Volume: 6, Issue: 2

1/09/2014

Проблема становления гуманистической позиции будущего педагога
Липкина, Н.Г. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагог-фасилитатор, воспитание педагога нового типа, Януш Корчак, мотивационные образования, диалог индивидуальностей, учебная и внеучебная деятельность в вузе.

АННОТАЦИЯ: Автор статьи размышляет о насущных проблемах формирования педагога нового типа – педагога-фасилитатора и показывает, как изучение трудов Януша Корчака и организация учебной и внеучебной работы, основанной на идеях великого польского гуманиста, меняет ценностные ориентиры и мотивационную направленность студентов педагогического вуза.  


Современный период в российском образовании – время смены ценностных ориентиров. Если школа уходящего времени была ориентирована на передачу большого объема знаний, то современная - на личность учащегося как на субъект воспитания и развития, главной целью которого будет стремление к поиску жизненных смыслов и к ценностному самоопределению.   В этих условиях должен претерпеть существенные изменения и процесс подготовки педагога. Актуальной проблемой становится формирование его гуманистической позиции, становление педагога-фасилитатора, который не просто владеет системой знаний и умений  по организации образовательного процесса, но и обладает совокупностью нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности на земле.

Пять искусств, которыми должен владеть фасилитатор: искусство понимания, искусство уважения, искусство помощи и поддержки, искусство договора, искусство быть самим собой– делают его человеком, способным стать и другом для ребенка, и Учителем в высшем понимании этого слова. Именно благодаря способности быть фасилитатором педагог создает условия для сотрудничества и сотворчества с детьми, вместе с ними находит проблемы и в совместном поиске ищет решение этих проблем.2Традиционная система простой передачи знаний студенту не способна выполнить эту задачу. Необходим иной подход. Становление гуманистической позиции педагога в период обучения в ВУЗе – важный шаг на пути подготовки фасилитатора. Путь воспитания, а не просто обучения будущего учителя, способного стать фасилитатором, нам представляется следующим:

  • Большую роль в становлении гуманистической позиции педагога, безусловно, играют знания, но не любые, а те, которые способствуют познанию мира детей, их радостей и бед, своего места в этом мире, базовых педагогических ценностей (рациональный уровень).
  • Воспитание гуманности как свойства личности возможно в ситуации, когда знание не просто понято, но пережито (уровень эмоционально-ценностного отношения) и принято личностью. На этом уровне осуществляется формирование позитивного отношения к базовым педагогическим ценностям.
  • На следующем уровне пережитое и принятое знание должно быть реализовано в действии, в педагогической деятельности, в основе которой – забота о конкретных детях, нуждающихся в педагогической помощи и поддержке.
  • Заключительный этап – рефлексивный: осмысление результатов деятельности, переживание чувства радости, удовлетворения от того, что кому-то удалось помочь, достичь позитивных результатов, или неудовлетворения, если что-то не получилось; поиск более эффективных способов педагогической деятельности, их коррекция, осмысление ошибок.

Первое приближение студента к проблемам воспитания детей осуществляется в курсе «Введение в педагогическую деятельность». Именно на первом этапе обучения  важно заложить систему отношений, которые, развиваясь на последующих курсах, помогут студенту приблизиться к идеалу педагога XXI века: человеку культуры, гуманисту – фасилитатору.

Осмыслить современные подходы к воспитанию, выйти на уровень их понимания помогает обращение к наследию педагога-гуманиста Януша Корчака. На первом курсе мы со студентами погружаемся в мир Корчака, чтобы научиться у него искусству понимания ребенка:   как создать условия для утверждения себя последним как личности в системе человеческих отношений в мире взрослых, как разрешить противоречие между потребностью ребенка в ощущении собственной независимости и его реальной зависимостью от мира взрослых. Изучая со студентами работы Корчака и сравнивая их с традиционными подходами к воспитанию, где последнее понимается как процесс целенаправленного формирования личности, мы приходим к выводу: в основе авторитарной педагогики лежит взгляд на ребенка как на будущего взрослого, и основной смысл детства понимается как подготовка к жизни. Этим во многом и объясняется стремление педагогов обрести абсолютную власть над ребенком, подчинить его себе, сделать таким, каким хочется взрослому. За всем этим – обесценивание детства, взгляд на него лишь как на подготовительную ступень к настоящей, взрослой жизни3. Изучение работ Корчака, обращение к его биографии, педагогической деятельности позволяет студентам понять:  детство – не подготовка к жизни, а сама жизнь, оно – абсолютная ценность, и от того, сумеет ли человек пережить радость детства, зависит во многом, каким взрослым он вырастет. Погружение в творчество Корчака, осмысление его жизненного и творческого пути позволяют студентам понять, пережить и принять его идеи. (Студенты читают его работы, смотрят и обсуждают фильмы «Расскажите сказку, доктор» и «Корчак», готовят доклады с презентациями по его книгам).

Изучение педагогического наследия выдающегося педагога носит активный характер: это и написание творческих работ, и  постановка спектаклей по мотивам его произведений, и проведение круглых столов со студентами и школьниками по проблемам детства. Обращаясь к работам Корчака, студенты открывают для себя истинные педагогические ценности, познают мир детской души, задумываются над тем, что необходимо, чтобы взрослый  видел в ребенке партнера, уважал его индивидуальность, вел с ним диалог, был способен чувствовать его сердцем.

«Произведения Корчака дают нам много больше, чем любой учебник по педагогике, – пишет студентка математического факультета Светлана Куфтина, – потому что в них – живая душа педагога, любящего ребенка и мечтающего о лучшей доле для него». «Читая Корчака, стремишься проникнуться написанным и пропустить все через себя.  Став в будущем учителем, я приложу все усилия, чтобы стать человеком, способным вести с детьми диалог, научиться понимать их», – слова другой студентки этого факультета Татьяны Загорских.

Почему мы считаем необходимым обращение к работам великого педагога, писателя, врача Януша Корчака студентов, которые только начинают изучать педагогику на первом курсе?

Потому что Корчак, проработав с детьми более 30 лет, знал и понимал их как никто другой.

Потому что Корчак, сам будучи воспитателем многих поколений ребят, знал и понимал этот труд как никто другой.

Потому что Корчак, замечательный писатель и публицист, умел как никто другой разговаривать и с детьми, и с воспитателями. В его текстах нет прямых методических указаний по педагогической работе с детьми, но в каждой его работе виден умный, тонкий наблюдатель, знаток детства, умудренный опытом практик, мечтатель и суровый реалист одновременно. И студенты, обращаясь к его трудам, ведут диалог и сталкиваются с чудом открытия умного, доброго, понимающего собеседника, так необходимого каждому думающему человеку.

Потому что сегодня очень актуален взгляд Корчака на детство как абсолютную ценность. Без светлого счастливого детства, считал Корчак, вся жизнь человека впоследствии будет чем-то уродливым, искаженным. Следовательно, надо это детство как полноценный этап жизни беречь, охранять. Ребенок – уже полноценный человек, хотя в ином масштабе, нежели взрослый.

Наконец, просто потому что Корчак погиб в лагере смерти Треблинка вместе с верными помощниками, сотрудниками и детьми, которых он не мог оставить в их смертный час.

Студенты обращаются к одной из главных книг по проблеме воспитания детей «Как любить ребенка» и находят там мысли, которые поражают их своей глубиной и мудростью:  « Мой принцип: «Пусть дитя грешит... Помни: в конфликтах с совестью вырабатывается моральная стойкость»4. «Позволь детям ошибаться и радостно стремиться к исправлению»5. «Не сам поступок, а побуждение характеризует нравственный облик и потенциальные возможности ребенка»6и «Я могу пробудить то, что дремлет в душе ребенка, но не могу ничего создать заново. И буду смешон, если стану сердиться из-за этого на себя или него»7. Именно эти и другие поразившие их мысли становятся предметом обсуждения на занятиях по педагогике.

Работа над персоналиями великих педагогов продолжается и во внеучебное время. Так, готовясь к традиционному в Пермском педагогическом университете фестивалю спектаклей «Мое педагогическое кредо», студенты математического факультета инсценировали повесть Корчака «Когда я снова стану маленьким»8. Свой выбор они обосновали следующим образом: именно в деятельности и педагогических сочинениях Корчака содержатся идеи, актуальные сегодня и способные решать проблемы гуманизации воспитания детей – уважение прав ребенка и, прежде всего, признание права ребенка быть самим собой, быть тем, кто он есть. И читая эту повесть, они учились педагогике уважения  ребенка, педагогике понимания проблем детства – именно в этом они увидели свое педагогическое кредо.

Но только осмыслить и пережить гуманистические идеи Корчака недостаточно для формирования направленности личности, которая определяет тенденции поведения человека, будучи системой мотивационных образований (С.Л.Рубинштейн)9.Важно включить будущего учителя в деятельность по реализации этих идей. Организуя деятельность, мы ставили задачу учить студентов педагогике уважения, которая предполагает не просто знание основополагающих прав ребенка, но и умение осуществлять взаимодействие с ним на принципах диалога, предполагающего равноправие всех участников, взаимное уважение и принятие, взаимопонимание. Данная деятельность строится по следующим направлениям: организация рефлексивно-творческого практикума, в основе которого лежит формирование у студента позитивного отношения к себе и окружающим, создание условий для развития позитивной, оптимистической Я-концепции; организация практикума коммуникативной компетентности, цель которого – учить умению строить отношения с детьми, слышать собеседника, уважать его позицию, понимать партнера по общению; включение студентов в деятельность, требующую проявления эмпатии, принятия, заботы и ответственности. Это волонтерская деятельность в детском доме, которая осуществляется в форме диалога индивидуальностей (студент и воспитанник детского дома),  а также участие студентов в организации деятельности, совместно с воспитанниками детского дома села Суксун и учащимися школы № 7 г. Перми.

Работа в форме диалога индивидуальностей велась в детском доме № 3 г. Перми. У каждого студента появился младший друг – воспитанник детского дома. Вместе они собирались для проведения коллективных творческих дел, организуемых в детском доме, посещали театры и концертные залы, музеи педагогического университета; воспитанники детского дома гостили дома у студентов, а также получали индивидуальную помощь по ряду изучаемых в школе предметов (математика, информатика). В процессе этой деятельности, гуманной по существу, проявлялись и закреплялись умения, полученные в ходе практикумов, развивалась коммуникативная компетентность студентов, формировалась гуманистическая ориентация.

Студенты оказывали также активную помощь учащимся школы №7 г. Перми в организации совместной деятельности с воспитанниками Суксунского детского дома, пропагандировали идеи Януша Корчака. На детей большое впечатление произвел круглый стол, посвященный жизни и педагогической деятельности Корчака, проведенный в школе №7, участниками которого стали студенты, педагоги и учащиеся школы, а также педагоги и воспитанники суксунского детского дома.

Обращаясь к педагогическому наследию Корчака, студенты осознавали, что воспитание – это не целенаправленное формирование личности ребенка (ничего нельзя сформировать, минуя желание и потребности самого ребенка), это скорее процесс совместного с ребенком проживания жизни, диалог, предполагающий равноправие его участников, ориентацию на взаимопонимание, сотворчество и со-развитие. Необходимым условием результативности воспитания является гуманистический характер взаимоотношений педагога и ребенка. Этому невозможно научить традиционными средствами, (хотя наша система педагогического образования до сих пор ориентирована прежде всего на передачу знаний), это можно «взрастить» в студенте, создав для этого благоприятные условия, включив его самого в систему развивающих и развивающихся отношений с детьми, а также с педагогами, осуществляющими обучение в диалоге, погрузив будущих учителей в атмосферу заботы и любви к тем, кто в этом так нуждается.

На втором курсе студенты знакомятся с воспитательной системой Корчака (Валеева, 2010), и она их тоже многому учит.  Они открывают для себя, что гуманистический подход польского педагога  – это не вседозволенность и попустительство, а забота о развитии детей, что, в свою очередь,  немыслимо без разумного педагогического требования. Как известно, формой требования в воспитательной системе Корчака были детский Совет самоуправления и детский сейм. Товарищеский суд был призван научить детей обдумывать свои поступки, быть самостоятельными и ответственными. Обращение к воспитательной системе Корчака помогает студентам осмыслить сущность процесса воспитания, понять неразрывную связь воспитания и самовоспитания. Корчак создавал благоприятные условия для самовоспитания детей10. С большим интересом студенты знакомятся с системой опекунства в доме сирот Корчака. Не случайно хороший опекун, которому удавалось подготовить несколько «товарищей», нередко становился педагогом.

Опыт выдающегося педагога помогает студентам ощутить, что педагогика – живая, развивающаяся наука. Окунувшись в мир педагогических идей Корчака, студенты, как правило, присваивают ценности, без которых невозможно стать фасилитатором.

Использованная литература

  1. Валеева Р.А. Воспитательная система Януша Корчака. Российско-американский форум образования. Том 2 (1), 2010. Электронный ресурс: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1000716&iid=6
  2. Демакова И.Д. Размышления о воспитательных системах и воспитательных пространствах. Российско-американский форум образования. Том 1 (3), 2009. Электронный ресурс:http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1000672&iid=4
  3. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1979. – ХХII, 474 с.
  4. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким. (Лето в Михалувке. – Слава) – М.: Детская литература, 1964. – 254 с.
  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, том II. – М., Педагогика, 1989. – 323 с.
  7. Rogers C.R. (1983). Freedom to Learn for the 80s. Columbus, OH: Charles Merill.

2См.: Rogers, C.R. (1983). Freedom to Learn for the 80s. Columbus, OH: Charles Merrill, 135-136.

3Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.- с. 17.

4Там же, с. 141.

5Там же. с. 142.

6Там же. с. 145.

7Там же. - с.147.

8См.: Корчак Я. Когда я снова стану маленьким. (Лето в Михалувке. – Слава) – М.: Детская литература, 1964. – 254 с.

9См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, том II. – М., Педагогика, 1989. -  С.40-49.

10Например, с целью побудить ребенка к самовоспитанию в Доме сирот регулярно проводился плебисцит. Присвоение званий в результате плебисцита – товарищ, равнодушный квартирант, обременительный пришелец – побуждало детей к осмыслению своей позиции, способствовало работе над собой.

 

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum