимное доверие и извлечение взаимной выгоды как материального, так и нематериального характера.

Особо отметим, что партнерские отношения предполагают развитие. Для формирования сетевого партнерства недостаточно простой фиксации сетевых связей и эпизодических интеракций, недостаточно латентных, «подразумеваемых» отношений. Необходимо нечто большее: постоянная динамика обмена сетевым капиталом. Вообще любую сетевую деятельность организации можно измерить по двум критериям: по степени стремления к сближению с другими организациями (потенциальными партнерами) и по разнообразию приобретенных навыков такого сближения [Kadushin 2012]. Иными словами, вуз должен желать стать частью партнерской сети и уметь входить в такие сети или создавать их вокруг себя.  

Таким образом, партнерские сетевые связи – это:

1)  осознанно выстраиваемые сетевые связи, основанные на доверии агентов-партнеров;

2) сетевые связи, предполагающие осуществление совместной деятельности;

3) сетевые связи,  нацеленные на достижение общего, желаемого всеми сетевыми партнерами результата.

Благодаря установлению устойчивых партнерских сетевых отношений рождается сетевой капитал, становящийся исключительным сетевым ресурсом. Сетевой капитал обладает безусловной ценностью в глазах партнеров и доступен только через партнерские связи. [Подр. о природе сетевого капитала см.: Wellman, Frank 2001]. Он может охватывать актуальные для достижения целей информационные блоки, совместно рожденные адаптивные стратегии, социальные коды доступа к необходимым внесетевым ресурсам и пр. Рассмотрим основные направления деятельности вузов, по которым партнерские сетевые связи и отношения развиваются наиболее динамично. 

Научно-академические партнерские сетевые сообщества

Академические и научные связи, построенные по сетевому принципу – не новость для исследователя, изучающего мир науки. Более того, и сам научный мир устроен как глобальная сеть. «Интеллектуалы склонны чувствовать, что какая-то идея не вошла полностью в их реальность, пока ее нет в системе ссылающихся друг на друга книг и журналов, системе, которая конституирует продукты деятельности интеллектуального сообщества» [Коллинз 2002, с.73]. Реализация принципов партнерства в научно-академических сетевых сообществах возможна при соблюдении ряда условий:

Во-первых, деятельность сетевого актора (научного кластера, академического института, конкретной научной школы или отдельного ученого) должна быть максимально открыта для партнеров. Именно открытость дает почву для взаимодействия и дальнейшего развития отношений в сети.

Во-вторых, каждый партнер должен обладать стремлением и ресурсным потенциалом для изменения собственной сетевой позиции в сторону ее укрепления (в идеале – выдвижения на уровень наибольшей сетевой значимости). Иными словами, все партнеры должны чувствовать относительное равенство возможностей.

В-третьих, вуз как партнер должен представлять профессиональный, академический и научный интерес для прочих акторов. Здесь подчеркивается фактор вовлеченности в общий созидательный процесс.

И, наконец, в-четвертых, актор партнерской научно-академической сети должен быть попросту способен поддерживать скорость коммуникаций, так как постоянная включенность в процесс формирования единого сетевого капитала есть непременное условие его сетевой востребованности.   

Профессиональные партнерские сетевые сообщества

Современному вузу просто необходимо позиционировать себя в профессиональных сетях: среди ведущих региональных предприятий соответствующего профиля, высокотехнологичных производств, профессиональных гильдий, отдельных профессионалов, достигших успеха в конкретной области. Производственные предприятия и профессиональные объединения могут выступать не только в качестве площадок для освоения студентами практических навыков и мест потенциального трудоустройства, но и как квалифицированное экспертное сообщество, способное существенно сократить разрыв между содержанием учебных программ и реальными потребностями рынка. С этой точки зрения сетевое партнерское взаимодействие вуза сводится, прежде всего, к выстраиванию отношений с такими ключевыми для профессионального развития акторами-партнерами. Отметим, что партнерские профессиональные сети с участием вуза все чаще оказывают значительное влияние на экономическую и социальную жизнь региона. Можно в полной мере говорить о социальности современного высшего образования [см.: Ромм Т.А. 2010]. Выделим условия реализации принципов партнерства в профессиональных сетевых сообществах.

Во-первых, вуз, стремящийся войти в подобное сетевое сообщество, должен обладать статусом профессионала в данной области. Направления подготовки и специальности, кадровый состав, лабораторное оборудование – все должно соответствовать экономическим реалиям и требованиям рынка труда. Только в этом случае вузы могут восприниматься предприятиями и сообществами профессионалов в качестве интересных и перспективных партнеров.

Во-вторых, важным условием успешности в партнерской профессиональной сети является ареал сетевой вовлеченности вуза. Чем большее количество сетевых партнеров напрямую взаимодействуют с университетом, тем выше его «корпоративный рейтинг», то есть уровень доверия к нему внутри профессиональной корпорации. А, следовательно, тем более привлекателен он в глазах удаленных акторов (потенциальных партнеров). Повышение уровня доверия может достигаться различными путями, но непременными условиями будут глубокое понимание принципов профессиональной этики и следование правилам профессионального общения с партнерами. Отметим, что расширение партнерской сети напрямую связано с увеличением возможностей вуза (трудоустройства выпускников, профессионального обмена навыками, знаниями, информацией). 

В-третьих, профессиональное партнерство выдвигает на первый план «силу слабых связей» [Грановеттер]. Зачастую именно ключевые партнеры, благодаря эффекту доверия, позволяют использовать собственные удаленные ресурсы, доступ к которым напрямую у вуза отсутствует. Условием для получения такого своеобразного «вотума доверия» является сетевая установка на участие и взаимопомощь, что, в свою очередь, невозможно без понимания партнерами значимости вуза для обменных процессов, протекающих в профессиональной сети. Достижение такой сетевой позиции во взаимодействии с партнерами – для вуза важнейшая задача, открывающая новые возможности его профессионального развития.  

Итак, мы попытались раскрыть некоторые особенности партнерских сетевых сообществ с участием отечественных вузов, а также прояснить ряд условий, соблюдая которые вуз значительно продвинется в достижении выгодных и продуктивных сетевых позиций.

Использованная литература

  1. Грановеттер М. Сила слабых связей // Эконом. социология. 2009. Т. 10, №4. С. 31–51.
  2. Заякина Р.А., Ромм М.В. Инновационный вуз как субъект сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 118 – 124.
  3. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / пер. с англ. Н.С. Розова, Ю.Б. Вертгейм. – Новосибирск: НИЦ Сибирский хронограф, 2002.
  4. Ромм М.В., Лучихина Л.Ф. Зарубежные традиции исследования социальных сетей // Идеи и идеалы. 2011. Т. 1, № 2. С. 77 – 90.
  5. Ромм Т.А. Социальность современного образования // Идеи и идеалы. 2010. Т. 1, №1. С. 80 – 87.
  6. Kadushin Ch. Understanding social networks: theories, concepts and findings / NY: Oxford University Press, 2012.
  7. Wellman B., Frank K. Network Capital in a Multi-Level World: Getting Support in Personal Communities // Social Capital: Theory and Research, ed. by Nan Lin, Karen Cook and Ronald Burt. Chicago: Aldine DeGruyter, 2001. Рp. 233 – 273.

1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ «Теоретико-методологические основания изучения деятельности вуза в партнерских сетевых сообществах», № 14-06-00353. Публикация продолжает серию материалов, посвященных уточнению роли сетевых практик, феноменов и взаимодействий в современном образовательном пространстве. См.: [Ромм М.В., Лучихина 2011, Заякина, Ромм М.В. 2013].

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum